В соответствии с Федеральным законом от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", Законом Амурской области от 02.05.2007 N 329-ОЗ "Об особо охраняемых природных территориях Амурской области"
постановляю:
Утвердить прилагаемую Схему развития и размещения особо охраняемых природных территорий регионального значения в Амурской области.
Исполняющий обязанности |
В.О. Капканщиков |
Схема
развития и размещения особо охраняемых природных территорий
регионального значения в Амурской области
(утв. постановлением губернатора Амурской области от 25 мая 2010 г. N 194)
Существование особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ) является одной из важнейших мер по сохранению природных комплексов Амурской области. Совокупность имеющихся в области категорий ООПТ позволяет взять под охрану не только отдельные компоненты окружающей среды, но и их комплекс в целом, что значительно повышает эффективность природоохранных мероприятий. Природные комплексы Приамурья характеризуются низкой способностью к самовосстановлению, особенно на северных территориях области, что делает вопрос о сохранении малонарушенных территорий еще более актуальным. Ситуация осложняется в связи с реализацией ряда крупных промышленных проектов в гидроэнергетике, транспортировке нефти, освоении полезных ископаемых и других сферах в регионе. Усиление антропогенного воздействия на природные объекты ставит перед органами государственной власти области и природоохранными структурами задачу по минимизации негативных последствий хозяйственной деятельности для уникальных и ценных природных комплексов, сохранению и развитию ООПТ, компенсирующих это воздействие.
1. Общие положения
Схема развития и размещения особо охраняемых природных территорий регионального значения в Амурской области (далее - Схема) разработана в соответствии с Федеральными законами "Об охране окружающей среды", "Об особо охраняемых природных территориях", Законом Амурской области "Об особо охраняемых природных территориях Амурской области", Земельным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, международными соглашениями Российской Федерации в сфере сохранения биологического и ландшафтного разнообразия, а также в соответствии с решениями Межведомственной комиссии по сохранению биологического разнообразия и особо охраняемым природным территориям Амурской области.
Территории отдельных объектов, включенные в Схему для последующего образования новых особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ), режимы их охраны учитываются при разработке планов социально-экономического развития муниципальных образований области.
2. Современное состояние системы ООПТ Амурской области
2.1. Общее состояние системы ООПТ.
В настоящее время в систему ООПТ Амурской области входят 3 федеральных заповедника, 2 федеральных заказника, 31 заказник областного значения, 1 водно-болотное угодье, 117 памятников природы областного значения. Общая площадь особо охраняемых природных территорий составляет 3,69 млн. га (10,17% от площади области). По соотношению долей особо охраняемых природных территорий в общей площади субъектов Дальневосточного федерального округа Амурская область занимает пятое место, уступая Камчатскому краю (35,2%), Республике Саха (Якутия) (29,4%), Еврейской автономной области (15,3%), Приморскому краю (14,4%).
В области существует следующее соотношение площадей ООПТ различных категорий:
заповедники - 407671 га (1,12% от площади области);
заказники федерального значения - 170256 га (0,47% от площади области);
заказники областного значения - 2996004 га (8,26% от площади области) и их охранные зоны - 118193 га (0,32% от площади области).
ООПТ распределены по территории области неравномерно. Так, в Архаринском районе ООПТ составляют 20,7% от площади района, в Сковородинском районе - 4,4%, в Зейском - 4,5%. Наиболее уязвимые природные комплексы северных территорий области охраняются в меньшей степени.
2.2. Состояние ООПТ областного значения
Площадь ООПТ областного значения составляет 2996004 га, что составляет 78,6% общей площади ООПТ, расположенных на территории Амурской области, что соответствует 8,26% общей площади области. Перечень действующих ООПТ регионального значения приведен в приложении N 1 к Схеме.
На территории области действуют следующие категории ООПТ областного значения:
31 заказник областного значения, в том числе:
2 комплексных, созданных для сохранения природных комплексов той или иной территории в целом;
6 ботанических, предназначенных для сохранения уникальных растительных комплексов и объектов растительного мира;
23 зоологических, созданных для охраны ценных и редких объектов животного мира;
1 водно-болотное угодье, созданное для сохранения ценных природных комплексов, ресурсов растительного и животного мира, в том числе редких и исчезающих видов;
117 памятников природы областного значения, предназначенных для охраны уникальных природных комплексов и объектов, имеющих научное, природоохранное, культурное, эстетическое и познавательное значение.
В настоящее время согласно результатам первичных полевых обследований, проведенных в 2008-2009 гг., большинство памятников природы находятся в неудовлетворительном состоянии, утратили свою природоохранную, научную, рекреационную или хозяйственную ценность. В связи с этим необходимо проведение комплексных обследований всех памятников природы, их инвентаризация для решения вопроса о необходимости сохранения статуса особой охраны либо о создании других более значимых в природоохранном отношении ООПТ.
3. Цели и задачи Схемы
Основной целью Схемы является поддержание восстановительного потенциала особо ценных и уникальных природных комплексов Амурской области в условиях интенсивного хозяйственного освоения территории для обеспечения устойчивого развития региона.
Для достижения данной цели предусматривается решение следующих задач:
создание условий для сохранения биологического разнообразия области, редких животных и растений, уникальных ландшафтов за счет развития и оптимизации сети заказников областного значения;
создание условий для сохранения и воспроизводства наиболее ценных в хозяйственном или научном отношении популяций видов растений или животных;
создание условий для более эффективной деятельности существующих заказников областного значения;
повышение эффективности сохранения уникальных природных, природно-антропогенных, культурных объектов, путем оптимизации сети памятников природы областного значения.
4. Структура Схемы
Схема предусматривает:
образование новых заказников областного значения и расширение уже существующих заказников для охраны редких животных и растений, занесенных в Красные книги Российской Федерации и Амурской области, сохранения уникальных ландшафтов;
формирование резерватов хозяйственно ценных животных и растений, в первую очередь, охотничьих животных, концентрирующихся в заказниках в периоды миграции, размножения, тяжелых погодно-климатических условий;
совершенствование функционирования действующих заказников областного значения, в том числе за счет создания охранных зон, для которых устанавливается особый режим природопользования, снижающий уровень антропогенного воздействия на территорию заказника;
оптимизацию системы памятников природы с уточнением их современного состояния, научной, рекреационной или иной ценности, правового статуса.
4.1. Принципы и методы формирования Схемы.
Основными принципами формирования Схемы служат:
принцип приоритетов - ведущими приоритетами Схемы являются охрана редких видов растений, животных и среды их обитания. В отношении хозяйственно ценных видов приоритетными являются выделение и охрана мест их массового произрастания, а также сезонных и миграционных концентраций животных;
ландшафтный принцип (принцип комплексности) - границы ООПТ выделяются на ландшафтной основе, проходят с выделением речных бассейнов, представляющих единый естественно сложившийся комплекс. Наиболее предпочтительны территории, где наряду с редкими биологическими объектами под охрану принимаются хозяйственно ценные виды, а также достопримечательные участки ландшафтов;
принцип разумной достаточности - максимальная площадь заказника (других категорий ООПТ или их сети) определяется потребностью сохранения в оптимальных биотопах генетически обусловленного числа особей охраняемого вида, необходимого для успешного воспроизводства;
принцип гибкости режимов охраны - введение обоснованных ограничений режима природопользования в пределах, необходимых для выполнения природоохранных задач.
Выбор территорий, перспективных для создания ООПТ, осуществлялся на основе результатов полевых исследований, данных по распространению редких и исчезающих видов животных и растений, географическом анализе путей миграции и мест концентрации ценных в хозяйственном отношении животных и растений, анализе планов социально-экономического развития области.
Географический анализ, выделение территорий и площадей планируемых ООПТ осуществлялся в среде геоинформационной системы ArcGis 9.3 на основе топографических карт масштаба 1:100 000, лесоустроительных карт, карт-схем типологии охотничьих угодий.
5. Основные направления реализации Схемы
5.1. Совершенствование функционирования действующих ООПТ областного значения.
В целях совершенствования функционирования действующих ООПТ областного значения предусматривается выполнение работ в следующих направлениях:
проведение комплексных обследований памятников природы областного значения с целью определения их современного состояния;
разработка и утверждение границ и режимов охраны памятников природы областного значения;
подготовка проектов комплексного обустройства ООПТ;
совершенствование системы охраны ООПТ;
усиление мер по охране лесов от пожаров;
создание охранных зон трех зоологических заказников областного значения - Желундинского, Воскресеновского и Усть-Тыгдинского.
Создание охранной зоны государственного природного зоологического заказника "Желундинский" на площади 52636 га в Бурейском и Архаринском районах позволит объединить в единую систему заказники "Желундинский" и "Андреевский", что повысит эффективность охраны природных комплексов и отдельных компонентов окружающей среды этих территорий, включая обитающего здесь амурского тигра, и сформирует "экологический коридор" между р.Архара и водохранилищем Бурейской ГЭС и послужит частичной компенсацией нарушений, возникших вследствие затопления территорий Бурейским водохранилищем.
Создание охранной зоны государственного природного зоологического заказника "Воскресеновский" в Серышевском районе на площади 7410 га позволит повысить эффективность охранных и биотехнических мероприятий за счет снижения антропогенного воздействия со стороны близлежащих населенных пунктов, включения в охранную зону заброшенных сельскохозяйственных земель, которые будут использоваться с целью закладки кормовых полей и получения зерновых для подкормки диких животных.
Создание охранной зоны государственного природного зоологического заказника "Усть-Тыгдинский" в Магдагачинском и Зейском районах на площади 82550 га обеспечит формирование популяции сибирской косули с одной из наиболее высоких в области плотностей населения, повысит эффективность охраны территории заказника "Усть-Тыгдинский". Создание охранной зоны обеспечит сохранение мест зимовок мигрирующих косуль.
Перечни существующих и планируемых к организации охранных зон особо охраняемых природных территорий в Амурской области отражены соответственно в приложениях N 2 и N 3 к Схеме.
5.2. Проектирование и образование новых ООПТ областного значения.
В период до 2011 года планируется образование 2 комплексных заказников и 1 зоологического заказника, расширение площадей 1 существующего комплексного заказника и 1 зоологического. Образование новых заказников и расширение существующих позволит увеличить общую площадь системы ООПТ областного значения на 445220 га и создать ООПТ в наиболее значимых ключевых точках природных комплексов.
В рамках схемы планируется образовать следующие заказники:
1. Государственный природный комплексный заказник регионального значения "Токийский" им. Г.А. Федосеева" в Зейском районе на площади 251000 га. Заказник будет расположен на южных склонах и предгорьях Станового хребта в районе верхнего течения рек Зея, Ток и будет примыкать к создаваемой федеральной ООПТ на сопредельной территории Республики Саха (Якутия). Цель создания заказника - сохранение высокогорных комплексов Станового хребта, включающих элементы охотско-камчатской и восточно-сибирской флоры и служащих местами обитания снежного барана, занесенного в Красные книги Хабаровского края и Амурской области. Территория является местом осуществления традиционного природопользования представителей коренных малочисленных народов Севера Амурской области. Данная ООПТ сохранит от браконьерского пресса уникальную популяцию снежного барана, в том числе в районе строительства железной дороги Улак-Эльга.
2. Государственный природный комплексный заказник "Верхне-Амурский" в Сковородинском районе на площади 50700 га. Заказник будет расположен в междуречье рек Ольдой и Большой Невер, включая урочище Черпельские кривуны, уникальные для верхнего течения Амура по флористическому составу, а также низовья р.Ольдой, входящие в список нерестовых рек высшей категории. Заказник будет служить компенсатором негативного воздействия на природные комплексы Верхнего Амура от добычи золота на р.Ольдой, строительства нефтепровода Сковородино-Джалинда-Мохэ и потенциально возможного строительства каскада Амазарской и Джалиндинской ГЭС. Заказник будет примыкать по р.Амур к природоохранному резервату Бейцзикунь в КНР и может стать основой будущего Росийско-Китайско трансграничного резервата.
3. Государственный природный зоологический заказник областного значения "Нижне-Норский" в Мазановском районе на площади 30278 га по правобережью нижнего течения р. Нора (протока Сорокаверстная). Заказник сезонного действия - на период с 1 марта по 1 ноября. Цель образования - охрана летних местообитаний и путей миграции уникальной норской популяции сибирской косули, составляющей основу стада этого животного в Амурской области. Территория перспективна в обнаружении мест гнездования ряда редких видов птиц, в частности, рыбного филина и черного и дальневосточного аистов. Заказник будет выполнять роль охранной зоны для Норского государственного природного заповедника.
Планируется расширить государственный комплексный заказник "Андреевский" Архаринского района. Площадь, предлагаемая ко включению в заказник - 15740 га. Расширение предполагается осуществить за счет включения в территорию реликтовых малонарушенных массивов кедрово-широколиственных лесов в бассейнах рек Малый Тиган и Большой Тиган. Возраст отдельных деревьев сосны корейской (кедра корейского) здесь составляет 600-700 лет, происходит интенсивное возобновление кедра корейского. На участке в последние 5 лет отмечается присутствие амурского тигра, занесенного в Красные книги Российской Федерации и Международного союза охраны природы.
Перечень планируемых к организации и расширению особо охраняемых природных территорий в Амурской области отражен в приложении N 4 к Схеме.
5.3. Научно-методическое сопровождение реализации Схемы ООПТ.
В ходе реализации Схемы потребуется дополнительная научная проработка следующих вопросов:
уточнение необходимых площадей, объектов особой охраны и границ территорий, которые предполагается объявить ООПТ;
разработка обоснований к режимам природопользования и программам мониторинга на проектируемые ООПТ;
подготовка проектов комплексного обустройства и обеспечения деятельности образованных ООПТ;
проведение специальных обследований сети ООПТ и (или) ее отдельных объектов с целью оценки эффективности предпринимаемых мер по сохранению (восстановлению) биологического разнообразия и разработки рекомендаций по совершенствованию Схемы.
5.4. Информационное обеспечение работ и экологическое образование населения.
В интересах информационного сопровождения реализации Схемы планируется осуществлять:
широкое информирование населения области о планах и действиях по реализации Схемы, в первую очередь, в районах образования новых природоохранных объектов;
использование информации, полученной в результате деятельности ООПТ, для развития регионального компонента в экологическом образовании, а также для разработки промысловых и рекреационных нормативов.
5.5. Первоочередные задачи по реализации Схемы. По существующим ООПТ необходимо:
осуществить ревизию памятников природы областного значения, которые были созданы в 70-80-х годах прошлого века с целью установления соответствия их современного состояния целевому предназначению и требованиям законодательства;
провести ревизию нормативной правовой базы существования данных ООПТ с целью приведения ее в соответствие с действующим законодательством.
По планируемым ООПТ необходимо:
осуществить государственную экологическую экспертизу проектов ООПТ, образование которых одобрено решениями Межведомственной комиссии по биологическому разнообразию и особо охраняемым природным территориям и планируется на 2010-2011 годы.
6. Финансовое обеспечение реализации Схемы
Финансирование образования и функционирования ООПТ областного значения осуществляется за счет средств бюджета области и иных не запрещенных законодательством Российской Федерации и Амурской области источников.
Приложение N 1
к Схеме развития
и размещения особо охраняемых
природных территорий регионального
значения в Амурской области
Перечень
действующих особо охраняемых природных территорий
регионального значения
Приложение N 2
к Схеме развития
и размещения особо охраняемых
природных территорий регионального
значения в Амурской области
Перечень
существующих охранных зон особо охраняемых природных
территорий в Амурской области
N |
Наименование охранной зоны |
Площадь, га |
Год образования |
Район |
1 |
Охранная зона государственного природного заказника "Амурский" |
20300 |
2007 |
Михайловский, Константиновский |
Приложение N 3
к Схеме развития
и размещения особо охраняемых
природных территорий регионального
значения в Амурской области
Перечень
планируемых к организации охранных зон особо охраняемых
природных территорий в Амурской области
N |
Наименование охранной зоны |
Площадь, га |
Год планируемого образования |
Район |
1 |
Охранная зона государственного природного заказника "Желундинский" |
52636 |
2010 |
Бурейский |
2 |
Охранная зона государственного природного заказника "Воскресеновский" |
7410 |
2010 |
Серышевский |
3 |
Охранная зона государственного природного заказника "Усть-Тыгдинский" |
82550 |
2010 |
Магдагачинский |
Приложение N 4
к Схеме развития
и размещения особо охраняемых
природных территорий регионального
значения в Амурской области
Перечень
планируемых к организации и расширению особо охраняемых
природных территорий в Амурской области
N |
Наименование ООПТ |
Площадь, га |
Год планируемого образования |
Район |
1. Государственные заказники | ||||
1.1. Комплексные заказники | ||||
1 |
Верхне-Амурский |
50700 |
2010 |
Сковородинский |
2 |
Токийский |
251000 |
2010 |
Зейский |
1.2. Зоологические заказники | ||||
1 |
Нижне-Норский |
30278 |
2010 |
Мазановский |
1.3. Расширение действующих заказников | ||||
1 |
Андреевский |
Расширение на 15740 |
2010 |
Архаринский |
2 |
Симоновский |
Расширение на 40550 |
2011 |
Свободненский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Губернатора Амурской области от 25 мая 2010 г. N 194 "Об утверждении Схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий регионального значения в Амурской области"
Текст постановления опубликован в газете "Амурская правда" от 2 июня 2010 г. N 96
Постановлением Губернатора Амурской области от 31 марта 2015 г. N 92 настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Губернатора Амурской области от 13 октября 2011 г. N 308