Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28 февраля 2011 г. N 146 настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение
Утверждена
постановлением главы администрации
(губернатора) Краснодарского края
от 3 июня 2009 г. N 473
Долгосрочная краевая целевая программа "Старшее поколение"
на 2009 - 2013 годы
23 июля 2009 г., 19 июля, 7 декабря 2010 г., 28 февраля, 2 августа, 8 декабря 2011 г.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 8 декабря 2011 г. N 1432 в паспорт настоящего приложения внесены изменения
Паспорт долгосрочной краевой целевой программы "Старшее поколение"
на 2009 - 2013 годы
Наименование программы |
долгосрочная краевая целевая программа "Старшее поколение" на 2009 - 2013 годы (далее - Программа)
|
Основания для разработки Программы |
решение совета по региональным проектам и программам при главе администрации (губернаторе) Краснодарского края от 10 июля 2008 года, протокол N 19 поручение Президента Российской Федерации от 27 ноября 2010 года N Пр-3646ГС поручение Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2010 года N АЖ-П12-8307 протокол заседания краевого совета по региональным проектам и программам при главе администрации (губернаторе) Краснодарского края от 7 февраля 2011 года N 43
|
Основной разработчик Программы |
департамент социальной защиты населения Краснодарского края
|
Заказчик Программы |
администрация Краснодарского края
|
Координатор Программы |
департамент социальной защиты населения Краснодарского края
|
Государственные заказчики и (или) исполнители Программы |
департамент социальной защиты населения Краснодарского края департамент по физической культуре и спорту Краснодарского края департамент по делам СМИ, печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Краснодарского края департамент культуры Краснодарского края департамент здравоохранения Краснодарского края департамент образования и науки Краснодарского края департамент труда и занятости населения Краснодарского края управление по закупкам для государственных нужд Краснодарского края управления социальной защиты населения департамента социальной защиты населения Краснодарского края государственные учреждения социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Краснодарского края учреждения культуры и здравоохранения Краснодарского края государственные бюджетные и автономные учреждения Краснодарского края - получатели субсидий департамент строительства Краснодарского края
|
Цели и задачи Программы |
содействие в повышении уровня и качества жизни граждан пожилого возраста в Краснодарском крае совершенствование механизмов нормативного регулирования в сферах защиты прав и интересов пожилых людей предоставление широкого спектра социальных услуг, способствующих нормальной жизнедеятельности и достойному образу жизни в пожилом возрасте, в том числе развитие системы услуг по уходу за гражданами пожилого возраста, сети соответствующих учреждений, института приемной семьи для граждан пожилого возраста, расширение практики использования мобильных бригад, обеспечение транспортных услуг модернизация материально-технической базы учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов формирование позитивного отношения к старости и пожилым людям как уважаемым и активным членам общества; содействие в развитии творческого потенциала пожилых людей, в том числе проживающих в сельской местности и наиболее удаленных от крупных культурных центров населенных пунктах формирование активной жизненной позиции, привлечение к участию в культурной жизни края, развитие ветеранского спортивного движения, использование пожилыми людьми спортивных, оздоровительных, рекреационных объектов активное привлечение граждан старшего поколения к занятиям физической культурой и спортом, проведение спортивно-массовых мероприятий развитие социального туризма для граждан пожилого возраста внедрение систем материального стимулирования социальных работников, специалистов по социальной работе за достижение высоких результатов в работе по социальному обслуживанию граждан пожилого возраста
|
Срок реализации Программы |
2009 - 2013 годы
|
Объем и источники финансирования Программы |
всего из средств краевого бюджета предусмотрено 1406137 тыс. рублей, в том числе: 2009 год - 124104 тыс. рублей 2010 год - 4877 тыс. рублей 2011 год - 255800 тыс. рублей 2012 год - 496680 тыс. рублей 2013 год - 524676 тыс. рублей
|
Контроль за выполнением Программы |
контроль за выполнением Программы осуществляют администрация Краснодарского края и Законодательное Собрание Краснодарского края |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными методами
В настоящее время мировым сообществом сформированы принципиально новые положения о связи здоровья и благосостояния в пожилом возрасте, доступности социальных услуг для пожилых людей, их защите как потребителей товаров и услуг, о пересмотре оценки роли семьи в оказании пожилым людям поддержки и ухода.
В реализации основной стратегической цели социально-экономического развития Краснодарского края в части создания эффективной социальной инфраструктуры в деятельности органов исполнительной власти по предоставлению населению социальных услуг определяется прежде всего общественная потребность в услугах и отбор уязвимых групп населения, для которых государственная социальная помощь жизненно необходима, формируется система социального обслуживания, обеспечивающая доступность и качество социальных услуг с учетом индивидуальной нуждаемости пожилых людей.
Мероприятия по обеспечению населения края социальными услугами - часть мер государственной социальной политики, основной фактор социального развития, влияющий на улучшение социального здоровья жизни, а также способствующий предупреждению риска бедности пожилых людей. Обязательным условием, способствующим эффективному решению задач формирования социальной инфраструктуры, является согласованная деятельность государственных, общественных институтов и граждан, действующих в пределах своих полномочий и возможностей. При этом должны соблюдаться основополагающие принципы социальной поддержки пожилых людей, сформулированные с учетом их особых интересов и возможностей государства.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, предлагается следующее обоснование выявленных проблем в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста:
затруднения, связанные с разработкой и реализацией органами исполнительной власти края организационно-технических мероприятий в отношении старшего поколения;
собственно проблемы пожилых людей.
Что касается проблем организационно-технического уровня, то они могут периодически возникать в плоскости межведомственного взаимодействия, согласования задач, рационального использования имеющихся ресурсов. В разрешении проблемных ситуаций такого уровня применительны эффективные управленческие действия.
Решение проблем, обусловленных возрастными изменениями людей, представляет собой сложный долговременный процесс, участниками которого являются сами граждане, общество и государство.
Положительная оценка вклада пожилых людей в социальное развитие Кубани связана, прежде всего, с их пониманием и принятием происходящих изменений в современном обществе, а также с проявлением интереса к социальной, культурной и экономической жизни, сохранением способности к посильной трудовой деятельности, готовностью передавать опыт и восполнять ресурсы, затраченные государством на обеспечение их жизнедеятельности.
В то же время высокая численность граждан пожилого возраста в составе населения края сопровождается обоснованным ожиданием предоставления государственных гарантий их благосостояния.
В Краснодарском крае проживает более 1,1 млн. человек старше трудоспособного возраста, при этом пожилые люди - быстро увеличивающаяся социально-демографическая группа. Доля людей пенсионного возраста с 2000 года превысила долю детей до 15 лет. В дальнейшем этот показатель будет расти, прогнозируется, что до 2013 года доля лиц пожилого возраста в структуре населения края останется относительно высокой.
Нуждаемость граждан пожилого возраста в социальной государственной помощи возрастает вследствие многих причин.
Изменения, связанные с процессами переустройства общественной жизни, в значительной мере влияют на положение и социальное самочувствие пожилых людей, которым трудно адаптироваться в динамично меняющихся экономических и социально-культурных условиях, при этом растет их зависимость от экономически и социально активного населения.
Пожилому возрасту присущи и специфические проблемы: ухудшение состояние# здоровья, снижение способности к самообслуживанию, неустойчивое материальное положение, утрата привычного социального статуса. В неблагоприятном положении находятся пожилые женщины. Среди пожилых людей численность женщин составляет почти 70 процентов, одиноко проживают более 80 процентов пожилых женщин. Среди женщин пожилого возраста высока доля вдов (45 процентов - в целом и 62 процента - в возрастной группе 70 - 75 лет).
В пожилом возрасте ухудшение состояния здоровья, снижение мобильности обусловливает потребность в посторонней помощи. Как показывают опросы, более 60 процентов людей старших возрастных групп не могут без труда подняться даже на третий этаж, без усилий войти в общественный транспорт, отмечается высокий уровень их травмированности.
Изменения функциональных возможностей пожилых людей ограничивают их "социальный круг", приводят к нарушениям психологического состояния, раздражительности, неудовлетворенности своим положением в обществе.
На процесс адаптации пожилых людей влияет и такой фактор, как ненадежность семьи в качестве источника поддержки пожилых людей, плохое материальное положение.
В нетрудоспособном возрасте основной доход граждан составляет пенсия. Соотношение среднего размера пенсии по старости к прожиточному минимуму пенсионера в 2007 году составило в крае 114,6 процента, количество граждан, получающих трудовую пенсию по старости ниже прожиточного минимума, - более 300 тысяч человек.
Краснодарский край - один из крупнейших регионов России по числу граждан, которым предоставляются льготы, реализуются дополнительные меры социальной поддержки. Так, сумма затрат только на реализацию дополнительных мер составила в 2007 году свыше 300 млн. рублей. Наряду с этим по линии Пенсионного фонда Российской Федерации на оказание адресной социальной помощи пенсионерам Кубани выделено 28 млн. рублей.
Однако предоставление адресной материальной помощи особо уязвимым группам пожилых людей не снижает остроты проблем их жизнеобеспечения. Свыше 60 тысяч нетрудоспособных граждан находятся на постоянном социальном обслуживании в государственной системе социальных служб.
Социальное обслуживание граждан пожилого возраста в Краснодарском крае представлено многоуровневой схемой оказания социальных услуг в зависимости от характера их жизненной ситуации.
Первый уровень - это превентивные государственные мероприятия на уровне социальной поддержки в отношении пожилых людей, находящихся на ранних стадиях социального неблагополучия.
Специалистами учреждений социального обслуживания края осуществляется необходимая профессиональная помощь, в том числе с привлечением других служб и ведомств, по принципу допустимого вмешательства в жизнедеятельность нуждающегося в социальной помощи гражданина.
Второй уровень предусматривает предоставление государственных услуг комплексного характера при непосредственном участии специалистов учреждений социального обслуживания в надомных условиях, в отделениях дневного пребывания.
Третий уровень - предоставление пожилым людям социальных услуг длительной реабилитационной направленности в условиях их временного пребывания в учреждениях.
Социальные услуги четвертого уровня оказываются в крае гражданам пожилого возраста, утратившим способность к самообслуживанию, в условиях их постоянного проживания в домах-интернатах.
Основные изменения, произошедшие в государственной системе социального обслуживания к 2008 году, характеризуются обеспечением нормативной достаточности предоставления социальных услуг пожилым людям. В период с 2005 по 2007 годы объем средств краевого бюджета на материальные затраты государственных социальных учреждений увеличен более чем в два раза, что в определенной степени способствовало созданию одинаковых условий для оказания социальных услуг пожилым людям, улучшению материально-технической базы учреждений, частичному оснащению их современным оборудованием.
В то же время необходимо отметить, что более 30 процентов зданий действующих учреждений имеют 100-процентный износ, 18 процентов зданий - дореволюционной постройки, некоторые учреждения занимают помещения, построенные в 1846 и 1880 годах.
Очевидно, что на приведение в соответствие с нормами безопасности зданий учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в ближайшие годы потребуются дополнительные финансовые средства.
Кроме этого, только половина государственных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Краснодарского края имеет необходимые рекреационные зоны для пожилых людей, не более 30 процентов указанных учреждений оснащены эргономичным оборудованием, облегчающим уход за гражданами пожилого возраста, располагают оборудованием, в том числе сенсорным, обеспечивающим комфортные условия проживания.
Оказание социальных услуг, наряду с другими государственными мерами, должно гарантировать каждому пожилому человеку поддержку в трудных социальных ситуациях (разовые услуги срочного характера), эффективную помощь и содействие в определенные периоды жизни (регулярные услуги), надежную защиту (длительные или непрерывные услуги комплексного характера).
Несмотря на то что за 15-летний период социальное обслуживание населения стало самостоятельной отраслью, эта деятельность совершенствуется постоянно с использованием возможностей других ведомств.
Сдерживающими факторами при этом являются невысокий уровень межведомственного взаимодействия в выявлении нуждающихся в социальной помощи граждан, существующее иждивенчество в части перекладывания ответственности по уходу за престарелыми родственниками с семьи на социальные службы, финансовая необеспеченность ряда мероприятий по улучшению положения граждан пожилого возраста.
В связи со вступлением в силу ряда нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность государственных социальных служб, а также с учетом опыта других субъектов Российской Федерации, стран по использованию новых социальных технологий в обслуживании пожилых граждан департаментом социальной защиты населения Краснодарского края разработан и реализуется перечень организационно-технических мероприятий по стандартизации деятельности социальных служб, организации процесса оказания социальных услуг с учетом норм и правил по защите прав потребителей, формированию рынка социальных услуг, обеспечению соблюдения гарантированного и дополнительного перечней предоставления социальных услуг.
Названный комплекс мероприятий реализуется в рамках разработанной стратегии развития социального обслуживания граждан пожилого возраста.
В медицинском аспекте помощи пожилому населению края учитываются объемы, качество и доступность медицинских услуг, гарантированных государством. В решении вопросов медицинского обслуживания пожилых жителей Краснодарского края в качестве приоритетной определена задача борьбы с болезнями старческого возраста. В связи с этим учреждениями здравоохранения осуществляется перестройка процесса приближения специализированной медицинской помощи к пациентам старших возрастных групп.
Содействие в социальной адаптации и творческой реализации пожилых людей осуществляется в крае учреждениями культуры, которых насчитывается более тысячи. Наиболее распространенными формами работы с гражданами пожилого возраста являются клубы общения, клубные любительские объединения и формирования, творческие коллективы.
Наиболее востребованы клубные любительские объединения. В 2007 году успешно вели работу 96 творческих коллективов пожилых людей. Однако ежегодно растет число граждан пожилого возраста, желающих реализовать свои духовные потребности. Необходимо создание дополнительно более 40 любительских объединений.
В последние годы стало традицией совместного проведения досуга и занятий детей, молодежи и людей старшего поколения. Участниками детских творческих коллективов и кружков декоративно-прикладного творчества домов культуры и сельских клубов проводятся рейды по оказанию помощи одиноким пожилым людям. Вместе с тем число квалифицированных специалистов недостаточно и не позволяет проводить эту работу в необходимых объемах.
В течение 12 лет в Краснодарском крае проводится фестиваль художественного творчества ветеранов войны и труда "Не стареют душой ветераны", при клубных учреждениях функционирует около 100 хоровых коллективов, в составе которых более 2500 человек.
В то же время отмечается недостаточное оснащение библиотек края для информационно-правового просвещения пожилых людей, оказания психологической помощи, обслуживания ветеранов на дому.
В Краснодарском крае в течение ряда лет отмечается тенденция увеличения числа граждан, занимающихся физической культурой и спортом. В 2007 году указанный показатель составил 15,9 процента от общего числа населения, 2008 году - 19,1 процента.
В то же время число людей пожилого возраста, регулярно занимающихся физической культурой и спортом, незначительно.
Проблемами, отрицательно влияющими на интенсивное развитие физической культуры и спорта в крае, являются:
недостаточное привлечение различных слоев населения, в том числе людей пожилого возраста, к регулярным занятиям физической культурой;
несформированность общественного мнения в отношении здорового образа жизни.
Наряду с этим у пожилых людей нет возможности посещать спортивные соревнования в качестве болельщиков, что способствовало бы улучшению их психологического здоровья и общению.
Следует отметить, что важное место в формирующейся социальной инфраструктуре занимают общественные организации, объединяющие граждан старшего поколения. В течение трех последних лет в крае осуществляется финансовая поддержка из краевого бюджета общественных объединений ветеранов и инвалидов в рамках краевых целевых программ поддержки некоммерческих организаций и содействия развитию гражданского общества.
Так, к числу исполнителей программных мероприятий, финансируемых за счет средств краевого бюджета, относится Краснодарская краевая общественная организация ветеранов (пенсионеров, инвалидов) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов, членами которой являются 1200 человек. В течение трех лет из краевого бюджета направлено свыше 69 миллионов рублей на поддержку ветеранского движения, что позволило дополнительно оказать социальную, финансовую помощь ветеранам.
Необходимо признать, что по своему экономическому и социальному положению граждане пожилого возраста остаются одной из проблемных групп населения края и наиболее многочисленной группой потребителей социальных услуг. Однако социологические исследования показывают, что по сравнению с 90-ми годами XX века сами пожилые люди меняются: они лучше знают свои права и дольше остаются социально активными.
Как и в других субъектах Российской Федерации возможность воспользоваться социальными услугами важна для значительной части пожилого населения края.
В то же время заявленный спрос на услуги со стороны пожилых людей ниже, чем реальная потребность в них. Особое значение имеет вопрос, от каких служб получают помощь пожилые люди. Около полумиллиона пожилых граждан получают помощь и услуги в государственных социальных службах. Услугами лечебно-профилактических учреждений в 2007 году воспользовались 80 процентов от общего числа граждан нетрудоспособного возраста, учреждений культуры края - 55 процентов. Помощь нуждающимся пожилым людям от неправительственных, благотворительных и религиозных организаций, действующих в крае, пока незначительна.
Следует признать, что в условиях социально-экономических преобразований в крае проблемы пожилых людей не всегда решаются последовательно, отмечаются значительные территориальные различия в жизнедеятельности лиц пожилого возраста.
Не получили должного развития структуры гражданского общества, обеспечивающие заботу о пожилых людях, что относится и к общественным объединениям, призванным осуществлять независимый контроль соблюдения прав и законных интересов граждан пожилого возраста, оказывать им поддержку в предоставлении жизненно важных услуг.
В целях поддержания заинтересованности пожилых людей в социально-экономическом и культурном развитии края требуется дальнейшее решение проблем их социальной адаптации и творческой реализации.
В данном направлении программно-целевым методом могут быть сформулированы государственные обязательства в отношении людей старшего поколения Кубани по повышению уровня и качества их жизни путем развития социального партнерства в сотрудничестве органов исполнительной власти с различными организациями по предоставлению пожилым людям защиты, помощи и услуг.
Повышение уровня и качества жизни пожилых людей, являясь важным условием сохранения достойного образа жизни в пожилом возрасте, предусматривает реализацию мероприятий, в ходе которых должны поддерживаться физическое и духовное здоровье, достигаться удовлетворенность условиями жизни, обеспеченность необходимыми материальными, духовными, культурными и социальными благами, устанавливаться гармоничные отношения пожилых людей с социальным окружением.
Комплексные меры по минимизации проблем пожилого населения Краснодарского края впервые нашли отражение в краевой целевой программе "Старшее поколение" на 2002 - 2004 годы.
Социальная значимость целевой программы поддержки пожилых людей послужила основанием для принятия Законодательным Собранием Краснодарского края решения об утверждении аналогичной программы на 2005 - 2008 годы, которая способствовала активизации органов исполнительной власти края по внедрению новых форм и методов социального обслуживания и социальной поддержки, оздоровления, социально-культурного обслуживания граждан старшего поколения Кубани, укреплению материально-технической базы учреждений социальной сферы, улучшению межведомственного взаимодействия.
Основная цель реализации вышеуказанной программы - создание благоприятных условий для реализации прав граждан, нуждающихся в социальном обслуживании, их полноценного участия в жизни общества, послужила стимулом к разработке в муниципальных образованиях края программ социальной поддержки пожилых граждан и улучшения их социального положения. Таким образом, в выполнении ее основной установки (выравнивании региональных показателей качества социального обслуживания пожилых людей) использовался потенциал органов местного самоуправления в крае.
В период действия программы (с 2005 по 2007 годы) из муниципальных бюджетов направлено на оказание разносторонней помощи гражданам пожилого возраста более 280 млн. рублей.
В целом можно констатировать, что краевая целевая программа "Старшее поколение" на 2005 - 2008 годы представляла собой результативную модель взаимодействия органов исполнительной власти Краснодарского края, органов местного самоуправления, организаций и государственных учреждений.
Реализация программных мероприятий способствовала обеспечению одного из ведущих приоритетов государственной социальной политики в Краснодарском крае - защиты прав и законных интересов пожилых людей как самостоятельной, требующей отдельного внимания социально-демографической группы населения, а также показала оптимальность выбранного способа и периода планирования программно-целевым методом. Именно среднесрочный период позволяет реально спрогнозировать мероприятия Программы и объемы их финансирования, а также показатели, позволяющие оценить итоги ее реализации.
Принимая во внимание, что содержание и приоритетность мер государственной социальной поддержки граждан старшего поколения находятся в прямой связи с системой стратегических целей Краснодарского края, признавая, что проблемы пожилых людей имеют объективные основания, носят долговременный характер, требуют изыскания дополнительных материальных, кадровых и других ресурсов, формирование идеологического, правового и экономического механизмов деятельности по поддержке пожилых людей, активизации их социального участия в общественной жизни на период до 2013 года предполагается в рамках настоящей Программы.
2. Цели и задачи, сроки и этапы реализации Программы
Целью Программы определено содействие в повышении уровня и качества жизни граждан пожилого возраста путем предоставления различных мер социальной поддержки на основе индивидуальной оценки нуждаемости в социальном обслуживании, обеспечение доступности культурно-досуговых услуг для граждан пожилого возраста, удовлетворение их культурных запросов, формирование активной жизненной позиции, привлечение к участию в культурной жизни края, развитие ветеранского спортивного движения.
Для достижения обозначенной цели в период с 2009 по 2013 годы предстоит последовательное решение ряда задач:
содействие в повышении уровня и качества жизни граждан пожилого возраста в Краснодарском крае;
совершенствование механизмов нормативного регулирования в сферах защиты прав и интересов пожилых людей;
предоставление широкого спектра социальных услуг, способствующих нормальной жизнедеятельности и достойному образу жизни в пожилом возрасте, в том числе развитие системы услуг по уходу за гражданами пожилого возраста, сети соответствующих учреждений, института приемной семьи для граждан пожилого возраста, расширение практики использования мобильных бригад, обеспечение транспортных услуг;
модернизация материально-технической базы учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов;
формирование позитивного отношения к старости и пожилым людям как уважаемым и активным членам общества;
содействие в развитии творческого потенциала пожилых людей, в том числе проживающих в сельской местности и наиболее удаленных от крупных культурных центров населенных пунктах;
формирование активной жизненной позиции, привлечение к участию в культурной жизни края, развитие ветеранского спортивного движения, использование пожилыми людьми спортивных, оздоровительных, рекреационных объектов;
активное привлечение граждан старшего поколения к занятиям физической культурой и спортом, проведение спортивно-массовых мероприятий; развитие социального туризма для граждан пожилого возраста; внедрение систем материального стимулирования социальных работников, специалистов по социальной работе за достижение высоких результатов в работе по социальному обслуживанию граждан пожилого возраста.
Программа рассчитана на пять лет (с 2009 по 2013 годы), является одним из основных инструментов реализации государственной политики в отношении граждан пожилого возраста в Краснодарском крае на среднесрочную перспективу.
Этапы реализации разрабатываемой Программы предусматривают комплекс мероприятий по приоритетным направлениям развития системы социальной поддержки граждан пожилого возраста, создание условий для предоставления социальных услуг в соответствии с государственными стандартами социального обслуживания Краснодарского края, требованиями к доступности, безопасности и комфортности жизнедеятельности граждан пожилого возраста, обеспечивают социокультурную поддержку граждан пожилого возраста, формируют здоровый образ, содействуют сохранению их активного долголетия, оказывают помощь в повышении уровня правовой грамотности пожилых людей.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 8 декабря 2011 г. N 1432 в раздел 3 настоящего приложения внесены изменения
3. Перечень мероприятий Программы
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 8 декабря 2011 г. N 1432 в раздел 4 настоящего приложения внесены изменения
4. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Общий объем финансирования Программы на 2009 - 2013 годы составляет из средств краевого бюджета 1406137 тыс. рублей.
На реализацию мероприятий Программы из краевого бюджета предполагается направить в 2009 году 124104 тыс. рублей, в 2010 году - 4877 тыс. рублей, в 2011 году - 255800 тыс. рублей, в 2012 году - 496680 тыс. рублей, в 2013 году - 524676 тыс. рублей.
Финансовые средства будут направлены на реализацию следующих основных направлений Программы:
1) создание условий для предоставления социальных услуг гражданам пожилого возраста в соответствии с государственными стандартами социального обслуживания Краснодарского края, требованиями к доступности, безопасности и комфортности жизнедеятельности граждан пожилого возраста и инвалидов. Данное направление включает мероприятия по разработке нормативно-правовых актов по обеспечению и укреплению социальной защищенности граждан пожилого возраста, оптимизации среды жизнедеятельности граждан пожилого возраста, совершенствованию мер социальной защиты и социального обслуживания граждан пожилого возраста, проживающих в сельской местности, кадровому обеспечению деятельности по работе с гражданами пожилого возраста, научно-методическому и информационному сопровождению, материальному стимулированию социальных работников, специалистов по социальной работе, организации и внедрения в практику работы с гражданами пожилого возраста, проживающими в отдаленных сельских населенных пунктах, служб мобильных бригад социального обслуживания, приведению условий размещения и оснащения государственных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Краснодарского края в соответствие с государственными стандартами социального обслуживания и требованиями к безопасному функционированию, модернизацию их материально-технической базы (строительство зданий, котельных, проведение капитального ремонта зданий, приобретение зданий и оснащение государственных учреждений социального обслуживания эргономичным оборудованием, облегчающим уход за гражданами пожилого возраста, оборудованием для психологической поддержки, медицинским оборудованием, компьютерным оборудованием, мебелью, автотранспортом), содействию в повышении квалификации работников управлений социальной защиты населения департамента социальной защиты населения в муниципальных образованиях, государственных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Краснодарского края, информационному сопровождению процесса социального обслуживания граждан пожилого возраста Краснодарского края, изданию и приобретению информационно-методических материалов по вопросам социального обслуживания граждан пожилого возраста, проведению научно-практических конференций по проблемам социального обслуживания пожилых людей. Предполагаемый объем финансирования мероприятий указанного направления Программы за 5 лет составит 1 миллиард 371 миллион 870 тысяч рублей;
2) социокультурную поддержку граждан пожилого возраста, которая включает мероприятия по совершенствованию коммуникационных связей и развитию интеллектуального потенциала граждан пожилого возраста, организации свободного времени и культурного досуга граждан пожилого возраста, организации творческих смен, кинодосуга граждан пожилого возраста, демонстрации фильмов, развитию клубов по интересам, проведению краевых благотворительных акций, посвященных Международному дню пожилых людей, изданию сборников методических рекомендаций и сценариев мероприятий для граждан пожилого возраста и другие. Предполагаемый объем финансирования мероприятий указанного направления Программы за 5 лет составит 19 миллионов 274 тысячи рублей;
3) формирование здорового образа жизни граждан пожилого возраста, содействие в сохранении их активного долголетия, что предполагает мероприятия по укреплению здоровья граждан пожилого возраста, физкультурно-массовой работе с гражданами пожилого возраста, организации работы университета "третий возраст", проведению торжественных приемов победителей и призеров спортивных соревнований с участием пожилых людей, работе "Школ здоровья" при лечебно-профилактических учреждениях для граждан пожилого возраста, реализации оздоровительных познавательных программ для граждан пожилого возраста. Объем финансирования мероприятий указанного направления программы за 5 лет составит 14 миллионов 157 тысяч рублей;
4) содействие в повышении уровня правовой грамотности граждан пожилого возраста, которое включает мероприятия по организации работы консультативных пунктов по правовым вопросам для граждан пожилого возраста, изданию информационных материалов по правовым вопросам для граждан пожилого возраста, проведению практических семинаров по проблемам предупреждения нарушений законных прав и интересов пожилых людей, организации практики студентов юридических высших учебных заведений Краснодарского края по оказанию юридической помощи гражданам пожилого возраста. Предполагаемый объем финансирования мероприятий указанного направления Программы за 5 лет составит 836 тысяч рублей.
Распределение расходов из краевого бюджета на финансирование мероприятий Программы подлежит ежегодному уточнению при разработке проектов краевого бюджета.
5. Оценка социально-экономической эффективности Программы
Эффективность выполнения намеченных в Программе мероприятий представлена следующими показателями:
Обязательным условием достижения поставленной цели является согласованная целенаправленная деятельность государственных, общественных институтов и граждан.
Осуществляемая деятельность в рамках мероприятий Программы будет носить превентивный характер, сочетать меры экономической и социальной поддержки, обеспечивать непрерывность, преемственность и последовательность действий в решении проблем граждан пожилого возраста путем создания условий для повышения качества их жизни, приближения конкретных мер поддержки и предоставления социальных услуг к ожидаемым потребностям пожилых людей.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 2 августа 2011 г. N 833 в раздел 6 настоящего приложения внесены изменения
6. Критерии выполнения Программы
Критерии достижения поставленной цели и решения задач Программы в соответствии с целевыми индикаторами приведены в таблице:
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 8 декабря 2011 г. N 1432 в раздел 7 настоящего приложения внесены изменения
7. Механизм реализации Программы
Механизм реализации Программы осуществляется на основе государственных контрактов на закупку и поставку продукции для нужд Краснодарского края, заключаемых в установленном порядке государственными заказчиками, а также путем предоставления субсидий из краевого бюджета государственным бюджетным и автономным учреждениям Краснодарского края, государственным учреждениям социального обслуживания Краснодарского края, подведомственным департаменту социальной защиты населения Краснодарского края (бюджетным и автономным) (далее - учреждения), и осуществления бюджетных инвестиций на строительство отдельных объектов государственной собственности Краснодарского края в установленном законодательством порядке.
Объем субсидий учреждению определяется главным распорядителем бюджетных средств в пределах ассигнований, предусмотренных в краевом бюджете по Программе на соответствующий финансовый год, на основании договоров (соглашений), заключенных на соответствующий финансовый год, в соответствии с рассмотрением предложений от учреждения.
Перечисление субсидий учреждению осуществляется главным распорядителем бюджетных средств на лицевой счет (счет) учреждения.
Субсидии на проведение мероприятий перечисляются в соответствии с договором (соглашением). В случае невыполнения и (или) нарушения условий, установленных договором (соглашением), перечисление субсидий по решению государственного заказчика приостанавливается до устранения нарушений.
Предоставление субсидий учреждениям осуществляется на основании договоров (соглашений), заключенных учреждениями с государственным заказчиком на соответствующий финансовый год.
В договоре (соглашении) о предоставлении субсидии должны быть определены:
размер, сроки, цели и условия предоставления субсидии;
права и обязанности сторон, способы контроля за использованием средств субсидии и меры ответственности за нарушение условий ее предоставления;
порядок представления отчетности о результатах выполнения учреждением предусмотренных договором (соглашением) мероприятий.
Учреждения представляют отчеты государственному заказчику об использовании субсидий в сроки, предусмотренные в договорах (соглашениях) по формам, установленным государственным заказчиком.
Учреждения несут ответственность за нарушение условий предоставления субсидий, предусмотренных договором (соглашением) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Субсидия, использованная не по целевому назначению, подлежит возврату в доход краевого бюджета в установленном законодательством порядке.
Не использованные в текущем финансовом году остатки субсидий, предоставленных учреждениям из краевого бюджета, в соответствии с решением главного распорядителя бюджетных средств направляются, при наличии потребности, на те же цели в очередном финансовом году.
Контроль за целевым расходованием субсидий осуществляет государственный заказчик и иные уполномоченные органы Краснодарского края.
Предоставление бюджетных инвестиций из краевого бюджета государственным бюджетным и автономным учреждениям Краснодарского края осуществляется в соответствии с нормативным правовым актом главы администрации (губернатора) Краснодарского края.
Размер дополнительной денежной выплаты стимулирующего характера (далее - денежная выплата) в учреждениях (центры социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, комплексные центры социального обслуживания населения, социально-оздоровительные центры для граждан пожилого возраста и инвалидов, центры социальной адаптации для лиц без определенного места жительства, дома-интернаты для престарелых и инвалидов, геронтологические центры) составляет:
социальным работникам - 1512 рублей в месяц;
специалистам по социальной работе - 815 рублей в месяц.
Порядок и условия оказания денежных выплат социальным работникам и специалистам по социальной работе следующие:
денежные выплаты осуществляются с 1 октября 2011 года, носят дополнительный характер и назначаются работникам учреждений независимо от получаемой ими доплаты к заработной плате, до утвержденного на федеральном уровне минимального размера оплаты труда;
денежные выплаты производятся в порядке и сроки, установленные для выплаты заработной платы исходя из фактически отработанного времени в календарном месяце;
при занятии штатной должности не в полном объеме (0,25, 0,5 или 0,75 ставки) выплаты производятся в процентном отношении соответственно (25 процентов от денежной выплаты; 50 процентов от денежной выплаты; 75 процентов от денежной выплаты);
размер надбавок и доплат, включая надбавки и доплаты за совмещение должностей (профессий), и других выплат компенсационного и стимулирующего характера, установленных согласно выполняемому дополнительному объему работ, исчисляются без учета денежных выплат.
Исполнительные органы государственной власти Краснодарского края - государственные заказчики Программы:
ежегодно утверждают планы по реализации мероприятий Программы и представляют их координатору;
определяют с исполнителями Программы сроки выполнения программных мероприятий.
Главный распорядитель средств краевого бюджета, предусмотренных на реализацию программных мероприятий, является ответственным за выполнение соответствующего мероприятия Программы.
Координатор Программы - департамент социальной защиты населения Краснодарского края - обеспечивает координацию деятельности государственных заказчиков, исполнителей мероприятий Программы.
В этих целях департамент социальной защиты населения Краснодарского края:
осуществляет руководство и текущее управление реализацией Программы, запрашивает и получает от государственных заказчиков и исполнителей Программы и департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края информацию по вопросам проведения мероприятий Программы и освоения выделенных финансовых средств, организует и проводит совещания, семинары и конференции с привлечением специалистов органов исполнительной власти Краснодарского края, участвующих в реализации Программы, вносит предложения администрации Краснодарского края по проведению проверок деятельности исполнителей по выполнению мероприятий Программы и участвует в проведении этих проверок;
ежеквартально, до 25-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, на основе информации, представленной исполнительными органами государственной власти Краснодарского края - государственными заказчиками Программы, готовит информацию о ходе выполнения мероприятий Программы и представляет ее в установленном порядке в управление экономики и целевых программ Краснодарского края;
ежегодно, до 1-го марта, готовит информацию об объемах и источниках финансирования Программы в разрезе мероприятий, а также о соответствии достигнутых результатов целевым индикаторам и показателям эффективности и представляет в установленном порядке в управление экономики и целевых программ Краснодарского края;
ежегодно в установленном порядке принимает меры по уточнению целевых показателей и затрат по программным мероприятиям, механизма реализации Программы, состава исполнителей;
организует размещение текста Программы, а также информации о ходе и результатах ее реализации на сайте департамента социальной защиты населения Краснодарского края.
Территориальные программы, направленные на улучшение положения граждан пожилого возраста, разрабатываются и реализуются органами местного самоуправления в муниципальных образованиях края.
Руководитель департамента |
Е.С. Ильченко |
<< Назад |
||
Содержание Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 3 июня 2009 г. N 473 "Об утверждении долгосрочной... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.