Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 11
к постановлению
Правительства Амурской области
от 22 августа 2011 г. N 534
Стандарт
качества предоставления государственной услуги "Реализация дополнительных
профессиональных программ (подготовки, переподготовки, повышения
квалификации педагогических работников государственных образовательных
учреждений и муниципальных образовательных учреждений)"
I. Общие положения
1.1. Настоящий стандарт устанавливает основные требования к объему и качеству предоставления государственной услуги в сфере образования "Реализация дополнительных профессиональных программ (подготовки, переподготовки, повышения квалификации педагогических и руководящих работников областных образовательных учреждений и муниципальных образовательных учреждений)", предоставляемой за счет средств областного бюджета населению области.
1.2. Поставщиком государственной услуги "Реализация дополнительных профессиональных программ (подготовки, переподготовки, повышения квалификации педагогических и руководящих работников областных образовательных учреждений и муниципальных образовательных учреждений)" на территории области является государственное образовательное автономное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов области "Амурский областной институт развития образования".
1.3. Основные правовые акты, регулирующие отношения, связанные с оказанием государственной услуги:
Конституция Российской Федерации;
Закон Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании";
постановление Правительства Российской Федерации от 14.02.2008 N 71 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)";
Федеральный закон от 22.08.1996 N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании";
государственные требования к минимуму содержания и уровню требований к специалистам для получения дополнительной квалификации по направлениям подготовки.
II. Содержание, порядок и условия получения доступа к государственной услуге
Оказание государственной услуги предусматривает:
краткосрочное тематическое обучение слушателей по актуальным вопросам профессиональной деятельности (модуль 24-36 часов);
тематическое проблемно-ориентированное обучение слушателей по вопросам безопасности, технологическим (в том числе информационно-коммуникационным технологиям), социально-экономическим, правовым, управленческим и другим проблемам (72 - 144 часа);
углубленное изучение слушателями из числа руководителей и специалистов сферы образования актуальных проблем науки, техники, безопасного осуществления работ по профилю профессиональной деятельности (145-499 часов).
Повышение квалификации проводится в течение всей трудовой деятельности работников. Периодичность повышения квалификации регулируется работодателем и определяется по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет.
Повышение квалификации заканчивается сдачей соответствующего зачета, экзамена, защитой итоговой работы. Слушатели, выполнившие все требования учебного плана, получают соответствующий документ (удостоверение или свидетельство о повышении квалификации).
Организация профессиональной переподготовки для получения слушателями дополнительной квалификации (более 500 часов) осуществляется при наличии следующих условий:
профессиональная переподготовка проводится в виде длительного обучения по учебным программам, необходимым специалисту для выполнения нового вида профессиональной деятельности;
форма и сроки обучения устанавливаются в соответствии с его целями. Уровень образования специалистов, проходящих профессиональную переподготовку, должен быть не ниже уровня образования, требуемого для нового вида профессиональной деятельности;
освоение программ профессиональной переподготовки специалистов завершается обязательной итоговой аттестацией (выпускная квалификационная работа, итоговый экзамен и т.д.);
слушатели, выполнившие все требования учебного плана, по решению аттестационной комиссии получают диплом о профессиональной переподготовке.
III. Требования к качеству обслуживания и (или) к результатам оказания
государственной услуги
Базовые требования к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ:
соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к профессиям и должностям;
преемственность по отношению к государственным образовательным стандартам высшего и среднего профессионального образования;
ориентация на современные образовательные технологии и средства обучения;
совместимость программ дополнительного профессионального образования по видам и срокам;
соответствие учебной нагрузки слушателей установленным нормативам;
соответствие принятым правилам оформления программ;
соответствие содержания программ видам дополнительного профессионального образования.
Содержание дополнительных профессиональных образовательных программ определяется следующими учебно-методическими документами: учебный план, учебно-тематический план, учебная программа.
Учебные планы и программы должны быть составлены с учетом исходного образовательного уровня и профессиональной подготовленности специалиста.
Примерный учебный план отражает:
цель обучения;
категорию обучаемых (занимаемую должность);
продолжительность обучения (согласно нормативным документам);
форму обучения (с отрывом от работы, без отрыва от работы, с частичным отрывом от работы);
режим занятий (количество часов в день);
перечень разделов и дисциплин;
количество часов по разделам и дисциплинам;
виды учебных занятий;
формы аттестации и контроля знаний.
Примерный учебно-тематический план конкретизирует учебный план и включает:
описание тем, разделов;
виды учебных занятий (лекции, практические, игровые занятия и др.);
количество часов, отводимых на различные виды занятий;
формы и виды контроля.
Примерная учебная программа предусматривает:
введение;
перечень тем;
реферативное описание тем или разделов (изложение основных вопросов в заданной последовательности);
наименование видов занятий по каждой теме;
методические рекомендации по реализации учебной программы;
список литературы, других видов учебно-методических материалов и пособий, необходимых для изучения.
Основания для определения содержания дополнительного профессионального образования педагогических работников:
открытость содержания, возможность его корректировки на основе результатов диагностики и самооценки уровня профессиональных потребностей педагогов, руководителей образовательных учреждений, работников органов управления образованием;
ориентация содержания курсов на выявление нерешенных проблем с целью дальнейшего самообразования;
освещение ведущих направлений в развитии современного образования, основных концепций образовательной деятельности, результатов научных исследований в области гуманитарных и естественнонаучных знаний, современных педагогических технологий, форм и методов использования информационных технологий в образовании;
модульное построение учебно-тематических планов и программ, наличие инвариантных (независимо от ориентации на различные квалификационные категории) и вариативных модулей;
содержание вариативных модулей ' может учитывать особенности профессиональных запросов специалистов, специфику образовательных программ, реализуемых в различных типах и видах образовательных учреждений;
обеспечение дифференцированного подхода к комплектованию учебных групп специалистов, готовящихся к аттестации.
3.1. Требования к зданиям и помещениям, оборудованию
образовательных учреждений
Базовые требования к ресурсному обеспечению образовательного процесса повышения квалификации и переподготовки специалистов:
1) кадровое обеспечение:
все преподаватели должны иметь высшее профессиональное образование;
2) материально-техническое обеспечение:
соответствие условий обучения санитарно-гигиеническим нормам, требованиям пожарной безопасности и охраны труда;
обеспеченность образовательного процесса необходимой компьютерной техникой (из расчета 1 компьютер на 1 слушателя);
обеспеченность образовательного процесса необходимой копировально-множительной техникой (из расчета 1 комплект оргтехники на 1 структурное подразделение учреждения).
3) библиотечно-информационное обеспечение:
обеспеченность образовательного процесса необходимым количеством учебных пособий, книг (из расчета не менее 5 единиц на 1 слушателя);
обеспеченность образовательного процесса выходом в Интернет (из расчета не менее 2% от объема часов инвариантного модуля учебного плана).
3.2. Стандарты
качества предоставления государственной услуги в сфере реализации
дополнительных профессиональных программ, предоставляемой за счет
средств областного бюджета населению области
Перечень стандартов качества предоставления государственной услуги и оценочные показатели соответствия качества предоставленной государственной услуги стандартам качества предоставления государственной услуги представлены в таблице:
Стандарт качества предоставления государственной услуги |
Оценочный показатель стандарта качества по норме |
Максимально допустимый процент отклонения от нормы (max дельта) |
1. Выполнение учебной нагрузки для реализации основных образовательных программ профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации в соответствии с приказом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 18.06.1997 N 1221 "Об утверждении требований к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ" |
100% |
3% |
2. Для аудиторных занятий устанавливается академический час продолжительностью 40-50 минут в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.1995 N 610 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов" |
100% |
10% |
3. Слушателям, успешно завершившим курс обучения, выдаются следующие документы государственного образца: удостоверение о повышении квалификации - для лиц, прошедших краткосрочное обучение или участвовавших в работе тематических и проблемных семинаров по программе в объеме от 72 до 100 часов; свидетельство о повышении квалификации - для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 100 часов; диплом о профессиональной переподготовке - для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 500 часов; диплом о присвоении квалификации - для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 1000 часов, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.1995 N 610 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов" |
100% |
0% |
IV. Порядок информирования о предоставлении государственной услуги
В состав информации о предоставляемой образовательным учреждением услуге в обязательном порядке включаются:
характеристика услуги, область ее предоставления и затраты времени на ее предоставление;
наименование государственных стандартов, требованиям которых должна соответствовать услуга;
возможность влияния потребителей на качество услуги;
адекватные и доступные средства для эффективного общения работников учреждения с потребителями услуги;
возможность получения оценки качества услуги со стороны потребителя;
установление взаимосвязи между предложенной услугой и реальными потребностями потребителя;
правила и условия эффективного и безопасного предоставления услуги.
Информация по вопросам исполнения государственной услуги предоставляется должностными лицами, исполняющими государственную услугу, по следующим вопросам:
сроки зачисления в образовательное учреждение;
предоставление информации о зачислении в образовательное учреждение с указанием форм получения образования, указанием основных профессиональных образовательных программ, базовой и (или) углубленной подготовки;
о возможности подачи письменного апелляционного заявления.
Информация предоставляется при личном контакте с заявителями, с использованием почтовой, телефонной связи, посредством электронной связи.
Информация в объеме, предусмотренном регламентом, предоставляется должностными лицами в течение всего срока исполнения государственной услуги на безвозмездной основе.
Информация о количестве поданных заявлений, в том числе пофамильный перечень лиц, подавших заявление, с выделением форм получения образования, указанием основных профессиональных образовательных программ, базовой и (или) углубленной подготовки размещается на стенде приемной комиссии и на официальном сайте образовательного учреждения в период приема документов от заявителей, поступающих в образовательное учреждение.
V. Учет мнения потребителей государственной услуги
Учет мнения потребителей услуги относительно исполнения требований к качеству обслуживания и (или) результатам оказания государственной услуги осуществляется посредством мониторинга отзывов и предложений получателей услуги, направленных в письменном виде администратору, ответственному за организацию услуги, либо размещенных на официальном сайте администратора услуги.
VI. Порядок обжалования нарушений требований стандартов качества
государственной услуги
Гражданин вправе обжаловать действия (бездействие) должностных лиц в ходе предоставления государственной услуги и решение, принятое в ходе
предоставления государственной услуги, вышестоящему должностному лицу и (или) в судебном порядке.
При обращении заявителей в письменной форме срок рассмотрения претензии не должен превышать 30 дней с момента регистрации такого обращения. Решение по результатам рассмотрения доводится заявителям в десятидневный срок.
Должностные лица проводят личный прием заявителей в установленном порядке.
Заявитель в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает наименование органа, в который направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего должностного лица, а также свои фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, излагает суть предложения, заявления, ставит личную подпись и дату.
Дополнительно заявителем могут быть указаны:
наименование органа, фамилия, имя и отчество должностного лица (при наличии информации), решение или действие (бездействие) которого обжалуется;
обстоятельства, на основании которых заявитель считает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложена какая-либо обязанность;
иные сведения, которые заявитель считает необходимым сообщить.
В случае необходимости в подтверждение своих доводов заявитель прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.
По результатам рассмотрения фактов, изложенных в обращении, должностным лицом принимается решение об удовлетворении требований заявителя либо об отказе в удовлетворении претензий, о чем сообщается заявителю, направившему обращение.
Если в письменном обращении не указана фамилия заявителя, направившего обращение, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается.
При получении письменного обращения, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, должностное лицо вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить заявителю, направившему обращение, о недопустимости злоупотребления правом.
Если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на обращение не дается, о чем сообщается заявителю, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.
Если в письменном обращении заявителя содержится вопрос, на который заявителю многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель, иное уполномоченное на то должностное лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с заявителем по данному вопросу.
О данном решении уведомляется заявитель, направивший обращение.
Если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, заявителю, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.