Закон Амурской области
от 15 марта 2002 г. N 88-ОЗ
"Об Областной целевой программе "Развитие и сохранение культуры и
искусства Амурской области" на 2002-2005 гг."
(принят Амурским областным Советом народных депутатов 21 февраля 2002 г.)
(с изменениями от 16 декабря 2002 г., 9 декабря, 29 декабря 2003 г., 4 июня, 28 декабря 2004 г.)
См. Постановление Амурского областного Совета народных депутатов от 21 февраля 2002 г. N 13/92 "О Законе Амурской области "Об утверждении областной целевой программы "Развитие и сохранение культуры и искусства Амурской области" на 2001-2005 годы"
Статья 1
Утвердить Областную целевую программу "Развитие и сохранение культуры и искусства Амурской области" на 2002-2005 гг. (прилагается).
Статья 2
Главе Администрации области при формировании областного бюджета на, 2002-2005 гг. предусматривать выделение средств на реализацию мероприятий, предусмотренных Областной целевой программой "Развитие и сохранение культуры и искусства Амурской области" на 2002-2005 гг.
Статья 3
Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его первого официального опубликования.
Со дня вступления в силу настоящего Закона считать утратившим силу подпункт 16 статьи 1 Закона Амурской области от 26 декабря 2000 г. N 280-ОЗ "О программах социально-экономического развития Амурской области".
Глава Администрации
Амурской области |
Л.В. Коротков |
г. Благовещенск
15 марта 2002 г.
N 88-ОЗ
Областная целевая программа
"Развитие и сохранение культуры и искусства Амурской области" на 2002-2005 гг.
(утв. Законом Амурской области от 15 марта 2002 г. N 88-ОЗ)
(с изменениями от 16 декабря 2002 г., 9 декабря, 29 декабря 2003 г., 4 июня, 28 декабря 2004 г.)
Паспорт Областной целевой программы "Развитие и сохранение культуры
и искусства Амурской области" на 2002-2005 гг.
1. Поддержка и развитие профессионального искусства
2. Сохранение и освоение историко-культурного наследия
2.1. Развитие музейного дела
2.2. Недвижимые памятники истории и культуры
2.3. Библиотеки, библиотечное обслуживание. Информационные
услуги библиотек
3. Стимулирование народного творчества и развития
культурно-досуговой деятельности
4. Сохранение и развитие национальных культур народов,
проживающих в области
5. Развитие международных связей и обменов
6. Поддержка молодых дарований и развитие системы
художественного и культурологического образования
7. Кинообслуживание населения
8. Развитие материальной базы и техническое
перевооружение отрасли
9. Оценка социально-экономической эффективности
реализации Программы
10. Механизм реализации Программы
11. Исполнители Программы
Паспорт
Областной целевой программы "Развитие и сохранение
культуры и искусства Амурской области" на 2002-2005 гг.
Законом Амурской области от 28 декабря 2004 г. N 398-ОЗ действие отдельных пунктов паспорта Программы к настоящему Закону было приостановлено на 2005 год
Законом Амурской области от 29 декабря 2003 г. N 281-ОЗ действие отдельных пунктов паспорта Программы к настоящему Закону было приостановлено на 2004 год
Наименование Областная целевая Программа "Развитие и сохранение
культуры и искусства Амурской области" на
2002-2005 гг.
Основание для Постановление Правительства Российской Федерации
разработки от 14 декабря 2000 года N 955 "О Федеральной
целевой программе "Культура России (2001-2005 гг.)"
Государственный Комитет по культуре Администрации области
заказчик
Основной Комитет по культуре Администрации области
разработчик
Цели и задачи Обеспечение разработки и реализации правовых,
организационных и иных мер, позволяющих сохранять
и развивать культуру и искусство в области;
дальнейшее развитие музейной сети области;
государственный контроль за соблюдением норм и
правил ведения всех видов работ на памятниках
истории и культуры;
признание библиотечного дела социально значимой
отраслью, влияющей на уровень воспитания,
образования, развитие экономики, науки, социальное
благополучие населения области;
стимулирование народного творчества и развитие
культурно-досуговой деятельности;
сохранение и развитие национальных культур народов,
проживающих в области
Законом Амурской области от 30 декабря 2002 г. N 169-ОЗ действие строки "Объемы и источник финансирования", "общий объем финансирования на 2002-2005 гг. - 37289 тысяч рублей" Паспорта настоящей программы было приостановлено на 2003 год
Объемы и источник Общий объем финансирования на 2002-2005 гг. - 37289
финансирования тысяч рублей, в том числе на 2002 г. 6 млн. рублей за
счет средств областного бюджета.
Срок реализации
Программы - 2002-2005 гг.
Ожидаемый Дальнейшее поэтапное развитие и сохранение
конечный результат культуры и искусства области
1. Поддержка и развитие профессионального искусства
В области в настоящее время действуют областной театр драмы, областной театр кукол, муниципальный театр г. Тынды, филармония, в которой имеются 8 различных творческих коллективов. Творческие союзы и другие профессиональные общественные объединения охватывают более 115 художников, писателей, артистов и т.д. Достижения и общее состояние нашего искусства по-прежнему остаются значительным явлением культурной и социальной жизни области.
Пересмотр стереотипов в организации художественной жизни хотя и заметно смягчил вхождение творческих коллективов в новую социально-экономическую реальность, но не позволил полностью адаптироваться к ней.
Поставленные в сложные экономические условия театры области были вынуждены резко сократить гастрольную деятельность и искать новые формы работы для выживания.
Сложный период переживает Амурская областная филармония. В настоящее время в полном объеме не развивается профессиональное искусство, малочисленны творческие коллективы. Это связано с финансово-экономическим состоянием данного учреждения культуры (дотация составляет 30% от потребности). Переориентировав свою работу и определив первоочередную задачу - создание собственных концертных коллективов, творческой базы и проката концертных программ по территории Дальнего Востока, области и за рубежом, филармония смогла в основном сохранить структуру и творческий потенциал, на собственные средства открыть детскую филармонию. Это направление в работе требует особого внимания и поддержки из областного и, возможно, федерального бюджетов.
Уход государства с ведущих позиций в концертном деле позволил увеличить разнообразие концертных программ, в том числе и за счет программ весьма невысокого качества. На рынке концертных услуг появился "товар" не просто низкого качества, а искажающий представление о возможностях и потенциале искусства области и художественного воспитания в целом. В этом направлении необходимо усилить действие Постановления Главы Администрации области "Об усилении контроля за концертно-гастрольной деятельностью в Амурской области", запрещающего шарлатанство в искусстве. Сегодня концертное дело не только нашей области, но и страны в целом стоит на перепутье. Необходим комплекс оперативных решений по кругу уже назревших вопросов.
Наряду с сохранением имеющейся системы отношений в жизни профессиональных творческих коллективов основными направлениями должны стать:
поддержка талантов, забота об их востребованности;
расширение аудитории учреждений и организаций профессионального искусства; вовлечение широкой публики в художественную жизнь области.
Мероприятия данного раздела предусматривают решение следующих задач:
создания условий для развития профессионального искусства;
поддержки и обеспечения полноценной жизнедеятельности театров, концертных коллективов, творческих союзов и других профессиональных общественных объединений;
предотвращения коммерциализации, создания серьезного репертуара, полноценного художественного воплощения творческих замыслов через целевое финансирование;
организации фестивалей и смотров;
стимулирования меценатства и спонсорства в сфере культуры и искусства;
поиска молодежи для обновления составов творческих коллективов;
разработки и обеспечения ряда социальных гарантий для уходящих от активной деятельности творческих работников.
2. Сохранение и освоение историко-культурного наследия
2.1. Развитие музейного дела
Современная музейная сеть области состоит из 16 государственных и около 80 общественных и ведомственных музеев, включая школьные.
По статистическим данным на начало 2000 года в музеях области хранятся более 240 тысяч предметов, представляющих материальную и духовную культуру народов России, Дальнего Востока, аборигенов Приамурья и Севера, а также уникальные произведения декоративно-прикладного и изобразительного искусства русских и зарубежных мастеров.
Анализ показателей работы музеев области за последние 2-3 года дает относительно ровные данные посещаемости.
В последние годы активизация создания экспозиций и выставочной деятельности, научно-исследовательская работа, проведение археологических, этнографических экспедиций по территории области позволили музеям решить вопросы комплектования новых коллекций, пополнения музейных фондов, поднять научный потенциал.
Вместе с тем следует отметить, что из-за ограничения бюджетного финансирования в музеях области за последние годы резко снизилось приобретение антиквариата, редких ценных предметов, живописи и других произведений искусства.
Проблемными остаются и вопросы создания особых условий хранения и охраны экспонатов, т.к. большая часть музейных фондов находится в неприспособленных помещениях, не хватает площадей для создания новых музеев, техническая оснащенность зданий отстает от современного уровня.
Мероприятия данного раздела, учитывая существующие в настоящее время проблемы в области музейного дела, предлагают решение следующих задач:
дальнейшего развития музейной сети области (предполагается открыть 5 новых музеев, в частности, художественный музей в г. Благовещенске);
подготовки нормативных актов в отношении ведомственных музеев области;
совершенствования и развития выставочной деятельности, в том числе международной;
компьютеризации и создания компьютерного банка данных музейного фонда;
создания условий для широкого доступа граждан к памятникам истории и культуры, хранящимся в музеях страны;
поддержки и обеспечения полноценной жизнедеятельности музейных учреждений областного значения;
включения историко-культурного потенциала области в систему туристских потоков;
реставрации музейных коллекций;
активизации всех форм просветительской работы с подрастающим поколением;
создания полнопрофильных музейных экспозиций;
совершенствования научной деятельности музеев.
2.2. Недвижимые памятники истории и культуры
На территории области находятся 523 недвижимых памятника истории и культуры, 6 из них федерального значения. В списке вновь выявленных зарегистрировано более 300. Основными населенными пунктами, где сосредоточены памятники архитектуры и градостроительства, являются г. Благовещенск, Благовещенский, Свободненский, Сковородинский, Зейский, Архаринский районы.
Сохранение недвижимых памятников истории и культуры, их учет, изучение, контроль за проведением ремонтно-реставрационных работ являются одним из важнейших направлений деятельности комитета по культуре Администрации области. Функции органа охраны выполняет научно-производственный центр по охране и использованию памятников истории и культуры.
Мероприятия по сохранению недвижимых памятников предусматривают решение следующих задач:
государственного контроля за соблюдением норм и правил ведения всех видов работ на памятниках истории и культуры;
изучения, обследования и научного документирования недвижимых памятников, оказания методической и консультативной помощи в деле охраны и реставрации памятников;
археологических исследований;
организации охранной деятельности на территории области. Недостаточность средств на консервацию, реставрацию и введение в культурный оборот памятников истории и культуры, а также отсутствие поддержки из бюджета привели многие памятники в аварийное состояние, а некоторые довели до разрушения. Мало привлекаются к проведению реставрационных работ средства арендаторов и инвесторов.
Основными направлениями деятельности органов охраны памятников истории и культуры на планируемый период должны стать:
создание нормативно-методической базы для осуществления консервации и учета памятников;
продолжение археологических изысканий;
ремонтные и реставрационные работы на памятниках;
пропаганда и разъяснение мер и методов сохранения памятников.
2.3. Библиотеки, библиотечное обслуживание. Информационные услуги библиотек
Несмотря на общее ухудшение социальной и экономической обстановки, библиотеки области по сравнению с другими учреждениями культуры показывают значительную степень устойчивости, стабильности и организованности. Являясь информационной базой интеллектуального развития, они остаются одним из наиболее действенных общественных институтов, призванных предоставлять каждому свободный доступ к отечественным и мировым информационным ресурсам, возможность дополнительного образования и проведения досуга, снижая таким образом социальную напряженность в обществе, доказывая, что учреждение культуры и его жизнь не напрямую зависят от социальных и экономических изменений.
Увеличение посещаемости библиотек, рост числа читателей в последние годы обусловлены стихийностью и неуправляемостью процесса развития книжного рынка, введением новых учебных программ, новых дисциплин в образовательных учреждениях, необходимостью приобретения специальности, повышения квалификации в связи с угрозой безработицы, ростом цен на издательскую продукцию. В своей деятельности библиотеки ориентированы на обслуживание потребителей - жителей своих сел и поселков, жилмассивов, учебных заведений, изучение изменившегося информационного спроса и формирование рынка информационных услуг в условиях рыночных отношений. Многие из них работают на основе культурно-досуговых программ, комплексных программ эстетического, художественного, экологического образования и воспитания.
Библиотеки ведут поиск новых форм работы с читателями, пропаганды книги, определяют приоритетные группы обслуживания. Много внимания уделяется молодежи, социально незащищенным категориям населения.
Более 60% читателей - это дети, подростки, юношество. В круг пользователей информацией вовлекаются представители коммерческих и предпринимательских организаций, фирм и т.д. Ведется поиск новых форм работы с учеными и преподавателями вузов, учителями. Начато внедрение программ автоматизации библиотечно-библиографических процессов: создаются электронные каталоги, базы данных.
Библиотечная сеть области насчитывает около 860 библиотек различных систем и ведомств. Преобладающее большинство - это школьные и массовые библиотеки. По итогам 1999 года сеть государственных библиотек составила 424 единицы с книжным фондом 6,1 миллиона экземпляров. Ими обслужено 36,4 тысячи читателей, которым было выдано в 1999 году 7,3 миллиона экземпляров изданий.
Несмотря на несомненные успехи в деятельности библиотек, экономическая нестабильность жизни общества остро затронула библиотеки, ухудшила библиотечное обслуживание населения. Сеть библиотек за последние годы заметно сократилась. Произошло закрытие большинства профсоюзных библиотек. Почти полностью прекратила свое существование сеть технических библиотек. Темпы закрытия библиотек системы Министерства культуры в целом по области значительно выше, чем у соседей хабаровчан и приморцев, по Российской Федерации (сокращение в 1999 году от общего числа библиотек области составило 2% процента, в Приморье - 0,5%, в Хабаровском крае - 3%, в Российской Федерации - 0,86%). И это при значительном недостатке библиотек, особенно в городах.
Так, если в целом по России на одну библиотеку приходится 3 тысячи населения, то в Амурской области - 2,1 тысячи. Для части населения из-за отдаленности библиотеки становятся недоступными. Свидетельством тому является низкий по сравнению со среднероссийским показателем процент охвата населения библиотечным обслуживанием. В неудовлетворительном состоянии находятся библиотечные фонды. За последние три года ежегодный приток новых поступлений сократился более чем в четыре раза.
Из-за отсутствия стабильных финансовых средств библиотеки комплектуются бессистемно. Поступление иностранной литературы, спрос на которую увеличился в академических, научных, вузовских библиотеках, обеспечивается лишь благодаря гуманитарной помощи, которая носит случайный характер. Не существует правовой защиты библиотечных фондов от похитителей и "забывчивых" читателей.
Сократились взаимоиспользование фондов, выдача изданий по межбиблиотечному абонементу и внутрисистемному обмену из-за непомерно высоких почтовых тарифов на пересылку.
Ухудшилась работа по подготовке библиотечных кадров и повышению их профессионального мастерства. Заработная плата большинства работников находится ниже уровня прожиточного минимума, вследствие чего идет отток квалифицированных кадров в другие структуры, где оплата труда значительно выше. Более 5 лет не выделяется жилье для библиотечных специалистов, не практикуется выделение беспроцентных ссуд на строительство и приобретение жилья.
В плохом состоянии находится материально-техническая база. За последние 3 года не обновлялось библиотечное оборудование, давно закончился амортизационный срок эксплуатации автотранспорта центральных городских и районных библиотек большинства районов области. Медленными темпами идет внедрение автоматизации библиотечных процессов.
Принимая во внимание вышеуказанные проблемы и учитывая необходимость обеспечения конституционных прав жителей области на библиотечное обслуживание, устойчивость работы библиотечных учреждений, областную политику в сфере библиотечного дела необходимо осуществлять исходя из следующих основных принципов:
признания библиотечного дела социально значимой отраслью, влияющей на уровень воспитания, образования, развития экономики, науки, социальное благополучие населения области;
создания благоприятных условий для библиотек, выполнения ими функций, заложенных в Федеральном законе "О библиотечном деле";
стимулирования научной, инновационной деятельности библиотек через систему экономических рычагов и различных льгот;
содействия развитию международного сотрудничества в сфере библиотечного дела;
содействия улучшению качественного состава библиотечных кадров, способных осознанно, творчески вести библиотечную политику в области.
В соответствии с этими принципами необходимо считать приоритетными направлениями государственной поддержки библиотек следующие:
обеспечение прав потенциального пользователя библиотек на свободный доступ к информации, получение определенного основами законодательства о культуре. Федеральным законом "О библиотечном деле" набора бесплатных услуг, реализацию культурных, образовательных, профессиональных, досуговых потребностей;
гарантированное финансирование комплектования и обеспечение сохранности фондов библиотек;
информатизация библиотек, внедрение новейших информационных технологий;
укрепление материально-технической базы библиотек;
повышение статуса библиотечного работника;
сохранение существующей сети специализированных детских библиотек;
создание режима наибольшего благоприятствования при установлении налоговых льгот для библиотек, других организаций, содействующих осуществлению библиотечной политики в области.
3. Стимулирование народного творчества и развития
культурно-досуговой деятельности
В период социально-экономических преобразований учреждения культуры продолжили работу по сохранению сети учреждений культуры, укреплению материально-технической базы, организации досуга населения, повышению профессионального уровня культпросветработников, поддержке и развитию самодеятельного, художественного и любительского творчества. Развиваются новые формы организации досуга, клубы по интересам, дискотеки. В целом в массовых мероприятиях 1999 года участвовали более 4 млн. человек.
В области действуют 460 муниципальных учреждений культуры всех типов. Для сохранения сети учреждений культуры отделам культуры администраций городов и районов области пришлось приложить немало усилий. Недостаточное финансирование отразилось на материально-техническом состоянии сети учреждений культуры. В течение 2000 года закрыты 5 сельских клубов. Увеличилось количество клубных учреждений, требующих капитального ремонта, на 1 января 2000 года их было в области 142 (1998 г. - 100). В аварийном состоянии 35 клубов и домов культуры.
Практически каждое учреждение культуры области нуждается в ремонте зданий, техническом перевооружении, оснащении современной техникой, компьютерами, инструментами, костюмами, транспортом и т.д.
Но, несмотря на все вышеперечисленные трудности, работники культуры продолжают работу с населением в сфере народного творчества и досуговой деятельности. Скудность средств и финансовых возможностей диктует избирательный подход к формам и методам работы.
Наиболее распространенные из них - фестивали, праздники и обряды, основанные на традициях народной культуры, обычаях, фольклоре. В самодеятельном творчестве существует еще одна проблема - ограничен приток молодежи. И это требует серьезного осмысления и проработки.
Вместе с тем приватизация и последующее перепрофилирование дворцов и домов культуры, ведомственных и профсоюзных клубов подорвали базу самодеятельного творчества населения. Содержательные, ориентированные на развитие творческих способностей человека формы проведения свободного времени вытесняются пассивными, идет вынужденный переход на платные формы. Для значительной части населения целый ряд услуг становится недоступным. Особенно заметно это отражается на детях из малообеспеченных семей.
Серьезной проблемой для развития народных промыслов стало отсутствие областного координирующего центра с собственными площадями для выставочной деятельности и инвестиционной поддержки.
Важными компонентами реализации программы являются следующие мероприятия:
поддержка новых форм культурно-досуговой деятельности;
привлечение молодежи к активному участию во всех формах организации культурной жизни клубов;
приобщение молодежи к художественным традициям народной культуры;
создание социологической группы при областном Доме народного творчества;
информатизация отрасли культуры;
сохранение и развитие народных промыслов и историко-природной среды их бытования, создание в этих целях областного координирующего центра, проводящего совместно с фондом поддержки малого предпринимательства области инвестиционную политику, решающего проблемы учебы, маркетинга, выставочной деятельности и т.д.
4. Сохранение и развитие национальных культур народов, проживающих в области
Культура коренных народов Севера самобытна, требует изучения, поддержки и сохранения. Полтора столетия на территории области живут потомки переселенцев из центра России, составляющие в настоящее время 80 процентов всего населения Дальнего Востока.
Переселяясь на новые земли, русские, украинские, белорусские крестьяне не могли не принести сюда своих традиций и обычаев. Ведь землепашец и здесь оставался таковым, хотя новые более суровые условия жизни и накладывали свой отпечаток на его судьбу, быт и культуру. Именно поэтому теперь мы имеем возможность наблюдать и изучать процесс присоединения, приживаемости традиционной культуры к новым климатическим и экономическим условиям. Процесс этот продолжается и по сей день. При этом необходимо подчеркнуть, он продолжается, несмотря на то что в силу ряда причин на Дальнем Востоке произошло разрушение многовекового уклада жизни, связей между поколениями, не успели образоваться центры славянских промыслов и ремесел, практически отсутствуют места компактного проживания носителей культуры.
Тем не менее в селах области сохранились культурный потенциал, осколки культуры, оставшиеся в памяти представителей старшего поколения, еще можно найти старожилов, владеющих народными ремеслами, бережно сохраняющих предметы быта, привезенные их далекими предками из центра России. Это ли не свидетельство того, что одним из приоритетных направлений культурной политики на Дальнем Востоке должно стать возрождение культуры славян.
Областной Дом народного творчества разработал программы по возрождению и сохранению культуры славян в области, необходимость реализации которых обусловлена самой жизнью.
Особое место в работе областного Дома народного творчества будет занимать деятельность национально-культурных центров амурского казачества и культуры эвенков. Следует выделить приоритетные направления реализации программы:
поддержка реально существующих фольклорных коллективов и мастеров декоративного прикладного искусства, культурных инициатив, возникающих в местах локального проживания этносов;
приобщение людей к исторической и художественной культуре своих народов;
проведение семинаров - практикумов, творческих лабораторных работ по традиционной культуре народов области.
5. Развитие международных связей и обменов
Новые возможности открываются перед работниками культуры и искусства в связи с установлением контактов с творческими организациями расположенных по соседству государств: КНР, Кореи, Японии. Приоритетными направлениями в этой программе являются:
проведение международных фестивалей;
обмен творческими коллективами как профессиональными, так и самодеятельными;
организация международных конкурсов по различным направлениям исполнительского искусства;
совместная работа творческих объединений по созданию кинофильмов, театральных спектаклей и т.д.;
организация выставок художников, мастеров декоративно-прикладного творчества.
6. Поддержка молодых дарований и развитие системы художественного
и культурологического образования
Система дополнительного образования сферы культуры и искусства области включает в себя 41 детскую школу искусств, музыкальную и художественную школу, в которых получают образование свыше пяти с половиной тысяч учащихся. Дети обучаются игре на фортепьяно, скрипке, виолончели, трубе, флейте, саксофоне, кларнете, тромбоне, баяне, домре, балалайке, гитаре, вокальному и хоровому искусству, изобразительному искусству и другим направлениям.
В музыкальном училище обучаются 124 учащихся по специальностям:
фортепьяно, струнные инструменты, хоровое дирижирование, теоретические дисциплины, народные инструменты, сольное пение. Ежегодный выпуск (до 40 учащихся) обеспечивает потребность творческо-художественной, социально-культурной сферы и образовательных учреждений в специалистах.
В областном училище культуры ведется подготовка 102 студентов по специальностям: библиотечное дело, хореография, режиссура. Ежегодный выпуск составляет 38 человек. В учреждения культуры и искусства области поступает работать ежегодно до 40 процентов выпускников. На базе этого же училища открыт филиал Хабаровского института культуры.
Главными направлениями кадровой политики в сфере культуры являются поддержка и развитие образовательной системы в каждом городе, районе, адаптация к современным условиям и совершенствование системы повышения квалификации и профессиональной подготовки специалистов, реализация мер по повышению социального статуса работников культуры, престижа профессии.
Программные мероприятия данного раздела предусматривают решение задач по следующим направлениям:
повышение качества подготовки специалистов и приведение структуры специальностей в соответствие с потребностью в кадрах и с требованиями жизни;
реорганизация сети образовательных учреждений и принципов ее финансирования;
разработка методик раннего выявления таланта и его поддержки;
социальная поддержка преподавателей учебных заведений культуры и искусства.
Программа предусматривает осуществление следующих мероприятий:
разработку прогноза потребности отрасли культуры в подготовке, обучении, переподготовке и закреплении кадров культуры и искусства;
обучение в высших учебных заведениях культуры и искусства страны по контрактной системе (с назначением стипендии и льготного проезда один раз в год) талантливой молодежи и закрепление ее после окончания учебы в области через создание социальных льгот;
разработку комплекса мер по развитию системы подготовки кадров культуры и искусства в цепи "школа искусств - среднее учебное заведение - высшее учебное заведение культуры - курсы переподготовки кадров";
создание учебных групп хореографического и театрального искусства на базе одного из высших учебных заведений страны с дальнейшим созданием центра хореографического искусства и пополнение молодыми актерами театров области;
организация повышения квалификации работников культуры области в гг. Москве, Новосибирске, Хабаровске, Владивостоке.
7. Кинообслуживание населения
Система киноотрасли области до разделения включала в себя 24 дирекции киносети, 31 организацию киновидеопроката, 6 контор по прокату кинофильмов, киноремснаб, 1000 киноустановок, 186 спецоборудованных машин для обслуживания киносети в городах и районах области, 29 кинотеатров, в том числе один детский.
В 1991 году кинотеатры, сельские киноустановки, кинопрокатные организации были переданы в муниципальную собственность.
Коммерциализация сфер обслуживания населения сильно затронула предприятия киносети и кинопроката области. Большинство предприятий отрасли кино находится в кризисном состоянии. Из-за нехватки финансовых средств на содержание большинство из них ликвидировано, многие находятся на грани закрытия.
Фонд фильмокопий, которым располагает кинопрокатная организация области, за последние 5 лет сократился на одну треть. На область приобретается 1 копия (и то не каждого фильма), что ограничивает доступ зрительской аудитории к произведениям киноискусства.
На сегодня киносеть области состоит из 6 кинопрокатных организаций, конторы по прокату видеофильмов, кинотеатров.
В результате реорганизации Госкино России и слияния его с Министерством культуры Российской Федерации, создания структуры управления, регулирующей работу кинофикации области, основными направлениями данной программы должны стать:
восстановление киносети области;
сохранение и пополнение фонда кинофильмов;
создание совместно с Министерством культуры Российской Федерации в области центра российского кино;
передача лицензирования торговли видеокассетами как особого вида деятельности комитету по культуре Администрации области.
8. Развитие материальной базы и техническое перевооружение отрасли
Материально-техническая база культуры области, несмотря на экономические трудности, продолжала укрепляться. Программные мероприятия данного раздела направлены на:
модернизацию материально-технической базы учреждений культуры и искусства;
реконструкцию и капитальный ремонт объектов культуры и искусства областного подчинения;
техническое перевооружение, внедрение новых технологий в деятельность учреждений культуры;
обеспечение клубов, домов культуры современными видеоустановками;
обеспечение библиотек и музеев области компьютерной и другой специальной техникой;
установку современных видов отопления, а также средств экономии теплоэнергии (счетчиков);
приобретение нового спецавтотранспорта, кресел и другой мебели (в т.ч. специальной);
сосредоточение в комитете по культуре Администрации области финансовых средств на приобретение материалов, оборудования.
Необходимо практически во всех учреждениях культуры осуществить:
капитальный ремонт зданий. В большей степени это касается ведущего музыкально-педагогического учреждения области - Благовещенского музыкального училища, которое расположено в неприспособленном помещении и даже не имеет своего общежития, не говоря уже об акустически удовлетворительном концертном зале, в котором можно установить такой музыкальный инструмент, как орган; техническое перевооружение, оснащение современным механическим, осветительным, светорегулирующим, сценическим оборудованием, аудио- и видеотехнической аппаратурой, специальным оборудованием для музеев и библиотек, в том числе оборудованием для обеспечения сохранности музейных и библиотечных фондов, музыкальными инструментами, аттракционной техникой, транспортом, внедрение новой техники и технологий, централизованное обеспечение строительными и технологическими материалами.
9. Оценка социально-экономической эффективности
реализации программы
Программные мероприятия позволят сохранить культурно-историческое наследие области, в том числе сохранить от разрушения памятники археологии и архитектуры, для восстановления которых в будущем потребуются неизмеримо большие затраты, дадут новые возможности для развития профессионального искусства, библиотечного и музейного дела, народного творчества, некоммерческих творческих организаций, что в свою очередь позволит расширить рамки благотворительной деятельности учреждений культуры и искусства среди населения области, вовлечь большее число наших сограждан в творческий процесс, процесс созидания.
10. Механизм реализации программы
Механизм реализации программы определяется государственным заказчиком - комитетом по культуре Администрации области. К участию в реализации программы привлекаются областные, городские и районные учреждения культуры и искусства.
Механизм реализации программы включает в себя:
организационную деятельность, обеспечивающую планирование, реализацию, предусмотренных программой мероприятий, контроль за исполнением;
методическую и информационную поддержку исполнителей.
Реализация программы осуществляется на основе плана, утверждаемого комитетом по культуре Администрации области с привлечением художественно-экспертного совета, который проводит конкурсный отбор участников выполнения каждого отдельного мероприятия.
11. Исполнители Программы
Основными исполнителями программы являются областные учреждения и учебные заведения сферы культуры и искусства, отделы культуры администраций городов и районов области, некоммерческие творческие организации. В том числе:
областная научная библиотека;
областная детская библиотека;
областной краеведческий музей;
Амурская областная филармония;
областной театр драмы;
областной театр кукол;
областной учебно-методический центр;
музыкальное училище;
училище культуры;
областной Дом народного творчества;
Амурская областная организация Союза писателей Российской Федерации;
Амурская областная организация Союза художников России.
Сроки проведения мероприятий по реализации программы определяются планами областных учреждений культуры и искусства, отделов культуры Администраций городов и районов области.
Законом Амурской области от 4 июня 2004 г. N 327-ОЗ в таблицу к настоящей Программе внесены изменения
Мероприятия Областной целевой программы "Развитие и сохранение культуры
и искусства Амурской области" на 2002-2005 гг.
Законом Амурской области от 28 декабря 2004 г. N 398-ОЗ действие отдельных пунктов таблицы к настоящей Программе было приостановлено на 2005 год
Законом Амурской области от 29 декабря 2003 г. N 281-ОЗ действие отдельных пунктов таблицы Программы к настоящему Закону было приостановлено на 2004 год
Законом Амурской области от 30 декабря 2002 г. N 169-ОЗ действие отдельных пунктов таблицы настоящего Закона было приостановлено на 2003 год
N п/п | Мероприятия | Всего (тыс. руб.) | В том числе по годам (тыс. руб.) | |||
2002 | 2003 | 2004 | 2005 | |||
1 | Поддержка и развитие профес- сионального искусства, всего |
8710 |
990 |
2730 |
2590 |
2400 |
в том числе: | ||||||
1.1 | Постановка спектаклей | 450 | 150 | 150 | 150 | |
1.2 | Гастрольная деятельность | 4930 | 440 | 1830 | 1430 | 1230 |
1.3 | Подготовка концертных прог- рамм, проведение концертов |
2170 |
370 |
600 |
600 |
600 |
1.4 | Смотр - конкурс на лучший спектакль сезона, лучшую роль, лучшую самостоятельную работу |
50 |
20 |
10 |
10 |
10 |
1.5 | Издание альманаха "Приаму- рье", газеты "Глагол"; анто- логий "Амурская поэзия", "Амурский рассказ" |
490 |
120 |
180 |
190 |
|
1.6 | "Творческие дачи" | 60 | 20 | 20 | 20 | |
1.7 |
Издание книг, сборников, альбомов, буклетов о культуре |
960 |
160 |
600 |
200 |
|
2 | Сохранение и освоение истори- ко-культурного наследия, всего |
4490 |
1650 |
1080 |
880 |
880 |
в том числе: | ||||||
2.1 | Реставрация здания областного краеведческого музея |
1000 |
1000 |
|||
2.2 | Ремонт и реставрация памятни- ков истории монументального искусства (по области) |
530 |
200 |
130 |
100 |
100 |
2.3 | Ремонт памятника истории - здания храма апостола Иоана Богослова в с. Ивановка Амурской области |
170 |
170 |
|||
2.4 | Паспортизация памятников ис- тории и монументального иску- сства, подготовка к изданию "Свода памятников", картиров- ание и археологические раскопки |
1290 |
450 |
280 |
280 |
280 |
2.5 | Создание художественного музея в г. Благовещенске |
1500 |
500 |
500 |
500 |
|
3 | Развитие библиотечного дела, информационные услуги библи- отек, всего |
6730 |
723 |
2135 |
1947 |
1925 |
в том числе: | ||||||
3.1 | Комплектование библиотечных фондов на различных носителях |
3529 |
269 |
1260 |
800 |
1200 |
3.2 | Модернизация библиотечного дела; автоматизация библио- течных процессов; обеспечение безопасности фондов |
2464 |
294 |
790 |
690 |
690 |
3.3 | Формирование информационных ресурсов по вопросам детства, создание центра правового просвещения детей |
137 |
92 |
23 |
22 |
|
3.4 | Создание центра "Амурская книга" |
30 |
30 |
|||
3.5 | Издание библиографических указателей "Земля амурская", "Литературное Приамурье" |
55 |
35 |
20 |
||
3.6 | Программа "Коллеги". Система профессионального обучения библиотечных работников области |
70 |
3 |
27 |
20 |
20 |
3.7 | Участие в общероссийских ме- роприятиях Министерства куль- туры Российской Федерации |
45 |
15 |
15 |
15 |
|
4 | Стимулирование народного тво- рчества и развитие культурно- досуговой деятельности, всего |
3316 |
476 |
965 |
1035 |
840 |
в том числе: | ||||||
4.1 | Поддержка творческих коллек- тивов, создание новых концер- тных программ |
500 |
50 |
150 |
150 |
150 |
4.2 |
Организация, проведение и участие во всероссийских, региональных, областных фестивалях, конкурсах, выставках |
2046 |
346 |
500 |
700 |
500 |
4.3 | Создание и поддержка центров народного творчества (каза- ков, эвенков, русского) |
750 |
60 |
315 |
185 |
190 |
4.4 | Совещание директоров домов народного творчества |
20 |
20 |
|||
5 | Поддержка молодых даровании и развитие системы художествен- ного и культурологического образования, всего |
3031 |
331 |
918 |
891 |
891 |
в том числе: | ||||||
5.1 |
Организация, проведение международных, всероссийских, региональньх, областных фестивалей, конкурсов, выставок и участие в них |
152 |
80 |
42 |
15 |
15 |
5.2 | Повышение квалификации работ- ников культуры и искусства области в академии переподго- товки кадров при Министерстве культуры Российской Федерации; проведение мастер - классов |
300 |
100 |
100 |
100 |
|
5.3 | Учреждение премий, стипендий одаренным детям, студентам |
64 |
16 |
16 |
16 |
16 |
5.4 | Организация отдыха в профиль- ной смене оздоровительного лагеря им. Ю.А. Гагарина |
600 |
200 |
200 |
200 |
|
5.5 | Участие одаренных детей во всероссийских конкурсах |
60 |
20 |
20 |
20 |
|
5.6 | Дальневосточные исполнитель- ские конкурсы, теоретические олимпиады в г. Владивостоке, других городах России |
300 |
100 |
100 |
100 |
|
5.7 | Проведение конкурса "Педагог года" |
185 |
185 |
|||
5.8 |
Учеба на курсах повышения квалификации, целевое обучение кадров для государственных учреждений культуры |
620 |
20 |
200 |
200 |
200 |
5.9 | Внедрение новых специализаций в Амурском областном училище культуры |
120 |
40 |
40 |
40 |
|
5.10 | Обеспечение стипендиатов для обучения в высших учебных за- ведениях |
450 |
150 |
150 |
150 |
|
5.11 | Развитие экспериментальной студии "Сцена" |
150 |
50 |
50 |
50 |
|
5.12 | Фестиваль творчества инвалидов |
30 |
30 |
|||
6 | Развитие международных куль- турных связей и обменов, всего |
2400 |
0 |
800 |
800 |
800 |
в том числе: | ||||||
6.1 | Выезд творческих коллективов и солистов за рубеж |
150 |
0 |
50 |
50 |
50 |
6.2 |
Проведение международных фестивалей, конкурсов, выставок и участие в них |
2250 |
750 |
750 |
750 |
|
7 | Кинообслуживание населения, всего |
390 |
30 |
120 |
120 |
120 |
в том числе: | ||||||
7.1 | Создание филиала Центра Российского кино |
360 |
120 |
120 |
120 |
|
7.2 | Создание фильма о талантливых детях с ограниченными возмо- жностями |
30 |
30 |
|||
8 |
Развитие и укрепление материальной базы и техническое перевооружение отрасли, всего |
8222 |
1800 |
2929 |
2113 |
1380 |
в том числе: | ||||||
8.1 | Приобретение и ремонт музыка- льных инструментов |
3159 |
759 |
800 |
800 |
800 |
8.2 | Приобретение мебели | 1100 | 200 | 300 | 300 | 300 |
8.3 | Реставрация костюмов | 146 | 61 | 85 | ||
8.4 | Приобретение автобусов для Амурского областного театра кукол, Амурского областного театра драмы |
760 |
360 |
400 |
||
8.5 | Приобретение современной ап- паратуры для концертных программ |
1800 |
1000 |
800 |
||
8.6 | Приобретение оргтехники для составления цифровой электро- нной базы данных по памятни- кам истории и культуры |
200 |
200 |
|||
8.7 | Приобретение видеооборудова- ния для создания программы о творчески одаренных детях - инвалидах |
144 |
50 |
94 |
||
8.8 | Приобретение аппаратуры и ор- гтехники для учреждений культуры области |
883 |
140 |
250 |
213 |
280 |
8.9 | Установка пожарной сигнали- зации в здании областной дет- ской библиотеки |
30 |
30 |
|||
Итого | 37289 | 6000 | 11677 | 10376 | 9236 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Амурской области от 15 марта 2002 г. N 88-ОЗ "Об Областной целевой программе "Развитие и сохранение культуры и искусства Амурской области" на 2002-2005 гг." (Принят Амурским областным Советом народных депутатов 21 февраля 2002 г.)
Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его первого официального опубликования
Текст Закона опубликован в газете "Амурская правда" от 16 апреля 2002 г. N 101-102
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Закон Амурской области от 19 января 2005 г. N 412-ОЗ
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня первого официального опубликования вышеназванного Закона
Закон Амурской области от 28 декабря 2004 г. N 398-ОЗ
Действие отдельных пунктов Программы к настоящему Закону было приостановлено на 2005 год
Закон Амурской области от 4 июня 2004 г. N 327-ОЗ
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня первого официального опубликования вышеназванного Закона
Закон Амурской области от 29 декабря 2003 г. N 281-ОЗ
Действие отдельных пунктов Программы к настоящему Закону было приостановлено на 2004 год
Закон Амурской области от 9 декабря 2003 г. N 275-ОЗ
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня первого официального опубликования вышеназванного Закона
Закон Амурской области от 30 декабря 2002 г. N 169-ОЗ
Действие отдельных пунктов таблицы Программы к настоящему Закону было приостановлено на 2003 год
Закон Амурской области от 16 декабря 2002 г. N 161-ОЗ
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня первого официального опубликования вышеназванного Закона