Закон Амурской области
от 12 марта 2003 г. N 197-ОЗ
"О Программе "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального
комплекса Амурской области на 2003-2010 годы"
(принят областным Советом народных депутатов 20 февраля 2003 г.)
8 декабря 2003 г., 10 февраля, 22 декабря 2004 г.
См. Постановление Амурского областного Совета народных депутатов от 20 февраля 2003 г. N 24/123 "О Законе Амурской области "О программе "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Амурской области на 2003-2010 годы"
Глава Администрации
Амурской области |
Л.В. Коротков |
Программа
"Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса
Амурской области на 2003-2010 годы"
(утв. Законом Амурской области от 12 марта 2003 г. N 197-ОЗ)
8 декабря 2003 г., 10 февраля, 22 декабря 2004 г.
Законом Амурской области от 22 декабря 2004 г. N 395-ОЗ в Паспорт настоящей Программы внесены изменения
Паспорт
Программы "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального
комплекса Амурской области на 2003-2010 годы"
Наименование | Программа "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Амурской области на 2003-2010 годы" |
Государственные заказчики |
Администрация области |
Разработчик программы |
Комитет жилищно-коммунального хозяйства Администрации области |
Цели и задачи программы |
Основными целями программы являются: повышение эффективности, устойчивости и надежности функционирования жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения населения; привлечение инвестиций в жилищно-коммунальный комплекс; улучшение качества жилищно-коммунальных услуг с одновременным снижением нерациональных затрат; адресная социальная защита населения при оплате жилищно-коммунальных услуг. Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи: обеспечить финансовое оздоровление жилищно- коммунальных предприятий; обеспечить условия для снижения издержек и повышения качества жилищно-коммунальных услуг; обеспечить инвестиционную привлекательность жилищно-коммунального комплекса; оказать государственную поддержку модернизации жилищно-коммунального комплекса |
Срок реализации программы |
2003-2010 гг.: 1-й этап - 2003-2005 гг. 2-й этап - 2006-2010 гг. |
Мероприятия программы |
Программные мероприятия включают в себя: инвентаризацию, реструктуризацию и ликвидацию дебиторской задолженности предприятий жилищно-коммунального комплекса; ликвидацию дотационности жилищно-коммунального комплекса и обеспечение стабильности и достаточности финансирования затрат на предоставление жилищно-коммунальных услуг; обеспечение социальной защиты семей с низкими доходами при переходе на полную оплату жилищно-коммунальных услуг; совершенствование экономических механизмов в жилищно-коммунальной сфере |
Объем и источники финансирования программы |
Объем финансирования программы на 2003-2005 гг. составляет 2881,603 млн. руб. Из них: 2003 г. - 896,89 млн. руб., в том числе: затраты на модернизацию инженерной инфраструктуры - 603,9 млн. руб.; затраты на энергосбережение и эффективное использование топливно-энергетических ресурсов - 26,822 млн. руб.; предоставление субсидий - 265,0 млн. руб. 2004 г. - 1087,313 млн. руб., в том числе: затраты на модернизацию инженерной инфраструктуры - 817,311 млн. руб.; предоставление субсидий - 270,0 млн. руб. 2005 г. - 897,4 млн. руб., в том числе: затраты на модернизацию инженерной инфраструктуры - 541,8 млн. руб.; затраты на энергосбережение и эффективное использование топливно-энергетических ресурсов - 85,6 млн. руб.; предоставление субсидий - 270,0 млн. руб. 2006-2010 гг. - 2251,1 млн. руб., в том числе: затраты на модернизацию инженерной инфраструктуры, энергосбережение и эффективное использование энергетических ресурсов - 901,1 млн. руб.; предоставление субсидий - 1350 млн. руб. Источники финансирования: средства федерального бюджета; средства областного бюджета: 2003 г. - 65,0 млн. руб.; 2004 г. - 97,043 млн. руб.; 2005 г. - 103,5 млн. руб.; 2006-2010 гг. - 500,0 млн. руб.; средства местных бюджетов и предприятий жилищно-коммунального комплекса; прочие источники (кредиты банков, инвестиции) Потребность в средствах на реализацию программы в 2006-2010 гг. будет корректироваться при утверждении бюджетов на соответствующий год |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы |
Повышение эффективности, качества жилищно-коммунального обслуживания, надежность работы инженерных систем жизнеобеспечения, комфортность и безопасность условий проживания, социальная защита населения при оплате жилищно-коммунальных услуг. Эти цели будут достигнуты за счет финансового оздоровления предприятий жилищно-коммунального комплекса, демонополизации и развития конкурентных отношений, совершенствования договорных отношений и тарифного регулирования естественных локальных монополий, государственной поддержки модернизации жилищно-коммунального комплекса |
Исполнители программы |
Органы государственной власти области, органы местного самоуправления, предприятия жилищно-коммунального хозяйства области |
Контроль за исполнением программы |
Комитет жилищно-коммунального хозяйства администрации области, контрольно-счетная палата области |
I. Введение
Настоящая программа включает к себя комплекс мероприятий, повышающих надежность функционирования коммунальных систем жизнеобеспечения, направленных на ликвидацию дотационности жилищно-коммунального комплекса и способствующих режиму его устойчивого достаточного финансирования, а также обеспечивающих комфортные и безопасные условия проживания людей.
Программа предусматривает решение задач ликвидации сверхнормативного износа основных фондов, внедрение ресурсосберегающих технологий, разработку и широкое внедрение мер по стимулированию эффективного и рационального хозяйствования жилищно-коммунальных предприятий для решения задач надежного и устойчивого обслуживания потребителей.
В результате решения этих задач повысятся качество жилищно-коммунального обслуживания населения, эффективность и надежность работы систем энерго-, водоснабжения и канализации.
II. Проблемы жилищно-коммунального комплекса области
Кризисное состояние жилищно-коммунального комплекса обусловлено неэффективной системой управления, дотационностью сферы и неудовлетворительным финансовым положением, высокими затратами, отсутствием экономических стимулов к снижению издержек, связанных с оказанием жилищных и коммунальных услуг, неразвитостью конкурентной среды, высокой степенью износа основных фондов, неэффективной работой предприятий, большими потерями энергии, воды и других ресурсов.
Содержание этого комплекса в его нынешнем виде непосильно как для потребителей жилищно-коммунальных услуг, так и для бюджетной сферы.
В начале экономических реформ предполагалось, что в течение достаточно короткого периода будет завершен переход к бездотационному функционированию жилищно-коммунальной сферы, однако социально-экономическая ситуация не позволила завершить этот переход, и к началу 2002 года население области оплачивало 70% стоимости жилищно-коммунальных услуг, а фактически с учетом льгот и субсидий - около 50%.
В свою очередь, сохранение бюджетного финансирования жилищно-коммунального комплекса на местном уровне из-за недостатка средств привело к резкому увеличению износа основных фондов.
Проблема усугубляется огромным объемом накопленной задолженности в жилищно-коммунальной сфере, образовавшейся, в первую очередь, в результате невыполнения бюджетами всех уровней своих обязательств.
Дебиторская задолженность предприятий жилищно-коммунального хозяйства по состоянию на 01.04.2002 составляет 1717,8 млн. руб., в том числе задолженность населения 75,4 млн. руб. Кредиторская задолженность составляет 3386,6 млн. руб., в том числе в бюджеты и внебюджетные фонды 1044,7 млн. руб. Задолженность в жилищно-коммунальном хозяйстве является источником цепочки неплатежей, которая охватывает практически все отрасли экономики.
Техническое состояние коммунальной инфраструктуры характеризуется высоким (более 60%) уровнем износа, высокой аварийностью, низким коэффициентом полезного действия мощностей и большими потерями энергоносителей.
Следствием этого стали обострение проблемы снабжения населения области питьевой водой, дефицит мощностей водоотведения и очистки сточных вод, повсеместный перерасход топливно-энергетических ресурсов.
Количество аварий и повреждений выросло за последние 5 лет в три раза и в отопительном периоде 2001/2002 г. составило 100 аварий на 100 км водопроводных сетей и 200 аварий на 100 км тепловых сетей. Потери тепла при тепловых сетях значительно превышают нормативы. Суммарные потери в тепловых сетях из-за их ветхости достигли 30% от произведенной тепловой энергии, что эквивалентно 630 тыс. т угля. Перерасход топлива в котельных малой мощности из-за плохой водоподготовки и не отлаженного процесса горения составляет 12%. Коэффициент полезного действия таких котельных колеблется в пределах от 20 до 40%.
В последние годы из общего количества аварий на водопроводно-канализационных сетях около 60% произошли по причине ветхости сетей, поэтому дальнейшее увеличение износа сетей и сооружений приведет к резкому возрастанию числа аварий, ущерб от которых может значительно превысить затраты на их предотвращение.
Планово-предупредительные ремонты инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства практически полностью уступили место аварийно-восстановительным работам, единичные затраты на проведение которых в 2,5-3 раза выше, чем на плановый ремонт тех же объектов. Это еще больше усугубляет нехватку ресурсов, ведет к лавинообразному накоплению недоремонтов и снижению надежности. Срочной модернизации требуют около 30% основных фондов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства. Укрупненные расчеты показали, что на эти цели необходимо 2,9 млрд. руб., что позволит снизить износ основных фондов до 30%.
Одна из причин сложившейся ситуации заключается в том, что жилищно-коммунальные предприятия не имеют серьезных экономических стимулов к оптимизации структуры тарифов и снижению нерациональных затрат материально-технических ресурсов.
Монополизм коммунальных предприятий, неразвитость гражданско-правовых механизмов ответственности за количество и качество оказываемых услуг не позволяют эффективно защищать интересы потребителей. Недофинансирование коммунальной сферы обусловливает и отсутствие экономического интереса в создании товариществ собственников жилья, что в еще большей степени снижает перспективы развития конкуренции.
Невыполнение бюджетных обязательств и отсутствие эффективных и прозрачных процедур формирования и изменения тарифов обусловливают непривлекательность жилищно-коммунального комплекса для частных инвестиций.
В условиях недостаточного финансирования в жилищной сфере не удалось в полной мере использовать преимущества развития конкурентных рынков управления и эксплуатации жилья из-за невозможности выполнения полноценных договорных обязательств. Поэтому возникла реальная необходимость корректировки ранее принятых и осуществляемых мер по реформированию жилищно-коммунального хозяйства и разработки в рамках принимаемых правительством Российской Федерации решений программы на уровне области, где основной упор сделан на финансовую стабилизацию и улучшение технического состояния этой отрасли.
III. Цели и задачи программы
Основная цель программы - повышение эффективности, устойчивости и надежности функционирования систем жизнеобеспечения населения, привлечение инвестиций в жилищно-коммунальную отрасль, улучшение качества услуг с одновременным снижением затрат, адресная социальная защита населения при оплате жилищно-коммунальных услуг.
Основными задачами программы являются:
финансовое оздоровление жилищно-коммунальных предприятий путем реструктуризации и ликвидации их задолженности и доведения тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения и других потребителей до экономически обоснованного уровня, жесткого соблюдения установленных стандартов оплаты услуг населением, перехода от дотирования жилищно-коммунальных предприятий и предоставления категориальных льгот к субсидированию малообеспеченных семей, ликвидации перекрестного субсидирования тарифов;
снижение издержек и повышение качества и доступности жилищно-коммунальных услуг, формирование инвестиционной привлекательности жилищно-коммунального комплекса путем развития конкуренции в сфере предоставления жилищных услуг, создания взаимосвязанных процедур тарифного регулирования коммунальных предприятий и естественных монополистов - предприятий топливно-энергетического комплекса;
обеспечение государственной поддержки процесса модернизации жилищно-коммунального комплекса на основе современных технологий и материалов путем предоставления бюджетных средств и государственных гарантий по привлекаемым инвестициям.
IV. Механизм и сроки реализации программы
Механизм реализации программы состоит из нескольких направлений, каждое из которых определяет мероприятия, сроки исполнения и объемы финансирования.
Направление 1. Политика оплаты жилищно-коммунальных услуг
Цель направления - поэтапный переход к полной оплате населением жилищно-коммунальных услуг при условии обеспечения социальной защиты малообеспеченных семей.
Задача 1. Повышение доли населения в оплате жилищно-коммунальных услуг
Ввести полную оплату населением жилищно-коммунальных услуг, в первую очередь, текущего содержания и обслуживания жилищного фонда, то есть тех услуг, которые предоставляются на конкурсной основе.
Вывод жилищных услуг на полную самоокупаемость должен привести к увеличению доли жилищных услуг в структуре тарифа. Это необходимо использовать для реального планирования доходов служб заказчика.
Федеральный стандарт уровня платежей граждан за предоставляемые услуги (в целом по всем видам этих услуг) определяется правительством Российской Федерации.
Направление 2. Совершенствование жилищно-коммунального
обслуживания потребителей
Цель направления - формирование профессионального конкурентного управления жилищным фондом, обеспечивающего эффективное использование недвижимости в жилищной сфере и направленного на повышение качества жилищно-коммунального обслуживания населения.
Совершенствование управления и обслуживания жилищного фонда включает в себя следующие мероприятия:
по финансовому оздоровлению предприятий жилищно-коммунального хозяйства;
по созданию организационно-управленческих и формированию рыночных механизмов, стимулирующих службы заказчика к эффективному и рациональному хозяйствованию (управлению жилищным и нежилым фондом);
по совершенствованию договорных отношений в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг с потребителями и производителями жилищно-коммунальных услуг;
по совершенствованию конкурентной среды в сфере содержания и обслуживания жилищного фонда;
по созданию и успешному становлению профессионального конкурентного управления недвижимостью в жилищной сфере.
Реализация данных мероприятий позволит обеспечить эффективное использование недвижимости в жилищной сфере и повысить качество жилищно-коммунального обслуживания населения области.
Задача 2.1. Формирование организационно-управленческих условий и
рыночных механизмов для эффективного управления жилищным и нежилым
фондами, объектами внешнего благоустройства и их обслуживания
Функция управления в данном случае - организация работ по эксплуатации и ремонту жилищного и нежилого фондов, объектов внешнего благоустройства, обеспечение поставки коммунальных услуг.
Мероприятие 2.1.1 Провести инвентаризацию, реструктуризацию и ликвидацию задолженности предприятий жилищно-коммунального хозяйства, в том числе с погашением долгов за счет средств местных бюджетов.
Решение проблемы обеспечения финансовой стабильности предприятий жилищно-коммунального комплекса является основной предпосылкой формирования экономических взаимоотношений в этом секторе экономики. Для оздоровления финансовой ситуации в жилищно-коммунальном хозяйстве необходимо реструктурировать задолженность бюджета и бюджетных организаций и определить реальные и жесткие сроки ее ликвидации.
Необходимо подготовить методические материалы по совершенствованию бухгалтерского учета на предприятиях жилищно-коммунального комплекса, что позволит сделать более прозрачной финансовую ситуацию в отрасли и упорядочить работу с дебиторской задолженностью населения.
Мероприятие 2.1.2 Перейти к профессиональному управлению жилищным и нежилым фондами на конкурсной основе.
Первым этапом является создание служб заказчика на всей территории области.
Качественному улучшению деятельности по управлению жилищным и нежилым фондами будет способствовать переход на профессиональное управление этими фондами на конкурсной основе. Такие меры приведут к созданию развитых рыночных отношений в сфере управления жилищным и нежилым фондами области, существенному улучшению жилищно-коммунального обслуживания населения в условиях перехода к его полной оплате населением, а также созданию условий для привлечения организаций различных форм собственности в эту сферу деятельности, сокращению вмешательства государственных органов управления и органов власти в деятельность управляющих организаций.
Детальные экономически обоснованные планы конкретных мероприятий по организации содержания жилищного фонда должны определяться самостоятельными решениями управляющих организаций, основанными на положениях, закрепленных в договорах на управление, в соответствии с федеральными и областными стандартами, требованиями к качеству и периодичности выполнения работ и жилищно-коммунального обслуживания потребителей. Данную проблему не решить без серьезной экономической заинтересованности служб заказчика в надлежащем качестве выполнения работ.
Мероприятие 2.1.3 Разработать договоры на управление государственным и муниципальным жилищным и нежилым фондами и перейти к их заключению.
Для того чтобы организации разных форм собственности имели равные возможности осуществлять управление жилищным фондом, существующие ныне правоотношения должны быть изменены. Собственник государственного или муниципального жилищного фонда должен заключать с управляющей организацией независимо от ее организационно-правовой формы договор возмездного оказания услуг на управление жилищным фондом.
Договор на управление муниципальным жилищным и нежилым фондами (закрепление имущества) заключается между службой заказчика и органом местного самоуправления.
Мероприятие 2.1.4 Предоставить службе заказчика право выбора подрядчика для проведения капитального ремонта на условиях конкурса, заключения с ним договора и оплаты его деятельности.
Планирование работ по капитальному и текущему ремонтам, составление проектов титульных списков объектов на очередной год должны осуществляться службой заказчика, которая по договору управляет жилищным фондом.
Объемы и стоимость подлежащих выполнению работ, сроки их начала и окончания, размер и порядок финансирования из бюджета должны быть определены в государственном контракте (муниципальном заказе) со службой заказчика.
Это обеспечит повышение эффективности использования финансовых ресурсов на цели содержания и ремонта жилищного фонда.
Мероприятие 2.1.5 Установить размер вознаграждения службе заказчика за деятельность по управлению жилищным фондом.
Вознаграждение служб заказчика за деятельность по управлению жилищным и нежилым фондами должно быть поставлено в зависимость от достижения установленного качества обслуживания, а также должны быть предусмотрены меры экономического поощрения и штрафные санкции, которые могут быть применены к управляющей организации в соответствии с договором на управление.
Мероприятие 2.1.6 Разработать систему экономической мотивации деятельности службы заказчика.
Система экономической мотивации должна быть направлена на:
снижение задолженности потребителей, в том числе нанимателей, арендаторов, владельцев и собственников, по платежам за жилищно-коммунальное, эксплуатационное и иное обслуживание;
повышение качества жилищно-коммунального и иного обслуживания потребителей;
рациональное ресурсопотребление путем формирования механизмов ресурсосбережения и пообъектного учета потребления тепловой энергии и воды.
Мероприятие 2.1.7 Разработать и утвердить систему показателей и порядок контроля за деятельностью службы заказчика по договору управления.
Одна из важных функций собственника в процессе управления имуществом состоит в осуществлении контроля за деятельностью организации по управлению жилищным фондом и качеством предоставляемых ею услуг. Это необходимо для реализации таких важных задач, как:
получение собственником оперативной информации о техническом состоянии жилищного фонда, переданного в управление;
оценка качества работы службы заказчика на основе предварительно согласованных критериев оценки;
информирование собственника службой заказчика о направлениях своей деятельности, которые с точки зрения собственника нуждаются в улучшении.
Мероприятие 2.1.8 Определить критерии оценки и требования к качеству работы службы заказчика и условия ее ответственности, подлежащие отражению в договоре на управление.
Мероприятие 2.1.9 Повысить хозяйственную самостоятельность служб заказчика.
Для обеспечения большей хозяйственной самостоятельности служб заказчика необходимо предоставить их руководителям возможность самостоятельно определять штатную численность и размер оплаты труда и поощрения работников в соответствии с уставами предприятий, трудовым законодательством и результатами хозяйственной деятельности.
Мероприятие 2.1.10 Осуществить акционирование государственных жилищных организаций.
На заключительном этапе возможно в целях качественного улучшения деятельности по управлению жилищным фондом поэтапное преобразование государственных унитарных жилищных предприятий в открытые акционерные общества, 100% акций которых находятся в государственной собственности. В последующем возможна продажа части акций созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ на специализированном аукционе или работникам предприятий. Такие меры могут способствовать развитию рыночных отношений в сфере управления жилищным фондом, качественному улучшению жилищно-коммунального обслуживания.
Задача 2.2. Совершенствование договорных отношений в сфере
предоставления жилищно-коммунальных услуг
Мероприятие 2.2.1 Привести ныне действующие договоры жилищных организаций с ресурсоснабжающими, ремонтно-эксплуатационными и специализированными организациями в соответствие с законодательством Российской Федерации и области.
Для этого необходимо в первоочередном порядке инициировать процедуру внесения изменений и дополнений в договоры служб заказчика с ресурсоснабжающими, ремонтно-эксплуатационными и специализированными организациями, приводящих их в соответствие с законодательством Российской Федерации и обеспечивающих защиту прав и интересов потребителей.
Мероприятие 2.2.2 Совершенствовать договорные отношения служб заказчика с ресурсоснабжающими, ремонтно-эксплуатационными и специализированными организациями.
Для совершенствования договорных отношений с ресурсоснабжающими и подрядными организациями необходимо:
разработать примерные условия или формы договоров, отражающих особенности поставки ресурсов, выполнения работ и оказания услуг ресурсоснабжающими, ремонтно-эксплуатационными и специализированными организациями службам заказчика, которые не являются непосредственными их потребителями, а действуют в интересах населения, при соблюдении баланса интересов производителей и потребителей;
утвердить примерные условия или формы договоров и опубликовать их в печати;
указывать в договорах на содержание и ремонт жилищного фонда стоимость выполнения определенных видов работ и устанавливать гарантийный срок службы восстанавливаемых в процессе ремонта конструкций и инженерного оборудования, а также процедуру оплаты данных работ.
Мероприятие 2.2.3 Совершенствовать договорные отношения с потребителями услуг.
Для совершенствования договорных отношений с потребителями необходимо:
внести изменения и дополнения в примерные формы договоров социального и коммерческого найма и в соглашения об общем владении строением и долевом участии в расходах по его содержанию и ремонту;
привести условия соглашения об общем владении строением и долевом участии в расходах на его содержание и ремонт в соответствие с конструкцией договоров социального и коммерческого найма. После изменения договоров службы заказчика с собственниками жилых помещений исполнителем коммунальных услуг для них должна стать сама служба заказчика;
заключить договоры найма и соглашения об общем владении строением и о долевом участии в расходах на его содержание и ремонт со всеми потребителями жилищных и коммунальных услуг, с которыми договоры не заключены или которые приобретают право владения жилым помещением. Осуществить переоформление договоров со всеми потребителями, имеющими договоры старых форм, при их обращении в службы заказчика с заявками или за справками, а также в соответствии с утвержденными планами;
систематически контролировать и анализировать ход переоформления договоров с потребителями жилищно-коммунальных услуг.
Мероприятие 2.2.4 Усилить контроль за качеством жилищно-коммунального обслуживания населения.
Для усиления контроля за качеством жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых населению, необходимо:
уполномоченным организациям проверять фактический объем и качество предоставляемых жилищных и коммунальных услуг (в том числе совместно с другими органами и/или организациями), полноту устранения недостатков, указанных в актах предыдущих проверок, а также своевременность и качество устранения аварий, повреждений, недостатков, указанных в обращениях потребителей;
уполномоченным организациям систематически (но не реже одного раза в год) проверять соответствие договоров жилищных организаций с ресурсоснабжающими, ремонтно-эксплуатационными и специализированными организациями гражданскому законодательству Российской Федерации и законодательству Российской Федерации о защите прав потребителей с публикацией отчетов в средствах массовой информации.
Мероприятие 2.2.5 Совершенствовать систему расчетов за жилищно-коммунальные услуги.
Для совершенствования расчетов за жилищно-коммунальные услуги необходимо:
завершить переход на прямые расчеты за коммунальные услуги между ресурсоснабжающими организациями и собственниками (владельцами) отдельно стоящих и пристроенных нежилых помещений в жилищном фонде (при наличии отдельных вводов коммунальных сетей);
установить в договорах и нормативных актах порядок расчетов между жилищными и ресурсоснабжающими, ремонтно-эксплуатационными и специализированными организациями только за реально предоставленные объемы ресурсов, полное и своевременное выполнение работ и оказание услуг при соблюдении установленных параметров качества;
установить в договорах ответственность за полноту и своевременность осуществления платежей ресурсоснабжающим, ремонтно-эксплуатационным и специализированным организациям;
установить в трудовых договорах (контрактах) личную ответственность руководителей служб заказчика за полноту и своевременность осуществления платежей ресурсоснабжающим, ремонтно-эксплуатационным и специализированным организациям;
рассмотреть техническую возможность установки приборов учета расхода ресурсов в жилых помещениях с привлечением для этого средств граждан (в зависимости от совокупного семейного дохода).
Мероприятие 2.2.6 Разработка проекта договора между службой заказчика, органами местного самоуправления и подрядчиками жилищно-коммунальных услуг на выполнение муниципального заказа.
Разработка проекта оптимального договора необходима для приведения учетной политики в соответствие с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Задача 2.3. Создание конкурентных отношений в сфере
управления, содержания и обслуживания жилищного фонда
Мероприятие 2.3.1 Проводить работу по созданию активной конкурентной среды в сфере содержания и обслуживания жилищного фонда.
Разработать систему стимулирования служб заказчика в соответствии с результатами конкурсов подрядных работ.
Для этого необходимо пересмотреть условия материального стимулирования работников служб заказчика, поскольку средства фонда заработной платы, учитываемые в смете на содержание служб заказчика для премирования работников, не зависят от конкретных результатов работы службы заказчика. В случае проведения конкурсов подрядчиков на выполнение работ по обслуживанию жилищного фонда и снижению цен на выполнение этих работ в результате конкурса часть средств, образующихся как разница между стартовой ценой и конечной конкурсной ценой (например, 20%), должна поступать в распоряжение службы заказчика.
На остальные сэкономленные средства служба заказчика должна заказать дополнительные объемы работ по текущему ремонту жилищного фонда, переданного ей в управление.
Мероприятие 2.3.2 Обеспечить формирование конкурентной среды в сфере управления жилищным фондом.
Развитие конкурентной среды в сфере управления жилищным фондом позволит создать рыночные основы работы жилищно-коммунального хозяйства и обеспечит оптимальное соотношение стоимости и качества жилищно-коммунальных услуг. Одна из основных задач состоит в том, чтобы от существующего монополизма перейти к развитому рынку предоставления услуг в сфере управления жилищным фондом.
Провести конкурсы на управление жилищным фондом во всех муниципальных образованиях.
Установить четкие и ясные критерии отбора служб заказчика по результатам конкурса.
Разработать комплекс первоочередных мер по обеспечению начала работы частной компании по управлению жилищным фондом.
Мероприятие 2.3.3 Обеспечить перевод на 100-процентный уровень обслуживания жилого фонда на конкурсной основе.
Мероприятие 2.3.4 Разработать нормативно-правовую базу по конкурсному обслуживанию жилищного фонда.
Задача 2.4. Создание условий для эффективной
деятельности товариществ собственников жилья и других объединений
граждан в жилищной сфере
Мероприятие. Обеспечить реализацию Федерального закона "О товариществах собственников жилья" в части передачи земельных участков в собственность домовладельцев в кондоминиумах.
Направление 3. Тарифное регулирование коммунальных
предприятий и обеспечение мер социальной защиты малоимущих граждан при
переходе на полную оплату жилищно-коммунальных услуг
Цель направления - реформирование системы регулирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги, позволяющее определять и поддерживать баланс интересов производителей, органов местного самоуправления и потребителей, а также создать условия, при которых предприятия, оказывающие услуги по регулируемым ценам, были бы заинтересованы в повышении своей эффективности.
Переход к бездотационному функционированию жилищно-коммунального хозяйства должен осуществляться с предоставлением адресных субсидий по оплате жилищно-коммунальных услуг малоимущим категориям граждан. Темпы и параметры перехода к полной оплате жилищно-коммунальных услуг определяются правительством Российской Федерации путем утверждения ежегодно федеральных стандартов:
социальной нормы площади жилья;
предельной стоимости жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых на 1 кв. м общей площади жилья в месяц (утверждается дифференцированно по субъектам Российской Федерации);
уровня платежей граждан по отношению к уровню затрат на производство жилищно-коммунальных услуг (после завершения перехода к полной оплате жилищно-коммунальных услуг населением устанавливаться не будет);
максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном семейном доходе в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг.
Задача 3.1. Определение и постановка целей и задач
регулирования коммунальных предприятий - естественных монополистов
Основными целями органов местного самоуправления по отношению к создаваемым жилищным и коммунальным предприятиям являются:
обеспечение населения жилищными и коммунальными услугами;
воспроизводство государственного имущества предприятий, оказывающих услуги по регулируемым ценам, в необходимом объеме и с заданными качественными характеристиками.
Следует формализовать цели и задачи деятельности коммунальных предприятий и исходить из них при формировании и утверждении тарифов.
Первоначально формализация целей и задач деятельности предприятий, оказывающих услуги по регулируемым ценам, должна осуществляться в виде производственной и инвестиционной программ предприятия, а также программ по снижению издержек производства, которые они должны реализовать в течение срока действия тарифов. Со стороны органов местного самоуправления необходимо рекомендовать предприятиям, оказывающим услуги по регулируемым ценам, одновременно с подачей документов на пересмотр тарифов представлять производственные и инвестиционные программы, а также программы по снижению издержек производства.
Мероприятие 3.1.1 Обязать государственные коммунальные предприятия сформировать производственные и инвестиционные программы и согласовать их в установленном порядке.
Формирование производственных и инвестиционных программ следует производить одновременно с определением финансовых потребностей предприятия при составлении заявки на пересмотр тарифа.
Мероприятие 3.1.2 Разработать типовой договор на управление государственным имуществом коммунальных предприятий.
Мероприятие 3.1.3 Обеспечить своевременный пересмотр тарифов на жилищно-коммунальные услуги в размерах, обеспечивающих рентабельную работу предприятий.
Задача 3.2. Реформирование системы пересмотра
и утверждения цен и тарифов на эксплуатационные и коммунальные услуги
Система тарифного регулирования должна рассматриваться как средство для достижения целей, поставленных собственником имущества государственных предприятий, оказывающих услуги по регулируемым ценам, т.е. тарифы должны обеспечивать предприятиям необходимый для осуществления производственных и инвестиционных программ объем финансовых средств. Необходимо, чтобы тарифная политика реализовывала следующие принципы:
полное возмещение конечным потребителем затрат всем участникам процесса предоставления эксплуатационных и коммунальных услуг;
оптимизация интересов всех сторон;
последовательность и прогнозируемость изменения тарифов;
публичность и открытость;
снижение политизированности ценообразования.
Предприятие, оказывающее услуги по регулируемым ценам, должно получать финансовые ресурсы в объеме, достаточном для компенсации всех произведенных им обоснованных издержек. Основанием являются мероприятия по реализации утвержденных собственником имущества производственных и инвестиционных программ.
Мероприятие 3.2.1 Разработать и внедрить двухставочные тарифы на коммунальные услуги.
Необходимо установить двухставочные тарифы, когда постоянная часть тарифа соответствует объему постоянных издержек, связанных с предоставлением соответствующих услуг потребителям, переменная часть - объему переменных издержек.
Мероприятие 3.2.2 Создание единого органа по регулированию тарифов на жилищно-коммунальные услуги в структуре комитета жилищно-коммунального хозяйства Администрации области.
В настоящее время процедура установления тарифов не устраивает ни органы местного самоуправления, ни предприятия жилищно-коммунального хозяйства, ни население. Тарифы на жилищно-коммунальные услуги должны формироваться по экономическим законам и обеспечивать стабильную работу предприятий отрасли.
Задача 3.3. Осуществление мониторинга деятельности коммунальных предприятий
Цель создания системы мониторинга состоит в том, чтобы собственник имущества государственных предприятий, оказывающих услуги по регулируемым ценам, имел возможность осуществлять оперативный контроль за тем, как предприятия, оказывающие услуги по регулируемым ценам, решают задачи, сформулированные в производственной и инвестиционной программах.
Ввиду того что часть предприятий является получателями дотаций из бюджетов муниципальных образований, система мониторинга за их деятельностью должна отслеживать целевое использование этих средств.
Мероприятие 3.3.1 Разработать положение о мониторинге предприятий, оказывающих услуги по регулируемым ценам, с учетом видов их деятельности.
Цель мониторинга - отслеживание реализации предприятием, оказывающим услуги по регулируемым ценам, производственной и инвестиционной программ, а также обеспечение соблюдения законных интересов и прав всех сторон.
Составными частями системы мониторинга за деятельностью коммунальных предприятий должны стать:
а) экспертиза деятельности коммунальных предприятий (в том числе аудиторские проверки);
б) система мер по представлению предприятиями, оказывающими услуги по регулируемым ценам, информации регулирующему органу;
в) регулярные проверки целевого использования бюджетных средств.
Мероприятие 3.3.2 Разработать систему индикаторов для проведения анализа информации по мониторингу предприятий, оказывающих услуги по регулируемым ценам.
Оценка информации, собираемой в рамках мониторинга, проводится при помощи системы индикаторов, разрабатываемой индивидуально для каждого коммунального предприятия.
Система индикаторов должна охватывать следующие основные аспекты деятельности предприятий:
1) операционная деятельность предприятий. Основные оцениваемые индикаторы включают в себя:
а) соблюдение условий договоров на поставку ресурсов (объем и структура реализации, стандарты качества и т.д.);
б) эффективность использования ресурсов (только для государственных предприятий);
2) финансовое состояние (только для государственных предприятий). Основные оцениваемые индикаторы включают в себя показатели ликвидности, платежеспособности, финансовой устойчивости. Оценка производится на основе баланса, бизнес-плана предприятия, расшифровки дебиторской и кредиторской задолженности, расшифровки финансовых потоков, а также величины и структуры фактической себестоимости и прибыли.
Методика использования индикаторов в целях анализа и принятия решений разрабатывается регулирующим органом и утверждается руководителем органа местного самоуправления.
Задача 3.4. Реформирование системы предоставления льгот по
оплате коммунальных услуг населению и отдельным промышленным потребителям
Реализация данной задачи подразумевает исполнение нормативных правовых актов федерального уровня, которыми устанавливаются льготы по оплате коммунальных услуг для отдельных категорий потребителей. В названных нормативных правовых актах устанавливаются источники возмещения льгот: федеральный и региональные бюджеты.
Мероприятие 3.4.1 Ликвидировать систему перекрестного субсидирования услуг теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.
Переход на единый тариф подразумевает повышение тарифов для населения, поэтому данное мероприятие можно разделить на несколько стадий, на которых проводить постепенное сокращение перекрестного субсидирования. Возможен и другой вариант: единовременная ликвидация перекрестного субсидирования, сопровождающаяся дополнительными мерами социальной защиты наименее обеспеченных граждан.
Мероприятие 3.4.2 Обеспечить обязательное указание источников возмещения выпадающих доходов предприятий от предоставления льгот по оплате коммунальных услуг населению и отдельным промышленным потребителям.
Необходимо выделить в бюджете средства на компенсацию предоставленных льгот либо предоставить предприятиям вместо льгот дотации.
Задача 3.5. Обеспечение мер социальной защиты малоимущих граждан
при переходе на полную оплату жилищно-коммунальных услуг
Мероприятие 3.5.1 Ведение персонифицированных счетов граждан для перечисления средств на получение льгот и выплату субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.
При переходе к полной оплате стоимости жилищно-коммунальных услуг потребителями адресные жилищные субсидии становятся основной формой бюджетных средств, направляемых на обеспечение доступности жилищно-коммунальных услуг. Размер бюджетных средств, распределяемых в виде жилищных субсидий, вырастет более чем в 10 раз (в сопоставимых ценах). В этом случае является целесообразным создание системы персонифицированных счетов граждан, на которые будут перечисляться средства, предусмотренные на все виды адресной социальной помощи государства.
Мероприятие 3.5.2 Усовершенствование методики расчета совокупного дохода семьи.
В совокупный доход семьи должны включаться денежные эквиваленты всех льгот и социальных пособий, получаемых членами данной семьи, а также условный доход от владения некоторыми видами имущества.
Мероприятие 3.5.3 Проведение в области статистического обследования распределения семей по совокупному доходу с целью определения платежеспособности населения и размера начисляемых субсидий.
Направление 4. Обеспечение финансовой стабилизации
жилищно-коммунального комплекса
Задача 4. Определение и постановка целей и задач финансовой
стабилизации жилищно-коммунального комплекса
Мероприятие 4.1 Разработка договора о разграничении полномочий между органами местного самоуправления и администрацией области в части управления жилищно-коммунальным комплексом с включением обязательных условий:
формирование коммунального бюджета и контроль за исполнением его доходной и расходной частей;
консолидация средств местных бюджетов в формировании областного аварийно-технического запаса;
совершенствование структуры управления теплоснабжением (управляющие компании) в 2003 году на областном уровне.
Эту работу необходимо начинать с разработки проекта договора и экспертизы его на соответствие законодательству.
Вторым этапом является согласование проекта договора с органами местного самоуправления. Формирование коммунального бюджета позволит определить потребность в средствах на содержание жилищно-коммунального хозяйства и обеспечить приоритетное финансирование за счет бюджетов всех уровней.
Мероприятие 4.2 Создание информационной базы данных жилищно-коммунального хозяйства области.
Органам местного самоуправления необходимо создать информационную сеть, утвердить перечень информации, составить смету расходов, определить источник финансирования, определить на конкурсной основе подрядчика работ.
Мероприятие 4.3 Обеспечение 95-процентной собираемости начисляемой населению платы за жилищно-коммунальные услуги.
Направление 5. Государственная поддержка жилищно-коммунального комплекса
Задача 5. Определение и постановка целей и задач государственной
поддержки жилищно-коммунального комплекса
Мероприятие 5.1 Мобилизация бюджетных ресурсов для обеспечения устойчивой работы жилищно-коммунального комплекса.
Мероприятие 5.2 Ликвидация кризисного состояния систем теплоснабжения, водоснабжения, канализации.
Мероприятие 5.3 Решение проблемы ресурсного обеспечения предоставления коммунальных услуг, имеющих значение для нескольких регионов.
Органам местного самоуправления необходимо поручить службе заказчика, предприятиям жилищно-коммунального хозяйства провести инвентаризацию технического состояния систем жизнеобеспечения населения. На основе полученных данных разработать инвестиционные программы. Разработать методику привлечения внебюджетных средств для модернизации объектов жилищно-коммунального хозяйства.
Направление 6. Совершенствование работы с кадрами в системе
жилищно-коммунального хозяйства
Цель направления - развитие кадрового потенциала системы жилищно-коммунального хозяйства области, дальнейшее совершенствование работы с персоналом предприятий и организаций, формирование устойчивого резерва кадров в отрасли, создание профессиональной подготовки и непрерывного профессионального образования специалистов жилищно-коммунального хозяйства.
Задача 6. Определение целей и задач по совершенствованию работы с
кадрами в системе жилищно-коммунального хозяйства
Мероприятие 6.1 Разработать систему конкурсного назначения руководителей предприятий жилищно-коммунального хозяйства с заключением контрактов. Одним из главных условий оценки работы руководителей считать конечный результат работы предприятия.
Назначение руководителя осуществляется на конкурсной основе. Основные критерии при приеме на работу:
наличие стажа работы по специальности;
опыт работы на руководящей должности;
наличие образования по профилю занимаемой должности.
Мероприятие 6.2 Разработать систему подготовки и переподготовки кадров с созданием кадрового резерва. Главными направлениями системы подготовки и переподготовки кадров должны стать:
определение уровня профессиональной подготовки и соответствия руководителей и специалистов квалификационным требованиям;
создание областного единого резерва кадров системы жилищно-коммунального хозяйства;
профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации руководителей и специалистов предприятий и организаций, реализация программ непрерывного профессионального образования;
организация плановой подготовки кадров.
Мероприятие 6.3 Провести аттестацию и переаттестацию руководящих кадров жилищно-коммунального хозяйства с участием специалистов госэнергонадзора, госгортехнадзора и учебно-курсового комбината жилищно-коммунального хозяйства.
Главными направлениями аттестации и переаттестации руководящих кадров должны стать:
подготовка правового поля по вопросам проведения аттестации и переаттестации;
определение соответствия занимаемым должностям уровня профессиональной подготовки;
соблюдение требований нормативных правовых актов и нормативных технических документов, устанавливающих правила аттестации и переаттестации.
Направление 7. Модернизация жилищно-коммунального комплекса
Цель направления - повышение надежности и эффективности работы источников тепла, наружных и внутридомовых инженерных систем, снижение расходов теплоэнергоресурсов и воды в жилищно-коммунальном хозяйстве городов и районов области.
Задача 7.1. Определение целей и задач по модернизации жилищного фонда
Главными направлениями модернизации жилищного фонда должны стать:
ремонт и утепление наружных ограждающих конструкций зданий;
установка домовых приборов учета потребления ресурсов: воды, газа, тепловой энергии, электричества;
ремонт и оптимизация внутренних систем отопления и горячего водоснабжения;
улучшение режимов вентиляции жилых помещений;
использование энергоэффективных приборов освещения в местах общего пользования.
Мероприятие 7.1.1 Провести техническое обследование жилищного фонда, оценку состояния индивидуальных тепловых пунктов, теплотехнических характеристик жилых зданий, работы систем отопления и водоснабжения.
Финансирование технических обследований жилищного фонда производится за счет средств местных бюджетов. Комиссия для технического обследования жилищного фонда должна создаваться при органах мести; самоуправления с привлечением специалистов проектных организаций, органов государственного надзора и др. Основными задачами комиссии являются составление актов технического обследования с определением вида работ (текущий и капитальный ремонты, определение объемов работ с составлением проектно-сметной документации).
По итогам обследований необходимо разработать планы текущего и капитального ремонтов жилищного фонда по годам с определением суммы и источников финансирования.
Мероприятие 7.1.2 Разработать программу капитального ремонта систем отопления, водоснабжения и канализации, установки приборов учета тепла, воды и автоматизации индивидуальных тепловых пунктов.
Программа разрабатывается на основании технических обследований жилищного фонда с определением суммы и источников финансирования.
Органам местного самоуправления необходимо при формировании местного бюджета на очередной год предусматривать средства на мероприятия по энергосбережению и эффективному использованию топливно-энергетических ресурсов в системе теплоснабжения жилищно-коммунального хозяйства.
Программа должна обеспечиваться проектно-сметной документацией, технико-экономическим обоснованием при автоматизации индивидуальных тепловых пунктов и установке приборов учета теплоэнергоресурсов и воды.
Оценка эффективности установки теплосчетчиков зависит от следующих факторов:
температура наружного воздуха и длительность отопительного периода;
размер и теплотехническая характеристика зданий;
величина разницы между расчетным и фактическим теплопотреблением;
тариф на теплоэнергию;
условия финансирования проектов;
приемлемые сроки возврата капитала.
Задача 7.2. Модернизация инженерной инфраструктуры
жилищно-коммунального хозяйства области
Основная цель - создание социально ориентированного теплоэнергетического хозяйства, позволяющего за счет структурной перестройки и модернизации решать следующие приоритетные задачи:
устойчивое обеспечение населения области теплоэлектроэнергией и водой;
повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов за счет проведения техперевооружения котельных, реконструкции наружных систем теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения и водоотведения и создание необходимых условий для перевода жилищно-коммунального хозяйства области на энергосберегающий путь развития.
Мероприятие 7.2.1 Инвентаризация технического состояния инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства области.
Органам местного самоуправления совместно с предприятиями жилищно-коммунального хозяйства провести инвентаризацию инженерной инфраструктуры городов и районов области.
Мероприятие 7.2.2 Создать в составе ОГУП "Облкоммунсервис" структурное подразделение, ответственное за проведение энергетических обследований объектов жилищно-коммунального хозяйства, наладок систем теплоснабжения и установки приборов учета теплоэнергоресурсов и воды.
Необходимо приобрести за счет бюджетных средств диагностическое оборудование для проведения энергетических обследований, в т.ч. расходомеры жидкости портативные, пирометры, электронные термометры, тепловизионный комплекс, течеискатель и т.д.
ОГУП "Облкоммунсервис" энергетические обследования объектов жилищно-коммунального хозяйства проводить на договорной основе с органами местного самоуправления, организациями жилищно-коммунального хозяйства и предприятиями других форм собственности за счет средств местных бюджетов и собственных средств предприятий.
Мероприятие 7.2.3 Проведение энергетических обследований объектов жилищно-коммунального хозяйства с учетом определения оценки эффективности работы систем тепло-, водо- и электроснабжения.
Необходимо ежегодно составлять перечень и графики энергетических обследований предприятий жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с программой энергетического обследования, разработанной техническими условиями Амургосэнергонадзора, с определением суммы и источников финансирования.
При разработке областных инвестиционных программ на очередной год комитету жилищно-коммунального хозяйства Администрации области в первую очередь предусматривать включение в эти программы объектов жилищно-коммунального хозяйства, прошедших энергетическое обследование.
Мероприятие 7.2.4 Оформить энергетические паспорта на котельные (источник тепла) и тепловые сети в соответствии с программой энергетического обследования, разработанной техническими условиями Амургосэнергонадзора, и разработанными комитетом жилищно-коммунального хозяйства Администрации области энергетическими паспортами на котельные и тепловые сети.
Основанием для включения в программу энергетических обследований являются технико-экономические показатели объектов согласно энергетическим паспортам на котельные и тепловые сети.
Мероприятие 7.2.5 Ежегодно разрабатывать программы мероприятий по энергосбережению и эффективному использованию топливно-энергетических ресурсов в жилищно-коммунальном хозяйстве городов и районов области.
Органам местного самоуправления необходимо разрабатывать ежегодные и долгосрочные мероприятия по энергосбережению и эффективному использованию топливно-энергетических ресурсов в жилищно-коммунальном хозяйстве с определением средств, сроков исполнения и исполнителей. При этом финансирование предусматривать за счет средств местных бюджетов, средств предприятий и организаций с указанием дефицита средств.
Основными направлениями энергосбережения и экономии топливно-энергетических ресурсов в жилищно-коммунальном хозяйстве области являются следующие программные мероприятия:
реконструкция устаревших малоэффективных (с ручным обслуживанием) котельных и установка механизированных котлоагрегатов с высоким коэффициентом полезного действия и одновременная установка приборов учета и регулирования отпуска тепла;
реконструкция тепловых сетей с применением современных высокоэффективных теплоизоляционных материалов;
приобретение и установка приборов учета потребления теплоэнергоресурсов и воды, регулирование систем теплоснабжения потребителей, установка новейших приборов учета потребления электроэнергии.
Мероприятие 7.2.6 Разработать программу производства высокоэффективных котлов и котельного оборудования на базе промышленных предприятий области для замены находящихся в эксплуатации неэффективных чугунных котлов типа "Универсал" (600 шт.) и паровозных котлов (60 шт.).
Законом Амурской области от 10 февраля 2004 г. N 301-ОЗ в раздел V настоящей программы внесены изменения
V. Ресурсное обеспечение программы
Ресурсное обеспечение программы определяется условиями ее реализации в течение 2003-2010 годов.
Затраты на реализацию программы складываются из затрат, связанных с модернизацией жилищно-коммунального комплекса, затрат на энергосбережение и эффективное использование топливно-энергетических ресурсов и на предоставление гражданам льгот и субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг (приложения N 2-6).
Затраты на модернизацию жилищно-коммунального комплекса, включая энергосбережение и эффективное использование топливно-энергетических ресурсов, в основном ориентированы на проведение работ по реконструкции и обновлению систем жизнеобеспечения населенных пунктов (систем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения) и определены на основании укрупненной сметной документации, представленной органами местного самоуправления.
Приоритетными программными мероприятиями являются:
замена устаревших котлов на котлы с более высоким коэффициентом полезного действия;
использование современных изоляционных материалов при реконструкции тепловых сетей;
замена ветхих тепловых и водопроводных сетей;
строительство и реконструкция станции обезжелезивания питьевой воды;
строительство и реконструкция очистных сооружений канализации и канализационных коллекторов к ним;
использование модульных и блочных котельных;
использование частотно-регулируемых приводов насосных агрегатов в системах тепло- и водоснабжения.
Наряду с указанными инженерными мероприятиями на объектах жилищно-коммунальной инфраструктуры необходимо проведение следующих работ по модернизации жилищного фонда:
ремонт и утепление наружных ограждающих конструкций зданий;
установка в домах приборов учета потребления ресурсов: воды, газа, тепловой энергии, электричества;
ремонт и оптимизация внутренних систем отопления и горячего водоснабжения;
улучшение режимов вентиляции жилых помещений;
повышение эффективности работы лифтового оборудования;
использование экономичных приборов освещения и санитарно-технического оборудования.
Источниками покрытия затрат на модернизацию жилищно-коммунального комплекса, мероприятий по энергосбережению и эффективному использованию топливно-энергетических ресурсов являются средства областного и местных бюджетов, а также средства предприятий жилищно-коммунального хозяйства.
Источниками покрытия затрат, связанных с предоставлением жилищных субсидий, а также установленных законодательством Российской Федерации льгот, являются средства федерального бюджета, областного и местных бюджетов.
VI. Экономическая эффективность программы
Ожидаемые конечные результаты реализации программы предполагают повышение эффективности, качества жилищно-коммунального обслуживания, надежности работы инженерных систем жизнеобеспечения, комфортности и безопасности условий проживания.
Мероприятия по модернизации очистных сооружений не имеют прямого экономического эффекта и направлены на улучшение экологической ситуации в области.
Реализация программы позволит снизить износ основных фондов с 70 до 30%, сократить затраты на производство жилищно-коммунальных услуг в расчете на год (149,5 млн. руб.), в том числе за счет снижения потерь теплоносителя в сетях (54,8 млн. руб.), сокращения утечек воды (28,4 млн. руб.), экономии топлива (58,3 млн. руб.), установки приборов учета (8,0 млн. руб.). За 3 года планируемое сокращение затрат составит 448,6 млн. руб. и позволит снизить тарифы на жилищно-коммунальные услуги на 5% в год.
VII. Сроки и этапы реализации программы
Программа будет выполняться поэтапно до 2010 года.
На первом этапе (2003-2005 гг.) предполагается выполнить следующие мероприятия:
инвентаризация, реструктуризация и ликвидация задолженности бюджета, бюджетных организаций и других потребителей перед предприятиями жилищно-коммунального комплекса;
переход на реальные договорные отношения в жилищно-коммунальном комплексе;
совершенствование механизмов социальной защиты населения при оплате жилищно-коммунальных услуг;
энергетическое обследование объектов жилищно-коммунального хозяйства с учетом оценки эффективности работы тепло-, водо- и электроснабжения;
оформление энергетических паспортов на котельные и инженерную инфраструктуру;
проведение технического обследования жилищного фонда, работы систем отопления и водоснабжения;
разработка топливных балансов предприятий жилищно-коммунального хозяйства;
разработка систем конкурсного назначения руководителей предприятий жилищно-коммунального хозяйства с заключением контрактов. Одним из главных условий оценки работы руководителей считать конечный результат работы предприятий;
внесение изменений в уставы предприятий жилищно-коммунального хозяйства;
создание системы подготовки и переподготовки кадров с формированием кадрового резерва;
развитие конкурентных отношений в жилищном хозяйстве;
переход к профессиональному управлению жилищным фондом, создание системы регулирования естественных локальных монополий;
повсеместный полномасштабный переход к системе персонифицированных социальных счетов граждан.
На втором этапе (2006-2010 гг.) предполагается осуществить стратегические мероприятия, направленные на обеспечение устойчивого функционирования жилищно-коммунального комплекса на основе привлечения частных инвестиций, апробировать механизмы привлечения инвестиций в форме банковских кредитов, реализовать комплекс мер по снижению рисков кредитования путем предоставления государственных и муниципальных гарантий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Амурской области от 12 марта 2003 г. N 197-ОЗ "О Программе "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Амурской области на 2003-2010 годы" (Принят Амурским областным Советом народных депутатов 20 февраля 2003 г.)
Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его первого официального опубликования
Текст Закона опубликован в газете "Амурская правда" от 19 марта 2003 г. N 75-76, от 20 марта 2003 г. N 77-78, от 21 марта 2003 г. N 79-80, от 28 марта 2003 г. N 87-88
Законом Амурской области от 28 ноября 2008 года N 132-ОЗ настоящий Закон признан утратившим силу с 1 января 2009 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Закон Амурской области от 10 ноября 2008 г. N 123-ОЗ
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня первого официального опубликования
названного Закона
Закон Амурской области от 15 августа 2008 г. N 86-ОЗ
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня первого официального опубликования названного Закона
Закон Амурской области от 12 октября 2007 г. N 407-ОЗ
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня первого официального опубликования названного Закона
Закон Амурской области от 23 апреля 2007 г. N 321-ОЗ
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня первого официального опубликования названного Закона
Закон Амурской области от 3 апреля 2006 г. N 166-ОЗ
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня первого официального опубликования названного Закона
Закон Амурской области от 23 декабря 2005 г. N 131-ОЗ
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня первого официального опубликования названного Закона
Закон Амурской области от 10 ноября 2005 г. N 85-ОЗ
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня первого официального опубликования названного Закона
Закон Амурской области от 1 сентября 2005 г. N 40-ОЗ
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня первого официального опубликования вышеназванного Закона
Закон Амурской области от 11 апреля 2005 г. N 468-ОЗ
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня первого официального опубликования вышеназванного Закона
Закон Амурской области от 22 декабря 2004 г. N 395-ОЗ
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня первого официального опубликования вышеназванного Закона
Закон Амурской области от 10 февраля 2004 г. N 301-ОЗ
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня первого официального опубликования вышеназванного Закона
Закон Амурской области от 8 декабря 2003 г. N 274-ОЗ
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня первого официального опубликования вышеназванного Закона