В соответствии со статьей 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство области постановляет:
1. Утвердить прилагаемый Порядок осуществления органом внутреннего государственного финансового контроля полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя председателя Правительства области В.Г. Щербину.
Губернатор Амурской области |
О.Н. Кожемяко |
Порядок
осуществления органом внутреннего государственного финансового контроля полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю
(утв. постановлением Правительства Амурской области от 1 ноября 2013 г. N 531)
I. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок определяет требования к процедурам осуществления министерством финансов Амурской области как органом внутреннего государственного финансового контроля (далее - министерство финансов) внутреннего государственного финансового контроля.
1.2. К процедурам осуществления внутреннего государственного финансового контроля относится планирование контрольной деятельности, исполнение контрольных мероприятий, составление и представление отчетности о результатах контрольной деятельности, обеспечение качества контрольной деятельности.
1.3. Деятельность министерства финансов по осуществлению внутреннего государственного финансового контроля (далее - контрольная деятельность) основывается на принципах законности, объективности, эффективности, независимости, профессиональной компетентности и гласности.
1.4. Контрольная деятельность подразделяется на плановую и внеплановую. Плановая контрольная деятельность осуществляется в соответствии с планом контрольной деятельности. Внеплановая контрольная деятельность осуществляется на основании обращений (поручений, требований) губернатора области, первого заместителя председателя Правительства области, заместителей председателя Правительства области, министра финансов области, органов прокуратуры, Следственного комитета Российской Федерации, иных правоохранительных органов.
1.5. Должностными лицами министерства финансов, осуществляющими внутренний государственный финансовый контроль, являются:
министр финансов области;
заместители министра финансов области, в обязанности которых
входят вопросы внутреннего государственного финансового контроля;
руководители (заместители руководителей) структурных подразделений министерства финансов, осуществляющих функции по внутреннему государственному финансовому контролю;
иные государственные гражданские служащие области, должностными регламентами которых предусмотрено осуществление контрольной деятельности, структурных подразделений министерства финансов, осуществляющих функции по внутреннему государственному финансовому контролю.
1.6. Должностные лица, указанные в пункте 1.5 настоящего Порядка, имеют право:
запрашивать и получать на основании мотивированного запроса в письменной форме документы и информацию, необходимые для проведения контрольного мероприятия;
при осуществлении плановых и внеплановых выездных проверок (ревизий) беспрепятственно по предъявлении служебных удостоверений и копии удостоверения о проведении контрольного мероприятия посещать помещения и территории, которые занимают объекты контроля, требовать предъявления поставленных товаров, результатов выполненных работ, оказанных услуг, а также инициировать проведение необходимых экспертиз и других мероприятий по контролю;
составлять протоколы об административных правонарушениях в случаях и порядке, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, и принимать меры по предотвращению правонарушений.
Министр финансов области, заместители министра финансов области, в обязанности которых входят вопросы внутреннего государственного финансового контроля, также вправе:
выдавать представления и предписания;
рассматривать дела об административных правонарушениях в случаях и порядке, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, и принимать меры по предотвращению правонарушений.
1.7. Запрос о представлении документов и информации в адрес объекта контроля направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным способом, свидетельствующим о дате его получения (вручения), в том числе с применением автоматизированных информационных систем. Срок представления документов и информации устанавливается в запросе.
1.8. Должностные лица, указанные в пункте 1.5 настоящего Порядка, обязаны:
своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений в финансово-бюджетной сфере;
соблюдать требования иных нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности;
проводить контрольные мероприятия в соответствии с приказами министра финансов области, удостоверениями о проведении контрольных мероприятий и программами контрольных мероприятий;
знакомить руководителя, иное должностное лицо объекта контроля с удостоверением о проведении проверки;
сохранять государственную, служебную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну, ставшую им известной при проведении контрольных мероприятий.
1.9. Должностные лица, осуществляющие внутренний государственный финансовый контроль, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за достоверность и объективность результатов проводимых ими контрольных мероприятий, а также за разглашение государственной и иной охраняемой законом тайны.
1.10. Министр финансов области в целях реализации положений настоящего Порядка утверждает правовые (локальные) акты, устанавливающие распределение обязанностей, полномочий и ответственности структурных подразделений (должностных лиц) министерства финансов, уполномоченных на проведение внутреннего государственного финансового контроля. Указанные акты должны обеспечивать исключение дублирования функций структурных подразделений (должностных лиц), условий для возникновения конфликта интересов.
II. Требования к планированию контрольной деятельности
2.1. Планирование контрольной деятельности осуществляется путем составления и утверждения плана контрольной деятельности министерства финансов на следующий календарный год (далее - план контрольной деятельности), представляющего собой перечень контрольных мероприятий, которые планируется осуществить в следующем календарном году.
2.2. В плане контрольной деятельности по каждому контрольному мероприятию устанавливаются конкретная тема контрольного мероприятия, объекты контроля, проверяемый период при проведении последующего контроля, метод контроля (камеральная проверка, выездная (встречная) проверка, ревизия, обследование), дата (месяц) проведения контрольного мероприятия.
2.3. Длительность проверяемого периода не должна превышать три года, за исключением случаев проведения проверок в отношении долгосрочных государственных контрактов.
2.4. Составление плана контрольной деятельности осуществляется с соблюдением следующих условий:
обеспечение равномерности нагрузки на структурные подразделения (должностных лиц), осуществляющие внутренний государственный финансовый контроль;
необходимость выделения резерва времени для выполнения внеплановых контрольных мероприятий, определяемого на основании данных о внеплановых проверках за предыдущие 3 - 5 лет, с учетом изменений законодательства Российской Федерации в части регулирования внутреннего государственного финансового контроля.
2.5. Отбор контрольных мероприятий при формировании плана контрольной деятельности осуществляется согласно следующим критериям отбора контрольных мероприятий:
существенность и значимость мероприятий объектов контроля и (или) направления бюджетных расходов, в отношении которого предполагается проведение внутреннего государственного финансового контроля;
уязвимость финансово-хозяйственных операций, определяемая по состоянию внутреннего финансового контроля и аудита в отношении объекта контроля, наличию рисков мошенничества, а также на основании данных предыдущих контрольных мероприятий органов государственного финансового контроля;
период, прошедший с момента проведения идентичного контрольного мероприятия органом государственного финансового контроля (в случае, если указанный период превышает три года, данный критерий имеет наибольший вес среди критериев отбора);
наличие информации о признаках нарушений в сфере бюджетных правоотношений, полученной от иных органов государственной власти, местных администраций;
проведение контрольно-счетной палатой Амурской области идентичного (аналогичного) контрольного мероприятия;
иные факторы (проведение реорганизации, состояние кадрового потенциала объекта контроля).
План контрольной деятельности утверждается приказом министерства финансов по согласованию с первым заместителем председателя Правительства области до начала следующего календарного года и размещается в информационной системе "Портал Правительства Амурской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в разделе министерства финансов.
2.6. Внесение изменений в План контрольной деятельности осуществляется министром финансов области по согласованию с первым заместителем председателя Правительства области.
III. Требования к исполнению контрольных мероприятий
3.1. К процедурам исполнения контрольного мероприятия относятся принятие решения о проведении контрольного мероприятия, составление и утверждение программы контрольного мероприятия, проведение контрольного мероприятия, документирование, реализация результатов контрольного мероприятия.
3.2. Решение о проведении контрольного мероприятия принимается министром финансов области и оформляется приказом министерства финансов о проведении контрольного мероприятия.
3.3. Контрольное мероприятие проводится на основании приказа министерства финансов о проведении контрольного мероприятия, удостоверения о проведении контрольного мероприятия, подписанного министром финансов, и программы контрольного мероприятия.
3.4. Решение о приостановлении контрольного мероприятия принимается министром финансов области на основании мотивированного представления руководителя группы должностных лиц, уполномоченных на проведение контрольного мероприятия, в том числе в случае назначения встречной проверки, и оформляется приказом министерства финансов.
3.5. На время приостановления контрольного мероприятия течение его срока прерывается.
3.6. Приказ министерства финансов и удостоверение о проведении контрольного мероприятия должны содержать следующие сведения:
наименование объекта контроля;
тема контрольного мероприятия;
проверяемый период;
основание проведения контрольного мероприятия;
срок проведения контрольного мероприятия;
должностное лицо (группа лиц), уполномоченное на проведение контрольного мероприятия;
руководитель группы должностных лиц, уполномоченных на проведение контрольного мероприятия.
3.7. Для проведения контрольного мероприятия разрабатывается программа контрольного мероприятия, в которой указывается тема контрольного мероприятия и наименование объектов контроля, метод контроля (камеральная или выездная (встречная) проверка, ревизия, обследование), перечень основных вопросов, подлежащих изучению в ходе контрольного мероприятия.
3.8. Программа планового контрольного мероприятия должна соответствовать плану контрольной деятельности.
3.9. При составлении программы контрольного мероприятия проводится сбор и анализ информации об объекте контроля, в том числе информации о состоянии системы финансового управления, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в отношении объекта контроля.
3.10. Программа контрольного мероприятия (внесение изменений в нее) утверждается министром финансов области.
3.11. Внесение изменений в программу контрольного мероприятия осуществляется на основании докладной записки должностного лица, ответственного за формирование программы контрольного мероприятия, с изложением причин о необходимости внесения изменений.
3.12. Сроки проведения и продления контрольных мероприятий устанавливаются в соответствии с требованиями административного регламента исполнения министерством финансов государственной функции по осуществлению внутреннего государственного финансового контроля.
3.13. В ходе ревизии (проверки) проводятся контрольные действия по документальному и фактическому изучению финансово-хозяйственных операций объекта контроля по вопросам программы контрольного мероприятия, устанавливается объем выборки и ее состав в целях получения надежных доказательств, достаточных для подтверждения результатов контрольного мероприятия.
3.14. В ходе обследований проводятся контрольные действия по документальному и фактическому изучению определенной сферы деятельности объекта контроля, в том числе в целях определения достоверности отчетности о реализации государственных программ Амурской области, государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ) областными государственными учреждениями.
3.15. Контрольные действия по документальному изучению проводятся по финансовым, бухгалтерским, отчетным документам, справкам и сведениям должностных материально ответственных лиц и иных лиц объекта контроля.
Контрольные действия по фактическому изучению проводятся путем осмотра, инвентаризации, наблюдения, пересчета, экспертизы, контрольных замеров и т.п.
3.16. Результаты контрольного мероприятия подлежат оформлению в письменном виде актом в случае проведения проверки, ревизии или заключением в случае проведения обследования.
3.17. Акт (заключение) вручается руководителю объекта контроля под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения.
Акт (заключение) должен быть подписан руководителем объекта контроля в срок до 5 рабочих дней с момента его получения. В случае несогласия с фактами, изложенными в акте (заключении), руководитель организации вправе подписать акт (заключение) с оговоркой "подписано с возражениями", приложив к подписанному акту письменные возражения и документы, подтверждающие обоснованность возражений.
Письменные возражения руководителей объектов контроля, представленные в срок до 5 рабочих дней со дня получения акта (заключения), прилагаются к актам (заключениям) и в дальнейшем являются их неотъемлемой частью.
3.18. По результатам контрольного мероприятия объектам контроля направляются предписания и (или) представления не позднее 30 календарных дней с даты подписания акта (заключения).
3.19. Должностные лица, осуществляющие контрольные мероприятия, контролируют исполнение объектами контроля представлений и предписаний. В случае неисполнения выданного предписания министерство финансов применяет к не исполнившему такое предписание лицу меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3.20. В случае неисполнения предписания о возмещении ущерба, причиненного Амурской области нарушением бюджетного законодательства, министерство финансов направляет исковое заявление о возмещении ущерба, причиненного Амурской области, в суд в установленном порядке, представляет интересы Амурской области по этому иску в суде.
3.21. Отмена предписания осуществляется по решению министра финансов области, заместителей министра финансов области, в обязанности которых входят вопросы внутреннего государственного финансового контроля, в порядке, установленном министерством финансов.
3.22. В случае выявления фактов административных правонарушений в финансово-бюджетной сфере министерство финансов осуществляет производство по делам об административных правонарушениях в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Уведомления о применении бюджетных мер принуждения и мер административной ответственности в течение 30 рабочих дней направляются первому заместителю председателя Правительства области.
3.23. В случае выявления должностными лицами министерства финансов, осуществляющими внутренний государственный финансовый контроль, фактов незаконного использования бюджетных средств, в которых усматриваются признаки преступления, указанные должностные лица обязаны в течение 15 рабочих дней направить в правоохранительные органы информацию о таких фактах и (или) подтверждающие их документы.
IV. Требования к составлению и представлению годовой отчетности о результатах контрольной деятельности
4.1. Годовая отчетность министерства финансов о результатах контрольной деятельности в отчетном году (далее - отчетность министерства финансов) составляется в целях определения полноты и своевременности выполнения плана контрольной деятельности на отчетный календарный год, эффективности контрольной деятельности.
4.2. В отчеты о результатах контрольной деятельности министерства финансов включается единая форма отчетности и пояснительная записка.
4.3. В единой форме отчетности отражается информация о результатах контрольных мероприятий в разбивке по темам контрольных мероприятий, проверенным объектам контроля и проверяемым периодам. К результатам контрольных мероприятий относятся:
начисленные штрафы в количественном и денежном выражении по видам нарушений в финансово-бюджетной сфере;
количество направленных материалов в правоохранительные органы и сумма предполагаемого ущерба по видам нарушений в сфере бюджетных правоотношений;
количество представлений, предписаний и их исполнение в количественном и (или) денежном выражении, в том числе объем восстановленных (возмещенных) средств по предписаниям и представлениям;
количество направленных и исполненных уведомлений о применении бюджетных мер принуждения;
объем проверенных средств областного бюджета в отношении мероприятий по контролю за соблюдением бюджетного законодательства (использованием бюджетных средств);
количество поданных и удовлетворенных жалоб (исков) на решения, действия (бездействие) министерства финансов, осуществляемые в ходе их контрольной деятельности.
4.4. В пояснительной записке к отчетности министерства финансов приводятся сведения об основных направлениях контрольной деятельности, в том числе отражающие информацию о количестве должностных лиц, осуществляющих внутренний государственный финансовый контроль по каждому направлению контрольной деятельности, мерах по повышению их квалификации, об обеспеченности ресурсами.
4.5. Состав единых форм отчетности и порядок их заполнения устанавливаются министерством финансов.
Отчетность министерства финансов подписывается министром финансов области и направляется губернатору области не позднее 1 марта текущего года. В этот же срок отчетность размещается в информационной системе "Портал Правительства Амурской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет".
V. Требования к обеспечению качества контрольной деятельности
5.1. К мероприятиям по обеспечению качества контрольной деятельности относятся мероприятия текущего контроля качества, проведение ведомственных проверок соблюдения требований к контрольной деятельности, оценка контрольной деятельности с применением сбалансированных показателей эффективности деятельности министерства финансов.
5.2. Текущий контроль качества осуществляется должностным лицом, ответственным за выполнение программы контрольного мероприятия, до подписания акта, заключения о результатах контрольного мероприятия.
5.3. Ответственным за организацию текущего контроля качества в ходе проведения контрольного мероприятия является должностное лицо, ответственное за выполнение программы контрольного мероприятия.
5.4. В ходе текущего контроля качества подтверждается, что:
исполнители программы контрольного мероприятия имеют единое четкое понимание вопросов программы контрольного мероприятия;
программа контрольного мероприятия исполняется своевременно;
рабочая документация контрольного мероприятия содержит доказательства, подтверждающие выводы, сделанные по результатам выполнения процедур контроля, и соответствует требованиям к контрольной деятельности;
все оценки и выводы, сделанные в ходе и по результатам выполнения процедур контроля, обоснованы и подтверждены достаточными надлежащими надежными доказательствами.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Амурской области от 1 ноября 2013 г. N 531 "О порядке осуществления органом внутреннего государственного финансового контроля полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере"
Текст постановления опубликован в газете "Амурская правда" от 19 ноября 2013 г. N 217
Постановлением Правительства Амурской области от 4 июня 2020 г. N 365 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 июля 2020 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Амурской области от 21 января 2020 г. N 15
Изменения вступают в силу с 24 января 2020 г.
Постановление Правительства Амурской области от 6 июля 2018 г. N 311
Изменения вступают в силу с 11 июля 2018 г.
Постановление Правительства Амурской области от 10 апреля 2017 г. N 166
Постановление Правительства Амурской области от 14 июля 2016 г. N 307
Постановление Правительства Амурской области от 18 февраля 2016 г. N 44
Постановление Правительства Амурской области от 30 декабря 2015 г. N 653
Постановление Правительства Амурской области от 18 марта 2014 г. N 136