Постановлением Губернатора Амурской области от 10 июня 2009 г. N 292 настоящее постановление снято с контроля
В целях формирования приоритетов семейной политики Амурской области, активизации деятельности по повышению статуса семьи, решению вопросов социального развития и социальной защиты семьи, постановляю:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию государственной семейной политики в Амурской области на 2003-2008 гг.
2. Структурным подразделениям Администрации области при разработке социальных программ учитывать основные направления концепции семейной политики.
3. Рекомендовать руководителям органов местного самоуправления разработать региональные программы по улучшению положения семьи с учетом утвержденной концепции государственной семейной политики.
4. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Главы Администрации области С.А. Анищенко.
Глава Администрации
Амурской области |
Л.В. Коротков |
Концепция
государственной семейной политики в Амурской области на 2003-2008 гг.
(утв. Постановлением Главы Администрации Амурской области от 9 апреля 2003 г. N 257)
Концепция государственной семейной политики (далее Концепция) - документ общественно-политического характера, содержащий официально принятые взгляды на государственную стратегию в области решения социальных и иных проблем семьи.
Государственная семейная политика представляет собой целостную систему мер политического, правового, экономического, социального, медицинского, социального, культурного, информационно-пропагандистского и организационного характера, направленных на развитие семьи, интеграцию большинства принятых социальных программ в Амурской области.
Государственная семейная политика области является неотъемлемой частью государственной социальной политики Российской Федерации и взаимосвязана со всеми ее направлениями на стадиях разработки, принятия и реализации решений.
В Концепции формулируются подходы к рациональному использованию возможностей и предлагаются пути осуществления действий по повышению качества жизни семей.
Концепция должна служить ориентиром для органов государственной власти и органов местного самоуправления при решении вопросов жизнеобеспечения, защиты прав и интересов, социализации семей. Концепция отражает современные подходы к решению вопросов социального развития и социальной защиты семьи. Настоящая Концепция учитывает:
- многообразие типов и категорий семьи, особенности социального положения, интересы членов семьи в период социально-экономической трансформации общества;
- содержание современной социальной работы с семьей, результаты сравнительного анализа семейной политики;
- предложения и рекомендации комитетов и управлений Администрации области, муниципальных органов исполнительной власти, общественных и других организаций по осуществлению семейной политики в Амурской области;
- принципы и сложившуюся систему по реализации семейной политики в области за период последнего десятилетия.
Важнейшей задачей семейной политики должна стать разработка механизмов и технологий, позволяющих активно использовать возможность семьи как общественного института в решении сложных проблем развития нашего общества.
Концепция подразумевает динамичное решение проблем семьи, при этом государство и семья должны участвовать в качестве партнеров.
Приоритеты государственной семейной политики:
- создание правовых, экономических, социальных, культурных и других условий для развития семьи, повышения ее уровня жизни;
- учреждение ценностей семьи, уважение и защита различных категорий семей, независимо от их возрастных, социальных, национальных и религиозных отличий;
- формирование позитивного для семьи информационного пространства;
- ликвидация детской беспризорности и обеспечение приоритетного права проживания ребенка в условиях семьи;
- сохранение и охрана здоровья детей;
- адресная социальная поддержка семьи и детей; организация подготовки и переподготовки соответствующих специалистов.
1. Проблемы современной семьи
В настоящее время малообеспеченные граждане составляют 46,5% от общего количества проживающих в области. 9 из 10 человек проживают в семье. Материальное благосостояние большинства семей продолжает снижаться, достигая во многих семьях опасной границы угрозы здоровью детей, беременных женщин и кормящих матерей.
Причины кризисного положения семьи коренятся в таких личностных и общественных противоречиях и проблемах ее развития, как:
- низкий уровень жизни;
- низкий уровень ориентации молодежи на создание собственной семьи;
- отсутствие систематической пропагандистской и культурно-просветительской работы по укреплению семейных отношений;
- недостаточное развитие системы учреждений по оказанию социальной помощи семьям с детьми, планированию семьи;
- разрушение общественных институтов дошкольного воспитания, досуговой сферы, летнего отдыха и др.;
- жилищная проблема;
- криминализация подростковой среды, детская безнадзорность и социальное сиротство;
- ухудшение здоровья матерей и детей, высокая материнская и детская смертность и инвалидность детей;
- ухудшение положения женщин на рынке труда;
- разрушение этнического уклада жизни и семейного воспитания народов Севера.
Решение этих и других проблем во многом зависит от того, как они будут учитываться при разработке социальных мероприятий и областных целевых программ по реализации семейной политики.
2. Основные принципы, цели и задачи семейной политики
Настоящий документ содержит и дополняет положение ранее действующих программ, на основе которых формируется и осуществляется семейная политика. Цели и принципы такой политики являются общими для всех уровней власти на территории области.
Принципы семейной политики:
Семейная политика:
- направлена на оказание помощи семьям, отдельным членам семьи, попавшим в трудную жизненную ситуацию, из которой они не могут выйти самостоятельно;
- осуществляется органами государственной власти во взаимодействии с органами местного самоуправления, общественными, религиозными организациями, предприятиями и учреждениями, физическими лицами;
- должна стимулировать активность и самостоятельность семьи в решении проблем сохранения и укрепления семьи при создании необходимых условий со стороны государства;
- исходит из признания принципа ответственности каждой семьи за воспитание и физическое развитие личности;
- предполагает создание в области специальной системы мер экономической, социально-правовой и психолого-педагогической поддержки населения.
Цели и задачи семейной политики:
Основной целью семейной политики является создание условий для сохранения и развития семьи, укрепление семейного образа жизни и выполнения ею функций социального института. Для реализации этих целей необходимо:
- развитие правовой основы семейной политики;
- обеспечение условий для наилучшего выполнения семьей своих основных функций - экономической, репродуктивной, воспитательной, жизнеохранительной;
- формирование у населения мотивации к здоровому образу жизни;
- обеспечение условий для совмещения трудовой деятельности и семейных обязанностей с личными интересами человека;
- создание стартовых возможностей для становления молодой семьи и достижения ее стабильного функционирования;
- обеспечение условий для реализации женщинами своих возможностей в профессиональной и общественной деятельности;
- развитие семейных форм жизнеустройства детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
- обеспечение профилактической направленности деятельности служб, связанных с охраной здоровья населения (семьи);
- защита, сохранение, укрепление здоровья женщин и детей для снижения уровня инвалидности, младенческой, детской и материнской смертности;
- сокращение масштабов социального сиротства, совершенствование института приемной семьи;
- создание условий для уменьшения детской безнадзорности и правонарушений, совершаемых несовершеннолетними.
3. Направления реализации семейной политики
Достижение поставленных целей предполагает поэтапное действие в следующих основных направлениях:
3.1. В сфере создания системы социальной и психолого-педагогической
помощи семье:
- разработка системы действенных мер по профессиональной ориентации с учетом возрастных особенностей, социального статуса и образовательного уровня населения;
- формирование и совершенствование социоучереждений, обслуживающих семьи и детей и обеспечивающих их правовой, медикосоциальной, психологической и педагогической поддержкой;
- совершенствование системы кадрового обеспечения органов и учреждений, осуществляющих семейную политику в городах и районах области;
- преемственность и стабильность мер семейной политики, сохранение достигнутых социальных гарантий поддержки семьи, их дальнейшее совершенствование.
3.2. В сфере охраны здоровья матери и ребенка:
- сохранение бесплатных гарантированных медицинских услуг для детей, беременных женщин и рожениц;
- совершенствование медико-генетической помощи населению путем обязательного обследования беременных женщин и новорожденных для раннего выявления заболеваний плода и новорожденного, создание условий для рождения желанных, здоровых детей;
- развитие системы охраны и формирования репродуктивного здоровья семьи, подготовка беременной женщины и ее семьи к рождению ребенка;
- высокоэффективное санитарное просвещение подростков по вопросам полового воспитания, безопасного материнства, профилактики заболеваний, передающихся половым путем и от будущей матери к плоду;
- организация подростковых центров, медико-педагогических школ, направленных на формирование здорового образа жизни;
- улучшение оказания медико-социальной помощи одиноким матерям, многодетным семьям, семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями, включая индивидуальное восстановительное лечение, протезирование, санаторное лечение, реабилитационные мероприятия;
- сохранение принципа всеобщей диспансеризации детского населения и бесплатной медицинской помощи детям;
- создание и внедрение программ обучения родителей основам реабилитации и воспитания детей с физическими и умственными недостатками;
- создание системы медико-социальных служб, осуществляющих лечение и реабилитацию больных наркоманией, профилактику наркоманизации среди детей и подростков;
- проведение научных исследований в области охраны здоровья матери и ребенка.
3.3. В сфере улучшения материальных условий жизнедеятельности
семьи, поддержки малообеспеченных семей:
- повышение роли органов местного самоуправления в решении проблем неблагополучия семей, социальной поддержки малообеспеченных категорий семей, обеспечение защиты имущественных, жилищных и других прав ребенка;
- повышение социальных гарантий в области занятости для семей, особо нуждающихся в социальной защите, путем проведения специальных мероприятий и поощрения работодателей, использующих труд вышеуказанных граждан;
- осуществление дифференцированного подхода в предоставлении гарантий по поддержанию социально-приемлемого уровня жизни для нетрудоспособных членов семьи и создание экономически активным членам семьи условий для обеспечения благосостояния на трудовой основе;
- обеспечение жильем, квотированными рабочими местами и другими социальными гарантиями выпускников учебных заведений, являющихся детьми-сиротами, в соответствии с законодательством;
- создание в системе профессионального образования центров, занимающихся вопросами содействия трудоустройству обучающихся и выпускников;
- увеличение объемов ввода дешевого социального жилья;
- обеспечение социальной поддержки молодым семьям из числа студентов и учащихся высших и средних учебных заведений.
3.4. В сфере повышения профессионального и социального статуса
женщин:
- разработка и внедрение экономических стимулов и льгот, повышающих заинтересованность организаций в приеме на работу женщин, в т.ч. на условиях неполного рабочего времени, гибкого графика или работы на дому;
- создание эффективных условий для обучения, повышения квалификации или переобучения профессиям, конкурентоспособным на рынке труда для женщин впервые ищущих работу, а также имеющих перерыв в трудовой деятельности, в том числе при возвращении из отпуска по беременности и родам и уходу за ребенком, для скорейшей профессиональной реадаптации;
- создание условий для развития семейного бизнеса, работы на дому, вовлечения в предпринимательскую деятельность;
- совершенствование работы предприятий и организаций по охране труда женщин и обеспечению их правовой защиты в сфере трудовой деятельности;
- сохранение рабочих мест для женщин предпенсионного возраста при высвобождении граждан из организаций;
- предоставление возможности досрочного оформления на пенсию в соответствии с действующим законодательством женщинам предпенсионного возраста, уволенным в связи с ликвидацией организации, сокращением численности штата, при невозможности их трудоустройства.
3.5. В сфере профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних и защите их прав:
- принятие мер по предотвращению деградации, распада семей;
- развитие системы социальных учреждений по оказанию помощи семье, детям, женщинам;
- обеспечение занятости подростков; возрождение подростковых и молодежных клубов, кружков на бесплатной основе;
- сохранение и развитие материально-технической базы детского отдыха, оздоровления, занятости;
- размещение государственного заказа на проведение отдыха, оздоровления, занятости детей и подростков;
- повышение роли органов местного самоуправления в создании системы профилактики, разработка и принятие комплексных программ профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- создание системы практической реализации права ребенка на воспитание в семье. Развитие института приемной семьи.
3.6. В сфере образования, воспитания, психолого-педагогического
сопровождения семьи и детей:
- внедрение в школьный компонент учебных планов факультативов, специальных курсов по вопросам семейного воспитания;
- разработка учебно-методических пособий для общеобразовательных учреждений по вопросам семейного воспитания школьников;
- вовлечение родителей в систему воспитания детей и подростков в образовательных учреждениях;
- оказание помощи семьям и детям в диагностике, коррекции и реабилитации отклонений в развитии;
- изучение внутрисемейной среды и ближайшего окружения, влияющего на психологическое состояние родителей и детей;
- создание профилактических и здоровьесберегающих технологий в образовании.
3.7. В сфере создания условий для поддержки молодой семьи:
- проведение кредитования и частичного субсидирования молодых семей, осуществляющих строительство или приобретение жилья;
- развитие центров и клубов молодой семьи, социальных служб для молодежи, осуществляющих работу по оказанию психологической помощи молодым супругам, воспитанию ответственного родительства;
- создание условий для обеспечения возможности завершения образования членам студенческих семей из числа студентов вузов, ссузов;
- поддержка и стимулирование деятельности служб, оказывающих содействие занятости и трудоустройству членам молодых семей.
3.8. В сфере пропагандистской культурно-просветительской работы
по укреплению семейных отношений:
- организация регулярных публикаций в газетах, циклов передач на радио и телевидении по вопросам формирования, сохранения и укрепления семьи;
- осуществление учреждениями культуры систематической работы по формированию и пропаганде гармоничных семейно-бытовых отношений;
- расширение социального партнерства и сотрудничества с негосударственными общественными некоммерческими организациями, осуществляющими деятельность в интересах семьи и детей;
- участие студенческих обществ высших и средних учебных заведений в разработке аналитических материалов, способствующих определению, приоритетных целей и задач в формировании программ, касающихся улучшения положения семьи.
4. Заключительные положения Концепции
В Концепции сформулированы принципы и важнейшие направления государственной социальной семейной политики в Амурской области на период до 2008 года. Положения Концепции дополняются, уточняются и конкретизируются в постановлениях, распоряжениях, планах действий и других документах, утверждаемых Главой Администрации области.
Концепция является основой для разработки и реализации региональных целевых программ и мероприятий в областях, где затрагиваются интересы семей, предусматривает координацию действий органов власти на областном и муниципальном уровнях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Главы Администрации Амурской области от 9 апреля 2003 г. N 257 "О концепции государственной семейной политики в Амурской области на 2003-2008 гг."
Текст Постановления официально опубликован не был
Настоящий документ снят с контроля