Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утверждены
постановлением избирательной
комиссии Краснодарского края
от 23 марта 2006 года 1086-П
Рекомендации
по организации проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления
подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей
избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидатов,
муниципальных списков кандидатов при проведении
муниципальных выборов в Краснодарском крае
Согласно части 3 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) и части 1 статьи 22 Закона Краснодарского края "О муниципальных выборах в Краснодарского края" (далее - Закон Краснодарского края) избирательная комиссия, организующая муниципальные выборы (далее - избирательная комиссия), обязана провести проверку соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения каждого кандидата, муниципального списка кандидатов.
Для проведения указанной проверки целесообразно создать рабочую группу из числа членов и работников аппарата избирательной комиссии, привлеченных специалистов. К такой проверке могут привлекаться члены нижестоящих избирательных комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, юстиции, военных комиссариатов, а также специализированных учреждений и организаций, осуществляющих учет населения. Их письменные заключения могут служить основанием для признания недостоверными подписей избирателей и соответствующих им данных, содержащихся в подписных листах. Для установления достоверности указанных данных избирательная комиссия вправе использовать ГАС "Выборы".
Проверке могут подлежать все представленные подписи или часть этих подписей, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов, количества подписей. Для выборочной проверки отбирается одинаковое количество подписей, собранных в поддержку выдвижения каждого кандидата, муниципального списка кандидатов. Число подлежащих проверке подписей определяется избирательной комиссией не позднее дня представления кандидатом, избирательным объединением документов для регистрации (при числе представленных для регистрации подписей менее 100 рекомендуется произвести проверку всех представленных подписей).
Избирательная комиссия обязана первоначально осуществить проверку оформления всех представленных для регистрации кандидата, муниципального списка кандидата подписных листов.
При обнаружении нарушений порядка оформления подписных листов, ведущих к признанию содержащихся в них подписей избирателей недействительными, признанные по этому основанию недействительными подписи избирателей включаются в итоговый протокол проверки подписных листов. Данные подписные листы в отборе подписей для проверки посредством случайной выборки (жребия) не участвуют.
В случае принятия избирательной комиссией решения о проверке определенной доли подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, муниципального списка кандидатов, подписные листы для выборочной проверки отбираются посредством случайной выборки (жребия), процедура проведения которой определяется избирательной комиссией.
Случайная выборка (жребий) производится в помещении избирательной комиссии не позднее дня, следующего за днем представления подписных листов и выдачи письменного подтверждения о приеме избирательных документов для регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов.
Для проведения случайной выборки используются подписные листы и протокол об итогах сбора подписей избирателей, представленные кандидатом, избирательным объединением в соответствии с фактическими результатами приема подписных листов (в случае несовпадения представленного при сдаче документов на регистрацию количества подписей в поддержку кандидата, муниципального списка кандидатов и количества, указанного в протоколе об итогах сбора подписей, в указанный протокол вносятся соответствующие изменения, которые заверяются подписью кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения).
Выборка может осуществляться с помощью лототрона (вращаемого барабана и лотов с номерами) либо светонепроницаемого мешка или ящика. В барабан лототрона (мешок, ящик) закладываются на бумажных или иных носителях лоты с номерами от "1" до "5". Единицей случайной выборки является подписной лист. Кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения или уполномоченное ими лицо, произвольно вынимают из барабана (мешка, ящика) лот с номером первого подписного листа, подлежащего проверке. Последующие подписные листы, подлежащие проверке, определяются методом прибавления к номеру лота цифры 5 и дальнейшего последовательного прибавления данной цифры к получаемому номеру подписного листа, подлежащего проверке (то есть проверке подлежит каждый пятый подписной лист в каждой представленной папке).
Например:
- при лоте "1" проверке подлежат подписные листы NN: 1, 6, 11, 16, 21, 26, 31, 36, 41, 46, 51 и т.д. по каждой папке;
- при лоте "5" проверке подлежат подписные листы NN: 5, 10, 15, 20, 25, 30, 35, 40, 45, 50 и т.д. по каждой папке.
Выборка может осуществляться также с помощью кубика с нанесенными на его грани цифрами либо точками, количество которых соответствует определенной цифре. В случае выпадения цифры шесть кубик перебрасывается.
Если в выборку попадает подписной лист, который при первоначальной проверке оформления представленных для регистрации подписных листов был признан оформленным с нарушением требований Закона Краснодарского края, в выборку включатся следующий по порядку подписной лист.
Количество подписей в подписных листах, отобранных для проведения проверки, последовательно суммируется до достижения требуемого количества. Если в результате последовательного суммирования подписей в подписных листах, подлежащих проверке по итогам проведенной выборки, их количества будет недостаточно для достижения установленной величины, проверке подлежат те подписи, которые содержатся в подписных листах последней папки, начиная с последнего непроверенного подписного листа при обратном их отсчете (например: 100, 99, 98 и т.д.). При этом подписные листы, отобранные по результатам случайной выборки, пропускаются. Если в последней папке содержится меньшее количество подписей избирателей, чем это необходимо для достижения установленной величины, проверке в аналогичном порядке подлежат те подписи, которые содержатся в подписных листах предпоследней папки.
После завершения процедуры отбора номеров подписных листов оформляется протокол случайной выборки подписных листов (приложение 1, 2), который подписывается лицами, участвовавшими в ее проведении. Один экземпляр указанного протокола передается кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения, а второй - остается в избирательной комиссии.
При проверке избирательной комиссией всех подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, муниципального списка кандидатов и представленных для регистрации, отбор подписных листов для проверки не производится и протокол случайной выборки не составляется.
При проведении жеребьевки и при проверке подписей, представленных кандидатами, избирательными объединениями (в том числе проверке оформления подписных листов), вправе присутствовать любой кандидат, выдвинутый по соответствующему избирательному округу и представивший установленное количество подписей избирателей, его уполномоченные представители или доверенные лица, уполномоченные представители избирательных объединений, выдвинувших кандидатов, муниципальные списки кандидатов и представившие необходимое для регистрации количество подписей избирателей. О времени проведения проверки подписных листов избирательная комиссия обязана сообщить указанным лицам заблаговременно. Проверке подлежат все подписи, содержащиеся в подписных листах, отобранных для проверки.
Первоначально проводится проверка данных об избирателях и лицах, осуществлявших сбор подписей, через ГАС "Выборы". В случае выявления сведений, не соответствующих действительности, а также при отсутствии в указанной системе сведений об избирателях или лицах, осуществлявших сбор подписей, по ним проводится дополнительная проверка в органах, осуществляющих регистрацию и учет граждан.
По результатам проверки достоверности подписей и данных, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной или недействительной.
Подпись избирателя является достоверной, если не установлена её недостоверность и (или) недействительность в соответствии с частями 8, 9, 10, 11 статьи 22 Закона Краснодарского края.
Проверке и учету не подлежат подписи, находящиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) лицами, заверяющими подписные листы, до представления подписных листов в избирательную комиссию, если исключение (вычеркивание) специально отмечено в подписном листе или в протоколе об итогах сбора подписей до представления подписных листов в избирательную комиссию. Внесение каких-либо исправлений в подписные листы, после их представления в избирательную комиссию, не допускается.
Избирательная комиссия не вправе восполнять и (или) устранять нарушения, допущенные кандидатами, уполномоченными представителями избирательных объединений, иными лицами при оформлении подписных листов и иных документов, представляемых при выдвижении и регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов.
В случае, если при проверке подписных листов обнаруживается несколько подписей одного и того же лица в поддержку выдвижения одного и того же кандидата, муниципального списка кандидатов достоверной считается только одна подпись, а остальные подписи считаются недействительными.
Подписи, собранные с участием органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций всех форм собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса, либо с принуждением избирателей в процессе сбора представленных подписей, либо с вознаграждением избирателей за внесение представленных подписей, либо на рабочих местах, либо в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, иных социальных выплат, а также при оказании благотворительной помощи признаются недействительными.
Недостоверными считаются подписи, выполненные от имени разных лиц одним лицом или от имени одного лица другим лицом. Подписи, выполненные указанным образом, признаются недостоверными на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей.
При решении вопроса о том, какие подписи считаются недействительными, необходимо руководствоваться требованиями части 11 статьи 22 Закона Краснодарского края.
При обнаружении в подписном листе заполненных строк, не соответствующих закону, не учитываются только подписи в данных строках, за исключением случаев, указанных в пунктах 7, 11, 12 и 14 части 11 статьи 22 Закона Краснодарского края.
Специально оговоренные при составлении подписного листа исправления и помарки не могут служить основанием для признания подписи недействительной, если не установлена ее недостоверность и (или) недействительность в соответствии со статьей 22 Закона Краснодарского края. Не могут служить основанием для признания подписи избирателя недействительной имеющиеся в сведениях о нем сокращения, не препятствующие однозначному восприятию этих сведений.
Во время проведения проверки подписных листов составляется выбраковочная ведомость (приложение 3), а по ее окончании - итоговый протокол проверки подписных листов (приложение 4), которые подписываются руководителем рабочей группы и представляются избирательной комиссии для принятия соответствующего решения. При осуществлении проверки подписей в подписных листах, составлении выбраковочной ведомости и итогового протокола может использоваться таблица кодов нарушений (приложение 5).
В выбраковочную ведомость и итоговый протокол проверки подписных листов включаются данные о первичной проверке оформления представленных подписных листов. Кроме того, в итоговом протоколе указывается количество заявленных, количество представленных и количество проверенных подписей избирателей (количество отобранных для проверки), а также количество подписей, признанных недостоверными или недействительными, с указанием оснований признания их таковыми.
Копия протокола передается кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения не позднее чем за двое суток до заседания комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации этого кандидата, муниципального списка кандидатов.
В случае если в результате соответствующей проверки установлено, что представленных подписей недостаточно для регистрации или превышена предельная величина доли недостоверных и недействительных подписей среди подписей, подвергшихся проверке, кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения вправе получить в избирательной комиссии одновременно с копией итогового протокола заверенные копии ведомости проверки с указанием оснований (причин) признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей, а также получить копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными и (или) недействительными.
Отказ в регистрации кандидату по результатам проверки подписей избирателей, собранных в его поддержку, регламентируется нормами пункта 5 части 2 статьи 74 Закона Краснодарского края, отказ в регистрации муниципального списка кандидатов - нормами пункта 4 части 1 статьи 90 указанного Закона. При этом согласно указанным статьям, а также части 14 статьи 22 Закона Краснодарского края при выборочной проверке подписей процент выявленных недостоверных и (или) недействительных подписей определяется от количества подписей, отобранных на основании решения избирательной комиссии посредством случайной выборки (жребия), а при проверке всех подписей избирателей - от их фактически представленного количества.
Обнаружение 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей не является основанием для отказа в регистрации кандидату либо муниципальному списку кандидатов, если для их регистрации требуется представление 199 и менее подписей избирателей. В этом случае основанием для отказа в регистрации может являться только выявление такого количества недостоверных и (или) недействительных подписей, за вычетом которого числа остающихся достоверных подписей недостаточно для регистрации.
Итоговый протокол прилагается к решению избирательной комиссии о регистрации (об отказе в регистрации) кандидата, муниципального списка кандидатов. Повторная проверка подписных листов, внесение изменений в протокол комиссией, составившей протокол, после принятия ею указанного решения не допускается.
При решении вопроса о регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов на заседании избирательной комиссии рассматриваются все представленные кандидатом, избирательным объединением и рабочей группой документы. Избирательная комиссия по документам, представленным рабочей группой, принимает решение либо о согласии с результатами проверки подписных листов и признании подписей, указанных в выбраковочной ведомости и итоговом протоколе проверки подписных листов, недостоверными, либо частично или полностью не согласиться с результатами проверки рабочей группы и принять по конкретным подписям соответствующее решение.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.