Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика проблемы и цель Программы
Программа разработана в соответствии с требованиями Закона Краснодарского края от 10 июля 2001 года N 384-КЗ "О прогнозировании, индикативном планировании и программах социально-экономического развития Краснодарского края" и постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 10 июня 2008 года N 548 "О создании системы управления по целям и результатам деятельности в органах исполнительной власти Краснодарского края".
Концепция национальной безопасности и экологическая доктрина Российской Федерации предусматривают коренное улучшение экологической ситуации в России. Устойчивое развитие территории, высокое качество жизни и здоровья ее населения, а также национальная безопасность могут быть обеспечены только при условии сохранения природных систем и поддержания соответствующего качества окружающей среды. Природная среда должна быть включена в систему социально-экономических отношений как ценнейший компонент национального достояния.
Экономия на природоохранных мероприятиях оборачивается огромными экономическими потерями, объявленный рост экономики становится отрицательным, а экологические издержки, напротив, оказываются окупаемыми вложениями (при условии надлежащего учета и отражении экологических ущербов в цифрах валового регионального продукта, темпов экономического роста и т.п.).
В последние годы в экономике Краснодарского края наблюдались сравнительно устойчивые темпы развития. В то же время экологическая обстановка имеет устойчивую тенденцию к ухудшению. Создание условий для устойчивого социально-экономического развития Краснодарского края с обеспечением бюджетной самодостаточности не должно сопровождаться экологической деградацией региона. Качество окружающей среды становится одним из ключевых факторов конкурентоспособности Краснодарского края, оказывая прямое влияние на демографическую ситуацию и здоровье населения.
Мероприятия по охране окружающей среды должны быть направлены на создание благоприятных условий жизни населения, повышение туристической и рекреационной привлекательности региона, развитие и комплексное использование его природно-ресурсного потенциала. Это становится еще более актуальным в связи с утверждением города Сочи местом проведения зимней Олимпиады 2014 года.
Интенсивное использование природных ресурсов края приводит к их загрязнению, истощению и деградации экологических систем. Во всех крупных городах и населенных пунктах Краснодарского края отмечается высокий уровень антропогенной нагрузки на естественные экосистемы.
1.1. Характеристика проблем, на решение которых направлена данная Программа,
анализ причин возникновения указанных проблем и обоснование их решения
на ведомственном уровне
Создание условий для устойчивого социально-экономического развития Краснодарского края, обеспечения бюджетной самодостаточности не должно сопровождаться экологической деградацией региона. Благоприятное состояние окружающей среды является важным фактором социально-экономической стабильности Краснодарского края.
Ежегодно в бюджете Краснодарского края планируются средства на реализацию мероприятий по охране окружающей среды и формируется пообъектный перечень их финансирования. Но для позитивного изменения экологической обстановки в крае этого недостаточно. Сложность и взаимозависимость экологических проблем, их межотраслевой характер, затрагивающий различные сферы экономики, отсутствие механизма координации действий между ведомствами, ежегодный пересмотр и утверждение приоритетности финансирования природоохранных мероприятий, разобщенность принимаемых мер, недостаточность финансирования в рамках одного финансового года, несогласованность источников финансирования делают невозможным решение экологических задач без применения программного метода.
Исходя из сложившейся экологической ситуации определен перечень приоритетных экологических проблем:
1.1.1. Загрязнение окружающей среды и природных ресурсов
Подземные воды, разведанные для хозяйственно-питьевого водоснабжения в северных и других районах края, в основном отвечают требованиям государственных стандартов для питьевых вод. Но по многим водозаборам отмечается повышенное содержание в воде железа, марганца, аммиака и сероводорода, высокая цветность воды.
Решением Совета Безопасности Российской Федерации от 30 января 2008 года "О мерах по обеспечению экологической безопасности в Российской Федерации" (пункт 6) органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано разработать и утвердить программы улучшения экологической ситуации в регионах, обратив особое внимание на решение проблем, связанных с обеспечением населения качественной питьевой водой.
1.1.2. Деградация экосистем и истощение природных ресурсов
Деградация водных объектов.
В последние годы из-за отсутствия достаточного финансирования не ведется расчистка русел рек, которая и ранее велась бессистемно и только на отдельных небольших участках. В результате русла рек утратили дренажную способность, заросли водной растительностью, на некоторых участках практически полностью.
Современное состояние ранее высокопродуктивных кубанских лиманов и водохранилищ свидетельствует об их регрессии: снижается рыбопродуктивность и полезная нерестовая и выростная площадь. Часть водоемов делится на более мелкие, другая - мелеет и превращается в плавневую часть "отшнурованных" и "тупиковых" водоемов. Такое состояние лиманов обусловлено хозяйственной деятельностью предприятий. Зарегулирование стока реки Кубани приводит к снижению поступления речной воды в лиманы, уменьшению проточности водоемов. Сброс в лиманы возвратных вод с рисовых систем, применение минеральных удобрений в бассейне реки Кубани способствуют интенсивному зарастанию водоемов погруженной и полупогруженной растительностью, резкому сокращению воспроизводственных площадей для судака на 80 процентов и для тарани - на 22 процента по сравнению с семидесятыми - восьмидесятыми годами прошлого века.
Деградация особо важных природных объектов и территорий.
Основное значение в сохранении устойчивости территории имеет биологическое и ландшафтное разнообразие. Показателем и способом сохранения биоразнообразия являются существующие особо охраняемые природные территории (далее - ООПТ) различного статуса.
В настоящее время система ООПТ Краснодарского края включает 11 заказников, 404 памятника природы и 3 курорта регионального значения. Однако фактическое состояние ООПТ ухудшается в связи с нарушением установленного законом режима особой охраны и отсутствием надлежащего финансирования и управления этими территориями. Инвентаризация ООПТ проведена в 2008 году. Но статус земель и режим их использования не отражен в государственном земельном кадастре, что приводит к погрешностям при оформлении землеустроительных документов. В связи со сменой пользователей земельных участков многие из них не имеют охранных обязательств и допускают нарушения режима хозяйственной деятельности, установленного для ООПТ.
В условиях реформирования прав собственности на землю перевод части земельного фонда в категорию земель ООПТ становится чрезвычайно актуальным.
Создание и ведение кадастра ООПТ, который является основным региональным нормативным правовым комплексным документом, позволит грамотно планировать социально-экономическое развитие региона с учетом требований сохранения природных ресурсов и хозяйственных возможностей территории.
Кроме того, территория Краснодарского края является перспективной для развития экологического туризма. Реализация проектов, связанных с различными формами организации экологического туризма, позволит не только привлечь финансовые средства, но и реанимировать целый ряд населенных пунктов путем перепрофилирования деятельности населения.
Не менее важный аспект сохранения биоразнообразия - ведение Красной книги Краснодарского края, которая представляет собой официальный документ, содержащий свод сведений о распространении, состоянии и необходимых мерах охраны находящихся под угрозой исчезновения редких таксонов (объектов животного и растительного мира), обитающих (произрастающих) временно или постоянно на территории Краснодарского края, утвержденный постановлением главы администрации Краснодарского края от 26 июля 2001 года N 670 "О Красной книге Краснодарского края".
1.1.3. Ухудшение экологической обстановки и качества окружающей среды,
повышение экологической опасности
Отсутствие системы государственного экологического мониторинга на территории Краснодарского края.
Конституция Российской Федерации закрепляет право своих граждан "на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию об ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу граждан экологическим правонарушением".
Безопасность становится одним из важнейших критериев социального развития, которое должно стать одновременно и устойчивым, и безопасным, обеспечивая тем самым выживание человека при условии сохранения окружающей среды. Экологическая безопасность как составная часть национальной безопасности является обязательным условием устойчивого развития и выступает основой сохранения природных систем и поддержания соответствующего качества окружающей среды.
Один из важнейших элементов обеспечения экологической безопасности - государственный мониторинг окружающей среды (государственный экологический мониторинг). В свою очередь система экологического мониторинга - это одно из ключевых звеньев информационно-аналитической деятельности, направленной на управление качеством окружающей среды. Ее эффективность напрямую зависит от использования полученной информации органами исполнительной власти и организациями, чья деятельность связана с управлением дорожного движения, оценкой воздействия загрязнения на здоровье населения, предупреждением и ликвидацией чрезвычайных ситуаций, планированием градостроительной деятельности. Участие в осуществлении государственного экологического мониторинга с правом формирования и обеспечения функционирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды на территории края относится к полномочиям Краснодарского края.
В настоящее время в крае насчитывается около 30 функциональных подсистем различной подчиненности, осуществляющих мониторинг отдельных компонентов окружающей природной среды и природных ресурсов. Однако назвать это системой экологического мониторинга нельзя, так как подсистемы функционируют в отсутствии единого правого поля. Не решен кардинальный вопрос о финансировании комплекса работ по организации и осуществлению государственного экологического мониторинга. Анализ деятельности таких подсистем показал, что все ведомственные службы и системы мониторинга разобщены, разнородны, аппаратно-программно несовместимы, ориентированы на наблюдения и оценку состояния отдельных компонентов окружающей среды и природных ресурсов. Отсутствие единого методического и метрологического пространства, единых требований к представлению информации создает серьезные проблемы при ее получении и интеграции.
Вся получаемая информация по экологическому мониторингу не концентрируется в едином центре и не управляется должным образом.
В целях реализации полномочий в области осуществления государственного экологического мониторинга в программе экономического и социального развития Краснодарского края на 2003 - 2008 годы было предусмотрено мероприятие "Разработка и реализация проекта "Система государственного экологического мониторинга Краснодарского края" (СГЭМ).
В 2005 году был реализован первый этап: разработана концепция СГЭМ, в 2007 году - подготовлен проект СГЭМ.
С целью подготовки нормативной правовой базы для осуществления полномочий субъекта Российской Федерации в данной сфере в 2008 году разработан соответствующий законопроект.
В целях оперативного реагирования и осуществления государственного контроля ежегодно ведется аэровизуальный контроль состояния окружающей среды.
Проводятся аэрофоторегистрация фактов нарушений природоохранного законодательства, наблюдения по развитию негативных геологических процессов (обвалы, оползни, завалы).
Схема экономического механизма регулирования охраны окружающей среды на территории Краснодарского края предполагает ведение регулярного инструментально-аналитического контроля антропогенных источников загрязнения окружающей среды в целях осуществления государственного экологического контроля. По результатам инструментально-аналитического контроля проводятся расчеты по оценке ущерба окружающей среде, доначисления платежей за негативное воздействие на окружающую среду и начисление штрафов. Все эти материалы передаются в уполномоченный орган исполнительной власти Краснодарского края для подготовки исковых материалов. Ежегодно обследуется не менее 250 предприятий. Начисления в бюджет превышают в 2 раза затраты на проведение инструментально-аналитических работ.
1.1.4. Низкий уровень экологической культуры и информированности
населения о состоянии окружающей среды
Одной из основных гарантий экологических прав граждан является их осведомленность о состоянии и тенденциях изменения окружающей среды.
Непродуманное, потребительское отношение к уникальным природным ресурсам края, характерное для последних десятилетий двадцатого века и продолжающееся в настоящее время, привело к значительному ухудшению качества окружающей среды. Человек воздействует на естественную среду своего обитания, не только потребляя ее ресурсы, но и изменяя природную среду, приспосабливая ее для решения своих практических, хозяйственных задач. При этом измененная окружающая среда отрицательно влияет и на самого человека.
В настоящее время продолжается процесс предоставления субъектам Российской Федерации дополнительных полномочий в области обеспечения экологической безопасности, охраны окружающей среды и рационального природопользования как одно из направлений процессов гуманизации и экономизации охраны окружающей среды, а также экологизации хозяйственной деятельности. Реализация этих полномочий сопровождается многочисленными сложностями и противоречиями, побуждает к поиску новых правовых средств разрешения конфликтов.
Несмотря на некоторые усилия и эколого-просветительскую деятельность различных ведомств и организаций Краснодарского края по формированию экологической культуры населения, проводимые мероприятия носят разрозненный характер, не объединены единой региональной концепцией развития и программой действия. В результате целые категории населения остаются вне сферы природоохранной деятельности и достаточной информированности.
Вместе с тем источником практически всех экологических опасностей является сам человек. Осознание им своей причастности к возникновению, существованию и необходимости решения проблем - важный элемент в общей системе обеспечения экологически приемлемых условий его проживания.
1.2. Цель Программы
Целью Программы является разработка и реализация мер, направленных на повышение уровня экологической безопасности и улучшение состояния окружающей среды на территории Краснодарского края.
Цель Программы отражает специфичность природоохранной деятельности и соответствует полномочиям государственного заказчика в области охраны окружающей среды и биологических ресурсов, а также утвержденной системе стратегических целей социально-экономического развития Краснодарского края.
Несмотря на долгосрочный характер выполнения указанной цели, Программой предусмотрено достижение результатов уже в период ее реализации. Для каждого мероприятия предусмотрены измеряемые количественные и качественные показатели.
1.3. Задачи Программы
Поставленная цель в Программе достигается решением следующих задач:
разработка и реализация мер, направленных на ликвидацию и предотвращение загрязнения окружающей среды и природных ресурсов;
разработка и реализация мер, направленных на предотвращение деградации экологических систем и истощения природных ресурсов;
разработка и реализация системы мер, направленных на дальнейшую стабилизацию экологической обстановки, улучшение качества окружающей среды и обеспечение экологической безопасности;
обеспечение безопасности при активизации опасных природных процессов;
экологическое образование, формирование экологической культуры, информирование населения о состоянии окружающей среды.
Задачи также сформулированы в соответствии с тактическими задачами, решение которых предполагает достижение поставленной стратегической цели.
Программа реализуется в течение 3 лет.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.