Постановление Правительства Амурской области
от 23 сентября 2011 г. N 605
"Об утверждении долгосрочной целевой программы
"Охрана лесов от пожаров на 2012 -2015 годы"
23 апреля, 27 августа, 24 сентября, 15 ноября 2012 г., 23 марта, 11 июня, 13 ноября 2013 г.
Постановлением Правительства Амурской области от 24 октября 2013 г. N 519 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2014 г.
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации и постановлением Правительства Амурской области от 07.12.2007 N 28 "Об утверждении Порядков принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации, а также проведения оценки эффективности" Правительство Амурской области
постановляет:
1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу "Охрана лесов от пожаров на 2012 - 2015 годы".
2. Настоящее постановление вступает в силу с 01.01.2012.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя председателя Правительства области В.О. Капканщикова.
Губернатор Амурской области |
О.Н. Кожемяко |
Долгосрочная целевая программа
"Охрана лесов от пожаров на 2012 - 2015 гг.
(утв. постановлением Правительства Амурской области от 23 сентября 2011 г. N 605)
23 апреля, 27 августа, 24 сентября, 15 ноября 2012 г., 23 марта, 11 июня, 13 ноября 2013 г.
Постановлением Правительства Амурской области от 13 ноября 2013 г. N 559 в паспорт настоящей Программы внесены изменения
1. Паспорт долгосрочной целевой программы
Наименование программы |
Долгосрочная целевая программа Охрана лесов от пожаров на 2012 - 2015 годы |
Основание для разработки программы |
1. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". 2. Лесной кодекс Российской Федерации. 3. Федеральный закон от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации". 4. Постановление Правительства Российской федерации от 30.06.2007 N 417 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах". 5. Соглашение о взаимодействии между Федеральным агентством лесного хозяйства и Правительством Амурской области от 28.12.2010. |
Государственный заказчик |
Управление лесного хозяйства Амурской области |
Разработчик программы |
Управление лесного хозяйства Амурской области |
Цель программы |
Повышение эффективности охраны лесов от пожаров, сохранение лесного фонда, расположенного на территории Амурской области, от лесных пожаров |
Основные задачи программы |
1. Предупреждение возникновения и распространения лесных пожаров на территории области. 2. Своевременное обнаружение лесных пожаров и ликвидация их в начальной стадии развития. 3. Развитие материально-технической базы, системы предупреждения и тушения лесных пожаров. 4. Исключен Информация об изменениях:См. текст пункта 4 |
Перечень основных мероприятий |
1. Изготовление и распространение наглядной агитации. 2. Прокат видеосюжетов на телевидении. 3. Создание необходимых условий для содержания специализированной лесопожарной техники и регионального диспетчерского пункта. 4. Оснащение лесопожарных формирований специализированной техникой, оборудованием и инвентарем. 5. Оснащение работников парашютно-десантной противопожарной службы парашютами. |
Срок реализации |
2012 - 2015 годы |
Объемы и источники финансирования |
Общий объем финансирования - 81498,6 тыс. руб.; средства областного бюджета - 81498,6 тыс. руб. |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы |
Экологическое просвещение населения, проживающего на территории Амурской области. Оснащение лесопожарных служб необходимой противопожарной техникой, оборудованием и инвентарем. Ремонт помещений. Сохранение 31,8 тыс. га лесных насаждений и 1 910,1 тыс. куб. м древесины общей стоимостью по средним минимальным ставкам 99 000,6 тыс. руб. Снижение ущерба от лесных пожаров на 32,75% (490 874,3 тыс. руб.) |
2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программным методом
2.1. Анализ ситуации
Площадь лесов Амурской области составляет 31,5 млн. гектаров. Лесные насаждения во всей их совокупности служат источником пополнения кислорода в атмосфере.
Леса на территории Амурской области расположены следующим образом:
- на землях лесного фонда (земли Рослесхоза) - 30537,4 тыс. га;
- на особо охраняемых природных территориях (государственные природные заповедники "Зейский", "Хинганский", "Норский") - 407,7 тыс. га;
- на землях городских и сельских поселений - 16,3 тыс. га;
-на землях иных категорий (леса, ранее находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций) - 636,7 тыс. га.
Изменения в системе государственного управления лесами, разграничение полномочий органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, передача последним части полномочий по управлению государственным лесным фондом повышает ответственность субъектов Российской Федерации и влечет необходимость своевременно проводить противопожарное обустройство лесов, снижая опасность лесных пожаров, улучшая санитарное состояние лесов. Целью развития лесного хозяйства и совершенствования управления лесами ставится соблюдение требований непрерывного, рационального и не истощительного использования лесов, сохранение их ресурсного, рекреационного, экологического потенциала и биологического разнообразия.
2.2. Описание проблемы, на решение которой направлена целевая программа
Гибель лесного фонда в пожароопасные периоды вызывает серьезную озабоченность. Ежегодно на территории области возникает около 230 пожаров, ущерб от которых составляет около 1 млрд. рублей. Лесные пожары угрожают населенным пунктам и - -объектам экономики, притекающим к лесным массивам или находящимся в лесу.
Основными причинами возникновения лесных пожаров является антропогенный фактор (по вине человека возникает более 90 % лесных пожаров). Необходимо формировать в сознании людей начиная с детского возраста бережное отношение к лесу.
Из-за недостаточного финансирования органов лесного хозяйства в последние годы материально-техническая база наземной и авиационной служб пожаротушения не доукомплектовывалась, оснащение их новой современной высокоэффективной специальной техникой и противопожарным оборудованием не производилось. По причине недостаточного выделения средств на содержание областного имущества ежегодно не доукомплектовывается численность работников авиа пожарной службы (десантников и парашютистов). Не соблюдается регламентация работы авиа пожарных служб, кратность авиапатрулирования уменьшается, что влияет на своевременное обнаружение и принятие мер по тушению лесных пожаров в отдаленных труднодоступных местах. Средства на подготовку к пожароопасному сезону выделяются в недостаточных объемах.
Средства пожаротушения и противопожарная техника в последние 10 лет практически не обновлялись. Износ техники, эксплуатируемой с 1980-х годов, около 90 %. Остро стоит проблема перевозки землеройной техники (бульдозеров, тракторов) на пожар и обратно. В рамках настоящей программы предусмотрено оснащение противопожарных формирований техникой и средствами пожаротушения, в том числе приобретение 2 тралов с тягачами.
За период с 2005 - 2010 годов от лесных пожаров, перешедших в населенные пункты области, погибли 11 и пострадали 10 человек, сгорело 108 жилых домов, 256 различных построек, 55 садовых домиков. В результате пожара, произошедшего 20 апреля 2008 года в селе Екатеринославка, сгорело 36 жилых домов, без жилья остались 124 человека, из них 18 детей, один человек погиб. В ноябре 2009 года от сельскохозяйственного пала в поле в с. Мостовое Белогорского района погибло 7 человек.
2.3. Оценка действующих мер социально-экономической политики в сфере действия программы
В соответствии с п. 7.2 ст. 82 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах, расположенных на земельных участках, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации.
Помимо этого п. 4 ч. 1 ст. 83 ЛК РФ установлено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий по организации использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях.
Согласно статьи 51 ЛК РФ леса подлежат охране от пожаров. Охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий.
Статьей 52 ЛК РФ предусмотрено, что охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах. В соответствии со статьей 53 и 54 ЛК РФ меры пожарной безопасности в лесах включают в себя, помимо прочих, предупреждение лесных пожаров.
Предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах, в соответствии с которыми осуществление мер пожарной безопасности в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, возложено на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Также в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" распоряжение лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
На территории Амурской области такими участками являются леса на землях иных категорий общей площадью 636,7 тыс. га
В целях преодоления негативных тенденций в сфере технического перевооружения назрела необходимость установить более четкий, целенаправленный порядок финансирования для оснащения противопожарных формирований противопожарной техникой и оборудованием.
Для решения на областном уровне поставленных задач требуется участие и взаимодействие органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, что обусловило необходимость применения программного метода и разработки настоящей программы.
3. Основные цели и задачи целевой программ с указанием сроков и этапов её реализации
Цель программы: Повышение эффективности охраны лесов от пожаров, сохранение лесного фонда, расположенного на территории Амурской области, от лесных пожаров.
Задачи программы:
1. Предупреждение возникновения и распространения лесных пожаров на территории области.
2. Своевременное обнаружение лесных пожаров и ликвидация их в начальной стадии развития.
3. Развитие материально-технической базы, системы предупреждения и тушения лесных пожаров.
4. Утратил силу
См. текст пункта 4 раздела 3
Реализация мероприятий программы рассчитана на 2012 - 2015 годы, что позволит планомерно и эффективно осуществлять противопожарные мероприятия и проекты.
Задачи целевой программы с указанием сроков и этапов ее реализации приведены в таблице 1.
Постановлением Правительства Амурской области от 11 июня 2013 г. N 276 в таблицу 1 раздела 3 настоящей Программы внесены изменения
Таблица 1
Задачи, этапы и сроки реализации целевой программы
4. Система программных мероприятий
Мероприятия, предполагаемые к реализации и направленные на решение задач программы, с указание финансовых ресурсов и сроков, необходимых для их исполнения, представлены в приложении N 1 к программе.
Постановлением Правительства Амурской области от 23 апреля 2012 г. N 206 раздел 5 настоящей Программы изложен в новой редакции
5. Механизм реализации программы
Ответственным за реализацию программы является государственный заказчик программы - управление лесного хозяйства Амурской области.
Реализация программы осуществляется на основе контрактов (договоров) на выполнение противопожарных и иных мероприятий, предусмотренных программой. Исполнители программных мероприятий определяются в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Государственный заказчик программы, подведомственное ему государственное автономное учреждение Амурской области "Амурская авиабаза" заключают государственные контракты (договоры), обеспечивающие реализацию программных мероприятий, а также организуют текущий контроль за их выполнением.
Средства областного бюджета государственному автономному учреждению Амурской области "Амурская авиабаза" предоставляются в форме субсидий на иные цели на основании соглашения о выполнении программных мероприятий.
Постановлением Правительства Амурской области от 13 ноября 2013 г. N 559 в раздел 6 настоящей Программы внесены изменения
6. Ресурсное обеспечение программы
Общая потребность в финансировании программных мероприятий на 2012 - 2015 годы составляет 81498,6 тыс. рублей, в том числе 81498,6 тыс. рублей - за счет средств областного бюджета (приложение N 2 к программе). Структура финансирования программы представлена в таблице 2.
Таблица 2
Структура финансирования программы
тыс. руб.
Постановлением Правительства Амурской области от 23 марта 2013 г. N 120 в раздел 7 настоящей Программы внесены изменения
7. Прогноз конечных результатов
и индикаторы эффективности реализации целевой программы
Совершенствование противопожарной пропаганды позволит снизить количество лесных пожаров, возникающих по вине человека, на 25% повысит уровень экологического просвещения населения области (на 50-60%): прокат в новостных программах ГТРК "Амур" видеосюжетов на противопожарные темы (4 сюжета, прокат 180 раз); изготовление и распространение 24,3 тыс. шт. листовок, памяток, буклетов; установка 63 шт. аншлагов.
Приобретение высокопроходимой автомобильной (в том числе пожарных машин) техники, пожарных вездеходов позволит механизировать работы по тушению лесных пожаров и повысить оперативность тушения, уменьшить площадь выгораемых лесов.
Развитие материально-технической базы позволит:
- обеспечить своевременное обнаружение лесных пожаров в наземной зоне на площади менее 3 га, в зоне авиационной охраны на площади более 5 га;
- обеспечить тушение 30% лесных пожаров в день обнаружения и снижение среднего времени тушения до 3 дней;
- уменьшить площади, пройденные пожарами;
- снизить вероятность возникновения крупных лесных пожаров, их переходы в населенные пункты области;
- сократить ущерб, причиняемый лесными пожарами, на сумму 1 млн. рублей, сохранить 2 546,9 тыс. куб. м. древесины общей стоимостью по средним минимальным ставкам 2010 года 132 692,4 тыс. рублей.
Конечным результатом реализации программы будет:
- экологическое просвещение жителей Амурской области и, соответственно, уменьшение количества лесных пожаров по вине человека;
- сокращение выбросов углерода и других загрязняющих веществ до 339,9 тыс. т. в год;
сохранение площади зеленых насаждений и повышение ассимиляционного потенциала лесов до 42,4 тыс. т. в год;
- сохранение биологического разнообразия лесной экосистемы, повышение ее экологического и ресурсного потенциала.
Определение полной социально-экономической эффективности использования средств, включаемых в охрану лесов и тушение лесных пожаров, невозможно из-за отсутствия в настоящее время стоимостной оценки природоохранных, климатических, водорегулирующих и социальных функций лесов, не учитывающихся в стоимости продукции и услуг при использовании лесных ресурсов. Однако реализация намеченных мероприятий позволит ежегодно снижать прямой ущерб от лесных пожаров на сумму 187 832,4 тыс. рублей и предотвратить переходы лесных пожаров в населенные пункты области.
Социально-экономическая эффективность программных мероприятий по годам реализации программы представлена в приложении N 3 к настоящей программе.
Таблица 3
Индикаторы эффективности реализации программы
N п/п |
Наименование индикатора |
Единица измерения |
2011 |
Показатели по годам реализации: |
|||
1. |
Средняя площадь лесного пожара |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
||
га |
207 |
206 |
205 |
204 |
203 |
||
2. |
Удельный вес лесных пожаров, ликвидируемых в течение первых суток, от общего количества |
% |
68 |
69 |
70 |
71 |
72 |
3. |
Удельный вес крупных лесных пожаров от общего количества |
% |
22 |
21 |
20 |
19 |
18 |
Таблица 4
Коэффициенты значимости программных мероприятий
Постановлением Правительства Амурской области от 23 апреля 2012 г. N 206 в раздел 8 настоящей Программы внесены изменения
8. Организация управления и контроля за реализацией Программы
Общее руководство и контроль за ходом реализации программы осуществляет государственный заказчик программы - управление лесного хозяйства области.
Управление лесного хозяйства области:
- заключает договоры с организациями и финансирует их в установленном порядке;
обеспечивает согласованность действий по осуществлению программных мероприятий, целевому и эффективному использованию областных средств;
- несет ответственность за целевое и эффективное использование областных средств;
- осуществляет контроль за соблюдением сроков и за качеством выполнения государственных заказов, за объемами запланированных работ, за целевым и эффективным использованием областных средств;
- ежегодно составляет согласованный по срокам, финансированию и исполнителям план реализации мероприятий программы.
Государственный заказчик или государственное автономное учреждение Амурской области "Амурская авиабаза" несут ответственность за выполнение мероприятий программы, целевое и эффективное расходование выделенных средств, их учет и представление финансовой отчетности.
При необходимости государственный заказчик вносит в установленном порядке предложения об изменении или продлении сроков реализации программы.
Постановлением Правительства Амурской области от 13 ноября 2013 г. N 559 в настоящее приложение внесены изменения
Приложение N 1
к долгосрочной целевой программе
"Охрана лесов от пожаров на 2012 -2015 годы"
Система программных мероприятий
23 апреля, 27 августа, 24 сентября, 15 ноября 2012 г., 23 марта, 11 июня, 13 ноября 2013 г.
Постановлением Правительства Амурской области от 13 ноября 2013 г. N 559 в настоящее приложение внесены изменения
Приложение N 2
к долгосрочной целевой программе
"Охрана лесов от пожаров на 2012 -2015 годы"
Объемы и источники финансирования программы
27 августа, 24 сентября, 15 ноября 2012 г., 23 марта, 11 июня, 13 ноября 2013 г.
Постановлением Правительства Амурской области от 11 июня 2013 г. N 276 в настоящее приложение внесены изменения
Приложение N 3
к долгосрочной целевой программе
"Охрана лесов от пожаров на 2012 -2015 годы"
Социально-экономическая результативность программных мероприятий
27 августа, 24 сентября, 15 ноября 2012 г., 23 марта, 11 июня 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Принятие Программы обусловлено необходимостью повышения эффективности охраны лесов от пожаров, сохранения лесного фонда, расположенного на территории Амурской области, от лесных пожаров.
Предусмотрены мероприятия, связанные с:
- изготовлением и распространением наглядной агитации;
- прокатом видеосюжетов на телевидении;
- установкой камер видеонаблюдения на вышках сотовых операторов;
- использованием данных космического мониторинга;
- оснащением лесопожарных формирований специализированной техникой, оборудованием и инвентарем;
- созданием необходимых условий для содержания специализированной лесопожарной техники и регионального диспетчерского пункта;
- оснащением работников парашютно-десантной противопожарной службы парашютами и спусковыми устройствами;
- обучением и тренировкой работников парашютной службы, руководителей тушения лесных пожаров и летчиков наблюдателей.
Общий объем затрат на реализацию Программы утвержден в сумме 178477,0 тыс. рублей - средства регионального бюджета.
Постановление вступает в силу с 1 января 2012 года.
Постановление Правительства Амурской области от 23 сентября 2011 г. N 605 "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Охрана лесов от пожаров на 2012 -2015 годы"
Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2012 г.
Текст постановления опубликован в газете "Амурская правда" от 21 октября 2011 г. N 197
Постановлением Правительства Амурской области от 24 октября 2013 г. N 519 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2014 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Амурской области от 13 ноября 2013 г. N 559
Постановление Правительства Амурской области от 11 июня 2013 г. N 276
Постановление Правительства Амурской области от 23 марта 2013 г. N 120
Постановление Правительства Амурской области от 15 ноября 2012 г. N 651
Постановление Правительства Амурской области от 24 сентября 2012 г. N 528
Постановление Правительства Амурской области от 27 августа 2012 г. N 458
Постановление Правительства Амурской области от 23 апреля 2012 г. N 206