В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы", постановлением Правительства Амурской области от 23 сентября 2011 г. N 610 "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и социальное развитие села Амурской области на 2012 - 2013 годы" администрация Благовещенского района
постановляет:
1. Утвердить прилагаемую районную целевую программу "Развитие сельского хозяйства Благовещенского района Амурской области на 2013 год".
2. Настоящая программа вступает в силу с 1 января 2013 года.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя главы администрации района В.А. Аксенова.
Глава Благовещенского района |
С.В. Адаменко |
Районная целевая программа
"Развитие сельского хозяйства Благовещенского района
Амурской области на 2013 год"
(утв. постановлением администрации Благовещенского района от 14 сентября 2012 г. N 2213)
Паспорт
районной целевой программы "Развитие сельского хозяйства
Благовещенского района на 2013 год"
Наименование программы |
Районная целевая программа "Развитие сельского хозяйства Благовещенского района Амурской области на 2013 год" (далее - Программа) |
Основания для разработки Программы |
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы". 2. Постановление Правительства Амурской области от 23 сентября 2011 г. N 610 "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и социальное развитие села Амурской области на 2012 - 2013 годы" |
Муниципальный заказчик Программы |
Администрация Благовещенского района (координатор) |
Основной разработчик Программы |
Отдел сельского хозяйства и охраны окружающей среды администрации района |
Цель Программы |
Создание экономического механизма и условий: - для успешного функционирования и развития предприятий агропромышленного комплекса, а также сельхозтоваропроизводителей района путем повышения эффективности использования ресурсов и потенциала территории; - для повышения конкурентоспособности продукции сельскохозяйственного производства и обеспечения населения высококачественными продуктами питания; - для стимулирования инвестиционных и инновационных процессов для обеспечения устойчивого роста производства сельскохозяйственной продукции; - для устойчивого развития сельских территорий |
Задачи Программы |
Восстановление и развитие производственного потенциала сельского хозяйства района на качественно новом научно-техническом уровне, соответствующем требованиям современных технологий ведения сельскохозяйственного производства; - внедрение ресурсосберегающих технологий в земледелии и животноводстве; - повышение инвестиционной привлекательности сельскохозяйственного производства; - создание в агропромышленном комплексе района замкнутых цепочек производства конечной продукции из сельскохозяйственного сырья, производимого на территории района, с целью снижения зависимости эффективности работы сельскохозяйственных производителей от конъюнктурных колебаний цен на сельскохозяйственную продукцию; - капитализация и концентрация производства в успешно действующих организациях; - развитие кадрового потенциала агропромышленного комплекса района путем совершенствования подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, привлечения и закрепления на селе выпускников средних и высших учебных заведений; - обеспечение занятости и роста благосостояния сельского населения; - обеспечение сохранения коллективных хозяйств путем наращивания основных составляющих их ресурсного потенциала по улучшению плодородия почв, племенного животноводства и семеноводства, прогрессивных технологий, научно-технического потенциала; - активизирование структурной перестройки экономики за счет дальнейшего укрупнения крестьянских (фермерских) хозяйств, наращивания производства продукции в личных подворьях; - улучшение экономических условий для развития личного подворья, предпринимательства; - развитие малых форм хозяйствования и кооперации; - сохранение и улучшение состояния земель сельскохозяйственного назначения; - вовлечение земель сельскохозяйственного назначения в гражданский оборот |
Система программных мероприятий |
Основные направления развития растениеводства; - основные направления развития животноводства; - развитие пищевой и перерабатывающей промышленности; - развитие крестьянских (фермерских) хозяйств, сельскохозяйственной потребительской кооперации и личных подсобных хозяйств; - формирование материально-технической базы агропромышленного комплекса Благовещенского района на 2013 год; - кадровое обеспечение агропромышленного комплекса района |
Сроки реализации Программы |
2013 год |
Перечень разделов системных программных мероприятий |
"Основные направления развития растениеводства", "Основные направления развития животноводства", "Приоритетные направления развития пищевой и перерабатывающей промышленности", "Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств, потребительской сельской кооперации и личных подсобных хозяйств граждан", "Кадровое обеспечение агропромышленного комплекса области", "Потребность в финансовых средствах для обеспечения Программы" |
Исполнители Программы |
Сельскохозяйственные организации всех форм собственности; крестьянские (фермерские) хозяйства; индивидуальные предприниматели, занимающиеся сельскохозяйственным производством или переработкой сельскохозяйственной продукции; муниципальные унитарные предприятия, оказывающие услуги в сельскохозяйственном производстве; предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции |
Предполагаемые объемы и источники финансирования |
Предполагаемые объемы и источники финансирования на весь период реализации Программы составят 13 320 тыс. руб., в том числе: средства областного бюджета - 4 400 тыс. рублей; средства местного бюджета - 720 тыс. рублей; внебюджетные источники - 8 200 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
В результате реализации Программы в 2013 году увеличатся посевные площади до 39000 га. Площадь посевов под зерновыми составит 5 тыс. га, средняя урожайность составит 19,4 ц/га, валовой сбор зерна - 9,7 тыс. тонн. В 2013 году площадь посева сои составит 26 тыс. га, урожайность - 15 ц/га, производство - 39 тыс. тонн сои в год. Валовой сбор картофеля в 2013 году в хозяйствах района планируется увеличить до 45 тыс. тонн, площадь посева составит 3 тыс. га, урожайность - 150 ц/га. Валовой сбор овощей в 2013 году в хозяйствах планируется увеличить до 1 тыс. тонн, площадь посева составит 600 га, урожайность - 170 ц/га |
Система контроля за ходом реализации Программы |
Контроль за ходом реализации Программы осуществляет администрация Благовещенского района |
Введение
Районная программа "Развитие сельского хозяйства Благовещенского района на 2013 год" разработана на основании постановления Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы", а также постановления Правительства Амурской области от 23 сентября 2011 г. N 610 "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и социальное развитие села Амурской области на 2012 - 2013 годы".
Основные положения Программы направлены на укрепление агропромышленного производства, дальнейшее развитие крестьянско-фермерских и личных подсобных хозяйств граждан.
Благовещенский район расположен в южной части Амурской области, занимает территорию в 3 тысячи кв. км стыка Амурско-Зейской и Зейско-Бурейской равнин, граничит на севере со Свободненским, на северо-востоке с Серышевским, на востоке с Белогорским, Ивановским, Тамбовским районами. На юге граничит с городом Благовещенском, на западе - граница с КНР.
В административном отношении район представлен 11 сельсоветами, которые объединяют 27 населенных пунктов.
Профилирующая отрасль экономики - сельское хозяйство. По состоянию на 1 января 2012 года производством сельскохозяйственной продукции в районе занимаются 7 коллективных хозяйств, 90 крестьянско-фермерских хозяйств, из них 56 индивидуальных предпринимателей, занимающихся сельским хозяйством, и 6300 личных подсобных хозяйств. В личных подворьях в 2011 году произведено 45% картофеля, 66% овощей, 82% мяса, 48% молока.
В хозяйствах района обрабатывается более 36 тыс. га пашни.
Хозяйства всех форм собственности выращивают 9 тыс. тонн зерна, более 30 тыс. тонн сои, 35 тыс. тонн картофеля, 8 тыс. тонн овощей.
Животноводческая отрасль агропромышленного комплекса района дает в год более 10 тыс. тонн молока и 1,5 тыс. тонн мяса.
Объемы производства и реализации сельхозпродукции в Благовещенском районе могут быть значительно увеличены: коллективные хозяйства, КФХ и личные подсобные хозяйства граждан имеют достаточный производственно-экономический потенциал.
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
решения ее программными методами
В системе народного хозяйства агропромышленный комплекс является наиболее ресурсоемким, низкодоходным и в то же время жизненно важным, так как обеспечивает население как района, так и областной центр продовольствием, а предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности города - необходимым сырьем.
За годы аграрной реформы на селе сложилась многоукладная экономика. В сельском хозяйстве района сформировались три основные категории сельскохозяйственных товаропроизводителей: сельскохозяйственные предприятия, крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства граждан.
По состоянию на 1 января 2012 года в пользовании сельхозтоваропроизводителей района находилось более 36 тысяч гектаров пашни, в том числе 12,6 тыс. га у сельскохозяйственных предприятий.
В целом по району в 2012 году площадь посевов составила в среднем 36 тысяч гектаров. Посевная площадь под урожай 2013 года планируется 39 тысяч гектаров.
Сельхозтоваропроизводителями района к 2013 году будет посеяно зерновых культур 5 тысяч гектаров, сои - 26 тысяч гектаров, картофеля - 3 тысячи гектаров, овощей - 600 гектаров, кормовые составят 4 тыс. гектаров.
В 2011 году зерна получено 8 тысяч тонн, сои - 25 тысяч тонн, сбор урожая картофеля составил более 30 тысяч тонн и овощей - 7 тысяч тонн.
Однако для сохранения потенциала по зерновым культурам в структуре их посевов сохраняются площади, занятые высокоурожайными и перспективными сортами зерновых культур: пшеницы "Амурская - 1495" и "Арюна", овса "Алтайский крупнозернистый". По мере возможности проводятся работы по сортообновлению и сортосмене семян сои "Соната", "Гармония", "Соер-4", "МК-100".
В 2010 году обследовано 47,7 тыс. га. Потребность в минеральных удобрениях составляет 213,4 тыс. тонн, планируется провести известкование кислых почв на площади 330 га.
В ряде хозяйств района особое внимание уделяется бесплужной обработке почвы с применением средств химической защиты растений. Использование данной технологии обработки земли - это, прежде всего, получение наибольшего количества и наилучшего качества продукции при наименьших затратах. Из года в год меняется отношение руководителей и отраслевых специалистов хозяйств к способам борьбы с сорной растительностью на посевах зерновых культур и сои. В результате обработанных посевов свыше 20 тысяч гектаров, за последние четыре года урожайность зерновых культур увеличилась на 40% и составила в 2011 году 17 ц/га, по сое увеличилась на 59% и составила 15,0 ц/га, по овощам - на 47% и составила 147,5 ц/га. Практически на уровне урожайность картофеля - в среднем 150 ц/га.
В отрасли животноводства тенденция сокращения поголовья скота преодолена и с 2007 года наблюдается увеличение поголовья КРС, в том числе и коров. На 1 января 2012 года насчитывается 4,9 тысячи голов крупного рогатого скота, в том числе 2,3 тысячи голов коров, более 8 тысяч свиней, 11,2 тысячи голов птицы.
В результате аграрных преобразований в сфере агропромышленного комплекса района произошли значительные изменения производительных сил, участвующих в обеспечении рынка продукцией животноводства. В настоящее время сельхозпредприятия производят лишь десятую часть всей животноводческой продукции. Наибольший удельный вес производства приходится на личные подсобные хозяйства граждан: 75% молока, 81% мяса скота и птицы, 100% яиц. Доля крестьянских (фермерских) хозяйств составляет менее 7%.
Относительный рост удельного веса хозяйств населения в структуре производства произошел в связи с резким сокращением численности сельскохозяйственных животных и производства продукции сельскохозяйственными предприятиями. Так, сложившаяся экономическая ситуация из-за диспаритета цен не способствует развитию отрасли, животноводство остается убыточным.
В целях сохранения и развития приоритетных направлений развития животноводства осуществлялась государственная поддержка в виде субсидий на молоко и мясо, реализованные производителем продукции. Выделяются средства на развитие производства молока, на развитие мясного скотоводства как перспективной малозатратной отрасли, на получение льготного тарифа по электроэнергии. За 2011 год сумма государственной поддержки из средств федерального и областного бюджетов для сельхозпроизводителей района составила более 200000 тыс. рублей. Несмотря на принимаемые меры, полностью преодолеть кризисные явления, которым подверглась отрасль, до сих пор не удается.
При высоких рисках сельского хозяйства сектор кредитных и банковских услуг практически не проявляет интереса к проектам инвестиций в реальный сектор экономики. В деятельности кредитных организаций доминирующая роль отводится краткосрочным операциям. Основной массе сельхозтоваропроизводителей кредиты банков недоступны из-за отсутствия залога, низкой платежеспособности.
Ситуация в агропромышленном комплексе во многом зависит от инженерно-технического обеспечения, особенно в растениеводстве. Износ машинно-тракторного парка превышает 90%, комбайнового - 80%, сельхозмашин - 95%. Средств на обновление техники в необходимых объемах, а это более 85 млн. руб. в год, у сельхозтоваропроизводителей района нет.
Проводится работа по привлечению инвестиционных кредитов и средств инвесторов, в основном этим занимаются сельскохозяйственные предприятия, заинтересованные в увеличении производства сои.
Внедрение ресурсосберегающих интенсивных технологий на устаревших тракторах и сельскохозяйственных машинах очень сложно. Нужны отечественные тракторы мощностью 300 - 350 лошадиных сил, способные в день обрабатывать 80 - 100 га.
Внедрение современных технологий в агропромышленном комплексе является важнейшим условием его стабилизации и развития.
Учитывая специфику климата дальневосточного региона и систематическое переувлажнение, крайне сложно наращивать объемы производства сои без гусеничной техники, особенно комбайнов. Из вышеизложенного следует отметить, что снижение объемов производства, недостаточная и не всегда эффективная государственная поддержка сельскохозяйственных производителей, отсутствие эффективной системы продвижения и реализации продукции обуславливают убыточность, низкую доходность сельскохозяйственного производства, что ограничивает возможности не только расширения, но и сохранения производства в прежних объемах.
Экономические проблемы отрасли порождают и социальное направление: уровень заработной платы в сельскохозяйственном производстве на протяжении многих лет остается низким. Что способствовало выбытию из структуры сельских жителей наиболее квалифицированных, энергичных и работоспособных кадров.
В последнее время остро встала проблема кадрового обеспечения агропромышленного производства.
Решение проблем развития агропромышленного комплекса должно быть комплексным. Одним хозяйствам с нынешним состоянием экономики эту проблему не решить. Необходим серьезный пересмотр многих вопросов государственной политики, направленной на укрепление экономического состояния сельхозтоваропроизводителей.
В настоящее время остро стоит проблема повышения активности сельского населения и стимулирования развития малых и средних форм агробизнеса - крестьянских (фермерских) хозяйств и личных подсобных хозяйств. Для сельского населения одним из важнейших источников жизнедеятельности является ведение личного подсобного хозяйства.
Замедление экономического роста в сельском хозяйстве, узость сферы альтернативной занятости на селе, исторически сложившийся низкий уровень развития социальной и инженерной инфраструктуры обусловили обострение социальных проблем деревни.
Основными причинами относительно медленного развития сельского хозяйства являются:
низкие темпы обновления основных производственных фондов и воспроизводства природно-экологического потенциала;
неблагоприятные условия функционирования сельского хозяйства, прежде всего, из-за отсутствия доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей к кредитным ресурсам, к рынкам материально-технических и информационных ресурсов;
финансовая неустойчивость отрасли, обусловленная недостаточным притоком частных инвестиций, слабым развитием страховой деятельности;
дефицит квалифицированных кадров, вызванный низким уровнем и качеством жизни в сельской местности.
В целях создания необходимых условий для устойчивого и эффективного функционирования сельского хозяйства, развития конкурентоспособного сельскохозяйственного сектора экономики района разработана настоящая Программа, которая определяет приоритетные направления развития сельского хозяйства района в 2013 году.
2. Основные положения стратегии развития
Стратегия развития агропромышленного комплекса района в 2013 году предполагает развитие отраслей и организаций комплекса по принципу "продуцированные изменения" (энергичного управленческого вмешательства). При этом со стороны органов местного самоуправления осуществляется целенаправленное и согласованное взаимодействие в следующих направлениях:
1) внедрение новых интенсивных, высокопроизводительных, энерго- и ресурсосберегающих технологий в растениеводстве, животноводстве и переработке сельскохозяйственной продукции;
2) формирование новых стереотипов профессиональной деятельности в аграрной экономике (в том числе путем интенсивного обучения персонала, повышения квалификации и стажировки специалистов);
3) создание новых интегрированных и кооперированных структур, обеспечивающих доступность кредитных ресурсов для сельскохозяйственных производителей, а также комплексное сервисное обслуживание сельскохозяйственных организаций, обеспечение техникой, средствами защиты растений и удобрениями;
4) создание и развитие эффективной инвестопроводящей системы в агропромышленном комплексе, расширение возможности привлечения банковских кредитов, средств инвесторов в аграрный сектор.
Для управления и стимулирования развития агропромышленного комплекса будут использоваться такие инструменты согласования задач и интересов органов управления разных уровней и хозяйствующих субъектов, как индикативное планирование и выстраивание совместных программ действий власти и бизнеса.
Направленность и содержание аграрной политики в районе должны в полной мере соответствовать задачам и условиям вступления во Всемирную торговую организацию, обеспечивать получение максимальных выгод и способствовать минимизации рисков и потерь от этого политического и экономического решения.
Конечной целью аграрной политики района являются создание эффективного аграрного сектора, способного обеспечить потребности района и области в основных видах сельскохозяйственного сырья и продовольствия, превращение сельхозпроизводителя в кредитоспособного и инвестиционно активного субъекта рыночной экономики, конкурентоспособного и имеющего устойчивую нишу на областном и российском рынках.
3. Основные направления развития растениеводства
В 2013 году предполагается обеспечить стабилизацию производства основных видов растениеводческой продукции и создание основы для дальнейшего ее наращивания путем:
1) совершенствования структуры посевных площадей на основе повышения удельного веса сои, оптимизации площадей зерновых, кормовых культур;
2) обеспечения обновления машинно-тракторного парка, перехода на энерго- и ресурсосберегающие технологии возделывания сельскохозяйственных культур с использованием техники нового поколения отечественного и зарубежного производства;
3) совершенствования системы семеноводства сельскохозяйственных культур и эффективного использования селекционных достижений;
4) реализации мер по воспроизводству почвенного плодородия, достижения биологизации земледелия на основе расширения посевов многолетних трав, сидеральных культур, запашки соломы в качестве удобрения и прочих мероприятий;
5) обеспечения возврата в оборот неиспользуемых пахотных земель;
6) повышения эффективности мероприятий по защите растений от сорняков, вредителей и болезней;
7) реализации мероприятий по реконструкции и эффективному использованию мелиорированных земель.
В результате реализации Программы планируется оптимизировать структуру посевных площадей, укрепить материально-техническую базу агропромышленного комплекса, частично вернуть в сельскохозяйственный оборот выбывшие земли, апробировать интенсивные ресурсосберегающие технологии в пилотных хозяйствах, создать предпосылки для дальнейшего увеличения объемов производства.
В результате реализации всего комплекса мероприятий к 2013 году площадь посевов под зерновыми составит 5 тыс. га, средняя урожайность составит 19,4 ц/га, валовой сбор зерна - 9,7 тыс. тонн.
В 2013 году площадь посева сои составит 26 тыс. га, урожайность - 15 ц/га, производство - 39 тыс. тонн сои в год.
Валовой сбор картофеля в 2013 году в хозяйствах района планируется увеличить до 45 тыс. тонн, площадь посева составит 3 тыс. га, урожайность - 150 ц/га.
Валовой сбор овощей в 2013 году в хозяйствах планируется увеличить до 1 тыс. тонн, площадь посева составит 600 га, урожайность - 170 ц/га.
Основополагающими мероприятиями по развитию растениеводства на 2013 год являются полный перевод на принципы интенсификации при максимальной экономии энергии и других ресурсов и переход к ведению этой отрасли на строго научной основе.
4. Основные направления развития животноводства
Главной задачей развития животноводства является возрождение отрасли на основе интенсификации производства в сельскохозяйственных организациях, внедрения прогрессивных технологий производства продукции и заготовки кормов, улучшения племенной работы, ориентированной на максимальное использование селекционных достижений, обеспечения гарантированной возможности реализации излишков животноводческой продукции владельцами личных подсобных хозяйств по стабильным закупочным ценам.
Важнейшая задача Программы - снижение убыточности и обеспечение рентабельности животноводческого производства, которая должна быть решена за счет максимального использования следующих факторов:
1) совершенствования кормовой базы, оптимизации рационов кормления и условий содержания скота;
2) интенсивного ведения селекционно-племенной работы, стимулирования использования ее результатов хозяйствами области, повышения генетического потенциала;
3) расширения сети молокоприемных пунктов, в том числе стационарных.
Скотоводство
Восстановление потенциала сельскохозяйственных организаций, специализирующихся на молочном и мясном скотоводстве, - один из важнейших приоритетов развития животноводства района и области.
Основным направлением увеличения объемов производства молока являются увеличение продуктивности скота за счет проведения комплекса мер, которые предполагают проведение реконструкции и технического перевооружения ферм, улучшение кормопроизводства при изменении структуры кормовых культур, оснащение кормодобывающей техникой, проведение селекционной работы, что позволит сельхозтоваропроизводителям всех категорий увеличить по сравнению с 2012 годом производство молока на 3,75 тыс. тонн, из них сельскохозяйственным предприятиям - на 1,5 тыс. тонн. Годовой объем производства молока составит 15,59 тыс. тонн. Продуктивность дойного стада в сельскохозяйственных предприятиях возрастет на 1680 кг и достигнет 6755 кг молока от коровы в год. Поголовье КРС увеличится на 1302 головы, в том числе сельскохозяйственные предприятия - на 700 голов, валовое производство достигнет 1,4 тыс. тонн.
В целях дальнейшего наращивания производства продукции животноводства, повышения эффективности отрасли необходима государственная поддержка сельхозтоваропроизводителей, производящих животноводческую продукцию.
5. Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности
Предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности - жизненно важная сфера агропромышленного комплекса и всей экономики. Обеспечение населения качественными продуктами питания, а предприятий переработки - сельскохозяйственным сырьем местного производства является главной задачей агропромышленного комплекса. Основными приоритетными направлениями развития предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности являются:
1) сохранение и поэтапное увеличение объемов производства, конкурентоспособность сбыта и вытеснение с рынка низкокачественной продукции;
2) реконструкция и техническое перевооружение предприятий;
3) расширение ассортимента товаров местного производства, освоение новых видов продукции.
В Благовещенском районе к предприятиям пищевой и перерабатывающей промышленности относятся производство хлеба и хлебобулочных изделий.
Производство хлеба и хлебобулочных изделий
Хлебопечение - сектор, в котором сегодня доминирует малый и средний бизнес. Отсюда характерные для всех малых и средних предпринимателей проблемы - слабая доступность кредитных ресурсов, неэффективное налогообложение, высокие административные барьеры.
На фоне роста объемов реализации хлебной продукции в стоимостном выражении в последние годы наблюдается неуклонное снижение количества субъектов хлебопечения и натуральных показателей производства.
В настоящее время в районе действуют 4 хлебопекарных предприятия, относящихся к категории малого бизнеса, из них: ИП "Вжещ С.В.", имеющей пекарню в с. Волково; ООО "Новинка" - пекарня в с. Новинка; две пекарни в с. Чигири - ИП "Мурадян" и ИП "Арутюнян". За последние годы количество пекарен сократилось с восьми до четырех. Основная причина этому - высокая конкурентоспособность с предприятиями г. Благовещенска.
Между тем оптимальный уровень конкуренции, обеспечивающий прозрачное и справедливое ценообразование и позитивно влияющий на ассортимент и качество продукции, может быть достигнут при постоянном увеличении количества хлебопекарен. Спрос населения района на хлебную продукцию в целом удовлетворен, отсюда возрастают основные критерии в приобретении населением хлеба, это свежесть, качественные характеристики и цена.
Более всего пекарное производство зависит от ситуации на рынке муки, доля которой в стоимости хлеба различных сортов составляет около 20 - 30 процентов. Учитывая объективную зависимость хлебопечения от условий работы со смежными отраслями, представляется необходимым для района применение комплексных мер по развитию производства зерна, муки и других потребляемых в хлебопечении товаров и услуг.
6. Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств, сельскохозяйственной
потребительской кооперации и личных подсобных хозяйств граждан
Крестьянские (фермерские) хозяйства
Фермерство района является неотъемлемым элементом современной системы сельского хозяйства. Необходимо создать условия для развития фермерства, которое не только решает проблемы производства продукции, но и содействует занятости и росту доходов сельского населения, способствует сохранению сельского образа жизни населения.
В системе организационно-экономических мероприятий по стабилизации развития крестьянских (фермерских) хозяйств особенно важными направлениями являются совершенствование нормативной и правовой базы создания и деятельности этих предприятий, улучшение их ресурсного обеспечения и финансово-кредитной поддержки, совершенствование производственной инфраструктуры и улучшение сбыта продукции, социально-бытовое обустройство хозяйств, повышение уровня их информационно-консультационного обслуживания.
В районе на 1 января 2012 года насчитывалось 90 крестьянских (фермерских) хозяйств, из них 56 индивидуальных предпринимателей. В распоряжении КФХ находится 12,84 тыс. га пашни.
Фермерские хозяйства в 2013 году планируют выйти на уровень в производстве зерна 6,24 тыс. тонн, сои - до 10,48 тыс. тонн, овощей - до 3,3 тыс. тонн, картофеля - до 20,68 тыс. тонн, произвести 0,16 тыс. тонн мяса.
Материально-техническая база фермерских хозяйств района развита слабо: моторесурс эксплуатируемой техники полностью исчерпан, отсутствует собственная база по переработке и хранению сельскохозяйственной продукции.
Прогноз развития крестьянских (фермерских) хозяйств
Современный этап развития производительных сил села остро ставит вопрос кооперирования всех товаропроизводителей независимо от организационно-правового статуса. Особенно это актуально для крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств населения.
Для многих сельских жителей доходы от домашних хозяйств стали основными. Не имея собственной рыночной инфраструктуры, главы фермерских и подсобных хозяйств вынуждены обращаться к услугам посредников для сбыта продукции, приобретения средств труда, получения услуг и т.д. В результате существенная доля прибавочного продукта достается посредникам.
Реальным путем, который позволит существенно сократить отток полученного от результатов труда дохода, является кооперирование сельхозтоваропроизводителей, личных подсобных хозяйств. Кооперативные формирования (потребительские кооперативы) могут заниматься сбором и сбытом продукции, ее переработкой, снабжением средствами труда. Они могут быть образованы личными подсобными хозяйствами, другими сельхозтоваропроизводителями.
Развитие производства и повышение товарности хозяйств в первую очередь зависят от возможности их кредитования. В настоящее время крестьянские (фермерские) и личные подсобные хозяйства активно работают с дополнительным офисом ОАО "Россельхозбанк" по кредитованию, которое предоставляется на льготных условиях. Банковские кредиты для этих форм хозяйствования стали доступны: в 2012 году кредиты в банках получили более 10 крестьянских (фермерских) хозяйств, 22 личных подсобных хозяйства на общую сумму 25 млн. рублей.
Одним из вариантов приемлемого решения проблемы финансового обеспечения является сельскохозяйственная потребительская кредитная кооперация.
Развитие личных подсобных хозяйств граждан
Роль личных подсобных хозяйств как одного из основных резервов увеличения производства сельскохозяйственной продукции, самообеспечения продуктами питания населения становится все более очевидной.
При этом только взаимовыгодное сотрудничество коллективных сельскохозяйственных предприятий и личных подсобных хозяйств граждан позволяет в достаточной степени использовать природно-климатический, кадровый и материально-технический потенциал.
За годы экономических реформ личные подсобные хозяйства стали одним из основных источников продовольствия.
В районе на 1 января 2012 года зарегистрировано 6300 личных подсобных хозяйств с общей земельной площадью 1,01 тыс. га. В 2011 году в личных подсобных хозяйствах было произведено 16,4 тыс. тонн картофеля, овощей - 4,2 тыс. тонн, молока - 2,42 тыс. тонн, мяса - 0,85 тыс. тонн. Численность крупного рогатого скота на 1 января 2012 года составила 1644 головы, в т.ч. коров - 722 головы, свиней - 1429 голов, птицы - 11,2 тыс. голов.
К 2013 году производство картофеля составит 17,4 тыс. тонн, овощей - 4,6 тыс. тонн, молока - 3,91 тыс. тонн, производство мяса - 1,09 тыс. тонн.
В целях сохранения маточного поголовья крупного рогатого скота молочного направления, увеличения производства молока в личных подсобных хозяйствах граждан предусматривается государственная поддержка по возмещению части затрат личным подворьям граждан на производство и реализацию молока за счет средств областного и районного бюджетов.
Только в личных подсобных хозяйствах есть реальная возможность обеспечить относительную стабильность производства, а в кризисных условиях быстро увеличить объемы производства и снять социальную напряженность на селе.
Для дальнейшего увеличения производства продукции сельского хозяйства, производства кормов, реализации продукции, обработки земли, транспортного, зооветеринарного обслуживания необходимо провести работу по следующим направлениям:
1) формирование инфраструктуры обслуживания и обеспечения личных подсобных хозяйств;
2) содействие созданию сбытовых (торговых), перерабатывающих, обслуживающих и иных сельскохозяйственных потребительских кооперативов;
3) проведение мероприятий по повышению качества продуктивных и племенных сельскохозяйственных животных, организация искусственного осеменения сельскохозяйственных животных.
Развитие интегрированных и кооперативных связей в системе "личные подсобные хозяйства - сельскохозяйственные обслуживающие и перерабатывающие организации" позволит выйти из ситуации, сложившейся в районе, без значительных финансовых вложений.
В соответствии с этим необходимо в ближайшие пять лет осуществить ряд мероприятий, направленных на поддержку развития сельскохозяйственного производства в личных подсобных хозяйствах, с привлечением финансовых средств из областного бюджета в рамках долгосрочной целевой программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и социальное развитие села Амурской области на 2012 - 2013 годы".
7. Формирование материально-технической базы
агропромышленного комплекса Благовещенского района на 2013 год
Успех реализации мероприятий Программы зависит от уровня технической оснащенности сельскохозяйственных организаций.
В связи с отсутствием у сельхозтоваропроизводителей средств для приобретения новой техники и по причине ее старения продолжается выбытие техники.
Многие хозяйства не в состоянии приобретать технику за счет собственных средств, поэтому одним из возможных путей обновления машинно-тракторного парка является лизинг.
Приобретение техники по лизингу осуществляется по программе удешевления через ОАО "Росагролизинг" по заявкам хозяйств, утвержденным министерством сельского хозяйства администрации области. Инвестиционные средства выделяются по прямым договорам.
Другим источником финансирования на приобретение техники и оборудования являются кредиты банка, важным моментом которых является предоставление субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам. Субсидии из федерального бюджета предоставляются в размере 2/3 затрат на уплату процентов, но не более 2/3 ставки рефинансирования, и 1/3 из областного бюджета.
Большой объем кредитования сельхозтоваропроизводителей идет на приобретение запасных частей для ремонта и восстановления имеющейся в хозяйствах техники и покупку горюче-смазочных материалов.
С увеличением объема финансирования на приобретение с/х техники и запасных частей как следствие увеличатся посевные площади и урожайность с/х культур.
8. Кадровое обеспечение агропромышленного комплекса района
В соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 19 сентября 1995 г. N 942 "О целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием", от 10 февраля 2000 г. N 117 "О совершенствовании кадрового обеспечения агропромышленного комплекса" в области большое значение уделяется государственной кадровой политике, выражающей стратегию формирования, развития и востребованности кадрового потенциала в агропромышленном комплексе.
В агропромышленном комплексе района по состоянию на 1 января 2012 года работали 604 человека, из них - 254 человека, занятых в сельскохозяйственных предприятиях, и 350 человек - в крестьянских (фермерских) хозяйствах.
Социальная обстановка в сельскохозяйственном производстве и, прежде всего, низкий уровень заработной платы не позволяют обеспечить стабильный приток в аграрный комплекс профессионально подготовленных, ответственных работников, отличающихся созидательной активностью и творческим подходом к делу.
Переподготовка и повышение квалификации руководителей и специалистов сельского хозяйства в учебных заведениях сельскохозяйственного профиля района идут крайне слабо, это связано с большими затратами финансовых средств, которых в хозяйствах недостаточно.
Для решения проблемы закрепления выпускников ДальГАУ на селе производится целевой набор студентов на договорной основе из числа выпускников школ на целевые места по основным сельскохозяйственным специальностям.
В настоящее время учебно-курсовая система подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров массовых профессий для агропромышленного комплекса района состоит из Амурского областного учебно-курсового комбината, находящегося в областной государственной собственности, а также ГОУ ПУ-21, ведущие подготовку по 12 профессиям и по 8 - повышение квалификации.
К числу главных задач агропромышленного комплекса района относится организация переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов агропромышленных предприятий области на базе Амурского филиала Российской академии кадрового обеспечения агропромышленного комплекса, где организованы постоянно действующие курсы повышения квалификации.
Современное агропромышленное производство предъявляет высокие требования к профессионализму работников, которые должны уметь быстро адаптироваться к меняющимся условиям, обладать высокой профессиональной мобильностью. Повышение эффективности работы аграрного сектора экономики во многом зависит от обеспечения кадрами новой формации с высоким уровнем общей культуры, профессионализма, экономической и правовой грамотности, способными внедрять новые технологии и организационные структуры производства.
Одним из направлений реализации кадровой политики является формирование резерва кадров. В состав резерва кадров включаются специалисты, отвечающие квалификационным требованиям, предъявляемым к кандидатам для замещения вакантных должностей более высокого уровня, либо способные достичь соответствия данным требованиям путем подготовки и повышения квалификации.
Условиями эффективной деятельности по формированию кадрового резерва являются:
1) преимущественное назначение на должность из кадрового резерва специалистов, прошедших соответствующую подготовку;
2) ежегодное уточнение кадрового резерва, доукомплектование, планирование должностных назначений, определение целесообразности пребывания в резерве лиц, не получивших назначение на более высокую должность.
Работа в сфере кадровой подготовки в агропромышленном комплексе района будет строиться по следующим направлениям:
1) активизация работы по профессиональной ориентации учащихся сельских общеобразовательных школ, создание при профессиональном учебном заведении района подготовительного отделения (центра) дополнительного образования для подготовки учащихся 11 классов;
2) совершенствование системы непрерывного профессионального обучения и консультирования, переподготовки и повышения квалификации товаропроизводителей агропромышленного комплекса района, способной дифференцированно и в короткие сроки осуществить программно-целевое обучение различных категорий специалистов, руководителей и кадров массовых профессий;
3) реализация социально-экономических мер, направленных на решение проблем закрепления кадров на селе.
Выполнение этих мероприятий будет способствовать закреплению в хозяйствах района выпускников ДальГАУ и техникумов, обеспечению агропромышленного комплекса района квалифицированными специалистами, кадрами профессиональных управленцев.
В условиях рыночных отношений задачу по обеспечению села кадрами и закреплению их на селе невозможно решить без специальной государственной поддержки и концентрации материальных и финансовых ресурсов.
9. Потребность в финансовых средствах для обеспечения программы
Развитие агропромышленного комплекса района невозможно без привлечения финансовых средств из всевозможных источников и создания условий для долгосрочного и среднесрочного кредитования. Для достижения целей и решения задач развития агропромышленного комплекса района планируется использовать финансовые ресурсы из следующих источников:
1) средств федерального бюджета (в соответствии с федеральными программами и мероприятиями по развитию агропромышленного производства);
2) средств областного бюджета, направленных на государственную поддержку развития агропромышленного комплекса области;
3) средств районного бюджета, направленных на муниципальную поддержку развития агропромышленного комплекса района;
4) внебюджетных источников (собственных средств предприятий (организаций) агропромышленного комплекса, кредитов коммерческих банков и инвестиций).
В рамках Программы предусмотрены самостоятельное привлечение инвестиций предприятиями (организациями) агропромышленного комплекса и гибкая дифференцированная государственная поддержка развития агропромышленного производства района.
На выполнение программных мероприятий по развитию сельского хозяйства Благовещенского района необходимо привлечение финансовых средств из всех источников в объеме 13 320 тыс. рублей, в том числе из средств областного - 4 400 тыс. рублей, финансовые средства из районного бюджета - 720 тыс. рублей, с привлечением собственных средств товаропроизводителей - 8 200 тыс. рублей.
10. Оценка экономической эффективности программы
Реализация Программы позволит:
1) повысить плодородие почв, увеличить посевные площади сельскохозяйственных культур, сократить выбытие сельскохозяйственных угодий, в том числе пашни;
2) увеличить за счет проведения мелиоративных работ ежегодный прирост урожайности по сое - до 15 ц/га, в результате чего будет получена дополнительная прибыль;
3) получить на каждый затраченный на проведение агрохимической мелиорации хозяйства рубль 2,0 рубля чистой прибыли;
4) на каждый вложенный на приобретение семян высших репродукций рубль получить 2 рубля чистой прибыли, так как посев высококачественными семенами районированных сортов даст урожай на 25% выше, чем посев несортовыми семенами;
5) применение машин нового поколения, необходимых для агропромышленного комплекса района, что позволит снизить эксплуатационные затраты, расход топлива в 1,6 раза, обеспечить повышение урожайности и качества сельскохозяйственных культур, снижение их себестоимости, выполнение сельскохозяйственных работ в оптимальные агротехнические сроки;
6) увеличить численность поголовья крупного рогатого скота мясного направления в 2013 году до 1300 голов.
11. Механизм реализации программы, организация управления
программой и контроль за ходом ее выполнения
Управление реализацией Программы осуществляет администрация Благовещенского района в лице структурного подразделения отдела сельского хозяйства и окружающей среды.
Отдел сельского хозяйства и охраны окружающей среды администрации Благовещенского района обеспечивает согласованность действий по реализации основных мероприятий Программы, целевому и эффективному использованию средств федерального, районного бюджетов и внебюджетных источников.
Необходимые для выполнения Программы нормативные правовые акты разрабатываются и принимаются в установленном порядке. Реализация Программы осуществляется на основе заключенного соглашения между министерством сельского хозяйства Амурской области и администрацией Благовещенского района.
Элементами механизма реализации Программы являются:
1) программно-целевое и индикативное планирование развития агропромышленного производства области;
2) привлечение средств федерального бюджета в рамках реализации федеральных целевых программ;
3) прямое финансирование, льготное кредитование, предоставление гарантий и субсидирование процентной ставки по банковским кредитам из областного бюджета;
4) прямой диалог и согласование действий с производителями сельскохозяйственной продукции, компаниями - поставщиками сельскохозяйственной техники, расходных материалов, удобрений, пестицидов, горюче-смазочных материалов, инвесторами.
Порядок и условия предоставления муниципальной поддержки из районного бюджета ежегодно утверждаются постановлением главы района.
По результатам полугодия и отчетного года отделу сельского хозяйства и охраны окружающей среды необходимо представлять в отдел экономики администрации Благовещенского района отчеты о выполнении программных мероприятий.
Приложение N 1
к районной целевой программе
Система мероприятий и потребность в финансовых средствах
для реализации мероприятий программы развития сельского хозяйства
Благовещенского района Амурской области на 2013 год
Мероприятия |
Исполнители |
2013 год |
||||
источники финансирования за год, всего |
федеральный бюджет |
областной бюджет |
местный бюджет |
внебюджетные источники |
||
1. Основные направления развития животноводства, всего |
Администрация Благовещенского района Амурской области, администрации сельских поселений, хозяйствующие субъекты |
13200,00 |
|
4400,00 |
600,00 |
8200,00 |
1.1. Поддержка свиноводства |
Администрация Благовещенского района Амурской области, администрации сельских поселений, хозяйствующие субъекты |
8200,000 |
|
3000,000 |
200,00 |
5000,00 |
1.2. Поддержка на содержание маточного поголовья скота в личных подворьях граждан |
Администрация Благовещенского района Амурской области, администрации сельских поселений, хозяйствующие субъекты |
5000,000 |
|
1400,00 |
400,00 |
3200,00 |
2. Поощрение передовиков сельскохозяйственного производства |
Администрация Благовещенского района Амурской области |
120,00 |
|
|
120,00 |
|
Всего по программе |
13320,00 |
|
4400,00 |
720,00 |
8200,00 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Благовещенского района Амурской области от 14 сентября 2012 г. N 2213 "Об утверждении муниципальной программы "Развитие сельского хозяйства Благовещенского района Амурской области на 2014 - 2020 годы"
Настоящая программа вступает в силу с 1 января 2013 г.
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением Администрации Благовещенского района Амурской области от 1 ноября 2019 г. N 1560 настоящее постановление признано утратившим силу. Действие названного постановления распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Администрации Благовещенского района Амурской области от 29 января 2014 г. N 81
Изменения вступают в силу со дня подписания названного постановления и распространяют свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 г.
Постановление Администрации Благовещенского района Амурской области от 4 февраля 2013 г. N 311