В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 31.05.2011 N 436 "О порядке предоставления в 2011 - 2013 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования" Правительство области
постановляет:
1. Утвердить прилагаемый комплекс мер по модернизации системы общего образования Амурской области в 2013 году и на период до 2020 года.
2. Определить министерство образования и науки области уполномоченным исполнительным органом государственной власти области по реализации комплекса мер по модернизации системы общего образования Амурской области в 2013 году и на период до 2020 года, утвержденного настоящим постановлением.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя председателя Правительства области В.И. Палатова.
Губернатор Амурской области |
О.Н. Кожемяко |
Комплекс мер
по модернизации системы общего образования Амурской области
в 2013 году и на период до 2020 года
(утв. постановлением Правительства Амурской области от 21 февраля 2013 г. N 64)
I. Анализ реализации комплексов мер по модернизации общего образования
в Амурской области в 2011 - 2012 годах
Стратегические приоритеты и цели развития системы общего образования Амурской области в 2011 - 2012 годах определены Федеральной целевой программой развития образования на 2011 - 2015 годы, Концепцией основных направлений деятельности исполнительных органов государственной власти Амурской области на 2010 - 2012 годы, Стратегией социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года.
Система общего образования Амурской области включает 385 учреждений (364 муниципальных общеобразовательных учреждения, из них 7 - вечерние (сменные) общеобразовательные учреждения; 18 государственных учреждений интернатного типа, реализующих программы общего образования; 3 негосударственных общеобразовательных учреждения), в которых обучаются 93916 школьников. Особенностью амурской системы образования является преобладание сельских школ (72%), причем 67% из них являются малокомплектными, над городскими (28%). В состав педагогического корпуса общеобразовательных учреждений входит 9407 руководящих и педагогических работников, в том числе 8243 педагогических работника, из которых 7248 -учителя.
Для определения социальных эффектов модернизации региональной системы общего образования проведены социологические исследования во всех муниципальных образованиях области. Они позволили выявить удовлетворенность общества происходящими в системе образования изменениями, а также оценить уровень достижения определенных соглашениями и представленных ниже показателей за два года реализации комплексов мер.
Значения показателей результативности предоставления субсидии
Амурской области на конец 2011 года
Таблица 1
N п/п |
Наименование показателя результативности предоставления субсидии |
Значение показателя результативности предоставления субсидии |
|
план |
факт |
||
1 |
Соотношение среднемесячной заработной платы учителей в субъекте Российской Федерации за IV квартал 2011 г. и среднемесячной, по данным Федеральной службы государственной статистики, заработной платы работников в целом по экономике субъекта Российской Федерации за I квартал 2011 г. (проценты) |
92,6 |
92,6 |
2 |
Доля школьников, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам, в общей численности школьников (проценты) |
13,6 |
13,6 |
2.1 |
Начальное общее образование (проценты) |
30,9 |
30,9 |
2.2 |
Основное общее образование (проценты) |
0 |
0 |
2.3 |
Среднее (полное) общее образование (проценты) |
0 |
0 |
3 |
Доля учителей, получивших в установленном порядке первую, высшую квалификационные категории и подтверждение соответствия занимаемой должности, в общей численности учителей (проценты) |
28,0 |
28,0 |
4 |
Доля учителей и руководителей общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и профессиональную переподготовку для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в общей численности учителей (проценты) |
17,0 |
17,0 |
5 |
Доля общеобразовательных учреждений, осуществляющих дистанционное обучение обучающихся, в общей численности общеобразовательных учреждений (проценты) |
3,0 |
3,0 |
6 |
Динамика снижения потребления по всем видам топливно-энергетических ресурсов |
положительная |
положительная |
Значения показателей результативности предоставления субсидии
Амурской области на конец 2012 года
Таблица 2
N п/п |
Наименование показателя результативности предоставления субсидии |
Значение показателя результативности предоставления субсидии |
|
план |
факт |
||
1 |
Соотношение среднемесячной заработной платы учителей в субъекте Российской Федерации за IV квартал текущего года и среднемесячной, по данным Федеральной службы государственной статистики, заработной платы работников в целом по экономике субъекта Российской Федерации в прошлом году (проценты) |
100,0 |
117,0 |
2 |
Доля школьников, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам, в общей численности школьников (проценты) |
22,0 |
22,5 |
2.1 |
Начальное общее образование (проценты) |
50,0 |
52,0 |
2.2 |
Основное общее образование (проценты) |
0,3 |
1,2 |
2.3 |
Среднее (полное) общее образование (проценты) |
0 |
0 |
3 |
Доля учителей, получивших в установленном порядке первую и высшую квалификационные категории и подтверждение соответствия занимаемой должности, в общей численности учителей (проценты) |
61,0 |
61,0 |
4 |
Доля руководителей и учителей общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и (или) профессиональную переподготовку для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в общей численности руководителей и учителей общеобразовательных учреждений (проценты) |
41,0 |
41,0 |
5 |
Доля общеобразовательных учреждений, осуществляющих дистанционное обучение обучающихся, в общей численности общеобразовательных учреждений (проценты) |
16,0 |
16,0 |
6 |
Динамика снижения потребления по всем видам топливно-энергетических ресурсов |
положительная |
положительная |
1. Наиболее значимым результатом, достигнутым в общем образовании области благодаря реализации комплексов мер за 2 года, является доведение размера средней заработной платы педагогических работников в IV квартале 2012 года до 27926,3 рублей, что на 17% выше уровня средней заработной платы по экономике региона за 2011 год.
Эффективность деятельности учреждений заметно повысилась с внедрением новых принципов оплаты труда, распределения стимулирующей части фонда оплаты труда по показателям качества результатов при участии управляющих советов. Данные соц. опроса свидетельствуют о том, что 75% педагогов отмечают рост собственного благосостояния, удовлетворены механизмом распределения стимулирующей части фонда оплаты труда и увеличением расходов на одного городского учащегося до 29,5 тыс. рублей, на сельского - до 69,6 тыс. рублей.
Рост заработной платы и система мер социальной поддержки учителей способствовали привлечению молодых специалистов в школы области. С 2010 года их число выросло на 54%. Молодым педагогам предоставляются единовременные выплаты в размере от 20 до 70 тысяч рублей (в 2010 году размер выплат составлял 15-23 тысячи рублей). За два года 70 молодых учителей обеспечены жильём, 248 улучшили жилищные условия. В 2011 году семи молодым специалистам за счёт средств областного бюджета предоставлена социальная выплата на приобретение (строительство) жилья. В 2012 году 22 специалиста получили денежные средства на оплату первоначального взноса при получении ипотечного кредита на строительство (или приобретение) жилья. В области создана правовая основа для объединения работников бюджетной сферы в жилищно-строительные кооперативы (постановление Правительства Амурской области от 23.08.2012 N 449).
В целях эффективной реализации задачи по повышению заработной платы все общеобразовательные учреждения переведены на нормативно-подушевое финансирование, введена новая система оплаты труда учителей.
2. Доля школьников, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам, составляет 22,5%, в том числе 52% учащихся начальных классов (от общего количества обучающихся на 1-ой ступени), 1,2% учащихся основной школы (от общего количества обучающихся на 2-ой ступени).
В общеобразовательных учреждениях области созданы необходимые условия для перехода на федеральные государственные образовательные стандарты общего образования (далее - ФГОС): приобретено новое учебное оборудование на сумму 250 млн. рублей, закуплено 145 тысяч экземпляров учебной литературы. С 1 сентября 2012 года по ФГОС обучаются 20800 учащихся 1 - 3-х классов и пилотных 5-х классов (497 чел.). В педагогических коллективах сформировано представление о современных образовательных результатах, предъявляемых ФГОС.
3. Согласно установленному порядку за два года получили первую и высшую квалификационные категории, а также подтвердили соответствие занимаемой должности 28% учителей от общей их численности. В связи с тем, что срок действия квалификационной категории педагогов сохраняется в течение пяти лет, общее количество учителей, имеющих квалификационную категорию, составляет 61%, в том числе 19% аттестованы на высшую категорию.
Введение с 1 января 2011 года нового порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений области регламентировано соответствующими нормативными правовыми документами о порядке проведения аттестационных процедур, создана электронная база аттестованных педагогов.
4. Для организации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС осуществлено повышение квалификации 3380 учителей и руководителей общеобразовательных учреждений, что составляет 41% от общей их численности.
Достигнута 100-процентная готовность руководителей и учителей 1 - 3-х классов всех общеобразовательных учреждений, а также пилотных 5-х классов к введению ФГОС. В 2012 году обучено более 1100 слушателей, освоено 5500,00 тыс. рублей. С целью совершенствования профессиональных компетенций управленческого и педагогического корпуса осуществляется переход на персонифицированную модель финансового обеспечения программ повышения квалификации, интеграцию систем повышения квалификации и аттестации педагогов.
5. Доля общеобразовательных учреждений, осуществляющих дистанционное образование, в общей численности общеобразовательных учреждений составила в 2012 году 16%.
Обеспечение доступности качественного общего образования достигается путём развития дистанционного образования. На территории области функционирует 130 ресурсных центров, из них 60 - по дистанционному образованию.
В течение трех лет за счет средств федерального бюджета реализуется программа дистанционного образования детей-инвалидов. По состоянию на 1 января 2013 года организовано обучение 200 таких детей.
Кроме того, в соответствии с государственной программой Российской Федерации "Доступная среда" на 2012 - 2015 годы в области формируется сеть базовых общеобразовательных учреждений, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития. К примеру, в МОБУ СОШ N 13 г. Благовещенск инклюзивное образование получают 15 детей-инвалидов.
100% школ подключены к сети Интернет и имеют собственные сайты. Создана информационно-технологическая база введения электронного документооборота.
6. Достигнута положительная динамика снижения потребления по всем видам топливно-энергетических ресурсов.
На осуществление мер, направленных на энергосбережение в системе общего образования, израсходовано 48,2 млн. рублей. Результат - в общеобразовательных учреждениях потребление всех видов топливно-энергетических ресурсов снизилось на 6%.
Приведенные ниже данные об объемах финансирования мероприятий комплекса мер в 2012 году свидетельствуют об отсутствии отклонений от запланированных параметров финансирования.
Объемы финансирования мероприятий комплекса мер по модернизации
в 2012 году общего образования Амурской области
Таблица 3
N п/п |
Мероприятие |
Объемы финансирования, тыс. рублей |
|||||||||||
всего |
в том числе: |
||||||||||||
федеральный бюджет |
бюджет субъекта Российской Федерации |
||||||||||||
всего |
региональный бюджет |
местные бюджеты |
внебюджетные источники |
||||||||||
план |
факт |
план |
факт |
план |
факт |
план |
факт |
план |
факт |
план |
факт |
||
1 |
Приобретение оборудования, в том числе: |
249 753,01 |
249 752,95 |
237 272,18 |
237 272,18 |
12 480,83 |
12 480,77 |
12 480,83 |
12 480,77 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
1.1 |
Учебно-лабораторное оборудование |
131 184,00 |
131 184,00 |
124 624,80 |
124 624,80 |
6 559,20 |
6 559,20 |
6 559,20 |
6 559,20 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
1.2 |
Учебно-производственное оборудование |
10 947,20 |
10 947,20 |
10 399,84 |
10 399,84 |
547,36 |
547,36 |
547,36 |
547,36 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
1.3 |
Спортивное оборудование для общеобразовательных учреждений |
15 060,24 |
15 060,24 |
14 343,09 |
14 343,09 |
717,15 |
717,15 |
717,15 |
717,15 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
1.4 |
Спортивный инвентарь для общеобразовательных учреждений |
9 390,57 |
9 390,57 |
8 943,40 |
8 943,40 |
447,17 |
447,17 |
447,17 |
447,17 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
1.5 |
Компьютерное оборудование |
75 387,80 |
75 387,74 |
71618,41 |
71 618,41 |
3 769,39 |
3 769,33 |
3 769,39 |
3 769,33 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
1.6 |
Оборудование для организации медицинского обслуживания обучающихся |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
1.7 |
Оборудование для школьных столовых |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
1.8 |
Оборудование для проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся |
7 783,20 |
7 783,20 |
7 342,64 |
7 342,64 |
440,56 |
440,56 |
440,56 |
440,56 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
2 |
Приобретение транспортных средств для перевозки обучающихся |
62 335,29 |
62 335,29 |
59 452,90 |
59 452,90 |
2 882,39 |
2 882,39 |
2 882,39 |
2 882,39 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
3 |
Пополнение фондов школьных библиотек |
37 527,71 |
37 527,71 |
35 318,84 |
35 318,84 |
2 208,87 |
2 208,87 |
2 208,87 |
2 208,87 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
4 |
Развитие школьной инфраструктуры (текущий ремонт с целью обеспечения выполнения требований к санитарно-бытовым условиям и охране здоровья обучающихся, а также с целью подготовки помещений для установки оборудования) |
32 079,60 |
32 079,60 |
28 350,00 |
28 350,00 |
3 729,60 |
3 729,60 |
1 575,00 |
1 575,00 |
2 154,60 |
2 154,60 |
0,00 |
0,00 |
5 |
Повышение квалификации, профессиональная переподготовка руководителей общеобразовательных учреждений и учителей |
5 673,85 |
5 673,85 |
4 998,80 |
4 998,80 |
675,05 |
675,05 |
249,90 |
249,90 |
425,15 |
425,15 |
0,00 |
0,00 |
6 |
Модернизация общеобразовательных учреждений путем организации в них дистанционного обучения для обучающихся, в том числе: |
6 801,60 |
6 801,60 |
6 461,52 |
6 461,52 |
340,08 |
340,08 |
340,08 |
340,08 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
6.1 |
Увеличение пропускной способности и оплата интернет-трафика |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
6.2 |
Обновление программного обеспечения и приобретение электронных образовательных ресурсов |
6 801,60 |
6 801,60 |
6 461,52 |
6 461,52 |
340,08 |
340,08 |
340,08 |
340,08 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
7 |
Осуществление мер, направленных на энергосбережение в системе общего образования |
48 159,35 |
48 159,35 |
42 995,10 |
42 995,10 |
5 164,25 |
5 164,25 |
2 149,76 |
2 149,76 |
3 014,49 |
3 014,49 |
0,00 |
0,00 |
8 |
Проведение капитального ремонта зданий общеобразовательных учреждений |
150 647,23 |
149 749,03 |
131965,66 |
131965,66 |
18 681,57 |
17 783,37 |
7 247,64 |
7 247,64 |
11433,93 |
10535,73 |
0,00 |
0,00 |
9 |
Проведение реконструкции зданий общеобразовательных учреждений |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
Итого |
592 977,64 |
592 079,38 |
546 815,00 |
546 815,00 |
46 162,64 |
45 264,38 |
29 134,47 |
29 134,41 |
17028,17 |
16129,97 |
0,00 |
0,00 |
Реализация мероприятий комплексов мер обеспечила повышение качества общего образования за счёт эффективного использования современного оборудования учебных кабинетов. На эти цели направлено 45% средств от общего объёма финансирования. Школы области получили 130 специализированных кабинетов, 520 автоматизированных рабочих мест учителя, 48 мобильных компьютерных классов. Показатель обеспеченности компьютерным оборудованием увеличился на 33% и составил 9 учеников на 1 компьютер. Проведение капитального ремонта 32 зданий общеобразовательных учреждений (150,6 млн. рублей) позволило увеличить число детей, обучающихся в соответствующих современным требованиям условиях, до 80%.
Более доступными качественные образовательные услуги стали и благодаря организации подвоза 6473 учащихся в 187 общеобразовательных учреждений. 205 автобусов (из них 94% соответствуют ГОСТ Р 51160-98 "Автобусы для перевозки детей") осуществляют подвоз детей из территориально отдалённых населённых пунктов по 211 маршрутам. За 2 года отраслевой автобусный парк обновился на 62 единицы (30%). К базовым школам открыто 9 новых маршрутов. Улучшены условия перевозки 1607 обучающихся.
Социологические опросы показывают, что 77% педагогов, 87% школьников и их родителей удовлетворены условиями обучения и качеством образовательных услуг. При этом обучающиеся отмечают, что школа обеспечивает возможность получения знаний, необходимых для успеха в жизни (91% опрошенных), определения и развития своих способностей (82%), помогает выбрать профессию (75%), успешно подготовиться к ЕГЭ и ГИА (90%). Все это позволяет сделать вывод о достаточно высокой мотивированности учащихся на образованность. Родители удовлетворены созданием в школе современных условий для получения знаний, развития способностей их детей с учетом личностных предпочтений (91%), широтой и направленностью профориентации в школе (80%).
Росту самооценки учащихся способствует развитие в области олимпиадного движения: в 2011 году в региональном этапе всероссийской олимпиады участвовало 520 школьников (на 13% больше, чем в 2010 году). 10 юных амурчан стали участниками заключительного этапа олимпиады, двое вошли в число призеров, продемонстрировав высокий уровень знаний по немецкому языку и праву.
У школьников области имеется опыт участия в международном сравнительном мониторинговом исследовании качества математического и естественно-научного образования. Их результаты превысили средние российские показатели по естествознанию, а по математике оказались на уровне российских.
Для закрепления достигнутого, обеспечения устойчиво высокого качества образовательных услуг принимаются меры по формированию объективной и охватывающей все уровни образования системы оценки его качества. Повышению доверия к результатам ГИА и прозрачности проведения экзаменационных процедур способствует внедрение в пунктах приема экзаменов систем общественного и видеонаблюдения. В 2012 году привлечено более 700 аккредитованных общественных наблюдателей.
В результате реализации регионального проекта "Школа - территория культуры питания" охват обучающихся горячим питанием составил 90%, в том числе на первой ступени - 100%. Во всех образовательных учреждениях продолжается реализация мероприятия "Школьное молоко" отраслевой долгосрочной целевой программы. 96% опрошенных школьников удовлетворены качеством школьного питания.
Успешному продвижению проекта "Амурская область - спортивная!", достижению положительной динамики сохранения здоровья школьников способствует оснащение спортивных залов школ, которые получили более 14 тысяч единиц оборудования и инвентаря.
Важное место в работе органов управления образованием отведено расширению самостоятельности образовательных учреждений за счет обеспечения государственно-общественного характера управления, регулярной публичной отчётности школ, их экономической самостоятельности, совершенствованию правового положения государственных (муниципальных) образовательных учреждений Амурской области (13% образовательных учреждений стали автономными). Результаты преобразований в данной сфере положительно оценили 81% педагогов, 83% родителей и детей, выразив удовлетворенность созданными условиями для участия в управлении образовательными учреждениями.
Новый импульс получило сетевое взаимодействие педагогического сообщества через организацию деятельности 6 образовательных округов, создание 2 стажировочных площадок, 16 базовых опорных образовательных учреждений.
Расширению межрегионального взаимодействия, направленного на распространение опыта лучших образовательных практик, способствует реализация мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы.
Информационное сопровождение принятых в течение двух лет мер по модернизации системы общего образования осуществлялось через встречи с педагогической и родительской общественностью, пресс-конференции, дискуссии. Широкое общественное обсуждение реализации проекта прошло в рамках августовского педагогического форума, на коллегиях и совещаниях министерства образования и науки Амурской области, заседаниях Координационного совета по модернизации и развитию образования в Амурской области. Повышению информированности населения способствует привлечение органов государственно-общественного управления, институтов гражданского общества к мониторингу и оценке достигнутых в ходе реализации комплексов мер результатов. При этом наиболее продуктивным механизмом информирования жителей области об эффектах модернизации отрасли остается её освещение в областных и муниципальных СМИ, на официальном Портале Правительства Амурской области, официальном сайте министерства образования и науки Амурской области и подведомственных ему образовательных учреждений.
II. Меры по модернизации общего образования Амурской области в 2013 году
Цель модернизации региональной системы образования в 2013 году - обеспечение доступности и современного качества образования, соответствующего требованиям социально-экономического развития Амурской области, и закрепление достигнутых в 2011 - 2012 годах результатов.
Задачи модернизации региональной системы образования на 2013 год:
создание в системе общего образования равных возможностей для современного качественного образования и позитивной социализации детей;
развитие новых форм образования, в том числе дистанционного образования;
совершенствование региональных моделей аттестации и повышения квалификации педагогических кадров;
укрепление кадрового потенциала, привлечение в отрасль молодых специалистов;
совершенствование финансово-экономических механизмов и государственно-общественного управления в сфере общего образования, обеспечение информационной открытости;
развитие школьной инфраструктуры.
Для решения поставленных задач планируется реализовать следующие мероприятия:
1. В части создания в системе общего образования равных возможностей для современного качественного образования и позитивной социализации детей:
1) развитие вариативности обучения с учетом потребностей экономики региона;
2) оснащение общеобразовательных учреждений области современным учебно-лабораторным оборудованием (32,1% от общего объема средств);
3) пополнение фондов школьных библиотек (19% от общего объема средств);
4) приобретение автобусов для обеспечения доступности образования (17% от общего объема средств);
5) развитие сетевого взаимодействия школ области с социально-культурными ресурсными центрами по духовно-нравственному, патриотическому и трудовому воспитанию.
Прогнозируемые результаты по направлению:
увеличение доли школьников, обучающихся по ФГОС, в общей численности школьников с 22,5% до 32%;
увеличение доли школьников, обучающихся в современных условиях, с 80% в 2012 году до 84% в 2013 году;
обеспечение 100% школьников бесплатной учебной литературой;
доведение доли оснащённости начальной школы интерактивными комплектами до 100%;
обеспечение 100% потребности подвоза детей в базовые учреждения;
разработка и принятие концепции духовно-нравственного развития детей и молодежи в области.
2. Для развития новых форм образования, в том числе дистанционного образования:
1) создание условий для внедрения современных моделей инклюзивного образования, успешной социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;
2) приобретение современного компьютерного оборудования для обучения детей-инвалидов (1,5% от общего объема средств);
3) создание регионального портала дистанционного образования. Прогнозируемые результаты по направлению:
увеличение до 25% доли общеобразовательных учреждений, осуществляющих дистанционное образование;
обеспечение условий для инклюзивного образования в 57% образовательных учреждений области;
комплектование 20 дополнительных ученических мест для дистанционного образования детей-инвалидов;
обеспечение функционирования регионального информационного портала.
3. В рамках совершенствования региональных моделей аттестации и повышения квалификации педагогических кадров предполагается:
1) внедрение электронной формы аттестации педагогических кадров;
2) развитие системы повышения квалификации на стажировочных площадках в образовательных округах;
3) развитие тьюторского корпуса. Прогнозируемые результаты по направлению:
увеличение до 48% доли учителей, получивших в установленном порядке первую, высшую квалификационные категории и подтверждение соответствия занимаемой должности;
обеспечение проведения аттестации в электронной форме не менее чем 30% аттестуемых работников;
подготовка не менее 10 тьюторов.
4. Для укрепления кадрового потенциала, привлечения в отрасль молодых специалистов планируется:
1) обеспечение среднемесячной заработной платы педагогических работников на уровне среднемесячной заработной платы по экономике региона за 2013 год;
2) обеспечение повышения квалификации и профессиональной переподготовки учителей и руководителей общеобразовательных учреждений области (3% от общего объема средств);
3) обеспечение молодых специалистов дополнительными выплатами за счет средств органов местного самоуправления и жильем;
4) разработка программ подготовки специалистов для работы в малокомплектных сельских школах.
Прогнозируемые результаты по направлению:
соотношение среднемесячной заработной платы педагогических работников и среднемесячной заработной платы по экономике региона за 2013 год - 100%;
повышение квалификации и профессиональной переподготовки не менее чем 2000 учителей и руководителей образовательных учреждений для работы по ФГОС;
увеличение до 25% доли молодых специалистов (от общей численности педагогических работников);
обеспечение жильем не менее 40 молодых специалистов.
5. В целях совершенствования финансово-экономических механизмов и государственно-общественного управления в сфере общего образования, обеспечения информационной открытости предполагается:
1) изменение нормативов финансирования образовательных учреждений области в целях повышения заработной платы педагогическим работникам;
2) привлечение к управлению общеобразовательными учреждениями представителей общественности;
3) развитие информационных систем "Электронная запись в первый класс", "Электронная столовая", "Электронный проездной";
4) оптимизация муниципальной сети общеобразовательных учреждений, создание филиальной сети и переход на автономный тип учреждений;
5) обеспечение 100% публичной отчетности учреждений области. Прогнозируемые результаты по направлению:
сокращение в 2 раза объемов и видов отчетности общеобразовательных учреждений;
обеспечение доступа к информационным системам "Электронная запись в первый класс" 100% семей, "Электронная столовая" и "Электронный проездной" - не менее 10% семей;
проведение процедуры конкурсного отбора руководителей в 15 общеобразовательных учреждениях области;
увеличение до 20% доли автономных учреждений (от общего количества общеобразовательных учреждений).
6. Обновление школьной инфраструктуры будет осуществляться за счет:
1) текущего ремонта с целью обеспечения выполнения требований к санитарно-бытовым условиям и охране здоровья обучающихся, подготовки помещений для установки оборудования (3% от общего объема средств);
2) капитального ремонта зданий общеобразовательных учреждений (24% от общего объема средств);
3) проведения мероприятий по энергосбережению (3% от общего объема средств).
Прогнозируемые результаты по направлению:
проведение капитального ремонта не менее чем в 26 общеобразовательных учреждениях области;
наличие в 100% школ водоснабжения, канализации и туалетов, оборудованных в соответствии с установленными требованиями (при наличии технической возможности централизованного или локального водоснабжения);
снижение заболеваемости обучающихся на 3%;
снижение на 3% расходов на коммунальные услуги в общеобразовательных учреждениях области.
Реализация комплекса мер по модернизации системы общего образования Амурской области в 2013 году (далее - комплекс мер) будет осуществляться в соответствии с планом-графиком повышения фонда оплаты труда педагогических работников общеобразовательных учреждений Амурской области (приложение N 1 к настоящему комплексу мер) и планом-графиком реализации мероприятий по модернизации региональной системы общего образования Амурской области в 2013 году по кварталам (приложение N 2 к настоящему комплексу мер).
В целях реализации мероприятий по приобретению учебно-лабораторного, учебно-производственного оборудования и транспортных средств для перевозки обучающихся, пополнению фондов школьных библиотек министерством образования и науки области будет осуществляться размещение государственного заказа на поставку материально-технических ресурсов для областных государственных образовательных учреждений и муниципальных образовательных учреждений, находящихся на территории Амурской области.
Реализация прочих мероприятий осуществляется непосредственно органами местного самоуправления области, муниципальными образовательными учреждениями и государственными образовательными учреждениями, находящимися в ведении Амурской области.
Министерство образования и науки области готовит для рассмотрения на заседании Правительства Амурской области доклад о реализации комплекса мер за отчетный период, а также обеспечивает соблюдение сроков и периодичности представления в Министерство образования и науки Российской Федерации информации о реализации комплекса мер в электронном виде в разрезе по школам и сводной отчетности согласно установленной форме.
Показатели результативности комплекса мер приведены в таблице 4.
Планируемые показатели результативности предоставления субсидии
Амурской области на конец 2013 года
Таблица 4
N п/п |
Наименование показателя результативности предоставления субсидии |
Значение показателя результативности предоставления субсидии на конец 2013 года |
1 |
Соотношение среднемесячной годовой заработной платы педагогических работников в субъекте Российской Федерации за 2013 год и среднемесячной годовой заработной платы работников в целом по экономике субъекта Российской Федерации за аналогичный период (проценты) |
100,0 |
2 |
Доля школьников, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам, в общей численности школьников (проценты) |
32,0 |
2.1 |
Начальное общее образование (проценты) |
77,0 |
2.2 |
Основное общее образование (проценты) |
2,0 |
2.3 |
Среднее (полное) общее образование (проценты) |
0 |
3 |
Доля учителей, получивших в установленном порядке первую и высшую квалификационные категории и подтверждение соответствия занимаемой должности, в общей численности учителей (проценты) |
48,0 |
4 |
Доля руководителей и учителей общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и (или) профессиональную переподготовку для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в общей численности руководителей и учителей общеобразовательных учреждений (проценты) |
92,0 |
5 |
Доля общеобразовательных учреждений, осуществляющих дистанционное обучение обучающихся, в общей численности общеобразовательных учреждений (проценты) |
25,0 |
6 |
Динамика снижения потребления по всем видам топливно-энергетических ресурсов |
положительная |
Реализация комплекса мер в 2013 году обеспечит достижение определенных институциональных и проектных результатов.
Для всех общеобразовательных учреждений области будут достигнуты следующие институциональные результаты:
нормативно-подушевое финансирование;
оплата труда по новой системе, обеспечивающей зависимость размера заработной платы от результатов труда педагогического работника;
прозрачность распределения стимулирующей части фонда оплаты труда при участии коллегиального органа управления;
персонифицированная модель повышения квалификации работников образования;
создание Интернет-сайтов.
Проектные результаты:
повышение квалификации для работы по ФГОС 100% учителей начальной и основной школы;
обеспечение 100% потребности подвоза детей в базовые учреждения;
обеспечение возможности обучения по индивидуальному учебному плану (профилю обучения), в том числе с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий для 100% обучающихся на III ступени;
обеспечение 100% школьников бесплатной учебной литературой;
наличие и использование в каждой начальной школе интерактивных комплексов для проведения обучения с использованием электронных образовательных ресурсов;
наличие в 100% школ водоснабжения, канализации и туалетов, оборудованных в соответствии с установленными требованиями (при наличии технической возможности централизованного или локального водоснабжения);
сокращение в 2 раза объемов и видов отчетности общеобразовательных учреждений;
охват дистанционным образованием не менее 220 детей-инвалидов.
Структура финансирования мероприятий комплекса мер приведена в таблице 5.
Объемы финансирования мероприятий комплекса мер по модернизации
в 2013 году общего образования Амурской области
Таблица 5
N п/п |
Мероприятие |
Объемы финансирования, тыс. рублей |
|||||
всего |
в том числе: |
||||||
федеральный бюджет (субсидия) |
бюджет субъекта Российской Федерации |
||||||
всего |
региональный бюджет |
местные бюджеты |
внебюджетные источники |
||||
1 |
Приобретение оборудования, в том числе: |
132399,0 |
126 000,0 |
6 399,0 |
6 399,0 |
0,0 |
0,0 |
1.1 |
Учебно-лабораторное оборудование |
132 085,4 |
126 000,0 |
6 085,4 |
6 085,4 |
0,0 |
0,0 |
1.2 |
Учебно-производственное оборудование |
313,6 |
0,0 |
313,6 |
313,6 |
0,0 |
0,0 |
1.3 |
Спортивное оборудование для общеобразовательных учреждений |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
1.4 |
Спортивный инвентарь для общеобразовательных учреждений |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
1.5 |
Компьютерное оборудование |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
1.6 |
Оборудование для организации медицинского обслуживания обучающихся |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
1.7 |
Оборудование для школьных столовых |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
1.8 |
Оборудование для проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
2 |
Приобретение транспортных средств для перевозки обучающихся |
68 700,0 |
67 000,0 |
1 700,0 |
1 700,0 |
0,0 |
0,0 |
3 |
Пополнение фондов школьных библиотек |
65 032,0 |
59 120,0 |
5 912,0 |
5 912,0 |
0,0 |
0,0 |
4 |
Развитие школьной инфраструктуры (текущий ремонт с целью обеспечения выполнения требований к санитарно-бытовым условиям и охране здоровья обучающихся, а также с целью подготовки помещений для установки оборудования) |
11 072,3 |
10 515,5 |
556,8 |
356,8 |
200,0 |
0,0 |
5 |
Повышение квалификации, профессиональная переподготовка руководителей общеобразовательных учреждений и учителей |
10 700,0 |
10 000,0 |
700,0 |
500,0 |
200,0 |
0,0 |
6 |
Модернизация общеобразовательных учреждений путем организации в них дистанционного обучения для обучающихся, в том числе: |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
6.1 |
Увеличение пропускной способности и оплата интернет-трафика |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
6.2 |
Обновление программного обеспечения и приобретение электронных образовательных ресурсов |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
7 |
Осуществление мер, направленных на энергосбережение в системе общего образования |
10 541,7 |
10 287,5 |
254,2 |
254,2 |
0,0 |
0,0 |
8 |
Проведение капитального ремонта зданий общеобразовательных учреждений |
96 150,0 |
88 000,0 |
8 150,0 |
4 400,0 |
3750,0 |
0,0 |
9 |
Проведение реконструкции зданий общеобразовательных учреждений |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
ИТОГО |
394595,0 |
370923,0 |
23672,0 |
19522,0 |
4150,0 |
0,0 |
III. Основные направления модернизации общего образования субъекта
Российской Федерации на период до 2020 года
В целях достижения показателей развития системы образования, определенных государственной программой Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы, в Амурской области в период с 2013 по 2015 год будут реализовываться мероприятия долгосрочной целевой программы "Развитие образования Амурской области на 2012 - 2015 годы" при планируемом объеме затрат в 641,0 млн. рублей, а также отдельные мероприятия других областных целевых программ: "Развитие туризма и этнокультурного наследия в Амурской области на 2012 - 2016 годы", "Развитие транспортной системы Амурской области на 2012 -2020 годы", "Социальная поддержка отдельных категорий граждан в Амурской области на 2012 - 2015 годы", "Профилактика терроризма и экстремизма в Амурской области на 2011 - 2013 годы", "Противодействие злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту на 2010 - 2014 годы".
В 2013 году в рамках перехода на программный метод планирования бюджета будет разработана и принята государственная программа Амурской области "Развитие образования на 2014 - 2020 годы" с определением приоритетов развития системы в соответствии с действующей государственной программой. Прогнозный объем финансирования отрасли составит более 70,0 млрд. рублей.
В 2014 году аналогичные программы будут разработаны и приняты на уровне всех муниципальных образований.
В рамках реализации указанных программ к 2020 году будут достигнуты следующие основные результаты:
обеспечение доступности предшкольного образования детей в возрасте от 5 до 7 лет для 100% семей;
доступ к современным условиям обучения, в том числе с использованием форм дистанционного и инклюзивного образования будет обеспечен 100% обучающимся;
разрыв в соотношении результатов ЕГЭ между 10% лучших и 10% худших школ будет сокращен с 2,5 до 1,5;
удельный вес численности детей-инвалидов, обучающихся с использованием дистанционных образовательных технологий, составит 54%;
отношение среднемесячной заработной платы педагогических работников организаций дошкольного образования, общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования детей к заработной плате в экономике области составит 100%;
возможностью непрерывного профессионального развития будет обеспечено 100% педагогов;
с 6% до 17% вырастет доля молодых педагогов, имеющих высокие образовательные результаты по итогам обучения в вузе.
Приложение N 1
к Комплексу мер
по модернизации системы общего образования
Амурской области в 2013 году
и на период до 2020 года
План-график
повышения фонда оплаты труда педагогических работников
общеобразовательных учреждений Амурской области
Наименование показателя |
I квартал 2013 г. |
II квартал 2013 г. |
III квартал 2013 г. |
IV квартал 2013 г. |
Размер фонда оплаты труда педагогических работников общеобразовательных учреждений субъекта Российской Федерации, рублей |
800 437 071,65 |
871 886 709,93 |
960 230 108,63 |
1 098 364 624,93 |
Процент увеличения фонда оплаты труда педагогических работников общеобразовательных учреждений субъекта Российской Федерации по отношению к его значению в предыдущем квартале |
0,0 |
1,09 |
1,10 |
1,14 |
Приложение N 2
к Комплексу мер
по модернизации системы общего образования
Амурской области в 2013 году
и на период до 2020 года
План-график
реализации мероприятий по модернизации системы общего образования
Амурской области в 2013 году по кварталам
Наименование мероприятия |
Срок реализации мероприятия |
Наименование органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственного за реализацию мероприятия |
|||
I квартал 2013 г. |
II квартал 2013 г. |
III квартал 2013 г. |
IV квартал 2013 г. |
|
|
Подписание соглашения с Министерством образования и науки Российской Федерации о предоставлении субсидии |
До 15 марта |
|
|
|
Министерство образования и науки Амурской области |
Подготовка технических заданий на приобретение оборудования, транспортных средств, учебной литературы |
|
До 15 апреля |
|
|
Министерство образования и науки Амурской области |
Распределение средств муниципальным образованиям на осуществление капитального ремонта, развитие школьной инфраструктуры, осуществление мер направленных на энергосбережение, повышение квалификации |
|
До 15 апреля |
|
|
Министерство образования и науки Амурской области |
Проведение процедур в соответствии с 94-ФЗ в целях обеспечения поставки учебно-лабораторного, учебно-производственного оборудования, транспортных средств и учебной литературы для пополнения фондов школьных библиотек |
|
До 20 мая |
|
|
Министерство образования и науки Амурской области |
Подготовка проекта закона Амурской области по повышению нормативов финансирования общеобразовательных учреждений в целях повышения заработной платы педагогических работников |
|
|
До 1 августа |
|
Министерство образования и науки Амурской области |
Поставка и монтаж оборудования, обучение учителей |
|
|
До 1 сентября |
|
Министерство образования и науки Амурской области |
Поставка учебной литературы |
|
|
До 1 сентября |
|
Министерство образования и науки Амурской области |
Поставки транспортных средств |
|
|
До 1 сентября |
|
Министерство образования и науки Амурской области |
Осуществление ремонтных работ, мероприятий по энергосбережению в учреждениях |
|
|
До 1 сентября |
|
Министерство образования и науки Амурской области |
Повышение квалификации учителей и руководителей |
|
|
До 1 сентября |
|
Министерство образования и науки Амурской области |
Создание регионального портала дистанционного образования |
|
|
До 1 октября |
|
Министерство образования и науки Амурской области |
Внедрение электронной формы аттестации |
|
До 15 апреля |
|
|
Министерство образования и науки Амурской области |
Развитие системы повышения квалификации на стажировочных площадках в образовательных округах |
В течение квартала |
В течение квартала |
В течение квартала |
В течение квартала |
Министерство образования и науки Амурской области |
Развитие тьюторского корпуса |
В течение квартала |
В течение квартала |
В течение квартала |
В течение квартала |
Министерство образования и науки Амурской области |
Осуществление единовременных выплат молодым педагогам |
В течение квартала |
В течение квартала |
В течение квартала |
В течение квартала |
Министерство образования и науки Амурской области |
Предоставление жилья молодым педагогам |
В течение квартала |
В течение квартала |
В течение квартала |
В течение квартала |
Министерство образования и науки Амурской области |
Разработка программ подготовки специалистов для работы в малокомплектных сельских школах |
|
До 15 апреля |
|
|
Министерство образования и науки Амурской области |
Проведение аналитических совещаний по реализации комплекса мер по модернизации региональной системы общего образования Амурской области в 2013 году с участием федеральных экспертов |
|
До 1 июня |
|
До 1 декабря |
Министерство образования и науки Амурской области |
Освещение хода реализации комплекса мер в средствах массовой информации |
В течение квартала |
В течение квартала |
В течение квартала |
В течение квартала |
Министерство образования и науки Амурской области |
Проведение мониторинга реализации комплекса мер по модернизации системы общего образования Амурской области в 2013 году |
До 10 числа месяца, следующего за отчетным |
До 10 числа месяца, следующего за отчетным |
До 10 числа месяца, следующего за отчетным |
До 10 числа месяца, следующего за отчетным |
Министерство образования и науки Амурской области |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Амурской области от 21 февраля 2013 г. N 64 "О комплексе мер по модернизации системы общего образования Амурской области в 2013 году и на период до 2020 года"
Текст постановления опубликован в газете "Амурская правда" от 1 марта 2013 г. N 37
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Амурской области от 13 ноября 2013 г. N 563-а
Постановление Правительства Амурской области от 13 сентября 2013 г. N 422
Постановление Правительства Амурской области от 22 марта 2013 г. N 108