Закон Амурской области
от 16 декабря 2002 г. N 164-ОЗ
"О закупках и поставках продукции для областных государственных нужд"
Принят областным Советом народных депутатов 27 ноября 2002 года
См. Постановление Амурского областного Совета народных депутатов от 27 ноября 2002 г. N 21/675 "О Законе Амурской области "О закупках и поставках продукции для областных государственных нужд"
Настоящий закон регулирует организационно-правовые отношения, возникающие в связи с закупкой и поставкой товаров, работ и услуг (далее - продукция) для областных государственных нужд, и определяет основные права и обязанности, возникающие между областным государственным заказчиком и поставщиком (подрядчиком) в процессе закупок. Закон служит целям обеспечения максимальной экономичности и эффективности государственных закупок, расширения и стимулирования участия в закупках местных товаропроизводителей, развития добросовестной конкуренции, достижения максимальной открытости процесса использования бюджетных средств, совершенствования организационных структур управления государственными закупками.
Статья 1. Сфера применения настоящего закона
1. Настоящий закон применяется ко всем закупкам, осуществляемым государственными заказчиками за счет средств областного бюджета и областных целевых бюджетных фондов, в том числе бюджетных кредитов и заемных средств, привлекаемых под поручительство администрации области.
Действие настоящего закона распространяется также на заказчиков, использующих средства:
а) областного бюджета, предоставляемые в качестве государственной поддержки, а именно:
дотации, субвенции и субсидии, за исключением средств, выданных населению на покрытие каких-либо расходов и в виде льгот по оплате различных видов услуг;
инвестиции в средства производства на основе операций лизинга;
б) предоставляемые федеральным фондом финансовой поддержки субъектов Российской Федерации в соответствии с их целевым назначением.
2. Процедуры, предусмотренные настоящим законом, не применяются к закупкам и поставкам продукции для областных государственных нужд, стоимость которых не превышает 100 установленных законом минимальных размеров оплаты труда. При этом заказчику запрещается разделять свои однотипные закупки на отдельные части для целей применения настоящего пункта и закупать продукцию по ценам, превышающим среднерыночные цены, сложившиеся в области.
3. Заказы на выполнение областных целевых программ размещаются в общем порядке закупок продукции для государственных нужд в соответствии с настоящим законом.
Статья 2. Основные понятия и термины, используемые в настоящем законе
В настоящем законе используются следующие основные понятия и термины:
областные государственные нужды (далее - областные нужды) - потребности области в товарах, работах и услугах, обеспечиваемые за счет средств областного бюджета и областных целевых бюджетных фондов, а также средств, предоставляемых в качестве государственной поддержки, включая государственные гарантии администрации области;
областной государственный заказ (далее - областной заказ) - совокупность заключенных государственных контрактов на поставку товаров, производство работ или оказание услуг, финансируемых за счет средств областного бюджета, областных целевых бюджетных фондов, а также средств, предоставляемых в качестве государственной поддержки, включая государственные гарантии администрации области; средств, предоставляемых федеральным фондом финансовой поддержки субъектов Российской Федерации;
областной государственный заказчик (далее - областной заказчик) - администрация области в лице ее структурных подразделений, бюджетные учреждения, а также юридические лица, которым областной заказчик на условиях договора передал часть своих функций в процедурах закупок, осуществляющие закупки продукции для государственных нужд за счет средств областного бюджета, областных целевых бюджетных фондов, а также средств, предоставляемых в качестве государственной поддержки, включая государственные гарантии администрации области, средств, предоставляемых федеральным фондом финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, и уполномоченные на заключение государственных контрактов области;
государственный контракт (договор) - договор, заключенный областным заказчиком или уполномоченным им лицом с поставщиками (исполнителями) в целях обеспечения государственных нужд, в соответствии с которым устанавливаются их права и обязанности в процессе осуществления государственных закупок;
исполнитель (поставщик, подрядчик) поставок продукции для областных нужд - организации независимо от их организационно-правовых форм, а также индивидуальные предприниматели, привлекаемые областным заказчиком к заключению государственного контракта (договора) на поставку продукции для областных государственных нужд;
конкурсы (торги) - состязательная процедура размещения областных заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, предусматривающая выбор исполнителя (поставщика), обеспечивающего наилучшие условия исполнения областного заказа;
конкурсная комиссия - постоянно или временно действующий орган, осуществляющий проведение закупок в соответствии с настоящим законом;
реестр областных государственных закупок (ведомственные и сводный) - перечень, содержащий сведения об исполнении контрактов (договоров) по областным государственным закупкам;
организатор конкурса - областной заказчик в лице органа исполнительной власти области, а также юридическое лицо, которому областной заказчик на условиях договора передал часть своих функций в процедурах закупок;
среднерыночная цена - средняя цена на закупаемую продукцию, сложившаяся на товарном рынке области.
Статья 3. Законодательство в сфере областных государственных закупок
1. Отношения, связанные с закупками и поставками продукции для государственных нужд, регулируются Гражданским и Бюджетным кодексами Российской Федерации, Указом Президента Российской Федерации от 08.04.97 N 305 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд", антимонопольным законодательством, настоящим Законом, иными федеральными и областными нормативными правовыми актами о закупках и поставках продукции для государственных нужд.
2. Особые условия формирования, размещения и исполнения областных заказов регламентируются настоящим законом, другими нормативными правовыми актами области.
Статья 4. Основные принципы осуществления закупок и поставок продукции для областных нужд
Закупки и поставки продукции для областных нужд осуществляются на основе следующих принципов:
четкого планирования областных нужд как в денежном, так и в натуральном выражении;
конкурсного отбора исполнителей областных заказов независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, контрактности отношений между заказчиками и исполнителями;
обеспечения максимальной экономичности и эффективности расходования бюджетных средств;
максимальной открытости процесса использования средств областного бюджета и областных целевых бюджетных фондов;
разумного протекционизма по отношению к поставщикам продукции, являющимся местными товаропроизводителями;
подотчетности и подконтрольности областных заказчиков.
Статья 5. Способы и формы закупок продукции для областных нужд
1. В зависимости от сложившегося рынка, специфики товаров или работ, наличия поставщиков, условий финансирования закупки продукции для областных нужд осуществляются одним из способов, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а именно:
открытого конкурса;
закрытого конкурса;
двухэтапного конкурса;
запроса котировочных цен;
закупки у единственного источника.
2. Наиболее предпочтительным способом закупки продукции является открытый конкурс. Решение о применении другого способа закупки принимается заказчиком в соответствии с законодательством Российской Федерации при соответствующем обосновании способа.
3. Не допускаются экономически не обоснованное разделение объема закупки с целью применения упрощенных способов закупок, осуществление координации деятельности исполнителей, приводящей к ограничению конкуренции или ущемлению чьих-либо интересов.
4. Закупки способами закрытого конкурса, двухэтапного конкурса и закупки у единственного источника производятся по согласованию с уполномоченным органом администрации области по координации деятельности в сфере конкурсных закупок (комитет цен администрации области) и утверждаются главой администрации области.
5. Закупки услуг естественных монополий (электроэнергия, теплоэнергия), а также закупки товаров и услуг, товарный рынок которых отсутствует на территории области (вода, канализация) и тарифы на которые регулируются в установленном правительством порядке, осуществляются как закупки у единственного источника без согласования по утвержденным тарифам.
6. Закупки однотипной продукции для заказчиков, имеющих территориально-разветвленную сеть подведомственных учреждений, могут производиться способом централизованного закупа.
7. При конкурсных закупках продукции для областных нужд возможно использование электронного мониторинга цен на закупаемую продукцию.
8. Основной формой областных закупок является областной заказ как составная часть областных закупок. Формирование и организация процесса по размещению и исполнению областного заказа осуществляются уполномоченным органом администрации области по координации деятельности в сфере конкурсных закупок (комитет цен администрации области).
9. Продукция, не вошедшая в областной заказ, закупается областными заказчиками самостоятельно на конкурсной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации и области по государственным закупкам.
Статья 6. Управление и межотраслевая координация деятельности в сфере осуществления закупок продукции для областных нужд
1. Уполномоченным органом администрации области по межотраслевой координации деятельности в сфере закупок продукции для областных нужд является комитет цен администрации области.
2. Уполномоченный орган выполняет следующие функции:
осуществление политики администрации области по вопросам закупок для областных нужд и подготовка в рамках компетенции проектов нормативных правовых актов области по вопросам государственных закупок;
формирование областного заказа и перечня областных заказчиков;
определение способов закупки продукции для областных нужд;
согласование решений областных заказчиков о закупках продукции способом проведения закрытого конкурса, двухэтапного конкурса и закупки у единственного источника;
разработка конкурсной документации областного заказа;
организация процесса размещения областного заказа;
разработка графика проведения конкурсов на размещение областного заказа;
формирование конкурсных комиссий и рабочих групп по обеспечению их работы в рамках областного заказа;
обеспечение сбора и хранения конкурсных заявок претендентов;
представление на заседания конкурсных комиссий заключений о ценах, сложившихся в области, на закупаемые товары (работы, услуги);
ведение сводного реестра учета и исполнения контрактов на поставку продукции для областных нужд;
анализ областных закупок и разработка рекомендаций по эффективному использованию механизма конкурсного размещения заказов на поставку продукции для областных нужд;
организация выборочных проверок соблюдения установленных в конкурсной документации требований к участникам конкурсов и процедурам конкурсных закупок;
разработка прогноза объемов продукции, закупаемой для областных нужд за счет бюджетных средств на очередной финансовый год;
публикация в средствах массовой информации сведений об областных закупках;
составление информации и отчетов о закупках продукции для областных нужд;
организация обучения и повышения квалификации специалистов подразделений администрации области, занимающихся вопросами государственных закупок.
Статья 7. Областные заказчики
1. Областными заказчиками являются администрация области или ее структурные подразделения, бюджетные учреждения, а также юридические лица, которым областной заказчик на условиях договора передал часть своих функций в процедурах закупок продукции для областных нужд.
Перечень заказчиков утверждается постановлением главы администрации области.
2. Областные заказчики обеспечиваются финансовыми ресурсами в объеме, установленном областным бюджетом на финансирование государственных закупок.
3. Областные заказчики в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о государственных закупках, настоящим законом:
разрабатывают планы закупок продукции для областных нужд в пределах бюджетных средств, предусмотренных на эти цели;
передают функции по организации закупок продукции, вошедшей в состав областного заказа, уполномоченному органу администрации области по координации деятельности в сфере конкурсных закупок - комитету цен администрации области;
устанавливают дополнительные условия закупки продукции и требования к закупаемой продукции и передают их в комитет цен администрации области для разработки конкурсной документации областного заказа;
направляют комитету цен администрации области предложения по составу конкурсных комиссий и рабочих групп по обеспечению работы конкурсных комиссий;
организуют конкурсное размещение заказов на поставку продукции, не вошедшей в областной заказ;
заключают контракты (договоры) с победителями конкурсов на поставку продукции для областных нужд;
обеспечивают финансирование областных закупок в пределах бюджетных средств, предусмотренных на эти цели;
осуществляют контроль за исполнением государственных контрактов (договоров);
ведут ведомственные реестры учета контрактов (договоров) на поставку продукции для областных нужд;
участвуют в экспертизе качества поставляемой по контракту (договору) продукции;
представляют в комитет цен администрации области информацию по установленной форме о произведенных закупках для областных нужд и об эффективности использования бюджетных средств;
представляют в комитет государственной статистики по Амурской области отчетность о проведенных государственных закупках по установленным формам;
осуществляют иные функции, предусмотренные законодательством Российской Федерации и области.
Статья 8. Исполнители (поставщики, подрядчики) поставок продукции для областных нужд
1. Исполнителем поставок продукции для областных нужд может быть индивидуальный предприниматель или юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, имеющее необходимую квалификацию, финансовые средства, трудовые ресурсы, оборудование и другие материальные возможности, необходимые для выполнения соответствующей поставки продукции, опыт и положительную деловую репутацию, а в установленных законодательством случаях - лицензию, исполняющее обязательства по уплате налогов в бюджеты всех уровней и обязательных платежей в государственные внебюджетные фонды.
2. Исполнителем поставок продукции для областных нужд не может быть физическое или юридическое лицо, которое признано несостоятельным (банкротом), находится в процессе ликвидации или на имущество которого наложен арест, а также лицо, недобросовестно выполнявшее или выполняющее свои обязательства перед заказчиком по ранее заключенным договорам.
3. Исполнители поставок, входящие в группу лиц, рассматриваются как одно лицо.
4. Областной заказчик вправе при размещении областных заказов устанавливать дополнительные требования к претендентам на заключение государственного контракта (договора) в соответствии с законодательством Российской Федерации и области.
Статья 9. Порядок формирования областного заказа
1. Формирование областного заказа на очередной финансовый год осуществляется на основании предложений (планов закупок) областных заказчиков в пределах средств, определенных на эти цели областным бюджетом, областными целевыми бюджетными фондами, а также средств, предоставляемых в качестве государственной поддержки, включая государственные гарантии администрации области; средства, предоставляемые федеральным фондом финансовой поддержки субъектов Российской Федерации.
2. Формирование областного заказа проходит следующие этапы:
областные заказчики путем сбора информации по каждому подведомственному или подчиненному им потребителю разрабатывают по установленной форме планы закупок товаров, работ и услуг на очередной финансовый год, включая закупки в рамках утвержденных областных целевых программ, в пределах бюджетных средств, определенных на эти цели;
планы закупок представляются в комитет цен администрации области;
комитет цен администрации области проводит экономический анализ планов закупок, определяет группы однородной продукции и на их основе формирует проект областного заказа (обеспеченного бюджетными средствами) на очередной финансовый год, определяет заказчиков по каждой группе товаров, работ и услуг, включенной в областной заказ, способы закупок и разрабатывает график проведения конкурсов;
сформированный областной заказ утверждается постановлением главы администрации области.
3. Перечень товаров, работ и услуг, включенных в областной заказ, подлежит опубликованию в средствах массовой информации.
Статья 10. Размещение областного заказа
1. Для выбора исполнителей областного заказа комитет цен администрации области с учетом предложений заказчиков формирует конкурсные комиссии по размещению областного заказа, которые действуют в соответствии с положением о конкурсной комиссии.
2. Состав конкурсной комиссии и положение о конкурсной комиссии утверждаются главой администрации области. В состав конкурсной комиссии с правом решающего голоса включаются представители:
областного заказчика;
потребителя продукции, поставляемой по государственному контракту (договору);
комитета цен, комитета экономики, финансового департамента администрации области, государственно-правового управления аппарата главы администрации области;
Амурского территориального управления Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (по согласованию).
Работу конкурсной комиссии обеспечивает рабочая группа, образованная совместным приказом председателя комитета цен администрации области и руководителя заказчика из специалистов данных подразделений.
3. Комитет цен администрации области, учитывая требования заказчиков, специфику предмета закупок, разрабатывает конкурсную документацию, регламентирующую порядок и условия проведения конкурсных закупок в рамках областного заказа.
4. Процедурные вопросы размещения областного заказа регламентируются федеральными нормативными правовыми актами.
5. Конкурсной документацией могут устанавливаться особые условия размещения областного заказа, определяющие дополнительные требования заказчика к поставщикам, качеству поставляемой продукции и характеру самой поставки, а также нормы по защите местных товаропроизводителей и нормы участия в торгах субъектов малого предпринимательства.
6. Победителем конкурса признается лицо, которое по заключению конкурсной комиссии предложило лучшие условия поставки продукции.
7. За предоставление конкурсной документации взимается плата, размер которой не может превышать размер расходов на ее изготовление и доставку потенциальным поставщикам.
8. В конкурсной документации в критериях оценки конкурсных заявок устанавливаются ценовые преференции до 25 % при прочих равных показателях и с учетом экономической целесообразности:
местным товаропроизводителям, нуждающимся в специальной государственной поддержке, по отношению к предложениям внешних поставщиков;
государственным унитарным предприятиям;
субъектам малого предпринимательства, являющимся местными товаропроизводителями.
9. Для субъектов малого предпринимательства - товаропроизводителей могут проводиться специальные конкурсы на отдельные виды продукции.
10. Областные заказчики предусматривают размещение заказов среди субъектов малого предпринимательства в соответствии со статьей 13 Закона Амурской области от 18.04.96 N 80-ОЗ "О малом предпринимательстве в Амурской области".
Статья 11. Финансирование областных государственных закупок
1. Обязательным условием финансирования областных государственных закупок является их конкурсное размещение.
2. Финансирование поставленных товаров, выполненных работ и услуг для областных нужд осуществляется в пределах поквартальных бюджетных назначений по соответствующим статьям классификации областного бюджета с учетом реального поступления в бюджет финансовых ресурсов при обязательном подтверждении факта поставки товаров, выполнения работ, услуг и представлении протокола заседания конкурсной (котировочной) комиссии или утвержденных главой администрации области документов, разрешающих осуществление закупки у единственного источника, двухэтапным или закрытым конкурсом.
3. Средства, предусмотренные на оплату закупок, произведенных на конкурсной основе, выделяются и расходуются по целевому назначению. Сэкономленные в результате проведения конкурсов средства направляются на проведение дополнительных закупок товаров (работ, услуг) в соответствии с потребностью заказчика в установленном порядке.
4. В случае централизованного закупа продукции в счет сметных назначений подведомственных учреждений расчеты с поставщиком производит главный распорядитель финансовых средств.
5. В случаях задержки финансирования из областного бюджета поставок продукции для областных нужд поставщику могут быть предоставлены рассрочка и (или) отсрочка уплаты налогов и других обязательных платежей в областной бюджет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и области.
6. Финансовый департамент администрации области принимает платежные документы к оплате только по договорам, имеющим реестровые номера сводного реестра, подтверждающие, что та или иная закупка совершена областным заказчиком на конкурсной основе, а все необходимые сведения занесены в базу данных (сводный реестр закупок).
Статья 12. Государственный контракт
1. Поставки продукции для областных нужд на сумму свыше 2000 установленных законом размеров минимальной оплаты труда осуществляются исключительно на основе государственных контрактов (договоров), заключенных между областным заказчиком и поставщиком.
2. Основанием для заключения государственного контракта (договора) является протокол о результатах конкурсного размещения областного заказа, которым определяется исполнитель (поставщик).
3. Заказчик может предусмотреть в государственном контракте поставку товаров, работ и услуг определенным потребителям. В данном случае лицом, указанным заказчиком в качестве получателя, заключается договор поставки товаров, работ и услуг с исполнителем государственного контракта.
4. Государственным контрактом (договором) должна предусматриваться обязательная уплата поставщиком неустойки в случае нарушения условий государственного контракта (договора), а также финансовое обеспечение выполнения контракта (договора), если предоставление такого обеспечения предусмотрено условиями конкурса.
5. За неисполнение либо ненадлежащее исполнение областного заказа, в том числе обязательств по контракту (договору), заказчик и исполнитель несут ответственность в соответствии с законодательством.
6. Изменение и расторжение государственного контракта (договора) возможны в случаях и в порядке, установленных соответствующим государственным контрактом (договором) и законодательством Российской Федерации.
7. Государственный контракт (договор) должен предусматривать контроль за ходом выполнения обязательств по его исполнению.
8. Споры, возникающие между государственным заказчиком и поставщиком при заключении, изменении, расторжении и исполнении государственного контракта, а также о возмещении понесенных убытков рассматриваются в установленном судебном порядке.
Статья 13. Реестр областных государственных закупок (реестр закупок)
1. Областные заказчики обязаны вести ведомственные реестры областных закупок (реестры закупок) по всем заключенным контрактам (договорам), в которых должны быть указаны следующие сведения по каждому заключенному контракту (договору):
номер государственного контракта (договора);
наименование закупаемых товаров (работ, услуг);
наименование и местонахождение исполнителя (поставщика, подрядчика);
цена и дата закупки;
график поставки.
2. Единый учет областных закупок осуществляется в сводном реестре областных государственных закупок, являющемся совокупностью ведомственных реестров.
3. В сводный реестр областных государственных закупок включаются закупки по контрактам (договорам) стоимостью свыше 1000 установленных законом минимальных размеров оплаты труда.
4. Уполномоченным на ведение сводного реестра и его держателем является комитет цен администрации области.
5. Правила ведения реестров областных государственных закупок устанавливаются порядком ведения реестра областных государственных закупок.
6. Порядок ведения реестра областных государственных закупок определяется федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами области.
Статья 14. Контроль за проведением закупок товаров, выполнением работ и услуг для областных нужд и исполнением государственных контрактов (договоров)
1. Контроль за проведением закупок товаров, выполнением работ и услуг для областных нужд и исполнением государственных контрактов (договоров) осуществляют областные заказчики и комитет цен администрации области.
Антимонопольный контроль за размещением областных заказов осуществляет Амурское территориальное управление Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.
2. Областные заказчики ежеквартально представляют в комитет цен администрации области информацию по установленной форме о произведенных закупках продукции для областных нужд и об эффективности использования средств областного бюджета.
3. Комитет цен администрации области ежеквартально представляет главе администрации области отчет о произведенных закупках продукции для областных нужд.
4. Комитет цен администрации области организует экспертные проверки соблюдения областными заказчиками процедур областных закупок в рамках настоящего закона.
Статья 15. Ответственность за нарушение требований законодательства по организации закупок товаров (работ, услуг) для областных нужд
За нарушение требований, установленных законодательством по организации закупок товаров (работ, услуг) для областных нужд, заказчики, организатор конкурса и участники конкурса (поставщики) несут гражданско-правовую, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 16. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим законом
1. Органам государственной власти области привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим законом в течение трех месяцев со дня вступления его в силу.
2. Нормативные правовые акты органов государственной власти области до приведения их в соответствие с настоящим законом применяются в части, не противоречащей настоящему закону.
Статья 17. Вступление в силу настоящего закона
Настоящий закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его первого официального опубликования.
Глава администрации
Амурской области |
Л. В. Коротков |
г. Благовещенск,
16 декабря 2002 г.
N 164-ОЗ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Амурской области от 16 декабря 2002 г. N 164-ОЗ "О закупках и поставках продукции для областных государственных нужд" (принят Амурским областным Советом народных депутатов 27 ноября 2002 г.)
Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его первого официального опубликования
Текст Закона опубликован в газете "Амурская правда" от 14 января 2003 г. N 9-10
Законом Амурской области от 23 декабря 2005 г. N 123-ОЗ настоящий Закон признан утратившим силу с 1 января 2006 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Закон Амурской области от 23 декабря 2005 г. N 123-ОЗ
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня первого официального опубликования названного закона
Закон Амурской области от 1 октября 2003 г. N 241-ОЗ
Изменения вступают в силу со дня первого официального опубликования вышеназванного Закона