Закон Амурской области
от 9 февраля 1999 г. N 131-ОЗ
"Об основах бюджетного процесса и бюджетных правах
местного самоуправления в Амурской области"
(принят Амурским областным Советом народных депутатов 22 января 1999 г.)
(с изменениями от 23 февраля 2001 г.)
Настоящий Закон регулирует полномочия и компетенцию органов местного самоуправления в отношениях, возникающих при формировании, рассмотрении, утверждении, исполнении местных бюджетов и контроле за их исполнением.
Глава I. Общие положения
Статья 1. Правовая основа
Настоящий Закон разработан на основе Конституции Российской Федерации, Федеральных законов "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации", Бюджетного кодекса Российской Федерации, Устава (основного Закона) Амурской области, Закона Амурской области "Об общих принципах организации местного самоуправления в Амурской области" и иных федеральных и областных законов.
Статья 2. Основные понятия и определения
В отношении настоящего Закона понятия и определения используются в следующих значениях:
местный бюджет - бюджет муниципального образования, формирование, утверждение и исполнение которого осуществляют органы местного самоуправления;
консолидированный бюджет района, города областного значения - свод бюджетов муниципальных образований, расположенных на территории района, города областного значения;
собственные доходы местных бюджетов - налоговые и неналоговые платежи, закрепляемые за местными бюджетами полностью или частично на постоянной основе федеральными и областными законами, а также вводимые представительными органами местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством и направляемые в местные бюджеты;
регулирующие доходы местных бюджетов - федеральные и областные налоги и иные платежи, по которым федеральными и областными законами устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на три года);
средства самообложения - разовые добровольные целевые сборы, устанавливаемые непосредственно населением муниципального образования для финансирования решения вопросов местного значения;
дефицит местного бюджета - превышение расходов бюджета над его доходами;
дотация местным бюджетам - бюджетные средства, выделяемые из областного бюджета без указания направления использования этих средств для формирования доходной части местных бюджетов в случаях, если закрепленных и регулирующих доходов недостаточно для формирования минимального местного бюджета;
субвенция местным бюджетам - бюджетные средства, выделяемые из федерального и областного бюджетов на конкретные цели и на определенный срок и подлежащие возврату в соответствующий бюджет в случае не использования их по целевому назначению в установленный срок;
субсидия местным бюджетам - бюджетные средства, предоставляемые из федерального и областного бюджетов на условиях долевого финансирования целевых расходов;
фонд финансовой поддержки муниципальных образований - финансовые средства в областном бюджете для оказания финансовой помощи муниципальным образованиям, распределяемые в соответствии с фиксированной формулой;
норматив минимальной бюджетной обеспеченности - расчетный показатель минимально допустимой стоимости муниципальных услуг в денежном выражении, предоставляемых органами местного самоуправления в расчете на душу населения за счет средств местного бюджета, рассчитанный на основании государственных минимальных социальных стандартов;
государственный минимальный социальный стандарт - установленный законодательством Российской Федерации минимальный уровень гарантий социальной защиты, обеспечивающий удовлетворение важнейших потребностей человека;
минимальный местный бюджет - расчетный объем доходов и расходов местного бюджета, учитывающий государственные минимальные социальные стандарты;
бюджетный кредит - форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам на возвратной и возмездной основах;
бюджетная ссуда - бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года;
муниципальный заем (заимствование) - передача в собственность муниципального образования финансовых средств, которые муниципальное образование обязуется возвратить в той же сумме с уплатой процентов (платы) на сумму займа;
муниципальный долг - обязательства, возникающие из муниципальных займов (заимствований), принятых на себя муниципальным образованием гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства, а также принятые на себя муниципальным образованием обязательства третьих лиц.
Статья 3. Местные бюджеты
1. Консолидированный местный бюджет состоит из бюджетов двух уровней:
первый уровень - районный бюджет, городской бюджет города областного значения;
второй уровень - бюджеты муниципальных образований, расположенных на территории района, города областного значения.
2. Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет и право на получение бюджетных средств в порядке бюджетного регулирования за счет средств федерального, областного бюджетов и консолидированного бюджета района, города областного значения.
3. Местный бюджет является частью финансовых ресурсов местного самоуправления.
4. В состав местного бюджета органы местного самоуправления вправе включать целевые и резервные фонды, а также сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов и территорий, не являющихся муниципальными образованиями.
Статья 4. Сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов и территорий, не являющихся муниципальными образованиями
1. Составной частью местных бюджетов могут являться сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов и территорий, не являющихся муниципальными образованиями.
Для населенных пунктов и территорий, имеющих зарегистрированные органы территориального общественного самоуправления, которые являются юридическими лицами, составление смет в составе местных бюджетов обязательно.
2. Порядок разработки, утверждения и использования смет расходов отдельных населенных пунктов и территорий, не являющихся муниципальными образованиями, определяется органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с уставом муниципального образования.
3. Рассмотрение и утверждение отчетов об исполнении смет расходов отдельных населенных пунктов и территорий, не являющихся муниципальными образованиями, производятся одновременно с рассмотрением и утверждением отчетов об исполнении местных бюджетов.
4. Расходы населенных пунктов и территорий, не являющихся муниципальными образованиями, осуществляются в соответствии со сметой расходов.
В случае делегирования органом местного самоуправления части своих полномочий по решению вопросов местного значения органам территориального общественного самоуправления средства на эти цели включаются в сметы доходов и расходов.
5. Форма и содержание смет доходов и расходов отдельных населенных пунктов и территорий, не являющихся муниципальными образованиями, устанавливаются в соответствии с бюджетной классификацией на принципах, определяемых настоящим Законом для местных бюджетов.
Статья 5. Самостоятельность местных бюджетов
1. Самостоятельность местных бюджетов обеспечивается:
наличием собственных доходов;
правом получения регулирующих доходов, дотаций, субвенций, субсидий, в соответствии с законодательством;
правом определять направление расходования средств местных бюджетов, за исключением средств, выделяемых из областного бюджета;
недопустимостью компенсации за счет областного бюджета потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения решения о местном бюджете, за исключением случаев, связанных с изменением законодательства.
2. Формирование, рассмотрение, утверждение и исполнение местных бюджетов, а также контроль за их исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с законодательством и уставом муниципального образования, за исключением средств, выделяемых из областного бюджета.
3. Представительные органы местного самоуправления самостоятельно утверждают местный бюджет, а органы местного самоуправления, осуществляющие организационные и исполнительно-распорядительные функции в муниципальном образовании, самостоятельно его исполняют. Вмешательство иных органов и организаций в процесс формирования, рассмотрения, утверждения и исполнения местных бюджетов не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
4. Доходы бюджета муниципального образования зачисляются в установленном порядке на счет местного бюджета. Орган территориального общественного самоуправления, имеющий бюджетный счет, получает финансовые средства из местного бюджета в соответствии со сметой и использует их самостоятельно. Обращение взыскания на бюджетные средства органа территориального общественного самоуправления, как и на имущество, приобретенное на доходы органа территориального общественного самоуправления, допускается только в случаях, предусмотренных законодательством.
5. Доходы местных бюджетов, полученные дополнительно в ходе исполнения бюджета, а также суммы превышений доходов над расходами или суммы экономии в расходах остаются в распоряжении органов местного самоуправления, изъятию не подлежат и используются по их усмотрению.
6. Органы местного самоуправления самостоятельно:
увеличивают исходя из имеющихся финансовых возможностей и с учетом приоритетов социально-экономического развития расходы нормы расходов) по отдельным вопросам местного значения сверх расходов (норм расходов), рассчитанных на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности;
устанавливают размер расходов на содержание представительного органа местного самоуправления, а также органов местной администрации.
7. Органы местного самоуправления не вправе уменьшать размер средств, предназначенных для решения отдельных вопросов местного значения, ниже уровня расходов, рассчитанных на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности.
Глава II. Доходная часть местных бюджетов
Статья 6. Доходы местных бюджетов
1. Доходы местных бюджетов состоят из собственных и регулирующих доходов, финансовой помощи из областного и федерального бюджетов, средств по взаимным расчетам с другими бюджетами, заемных и других средств.
2. В течение финансового года не могут быть пересмотрены в сторону уменьшения нормативы отчислений от регулирующих доходов в местные бюджеты, а также размеры финансовой помощи, за исключением случаев уменьшения нормативов отчислений от регулирующих доходов и федерального фонда финансовой поддержки для области соответствующим федеральным законом и нецелевого использования выделенных субвенций, субсидий, ссуд, средств по взаимным расчетам.
Статья 7. Собственные доходы местных бюджетов
1. Представительные органы местного самоуправления в соответствии с федеральным и областным законодательством самостоятельно устанавливают местные налоги и сборы.
2. Представительные органы местного самоуправления не вправе вводить дополнительные налоги и сборы, не предусмотренные федеральным и областным законодательством, равно как и повышать ставки установленных налогов и сборов.
3. Население непосредственно путем местного референдума, на собраниях (сходах) граждан, органы территориального общественного самоуправления, представительные органы местного самоуправления с учетом мнения населения вправе принимать решения о самообложении путем разового добровольного внесения средств на финансирование необходимых мероприятий по решению вопросов местного значения.
4. За местными бюджетами закрепляются на постоянной основе следующие федеральные и областные налоги и сборы от доли, зачисляемой в консолидированный бюджет области, консолидированные бюджеты районов и городов областного значения:
1) 5% налога на прибыль (доход) предприятий и организаций;
Законом Амурской области от 23 февраля 2001 г. N 290-ОЗ в подпункт 2 пункта 4 статьи 7 настоящего Закона внесено изменение
2) 50% налога на доходы физических лиц;
Законом Амурской области от 23 февраля 2001 г. N 290-ОЗ в подпункт 3 пункта 4 статьи 7 настоящего Закона внесено изменение
3) 100% налога на доходы физических лиц, удерживаемого налоговыми органами;
4) 10% налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), производимые на территории Российской Федерации (за исключением НДС на драгоценные металлы и драгоценные камни, отпускаемые из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации);
5) 5% акцизов на спирт, водку и ликероводочные изделия, производимые на территории Российской Федерации;
6) 10% акцизов на остальные товары, производимые на территории Российской Федерации, за исключением акцизов на минеральные виды сырья, бензин автомобильный, легковые автомобили;
7) 100% налога с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения;
8) платежи за пользование недрами и природными ресурсами в размерах, установленных в соответствии с федеральным законодательством;
9) 60% налога с продаж;
10) государственная пошлина, установленная в соответствии с федеральным законодательством.
5. К неналоговым доходам местных бюджетов относятся:
доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности;
доходы от возмездного отчуждения имущества, находящегося в муниципальной собственности;
Законом Амурской области от 23 февраля 2001 г. N 290-ОЗ в абзац четвертый пункта 5 статьи 7 настоящего Закона внесено изменение
См. текст абзаца в предыдущей редакции
доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления, средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации и иные суммы принудительного изъятия;
иные неналоговые доходы.
6. Собственные доходы местные бюджеты второго уровня в качестве финансового обеспечения решения вопросов совместного ведения могут по договору передавать местному бюджету первого уровня.
Статья 8. Регулирующие доходы местных бюджетов
1. Регулирующие доходы местных бюджетов:
1) налог на прибыль (доход) предприятий и организаций;
Законом Амурской области от 23 февраля 2001 г. N 290-ОЗ подпункт 2 пункта 1 статьи 8 настоящего Закона изложен в новой редакции
2) налог на доходы физических лиц;
3) налог на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), производимым на территории Российской Федерации;
4) акцизы на отдельные группы и виды товаров.
2. Сверх долей, закрепляемых за местными бюджетами на постоянной основе в соответствии с пунктом 4 статьи 7 настоящего Закона, могут устанавливаться нормативы отчислений в местные бюджеты от регулирующих доходов на планируемый финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на три года).
Статья 9. Гарантии местных бюджетов по закрепленным и регулирующим доходам
1. Изменение состава и ставок регулирующих доходов муниципальных образований осуществляется на основании федеральных, областных законов и иных нормативных правовых актов в установленном порядке.
2. Досрочное изменение нормативов отчислений в местные бюджеты допускается только на основании федеральных и областных законов в:
случае необходимости приведения нормативов в соответствие с федеральными законами и иными нормативными актами, регулирующими налоговую и финансово-бюджетную политику, которые могут быть введены в действие или изменены после утверждения нормативов отчислений законодательством области;
иных случаях, предусмотренных федеральными и областными законами.
3. В целях максимального сокращения встречных финансовых потоков допускается при недостаточности собственных доходов для финансирования расходов муниципального образования в пределах минимального бюджета устанавливать максимально возможное повышение нормативов отчислений от регулирующих доходов с учетом их контингентов, имеющихся на территории муниципального образования.
Данная норма определяется Администрацией области по согласованию с органами местного самоуправления.
4. Фактическое увеличение (снижение) собственных доходов в текущем финансовом году, явившееся результатом финансово-хозяйственной деятельности, а также следствием налоговой инициативы органов местного самоуправления (включая предоставление налоговых льгот), не может служить основанием для снижения (увеличения) на следующий год нормативов отчислений от регулирующих доходов в местные бюджеты, а также доли (в процентах) муниципального образования в фонде финансовой поддержки муниципальных образований.
Статья 10. Заемные средства
1. Заемные средства используются для решения экономических проблем на соответствующих территориях муниципальных образований.
2. Заемные средства, привлекаемые органами местного самоуправления, могут быть в форме:
процентных и беспроцентных ссуд, получаемых из областного бюджета;
кредитов коммерческих банков;
муниципальных займов, выпускаемых в соответствии с федеральным и областным законодательством решениями органов местного самоуправления.
3. Нормативным правовым актом органа местного самоуправления о местном бюджете на очередной финансовый год должен быть установлен верхний предел муниципального долга.
4. Предельный объем заемных средств, направляемых на финансирование дефицита местного бюджета, не должен превышать 15 процентов доходов местного бюджета на текущий финансовый год без учета финансовой помощи из областного бюджета, а также без учета привлеченных в текущем финансовом году заемных средств.
Статья 11. Финансовая помощь, оказываемая муниципальным образованиям
1. Финансовая помощь предоставляется местным бюджетам из федерального и областного бюджетов в форме дотаций, субвенций, субсидий из средств фонда финансовой поддержки муниципальных образований, средств по взаимным расчетам, ссуд, а также средств, предусмотренных областными целевыми программами социально-экономического развития территорий.
2. Финансовая помощь муниципальным образованиям оказывается только в случае, когда для финансирования расходов минимального местного бюджета недостаточно собственных доходов и отчислений от регулирующих доходов.
3. Пересмотр размера финансовой помощи в течение финансового года не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Статья 12. Права органов местного самоуправления по формированию доходной части местных бюджетов
Органы местного самоуправления наделяются правом:
устанавливать местные налоги и сборы, предусмотренные федеральным и областным законодательством;
взимать налоги, подлежащие зачислению в местные бюджеты, со всех предприятий и организаций, расположенных на территории муниципального образования, а также получать в местный бюджет предусмотренные федеральными и областными законами налоги с филиалов, структурных подразделений, головные предприятия которых расположены вне территории данного муниципального образования;
предоставлять отдельным категориям физических и юридических лиц льготы по уплате местных налогов в соответствии с федеральными законами;
устанавливать дополнительные льготы по налогообложению в пределах сумм налогов, зачисляемых в соответствии с федеральным и областным законодательством в местные бюджеты.
Органы местного самоуправления предоставляют налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей в местные бюджеты в соответствии с налоговым федеральным и областным законодательством в пределах лимитов предоставления налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, определенных нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о бюджете.
Органы местного самоуправления определяют порядок предоставления отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей в части сумм федеральных налогов или сборов, областных налогов или сборов, поступающих в местные бюджеты, только при отсутствии задолженности по бюджетным ссудам местного бюджета перед областным и федеральным бюджетами и соблюдении предельного размера дефицита местного бюджета и размера муниципального долга, установленного настоящим Законом.
Глава III. Расходная часть местных бюджетов
Статья 13. Основные направления расходов местных бюджетов
1. Расходная часть местных бюджетов включает:
расходы, связанные с решением вопросов местного значения, установленные федеральным и областным законодательством;
расходы, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, согласно Приложению к Закону области об областном бюджете;
расходы, связанные с осуществлением расходных полномочий, переданных из местных бюджетов первого уровня.
2. Порядок расходования средств, связанных с обеспечением деятельности представительных органов местного самоуправления и администраций муниципальных образований, определяется этими органами самостоятельно в соответствии с уставами муниципальных образований и федеральными и областными законами.
Статья 14. Составные части расходов местных бюджетов
1. Расходы местных бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся на две части: текущие расходы и капитальные расходы муниципальных образований.
2. В бюджет текущих расходов муниципальных образований включаются расходы на текущее содержание жилищно-коммунального хозяйства, учреждений здравоохранения и социального обеспечения, образования, культуры, физической культуры, спорта и другие расходы, не включенные в капитальные расходы.
При наличии дефицита бюджета муниципального образования первоочередному финансированию подлежат расходы, включаемые в бюджет текущих расходов, в части защищенных статей местного бюджета.
3. В капитальные расходы муниципальных образований включаются расходы на финансирование инвестиционной и инновационной деятельности, связанной с капитальными вложениями в социально-экономическое развитие территорий, расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и другие расходы, связанные с расширенным воспроизводством.
Статья 15. Защищенные статьи
При утверждении местного бюджета представительные органы местного самоуправления могут отдельной строкой выделять защищенные статьи расходов, которые должны финансироваться в полном объеме. Перечень защищенных статей текущих бюджетных расходов не является постоянным и устанавливается ежегодно, исходя из социальных приоритетов и финансовых возможностей местного бюджета.
Глава IV. Сбалансированность местных бюджетов
Статья 16. Принцип сбалансированности местных бюджетов
Принцип сбалансированности местного бюджета означает, что объем предусмотренных местным бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов местного бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.
При составлении, утверждении и исполнении местного бюджета органы местного самоуправления должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита местного бюджета.
Статья 17. Дефицит местных бюджетов
1. В случае принятия бюджета на очередной финансовый год с дефицитом решением об этом бюджете утверждаются источники финансирования дефицита бюджета.
Законом Амурской области от 23 февраля 2001 г. N 290-ОЗ в пункт 2 статьи 17 настоящего Закона внесено изменение
2. Размер дефицита местного бюджета не может превышать 10 процентов объема доходов местного бюджета без учета финансовой помощи из федерального и областного бюджетов. Поступления из источников финансирования дефицита местного бюджета могут направляться на финансирование исключительно инвестиционных расходов и не могут быть использованы для финансирования расходов на обслуживание и погашение муниципального долга.
Статья 18. Муниципальный долг
Муниципальный долг - совокупность долговых обязательств муниципального образования.
Муниципальный долг полностью и без условий обеспечивается всем муниципальным имуществом, составляющим муниципальную казну.
Долговые обязательства муниципального образования погашаются в сроки, которые определяются условиями заимствований и не могут превышать 10 лет.
Статья 19. Муниципальные гарантии
1. Муниципальные гарантии предоставляются муниципальным образованиям и юридическим лицам для обеспечения исполнения их обязательств перед третьими лицами.
Законом Амурской области от 23 февраля 2001 г. N 290-ОЗ пункт 2 статьи 19 настоящего Закона изложен в новой редакции
2. Решением о бюджете на очередной финансовый год должен быть установлен перечень предоставляемых муниципальным образованиям и юридическим лицам гарантий на сумму, превышающую 0,01 процента расходов местного бюджета.
3. Общая сумма предоставленных гарантий включается в состав муниципального долга как вид долгового обязательства.
Глава V. Межбюджетные отношения
Статья 20. Организация межбюджетных отношений
1. Бюджетное регулирование осуществляется путем передачи местным бюджетам финансовых средств, к которым относятся:
часть федеральных и областных налогов в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормативами;
дотации, субсидии и ссуды, выделяемые из областного бюджета; субвенции на выполнение государственных полномочий;
средства, поступающие по взаимным расчетам из федерального и областного бюджетов.
2. Организация межбюджетных отношений в области осуществляется на основе федеральных законов и законов области.
3. Характер, объем и содержание финансовых полномочий, делегированных органами местного самоуправления друг другу, определяются договором, утверждаемым главами муниципальных образований.
4. Органы местного самоуправления могут включать в состав показателей бюджетного регулирования на территории соответствующего муниципального образования перечень и размер смет расходов территориального общественного самоуправления.
Статья 21. Принципы формирования минимальных местных бюджетов
1. Минимальный местный бюджет формируется с учетом сохранения обеспеченности средствами расходов по каждому из вопросов местного значения в местном бюджете в предыдущем финансовом году с учетом увеличения расходов, вызванных решениями органов государственной власти области и увеличением социальных норм и нормативов минимальной бюджетной обеспеченности.
2. Минимально необходимые расходы местного бюджета устанавливаются на основе государственных минимальных социальных стандартов и нормативов минимальной бюджетной обеспеченности по каждому из вопросов местного значения, находящихся в ведении соответствующего муниципального образования.
3. Нормативы отчислений от регулирующих доходов в местные бюджеты, размеры дотации и субвенции устанавливаются законом области, исходя из необходимости покрытия расходов минимального местного бюджета, возможностей консолидированного бюджета области и оптимального соотношения доходов.
4. При определении доходных источников для покрытия расходов минимального местного бюджета местные налоги и сборы учитываются по каждому муниципальному образованию в полном объеме по максимально допустимым ставкам (процентам) в соответствии с законодательством.
5. Уровень социально-экономического развития отдельных муниципальных образований на территории области повышается путем реализации областных целевых программ социально-экономического развития области, а также программ социально-экономического развития этих муниципальных образований.
Статья 22. Поддержка местного самоуправления органами государственной власти области
1. Органы государственной власти области содействуют укреплению местных бюджетов путем:
1) принятия мер по регулированию местных бюджетов;
2) содействия в Решении задач социально-экономического развития муниципальных образований через областные целевые Программы;
3) распределения средств для финансирования областных Программ между муниципальными образованиями, а также контроля за эффективным использованием этих средств;
4) разработки показателей бюджетного регулирования;
5) оказания методической помощи по разработке и исполнению местных бюджетов, формированию внебюджетных и валютных фондов.
Органы государственной власти области могут содействовать укреплению местных бюджетов и иными способами.
2. Органы государственной власти области и органы местного самоуправления обязаны содействовать населенным пунктам и территориям, не являющимся муниципальными образованиями, в Решении финансовых проблем, оказывая им помощь в пределах своей компетенции.
Статья 23. Формирование финансовой помощи муниципальным образованиям
1. Дотации муниципальным образованиям выдаются только на текущие расходы, обеспечивающие минимальный местный бюджет.
Дотации местным бюджетам выдаются в абсолютной сумме на безвозвратной основе для формирования доходной части местных бюджетов.
2. Субвенции местным бюджетам выделяются на определенный срок и подлежат возврату в случае их нецелевого использования.
Субвенции местным бюджетам предоставляются на основании Закона области для реализации инвестиционных проектов и целевых Программ. Инвестиционные проекты и целевые Программы развития муниципальных образований подлежат обязательному рассмотрению и утверждению представительными органами местного самоуправления в установленном порядке.
Основой для предоставления субвенций из областного бюджета являются целевые программы социально-экономического развития области или муниципальных образований, согласованные с Администрацией области, с четким экономическим обоснованием и разбивкой затрат по годам реализации.
Объемы расходов по каждой целевой программе в областном бюджете предусматриваются отдельной строкой с выделением текущих расходов и расходов развития.
3. Средства фонда финансовой поддержки муниципальных образований являются формой предоставления местным бюджетам финансовой помощи.
Расчет величины средств фонда финансовой поддержки муниципальных образований проводится на основе прогнозных показателей на планируемый финансовый год.
Величины средств фонда устанавливаются в виде доли муниципального образования в фонде финансовой поддержки муниципальных образований в областном бюджете.
Величина доли (процентов) средств, выделяемых из фонда финансовой поддержки муниципальных образований, порядок предоставления и объем финансовой помощи местным бюджетам из областного бюджета устанавливаются по единой методологии в соответствии с законом области.
Статья 24. Права местного самоуправления на компенсацию дополнительных расходов местных бюджетов
1. В случаях, когда доходы бюджетов муниципальных образований уменьшаются или их расходы увеличиваются в результате решений, принятых органами государственной власти области, недостающие средства компенсируются за счет средств областного бюджета.
2. Передача местным бюджетам отдельных видов расходов из областного бюджета осуществляется по договору с одновременной передачей соответствующих финансовых источников.
3. Решения органов государственной власти области, влекущие дополнительные расходы органов местного самоуправления, реализуются органами местного самоуправления в пределах переданных им в качестве компенсации средств.
4. Установление нормативов отчислений от регулирующих доходов городу районного значения, поселку, сельсовету или иному муниципальному образованию, взявшим для исполнения часть дополнительных вопросов местного значения, осуществляют район, город областного значения.
Глава VI. Формирование и рассмотрение
местных бюджетов
Статья 25. Организация бюджетного процесса местного самоуправления
1. Бюджетный процесс местного самоуправления составляет с бюджетным процессом области единый комплекс этапов и мероприятий.
2. Этапы и мероприятия бюджетного процесса местного самоуправления исполняются в муниципальных образованиях самостоятельно.
3. Муниципальные образования представляют в установленном порядке сведения об исполнении местных бюджетов в финансовые органы вышестоящих исполнительных органов государственной власти области и местного самоуправления и органы Государственного Комитета Российской Федерации по статистике.
Статья 26. Гарантии соблюдения бюджетного процесса в муниципальных образованиях
Законом Амурской области от 23 февраля 2001 г. N 290-ОЗ пункт 1 статьи 26 настоящего Закона изложен в новой редакции
1. Администрация области не позднее чем за 4 месяца до начала нового финансового года доводит до органов местного самоуправления проектируемые показатели бюджетного регулирования.
2. Органы местного самоуправления могут принимать решения по сокращению сроков представления и рассмотрения местных бюджетов в рамках сроков, установленных настоящим Законом.
Органы местного самоуправления не вправе сокращать или игнорировать установленные этапы и мероприятия бюджетного процесса местного самоуправления.
Статья 27. Рассмотрение и принятие местных бюджетов
1. Глава муниципального образования в установленные настоящим Законом сроки вносит на рассмотрение представительного органа местного самоуправления проект местного бюджета.
2. По итогам рассмотрения проекта местного бюджета представительный орган местного самоуправления может принять решение об утверждении местного бюджета или об отправлении его на доработку с учетом замечаний и предложений.
3. В случае отклонения проекта местного бюджета доработанный проект местного бюджета повторно выносится главой муниципального образования на рассмотрение представительного органа местного самоуправления в сроки, установленные представительным органом местного самоуправления.
4. В случаях, когда проект местного бюджета не утвержден до начала планируемого года, глава муниципального образования имеет право до утверждения местного бюджета по соответствующим статьям местного бюджета истекшего финансового года ежемесячно расходовать средства бюджета в размере одной двенадцатой суммы фактически произведенных расходов с учетом индекса потребительских цен.
Статья 28. Рабочая документация к проектам местных бюджетов муниципальных образований
Состав рабочей документации:
1) бюджетное послание руководителя органа местного самоуправления, осуществляющего организационные и исполнительно-распорядительные функции, которое включает краткое изложение ожидаемых итогов деятельности за год, предшествующий планируемому, и постановку задачи на планируемый год;
2) анализ тенденций социально-экономического развития муниципального образования, охватывающий период не менее двух лет, предшествующих году его составления;
3) прогноз основных показателей социально-экономического развития муниципального образования на очередной финансовый год;
4) перечень и описание муниципальных программ социально-экономического развития;
5) план доходов и расходов местного бюджета с выделением всех планируемых доходов, сборов и расходов по разделам функциональной бюджетной классификации;
6) средства в расходной части местного бюджета для осуществления отдельных федеральных и областных государственных полномочий, переданных муниципальному образованию областным и федеральным законами;
7) перечень налоговых льгот, вводимых на территории муниципального образования, и суммы выпадающих доходов в связи с предоставлением указанных льгот;
8) перечень защищенных статей расходов местного бюджета;
9) перечень и ставки местных налогов, сборов и других обязательных платежей, действующих на территории муниципального образования;
10) норматив оборотной кассовой наличности по местному бюджету;
11) сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов и территорий, не являющихся муниципальными образованиями;
12) расчет по доходам и расходам бюджета;
13) сведения о целевых и резервных фондах.
К проекту местного бюджета первого уровня дополнительно к вышеперечисленной документации представляются:
принципы и расчеты по взаимоотношениям с местными бюджетами муниципальных образований, расположенных на территории района, города областного значения;
нормативы регулирующих доходов.
Глава VII. Исполнение местных бюджетов
Статья 29. Права органов местного самоуправления в использовании бюджетных средств
Органы местного самоуправления вправе:
определять и утверждать направления, объемы и порядок использования бюджетных средств на текущее содержание, экономическое и социальное развитие муниципального образования;
вкладывать свободные средства в хозяйственные мероприятия, в ценные бумаги, а также предоставлять в установленном порядке кредиты, ссуды;
предусматривать в местных бюджетах средства для погашения долговых обязательств;
определять размеры резервных фондов финансовых ресурсов за счет средств местных бюджетов;
определять категории граждан, имеющих право на пособия и льготы за счет средств местных бюджетов;
объединять средства местного бюджета со средствами других муниципальных образований и средствами юридических и физических лиц для финансирования строительства, ремонта и содержания объектов муниципальной собственности.
Статья 30. Сокращение расходов местных бюджетов
1. По предложению главы муниципального образования представительный орган местного самоуправления может принять решение о сокращении расходов в случаях, если:
в процессе исполнения бюджета величина дефицита превышает ранее установленную;
происходит резкое снижение доходов бюджета;
невозможно финансировать целевые программы социально-экономического развития и другие мероприятия в запланированных объемах.
2. Уточнение местного бюджета производится решением представительного органа местного самоуправления по представлению главы муниципального образования.
Статья 31. Порядок исполнения местных бюджетов
1. Обслуживание счетов местных бюджетов осуществляется учреждениями Центрального банка Российской Федерации или уполномоченными банками области на основе федеральных и областных законов и иных нормативных актов.
Исполнение местного бюджета осуществляется по единой бюджетной классификации в полном соответствии с утвержденным бюджетом.
2. Решения органов местного самоуправления, предусматривающие выделение из бюджета дополнительных, не предусмотренных утвержденным бюджетом средств при его уточнении, должны содержать источники покрытия вновь образовавшихся расходов за счет изыскания новых доходов, превышения доходов над расходами или перераспределения средств.
Глава VIII. Контроль за исполнением местных бюджетов
Статья 32. Контроль за исполнением местных бюджетов
1. Контроль за исполнением местного бюджета осуществляет представительный орган местного самоуправления.
Порядок организации контроля за исполнением местного бюджета представительный орган местного самоуправления устанавливает самостоятельно.
2. Глава муниципального образования представляет представительному органу местного самоуправления нарастающим итогом ежемесячные справки, ежеквартальные и годовой отчеты об исполнении бюджета.
Форма и содержание отчета должны соответствовать форме и содержанию утвержденного бюджета.
К ежеквартальным отчетам по запросу представительного органа местного самоуправления прилагается оценка ожидаемого исполнения бюджета за год.
3. Представительный орган местного самоуправления для осуществления контроля за исполнением местного бюджета имеет право привлекать независимых аудиторов.
Статья 33. Контроль за исполнением смет органов территориального общественного самоуправления со стороны населения муниципального образования
1. Контроль со стороны населения за использованием органом территориального общественного самоуправления финансовых ресурсов осуществляется в форме годового отчета об использовании бюджетных и собственных средств на собрании (сходе), конференции граждан и в иных формах, предусмотренных уставом муниципального образования.
2. Собрание (сход) граждан по вопросу годового отчета органа территориального общественного самоуправления об использовании бюджетных и собственных средств созывается органом территориального общественного самоуправления.
3. Решения собрания (схода) граждан оформляются протоколом. Протоколы собраний (сходов) по итогам финансовой деятельности органов территориального общественного самоуправления являются составной частью отчета об исполнении местного бюджета.
Статья 34. Отчет об исполнении местных бюджетов
1. Отчет об исполнении местных бюджетов составляется по всем основным показателям доходов и расходов в установленном порядке с необходимым анализом их исполнения, в том числе по обеспечению уровня регулирующих доходов.
2. Годовой отчет об исполнении местного бюджета представляется в сроки, определенные уставом муниципального образования, для утверждения представительным органом местного самоуправления главой муниципального образования.
Годовой отчет включает следующие разделы:
итоги деятельности администрации муниципального образования в форме доклада о результатах деятельности и основных направлениях социально-экономического развития муниципального образования;
отчет о реализации местных программ социально-экономического развития с подробной информацией о ходе выполнения каждой программы в отдельности;
отчет по доходам и расходам местного бюджета;
протоколы собраний (сходов) граждан об итогах финансовой деятельности органа территориального общественного самоуправления;
иные документы, представляемые по решению представительного органа местного самоуправления.
3. Отчет об исполнении местного бюджета рассматривается и утверждается в месячный срок после сдачи его в вышестоящий орган.
Глава IX. Заключение
Статья 35. Гласность в бюджетных вопросах муниципальных образований
1. Решения представительных органов местного самоуправления об утверждении местного бюджета, об использовании средств местных целевых бюджетных фондов, об утверждении отчета об исполнении местного бюджета и использовании средств местных целевых бюджетных фондов, об участии в уставном капитале, а также решения по иным вопросам, касающимся формирования доходов и расходов бюджета, подлежат опубликованию в местных средствах массовой информации в десятидневный срок с момента принятия соответствующего решения или доводятся до сведения населения муниципального образования иным способом, исходя из возможностей органов местного самоуправления.
2. В случае принятия решения об отклонении проекта местного бюджета или о неутверждении отчетов об исполнении местного бюджета и использовании средств местных целевых бюджетных фондов в средствах массовой информации должны быть опубликованы необходимые сведения о причинах принятия такого решения.
Статья 36. Ответственность за неисполнение настоящего Закона
1. Порядок и условия ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления при утрате доверия населения определяются уставами муниципальных образований, федеральными и областными Законами.
2. Юридические и физические лица имеют право обжаловать в суд решения органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, если эти решения противоречат настоящему Закону.
3. Ущерб, причиненный в результате противоречащих настоящему Закону решений органов местного самоуправления и (или) действия или бездействия должностных лиц местного самоуправления, возмещается в полном объеме юридическим и физическим лицам, которым причинен этот ущерб, добровольно, на основании решений суда или арбитражного суда за счет собственных средств органов местного самоуправления.
Органы местного самоуправления, возместившие ущерб, причиненный по вине должностных лиц местного самоуправления, вправе предъявить регрессный иск к этим лицам в размере выплаченных сумм, если иной размер не установлен федеральным или областным законом.
4. В случае непредставления проекта местного бюджета в сроки, регламентированные настоящим Законом, если иное не установлено решением представительного органа местного самоуправления, а также неутверждения годового отчета главы муниципального образования представительный орган местного самоуправления вправе поставить вопрос о недоверии главе муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования.
Статья 37. Порядок введения в действие настоящего Закона
1. Законы области, касающиеся формирования и исполнения местных бюджетов, до приведения их в соответствие с настоящим Законом применяются в части, не противоречащей настоящему Закону.
2. В случае противоречия норм, содержащихся в других законах области, положениям настоящего Закона применяются положения и нормы настоящего Закона.
Статья 38. О вступлении в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Глава Администрации
Амурской области |
А.Н. Белоногов |
г. Благовещенск
9 февраля 1999 г.
N 131-ОЗ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Амурской области от 9 февраля 1999 г. N 131-ОЗ "Об основах бюджетного процесса и бюджетных правах местного самоуправления в Амурской области" (принят Амурским областным Советом народных депутатов 22 января 1999 г.)
Закон вступает в силу со дня официального опубликования
Текст Закона официально опубликован в газете "Амурская правда" от 16 февраля 1999 г. N 37
Законом Амурской области от 22 декабря 2004 г. N 393-ОЗ настоящий Закон признан утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Закон Амурской области от 16 декабря 2002 г. N 159-ОЗ
Закон Амурской области от 23 февраля 2001 г. N 290-ОЗ