Положение о предоставлении и использовании средств на кредитование сезонных затрат в сельском хозяйстве в 2005 году, утвержденное постановлением губернатора Амурской области N 89 18.02.2005 года предусматривает, что обеспечением выполнения обязательств договоров на поставку сельхозпродукции и продовольствия за полученные материально-технические ресурсы в том числе, является муниципальная гарантия администрации района.
К муниципальной гарантии администрация района представляет предприятию решение сессии районного Совета народных депутатов о наделении главы администрации района правом на предоставление сельхозтоваропроизводителям муниципальной гарантии в 2005 году и дополнительное соглашение к договору с банком (а в случае полного кассового обслуживания органами федерального казначейства - дополнительного соглашения с казначейством) на расчетно-кассовое обслуживание о безакцептном списании средств со счета районного бюджета во исполнение обязательств по требованию третьих лиц.
Положение в части названных норм не соответствует нормам действующего федерального законодательства.
Согласно п.2 ст.125 ГК РФ органы местного самоуправления в рамках компетенции, установленной актами, определяющими их статус, вправе своими действиями приобретать и осуществлять права и обязанности от имени муниципальных образований.
В соответствии со ст.11 Федерального закона N 126 от 25.09.1997 г. "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции от 28.12.04) органы местного самоуправления самостоятельно регулируют бюджетные процессы в данном муниципальном образовании, руководствуясь общими принципами бюджетного процесса, установленными законами Российской Федерации и законами ее субъектов.
Договор о предоставлении муниципальной гарантии имеет особую правовую природу и регулируется специальными нормами бюджетного законодательства.
В соответствии со ст.115 Бюджетного кодекса РФ муниципальной гарантией признается способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которых муниципальное образование - гарант дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дается муниципальная гарантия, обязательства перед третьими лицами полностью или частично.
Кроме того, пунктом 4 ст.104 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что от имени муниципального образования право осуществлять выдачу муниципальной гарантии принадлежит уполномоченному органу местного самоуправления в соответствии с Уставом муниципального образования.
Таким образом, предусмотренные в Положении нормы о муниципальной гарантии администрации района, а не муниципального образования, а также о представлении к муниципальной гарантии решения представительного органа местного самоуправления о наделении именно главы администрации района правом на предоставление муниципальной гарантии, а не уполномоченного органа в соответствии с уставом муниципального образования, противоречат названным положениям Бюджетного кодекса РФ.
Положение в части установления нормы обязывающей прилагать к муниципальной гарантии в числе прочего, дополнительное соглашение к договору с банком (а в случае полного кассового обслуживания органами федерального казначейства - дополнительного соглашения с казначейством) на расчетно-кассовое обслуживание о безакцептном списании средств со счета районного бюджета во исполнение обязательств по требованию третьих лиц, также противоречит федеральному законодательству.
В соответствии со ст. 7 Бюджетного кодекса РФ определение основ осуществления расходов из бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации относится к ведению Российской Федерации.
На основании ст.239 Бюджетного кодекса РФ обращение взыскания на бюджетные средства осуществляется только на основании судебного акта, предусматривающего возмещение убытков, причиненных физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания актов органов государственной власти или органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.
Губернатор Амурской области не вправе определять дополнительные основания для бесспорного списания с бюджетных счетов муниципальных образований.
Гарант и получатель бюджетных средств находятся между собой в бюджетных правоотношениях, в связи с чем, к их отношениям между собой не могут применяться нормы о бесспорном списании денежных средств с бюджетного счета в порядке, установленном ст.ст. 847, 854 ГК РФ.
В силу ст.239 Бюджетного кодекса РФ единственным основанием списания денежных средств с бюджетного счета является судебный акт.
На основании изложенного, руководствуясь ст.23 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации",
Предлагаю:
1. Привести Положение о предоставлении и использовании средств на кредитование сезонных затрат в сельском хозяйстве в 2005 году, утвержденное постановлением губернатора Амурской области N 89 от 18.02.05 в указанной части в соответствие с действующим федеральным законодательством.
2. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления. О результатах рассмотрения протеста сообщите в прокуратуру Амурской области в письменной форме.
Прокурор Амурской области |
В.В.Сизов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Протест Прокурора Амурской области от 25 марта 2005 г. N 7-09/30-05 "На Положение о предоставлении и использовании средств на кредитование сезонных затрат в сельском хозяйстве в 2005 году, утв. постановлением губернатора Амурской области N 89 от 18.02.05 (в части)"
Текст Протест официально опубликован не был