23 марта, 27 апреля, 22 августа, 23 сентября, 1 декабря 2011 г.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Законом Амурской области от 16.12.2010 N 427-ОЗ "Об областном бюджете на 2011 год" Правительство Амурской области
постановляет:
1. Утвердить прилагаемую отраслевую региональную программу "Развитие мясного скотоводства Амурской области на 2011-2012 годы".
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя председателя Правительства области А.В. Нестеренко.
Губернатор Амурской области |
О.Н. Кожемяко |
Отраслевая региональная программа
"Развитие мясного скотоводства Амурской области
на 2011-2012 годы"
(утв. постановлением Правительства Амурской области от 11 февраля 2011 г. N 61)
23 марта, 27 апреля, 22 августа, 23 сентября, 1 декабря 2011 г.
Постановлением Правительства Амурской области от 1 декабря 2011 г. N 832 в паспорт настоящей программы внесены изменения
Паспорт программы
Раздел 1. Характеристика проблемы, на решение которой
направлена программа
Отраслевая региональная программа "Развитие мясного скотоводства Амурской области на 2011 - 2012 гг." (далее - Программа) призвана стать инструментом для реализации стратегии устойчивого развития отрасли производства говядины в Амурской области и достижения независимости от импорта в снабжении населения этим видом мяса, что является одной из приоритетных целей развития агропромышленного комплекса Амурской области, на реализацию которых направлена деятельность министерства сельского хозяйства Амурской области.
1.1. Анализ ситуации и потенциал развития специализированного мясного скотоводства.
Мясной подкомплекс Амурской области является одной из важнейших составляющих агропромышленного комплекса по своему значению для обеспечения занятости населения и снабжения его мясом. Вместе с тем в этом подкомплексе накопилось наибольшее количество нерешенных проблем. На протяжении всего периода реформирования агропромышленного комплекса численность поголовья сельскохозяйственных животных и птицы, объемы производства мяса снижались и лишь в последние 2-3 года наметился некоторый рост производства и потребления мяса, в основном за счет производства мяса птицы и свинины, которые являются самыми скороспелыми отраслями животноводства.
С 1991 по 2010 гг. численность крупного рогатого скота снизилась с 442,3 до 89,8 тыс. голов. Производство говядины уменьшилось с 66,3 тыс. тонн в 1991 г. до 6,5 тыс. тонн в 2010 г., или в 10,2 раза.
Таблица 1
Таблица 1 "Производство мяса скота и птицы (в живом весе), тыс.тонн" в базе не приводится. Может быть предоставлена по запросам пользователей
За этот же период в расчете на душу населения уменьшилось производство мяса всех видов с 67,3 до 41,3 кг, потребление - с 69 до 55 кг. Производство говядины уменьшилось с 29,2 до 6,5 кг (в 4,5 раза). Дальнейшее наращивание поставок мяса по импорту и их превращение в основной источник товарного наполнения отечественного мясного рынка в условиях мирового продовольственного кризиса и резкого повышения цен чреваты непредсказуемыми последствиями.
Ускоренное развитие мясного скотоводства не имеет альтернативы, и его следует рассматривать как проблему государственного значения, решение которой позволит научно обоснованно и в интересах всего населения в перспективе удовлетворить платежеспособный спрос на говядину за счет отечественного производства.
В настоящее время развитие собственного сельскохозяйственного производства и углубление специализации при производстве продовольствия не только экономически оправдано, но и имеет большое политическое значение, так как от продовольственной независимости страны, в конечном счете, зависит авторитет всего государства.
Для устойчивого развития отрасли специализированного мясного скотоводства как поставщика высококачественной говядины Амурская область располагает всеми необходимыми предпосылками:
наличие 1,9 млн. га сельхозугодий, в том числе 1,2 млн. га пашни и 0,5 млн. га пастбищ;
апробированная в условиях Амурской области ресурсосберегающая интенсивно-пастбищная технология мясного скотоводства;
ресурсы для разведения и содержания мясного скота до 25 тыс. голов и более.
Рациональность выбора приоритетного развития специализированного мясного скотоводства обусловлена следующим.
Основным источником производства говядины в Амурской области в 2000-2010 годах являются выбракованные коровы и откормочный контингент из молочных стад, на долю которых приходится почти 98% этого вида мяса.
Согласно прогнозу развития Амурской области до 2025 года дальнейшее развитие молочного скотоводства будет происходить при стабилизации поголовья коров на уровне 68-71 тыс. голов и увеличении объемов производства молока путем повышения удоев.
Это означает, что откормочный контингент из молочных стад в перспективе не увеличится, а ресурсы интенсификации его использования не могут обеспечить значительного увеличения производства говядины в ближайшие 5-10 лет.
Анализ мирового опыта показывает, что удовлетворение платежеспособного спроса на говядину в полном объеме невозможно без ускоренного развития специализированного мясного скотоводства. В западных странах молочное скотоводство намного раньше, чем в России, перешло на интенсивный путь развития, и одновременно с сокращением поголовья молочных коров увеличивалось число мясных коров в пропорции за одну молочную - 1,1-1,2 мясных коровы.
В результате в общем поголовье крупного рогатого скота на специализированный мясной скот приходится в странах ЕС - 40-50%, в Австралии -85%, США и Канаде - 70-75%.
В Амурской области в период с 1991 по 2010 год существенное сокращение поголовья молочных коров не сопровождалось объективно необходимым для сохранения откормочного контингента увеличением численности мясного скота.
1.2. Характеристика проблемы.
Главными препятствиями для успешной реализации имеющегося потенциала устойчивого развития конкурентоспособного крупномасштабного мясного скотоводства являются малочисленность мясного скота, недостаточный уровень технического и технологического оснащения отрасли в фазе репродукции поголовья и откорма молодняка, неудовлетворительное состояние и использование естественных кормовых угодий, слабая кормовая база откорма, невысокий потенциал продуктивности скота и низкая экономическая мотивация сельскохозяйственных производителей в откорме скота и производстве говядины.
Такое состояние обусловлено рядом объективных причин, имеющих системный характер.
1. Недопустимо низкая доля мясного скота от общего поголовья крупного рогатого скота (7%) и объемов производства говядины на уровне 2,8% означает необходимость фактически заново создавать эту отрасль.
Особенно остро проблема обозначилась в численности и качестве мясного скота племенного назначения. В Амурской области племенная база мясного скотоводства представлена двумя племенными репродукторами по разведению животных герефордской породы общей численностью 1,6 тыс. голов, в том числе 1,0 тыс. голов коров. Из этих хозяйств было продано на племя 285 голов молодняка за 2 года.
Таблица 2
Численность племенного поголовья крупного рогатого скота
в племенных репродукторах Амурской области
по состоянию на 1 января 2011 года
Район |
Хозяйство |
Поголовье (голов) |
|
всего |
в т. ч. коров |
||
Белогорский |
Колхоз "Томичевский" |
659 |
350 |
Белогорский |
СПК "Октябрьский" |
1044 |
670 |
Максимально от имеющихся племенных коров можно получить на продажу 200 телок, что явно недостаточно для формирования крупномасштабной отрасли специализированного мясного скотоводства - потребность составляет не менее 1500 телок в год.
Государственная поддержка племенного скотоводства из областного бюджета в размере 10000 руб. на корову в год при наличии теленка к отъему в возрасте 6-7 месяцев распространяется только на племенные репродукторы. Этот механизм поддержки показал свою эффективность.
2. Низкий уровень генетического потенциала продуктивности скота мясных пород в племенных и товарных (коммерческих) стадах.
В среднем продуктивные качества мясного скота герефордской породы в племенных хозяйствах существенно ниже современных показателей в странах с развитым мясным скотоводством. Так, в 2010 году молочность коров в племенных репродукторах - 187 кг по сравнению с 250-320 кг в США, Канаде, Англии, Франции и других странах; живая масса взрослых быков - 823 кг в племрепродукторах (1100-1200 кг в западных странах). В товарных (коммерческих) хозяйствах эти показатели еще ниже.
Такое состояние обусловлено нарушением инфраструктуры отрасли, неэффективными методами испытания быков-производителей, недостатком экономической мотивации обновления маточных стад за счет покупки ремонтного молодняка с высоким генетическим потенциалом продуктивности.
3. Неудовлетворительная организация откорма и реализация на мясо молодняка крупного рогатого скота с живой массой около 330 кг вместо 450 - 500 кг.
Такой низкий показатель интенсивности использования откормочного контингента означает, что, согласно экспертной оценке, на откорм до оптимальных весовых кондиций ставят не более 30-35% сверхремонтных бычков, 65-70% бычков забивают неоткормленными в возрасте до 1 месяца.
Реализация маловесного молодняка на мясоперерабатывающие предприятия обусловливает отнесение затрат на убой скота и обработку туши (около 10% от стоимости туши массой 250 кг в ценах 2007 года) на тушу массой 170 кг и менее, что объективно повышает цену мяса, поступающего в розницу.
4. Высокая изношенность, техническая и технологическая отсталость основных фондов непосредственно в мясном скотоводстве и особенно в откормочных предприятиях, производственная база которых в настоящее время удовлетворяет потребность в скотоместах для откорма молодняка только на 5-8% к имеющемуся откормочному контингенту.
Согласно экспертной оценке, современное специфическое технологическое оборудование по уходу за мясным скотом (расколы с фиксаторами животных, рабочие площадки, весовое хозяйство, огораживание пастбищ проволокой) имеется всего на 1,5-2% мясных ферм и не по всем позициям.
Содержание мясных коров с телятами в облегченных помещениях и на открытых площадках, а откормочного молодняка - на открытых откормочных площадках типа североамериканских фидлотов - распространено не более чем на 4% животноводческих объектов. Нерешенность этой проблемы приводит к нежелательному удорожанию производства говядины.
Некоторое содействие решению проблемы оказано в рамках национального проекта "Развитие АПК". Однако уровень указанной государственной поддержки для достижения целей программы недостаточен.
5. Низкая продуктивность естественных кормовых угодий и слабая база производства основных кормов для откормочного контингента.
Естественные кормовые угодья в части районов Амурской области имеют низкую урожайность. Без систематического ухода и коренного улучшения они зарастают кустарником и непоедаемыми травами. В результате мясная корова с теленком вынуждена при выпасе проходить в сутки десятки километров. На таких выпасах коровы и молодняк на нагуле тратят много энергии кормов на передвижение, а привесы в сутки снижаются до 250-400 г.
В результате в мясных стадах доля пастбищных кормов в годовом рационе составляет всего 19-20% вместо 35-36%, характерных для зарубежной практики.
При залужении деградированных земель и неиспользуемой пашни в целях производства объемистых кормов для мясного и откормочного скота недостаточными темпами увеличивается использование таких кормовых культур, как гибридные сорта кукурузы на силос и зерно, высокобелковые культуры, различные смеси, в том числе козлятника с кострецом, люцерны с кострецом, клевера полевого с тимофеевкой луговой и другие.
Нерешенность проблемы необоснованно удорожает стоимость кормов в издержках производства говядины.
6. Отсутствие экономической мотивации является главным препятствием реализации имеющихся в Амурской области возможностей ускоренного развития мясного скотоводства.
Низкая экономическая эффективность отрасли в определенной степени обусловлена низкими зоотехническими показателями: выход телят менее 80% вместо 85-90%, необходимых для рентабельного мясного скотоводства; привесы молодняка на откорме ниже 400 г вместо желательных не менее 750-800 г; средняя живая масса молодняка при реализации - 320-340 кг вместо желательных 450-500 кг. Сдерживающие факторы решения проблемы рентабельности мясного скотоводства:
а) неурегулированность экономических отношений в цепочке "сельскохозяйственный производитель - мясоперерабатывающая промышленность - оптовая и розничная торговля", в результате чего на долю мясных ферм приходится не более 20-25,5% от розничной цены на говядину вместо 45-50% в западных странах;
б) очень малая государственная поддержка мясного скотоводства, которая составляет до 1,3% от производственных издержек по сравнению, например, 30-90% в странах Евросоюза.
Важным условием успешного развития специализированного мясного скотоводства является формирование рынка высококачественной говядины в свежем, то есть в незамороженном и непереработанном виде. В этом рынке заинтересованы сельскохозяйственные предприятия, которые разводят и откармливают мясной скот до оптимальных весовых кондиций (в среднем около 500 кг) и способны поставлять крупные партии откормленного мясного скота.
Объективная необходимость участия государства в развитии мясного скотоводства и производства говядины обусловлена следующими факторами:
Биологические особенности крупного рогатого скота по сравнению, например, со свиноводством и птицеводством, в силу которых производственный цикл получения теленка и его откорма до высоких весовых кондиций составляет почти три года.
Необходимость кредитования создания новых ферм и увеличения поголовья в существующих хозяйствах в течение не менее трех лет до поступления первой товарной (или племенной) продукции.
Низкая конверсия корма в привес (6-7:1) по сравнению с откормом свиней (2,3:1) и бройлеров (1,8:1) и потребностью не менее 5-6 кг концентрированных зерновых кормов для получения 1 кг говядины, из-за чего рентабельность откорма скота сильно зависит от цен на зерно.
Острота описанных выше проблем усугубляется недостатком современных комплексных научных разработок с системным подходом, что сдерживает инновационный процесс развития специализированного мясного скотоводства в трех его фазах: репродукция (система "корова-теленок"), выращивание молодняка для ремонта и увеличения поголовья в мясных стадах и откорм молодняка до оптимальных весовых кондиций.
На решение указанных проблем и направлена настоящая Программа.
Раздел 2. Цель и задачи программы
Цель Программы - создание стартовых технологических и экономических условий формирования и устойчивого развития отрасли мясного скотоводства и увеличение производства мяса.
Достижение поставленной цели обеспечит надежную основу для решения более масштабной стратегической цели - создания эффективно развивающейся отрасли, способной производить высококачественную говядину в объемах, достаточных для импортозамещения.
Эффективное использование имеющегося потенциала, государственная поддержка региональных программ и привлечение внебюджетных инвестиций позволят достигнуть поставленной цели.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
Задача 1. Развитие племенной базы мясного скотоводства.
Задача 2. Увеличение производства высококачественной говядины.
Задача 3. Развитие кормовой базы.
Раздел 3. Ожидаемые результаты программы
и целевые индикаторы
Результат реализации Программы определяется количественными показателями, которые отвечают критериям объективности, достоверности, прозрачности, сопоставимости.
В период реализации Программы будет создана база устойчивого развития специализированного мясного скотоводства для обеспечения населения области этим видом мяса преимущественно за счет собственного производства.
Важнейшую роль в процессе ускоренного развития мясного скотоводства в области будет выполнять развитие племенной базы за счет привлечения лучших зарубежных и отечественных племенных ресурсов. Созданная племенная база по количеству и качеству коров и быков будет отвечать современным требованиям разведения наиболее перспективных мясных пород.
Основные целевые индикаторы Программы и их значения по годам приведены в табл. 3, а расчет-прогноз увеличения численности поголовья - в приложении к настоящей Программе.
Постановлением Правительства Амурской области от 23 марта 2011 г. N 174 таблица 3 раздела 3 настоящей программы изложена в новой редакции
Таблица 3
Основные целевые индикаторы программы
Показатели |
Ед. изм. |
2010 г. |
2011г. |
2012 г. |
2012 г. к 2010 г. |
|
плюс/минус |
в процентах |
|||||
1. Поголовье специализированного мясного скота в сельскохозяйственных предприятиях, всего |
тыс. голов |
6,3 |
8,3 |
11,3 |
+5,0 |
179 |
в т. ч. коров |
тыс. голов |
3,2 |
4,2 |
5,9 |
+2,7 |
187 |
из них: в т.ч. племенных коров |
тыс. голов |
1,02 |
1,3 |
1,4 |
+0,38 |
137 |
2. Приобретение племенного молодняка |
голов |
32 |
2600 |
1000 |
+968 |
в 31 раз |
3. Объем реализации племенного молодняка |
голов |
103 |
130 |
200 |
+97 |
194 |
4. Производство высококачественной говядины от мясного скота в живом весе |
тыс. тонн |
0,4 |
0,5 |
0,8 |
+4 |
200 |
Увеличение государственной поддержки обеспечит достижение поставленной цели и решение задач Программы по всем индикаторам, особенно по валовому производству высококачественного мяса (табл. 3).
Достижение программной цели позволит увеличить в 2012 году в сравнении с 2010 годом:
поголовье скота специализированных мясных пород с 6,3 до 11,3 тыс. голов, или в 1,8 раза, в том числе племенных коров с 1,02 до 1,4 тыс. голов, или на 137%;
объем реализации племенного молодняка - со 103 до 200 голов;
производство высококачественного мяса - на 200%.
В период действия Программы предусматриваются высокие, но вполне реальные среднегодовые темпы увеличения производства говядины в отрасли. Увеличение произойдет за счет двух факторов:
интенсификация использования откормочного контингента, то есть повышения привесов и съемной живой массы, и сокращения продолжительности откорма до возраста не более 24 месяцев - 57,7% валового производства;
увеличение убойного контингента - 42,3% произведенной говядины.
Валовое производство говядины определяется по формуле на основе данных Росстата:
Vr = (Sr х Пм) + (Ум х Пп),
где
Vr - валовое производство говядины,
Sr - производство говядины в живой массе на голову скота в мясном скотоводстве,
Пм - поголовье мясного скота,
Ум - средняя живая масса 1 головы при реализации,
Пп - поголовье откормленного помесного скота.
Основные целевые индикаторы определяются ежегодно по данным Росстата в срок не более 2-3 месяцев после окончания отчетного периода.
Анализ прогнозной динамики показателей Программы после ее завершения на период до 2020 года показал, что высокие темпы развития отрасли сохранятся, поголовье скота специализированных мясных пород увеличится и составит не менее 24,0 тыс. голов, в том числе коров 16,7 тыс. голов; производство говядины в убойной массе достигнет 4,5 тыс. тонн.
Постановлением Правительства Амурской области от 23 марта 2011 г. N 174 раздел 4 настоящей программы изложен в новой редакции
Раздел 4. Перечень и описание программных мероприятий
Решение основных задач Программы будет обеспечено выполнением комплекса программных мероприятий.
Постановлением Правительства Амурской области от 23 сентября 2011 г. N 603 в пункт 4.1 раздела 4 настоящей программы внесены изменения
4.1. Субсидии на поддержку племенного животноводства.
Для стимулирования селекционно-племенной работы, направленной на совершенствование племенных и продуктивных качеств сельскохозяйственных животных, выращивания племенного молодняка для товарных стад сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), организациям агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовых форм и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство сельскохозяйственной продукции, предусмотрена поддержка племенного животноводства.
Для обновления и увеличения численности маточного поголовья племенных репродукторов области требуется завоз нетелей и телок лучших и наиболее перспективных мясных пород. Необходимо произвести завоз по импорту животных гере-фордской породы. Предусматривается в 2011-2012 годах закупить за пределами Амурской области (включая импорт) 500 голов племенных телок и нетелей. Привлечение высокоценного племенного мясного скота с генетическим потенциалом, соответствующим мировому уровню (среднесуточный прирост 1500 - 1700 г, живая масса теленка при отъеме 280-320 кг), должно стать основой для интенсивного развития племенного мясного скотоводства в Амурской области. За счет генетического потенциала ввозимого скота будет проводиться селекционно-племенная работа по созданию высокопродуктивных типов, линий, семейств.
Цена реализации импортного молодняка выше стоимости ремонтных телок и бычков, выращенных в племенных хозяйствах Амурской области, более чем в 3 раза; цена реализации племенного молодняка, завозимого из других субъектов Российской Федерации, - в 2,4-2,5 раза. Развитие племенной базы специализированного скотоводства можно осуществить только при предоставлении мер государственной поддержки.
4.2. Субсидии на поддержку товарных хозяйств мясного скотоводства.
Одной из задач развития животноводства в области является восстановление потенциала сельскохозяйственных организаций, специализирующихся на мясном животноводстве, на основе:
роста продуктивности имеющегося скота за счет повышения генетического потенциала и создания гарантированной кормовой базы;
проведения реконструкции и технического перевооружения животноводческих комплексов.
Для создания стартовых технологических и экономических условий формирования и устойчивого развития отечественной крупномасштабной отрасли специализированного мясного скотоводства и увеличения объема производства высококачественной говядины предусмотрена государственная поддержка товарных хозяйств мясного направления.
4.3. Поддержка производства молока и мяса личных подворий граждан, проживающих в районах с особыми климатическими условиями их жизнедеятельности.
Отдаленность данных территорий области от центра, их природно-климатические условия, сложные для проживания, влекут за собой отток населения из этих районов. Следствием этого является снижение производства сельскохозяйственной продукции.
В рамках создания условий для развития сельскохозяйственного производства в поселениях, расширения рынка сельскохозяйственной продукции в целях увеличения маточного поголовья скота и производства продукции животноводства предполагается осуществлять поддержку производства мяса в личных подворьях граждан, проживающих в районах с особыми климатическими условиями их жизнедеятельности.
4.4. Субсидии на возмещение части затрат на доставку комбикормов для жителей области, проживающих в районах с особыми климатическими условиями их жизнедеятельности.
Для достижения поставленных программой целей из областного бюджета предполагается предоставлять субсидии на возмещение части затрат на доставку комбикормов для жителей Амурской области, проживающих в районах с особыми климатическими условиями их жизнедеятельности.
Порядок и условия предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований установлены согласно Правилам (приложение N 2 к настоящей Программе).
Раздел 5. Сроки реализации программы
Программа реализуется в период 2011 - 2012 годов.
Раздел 6. Описание социальных, экономических
и экологических последствий реализации отраслевой
программы; общая оценка вклада программы в достижение
стратегической цели, оценка рисков ее реализации
6.1. Общая оценка вклада Программы в достижение цели.
Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит создать стартовые условия для ускоренного развития отрасли специализированного мясного скотоводства в период реализации и после окончания действия программы путем увеличения численности и повышения генетического потенциала племенного поголовья, технологической модернизации мясных ферм и откормочных предприятий и, в конечном счете, повышения конкурентности отрасли.
Реализация Программы окажет положительное влияние на динамику целевых индикаторов стратегической цели министерства сельского хозяйства Амурской области, на достижение которой направлена долгосрочная целевая программа "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Амурской области на 2009-2012 годы".
Реализация программы:
1. В области экономики:
позволит создать экономические и технологические условия для интенсивного развития отрасли специализированного мясного скотоводства;
добиться надежного продовольственного обеспечения области высококачественной говядиной.
2. В социальной сфере:
приведет к увеличению экономической мотивации развития отрасли специализированного мясного скотоводства, что будет способствовать повышению уровня доходов сельского населения, созданию новых рабочих мест, закреплению молодых специалистов в сельском хозяйстве.
3. В сфере экологии:
не несет негативных экологических последствий, а будет способствовать сохранению природных ресурсов в результате проведения культурно-технических мероприятий по улучшению естественных кормовых угодий.
Таблица 9
Расчет индикаторов экономической
эффективности программы
Показатели |
Годы |
|||
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2010 г. в процентах к 2012 г. |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Основные индикаторы 1. Объем производства говядины от мясного и помесного скота, тыс. тонн |
0,4 |
0,5 |
0,8 |
150 |
2. Поголовье мясного скота, тыс. голов |
6,3 |
9,7 |
11,3 |
179 |
Вспомогательные индикаторы 1. Валовой продукт отрасли, млн. руб. |
47,9 |
47,5 |
76,0 |
158 |
2. Валовой доход отрасли, млн. руб. |
32,6 |
48,6 |
77,7 |
в 2,4 р |
3. Чистая прибыль отрасли, млн. руб. |
-15,3 |
+1,1 |
+1,7 |
|
4. Рабочие места, чел. |
650 |
700 |
750 |
115 |
С 2011 года отрасль будет прибыльна, уровень рентабельности по отрасли составит 2,3% (без учета субсидий). За период реализации программы предусматривается создать дополнительно 100 рабочих мест.
Начиная с 2010 года в области идет активное освоение северных территорий Амурской области по формированию мясного скотоводства.
Постановлением Правительства Амурской области от 1 декабря 2011 г. N 832 таблица 10 раздела 6 настоящей программы изложена в новой редакции
Таблица 10
Расчет эффективности расходования бюджетных
средств по программе
Показатели |
Ед. изм. |
2011 г. |
2012 г. |
Всего за 2 года |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Выручка от реализации говядины (ТП) |
млн. руб. |
48 |
63 |
111 |
|
Ежегодный прирост выручки от реализации говядины (ДТП) |
млн. руб. |
24 |
15 |
39 |
|
Финансирование программы |
всего |
млн. руб. |
40,6 |
70,4 |
111,0 |
Показатели эффективности |
Э общ. |
% |
65 |
21,3 |
36,3 |
Анализ динамики целевых индикаторов программы и индикаторов ее экономической эффективности при условии финансирования в полном объеме показывает реальность значительного увеличения численности племенного скота и прироста объемов производства высококачественной говядины и общего поголовья мясного скота.
6.2. Система управления и риски реализации программы.
Система управления реализацией Программы:
ответственным за реализацию Программы в целом, достижение целей и задач программы, индикаторов и мероприятий, утвержденных в программе, является министерство сельского хозяйства Амурской области.
Координацию деятельности сельхозпредприятий, организаций, участвующих в реализации Программы, осуществляют:
управление экономических программ, анализа и малых форм хозяйствования,
управление по животноводству и племенной работе,
управление по технической политике.
Ответственными за реализацию программных мероприятий являются:
по формированию племенной базы мясного животноводства (приобретение и реализация племенного молодняка скота, семени быков-производителей, увеличение численности племенного поголовья специализированного мясного скота, внедрение искусственного осеменение коров и телок, организация промышленного скрещивания коров и телок молочных пород с быками мясных пород, увеличение выхода приплода на 100 маток) - отдел племенной работы министерства сельского хозяйства Амурской области;
по реализации программных мероприятий по увеличению производства мяса разных видов животных, в т.ч. высококачественной говядины, поголовья специализированного мясного и помесного скота, повышению продуктивности откормочного молодняка и реализации их на убой живой массой 1 головы не менее 450 кг - отдел животноводства министерства сельского хозяйства Амурской области;
за реализацию программных мероприятий по обеспечению коренного улучшения естественных пастбищ планируемых площадей - отдел растениеводства министерства сельского хозяйства Амурской области;
по технической модернизации мясных ферм, откормочных предприятий, созданию откормочных площадок, а также их оснащению технологическим оборудованием - управление по технической политике министерства сельского хозяйства Амурской области;
по проведению научно-исследовательских работ, изданию информационных брошюр, буклетов и рекомендаций по актуальным темам мясного скотоводства, а также по повышению квалификации и обучению специалистов мясного скотоводства - отдел экономических программ и анализа министерства сельского хозяйства Амурской области;
контроль за финансированием мероприятий Программы - отдел финансирования агропромышленного комплекса министерства сельского хозяйства Амурской области;
мониторинг реализации Программы - отдел экономических программ и анализа министерства сельского хозяйства Амурской области;
за формирование отчетности о ходе реализации Программы - отдел экономических программ и анализа, отдел животноводства, отдел племенной работы министерства сельского хозяйства Амурской области.
Финансирование предусмотренных Программой мероприятий будет осуществляться в пределах средств областного бюджета Амурской области.
Риски реализации программы
К основным рискам, которые могут повлиять на достижение запланированных результатов, относятся:
а) внешние риски:
недостаточный уровень финансирования со стороны инвесторов, а также сельскохозяйственных производителей из собственных и заемных средств;
неблагоприятная рыночная конъюнктура с товарами и услугами для села (на энергоносители, удобрения и т. д.), а также непредвиденно высокий рост цен на фуражное зерно, все это вместе может привести к существенному удорожанию мяса и трудностям с его реализацией;
б) внутренние риски:
производственные и технологические риски (обеспечение кормами, ветеринарная защита и т.д.)
Управление рисками в рамках реализации программы должно проводиться в форме ее точного и своевременного финансирования из всех источников и четкого выполнения технологических регламентов. Риски, связанные с неоправданно высокими ценами на энергоносители, удобрения, фуражное зерно, другие товары и услуги для села, подлежат управлению на государственном уровне.
Таблица 11
Оценка рисков реализации программы
Виды рисков |
2011 г. |
2012 г. |
От невыхода на плановую интенсивность использования мясного скота для получения говядины (кг мяса на голову скота) |
60 |
55 |
От невыхода на плановое поголовье мясного скота, гол. |
1500 |
1700 |
Общая оценка рисков: тыс. тонн |
0,09 |
0,093 |
млн. руб. |
7,3 |
7,6 |
При определении суммы рисков учитывалось возможное недополучение запланированных объемов говядины из-за невыхода на прогнозируемые показатели средней живой массы молодняка, реализованного на мясо, производства говядины на голову скота и поголовья скота специализированных мясных пород. В качестве критериев невыхода на плановые показатели приняли в качестве базового уровень 2010 года по производству говядины на голову скота (78,5 кг) и выполнение только на 90% (минус 10% к плану) плана по численности мясного скота.
Раздел 7. Ресурсное обеспечение программы
Финансирование программных мероприятий будет осуществляться за счет бюджетных ассигнований, ежегодно предусматриваемых бюджетом Амурской области на указанные цели.
Объем средств, необходимых на реализацию запланированных мероприятий по программе, рассчитан:
а) с учетом фактических цен на племенной скот по 2010 году;
б) среднеобластных расходов на содержание мясных коров и стоимости каждого теленка к отъему (с учетом выхода телят).
Расчеты и исходные данные по объемам финансирования всех мероприятий программы приведены в таблице 12.
Постановлением Правительства Амурской области от 1 декабря 2011 г. N 832 таблица 12 раздела 7 настоящей программы изложена в новой редакции
Таблица 12
Объем и источники финансирования программных
мероприятий, тыс. руб.
N п/п |
Мероприятия |
Источник финансирования |
2011 г. |
2012 г. |
Всего за 2011-2012 гг. |
1 |
Субсидии на поддержку племенного животноводства |
Областной бюджет |
2250 |
40000 |
42250 |
2 |
Субсидии на поддержку товарных хозяйств мясного скотоводства |
Областной бюджет |
20200 |
29900 |
50100 |
3 |
Поддержка производства молока и мяса личных подворий граждан, проживающих в районах с особыми климатическими условиями их жизнедеятельности |
Областной бюджет |
13083 |
|
13083 |
Муниципальное образование |
550 |
550 |
1100 |
||
4 |
Субсидии на возмещение части затрат на доставку комбикормов для жителей области, проживающих в районах с особыми климатическими условиями их жизнедеятельности |
Областной бюджет |
4500 |
|
4500 |
5 |
Всего |
Областной бюджет |
40033 |
69900 |
109933 |
Муниципальное образование |
550 |
550 |
1100 |
||
Итого |
40583 |
70450 |
111033 |
Раздел 8. Методика оценки эффективности программы
Количественный метод:
Оценка проводится на основе анализа государственных статистических и ведомственных отраслевых форм отчетности:
форма 8 - АПК "Отчет о затратах на основное производство";
форма 10 - АПК "Отчет о средствах целевого финансирования";
форма 13 - АПК "Сведения о производстве, затратах, себестоимости и реализации продукции животноводства";
форма 15 - АПК "Отчет о наличии животных";
форма 16 - АПК "Баланс продукции" по годам;
форма (код 0503160) из приложения к пояснительной записке квартальной бухгалтерской отчетности: "Сведения о мерах по повышению эффективности расходования федеральных средств" (таблица 3), "Сведения об эффективности бюджетных расходов" (ф. 0503165), "Сведения об использовании целевых программ" (ф. 0503166);
форма П-1-СХ "Сведения о производстве и отгрузке сельскохозяйственной продукции" (ежемесячная);
приложение к форме П-2 "Сведения об инвестиционной деятельности" (квартальная, годовая);
форма статистической отчетности Росстата "Поголовье, продуктивность мясного скота в Российской Федерации" (форма 24-СХ месячная, квартальная, годовая).
Для расчета эффективности расходования бюджетных средств по программе используются показатели (за каждый год и в целом за три года), приведенные в табл. 9.
Эффективность расходования бюджетных средств по Программе также рассчитывается по формуле, показывающей соотношение дополнительной валовой прибыли, полученной по Программе, и расходов из средств областного бюджета
Раздел 9. Обоснование потребности в ресурсах для достижения
целей и результатов программы
Финансирование программных мероприятий осуществляется за счет средств областного бюджета, предусматриваемых для министерства сельского хозяйства Амурской области.
Объем средств, потребных на реализацию запланированных мероприятий по Программе, рассчитан с учетом:
а) фактических цен на племенной скот в 2009 и 2010 гг. по импорту и внутри страны;
б) среднеобластной расходов на содержание мясных коров в племрепродукторах;
в) средних по области производственных издержек на производство мяса и племенного материала крупного рогатого скота,
Раздел 10. Описание системы управления
реализацией программы
Система управления реализацией программы предполагает определение ответственных за:
реализацию программы в целом, достижение целей, задач программы, индикаторов цели, показателей задач и мероприятий;
координацию деятельности учреждений и организаций, участвующих в реализации программы и их согласованные действия по реализации программных мероприятий;
реализацию каждого мероприятия программы и соответственно реализацию программы в целом;
финансирование программных мероприятий;
мониторинг реализации программы;
формирование отчетности о ходе реализации программы.
Постановлением Правительства Амурской области от 23 марта 2011 г. N 174 настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение N 1
к отраслевой региональной программе
"Развитие мясного скотоводства
Амурской области на 2011-2012 годы"
Расчет-прогноз увеличения численности
поголовья специализированного мясного скота и помесного
поголовья
Поголовье, единицы измерения |
Годы |
2012 к 2010 |
|||||
2010 |
2011 |
2012 |
плюс/минус |
в процентах |
|||
Поголовье мясного скота |
всего, голов |
6302 |
8310 |
11300 |
4998 |
179 |
|
в т.ч. коровы |
голов |
3241 |
4267 |
5884 |
2643 |
182 |
|
Племенное поголовье мясного скота |
всего, голов |
1703 |
2166 |
2333 |
630 |
137 |
|
в т.ч. коров |
голов |
1020 |
1300 |
1400 |
380 |
137 |
|
процент |
60 |
60 |
60 |
|
|
||
Помесное поголовье от промышленного скрещивания коров и телок с быками мясных пород |
маточное поголовье для скрещивания |
число, голов |
2221 |
3767 |
4484 |
2263 |
202 |
процент к случному контингенту |
76 |
58 |
62 |
|
|
||
поголовье помесных телят для откорма и формирования мясных стад, голов |
1019 |
2770 |
5268 |
4249 |
517 |
||
Выход телят на 100 коров, голов |
70 |
85 |
90 |
|
|
||
Продажа молодняка на племя, голов |
102 |
130 |
200 |
98 |
196 |
Постановлением Правительства Амурской области от 23 марта 2011 г. N 175 настоящая программа дополнена приложением N 2
Приложение N 2
к отраслевой региональной программе
"Развитие мясного скотоводства
Амурской области на 2011-2012 годы"
Правила
предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований
на поддержку производства молока и мяса личных подворий
граждан, проживающих в районах с особыми климатическими
условиями их жизнедеятельности
1. Настоящие Правила определяют порядок и условия предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований на поддержку производства молока и мяса личных подворий граждан (далее - ЛПХ), проживающих в районах с особыми климатическими условиями их жизнедеятельности (далее - субсидия), в целях реализации мероприятий, направленных на увеличение численности маточного поголовья скота в ЛПХ, социальной поддержки населения отдаленных районов области. К районам с особыми климатическими условиями жизнедеятельности относятся Зейский, Мадагачинский, Селемджинский, Сковородинский, Тындинский и Шимановский районы.
2. Распределение субсидий между бюджетами муниципальных образований осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных законом об областном бюджете на текущий финансовый год, лимитов бюджетных обязательств, и определяется по формуле:
где:
- сумма субсидии по i-му муниципальному образованию;
С - общий объем субсидий, предусмотренных законом о бюджете на текущий год;
- потребность в субсидиях по i-му муниципальному образованию;
П - общая потребность в субсидиях согласно заявкам, представленным муниципальными образованиями.
Потребность в субсидиях по i-му муниципальному образованию определяется по формуле:
где:
- численность маточного поголовья крупного рогатого скота и свиней в личных подворьях граждан по i-му муниципальному образованию.
3. Субсидии выделяются при соблюдении следующих условий:
наличие утвержденной муниципальной программы по развитию сельского хозяйства;
софинансирование программных мероприятий за счет средств местного бюджета в размере до 5 процентов от общей потребности в субсидии по муниципальному образованию;
представление в министерство сельского хозяйства области (далее - министерство) выписки из бюджета муниципального образования об ассигнованиях, предусмотренных на финансирование мероприятий на очередной финансовый год.
4. Субсидии предоставляются по заявкам муниципальных образований на получение субсидии, предоставляемых министерству - главному распорядителю средств областного бюджета в срок до 1 мая соответствующего финансового года.
К заявке муниципального образования прилагаются:
сведения о наличии маточного поголовья крупного рогатого скота и свиней в ЛПХ по муниципальному образованию по состоянию на первое число текущего года по форме согласно приложению N 1 к настоящим Правилам;
выписка из бюджета муниципального образования об ассигнованиях, предусмотренных на финансирование мероприятий на очередной финансовый год;
копия утвержденной муниципальной программы по развитию сельского хозяйства.
5. Перечисление главным распорядителем средств областного бюджета субсидий муниципальным образованиям осуществляется в соответствии с заключенными соглашениями.
Соглашения должны содержать следующие положения:
сведения об объеме субсидии, предоставляемой муниципальному образованию;
наличие акта органа местного самоуправления, устанавливающего расходное обязательство органа местного самоуправления, на исполнение которого предоставляется субсидия;
сроки и порядок предоставления отчетности об использовании субсидии бюджетом муниципального образования на поддержку производства молока и мяса личных подворий граждан, проживающих в районах с особыми климатическими условиями их жизнедеятельности, по форме согласно приложению N 2 к настоящим Правилам.
6. Критериями отбора муниципального образования для предоставления субсидии являются:
отнесение муниципального образования к местностям, приравненным к районам с особыми климатическими условиями их жизнедеятельности;
наличие коров и основных свиноматок в личных подворьях населения муниципального образования.
7. Министерство на основании распределения субсидий между муниципальными образованиями представляет в министерство финансов области заявку на финансирование. Министерство финансов области в соответствии со сводной бюджетной росписью в пределах лимитов бюджетных обязательств и предельных объемов финансирования перечисляет средства на лицевой счет министерства, открытый в министерстве финансов области.
8. Министерство при поступлении денежных средств на лицевой счет перечисляет субсидии на балансовый счет Управления Федерального казначейства по Амурской области N 40101 "Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации" для последующего перечисления на счета бюджетов муниципальных образований, открытые в органах Федерального казначейства.
Субсидии, поступающие из областного бюджета, отражаются в доходах и расходах местных бюджетов по соответствующим кодам бюджетной классификации.
9. Органы местного самоуправления муниципальных образований обеспечивают перечисление субсидий гражданам, ведущим ЛПХ, на расчетные счета, открытые ими в кредитных организациях, на содержание маточного поголовья крупного рогатого скота и свиней по ставке 3000 рублей на 1 голову в год.
10. Органы местного самоуправления муниципальных образований ежемесячно, до 7 числа месяца, следующего за отчетным, представляют в министерство отчет об использовании субсидии бюджетом муниципального образования на поддержку производства молока и мяса личных подворий граждан, проживающих в районах с особыми климатическими условиями их жизнедеятельности, по форме согласно приложению N 2 к настоящим Правилам.
11. Контроль за целевым использованием бюджетных средств осуществляют министерство и органы местного самоуправления муниципальных образований.
Приложение N 1
к Правилам
предоставления субсидий бюджетам
муниципальных образований
на поддержку производства молока
и мяса личных подворий граждан, проживающих
в районах с особыми климатическими
условиями их жизнедеятельности
СВЕДЕНИЯ
о наличии маточного поголовья крупного рогатого скота и
свиней в личных подсобных хозяйствах
граждан на 01.01.20 __
________________________________________
(муниципальное образование)
N п/п |
Наименование населенного пункта |
Количество личных подсобных хозяйств граждан |
Численность маточного поголовья КРС, гол. |
Численность маточного поголовья свиней, гол. |
Всего маточного поголовья КРС и свиней, гол. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
|
|
|
|
|
Глава муниципального образования ______________ __________________________________________
(подпись) (ФИО)
М.П.
Исполнитель _______________ _______________________________________________ _________________
(подпись) (ФИО) (телефон)
СОГЛАСОВАНО
Специалист отдела животноводства
министерства сельского хозяйства области ____________ ______________________________________
(подпись) (ФИО)
"__" _______________ 20_ г.
Приложение N 2
к Правилам
предоставления субсидий бюджетам
муниципальных образований
на поддержку производства молока
и мяса личных подворий граждан, проживающих
в районах с особыми климатическими
условиями их жизнедеятельности
ОТЧЕТ
об использовании бюджетом муниципального образования субсидии
на поддержку производства молока и мяса личных подворий граждан,
проживающих в районах с особыми условиями их жизнедеятельности
на 01 __________________ 20 __ года
(месяц)
ПО ______________________________________
(муниципальное образование)
N п.п. |
Наименование населенного пункта |
Всего маточного поголовья КРСи свиней (голов) |
Предусмотрено субсидий на 20__год, рублей |
Перечислено субсидий в бюджет муниципального образования, рублей |
Направлено получателям субсидии, рублей |
||||
Всего |
в том числе |
Всего |
в том числе |
||||||
из областного бюджета |
из бюджета муниципального образования |
из областного бюджета |
из бюджета муниципального образования |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Глава администрации муниципального образования ___________ _____________________________________
(подпись) (ФИО)
Руководитель финансового органа муниципального образования ______________ ____________________________________
(подпись) (ФИО)
Исполнитель ____________ _______________________________________________ ___________________
(подпись) (ФИО) (телефон)
"___" _______________ 20 __ года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Амурской области от 11 февраля 2011 г. N 61 "Об отраслевой региональной программе "Развитие мясного скотоводства Амурской области на 2011-2012 годы"
Текст постановления опубликован в газете "Амурская правда" от 26 февраля 2011 г. N 33
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Амурской области от 24 апреля 2012 г. N 227
Постановление Правительства Амурской области от 15 марта 2012 г. N 107
Постановление Правительства Амурской области от 25 января 2012 г. N 29
Постановление Правительства Амурской области от 1 декабря 2011 г. N 832
Постановление Правительства Амурской области от 23 сентября 2011 г. N 603
Постановление Правительства Амурской области от 22 августа 2011 г. N 535
Постановление Правительства Амурской области от 27 апреля 2011 г. N 269
Постановление Правительства Амурской области от 23 марта 2011 г. N 175