В целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития Благовещенского района, реализации полномочий по решению вопросов местного значения муниципального района, предусмотренных Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
постановляю:
1. Принять Стратегию социально-экономического развития Благовещенского района до 2025 года (далее - Стратегия) согласно приложению.
2. Администрации Благовещенского района, структурным подразделениям администрации района обеспечить реализацию Стратегии.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления оставляю за собой.
Глава Благовещенского района |
С.В. Адаменко |
Стратегия социально-экономического развития
Благовещенского района до 2025 года
(утв. постановлением администрации Благовещенского района от 26 января 2012 г. N 111)
Введение
Стратегия социально-экономического развития Благовещенского района Амурской области до 2025 года (далее - Стратегия) определяет долгосрочную политику деятельности органов местного самоуправления Благовещенского района (далее - район) в экономической, социальной и иных сферах жизнедеятельности. Настоящий документ призван создать понимание связи между настоящим и будущим, обеспечить интеграцию главных целей и задач развития, их согласование с интересами местного самоуправления района, входящими в его состав поселений и стратегическими интересами Амурской области.
В Стратегии района определены следующие базовые установки:
- актуализация управления территорией как источником ресурсов, развитие видов деятельности, опирающихся на ресурсный потенциал района на основе диверсификации экономики, развитие предпринимательской способности, расширение возможностей для формирования доходов, обеспечение устойчивого и стабильного развития территорий в условиях изменений внешних экономических и политических факторов;
- организация межмуниципального сотрудничества с поселениями, расположенными в границах района, создания межмуниципальной инфраструктуры, решения вопросов социальной сферы, повышение социальной и экономической защищенности населения, обеспечение доступности и необходимого качества социальных благ для населения района;
- создание благоприятных условий для интеграции различных субъектов экономики района, совместного использования ресурсов района, объединения капиталов, осуществления экономической деятельности, снятие барьеров, качественное повышение эффективности и результативности муниципального управления.
Стратегия социально-экономического развития района разработана на основе нормативных правовых актов Российской Федерации, Амурской области, регулирующих разработку и реализацию программ, использование природно-ресурсного потенциала, развития социальной инфраструктуры, муниципального сектора экономики. При подготовке Стратегии учтены нормативные правовые акты района, Схема территориального планирования района, районные целевые программы, основные показатели социально-экономического развития района, анализ социально-экономического развития района по итогам прошедших лет.
Стратегия определяет общие ориентиры будущего развития социальной и экономической системы на территории района для органов местного самоуправления, бизнеса, потенциальных инвесторов, является базой для разработки планов, программ, проектов, прогнозов.
1. Общая характеристика Благовещенского района
1.1. Географическое положение и административное устройство.
Благовещенский район образован в 1937 году, расположен в юго-западной части Амурской области, в средней части Амурско-Зейской равнины, в пригороде города Благовещенск. Граничит на севере со Свободненским районом, на юго-востоке с Тамбовским районом. Восточная граница проходит по реке Зее с Белогорским, Серышевским, Ивановским районами, западная граница совпадает с международной границей России и проходит по реке Амур. Территория района делится рекой Зеей на Юго-Восточную пониженную и Северо-Западную возвышенную равнины. Вдоль реки Зея тянется заболоченная пойменная терраса, пригодная в основном, для сенокосных угодий. Климат континентальный. Зима холодная (средняя температура января -24,7°) лето жаркое (средняя температура июля +21,7°). Вегетационный период 168 дней, безморозных дней 142. Годовое количество осадков 470-500 мм., из которых 70% выпадает летом, и около 8% зимой. Мощность снегового покрова не превышает 20 см. Почвы луговые, черноземные, бурые лесные, в поймах рек - пойменные.
Территория района составляет 3,1 тыс. кв. км.
В административном отношении район представлен 11 сельскими администрациями: Волковского, Гродековского, Грибского, Марковского, Михайловского, Натальинского, Новотроицкого, Новопетровского, Сергеевского, Усть-Ивановского и Чигиринского сельских Советов, которые объединяют 26 населенных пунктов.
Районный центр - город Благовещенск.
Всего земель в административных границах Благовещенского района числится 305961 гектар.
По территории района протекают транзитные реки - Амур, протяженностью 95 км и Зея протяженностью 76 км, кроме этого на территории района 5 рек, длиной более 10 км, общей протяженностью 143 км и 48 рек, длиной менее 10 км, общей протяженностью 119 км. В районе сосредоточено 239 озер, с общей площадью зеркала 8,81 км2.
1.2. Потенциал природных ресурсов.
На территории района известны более 100 объектов, известных в ранге проявлений и месторождений. Разнообразен генезис этих проявлений. Известны проявления и месторождения гидротермального, осадочного и магматического генезиса в следующих видах:
а) металлических - железа;
б) неметаллических - строительных камней, глин, гравийно-песчаных, песка, поделочно-ювелирных камней, фосфоритов, минеральных красок;
в) горючие - уголь (бурый и каменный), лигниты.
К проявлениям полезных ископаемых отнесены "природные скопления минерального вещества, которое почти удовлетворяет по качеству кондиционным требованиям, но в количественном отношении не может считаться предметом разработки в данных экономических условиях. В итоге дальнейшей разведки или при снижении кондиционных требований, проявление может перейти в категорию месторождений". В качестве месторождений выступают природные объекты, в которых "скопление полезного ископаемого в количественном и качественном отношении может быть предметом промышленной разработки при данном состоянии техники и в данных экономических условиях".
Полезные ископаемые: золото (рассыпное), железо, марганец, фосфор, граниты и гранодиориты, глины, гравийно-галечниковые и пески, диатомиты, камни поделочно-ювелирные, каолин, минеральные краски, т.е. природные пигменты (охры, желтый сурик, киноварь, мумие, мел, ляпис-лазурь и др.), торф, сапропели, уголь.
Реестр месторождений полезных ископаемых на территории района
в разрезе сельских поселений.
Администрация Волковского сельского Совета:
1. Больше-Алимское месторождение торфа расположено в районе с. Волково. Общие запасы 522 тыс. тонн.
Администрация Гродековского сельского Совета:
1. Нижне-Каникурганское (русловое) месторождение песчано-гравийной смеси.
Администрация Грибского сельского Совета:
1. Передовое месторождение бурого угля - свойства не изучались.
2. Голушкино - месторождение сапропели в 2 км западнее с. Передовое. Общие запасы 681 тыс. тонн.
3. Передовое - месторождение сапропели в 2 км севернее с. Передовое. Общие запасы 189 тыс. тонн.
Администрация Марковского сельского Совета:
1. Марковское месторождение бурого угля, месторождение
2. Кузнецово месторождение сапропели в 3 км севернее с. Игнатьево. Общие запасы 34 тыс. тонн.
3. Языково месторождение сапропели в 4 км севернее с. Игнатьево. Общие запасы 53 тыс. тонн.
Администрация Михайловского сельского Совета:
1. Михайловка - месторождение красочного сырья (краски минеральные)
Натальинская сельская администрация
1. Абрашихинское (Абрашиха Падь) месторождение песка стекольного в 10 км севернее с. Натальино. Ориентировочные запасы песка 225 тыс. куб. м.
2. Натальино месторождение каолина
3. Абрашиха -месторождение уголь лигнитовый 6-7 км выше с. Натальино
4. Большое месторождение сапропель в 1 км южнее с. Натальино. Общие ресурсы 152 тыс. тонн.
5. Натальино месторождение торфа в районе бывшего стекольного завода
Администрация Новотроицкого сельского Совета:
1. Новотроицкое месторождение суглинки и глина в 2,5 км северо- восточнее с. Новотроицкое, запасы 133,3 тыс. куб. м.
Администрация Новопетровского сельского совета:
1. Новопетровское месторождение глины огнеупорной в районе села Новопетровки, запасы оцениваются в 14 тыс. куб. м.
2. Новинское месторождение глин тугоплавких в окрестностях села Новинка, запасы по категории С2 20803 тыс. куб. м., глина для керамики.
3. Прядчино месторождение глина огнеупорная
4. Новинское (Зейское) месторождение диатомитов месторождение не изучено.
5. Новинское месторождение песка кварц-полевошпатовый в районе села Новинка Запасы песка 20 млн. тонн может быть использован на стекольный песок и песок для тонкой керамики.
6. Новинское месторождение песок стекольный и формовочный. Запасы - 95451 тыс. куб. м., песок можно использовать в стекольной промышленности.
7. Гусиное месторождение сапропель в районе села Егорьевка. общие запасы 31 тыс. т.
8. Егорьевское месторождение торфа в районе села Егорьевка. Запасы - 1330 тыс. тонн.
9. Кузменкино месторождение - сапропель в районе села Егорьевка. Общие запасы - 229 тыс. тонн.
Сергеевская сельская администрация:
1. Сергеевское месторождение бурого угля в районе села Сергеевка. Запасы угля 291 млн. тонн, прогнозируемые ресурсы 689 млн. т.
2. Большое месторождение сапропель (основной и единственный тип лечебных грязей Амурской области) в 3,6 км. восточнее села Сергеевка. Общие запасы 2775 тыс. тонн.
3. Кольцово месторождение сапропель в 4,2 км. восточнее с. Сергеевка. Общие запасы 88 тыс. тонн.
4. Микулинское месторождение сапропель в 5 км. восточнее с. Сергеевка. Общие запасы 166 тыс. тонн.
5. Трупанниково месторождение сапропель в 4 км юго-восточнее с. Сергеевка. Общие запасы 242 тыс. тонн.
6. Чертово месторождение сапропель в 3 км. восточнее с. Сергеевка. Общие запасы 50 тыс. тонн.
7. Щекино месторождение сапропель в 1,2 км. восточнее с. Сергеевка. Общие запасы 114 тыс. тонн.
8. Маньчжурский - вода минеральная, минеральный источник расположен на северной окраине с. Сергеевка, вода может использоваться для лечения малокровия и других форм железодефицитных анемий.
Администрация Усть-Ивановского сельского Совета:
Усть-Ивановское месторождение фосфоритов в районе с. Усть-Ивановка.
Администрация Чигиринского сельского Совета:
1. Ближняя падь месторождение глины в 4 км. от с. Верхне-Благовещенское. Запасы не утверждались.
2. Водораздельное месторождение глины в районе 7 км. Игнатьевского шоссе. В целом по месторождению запасы не утверждались.
3. Ключевая падь месторождение песка строительного в районе 10 км. северо-западнее г. Благовещенска в Ключевой пади. Запасы не утверждались.
1.3. Экономический потенциал.
Основным видом экономической деятельности в районе по прежнему остается сельское хозяйство, имеющее на данный момент стабильную тенденцию развития.
По официальным данным органов статистики валовое производство продукции сельского хозяйства составило: в 2009 году - 1142,95 млн. руб., в 2010 году - 1333,15 млн. руб. По предварительной оценке в 2011 году увеличение валового объема производства составит 9,3 процента или 1562,95 млн. руб., что произошло, как за счет повышения закупочных цен, так и за счет роста объемов производства в натуральном выражении.
Усилия администрации района направлены на стабилизацию производства, помощь в производстве и реализации продукции сельского хозяйства, разрешение финансовых трудностей.
На территории района расположено 7 сельскохозяйственных предприятий из них: 2 - сельхозкооператива и 5 - малых предприятий.
Сохраняется стабильная численность в личных подсобных хозяйствах граждан и некоторое увеличение в крестьянских (фермерских) хозяйствах в последние годы.
Из общей численности крестьянско-фермерских хозяйств производством товарной продукции занимаются 76 хозяйств, большинство из них работают по типу сельскохозяйственных производственных кооперативов и 6186 личных подсобных хозяйства. Основой семейного бюджета населения района являются личные подсобные хозяйства граждан. За ними закреплено 3181 га земельных угодий, из которых 1498 га пашни. Потребность в картофеле и овощах полностью удовлетворяется за счет местного производства.
Всего в сельхозпроизводстве занято 604 человека. В районе имеется 63 тыс. гектара пашни, из которых используется для производства сельхозпродукции 37%. КФХ имеют 20000 гектар, их которых используется 53%. Личными подсобными хозяйствами производится 82% мяса скота и птицы, 48% молока, 99,8% яиц, 45% картофеля, 66% овощей.
В структуре посевных площадей наибольший удельный вес составляет посев зерновых - 38%, сои -35%, кормовых культур - 15,9%, картофеля - 8,8% и овощных культур - 2,3%.
По структуре сельскохозяйственных производителей посеявших сельскохозяйственные культуры наибольший удельный вес приходится на общественный сектор представленный сельскохозяйственными организациями - 51,3%, на крестьянские (фермерские) хозяйства - 43,2% и остальные 5,5% на население.
Сельское хозяйство в районе постепенно возрождается. В село приходят новые инвесторы, такие как ООО "АНК- холдинг", ИП "Аракелян", КФХ "Карлинский", КФХ "Русское поле".
Наш район специализируется на производстве картофеля и овощных культур, мяса и молока. В текущем году в районе посажено 12% картофеля и 11% овощных культур от областного уровня.
Приобретаются новые современные высокопроизводительные машины и оборудование, хотя и в недостаточном количестве.
Основным проблемным вопросом в сельскохозяйственном производстве района является низкая обеспеченность кадрами рабочих профессий и специалистами. Депрессивное в течение многих лет состояние аграрной экономики района, низкая заработная плата, привели к выбытию из структуры сельских жителей наиболее квалифицированных, энергичных и работоспособных кадров. За 3 года численность работающих в сельскохозяйственном производстве сократилась на 28%, в основном, за счет ликвидации некоторых коллективных и фермерских хозяйств. Обучение массовым профессиям и восполнение недостающего количества работающих ведется недостаточно из-за нежелания молодых людей получать сельские профессии. Отсутствие жилья, низкая заработная плата не способствуют притоку в сельскохозяйственное производство молодых специалистов.
Производственный сектор экономики в районе представлен 3 видами экономической деятельности, это:
- добыча полезных ископаемых;
- обрабатывающие производства;
- производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии).
Исторически сложившаяся в данной области структура экономики Благовещенского района обусловливает тот факт, что к основному виду промышленного производства в районе относится производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии) которая занимает порядка 58% от общего объема. Производством данного вида продукции занимаются предприятия, обслуживающие муниципальные котельные на территории района. Объемы производимой тепловой энергии в натуральном выражении остаются постоянными, в течение последнего времени.
Стабильным за последние годы остается и добыча полезных ископаемых на территории района, к данному производству относится добыча песка и песчано-гравийной смеси, добыча камня строительного и добыча глины.
С 2007 года в районе начат выпуск строительного кирпича, производство которого ежегодно увеличивается. Учитывая, что предприятия выходят на проектную мощность, производство кирпичей к 2015 году составит порядка 25 млн. условных кирпичей.
Обрабатывающим производством в районе занимаются только предприятия малого бизнеса по выпуску хлеба и хлебобулочных изделий. На территории района действует 5 пекарен, принадлежащих предприятиям различной формы собственности, с производством хлеба за год в пределах 1000 тонн.
1.4. Строительство и инвестиции
Благоприятное географическое положение района предполагает его привлекательность для вложений частных инвестиций. На протяжении ряда лет в районе наблюдается вложение частных инвестиций в производство.
Объем инвестиций в районе, с учетом индивидуального жилищного строительства и предприятий всех форм собственности, по итогам 2010 года по оценке администрации района составил 374 млн. рублей.
На территории района функционируют два сезонных завода по производству кирпича: на территории Чигиринского сельсовета и на территории Новотроицкого сельсовета, построен еще один завод по производству кирпича (документы в стадии оформления). Кроме того в районе 15 км на северо-запад от г. Благовещенска ведется добыча строительного камня.
На протяжении ряда лет район занимает одно из ведущих мест в Амурской области по вводу в эксплуатацию жилых домов за счет всех источников финансирования, в том числе и индивидуальных застройщиков. По итогам 2010 года введено в эксплуатацию 12067 кв. м. жилья. По предварительной оценке, на основании выданных разрешений на строительство, к концу 2011 года будет введено 24207 кв. метров жилья, Большая часть строящегося жилья относится к многоэтажной застройке и расположены на землях, относящихся территориально Волковскому и Чигиринскому сельсоветам. Из общего объема вводимого жилья индивидуальное жилищное строительство занимает порядка 76%.
Появились новые микрорайоны коттеджной застройки в с. Чигири. Жилые дома усадебного типа украсили новые кварталы сел Владимировка, Заречное, В-Благовещенск. Интенсивно застраивается многоэтажными жилыми домами район СХПК Тепличный.
В настоящее время ведется совместная работа администрацией Благовещенского района с ООО "АНК - холдинг" по реализации проекта комплексной компактной застройки в с. Волково для работников животноводческого комплекса АНК, в 2011 году уже введен в строй действующий первый многоквартирный дом.
В районе имеются большие перспективы для развития строительства предприятий стройиндустрии в частности на территории Чигиринского сельсовета планируется строительство предприятий перерабатывающей промышленности (в с. Чигири выделено 27 гектар земли для размещения промышленных предприятий), обслуживающей сферы, индустрии отдыха и здравоохранения.
В рамках межмуниципального сотрудничества между администрацией района и администрацией Чигиринского сельсовета заключено соглашение о реализации инвестиционного проекта "Комплексное развитие с. Чигири Благовещенского района Амурской области с целью жилищного строительства. Заявка на реализацию проекта в рамках государственного частного партнерства представлена в Министерство экономического развития, промышленности и транспорта Амурской области, Центр ГЧП "Внешэкономбанка".
Для совершенствования развития инфраструктуры населенных пунктов Благовещенского района в настоящее время ведется планомерная подготовка проектов планировки и межевания территорий поселений, совершенствуется нормативно-правовая база градостроительной деятельности, разработана открытая система предоставления земельных участков под застройку через аукционы.
Решением Благовещенского районного Совета народных депутатов от 18.06.2010 N 242 утверждена "Схема территориального планирования Благовещенского района Амурской области". Приняты правила землепользования и застройки в 9 сельских поселениях. Изготовлены топографические карты в масштабе 1:2000.
На эти цели в течение 2008-2010 годов израсходовано порядка 8 миллионов рублей.
В текущем году в стадии разработки находятся Генеральные планы поселений на изготовление которых предусмотрено 13, 8 млн. руб.
В рамках программы развития застроенных территорий предполагается переселение людей из аварийного и ветхого жилья и строительство на этой территории нового жилого фонда, инженерных сетей и объектов социальной направленности, а также развития инфраструктуры вновь застраиваемых территорий.
В настоящее время, обеспеченность жильем в Благовещенском районе на сегодняшний день составляет 17,7 кв. м. на человека.
Приоритетными задачами инвестиционной деятельности администрации района являются:
- формирование привлекательного инвестиционного имиджа Благовещенского района путем привлечения внимания инвесторов к району;
- совместная работа с администрациями поселений, предпринимательским сообществом по вопросу строительства на территории района Агропромышленного парка "Чигиринский".
Инвестиционная политика осуществляется на основе следующих принципов:
- разработка инвестиционных предложений для участия в реализации мероприятий федеральных и областных целевых программ;
- разработка районных целевых программ с привлечением бюджетных средств, частных инвестиций;
- формирование реестра свободных земельных участков, пригодных для жилищного строительства, размещения промышленных объектов.
Преимущество в географическом расположении района делают его еще более привлекательным для вложений со стороны крупных инвесторов.
В перспективе в области градостроительной деятельности и строительства на территории района, планируется увеличение объемов всех видов жилищного строительства, разработка новой и корректировка устаревшей градостроительной документации, разработка градостроительной концепции развития района и создания условий жителям для улучшения своих жилищных условий и среды проживания в целом.
1.5. Потребительский рынок
Рынок товаров и услуг представлен такими показателями, как оборот розничной торговли, оборот общественного питания и объем платных услуг населению.
Розничная торговля. Оборот розничной торговли за 2010 год сложился в объеме 133,5 млн. рублей, оценка 2011 года составляет 165,45 млн. руб. В структуре оборота удельный вес реализации продовольственных товаров и промышленных товаров повседневного спроса составляет 100% к общему объему товарооборота.
Оборот общественного питания за 2011 год составил 4,8 млн. рублей, оценка 2011 года - 7,4 млн. руб.
Оборот негосударственной (частной формы собственности) в общем объеме розничного товарооборота и общественного питания составляет 100%. Потребительский рынок района в последние годы отличается высокой насыщенностью товарами, ассортимент реализуемых продовольственных и промышленных товаров повседневного спроса разнообразен и постоянно имеется в продаже.
Платные услуги. В структуре платных услуг жилищно-коммунальные услуги составляют порядка 80%.
Жилищно-коммунальное хозяйство - один из ключевых вопросов в социальной сфере, которому органами местного самоуправления района уделяется самое пристальное внимание.
Услуги в сфере жилищно-коммунального хозяйства на территории 9 администраций сельсоветов оказывают шесть частных предприятий. С целью обеспечения населения жилищно-коммунальными услугами, администрации сельсоветов и администрация района сдает в аренду вышеуказанным организациям муниципальное имущество, необходимое для производства данных услуг.
Напряжённое состояние в сфере жилищно-коммунального хозяйства обусловлено высокой степенью износа основных фондов, потерями энергии, воды и других ресурсов, неразвитостью конкурентной среды, нехваткой на отдалённых территориях района квалифицированных специалистов.
1.6. Малое предпринимательство.
В формировании экономического потенциала территории участие малого бизнеса составляет 76 процентов. Укрепление малого предпринимательства представляет собой одно из приоритетных направлений, влияющих на экономический потенциал района.
В последние годы сохраняется положительная динамика роста сферы малого бизнеса по основным показателям.
По оперативным данным территориального раздела Статистического регистра хозяйствующих субъектов (Статрегистра Росстата) всех форм собственности и хозяйствования, на 01.01.2011 года в районе число учтенных субъектов всех видов экономической деятельности (предприятий, организаций, их филиалов и других обособленных подразделений) составило 267 единиц, которые по видам экономической деятельности распределены следующим образом:
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство - 66;
добыча полезных ископаемых - 5;
промышленность - 29;
обрабатывающие производства - 15;
производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 9;
строительство - 35;
оптовая и розничная торговля, ремонт авто- и бытовой техники - 38;
гостиницы и рестораны - 2;
транспорт и связь - 4;
финансовая деятельность - 3;
операции с недвижимым имуществом - 20;
государственное управление - 19;
образование - 24;
здравоохранение и предоставление социальных услуг - 7;
предоставление прочих коммунальных услуг - 20.
Сохраняется стабильное число индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица, на 01.01.2011 их число составило 540 человек, которые по видам экономической деятельности распределены следующим образом:
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство - 52;
обрабатывающие производства - 37;
производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 2;
строительство - 38;
оптовая и розничная торговля, ремонт авто- и бытовой техники - 276;
гостиницы и рестораны - 5;
транспорт и связь - 45;
финансовая деятельность - 5;
операции с недвижимым имуществом - 40;
образование - 2;
здравоохранение и предоставление социальных услуг - 3;
предоставление прочих коммунальных услуг - 35.
Основным в имущественной поддержке субъектов малого предпринимательства района является предоставление в аренду муниципального имущества.
На данный момент заключены договоры аренды муниципальной собственности с субъектами малого предпринимательства на общую площадь 1,42 тыс. кв. м. Кроме того, в долгосрочную аренду предоставлено земельных участков субъектам малого предпринимательства, а именно крестьянским (фермерским) хозяйствам района общей площадью 4606 тыс. кв. м.
Оказывается содействие товаропроизводителям по продвижению выпускаемой продукции на рынки области и других территорий путем привлечения предпринимателей к участию в ежегодно проводимых выставках-ярмарках.
Привлечение представителей малого предпринимательства к участию в размещении муниципального заказа за счет бюджетных средств в районе идет по нарастающей, в 2010 году от общего объема муниципального заказа 53% размещено у субъектов малого предпринимательства.
В сложившихся условиях при дефиците бюджета программа предусмотрела включение в бюджет района дополнительных расходных обязательств по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства. Общий объем финансирования программы предусматривает - 475 тыс. рублей. В районе впервые проведены районные конкурсы: "Лучшее предприятие розничной торговли Благовещенского района", "Лучшее крестьянское (фермерское) хозяйство Благовещенского района" и "Лучшее предприятие жилищно-коммунального хозяйства Благовещенского района".
В районе действует общественный координационный Совет по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства при администрации Благовещенского района.
В настоящее время в результате предпринимаемых мер администрацией района, основные показатели деятельности и условия хозяйствования значительного числа, малых и средних предприятий постепенно меняются к лучшему, но не так быстро, как требуется.
Не в полной мере используются значительные потенциальные возможности для роста производства товаров и услуг, не вовлекаются в экономический оборот все ресурсы района.
1.7. Транспорт и связь
Транспортная система Благовещенского района представлена автодорожными, внутренними водными и железнодорожными путями сообщения.
Автомобильными дорогами сельские населенные пункты связаны между собой и областным центром.
Общая протяженность автомобильных дорог района составляет 356,4 км, из которых 334,7 км (94 процентов от общей протяженности) относятся к автодорогам общего пользования и 13,8 км (4 процента) - к ведомственным автодорогам. Автодорожная сеть по всей протяженности имеет твердое покрытие.
По плотности автомобильных дорог с твердым покрытием район занимает пятое место среди всех районов области (110,5км на 1000 кв. км. территории) и почти в 6 раз превышает среднеобластной показатель.
Услуги пассажирского автотранспорта населению района оказывает МП "Автоколонна 1275", расположенная в областном центре, развивается частный извоз, в собственности индивидуальных владельцев находится 2,7 тыс. легковых автомашин, 28 автобусов.
В районе широко развита стационарная телефонная сеть, расширяется сеть сотовой связи. Есть вышки сотовой связи в селах Волково, Марково, Михайловка, Новотроицкое и Сергеевка.
В районе средства массовой информации представляет районная газета "Амурская земля и люди". Зарегистрирована Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Тираж газеты 1200 экземпляров, издание выходит по средам состоящий из 16 полос.
1.8. Образование
Сеть общеобразовательных учреждений: 11 школ, в том числе 1 начальная в селе Натальино, 2 учреждения дополнительного образования, 9 детских садов.
В общеобразовательных учреждениях обучаются 1935 учащихся, на протяжении пяти лет число учащихся увеличивается в среднем на 3 процента ежегодно. Число учителей составило в текущем году 212 человек.
Посещают дошкольные учреждения 387 человек. Вместе с тем, на очереди в детский сад стоят более ста детей.
Все общеобразовательные учреждения имеют лицензии. Имеют компьютерные классы, которые тоже имеют лицензии. Все подключены к всемирной сети "Internet".
1.9. Здравоохранение
На территории района действуют: МУЗ "Благовещенская центральная районная поликлиника" мощностью 300 посещений в смену, 3 участковых больницы на 125 коек, 3 врачебных амбулатории (в селах: Марково, Грибское и Усть-Ивановка) и 19 фельдшерских акушерских пунктов.
В участковых больницах структура пролеченных больных соответствует уровню оказания терапевтической помощи. Лекарственное обеспечение в стационарах достаточное. Улучшилась материальная база диагностических служб, функциональной диагностики, физиотерапии, эндоскопии, УЗИ.
1.10. Культура, спорт, молодежная политика.
Отдел молодежи, культуры, физической культуры и спорта координирует работу 6 детских и 5 молодежных общественных организаций района. Организация и проведение совместных мероприятий, акций, слетов позволяет сплотить детей и молодежь района в единую Детско-юношескую молодежную общественную организацию.
В сеть учреждений культуры в разрезе поселений входят всего 37 учреждений культуры:
- 15 библиотек,
- 22 клубных учреждения (13 сельских Домов культуры, 9 сельских клубов).
Кроме того, детско-юношеская спортивная школа физической подготовки (ДЮСШФП), 9 школьных спортивных залов, стадионы.
Контролирование и оказание методической помощи 14 библиотекам сельских поселений осуществляет МУК "Межпоселенческая центральная библиотека" Благовещенского района. Общий книжный фонд библиотек района составлял 103060 экземпляров.
В Учреждениях культуры имеется необходимая материально-техническая база, ресурсы, в каждом клубном учреждении имеется современная звуко- усилительная техника, музыкальная аппаратура, колонки, DVD, микрофоны и т.д., духовые инструменты (с. Усть-Ивановка), фортепиано (с. Кани-Курган, с. Гродеково, с. Усть-Ивановка), шумовые инструменты и др.
1.11. Демография
Несмотря на сложившуюся кризисную ситуацию продолжается строительство нового жилья в Благовещенском районе, за счет чего район является одним из немногих в Амурской области, в котором наблюдается прирост численности населения. Миграционный приток населения за 2010 год составил 419 человек. Увеличение численности населения отмечается в первую очередь в селах Чигири, Волково, Владимировка, Усть-Ивановка (то есть населённых пунктах, вплотную прилегающих к областному центру). Отрадно отметить, что впервые за последнее десятилетие в районе в течении двух лет наблюдается естественный прирост населения, в 2009 году количество родившихся на 48 человек превысило число умерших, в 2010 году количество родившихся на 17 человек превысило число умерших.
Динамика изменения численности населения Благовещенского района
за период 2006-2010 годы
Показатели |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Численность населения, человек |
18454 |
18344 |
18907 |
19199 |
19635 |
Площадь района, кв. км. |
3100 |
3100 |
3100 |
3100 |
3100 |
Плотность населения, чел./ кв. км. |
5,9 |
6 |
6,1 |
6,2 |
6,3 |
Число родившихся за год, человек |
240 |
238 |
221 |
261 |
272 |
Число умерших, человек |
273 |
260 |
272 |
217 |
255 |
Естественный прирост (+), убыль(-) населения, человек |
-33 |
-22 |
-51 |
44 |
17 |
Число прибывших за год - всего, человек |
584 |
563 |
685 |
619 |
789 |
Число выбывших за год - всего, человек |
339 |
350 |
370 |
375 |
370 |
Сальдо миграции, человек |
245 |
213 |
315 |
244 |
419 |
Численность экономически активного населения в районе, обеспечивающего предложение рабочей силы для производства товаров и услуг, составляет 11654 человека. В их числе 4600 человек, или 40 %, заняты в экономике района. Наибольшую часть трудовых ресурсов представляет население, занятое в сельском хозяйстве и сфере социальных услуг.
По итогам 2010 года в органах службы занятости населения поставлено на учет в качестве безработных 2392 человека, что на 701 человека меньше чем в 2008 году.
Фонд оплаты труда по полному кругу предприятий и предпринимателей, зарегистрированных и действующих в районе, составил в 2010 году 514,8 млн. рублей. По данным статистической отчетности средняя заработная плата по крупным и средним предприятиям в районе за 2010 год составила 13968 рублей.
Перспективы развития района
Ожидания по развитию района основываются на прогнозах, сделанных с учетом сложившейся экономической ситуации в стране, области, районе. Перспективы предполагают, что развитие района будет в определенной степени зависеть от динамики развития экономики области и страны в целом, политики государства в области налогообложения, таможенных пошлин, темпов роста доходов населения при одновременном росте цен и риске инфляции, уровня развития человеческого капитала, как основного фактора развития территории и благополучия населения, институциональных условий ведения предпринимательской деятельности, способности государственного и муниципального управления собирать налоги и распределять между уровнями бюджета.
При разработке перспектив развития в качестве основных стратегических преимуществ района рассматриваются:
- выгодное транспортно-географическое положение, которое определяет роль района, как транзитного прилегающего к областному центру;
- значительные рекреационные возможности, наличие свободного экологически чистого пространства, пригодного для размещения на территории района зон для развития отдыха и туризма;
- природно-ресурсный потенциал района, имеющий необходимые предпосылки для его эффективного использования, как основы хозяйственной деятельности, экономического роста и увеличения привлекательности района;
- земельные ресурсы, создающие потенциал для развития интеграции, возможность вовлечения их в финансово-хозяйственных процесс, добыча полезных ископаемых;
- расширение видов экономической деятельности, за счет образования новых экономических структур, ориентированных на рыночный спрос и возможности по их модернизации и расширению;
- положительные демографические тенденции последних лет;
- достаточно высокий профессиональный, образовательный и культурный уровень значительной части населения;
- близость сосредоточенных в городе Благовещенске учреждений высшего и среднего образования, культуры;
- необходимые и достаточные условия для межмуниципального сотрудничества, развития межмуниципального сектора экономики, экономической интеграции; заинтересованность органов местного самоуправления района в формировании благоприятного инвестиционного климата.
В качестве основных стратегических проблем выступают:
- зависимость экономики района в целом и каждого предприятия района в отдельности от ситуации в стране;
- зависимость финансового положения от финансовой политики области и государства;
- низкий уровень диверсификации экономики района;
- недостаточный уровень активности инвестиционной деятельности;
- дефицит бюджетных средств;
- морально и материально устаревшие инженерные и коммунальные сети поселений района, высокая доля ветхого жилья, недостаточное благоустройство поселений района, как следствие отвлечение большого объема бюджетных средств на решение задач и проблем, которые не дают необходимой конкурентной отдачи и не способствуют развитию потенциала района;
- высокие коммунально-энергетические тарифы;
- существенная зависимость качества жизни в сельских поселениях от уровня финансирования текущей деятельности учреждений бюджетной сферы;
- низкая конкурентоспособность производимой продукции.
С учетом реально сложившейся экономической ситуации перспективы социально-экономического развития района рассматриваются с дальнейшим развитием экономической и социальной сферы района.
Вместе с тем, бюджетная политика государства ориентирована на адаптацию бюджетной системы к изменившимся условиям и на создание предпосылок для устойчивого социально-экономического развития.
Стратегический выбор заключается в стабилизации доходов населения на приемлемом уровне, распространении предпринимательства и создании системы всемерного содействия развитию малого бизнеса, опоры на доходное использование личных подсобных хозяйств.
На муниципальном уровне необходима оптимизация расходов и направление финансовых средств на первоочередные задачи.
Главная программа действий - это сочетание политики содействия занятости, развития предпринимательства с обеспечением комфортности жизнедеятельности, использование местной ресурсной базы и внутреннее инвестирование при разумном вовлечении внешних инвестиций.
Стратегия развития предполагает развитие района - как самостоятельного и многофункционального муниципального образования с устойчивой и сбалансированной муниципальной экономикой, посредством создания стабильных институтов местного самоуправления и инфраструктуры для эффективного использования ресурсов территории в интересах населения, использования потенциала района, а также формирование новой системы ценностей населения, которая была бы направлена на развитие района и поддержание различных социальных ролей, стремление к оседлости поколений, поддержку поколений и осознание достоинств комфортной жизни, как доступной всем жителям поселений.
Стратегия развития основывается на предположении, что общее экономическое развитие страны, области и района позволит существенно увеличить доходы населения до уровня, обеспечивающего не просто качественное потребление товаров и услуг, но возможность инвестирования в место проживания и будущее семьи.
Стратегия развития предполагает, что муниципальный район создаст систему необходимых и достаточных условий для развития территорий района, привлечения бизнеса и инвестиций, увеличения привлекательности района, эффективного использования ресурсов, создания благоприятных условий осуществления экономической деятельности, создания благоприятных условий, социальной защищенности и повышения качества жизни населения, поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Основные показатели развития района на период до 2025 года отражены в прилагаемой таблице N 1.
Главные направления деятельности муниципального управления в рамках данной стратегии следующие:
1. Эффективная экономика:
обеспечение эффективного расходования бюджетных средств и использования муниципального имущества, создание базы для расширения собственного доходного потенциала; совершенствование финансового контроля (подтверждение достижения эффекта, рассчитываемого при принятии решения о расходовании средств);
создание условий для организации индустрии отдыха на территории района, включая строительство комплексов и инфраструктуры, обустройства придорожного пространства, создание спортивно-развлекательных центров, сохранение историко-культурных ценностей, вовлечения жителей района в предпринимательство в сфере туристического сервиса и привлечение действующего бизнеса в развитие потенциальных территорий;
создание условий, обеспечивающих высокую занятость и как следствие рост доходов населения, развитие внутренних рынков и создания новых производств, прежде всего, на базе местных ресурсов, стратегического партнерства с муниципальными образованиями, организациями, населением;
поддержка реального сектора экономики и финансовой системы;
содействие формированию и становлению малого и среднего бизнеса;
закрепление и расширение конкурентных преимуществ района;
снижение административных барьеров для бизнеса.
2. Социальная защищенность населения:
создание условий для обеспечения населения доступным и качественным жильем, создание комфортной среды для человека и эффективного жилищно-коммунального хозяйства;
создание благоприятных условий для развития способностей каждого человека, в том числе за счет доступности и улучшения качества услуг образования и здравоохранения требуемого качества, доступа к культурным благам и обеспечение экологической безопасности, необходимого уровня обеспеченности жильем.
Сопутствующей задачей стоит повышение конкурентоспособности кадров во всех отраслях в целях повышения производительности труда, в том числе за счет обеспечения доступности и увеличения качества образования, здравоохранения, отдыха.
Необходимым условием достижения поставленных целей являются вопросы эффективного управления имуществом и обеспечения доходности. В течение ближайших двух-трех лет должны быть решены все вопросы формирования права муниципальной собственности, разграничено право собственности на землю, налажена система сбора местных налогов (создана способность максимально собирать налоги), отработана система по сохранению, улучшению и оптимальному использованию муниципального имущества.
Опорой стратегии являются новые технологии во всех возможных сферах хозяйственной деятельности, касается ли это использования леса, сельского хозяйства или производства коммунальных услуг, потребления личных услуг или создания благоприятной среды жизнедеятельности. Реализация данной стратегии возможна в условиях наращивания энергоресурсов. Основой поступательного развития должен стать внутренний спрос, максимально эффективное использование собственных ресурсов района.
Стратегия развития является наиболее привлекательной с точки зрения повышения качества жизни населения и обеспечения поступательного развития экономики территории.
Долгосрочные приоритетные направления и цели их реализации
Ведущая деятельности администрации района в долгосрочном развитии района - это создание институциональных и инфраструктурных условий для эффективного использования природных и других ресурсов территории в интересах населения района через интеграцию с поселениями и частным бизнесом, организацию взаимодействия и координацию муниципального управления поселениями, входящими в состав муниципального района.
Главная задача управления районом заключается в обеспечении условий для формирования экономической самодостаточности поселений, входящих в состав района, социальной защищенности населения, повышении привлекательности района, эффективного использования его ресурсов и территорий, развития малого и среднего бизнеса, увеличения комфортности проживания путем использования политических и финансовых возможностей и законных полномочий органов местного самоуправления района.
Месторасположение района, имеющийся ресурсный потенциал и анализ уровня его социально-экономического развития определяют главную стратегическую цель и основные стратегические направления развития района на период до 2025 года:
Главная стратегическая цель развития района - стабильное социально-экономическое развитие района в целях повышение уровня и улучшение качества жизни каждого жителя района.
Стратегические направления развития района:
1. Поддержка сложившихся и развитие новых отраслей экономики, рост бюджетного потенциала района.
2. Укрепление имиджа района, как территории, привлекательной для инвесторов, проживания и отдыха.
3. Создание благоприятной среды жизнедеятельности населения и его социальной защищенности.
Одними из основных составляющих первого стратегического направления развития района являются:
а) Содействие развитию сельскохозяйственного производства.
В качестве отправной точки для определения целей и задач развития сельскохозяйственных предприятий выбраны не внутренние проблемы предприятий, а приоритеты развития отрасли.
Для достижения поставленных целей необходимо:
- формирование конкурентной среды, создание равных условий экономической деятельности;
- содействие освоению новых видов продукции, разработке и внедрению современных технологий по хранению и переработке сельскохозяйственной продукции, использованию имеющегося научно-технического задела и новых результатов исследований, разработок;
- создание новых производств, обеспечивающих потребности населения района, городского хозяйства в необходимых продуктах питания, сырье, оборудовании;
- формирование положительного рыночного имиджа сельскохозяйственной продукции района;
- содействие дальнейшему развитию рынков сбыта продукции, производимой предприятиями района.
Основными направлениями политики администрации района, направленной на развитие производственной деятельности являются:
- определение приоритетных областей стратегического инвестирования;
- разработка механизма взаимодействия администрации района и инвесторов;
- организация системы постоянно действующего мониторинга инвестиционных процессов на территории района, создание банка данных основных инвестиционных проектов и предложений, определение возможности их финансирования за счет федеральных и региональных программ.
б) Развитие индустрии отдыха, оздоровления и туризма:
- обеспечение эффективного использования и вовлечение в экономику района имеющихся природно-рекреационных ресурсов;
- создание условий для развития внутреннего и внешнего туризма;
- развитие материальной базы туризма путем привлечения отечественных и иностранных инвестиций для строительства туристических объектов;
- создание с помощью туризма, в том числе делового, инвестиционно привлекательного имиджа района, позиционирование района на областном и российском уровне;
- вхождение района в туристическую сеть области;
- развитие предпринимательства в сфере туризма, в том числе малого и среднего бизнеса;
- создание туристско-рекреационных зон и зон отдыха;
- расширение возможностей для населения района в организации отдыха, в том числе семейного;
- создание новых источников доходов и обеспечение занятости населения.
Конечная цель реализации данного стратегического направления развития - создание на территории района новой высокоэффективной и конкурентоспособной отрасли экономики, обеспечивающей дополнительные доходы бюджету, занятость населения и предоставляющей широкие возможности для организованного отдыха жителей района и областного центра.
Второе направление стратегического развития невозможно без развития и увеличения объемов жилищного строительства с одновременным обеспечением необходимого уровня инфраструктуры района:
- оказание содействия в повышении темпов комплексной застройки, малоэтажного жилищного строительства, в том числе индивидуального;
- повышение качества жилищно-коммунальных услуг;
- модернизация объектов коммунального назначения, в том числе за счет эксплуатирующих организаций;
- проведение мероприятий по газификации населенных пунктов;
- ускорение темпов водоснабжения, энергоснабжения и благоустройства населенных пунктов.
Конечная цель - обеспеченность населения доступным и комфортным жильем.
Создание благоприятной среды жизнедеятельности населения и его социальной защищенности базируется на следующих задачах:
- обеспечение максимального удовлетворения потребностей населения в товарах, бытовых и платных услугах;
- развитие современной сети здравоохранения с повышенным качеством медицинских услуг, снижение уровня заболеваемости населения;
- развитие дошкольной и школьной образовательной сети, обеспечивающей воспитание всесторонне развитого человека;
- развитие сети учреждений культуры, библиотек, физкультурно-оздоровительных объектов, максимально доступных населению по месту жительства, создание условий для здорового образа жизни;
- повышение духовно-нравственного потенциала населения, создание условий и обеспечение приоритетного развития нравственного воспитания, массовое приобщение населения к культурным и духовным ценностям;
- обеспечение социальных гарантий населению;
- обеспечение максимальной занятости населения, особенно женщин и молодежи;
- создание условий для опережающего роста доходов населения в сравнении с ростом прожиточного минимума;
- обеспечение экологической безопасности и здоровой окружающей среды.
Конечная цель реализации данного стратегического направления развития - создание комфортной среды проживания населения, обеспечивающей достойный образ жизни и активное долголетие.
Реализация изложенных направлений позволит мобилизовать потенциал Благовещенского района как:
- центра высокоразвитого сельскохозяйственного производства, преимущественно картофельно-овощного направления с переработкой сельскохозяйственной продукции, обеспечивающей внутренние потребности в качественных продуктах питания не только жителей района, но и жителей областного центра, занятость сельского населения и повышение его уровня жизни;
- уникального уголка Амурской области с благоприятной экологической средой, имеющей все условия для создания высокоэффективной инфраструктуры отдыха и туризма. Привлечение отдыхающих и туристов обеспечит значительное поступление дополнительных финансовых средств, увеличит товарооборот и платные услуги, даст развитие населенным пунктам, частично решит проблему занятости населения;
- района, имеющего развитую жилищную застройку, сеть социальных объектов, обусловленную социально-демографическим составом населения, и инженерную инфраструктуру, отвечающую современным требованиям. Жилищное строительство, наличие социальных объектов, реконструкция инженерных коммуникаций, газификация района позволят обеспечить качественную и надежную структуру жизнеобеспечения населения, оптимизировать расходы местного бюджета;
- территории, обладающей определенным промышленным сектором, имеющей собственные сырьевые ресурсы: сельскохозяйственное сырье, полезные ископаемые, что способствует устойчивому их закреплению в структуре экономики района.
Составляющие стратегических направлений района
1. Поддержка сложившихся и развитие новых отраслей экономики, рост бюджетного потенциала района.
1.1. Развитие сельскохозяйственного производства
Основным видом экономической деятельности Благовещенского района является производство сельскохозяйственной продукции. В последние время наблюдается стабильное поступательное развитие данного производства, в течение двух лет район занимает третье место в соревновании между районами области по показателям развития. Стабильно работает сельскохозяйственный производственный кооператив "Тепличный" крупное предприятие, не только в Амурской области, но и на дальнем Востоке, по производству овощей закрытого грунта. Стабильно работают крестьянские (фермерские) хозяйства, специализирующиеся на производстве картофеля и овощей. 60 процентов картофельного поля, занимаемого крестьянскими (фермерскими) хозяйствами области, расположено в Благовещенском районе или 1311 га из 2156 га. Данные предприятия стабильно развиваются, на них вводятся и реконструируются производственные помещения, обновляются и внедряются новые сорта картофеля, внедряются новые технологии выращивания, в том числе зарубежные.
Созданы и успешно функционируют новые сельхозпредприятия, в том ООО "АНК - холдинг" молочный комплекс на 1200 голов в с. Грибское, обособленное подразделение "Поярковская птицефабрика" свиноферма на 2000 свиней в селе Ровное, индивидуальный предприниматель Аракелян свиноферма на 3000 свиней в селе Михайловка, индивидуальный предприниматель Бондарев молочный комплекс на 500 голов в селе Чигири. Производство молока сельхозпредприятиями района увеличилось с 1254 тонн молока в 2007 году до 5555 тонн - в 2011 году или более чем в 4 раза. Посевные площади занятые для производства сои увеличились с 8433 га до 15265 га или на 81 процентов.
Главная задача на планируемый период - содействие переходу сельского хозяйства к устойчивому режиму развития.
Наиболее значимыми проектами в данной отрасли являются:
а) строительство на территории Благовещенского района Агропромышленного парка "Чигиринский" как центра аккумулирующего в себе функции:
- инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего
предпринимательства в Благовещенском районе;
- хранения и переработки продукции сельского хозяйства на основе новейших технологий;
- размещение логистического центра;
- привлечение инвестиций в сельское хозяйство;
- создания новых рабочих мест.
б) реконструкция молочного комплекса с 1200 до 1800 годов в селе
Грибское;
в) реконструкция помещений под размещение свиноводческого комплекса на 4000 голов в селе Волково;
г) строительство тепличного комплекса по круглогодичному выращиванию тепличных овощей, грибов и оранжерейных цветов в селе Владимировка;
д) вынос животноводческого комплекса за пределы границ села Чигири;
е) вовлечение в производство ранее не используемых объектов - размещение производств по разведению товарной озерной рыбы на водохранилищах: Грязнухинское, Егорьевское, Гуранское.
Задачи муниципального управления состоят в следующем:
- развитие рыночной инфраструктуры агропромышленного комплекса района для удовлетворения потребностей сельскохозяйственного производства и продуктах питания населения района, областного центра и близлежащих территорий, вовлечение в производство ранее не используемых объектов, организация Агропромышленного парка "Чигириснкий", способствующего внутреннему сбыту собственной продукции сельскохозяйственных предприятий, личных подсобных хозяйств;
- привлечение в сельскохозяйственную отрасль района крупных компаний и крупных инвесторов; развитие малых форм хозяйствования, развитие потребительской кооперации.
1.2. Развитие туризма и использование рекреационного потенциала района
Развитие туристско-рекреационного комплекса как отрасли экономики играет важную роль в развитии района. Повышая привлекательность территорий, привлекая инвестиции и создавая дополнительную доходную базу, туризм и отдых выполняет социальную функцию, способствующую повышению уровня жизни населения, совершенствованию системы образования и медицинского обслуживания, сохранению и развитию культурного потенциала.
Данная отрасль экономики только начинает свое развитие. В районе в настоящее время уже осуществляют свою деятельность ряд организаций, которые представляют оздоровительные, экскурсионные и развлекательные услуги. В разработке находятся несколько проектов по формированию туристско-рекреационных зон, организации мест активного отдыха, созданию оздоровительных комплексов.
Территория района богата красивыми лесными массивами, реками и озерами, чистым воздухом и располагает для проведения организованного и цивилизованного отдыха как жителей района, так и жителей областного центра и жителей близлежащих районов.
Для достижения поставленных задач в области развития туризма, оздоровления и отдыха на территории района реализуется несколько инвестиционных проектов, целью которой является создание и развитие современного, эффективного и конкурентоспособного туристско-рекреационного комплекса как отрасли экономики, направленной на увеличение доходной части бюджета и повышение социального уровня района.
Перспективными направлениями развития данной отрасли являются развитие зон активного зимнего и летнего отдыха, организация водного отдыха, организация зон спортивного туризма, альпинистского лагеря, горнолыжной базы, развитие экологического туризма, развитие парусного спорта, спортивного рыболовства.
Наиболее значимыми планируемыми проектами в данной отрасли являются:
- создания "Историко-этнографического комплекса "Казачья станица" в селе Грибское, который включен в долгосрочную целевую программу "Развитие туризма в Амурской области на 2012-2016 годы", период реализации проекта 2012-2016 годы
- строительство базы отдыха на Чигиринском водохранилище, включающем стадион на 200 посадочных мест, летний аквапарк, лодочную станцию;
- строительство базы отдыха на территории Грязнухинского водохранилища (кемпинги, кафе, прокат инвентаря и т.д.);
- строительство горнолыжного спуска в районе села Натальино;
- реконструкция детского лагеря "Гостелло" с целью создания круглогодичного оздоровительного комплекса в селе Натальино.
1.3. Развитие промышленности строительных материалов
Развитием промышленных отраслей экономики достигается цель рационального размещения производительных сил и оптимального использования территориальных, сырьевых, энергетических, трудовых и финансовых ресурсов, создание значительного количества новых высокотехнологичных и высокооплачиваемых рабочих мест.
Рассматриваемыми в области разработки и добычи общераспространенные полезных ископаемых на территории района являются:
- использование изученных месторождений, в частности месторождений глины для производства керамического кирпича и керамической плитки - это Водораздельное месторождение глины в районе 7 км. Игнатьевского шоссе - действуют два кирпичных завода; месторождение глины в районе села Новотроицкое - действует сезонный завод.
- освоение песчано-гравийных месторождений в районе 8 км. Игнатьевского шоссе (МУП "Дорремстрой"), в районе 12 км. Новотроицкого шоссе (ООО "Дальсвет плюс"), в районе села Передовое (ООО "Амурмелио"), в районе села Кани-Курган (ООО "Торговый порт "Благовещенск"), в районе села В-Благовещенское (ЗАО "Асфальт").
- освоение месторождения камня строительного в районе села В-Благовещенское (ООО "Гравелон"), в районе села Михайловка.
Перспективным представляется:
- освоение новых видов продукции, разработка и внедрение современных технологий, использование имеющегося научно-технического задела и новых результатов исследований, разработок. К ним относится внедрение технологии переработки низкокалорийных углей Сергеевского буроугольного месторождения по направлениям: производство топливных брикетов и переработка бурых углей на синтетическое и газообразное топливо.
- освоение и рациональное использование минерального источника "Маньчжурский" в районе села Сергеевка, вода из которого является некондиционной по содержанию железа, марганца, алюминия и других компонентов и может применяться для лечения анемии, связанной с дефицитом железа.
- использование месторождений грязей (сапропель) для лечения неврологических больных.
Наиболее значимыми проектами в данной отрасли является выход на проектную мощность действующих заводов по производству кирпича, вовлечение в хозяйственную деятельность новых месторождений общераспространенных полезных ископаемых, понуждение к регистрации по месту расположения месторождения обособленных подразделений предприятий, зарегистрированных на других территориях.
1.4. Поддержка малого и среднего предпринимательства
Малое и среднее предпринимательство занимает важное место в структуре экономики района, сохраняя на протяжении ряда лет положительную динамику развития основных показателей деятельности.
Представители малого и среднего бизнеса, зарегистрированные в районе осуществляют свою деятельность в большинстве отраслей экономики.
Оценочно среднесписочная численность работающих на малых и средних предприятиях, зарегистрированных в районе, составляет более 3 тысяч человек, что составляет более 65 процентов от численности работающих в районе, и 27 процентов от экономически активного населения.
Число индивидуальных предпринимателей составило к концу 2010 года 540 человека. По структуре 51 процент индивидуальных предпринимателей занято в оптовой и розничной торговле.
Малыми предприятиями обеспечивается подавляющий объем розничного товарооборота, почти 100 процентов объемов в сфере муниципального жилищно-коммунального хозяйства.
Наиболее приоритетными направлениями развития частной инициативы и предпринимательства такие направления, как развитие туризма и отдыха, развитие малоэтажного комплексного жилищного строительства, освоение общераспространенных полезных ископаемых, производство строительных материалов, переработка древесины и сельхозпродукции, создание розничных рынков и реализация транзитного потенциала района через развитие придорожно-сервисного сектора.
2. Укрепление имиджа района, как территории, привлекательной для инвесторов, проживания и отдыха.
2.1. Развитие жилищного строительства, комплексная застройка
Жилищное строительство является одним из ключевых приоритетов экономической и социальной политики. Развитие жилищного сектора выступает мощным источником внутреннего спроса, охватывающего различные сектора экономики. Одновременно строительство жилья является важным стабилизатором, способствуя укреплению позиций собственника.
С целью реализации потенциала района в целях жилищного строительства необходимо формирование спроса на комфортное жилье, реализация новых технологий строительства, выход на современные стандарты жилищных условий.
Существующий жилищный фонд в поселениях района характеризуется низкой степенью благоустройства, большой степенью ветхости и износа. Строительство и обеспечение населения достойным и комфортным жильем для муниципального управления является важной задачей, которая решает не только проблему улучшения жилищных условий граждан, но закрепления трудоспособного населения в районе, поддержку предприятий по производству строительных материалов, расположенных в районе, повышения доходной части бюджетов.
Осуществлению данного направления способствует реализация мероприятий целевой градостроительной программы.
В планируемый период необходимо продолжить практику поддержки комплексного освоения земельных участков в целях жилищного строительства.
В настоящее время используются участки и планируется комплексная застройка в селе Чигири, реализация проекта по строительству жилья в селе Волково для работников ООО "АНК - холдинг". В селах района сформированы земельные участки для проведения аукционов по продаже земельных участков, продаже права аренды на земельные участки под индивидуальное жилищное строительство. Практически все населенные пункты расширили границы поселения с целью увеличения площади под застройку.
Наиболее востребованными территориями для комплексного освоения и индивидуального жилищного строительства являются населенные пункты расположенные в непосредственной близости от областного центра, это: с. Чигири, с. Игнатьево, с. Владимировка, с. Усть-Ивановка, с. Волково.
В рамках межмуниципального сотрудничества между администрацией района и администрацией Чигиринского сельсовета разработан паспорт инвестиционного проекта "Комплексное развитие с. Чигири Благовещенского района Амурской области с целью жилищного строительства. Заявка на реализацию проекта в рамках государственного частного партнерства представлена в Министерство экономического развития, промышленности и транспорта Амурской области, Центр ГЧП "Внешэкономбанка".
Целью проекта является подготовка площадки для планового комплексного жилищного строительства, в том числе для решения в данном населенном пункте вопросов обеспечения населения услугами социальной сферы, детского дошкольного, общего и дополнительного образования и здравоохранения.
Сроки реализации проекта 2012-2016 годы.
2.2. Развитие инфраструктуры
Повышение уровня жизни населения района путем увеличения объемов жилищного строительства невозможно без одновременного развития инфраструктуры, благоустройства и улучшения качества жилищно-коммунальных услуг, которые должно сопровождаться не только принятием и реализация программ по совершенствованию муниципальной инфраструктуры, но и привлечения инвестиционных проектов частного сектора. Роль муниципального управления должна быть направлена на оказание максимального содействия в развитии инфраструктуры на территории района и обеспечении населения качественными коммунальными услугами.
В области развития жилищно-коммунального хозяйства на территории района на перспективу стоят следующие задачи:
- выполнение положений ранее принятых районных программ в области модернизации и реконструкции котельных района, сетей тепло и водоснабжения, энергоресурсосбережения и развитие системы теплоснабжения;
- создания условий для выполнения планов Правительства Амурской области в области газификации объектов теплоснабжения и жилого фонда поселений района;
- выполнение мероприятий в области энергоснабжения, направленных на повышение качества электроэнергии, сокращение эксплуатационных затрат на отпуск;
- выполнение мероприятий в области обеспечения населения качественной питьевой водой;
- модернизация жилищно-коммунальной сферы и обеспечение доступности расходов на эксплуатацию жилья и оплаты жилищно-коммунальных услуг для всего населения через развитие конкуренции в управлении жилищным фондом и его обслуживании, привлечение субъектов частного предпринимательства к управлению и инвестированию в жилищно-коммунальную инфраструктуру, совершенствование тарифной политики и развитие механизмов частномуниципального партнерства в сфере предоставления коммунальных услуг;
- создание условий, обеспечивающих снижение износа жилищного фонда, в том числе ликвидацию в среднесрочной перспективе аварийного и ветхого жилья;
- содействие самоорганизации населения на жилищном рынке, содействие в организации товариществ собственников жилья, управлении многоквартирными домами.
2.3. Муниципальные автомобильные дороги
Сеть муниципальных автомобильных дорог является важнейшей составной частью транспортной системы Благовещенского района. От уровня транспортно-эксплуатационного состояния муниципальных автомобильных дорог общего пользования, обеспечивающих связи между населенными пунктами района, во многом зависит решение задач достижения устойчивого экономического роста, улучшения условий предпринимательской деятельности и повышения качества жизни населения.
Основная цель в данном направлении - устойчивое обеспечение населения бесперебойным, комфортным и безопасным дорожным движением.
Основные задачи:
- улучшение транспортно-эксплуатационного состояния существующей дорожной сети;
- повышение безопасности движения и улучшение инженерного обустройства дорог;
- оформление документации по приему в муниципальную собственность бесхозяйных автомобильных дорог общего пользования между населенными пунктами района.
2.4. Развитие транзитного потенциала
На территории района расположено 100 километров - федеральных, 324 километров - региональных и 98 километров дорог местного значения.
Развитие транспортной инфраструктуры района связано с решением следующих стратегических задач: повышение доступности услуг транспортного комплекса для населения всех поселений, расположенных в границах района; сокращение отрицательного воздействия на окружающую природную среду, а также числа дорожно-транспортных происшествий; улучшение инвестиционного климата для среднего и крупного бизнеса как с точки зрения развития добычи полезных ископаемых, так и расширения рынков сбыта и создания возможностей для диверсификации; увеличение мобильности населения для интенсификации рынка труда и содействия занятости; создание условий для развития туризма и отдыха; создание условий для развития сельского хозяйства.
Учитывая открытый, транзитный характер района, представляется возможным, в том числе через применение концессионных соглашений, в целях привлечение инвестиций в экономику и обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, рассмотреть вопрос по использованию в целях развития придорожной инфраструктуры муниципального потенциала в виде муниципальных, а также бесхозяйных дорог. Благоприятные условия для использования транзитного потенциала района создает планируемая реализация таких проектов как:
- организация грузовых терминалов с логистическими центрами в районе размещения Агропромышленного парка "Чигиринский", Волково с размещением автосервисов, гостиниц, кафе, складов;
- строительство придорожных кафе в селах Прядчино, Новинка, Натальино.
- кафе в селе Грибское.
2.5. Развитие информационно-коммуникационного комплекса
Развитие экономики района на основе инновационных технологий и повышение уровня жизни населения невозможно без одновременного развития информационно-телекоммуникационного комплекса. Развитие отрасли должно обеспечить доступность глобальных информационных сетей для всех семей и организаций, стопроцентную обеспеченность телефонной связью (стационарной или мобильной).
До 2025 года должны быть реализованы следующие задачи: доступ к открытым государственным и муниципальным информационным ресурсам, размещаемым в системе Интернет - 100% поселений; подключение к сети Интернет 100% районных бюджетных организаций; полная телефонизация.
3. Создание благоприятной среды жизнедеятельности населения и его социальной защищенности
В социальной политике главными направлениями повышение уровня и качества жизни являются: создание эффективной, сбалансированной и доступной системы предоставления муниципальных услуг в рамках решения вопросов местного значения с учетом интересов населения; установление правил участия собственников помещений (домов) в производстве и содержании коллективных благ (благоустройство, озеленение, освещение, содержание дорог общего пользования и т.п.); обеспечение питьевой водой надлежащего качества; установление нормативной базы, гарантирующей защиту прав граждан и организаций в отношении земельной собственности и создания имущественных комплексов, обеспечивающей формирование инфраструктуры района, способствующей повышению его ценности и привлекательности; организация свободного времени и отдыха детей, школьников и молодежи включая вопросы культуры, физкультуры и спорта, дополнительного образования; создание условий, обеспечивающих достаточную занятость и как следствие рост доходов населения путем развития рынка труда, форм стратегического партнерства работодателей, профсоюзов и администрации.
В рамках организационного взаимодействия управления районом и поселениями абсолютным приоритетом является развитие сектора предоставления услуг, прежде всего социального характера: образовательных и медицинских, коммунальных и экологических, культурных и в области проведения досуга, в сфере бытового обслуживания и торговли.
В планируемый период предполагается реализации проектов в рамках долгосрочных целевых программ всех уровней.
При осуществлении расходов на образование и здравоохранение, необходимо будет применение финансовых механизмов, обеспечивающих нацеленность на максимальную отдачу и эффективное использование ресурсов, на доступ к качественным услугам для возможно большего числа граждан.
Планирование расходов должно быть направленно на эффективное достижение результата за меньшие средства.
Стратегическим направлением будет сохранение положительных демографических тенденций.
С этой целью предстоит решение следующих задач:
1. Сокращение социального неравенства и межпоселенческой дифференциации.
2. Обеспечение опережающего развития человеческого потенциала через улучшение условий жизни граждан, а именно:
- создание благоприятных условий для развития способностей каждого человека, и качества социальной среды, в том числе за счет доступности услуг образования и здравоохранения требуемого качества, доступа к культурным благам;
- обеспечение экологической безопасности;
- обеспечение необходимого уровня обеспеченности жильем;
- эффективного жилищно-коммунального хозяйства
- создание экономических условий сохранения и умножения культурных и духовных ценностей населения;
- обеспечение качества и доступности услуг в сфере досуга, физической культуры и спорта.
При сохранении тенденций последних лет, при среднегодовом росте численности населения на 250-300 человек, с учетом выданных разрешений на строительство и количества сформированных участков под индивидуальное жилищное строительство, прогнозируется рост численность постоянного населения района к концу 2025 года более 25,5 тысяч человек.
В социальном направлении стратегического развития перед районом
стоят следующие задачи.
1. В области образования:
- обеспечение противопожарной безопасности, их благоустройства и установки наружного видеонаблюдения во всех образовательных учреждениях;
- укрепление технической базы зданий образовательных учреждений, в том числе за счет строительства новых зданий и сооружений, замены мягких кровель, проведения капитальных и текущих ремонтов, замены внутренних систем отопления и электроосветительной системы для обеспечения возможности каждому учащемуся получения образования в современных условиях;
- сокращение затрат на оплату коммунальных услуг, в том числе через установку приборов учета тепловой энергии, воды;
- оснащение образовательных учреждений технологическим оборудованием;
- обеспечение увеличения оплаты труда работникам образовательных учреждений в зависимости от качества и результатов их труда до уровня, сопоставимого с уровнем оплаты труда в сфере экономики и выше его;
- создание системы образовательных услуг, обеспечивающих раннее развитие детей независимо от места их проживания, состояния здоровья, социального положения, создание дополнительных мест в дошкольных образовательных учреждениях, обеспечение предшкольного образования каждому ребенку;
- создание условий для обеспечения равных возможностей получения общего образования в соответствии с требованиями государственных стандартов для всех детей, в том числе детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), безнадзорных детей, детей с девиантным поведением, одаренных детей, а также других категорий детей, для которых требуются создание особых условий реализации ими права на образование;
- создание в образовательных учреждениях общественных форм управления образовательным учреждением (попечительских, наблюдательных и управляющих советов);
- предоставление учащимся возможностей осваивать индивидуальные образовательные программы. Создание системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательных школ, ориентированной и индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда.
2. В области здравоохранения развития физической культуры и спорта:
- увеличение инвестиций, направляемых на укрепление материально-технической базы медицинских учреждений и организаций для оснащения их современными лечебно-диагностическим медицинским оборудованием и техникой в соответствии со стандартами оснащения, обеспечивающими качественное оказание медицинской помощи;
- строительство новых зданий для нужд муниципальных учреждений здравоохранения и проведение капитальных и текущих ремонтов существующих;
- обновление автопарка скорой медицинской помощи;
- развитие системы охраны здоровья матери и ребенка;
- совершенствование проведения профилактических мероприятий в части охраны здоровья детей и подростков;
- совершенствование оказания медицинской помощи в образовательных учреждениях;
- открытие в сельской местности кабинетов врачей общей практики и семейных врачей;
- разработка и реализация мер по сокращению потерь трудоспособного населения путем снижения смертности от управляемых причин;
- развитие системы предоставления медико-социальной помощи, в том числе помощи, оказываемой пожилому населению на дому и взаимодействия системы здравоохранения с системой социальной защиты, повышение роли и расширение функций среднего персонала при оказании медицинской помощи лицам старшего возраста;
- обеспечение потребности населения в получении высокотехнологичной медицинской помощи;
- расширение хозяйственной самостоятельности медицинских учреждений;
- оптимизация соотношения врачебного и среднего медицинского персонала;
- повышение доступности для граждан лекарственных средств при проведении амбулаторного лечения;
- развитие инфраструктуры для занятий массовым спортом по месту жительства;
- развитие инфраструктуры для занятий массовым спортом в образовательных учреждениях;
- создание спортивных секций и клубов для детей и взрослых;
- осуществление комплекса мер по материально-техническому оснащению и кадровому обеспечению сферы физической культуры и спорта;
- развитие системы проведения массовых физкультурных и спортивных соревнований.
3. В области культуры:
- проведение ремонтов и реконструкций зданий муниципальных учреждений культуры с целью создания культурно-спортивных центров;
- обновление материально-технической база подведомственных муниципальных учреждений культуры;
- обеспечение поддержки традиционной национальной культуры;
- совершенствование системы развития детского и юношеского творчества;
- обеспечение роста оплаты труда работников учреждений и организаций культуры и искусства в зависимости от качества и результатов их деятельности;
- модернизация и обеспечение инновационного развития учреждений и организаций культуры путем масштабного инвестирования в технологическое обновление, повсеместное внедрение и распространение новых информационных продуктов и технологий;
- создание инфраструктуры доступа населения к ним с использованием сети Интернет;
- развитие механизмов государственного частного партнерства в сфере культуры за счет межмуниципального сотрудничества;
- создание нормативно-правового и материально-технической базы для организации автономной формы деятельности учреждений культуры;
- содействие развитию культурно-познавательного туризма;
- увеличение к 2025 году количества посещений учреждений культуры (на 1 тыс. человек) по сравнению с 2007 годом на 75 процентов;
- стимулирование интереса молодежи к историческому и культурному наследию "малой родины", защите окружающей среды путем развития системы экологического туризма, поддержки участия молодежи в реализации проекта "Молодежный парламент", деятельности по реставрации исторических памятников.
4. В области улучшения экологической обстановки:
- обустройство полигонов твердых бытовых отходов в населенных пунктах района;
- организация сбора и вывоза отходов с территорий поселений;
- санитарная очистка территорий и ликвидация несанкционированных свалок;
- экологическое информирование, воспитание и просвещение населения.
Стратегические направления социально-экономического
развития поселений района
Стратегия района касается размещения производительных сил, формирования инфраструктурного комплекса территории, обеспечения необходимого качества, разнообразия, доступности услуг, связанных с предоставлением коллективных или общественных благ, выравниванием экономического и социального благополучия, создания условий для развития местных рынков и формирования доходов при использовании территории района. Стратегия поселений касается формирования коллективного поведения по поводу использования муниципальных и определенных частных и государственных ресурсов для формирования благоприятной среды жизнедеятельности и хозяйствования своего населения.
Развитие сельских поселений возможно при условии организации качественно новой формы межмуниципального сотрудничества района и поселений, расположенных в его границах, в области межмуниципальной интеграции для совместного решения вопросов местного значения.
Направления развития сельских поселений при всем единообразии общей главной цели - использования своих ресурсов для формирования и улучшения благоприятной среды жизнедеятельности и хозяйствования, имеют свою специфику, обусловленную сложившейся экономической и социальной инфраструктурами, природными и географическими факторами.
Заключение
Для реализации Стратегии социально-экономического развития Благовещенского района до 2025 года необходима разработка программных документов, конкретизирующих и регулирующих оперативные цели и тактические задачи органов местного самоуправления района, которые могут выражаться в целевых муниципальных программах.
Стратегия развития - это основа плана социально-экономического развития района, составляющего тактику действий района в достижении поставленных стратегических целей.
Стратегия не является раз и навсегда заданным документом, она должна корректироваться по мере ее реализации с учетом изменения внешнего контекста развития страны в целом, Дальневосточного Федерального округа, Амурской области и Благовещенского района. Стратегическая концепция должна совершенствоваться исходя из складывающейся ситуации, изменения законодательства, политики и конъюнктуры экономики.
Приложение N 1
к Стратегии
социально-экономического развития
Благовещенского района
до 2025 года
Основные показатели развития Благовещенского района Амурской области
на период до 2025 года
Основные показатели |
Ед. изм. |
2010 факт |
2010 к 2009% |
2011 оценка |
2011 к 2010% |
2012 прогноз |
2012 к 2010% |
2015 прогноз |
2015 к 2010% |
2020 прогноз |
2020 к 2010% |
2025 прогноз |
2025 к 2010% |
Численность населения |
человек |
19635 |
102 |
20030 |
102 |
20430 |
104 |
22594 |
115 |
24209 |
123 |
25540 |
130 |
Численность занятого в экономике района населения |
человек |
4600 |
100 |
4770 |
104 |
4900 |
106 |
6200 |
135 |
6270 |
136 |
6570 |
143 |
Индекс производства сельскохозяйственной продукции |
млн. руб. % |
1333,15 |
117 |
1562,95 |
117 |
1746,1 |
131 |
2073,14 |
156 |
2943,85 |
221 |
4415,78 |
331 |
Среднемесячная заработная плата работников |
руб. % |
13968 |
107 |
15304 |
109 |
16376 |
117 |
18700 |
134 |
30000 |
215 |
52500 |
375 |
Ввод жилья |
кв. м. % |
12067 |
133 |
24207 |
200 |
31700 |
262 |
37100 |
307 |
39590 |
328 |
45800 |
379 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Стратегия определяет долгосрочную политику деятельности органов местного самоуправления Благовещенского района в экономической, социальной и иных сферах жизнедеятельности. Настоящий документ призван создать понимание связи между настоящим и будущим, обеспечить интеграцию главных целей и задач развития, их согласование с интересами местного самоуправления района, входящими в его состав поселений и стратегическими интересами Амурской области.
Стратегия развития предполагает развитие района - как самостоятельного и многофункционального муниципального образования с устойчивой и сбалансированной муниципальной экономикой, посредством создания стабильных институтов местного самоуправления и инфраструктуры для эффективного использования ресурсов территории в интересах населения, использования потенциала района, а также формирование новой системы ценностей населения, которая была бы направлена на развитие района и поддержание различных социальных ролей, стремление к оседлости поколений, поддержку поколений и осознание достоинств комфортной жизни, как доступной всем жителям поселений.
Главными направлениями деятельности муниципального управления в рамках данной стратегии определены:
- эффективная экономика;
- социальная защищенность населения.
Постановление Администрации Благовещенского района Амурской области от 26 января 2012 г. N 111 "О принятии Стратегии социально-экономического развития Благовещенского района до 2025 года"
Текст постановления официально опубликован не был