Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Амурского областного Совета народных депутатов (четвертый созыв) от 19 августа 2005 г. N 5/269 "О проекте закона Амурской области "Об областной целевой программе "Развитие минерально-сырьевой базы Амурской области на период с 2006 по 2010 год"

2. Направить указанный законопроект губернатору области, в комитеты областного Совета народных депутатов для внесения поправок, в прокуратуру области, отдел законодательства субъектов Российской Федерации по Амурской области Главного управления Минюста России по Дальневосточному федеральному округу, департамент по природопользованию и горнодобывающему комплексу Администрации области, управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Амурской области, территориальное агентство по недропользованию по Амурской области для внесения замечаний и предложений до 12 сентября 2005 года.

3. Комитету областного Совета народных депутатов по вопросам аграрной политики, природопользованию и экологии доработать указанный законопроект и внести его на заседание областного Совета народных депутатов.

4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

 

Председатель областного Совета

О.А.Турков

 

Вносится
губернатором области
Проект

 

Закон
Амурской области
"Об областной целевой программе
"Развитие минерально-сырьевой базы
Амурской области на период с 2006 по 2010 год"
Принят областным Советом народных депутатов "___" ___________2005 года

 

Статья 1

 

Утвердить областную целевую программу "Развитие минерально-сырьевой базы Амурской области на период с 2006 по 2010 год" (прилагается).

 

Статья 2

 

Губернатору области при формировании областного бюджета на очередной финансовый год предусматривать выделение средств на реализацию мероприятий, предусмотренных областной целевой программой "Развитие минерально-сырьевой базы Амурской области на период с 2006 по 2010 год".

 

Статья 3

 

Настоящий Закон вступает в силу по истечение десяти дней после дня его первого официального опубликования.

 

Губернатор

Амурской области

Л.В.Коротков

 

г. Благовещенск

_______________ 2005 г.

N____

 

Областная целевая программа
"Развитие минерально-сырьевой базы
Амурской области на период с 2006 по 2010 год"
(утв. Законом Амурской области от ______________ N____)

 

I. Паспорт
областной целевой программы "Развитие минерально-сырьевой базы
Амурской области на период с 2006 по 2010 год"

 

Наименование
программы
Областная целевая программа "Развитие минерально-
сырьевой базы Амурской области на период с 2006 по
2010 год"
Основание для
разработки программы
Постановление губернатора Амурской области N 124
от 09.03.2005 "О развитии горнодобывающей
промышленности Амурской области"
Государственный
заказчик программы
Департамент по природопользованию и
горнодобывающему комплексу Администрации Амурской
области
Разработчик
программы
Департамент по природопользованию и
горнодобывающему комплексу Администрации Амурской
области
Цель программы Воспроизводство минерально-сырьевых ресурсов на
территории области и создание фонда участков недр,
подготовленных для последующего лицензирования на
право геологического изучения, разведки и добычи
приоритетных и нетрадиционных для области видов
минерального сырья с целью дальнейшего развития
горнодобывающего комплекса
Основные задачи
программы и перечень
ее основных
мероприятий
1. Прогнозно-поисковые, поисковые, оценочные,
научно-исследовательские и опытно-конструкторские
работы на объектах, перспективных для выявления
промышленных месторождений рудного и россыпного
золота, серебра, меди, молибдена, вольфрама,
олова, свинца, цинка, никеля, платиноидов,
редкоземельных элементов, хрома, талька, графита,
легкообогатимых апатитовых руд и прочих полезных
ископаемых.
2. Специализированные исследования территорий,
перспективных на нефтегазоносность.
3. Технологическое изучение и оценка конъюнктуры
рынка нетрадиционных для Амурской области видов
минерального сырья (апатиты, фосфориты, сапропели,
цеолиты, алуниты, молодые бурые угли и прочие
полезные ископаемые), имеющих важное значение для
экономики области, в частности, для развития ее
агропромышленного комплекса.
4. Разработка геолого-экономических моделей
месторождений, предлагаемых к освоению.
5. Поиски и оценка эксплуатационных запасов
подземных вод, в том числе минеральных, для
хозяйственно-питьевого водоснабжения населенных
пунктов и для развития бальнеологических
учреждений области.
6. Проведение мониторинга состояния месторождений
и участков недр общераспространенных полезных
ископаемых; поиски и оценка месторождений
нерудного сырья для решения значимых социально-
экономических проблем области.
7. Проведение геоэкологических исследований и
мониторинга геологической среды.
8. Обеспечение государственного управления фондом
недр Амурской области.
Сроки реализации
программы
2006 - 2010 годы
Объемы и источники
финансирования
программы
Бюджет Амурской области
- 2006 год - 160 млн. рублей
- 2007 год - 169 млн. рублей
- 2008 год - 177 млн. рублей
- 2009 год - 195 млн. рублей
- 2010 год - 202 млн. рублей
Примечание:
финансирование геологических работ
общегосударственного значения на территории
Амурской области будет производиться из средств
федерального бюджета по отдельной программе,
являющейся частью соответствующей федеральной
программы.
Исполнители основных
мероприятий
программы
1. Специализированные геологоразведочные
предприятия.
2. Геологоразведочные отряды горнодобывающих
предприятий.
3. Научно-исследовательские учреждения.
4. Временные рабочие группы специалистов,
создаваемые для решения конкретных задач.
5. Департамент по природопользованию и
горнодобывающему комплексу Администрации Амурской
области (в сфере обеспечения государственного
управления фондом недр Амурской области).
6. ФГУ "Территориальный фонд информации по
природным ресурсам и охране окружающей среды МПР
РФ по Амурской области" (в сфере создания и
поддержки информационной системы недропользования
Амурской области).
Система организации
контроля за
исполнением
программы
1. Администрация Амурской области.
2. Амурский областной Совет народных депутатов.
3. Управление Росприроднадзора по Амурской
области.

 

II. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программным методом

 

Предлагаемая программа разработана в соответствии с постановлением губернатора Амурской области от 09.03.2005 N 124 "О развитии горнодобывающей промышленности Амурской области".

Программа является логическим продолжением областной целевой программы "Развитие минерально-сырьевой базы Амурской области на период с 2003 по 2005 годы", принятой Законом Амурской области 19.11.2002 N 147-ОЗ, и финансировавшихся из средств областного бюджета годовых программ, выполнявшихся в 1999-2002 годах.

Структура геологоразведки за прошедшее время претерпела значительные изменения по источникам финансирования, а также по отраслям и видам выполняемых работ. На фоне общего уровня выполнения геологоразведочных работ в течение 2000-2003 годов - 217,3-244,3 млн. руб. и резкого роста в 2004 году до 403,8 млн. руб. (см. таблицу 1) происходили следующие изменения. Во-первых, по мере значительного сокращения федерального финансирования и сокращения финансирования из областного бюджета отмечался рост объемов работ, выполняемых предприятиями за счет собственных средств и инвестиций - от 17,7 млн. руб. в 2000 году до 319,5 млн. руб. в 2004 году. Во-вторых, при сокращении объема финансирования региональных работ с 44,6 млн. руб. в 2000 году до 12,8 млн. руб. в 2003 году и стабилизации затрат на поиски и разведку россыпных месторождений золота на уровне 60-70 млн. руб./год отмечался постоянный рост затрат на поиски и разведку месторождений рудного золота - с 60,8 млн. руб. в 2000 году до 255,5 млн. руб. в 2004 году. Кроме того, предприятиями за прошедшие 5 лет значительные средства были вложены в поиски и разведку месторождений титана и никеля.

Тем не менее, несмотря на рост внебюджетных инвестиций в геологоразведку значение бюджетного финансирования не уменьшается, так как именно опережающее поисковое изучение площадей и оценка в их пределах наиболее перспективных на выявление месторождений полезных ископаемых объектов обуславливают заинтересованность предприятий в геологическом изучении участков и проведении разведочных работ за счет собственных средств.

Объемы геологоразведочных работ, выполненные за счет финансирования из различных источников, и основные результаты работ по затраченным средствам областного бюджета приведены в таблице 1.

 

Объемы геологоразведочных работ, выполненные в 2001-2004 гг.
(прогноз на 2005 г.), и основные результаты работ по
затраченным средствам областного бюджета

 

                                                                Таблица 1
N
п/п
Наименование
показателя
Един.
измерения
2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г.,
прогноз
1 2 3 4 5 6 7 8
1 Объемы
геологоразве
дочных работ
(всего), в том
числе:
млн. руб. 244,3 217,3 227,4 403,8 579,7
  Федеральный бюджет млн. руб. 25,2 4 6 7,2 93,2
  Областной бюджет млн. руб. 159,4 144,9 78,4 77,1 56,5
  Собственные
средства
предприятий
млн. руб. 59,7 68,4 143 319,5 430
2 Показатели результативности затрат средств областного бюджета
  Прогнозные ресурсы
рудного золота P1
тонн 27,7 17,9 5,1 9,5 7,5
  Прогнозные ресурсы
россыпного золота
P1
тонн 6,2 3,6 2 2,1 1
  Запасы россыпного
золота категории
С1
тонн 2,1 0,1      
  Всего прирост
запасов и ресурсов
тонн 36 21,6 7,1 11,6 8,5
3 Эффективность затрат областного бюджета
  Приращена
стоимость золота в
недрах
млн. руб. 3023 2983 893 1546 1150
  Прирост стоимости
ресурсов и запасов
золота в недрах на
единицу затрат
областного бюджета
руб/руб 18,96 22,87 11,39 20,1 20,34
  Прогноз
поступления
налогов в бюджет
области при добыче
золота в объемах
запасов, равных
выявленным в
период
руб/руб 2,56 3,09 1,02 1,81 1,83

 

Из приведенной таблицы следует, что вложение средств областного бюджета в геологоразведочные работы характеризуется высокой эффективностью. Положительный экономический эффект достигается также и инициированием инвестиций в последующие разведочные работы и добычу полезных ископаемых. Так, приведенной таблицей не учтены налоги в областной бюджет от геологоразведочных работ, производимых предприятиями за счет собственных средств и привлеченных инвестиций, которые составляют около 7% от выполняемого объема, то есть, в 2004 г. - 22,3 млн. руб. и в 2005 г. (прогноз) - 30,1 млн. руб.

Начиная с 2005 года ожидается и активизация федерального бюджета в размещении госзаказа на геологическое изучение участков недр на территории Амурской области. Прогнозируемые размеры федерального финансирования составят 93-120 млн. руб./год. Средства будут преимущественно вкладываться в региональное картосоставительское и прогнозно-поисковое изучение территории и, гораздо в меньшем объеме, в детальные поисковые и оценочные работы на рудное и россыпное золото. Отличительной чертой федеральной целевой программы является ее нацеленность на решение задач общегосударственного значения, в число которых по Амурской области на данный момент включено только развитие сырьевой базы золотодобычи.

Вместе с тем, одной из основных задач настоящей территориальной программы, реализация которой зависит от финансирования из областного бюджета в предстоящие пять лет является подготовка сырьевой базы для частичной переориентации горнодобывающей промышленности на черные, цветные и редкие металлы, горно-техническое и химическое сырье, минеральные удобрения и прочие виды полезных ископаемых при сохранении необходимых объемов поисковых и оценочных работ на рудное и россыпное золото, добыча которых еще долгое время останется наиболее приоритетной в области.

Для достижения поставленных целей необходимо подготовить для лицензирования и последующей разведки за счет собственных средств предприятий участки недр, перспективные на выявление месторождений меди, молибдена, вольфрама, олова, никеля, металлов платиновой группы, хрома, свинца, цинка, графита, талька, легкообогатимых апатитовых руд, редкоземельных и редких элементов и прочих полезных ископаемых, вовлечение в эксплуатацию которых возможно после 2009-2010 годов, а также в наиболее полном объеме в рамках программы решать существующую проблему воспроизводства ресурсного потенциала рудного и россыпного золота, а значит в дальнейшем и промышленных запасов этого металла.

Геологоразведочные работы на территории области выполняют следующие виды предприятий:

1. Государственные федеральные унитарные предприятия.

Это ФГУГП "Амургеология" и ФГУГП "Дальгеофизика", выполняющие работы за счет средств федерального и областного бюджетов, а также по заказам горнодобывающих предприятий за их счет. Эти предприятия выполняют работы регионального характера, ведут поиски и оценку рудных месторождений золота и других металлов, экологические исследования и мониторинг, геофизические и гидрогеологические работы.

2. Геологоразведочная служба горнодобывающих предприятий.

Таковая в Амурской области в целом развита слабо. По россыпному золоту наиболее результативны геологоразведочные подразделения в артелях "Александровская", "Исток", "Мая", ЗАО "Амур-Доре". Выполняют некоторые объемы работ, хотя и не покрывая потребностей предприятия, артели старателей "Восток-1", "Пилос и С" и ряд других.

3. Специализированные (сервисные) геологоразведочные предприятия.

В эту группу входят предприятия частной формы собственности, образовавшиеся после распада геологоразведочных экспедиций. Большая их часть занимается поисками и разведкой россыпных месторождений золота. Это ООО ГРП "Угрюм-Река", ООО "Геологоразведка", ООО "Улунга", ООО НПГП "Регис". Поисковые работы на рудное золото выполняют ООО ГРФ "Недра", ООО НПГП "Регис", ООО "НП-Центр", ООО ГРП "Угрюм-Река", ООО "Партия 819", ООО "Геотехнологии". Гидрогеологические и геоэкологические работы проводят ООО "Арго", ЗАО "Гидэк" и некоторые другие.

Предприятия этой группы находятся на полном хозяйственном расчете, по их обязательствам отвечают только они сами. Устойчивость основной части предприятий подтверждена более чем десятилетней деятельностью, к настоящему времени они способны выполнять практически весь комплекс геологоразведочных работ.

Научно-исследовательские и тематические работы по геологическому изучению недр способны выполнять академические институты Амурского научного центра Дальневосточного отделения Российской Академии Наук, ООО "Геотехнологии", ФГУГП "Амургеология", ООО "Геобит", ЗАО "НБЛ-золото", ФГУ "Территориальный фонд информации по природным ресурсам и охране окружающей среды МПР РФ по Амурской области".

Таким образом, на территории области в сфере геологоразведочного производства действуют более 20 предприятий различных форм собственности, что позволило создать конкурентную среду на данном рынке.

Всего в 2006-2010 гг. для выполнения областной целевой программы по разделу "Золото россыпное" необходимо пробурить колонковым и ударно-канатным способами 38,0 тыс. м., или в среднем в год - 7,6 тыс. м. Технические возможности специализированных предприятий по данному виду мероприятий отражены в таблице 2.

 

Технические возможности специализированных предприятий по поискам и
разведке месторождений россыпного золота

 

                                                                Таблица 2
Предприятия Количество буровых станков Производительность
на станок в год,
п. м.
Объемы
бурения,
п. м.
Колонкового
бурения
Ударно-
канатного
бурения
Всего
1 2 3 4 5 6
ЗАО "Амур-Доре" 1 2 3 3000 9000
ООО "Золоторазведка" 1 2 3 3000 9000
ООО "Улунга" 2   2 3000 6000
ООО "Регис" 2   2 3000 6000
ООО "Угрюм-Река" 5 3 6 3000 18000
ООО "Геологоразведка" 1 2 3 3000 9000
Всего годовая производительность 57000

 

Из приведенной таблицы следует, что возможности предприятий во много раз превосходят запланированный программой объем работ и что данный уровень позволяет этим же предприятиям вести геологоразведочные работы как по заказам горнодобывающих артелей и компаний, так и за счет федерального бюджета.

По другим направлениям областной целевой программы комплекс геологоразведочных работ в целом одинаков и включает в себя поисковые работы масштаба 1:50000 (на стадии региональных исследований), детальные поиски масштаба 1:10000, механизированную проходку канав и колонковое бурение скважин. Эти работы могут выполняться как государственными, так и частными предприятиями, специализирующимися на поисках рудных месторождений.

Технические возможности действующих предприятий по выполнению указанных работ отражены в таблице 3.

 

Технические возможности специализированных предприятий
по поискам рудных месторождений

 

                                                                Таблица 3
Предприятия Поиски
м-ба
1:50000,
кв. км
Поиски
м-ба
1:10000,
кв. км
Геофизическ.
работы м-ба
1:10000,
кв. км
Проходка канав и траншей Бурение колонковых скважин
Кол.
бульдозерной
техники,
маш.
Годовая
производительность
на машину, куб. м
Всего
в год,
куб. м
Кол.
буровых
станков,
ст.
Годовая
производительность
на станок, м
Всего
в год,
пог. м.
ФГУГП
"Амургеология"
150 10 15            
ФГУГП
"Дальгеофизика"
  10 25 2 20 000 40 000 2 3 000 6 000
ООО "НП-Центр" 100 10 10            
ООО ГРФ "Недра" 150 10              
ООО
"Угрюм-Река"
      3 20 000 60 000 2 3 000 6 000
ООО
"Партия 819"
            3 3 000 9 000
ООО НПГП
"Регис"
      3 20 000 60 000 2 4 000 8 000
Всего в год 400 40 50 5   160 000 4   29 000
Необходимо 290 23,6 23,6     160 400     4 610

 

Из приведенной таблицы видно, что общий геологоразведочный потенциал существующих предприятий соответствует требованиям настоящей программы. Напряженная ситуация складывается лишь по механизированной проходке поверхностных горных выработок, где запланированные потребности несколько превышают существующие возможности этих предприятий. Данная проблема решается привлечением бульдозерной техники от других предприятий, в том числе и добывающих.

Таким образом, техническая обеспеченность геологоразведочных предприятий, осуществляющих свою деятельность на территории Амурской области достаточна для выполнения мероприятий программы не только по отношению к разделам "Золото рудное" и "Золото россыпное", но и в применении к поискам и оценке других полезных ископаемых.

 

III. Цель, задачи и сроки реализации программы

 

Целью программы является воспроизводство минерально-сырьевых ресурсов на территории области и создание фонда участков недр, подготовленных для последующего лицензирования на право геологического изучения, разведки и добычи приоритетных и нетрадиционных для области видов минерального сырья с целью дальнейшего развития горнодобывающего комплекса, как одного из ведущих отраслей промышленности в экономике региона.

Ориентируясь на потенциал недр Амурской области, финансовые возможности областного бюджета и состояние рынка минерального сырья, можно определить основные направления или задачи развития минерально-сырьевой базы области с методами их решения в рамках настоящей программы:

1. Прогнозно-поисковые, поисковые, оценочные, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы на рудное золото, серебро, медь, молибден, вольфрам, олово, свинец, цинк, никель, металлы платиновой группы, редкоземельные и редкие элементы, хром, тальк, графит, легкообогатимые апатитовые руды и прочие полезные ископаемые.

2. Поисковые и оценочные работы на россыпное золото в недоизученных или ранее слабо изученных золотороссыпных районах и на погребенные древние россыпи, научно-исследовательское и опытно-конструкторское сопровождение этих работ.

3. Поиски нефти и газа методами комплексных геолого-геофизических исследований и параметрического бурения скважин.

4. Технологическое изучение нетрадиционных для Амурской области видов минерального сырья - апатитов, фосфоритов, сапропелей, цеолитов, алунитов, молодых бурых углей и прочих полезных ископаемых.

5. Оценка конъюнктуры рынка нетрадиционных для Амурской области видов минерального сырья с целью определения перспективных направлений развития горнодобывающей промышленности.

6. Разработка геолого-экономических моделей месторождений, предлагаемых к освоению.

7. Поиски и оценка эксплуатационных запасов минеральных вод для развития государственных бальнеологических учреждений.

8. Поиски и оценка эксплуатационных запасов подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения населенных пунктов.

9. Проведение мониторинга состояния месторождений и участков недр общераспространенных полезных ископаемых; поиски и оценка месторождений нерудного сырья для решения значимых социально-экономических проблем области.

10. Геоэкологические исследования и мониторинг геологической среды.

11. Обеспечение государственного управления фондом недр Амурской области, включая создание и поддержку информационной системы недропользования.

Изложенные выше задачи будут решаться средствами областного бюджета с 2006 по 2010 год. Итогом реализуемых в настоящей программе мероприятий явится создание достаточно необходимого фонда участков недр, подготовленных к выставлению на конкурсы или аукционы для дальнейшей разведки промышленных запасов за счет средств предприятий-недропользователей и ввода этих объектов в эксплуатацию.

 

IV. Система программных мероприятий и их технико-экономическое
обоснование

 

С учетом текущего и перспективного участия в решении экономических и социальных проблем Амурской области выделяется следующий ряд приоритетных мероприятий по видам минерального сырья и стадиям его геологического изучения для поддержки средствами областного бюджета:

 

1. Региональные работы

 

В течение 2006 - 2010 гг. на территории области предполагается провести прогнозно-поисковые работы с целью выделения участков, перспективных на выявление месторождений из группы приоритетных полезных ископаемых.

Будут проведены научно-исследовательские работы соответствующей тематики.

 

2. Поиски и оценка полезных ископаемых, научно-исследовательские и
опытно-конструкторские работы соответствующей тематики

 

2.1. Нефть и газ

 

Предполагается провести геофизические и геохимические исследования, а также минимально необходимый комплекс параметрического бурения в пределах перспективных на нефтегазоносность территорий. Площадь работ будет составлять 20-25 тыс. кв.км.

 

2.2. Черные металлы

 

На территории Амурской области располагаются разведанные или оцененные месторождения железа и титана. Их дальнейшее изучение будет производиться за счет средств недропользователей. За счет средств областного бюджета планируется проведение анализа ресурсной базы железных и титановых руд с целью определения объектов первоочередного лицензирования. Предполагается также провести комплекс поисковых работ на хромитовые руды в пределах наиболее перспективных участков.

 

2.3. Цветные и редкие металлы, редкоземельные элементы

 

За 2006-2010 годы, в целях осуществления частичной переориентации горнодобывающей промышленности, необходимо подготовить достаточный перечень участков недр с оцененными ресурсами и запасами цветных и редких металлов, а также редкоземельных элементов.

Перспективы территории области на никелевые руды будут оцениваться в основном за счет средств добывающих предприятий.

За счет средств областного бюджета планируется выполнить поисковые и оценочные работы на следующие полезные ископаемые: вольфрам, медь, молибден, свинец, цинк, олово, тантал, ниобий, редкоземельные элементы (скандий, иттрий, лантан, церий, празеодим и другие).

Указанные задачи будут решаться проведением полевых работ на перспективных участках и научными исследованиями.

В результате работ будут определены участки недр для их лицензирования с дальнейшей оценкой и разведкой за счет средств недропользователей.

 

2.4. Благородные металлы

 

2.4.1. Золото рудное

 

В течение 2006-2010 гг. будут продолжены и вновь организованы поисковые и оценочные работы на рудопроявлениях Амурской области в пределах практически всех золоторудных узлов. При этом будут выполняться прогнозно-поисковые работы и поиски масштабов 1:50000 и 1:10000 с детализацией на выявленных перспективных рудных объектах и оценкой ресурсов и запасов по категориям Р1 и С2. Для обоснованного выбора участков для проведения поисковых работ предполагается выполнить необходимый объем научно-исследовательских разработок.

В результате работ будут определены участки недр для их лицензирования с дальнейшей оценкой и разведкой за счет средств недропользователей.

 

2.4.2. Золото россыпное

 

Поиски россыпных месторождений золота будут сосредоточены на флангах известных золотороссыпных районов (узлов). Будут продолжены научные исследования и опытно-конструкторские разработки по закономерностям размещения месторождений и изучению особенностей технологии обогащения песков.

Результатом работ явится прирост прогнозных ресурсов категории Р1.

 

2.4.3. Платина

 

По результатам прогнозно-поисковых и поисковых исследований, проведенных в 2002-2005 годах, будут выделены перспективные участки для дальнейшего изучения. По итогам работ 2006-2010 гг. ожидается выявление средних по масштабу платиноносных объектов с оцененными ресурсами Р1 для целей их дальнейшего геологического изучения, разведки и добычи за счет средств недропользователей.

 

2.5. Минеральное агросырье и горно-химическое сырье

 

В Амурской области известны месторождения и проявления графита, апатитов, фосфоритов, цеолитов, алунитов, сапропеля, гуминовых удобрений, пригодных для химической переработки бурых углей и других видов горно-технического и химического сырья, а также минеральных удобрений. Для увеличения инвестиционной привлекательности этой группы полезных ископаемых предполагается продолжить изучение их технологических свойств и областей применения в народном хозяйстве.

За счет средств областного бюджета предполагается завершить оценку запасов участка первоочередного освоения Евгеньевского месторождения апатитовых руд. Для расширения сырьевой базы производства фосфорных удобрений предполагается провести поиски аналогичных легкообогатимых руд на ряде других перспективных участков.

Амурская область располагает значительными ресурсами графита. Для рассмотрения возможности отработки месторождений данного вида сырья планируется произвести оценку запасов и изучить технологические свойства руд одного из наиболее перспективных проявлений графита.

 

2.6. Общераспространенные полезные ископаемые

 

Начиная с 2005 года месторождения общераспространенных полезных ископаемых, включая строительные материалы, находятся в ведении органов исполнительной власти Администрации области. Для рационального использования этих месторождений необходимо проведение постоянного отслеживания (мониторинга) их состояния. Поиски и оценка месторождений этой группы за счет средств областного бюджета будут производиться только для решения значимых социально-экономических проблем области.

 

2.7. Подземные воды

 

2.7.1. Подземные минеральные воды

 

За счет средств областного бюджета планируется изучение новых и доизучение ранее выявленных месторождений и проявлений минеральных вод для целей улучшения государственной системы бальнеологического лечения.

 

2.7.2. Подземные воды для хозяйственно-питьевого водоснабжения.

 

В связи с тем, что налоги за добычу воды не поступают в бюджет области, затраты областного бюджета на поиски и оценку подземных вод предусматриваются только в случае возникновения чрезвычайной необходимости.

 

3. Геоэкологические работы и мониторинг геологической среды

 

В рамках этого направления планируются геологические наблюдения участков недр с угрожающей экологической обстановкой.

 

4. Затраты по управлению природными ресурсами

 

По данному разделу мероприятий программы планируется использование средств областного бюджета по следующим направлениям:

- организация конференций и совещаний по вопросам горнодобывающего комплекса области и развития ее минерально-сырьевой базы;

- опубликование объявлений, заметок, статей и монографий в печатных изданиях и средствах массовой информации по вопросам горнодобывающего комплекса области и развития ее минерально-сырьевой базы;

- проведение геолого-экономической оценки месторождений государственного фонда недр с подготовкой технико-экономических предложений по добыче полезных ископаемых (инвестиционных проектов), оценка возможностей вовлечения в эксплуатацию нетрадиционных для области видов минерального сырья;

- оплата федеральному государственному учреждению "Территориальный фонд информации по природным ресурсам и охране окружающей среды МПР РФ по Амурской области" услуг по созданию и ведению территориальных фондов геологической информации, полученной за счет средств областного бюджета в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона "О недрах";

- совершенствование подготовки специалистов геологической и горной отрасли, поддержка юношеского геологического движения.

Для достижения целей программы необходимо выполнить следующие основные виды геологоразведочных работ по направлениям (таблица 4):

 

Планируемое выполнение основных видов геологоразведочных работ

 

                                                                Таблица 4
/------------------------------------------------------------------------\
|     Мероприятия     |Колонковое| Поиски и оценка рудных месторождений  |
| геологоразведочных  |и ударно- |---------------------------------------|                                      |
|                     | канатное |Комплекс |Комплекс |Колонковое|Проходка|               |
|                     |бурение на|поисковых|поисковых| бурение  |канав и |
|                     | поисках  |  работ  |  работ  |скважин, м|траншей,|
|                     | россыпей | масштаба|масштаба |          | куб. м |
|                     |золота, м | 1:50000,| 1:10000,|          |        |
|                     |          | кв. км  | кв. км  |          |        |
|---------------------+----------+---------+---------+----------+--------|
|Региональные работы  |          |  1 450  |         |          |        |
|---------------------+----------+---------+---------+----------+--------|
|Цветные и редкие     |          |         |   26    |   5 200  |180 000 |
|металлы,             |          |         |         |          |        |
|редкоземельные       |          |         |         |          |        |
|элементы             |          |         |         |          |        |
|---------------------+----------+---------+---------+----------+--------|
|Золото рудное        |          |         |   60    |  11 500  |400 000 |
|---------------------+----------+---------+---------+----------+--------|
|Золото россыпное     |  38 000  |         |         |          |        |
|---------------------+----------+---------+---------+----------+--------|
|Платина              |          |         |    9    |   1 750  | 62 000 |
|---------------------+----------+---------+---------+----------+--------|
|Минеральное агросырье|          |         |   23    |   4 600  |160 000 |
|и горно-химическое   |          |         |         |          |        |
|сырье                |          |         |         |          |        |
|---------------------+----------+---------+---------+----------+--------|
|Всего                |  38 000  |  1 450  |  118    |  23 050  |802 000 |
\------------------------------------------------------------------------/

 

V. Механизм реализации программы

 

Государственный заказчик программы - департамент по природопользованию и горнодобывающему комплексу Администрации Амурской области.

Реализация мероприятий программы, финансируемых из средств областного бюджета, будет производиться по государственным контрактам, заключаемым с предприятиями и организациями согласно законодательству Российской Федерации и Амурской области на конкурсной основе, а также на основании ежегодно заключаемых с подрядчиком соглашений в соответствии с пообъектным планом мероприятий программы на текущий год, утверждаемым государственным заказчиком. Предполагается, что в конкурсах на производство работ за счет областного бюджета будут участвовать в основном государственные унитарные и специализированные частные предприятия, так как подразделения горнодобывающих предприятий будут в основном решать свои задачи в пределах полученных лицензионных отводов.

Работы, начатые по ранее действующей программе (2003-2005 гг.) будут продолжены по настоящей программе без изъятия. Долгосрочные государственные контракты на производство геологоразведочных, тематических, научно-исследовательских, опытно-конструкторских и других работ, заключенные с подрядчиками-недропользователями в рамках областной целевой программы "Развитие минерально-сырьевой базы Амурской области на период с 2003 по 2005 годы", в рамках целевой программы "Развитие минерально-сырьевой базы Амурской области на период с 2006 по 2010 год" будут продолжены на основе пообъектного плана мероприятий программы на текущий год и соответствующих соглашений.

 

VI. Ресурсное обеспечение программы

 

Расчет необходимых сумм финансирования мероприятий программы из областного бюджета произведен из оценки суммарной величины налога на добычу полезных ископаемых (золота, угля и минеральной воды), более половины которого поступает в доходную часть бюджета Амурской области. Расчет приведен в таблице 5.

 

Расчет величины средств областного бюджета, направляемых на
реализацию областной целевой программы "Развитие минерально-сырьевой
базы Амурской области на период с 2006 по 2010 год"

 

                                                                Таблица 5
Полезные
ископаемы
Расчетные
параметры
2006
год
2007
год
2008
год
2009
год
2010
год
Золото Добыча, кг 14100 14500 15000 15500 16000
Реализация,
млн. руб.
5710,50 6017,50 6307,50 6975,00 7200,00
Налог на добычу,
поступающий в
бюджет области,
млн. руб.
205,58 216,63 227,07 251,10 259,20
Планируемые
средства на
реализацию ОЦП,
млн. руб.
130,20 137,20 143,81 159,03 164,16
Уголь Добыча, тыс. тонн 4000 4000 4000 4000 4000
Реализация,
млн. руб.
1900 2036 2160 2292 2420
Налог на добычу,
поступающий в
бюджет области,
млн. руб.
45,60 48,86 51,84 55,01 58,08
Планируемые
средства на
реализацию ОЦП,
млн. руб.
28,88 30,95 32,83 34,84 36,78
Минеральная
вода
Добыча, тыс. куб.м 35 36 35 40 40
Реализация,
млн. руб.
35 36 35 40 40
Налог на добычу,
поступающий в
бюджет области,
млн. руб.
1,575 1,620 1,575 1,800 1,800
Планируемые
средства на
реализацию ОЦП,
млн. руб
1,00 1,03 1,00 1,14 1,14
Всего планируемые средства на
реализацию ОЦП, млн. руб.
160,08 169,17 177,64 195,01 202,08

 

В соответствии с основной целью и задачами программы, изложенными в разделах I - IV, структура ее финансирования по основным разделам мероприятий выглядит следующим образом (таблица 6):

 

Структура финансирования программы (млн. руб.)

 

                                                                Таблица 6
N
п/п
Мероприятия 2006
год
2007
год
2008
год
2009
год
2010
год
  Всего 160 169 177 195 202
1 Региональные работы 8 13 15 17 19
2 Поиски и оценка полезных
ископаемых, научно-
исследовательские и опытно-
конструкторские работы
145 149 155 171 176
2.1 Нефть и газ - 5 8 8 8
2.2 Черные металлы 1 5 5 10 10
2.3 Цветные и редкие металлы,
редкоземельные элементы
9 20 28 34 36
2.4 Благородные металлы 118 91 80 80 80
2.4.1 Золото рудное 78 66 55 55 55
2.4.2 Золото россыпное 37 16 16 16 16
2.4.3 Платина 3 9 9 9 9
2.5 Минеральное агросырье и горно-
химическое сырье
7 14 20 25 27
2.6 Общераспространенные полезные
ископаемые
5 7 7 7 7
2.7 Подземные воды 5 7 7 7 8
2.7.1 Подземные минеральные воды 1 4 4 4 5
2.7.2 Подземные воды для
хозяйственно-питьевого
водоснабжения
4 3 3 3 3
3 Геоэкологические работы и
мониторинг геологической среды
1 1 1 1 1
4 Затраты по управлению
природными ресурсами
6 6 6 6 6

 

Общий объем прогнозируемого уровня финансирования геологоразведочных работ в Амурской области за счет всех источников в следующие пять лет сведен в таблицу 7.

 

Прогноз общего объема финансирования геологоразведочных работ
на 2006 - 2010 годы

 

                                                                Таблица 7
Источники финансирования Распределение по годам, млн. руб.
2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.
Областной бюджет 160 169 177 195 202
Федеральный бюджет 110 116 121 134 139
Прочие инвестиции в
геологоразведочные работы
416 601 657 703 725
Всего 686 886 955 1032 1066

 

VII. Оценка эффективности программы и прогноз конечных
результатов

 

Основной целью программы является решение проблемы расширенного воспроизводства минерально-сырьевой базы рудной и россыпной золотодобычи и подготовка условий частичной переориентации горнодобывающей промышленности с подготовкой объектов, перспективных для выявления наиболее значимых для области промышленных месторождений золота, серебра, меди, молибдена, вольфрама, графита, легкообогатимых апатитовых руд, свинца, цинка, олова и редкоземельных элементов. Прогнозируемая величина выявленных ресурсов категории Р1 стоимостная оценка ресурсов и оценка эффективности затрат средств из областного бюджета приведены в таблице 8.

 

Прогнозируемая величина выявленных ресурсов категории Р1,
стоимостная оценка ресурсов и оценка эффективности затрат
бюджетных средств

 

                                                                           Таблица 8
Полезное
ископаемое
Един.
измерения
Прирост ресурсов Стоимость
единицы,
тыс.руб.
Приращенная
стоимость в
недрах,
млн.руб.
Извлекаемая
стоимость
(90 %),
млн.руб.
Налоги
от
добычи
(10 %),
млн.руб.
Из Р3
в Р1
Из Р2
в Р1
Условный
прирост
Золото тонн 30 20 18 430 000 7 740,0 6 966,0 696,6
Серебро тонн 50   20 6 000 120,0 108,0 10,8
Медь тыс. т. 100 100 70 87 6 090,0 5 481,0 548,1
Молибден тыс. т. 10 5 5,5 500 2 750,0 2 475,0 247,5
Вольфрам тыс. т. 10 5 5,5 270 1 485,0 1 336,5 133,7
Графит тыс. т.   100 30 9,0 270,0 243,0 24,3
Апатиты тыс. т. 500 300 290 1,4 406,0 365,4 36,5
Свинец тыс. т. 5 5 3,5 27,0 94,5 85,1 8,5
Цинк тыс. т. 10 5 5,5 36,0 198,0 178,2 17,8
Олово тыс. т. 2 1 1,1 230,0 253,0 227,7 22,8
Редкоземельные
элементы
тыс. т.   5 1,5 290,0 435,0 391,5 39,2
Всего 19 841,5 17 857,4 1 785,7
Затраты бюджета, млн. руб. 903
Критерии эффективности:
Прирост стоимости ресурсов и запасов полезных ископаемых в недрах на единицу
затрат областного бюджета - руб./руб.
22,0
Прогноз поступления налогов в бюджет области при добыче полезных ископаемых в
объемах за пасов, равных выявленным в 2006 - 2010 гг. на единицу затрат
областного бюджета - руб./руб.
1,98

 

VIII. Организация управления реализацией программы

 

Общее руководство и контроль за ходом реализации программы осуществляет государственный заказчик программы - департамент по природопользованию и горнодобывающему комплексу Администрации области. Заказчик программы проводит организационную работу по выполнению программных мероприятий в соответствии с документацией, регламентирующей порядок их реализации:

- координирует проведение конкурсов на размещение государственного заказа;

- утверждает прошедшую государственную экспертизу проектно-сметную документацию на проведение работ;

- заключает контракт на проведение работ и ежегодные соглашения на основе утвержденного пообъектного плана мероприятий программы;

- контролирует ход выполнения геологоразведочных, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, утверждает акты обмера выполненных подрядчиком работ;

- ежеквартально и ежегодно рассматривает ход реализации программных мероприятий, принимает решения о продолжении или приостановке работ;

- рассматривает и утверждает отчет по итогам выполненных работ с составлением акта о завершении работ и сдачей отчетных и архивных материалов в территориальный фонд информации по природным ресурсам и охране окружающей среды МПР РФ по Амурской области.

Исполнители несут ответственность за выполнение мероприятий программы в соответствии с заключенным контрактом и действующим законодательством.

Государственный заказчик ежемесячно, ежеквартально, ежегодно и по сроку выполнения всей программы предоставляет информационные и сводные отчеты о ходе реализации мероприятий программы и об использовании на эти цели средств областного бюджета в соответствии с Законом Амурской области N 224-ОЗ от 04.07.2003 "Об областных целевых программах" и постановлением губернатора области N 321 от 31.05.2005 "О порядке работы с областными целевыми программами".

Общий контроль над выполнением целевой программы и расходованием средств областного бюджета на ее реализацию осуществляет областной Совет народных депутатов.

Общий контроль в сфере выполнения геологоразведочных мероприятий программы по всем видам минерального сырья, за исключением общераспространенных полезных ископаемых, осуществляет Управление Росприроднадзора по Амурской области.

 

Пояснительная записка
к проекту закона Амурской области
"Об областной целевой программе "Развитие минерально-сырьевой базы
Амурской области на период с 2006 по 2010 год"

 

Необходимость принятия закона Амурской области "Об областной целевой программе "Развитие минерально-сырьевой базы Амурской области на период с 2006 по 2010 год" диктуется следующими основными целями и задачами:

1. Решение вопроса о законодательном закреплении приоритетных направлений развития МСБ Амурской области, требующих финансирования из областного бюджета;

2. Решение и законодательное закрепление вопроса об уровне бюджетного финансирования геологического изучения недр области в среднесрочной перспективе с целью оптимизации ежегодного планирования;

3. Решение вопроса проведения геологических работ федерального значения на территории Амурской области с финансированием из средств федерального бюджета, что возможно только при наличии и реальном исполнении соответствующей областной программы;

4. Создание фонда изученных участков недр, подготовленных к лицензированию через аукционы и конкурсы;

5. В конечном итоге решается задача поступательного развития горнодобывающего комплекса Амурской области.

 

Заместитель начальника департамента

по природопользованию

и горнодобывающему комплексу

Администрации области

Н.Ч.Ким

 

Приложение
к проекту закона
Амурской области
"Об областной целевой программе
"Развитие минерально-сырьевой
базы Амурской области на период
с 2006 по 2010 год"

 

Предложения
о разработке нормативных правовых актах, принятие которых
необходимо для реализации Закона Амурской области
"Об областной целевой программе "Развитие минерально-сырьевой базы
Амурской области на период с 2006 по 2010 год"

 

В случае принятия Закона Амурской области "Об областной целевой программе "Развитие минерально-сырьевой базы Амурской области на период с 2006 по 2010 год" принятия нормативных правовых актов для его реализации не потребуется.

 

Заместитель начальника департамента

по природопользованию

и горнодобывающему комплексу

Администрации области

Н.Ч.Ким

 

Приложение
к проекту закона
Амурской области
"Об областной целевой программе
"Развитие минерально-сырьевой
базы Амурской области на период
с 2006 по 2010 год"

 

Перечень
законов и иных нормативных правовых актов, подлежащих отмене,
изменению или дополнению в случае принятия Закона Амурской области
"Об областной целевой программе "Развитие минерально-сырьевой базы
Амурской области на период с 2006 по 2010 год"

 

Принятие и введение в действие предлагаемого Закона Амурской области "Об областной целевой программе "Развитие минерально-сырьевой базы на период с 2006 по 2010 год" не потребует отмены, изменения или дополнения других законов и иных нормативных правовых актов.

 

Заместитель начальника департамента

по природопользованию

и горнодобывающему комплексу

Администрации области

Н.Ч.Ким

 

Приложение
к проекту закона
Амурской области
"Об областной целевой программе
"Развитие минерально-сырьевой
базы Амурской области на период
с 2006 по 2010 год"

 

Справка
о состоянии законодательства в данной сфере правового регулирования

 

Общественные отношения, охватываемые проектом закона Амурской области "Об областной целевой программе "Развитие минерально-сырьевой базы Амурской области на период с 2006 по 2010 год", в настоящее время регулируются:

1) Конституцией Российской Федерации;

2) Законом Российской Федерации от 21.02.92 N 2395-1 "О недрах" (в ред. Федеральных законов от 03.03.95 N 27-ФЗ, от 10.02.99 N 32-ФЗ, от 02.01.2000 N 20-ФЗ, от 14.05.2001 N 52-ФЗ, от 08.08.2001 N 126-ФЗ, от 29.05.2002 N 57-ФЗ, от 06.06.2003 N 65-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ);

3) Налоговым кодексом Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (в ред. от 30.12.2004);

4) Уставом (основным Законом) Амурской области от 13.12.95 N 40-ОЗ (в ред. Законов Амурской области от 26.03.96 N 74-ОЗ, от 24.05.96 N 89-ОЗ, от 26.08.96 N 110-ОЗ, от 01.11.96 N 115-ОЗ, от 27.02.97 N 142-ОЗ, от 20.11.2000 N 268-ОЗ, от 03.12.2001 N 47-ОЗ, от 03.07.2003 N 218-ОЗ, от 06.01.2004 N 286-ОЗ, от 29.06.2004 N 331-ОЗ, от 30.09.2004 N 356-03);

5) Законом Амурской области от 04.07.2003 N 224-ОЗ "Об областных целевых программах";

6) Законом Амурской области от 16.12.2002 N 164-ОЗ (в ред. от 01.10.2003 N 241-ОЗ) "О закупках и поставках продукции для областных государственных нужд";

7) Постановлением губернатора Амурской области "О развитии горнодобывающей промышленности Амурской области" от 09.03.2005 N 124;

8) Постановлением губернатора Амурской области "Об утверждении положения о департаменте по природопользованию и горнодобывающему комплексу Администрации Амурской области" от 17.05.2005 N 292.

 

Заместитель начальника департамента

по природопользованию

и горнодобывающему комплексу

Администрации области

Н.Ч.Ким

 

Приложение
к проекту закона
Амурской области
"Об областной целевой программе
"Развитие минерально-сырьевой
базы Амурской области на период
с 2006 по 2010 год"

 

Финансово-экономическое обоснование
проекта закона Амурской области "Об областной целевой программе
"Развитие минерально-сырьевой базы Амурской области
на период с 2006 по 2010 год"

 

Принятие и введение в действие предлагаемого проекта закона Амурской области "Об областной целевой программе "Развитие минерально-сырьевой базы Амурской области на период с 2006 по 2010 год" потребует финансовых затрат из областного бюджета в сумме 903 млн. рублей, в том числе по годам:

- 2006 год - 160 млн. рублей;

- 2007 год - 169 млн. рублей;

- 2008 год - 177 млн. рублей;

- 2009 год - 195 млн. рублей;

- 2010 год - 202 млн. рублей.

Указанные суммы финансирования представлены в ценах 2005 года и подлежат индексированию в соответствии с утверждаемыми на предстоящий планируемый финансовый год значениями коэффициентов инфляции.

 

Заместитель начальника департамента

по природопользованию

и горнодобывающему комплексу

Администрации области

Н.Ч.Ким

 

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Постановление Амурского областного Совета народных депутатов (четвертый созыв) от 19 августа 2005 г. N 5/269 "О проекте закона Амурской области "Об областной целевой программе "Развитие минерально-сырьевой базы Амурской области на период с 2006 по 2010 год"


Текст Постановления официально опубликован не был