Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Правительства Амурской области
от 10 апреля 2014 г. N 222
Областная Программа
повышения качества жизни пожилых людей в Амурской области на 2014 - 2018 гг.
1 августа 2017 г.
Постановлением Правительства Амурской области от 1 августа 2017 г. N 365 в паспорт внесены изменения
Паспорт программы
1 |
Основание для разработки программы |
Протокол совещания у Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева от 18.12.2012 N ДМ- П12 - 51 пр; Закон Амурской области от 05 ноября 2014 г. N 431-ОЗ "О некоторых вопросах организации социального обслуживания граждан в Амурской области" |
2 |
Государственный заказчик - координатор программы |
Министерство социальной защиты населения Амурской области |
3 |
Государственные заказчики - главные распорядители бюджетных средств |
Министерство социальной защиты населения Амурской области; министерство образования и науки Амурской области; министерство здравоохранения Амурской области; министерство внешнеэкономических связей, туризма и предпринимательства Амурской области; министерство культуры и архивного дела Амурской области; министерство по физической культуре и спорту Амурской области; управление занятости населения Амурской области; управление записи актов гражданского состояния Амурской области; |
4 |
Основные разработчики программы |
Министерство социальной защиты населения Амурской области |
5 |
Цель программы |
Формирование организационных, правовых, социально-экономических условий для осуществления мер по улучшению положения и качества жизни пожилых людей, повышению степени их социальной защищённости, активизации участия пожилых людей в жизни общества |
6 |
Основные задачи программы |
1. Нормативно-правовое обеспечение социальной защищённости пожилых людей. 2. Укрепление здоровья пожилых людей. 3. Совершенствование мер социальной защиты и социального обслуживания пожилых людей. 4. Оптимизация среды жизнедеятельности пожилых людей. 5. Организация свободного времени и культурного досуга пожилых людей. 6. Кадровое обеспечение деятельности социальных учреждений по работе с пожилыми людьми. 7. Повышение информированности пожилых людей. |
7 |
Перечень основных мероприятий программы |
1) совершенствование регионального законодательства в сфере социального обслуживания пожилых людей; 2) организация медицинского отбора и направления пожилых людей на специализированную и высокотехнологичную медицинскую помощь; 3) проведение ежегодной прививочной кампании против гриппа в рамках национального календаря профилактических прививок; 4) проведение "Ярмарок здоровья"; 5) оздоровление пожилых людей на базе ГАУ СО АО пансионат "Приозерье" для престарелых и инвалидов; 6) проведение курса обучения адаптивной (щадящей) физической культуре; 7) проведение ежегодного мониторинга социально-экономического положения пожилых людей в Амурской области; 8) создание состоящих из студентов-волонтёров, обучающихся в образовательных организациях области, бригад помощи для пожилых людей; 9) создание дополнительных отделений милосердия на базе стационарных учреждений социального обслуживания населения; 10) внедрение на территории области при учреждениях социального обслуживания населения "Службы сиделок" (патронажной службы); 11) создание мобильных бригад социального обслуживания пожилых людей, в том числе инвалидов; 12) создание попечительских советов в учреждениях социального обслуживания населения; 13) создание и оснащение пунктов проката технических средств реабилитации; 14) предоставление услуги по организации и осуществлению деятельности по патронажу в отношении дееспособных граждан, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права; 15) организация приёмных семей для пожилых людей в Амурской области; 16) профессиональная ориентация пожилых людей; 17) организация дополнительного образования, профессиональной переподготовки и переобучения пожилых людей на базе образовательных организаций области; 17.1) профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование незанятых граждан, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена страховая пенсия по старости и которые стремятся возобновить трудовую деятельность, в том числе обучение компьютерной грамотности граждан старшего поколения; 18) строительство психоневрологического интерната в с. Новый Быт Ромненского района. Спальный корпус (1 очередь); 19) оказание протезно-ортопедической помощи лицам, не являющимся инвалидами, но нуждающимся в помощи по медицинским показаниям; 19.1) компенсация за предоставление социальных услуг поставщикам социальных услуг, включённым в реестр поставщиков социальных услуг Амурской области, но не участвующим в выполнении государственного задания (заказа); 19.2) проведение независимой оценки качества оказания социальных услуг организациями социального обслуживания населения Амурской области; 20) организация культурного обслуживания пожилых людей; 21) предоставление пригласительных билетов на спектакли, организация просмотра спектаклей по льготным ценам; 22) развитие и совершенствование "Университета третьего возраста"; 23) проведение курса обучения "Позитивная психология" - тренинги по сохранению взаимопонимания в семье; 24) обучение пожилых людей методам дистанционного общения с использованием IT-технологий; 25) проведение курсов обучения "Компьютерная грамотность"; 26) предоставление образовательными организациями области кабинетов информатики и мастерских производственного обучения по профессии "оператор ЭВМ" для обучения работе на компьютере групп пожилых людей; 27) организация на базе комплексных центров социального обслуживания населения области пунктов коллективного доступа к сети Интернет; 28) проведение областной комплексной спартакиады пожилых людей (по 7 видам спорта); 29) организация работы клубов по интересам для пожилых людей на базе комплексных центров социального обслуживания населения области; 30) организация досуговой работы в стационарных учреждениях социального обслуживания населения области для пожилых людей; 31) проведение чествования юбиляров супружеской жизни, а также мероприятий, посвященных Международному дню семей, Дню матери, Международному дню пожилых людей, Дню семьи, любви и верности; 32) организация внутренних социальных туристических маршрутов; 33) предоставление помещений спортивных залов образовательных организаций области для занятий групп здоровья пожилых людей; 34) организация и проведение мастер-классов для пожилых людей на базе образовательных организаций области, осуществляющих обучение по профессии "повар, кондитер"; 35) проведение курсов обучения китайскому языку и китайской культуре; 36) повышение квалификации персонала учреждений социального обслуживания населения области; 37) проведение областного конкурса профессионального мастерства работников учреждений социального обслуживания населения области; 38) проведение областного смотра-конкурса на лучшую организацию работы среди спортивных секций для пожилых людей; 39) проведение региональных конференций, совещаний, семинаров по организации, практической деятельности и совершенствованию работы в интересах пожилых людей; 40) проведение информационной кампании по вопросам прав и гарантий пожилых людей; 41) ведение рубрики "Соцзащита отвечает" в правительственной вкладке в районных газетах "Амурская область: день за днём"; 42) проведение на территории области информационных встреч с пожилыми людьми, организация работы выездных консультативных пунктов |
8 |
Сроки и этапы реализации программы |
2014 - 2018 гг. |
9 |
Объёмы и источники финансирования программы |
Средства областного бюджета предусмотрены в рамках государственных программ Амурской области. Средства областного бюджета в объеме 36297,182 тыс. руб., в том числе по годам: 2014 г. - 9312,21 тыс. руб.; 2015 г. - 9352,21 тыс. руб.; 2016 г. - 9162,21 тыс. руб.; 2017 г. - 4376,923 тыс. руб.; 2018 г. - 4093,629 тыс. руб., в том числе: капитальные вложения - 300,00 тыс. руб.; прочие расходы - 35997,182 тыс. руб. |
10 |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы |
1) проведение медицинского отбора и направление на специализированную и высокотехнологичную помощь ежегодно не менее 250 пожилых людей; 2) создание и оснащение 6 пунктов проката технических средств реабилитации; 3) строительство спального корпуса психоневрологического интерната в с. Новый Быт Ромненского района на 53 места позволит снизить очередность на помещение в дома-интернаты психоневрологического профиля; 4) оказание протезно-ортопедической помощи не менее 340 гражданам в год; 5) создание на базе существующих отделений социального обслуживания на дому 10 мобильных бригад социального обслуживания; 6) проведение курсов обучения компьютерной грамотности для пожилых людей на базе организаций, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности с охватом не менее 100 человек в год; 7) организация досуговой деятельности пожилых граждан на базе комплексных центров социального обслуживания населения области; 8) предоставление пожилым людям в 2014 году спортивных залов в 19 муниципальных образованиях; в 2015, 2016, 2017, 2018 годах - в 21 муниципальном образовании; 9) увеличение численности систематически занимающихся физкультурой и спортом пожилых людей, повышение их жизнеспособности и активности. Предполагаемый охват - около 240 пожилых людей; 10) ежегодное оздоровление на базе ГАУ СО АО пансионат "Приозерье" для престарелых и инвалидов не менее 1450 пожилых людей; 11) развитие волонтерского движения, в том числе на территории сельских поселений, организация деятельности не менее 18 волонтёрских бригад |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения программным методом
1.1. Анализ ситуации
В настоящее время основу политики Российской Федерации как социального государства составляет создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие всех граждан, поддержание стабильности в обществе. Соответственно одним из основных направлений государственной социальной политики становится установление и поддержание баланса между интересами различных возрастных социальных групп. Это предполагает комплексное решение проблем повышения уровня жизни населения наряду со специально разработанными государственными мерами в отношении отдельных групп населения, в том числе пожилых людей.
С целью выявления наиболее острых проблем в жизни пожилых людей в Амурской области проводится ежегодный мониторинг социально-экономического положения пожилых людей. Общий анализ ситуации в области основан на статистических показателях, предоставленных Амурстатом, и результатах данного мониторинга.
Пожилые люди - быстро растущая социально-демографическая группа, составляющая пятую часть населения страны. Данная картина характерна и для Амурской области. По данным Амурстата, представленным в таблице 1, наглядно видно, что наблюдается увеличение доли численности пожилых людей в составе населения области.
Таблица 1
Дата |
Население области, чел. |
Количество пожилых людей, чел. |
Процент от населения области |
01.01.2010 |
860 686 |
156 807 |
18,2% |
01.01.2011 |
828 660 |
161 970 |
19,5% |
01.01.2012 |
821 576 |
165 541 |
20,1% |
01.01.2013 |
816 910 |
168 501 |
20,6% |
Доля пожилых людей превышает долю детей в возрасте до 15 лет (доля детей до 15 лет на 01 января 2010 года составляла 17,9%, на 01 января 2012 года - 17,5%, а на 01 января 2013 года - 18,9% от общей численности населения Амурской области), таким образом, население области неуклонно стареет.
Медицинская помощь занимает особое место в жизни пожилых людей. На территории Амурской области функционируют 50 медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь населению области, в том числе пожилым людям.
Стационарная медицинская помощь взрослому населению области оказывается на 7161 круглосуточной койке и на 625 койках дневного пребывания.
В 2012 году на круглосуточных койках пролечено 45070 пациентов старше трудоспособного возраста, что составляет 32,2% от всех пролеченных пациентов, на койках дневного пребывания пролечено 11999 лиц старше трудоспособного возраста, что составляет 25,6% от всех пролеченных пациентов.
При амбулаторно-поликлинических подразделениях медицинских организаций области функционирует 768 мест дневного пребывания. В 2012 году пролечено 26038 пациентов старше трудоспособного возраста, что составляет 45,6% от всех пролеченных пациентов.
В течение 2012 года в условиях "стационара на дому" пролечено 1044 пациента старше трудоспособного возраста, что составляет 67,4% от всех пролеченных пациентов.
Дополнительно в медицинских организациях области развернуто 254 койки сестринского ухода. В течение 2012 года на койках сестринского ухода пролечен 291 человек пожилого возраста.
Диспансеризация пожилых людей проводится в соответствии с действующими положениями о порядке проведения диспансеризации населения по нозологиям. В числе граждан, состоящих на диспансерном учете в медицинских организациях области по заболеванию, пожилые люди составляют 41,3% (101 829 человек).
Особое внимание уделяется ветеранам Великой Отечественной войны. Приказом министерства здравоохранения области от 06.04.2012 N 263 "О ежегодной диспансеризации ветеранов войн и лиц, приравненных к ним" утвержден порядок и объем ежегодного углубленного диспансерного осмотра ветеранов. Углубленный диспансерный осмотр ветеранов проводится в 34 медицинских организациях области, оказывающих первичную медико-санитарную помощь взрослому населению.
В 2012 году углубленными диспансерными осмотрами были охвачены 100% инвалидов Великой Отечественной войны, 96% узников гетто и концлагерей, 94,5% вдов и членов семей погибших и умерших ветеранов, 90% граждан, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда", 88% тружеников тыла, 70% ветеранов боевых действий (часть граждан данной категории проходит углубленный диспансерный осмотр в медицинских организациях, не находящихся в ведении министерства здравоохранения области).
Для проведения диспансеризации и оказания медицинской помощи на дому ветеранам Великой Отечественной войны с ограниченной подвижностью формируются выездные бригады специалистов. В 2012 году такими бригадами проведены углубленные диспансерные осмотры, а также лабораторные обследования и функциональная диагностика 2735 ветеранов Великой Отечественной войны и лиц, приравненных к ним, с ограниченной подвижностью. В стационарах круглосуточного пребывания медицинских организаций области организованы 42 палаты для ветеранов Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, в общей численности на 85 коек.
В течение 2012 года в условиях круглосуточного стационара пролечено 1128 ветеранов Великой Отечественной войны, в дневных стационарах - 676, в стационарах на дому - 564.
Особое внимание уделяется проблеме лекарственного обеспечения льготных категорий граждан старше трудоспособного возраста. За 2012 год 33629 федеральным льготникам из числа пожилых людей отпущено лекарственных препаратов на сумму 304019,03 тыс. рублей. В 2012 году в среднем на одного федерального льготника приходилось лекарственных средств на сумму 604 рубля в месяц, в 2013 году - 638 рублей в месяц. В 2012 году на дом лекарства доставлялись 253 федеральным льготникам с ограниченными возможностями.
31.12.2013 на территории области завершилась реализация областной программы повышения качества жизни пожилых людей в Амурской области на 2011 - 2013 годы, в рамках которой для решения задачи по укреплению здоровья пожилых людей реализован комплекс мер: направление на специализированную высокотехнологичную медицинскую помощь, проведение "Ярмарок здоровья", предоставление мобильной стоматологической помощи.
Граждане, достигшие возраста 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин, получают оздоровление в областных государственных, социально-оздоровительных учреждениях. Оздоровительной базой для амурских пенсионеров является база пансионата "Приозерье" для престарелых и инвалидов. Оздоровительный курс составляет 18 дней. К услугам пожилых людей предлагаются курсы физиолечения, водолечения, лечебной физкультуры, массажа и др. Для ветеранов Великой Отечественной войны палаты имеют повышенную степень комфортности.
Регулярные занятия физической культурой и спортом положительно влияют на состояние здоровья пожилых людей. Вопросы, связанные с укреплением здоровья пожилых людей, посредством регулярных занятий физкультурой курируются министерством по физической культуре и спорту. Ежегодно в области проводится спартакиада для пожилых людей по 7 видам спорта.
В 19 муниципальных образованиях области организуются занятия в "Группах здоровья пожилых людей" путём предоставления спортивных залов образовательных учреждений., Для пожилого человека важную роль в удовлетворенности качеством жизни является социальная защищённость. По состоянию на 01.01.2014 система учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста в Амурской области представлена 8 домами-интернатами коечной мощностью 2101 койко-место и 5 специальными домами для одиноких престарелых на 301 квартиру. При домах-интернатах функционирует 6 отделений милосердия на 215 койко-мест.
В настоящее время в стационарных учреждениях социального обслуживания проживает 2063 человека, из них 634 человека в домах-интернатах общего типа, 1429 человек в психоневрологических интернатах. Из общего количества мест 31% - в домах-интернатах общего типа. Всего за 2013 год в стационарные учреждения области направлено 233 человека. Оптимизация среды жизнедеятельности пожилых людей проводилась путём приведения в соответствие с установленными нормами площадей спальных комнат в учреждениях социального обслуживания.
Однако по-прежнему сохраняется очередность на помещение в дома- интернаты - 359 человек.
В специальных домах для одиноких престарелых проживает 379 граждан.
Социальное обслуживание пожилых людей по месту их проживания осуществляется через организацию деятельности отделений социального обслуживания на дому, которые действуют при 4 управлениях социальной защиты населения, 10 комплексных центрах социального обслуживания населения, 2 специальных домах для одиноких престарелых и 2 домах интернатах.
На осуществление полномочий учреждений социальной защиты населения по социальному обслуживанию на дому по состоянию на 01.12.2013 предусмотрено 503,5 штатной единицы социальных работников, из них 49,75 ставки в специализированных социально-медицинских отделениях.
На 01.12.2013 численность граждан, состоящих на надомном социальном обслуживании, составила 4193 человека, в том числе 199 человек в сельской местности. В возрасте старше 80 лет на социальном обслуживании состоит 730 человек. Очередность на надомное социальное обслуживание составляет 71 человек, в том числе на предоставление услуг социально-медицинскими отделениями - В человек.
На территории Амурской области внедряется новая форма социальной поддержки - приёмные семьи для пожилых людей. Приемная семья позволяет поддерживать традиции семейной заботы о старшем поколении, наладить связь поколений, поднять статус пожилых людей в семье и в обществе в целом. Новая форма социального обслуживания является одним из вариантов решения проблем жизнеустройства одиноких пожилых людей. Внедрение такого вида социальной поддержки предполагает снижение очередности в дома-интернаты общего типа, она экономически целесообразна и является альтернативой стационарному обслуживанию. На 01.12.2013 в области создано 17 приёмных семей.
В 5 районах области созданы мобильные бригады социального обслуживания пожилых людей. Только за 6 месяцев 2013 года мобильными бригадами было осуществлено 358 выездов, обслужено 613 граждан, которым оказано 1463 услуги.
В области проводится работа по улучшению благосостояния граждан пенсионного возраста. Пенсионеры, имеющие материальное обеспечение ниже величины прожиточного минимума, установленного в Амурской области, получают региональную социальную доплату к пенсии. На 01.12,2013 количество получателей региональной доплаты составило 30350 человек.
В Амурской области, как и в целом в Российской Федерации, последовательно проводится работа по социальной поддержке пожилых людей, направленная на улучшение их социального положения, качества жизни, создание условий для социальной адаптации в современном обществе.
Продолжает свое действие Закон Амурской области от 10.11.2008 N 121-ОЗ "О звании "Ветеран труда Амурской области", который предусматривает ветеранам труда области следующие меры социальной поддержки: ежемесячная денежная выплата в размере 418,00 рублей; ежемесячная социальная выплата в размере 50 процентов платы за жилое помещение, коммунальные услуги и твердое топливо в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения и нормативов потребления коммунальных услуг.
В Амурской области звание "Ветеран труда Амурской области" имеют 3398 граждан (получателей ежемесячной денежной выплаты), а звание "Ветеран труда" - 47630 граждан.
В рамках областной программы повышения качества жизни пожилых людей в Амурской области на 2011 - 2013 годы в целях укрепления социальной защищенности пожилых людей были проведены мероприятия по привлечению студентов в волонтёрские движения. Повышение информированности пожилых людей в области организовано путём проведения информационной кампании - выпуска в телеэфир ГТРК "Амур" телепрограммы "Вестник социальной защиты". В эфирах местных телеканалов выходят информационные материалы (в 2012 году-21, в 2013 - 13).
В правительственной вкладке в районных газетах "Амурская область: "День за днем" ведётся рубрика "Соцзащита отвечает", в которой даются ответы на вопросы граждан, в том числе и пожилых. В местных печатных изданиях публикуются статьи, общее число статей на актуальные темы за 2012 год - 541, за 2013 год - 673.
Пожилые люди проявляют интерес к культурной жизни, поддерживают солидарность поколений и являются хранителями духовных и нравственных ценностей, сохраняют способность к посильной трудовой деятельности и готовность передавать опыт. С целью более эффективной интеграции пожилых людей в общество областными учреждениями культуры совместно с органами местного самоуправления, Советами ветеранов и другими общественными организациями проводится работа по социально-культурной адаптации пожилых людей. В 2013 году проведено более 1800 культурно-массовых мероприятий с охватом 70000 человек.
Люди пожилого возраста активно участвуют в клубных формированиях и коллективах самодеятельного художественного творчества. В культурно досуговых учреждениях области для данной категории людей функционируют 112 любительских объединений и клубов по интересам с числом участников 2374 человек, а также 15 самодеятельных (хоровых) коллективов с числом участников 372 человек.
Традиционно в клубных учреждениях муниципальных районов и городских округов области для данной категории граждан проводятся культурно-досуговые и информационно-просветительские мероприятия. Информационно-просветительские мероприятия включают в себя встречи с деятелями культуры, науки, здравоохранения, круглые столы, лекции и беседы. Главными задачами данных творческих формирований являются организация досуга и пропаганда здорового образа жизни.
В 2013 году для ветеранов и пожилых людей организованы благотворительные кинопоказы в связи с празднованием знаменательных дат российской историй, обслужено 1985 зрителей.
В целях организации мероприятий просветительской направленности Амурским областным краеведческим музеем им. Г.С. Новикова-Даурского проводится экскурсионно-лекционное обслуживание ветеранов труда, ветеранов Великой Отечественной войны и инвалидов. Экскурсионно-лекционное обслуживание включает в себя обзорные, тематические и автобусные экскурсии, выездные лекции, приуроченные к памятным и календарным датам.
Специалистами учреждений культуры постоянно совершенствуются формы работы, пожилые люди привлекаются к творчеству и активному участию в культурно-досуговых мероприятиях, при организации работы учитывают особенности данной аудитории, создают необходимые условия для общения пожилых людей. Немаловажно, что на все виды культурно-досуговых мероприятий, проводимых областными учреждениями культуры, предоставляются бесплатные билеты для ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла.
Свободное время пожилых людей организуется в различных направлениях. Особое внимание уделяется повышению компьютерной грамотности пожилых людей. Министерством образования и науки области совместно с Амурским региональным отделением "Союз пенсионеров России" для желающих повысить свою компьютерную грамотность пожилых людей на территории Амурской области в 9 населённых пунктах осуществляют свою деятельность 12 филиалов "Университета третьего возраста". В рамках реализации мероприятия "Компьютерные классы для пожилых" для обучения работе на компьютере групп пожилых людей 44 образовательными организациями 12 муниципальных образований области предоставлялись компьютерные классы. В течение 2013 года прошли обучение 396 пожилых амурчан.
В целях укрепления духовных, экономических и социально-культурных основ благополучия и развития семьи, с целью повышения интереса молодого поколения к созданию стабильных, благополучных семей отделами и отделениями ЗАГС проводится работа, направленная на укрепление института семьи, в том числе чествование юбиляров семейной жизни. В 2012 году в Амурской области в стенах ЗАГСа отметили юбилеи свадьбы 82 супружеские пары, в том числе 57 пар - золотых юбиляров (50 лет) и 4 - бриллиантовых (60 лет). А также, согласно плану деятельности управления ЗАГС области на год, проводятся мероприятия, направленные на укрепление института семьи - это дни, приуроченные к праздничным датам (Международный день семей, День семьи, любви и верности, Мёждународный день пожилых людей, День матери). Охват пожилых людей данными мероприятиями составил свыше 1500 человек.
Центрами занятости населения области организуются профессиональная ориентация пожилых людей, ярмарки вакансий учебных и рабочих мест, осуществляется информирование о ситуации на рынке труда. Решение вопросов дополнительного образования, профессиональной переподготовки и переобучения пожилых людей призвано решить проблемы с трудоустройством и повысить конкурентоспособность на рынке труда граждан данных категорий.
1.2. Описание проблемы
Изменения, связанные с процессами модернизации устройства общества, влияют на положение и социальное самочувствие пожилых людей, которым трудно адаптироваться в динамично меняющихся экономических и социально-культурных условиях. Несмотря на широкий комплекс принимаемых мер, разрабатываемых для улучшения ситуации, остаётся очевидным, что жизнедеятельность пожилых людей не в полной мере соответствует их потребностям.
Пожилому возрасту присущи специфические проблемы, одной из основных является возрастное ухудшение состояния здоровья. Эти проблемы стоят на первом плане и, порой, куда более острее и злободневнее социальных проблем. В результате органических изменений и функциональных перемен, происходящих в организме пожилого человека, он испытывает душевный и физический дискомфорт. О таком человеке нужно заботиться. Это нелегкое бремя ложится на близких ему людей либо на специализированные учреждения.
При всем многообразии потребностей пожилых людей в медицинской и социальной помощи выходят на первый план потребности в долговременных видах помощи (помощь на дому, по месту жительства, проживание в стационарных учреждениях социального обслуживания), потребности в кратковременных видах помощи (госпитализация, реабилитация).
Одновременно пожилые люди в области сталкиваются с проблемами при оказании медицинской помощи - это удалённость медицинских организаций, нехватка специалистов узких специальностей, проблемы с госпитализацией. Остаются проблемы при обеспечении лекарственными препаратами, сохраняется потребность в получении стоматологической помощи, в том числе в зубопротезировании. Пожилые люди из-за значительного снижения функциональных способностей организма нуждаются в восстановительном лечении.
Неустойчивое материальное положение, снижение способности к самообслуживанию, утрата привычного социального статуса и другие проблемы социального характера делают пожилых людей зависимыми от помощи как близкого окружения, так и различных государственных структур. Особого внимания требуют одиноко проживающие пожилые люди.
Наряду с тем, что сфера социального обслуживания населения динамично развивается, остаётся немало острых проблем, например, очередность на поселение в стационарные учреждения социального обслуживания, в том числе на помещение маломобильных граждан в отделения милосердия.
Не решена проблема с соответствием утвержденным нормативам площадей жилых помещений стационарных учреждений. Так, в среднем на одного проживающего в стационарных учреждениях приходится 6,1 кв м при нормативе не менее 6,6 кв м.
Возрастают социальные и экономические издержки для семей, обеспечивающих уход за пожилыми родственниками, снижается надежность семьи в качестве источника поддержки пожилых людей. Решением данной проблемы призваны стать новые формы социального обслуживания, такие как "Служба сиделок" (патронажная служба). Для обслуживания пожилых людей в отдалённых сельских населенных пунктах создаются мобильные бригады социального обслуживания пожилых людей, привлекаются волонтёры, заключаются договоры по отпуску лекарственных средств медицинскими организациями.
Считается, что с возрастом способность к обучению снижается, и в связи с этим возникают проблемы, связанные с "предпенсионной безработицей" и снижением конкурентоспособности на рынке труда.
Из-за отсутствия подходящей работы, незнания, чем занять время, потери коллектива, неспособности завести новых знакомых, уменьшения социальной роли в семейной и общественной жизни, невозможности реализовать свои способности возникает много проблем, которые отражаются на психологической и социальной жизни пожилых людей.
Досуг и отдых играют особо важную роль в жизни людей пожилого и старческого возраста, особенно когда их участие в трудовой деятельности затруднено. В современных экономических условиях пожилые люди занимают в обществе маргинальное социокультурное положение. Поэтому особое значение придается досугу после ухода на пенсию, когда пожилой человек должен адаптироваться к новым условиям жизни вне сферы трудовой деятельности.
Полноценная Жизнедеятельность пожилых людей невозможна без предоставления им различных видов помощи и услуг, соответствующих их социальным потребностям, с учетом сложности их проблем, многообразия потребностей и запросов. Вовлечение представителей старшего поколения в активную общественную жизнь, создание условий для успешной адаптации в современной жизни, организация оптимальной среды жизнедеятельности пожилых людей возможны только при решении проблем программным методом.
2. Основные цели и задачи программы с указанием сроков и этапов её реализации
Цель программы - это формирование организационных, правовых, социально-экономических условий для осуществления мер по улучшению положения и качества жизни пожилых людей, повышению степени их социальной защищённости, активизации участия пожилых людей в жизни общества.
Основные задачи, система программных мероприятий и сроки их реализаций и представлены в приложении к настоящей программе.
3. Механизм реализации программы
Государственным заказчиком и основным разработчиком программы является министерство социальной защиты населения Амурской области (далее - Министерство).
Государственными заказчиками - главными распорядителями бюджетных средств по отдельным мероприятиям являются министерство социальной защиты населения области, министерство здравоохранения области, министерство культуры и архивного дела области, министерство образования и науки области, министерство внешнеэкономических связей, туризма и предпринимательства области, министерство по физической культуре и спорту области, управление занятости населения области, управление записи актов гражданского состоянии области и управление информатизации области.
Основными исполнителями программных мероприятий являются учреждения, подведомственные указанным главным распорядителям бюджетных средств, а также юридические лица и физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, привлекаемые на конкурсной основе независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, определяемые в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а также общественные организации.
В целях изучения социально-экономического положения пожилых людей Министерство ежегодно проводит мониторинг удовлетворенности условиями жизнедеятельности пожилых людей.
С целью обеспечения комплексного подхода к решению проблем пожилых людей Министерство обеспечивает организационное сопровождение деятельности межведомственной комиссии по проблемам пожилых людей.
На заседаниях межведомственной комиссии по проблемам пожилых людей рассматриваются итоги мониторинга и аналитические записки о положении пожилых людей в Амурской области. По предложениям межведомственной комиссии по проблемам пожилых людей, общественных организаций, государственных заказчиков, иных органов осуществляется включение в программу новых, а также корректировка действующих программных мероприятий.
Ресурсное наполнение программы осуществляется за счет государственных программ области, бюджетных ассигнований, предусмотренных на соответствующий финансовый год для государственных заказчиков программы.
Государственные заказчики - главные распорядители бюджетных средств программы обеспечивают своевременную реализацию мероприятий, определяют исполнителей мероприятий настоящей программы в соответствии с законодательством, представляют в Министерство отчеты о результатах реализации мероприятий программы по итогам полугодия и года.
Министерство в ходе реализации программы координирует деятельность государственных заказчиков - главных распорядителей бюджетных средств, своевременность выполнения мероприятий и контролирует достижение показателей эффективности в целом по программе.
Постановлением Правительства Амурской области от 1 августа 2017 г. N 365 в раздел 4 внесены изменения
4. Ресурсное обеспечение программы
Ресурсным обеспечением программы являются средства областного бюджета, предусмотренные в рамках государственных программ области.
Государственные программы, в рамках которых осуществляется финансирование мероприятий программы:
"Развитие здравоохранения Амурской области на 2014 - 2020 годы";
"Развитие образования Амурской области на 2014 - 2020 годы";
"Развитие системы социальной защиты населения Амурской области на 2014 - 2020 гг.";
"Развитие и сохранение культуры и искусства Амурской области на 2014 - 2020 годы";
"Развитие физической культуры и спорта на территории Амурской области на 2014 - 2020 годы";
"Экономическое развитие и инновационная экономика Амурской области на 2014 - 2020 годы".
Данные по объемам финансирования программных мероприятий в разрезе направлений реализации программы и сроков приведены в приложении к настоящей программе.
Структура финансирования программы представлена в таблице 2.
Таблица 2
Структура финансирования программы
Источники финансирования |
Итого |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
Областной бюджет |
36297,182 |
9312,21 |
9352,21 |
9162,21 |
4376,923 |
4093,629 |
Капитальные вложения |
300,00 |
- |
- |
- |
300,00 |
- |
Прочие расходы |
35997,182 |
9312,21 |
9352,21 |
9162,21 |
4076,923 |
4093,629 |
Постановлением Правительства Амурской области от 1 августа 2017 г. N 365 в раздел 5 внесены изменения
5. Индикаторы эффективности реализации программы и коэффициенты значимости основных программных мероприятий
Реализация программы позволит улучшить качество жизни пожилых людей, проживающих в Амурской области.
Оценка результативности действия программы будет проводиться по результатам отчетного года по индикаторам эффективности реализации программы.
Индикаторы эффективности реализации программы представлены в таблице 3.
Таблица 3
Индикаторы эффективности реализации программы
N п/п
|
|
Наименование индикатора эффективности |
Единица измерения |
Значение показателей за. предшествующий год (2012 год) |
Показатели по годам реализации |
||||
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
|||||
1 |
Количество пожилых людей, направленных на специализированную и высокотехнологичную медицинскую помощь |
чел. |
363 |
250 |
250 |
250 |
250 |
250 |
|
2 |
Количество пунктов проката технических средств реабилитации |
ед. (нарастающим итогом) |
11 |
2 |
2 |
2 |
0 |
0 |
|
3 |
Обеспечение норм площади спален на 1 человека |
кв м |
6,1 |
6,4 |
6,6 |
6,6 |
6,6 |
6,6 |
|
4 |
Количество мобильных бригад социального обслуживания пожилых людей, в том числе инвалидов |
ед. |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
5 |
Количество пожилых людей, прошедших курсы обучения "Компьютерная грамотность" |
чел. |
116 |
не менее 100 |
не менее 100 |
не менее 100 |
не менее 100 |
не менее 100 |
|
6 |
Количество любительских объединений для пожилых людей |
ед. |
108 |
не менее 100 |
не менее 100 |
не менее 100 |
не менее 100 |
не менее 100 |
|
7 |
Количество спортивных залов образовательных организаций, предоставляемых для занятий групп здоровья пожилых людей |
ед. |
19 |
19 |
21 |
21 |
21 |
21 |
|
8 |
Количество пожилых людей, принявших участие в областной комплексной спартакиаде пожилых людей |
чел. |
240 |
240 |
240 |
240 |
240 |
240 |
|
9 |
Количество пожилых людей, прошедших оздоровление на базе ГАУ СО АО пансионат "Приозерье" для престарелых и инвалидов |
чел. |
1470 |
не менее 1450 |
не менее 1450 |
не менее 1450 |
не менее 1450 |
не менее 1450 |
|
10 |
Количество состоящих из студентов-волонтёров, обучающихся в образовательных организациях области, бригад помощи для пожилых людей |
бригад |
18 |
не менее 18 |
не менее 18 |
не менее 18 |
не менее 18 |
не менее 18 |
Коэффициенты значимости основных программных мероприятий представлены в таблице 4.
Таблица 4
Коэффициент значимости основных программных мероприятий
N п/п |
Наименование мероприятия |
Коэффициент значимости |
||||
2014 г. 2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
|||
1 |
Организация медицинского отбора и направления пожилых людей на специализированную и высокотехнологичную медицинскую помощь |
0,10 |
0,10 |
0,10 |
0,10 |
0,10 |
2 |
Создание и оснащение пунктов проката технических средств реабилитации |
0,14 |
0,14 |
0,10 |
0,04 |
0,04 |
3 |
Строительство психоневрологического интерната в с. Новый быт Ромненского района. Спальный корпус (1 очередь) |
|
|
|
0,20 |
|
4 |
Утратил силу с 1 августа 2017 г. - Постановление Правительства Амурской области от 1 августа 2017 г. N 365. Информация об изменениях: |
|||||
5 |
Создание мобильных бригад социального обслуживания пожилых людей, в том числе инвалидов |
0,09 |
0,09 |
0,08 |
0,09 |
0,09 |
6 |
Проведение курсов обучения "Компьютерная грамотность" |
0,10 |
0,10 |
0,14 |
0,10 |
0,10 |
7 |
Организация работы клубов по интересам для пожилых людей на базе комплексных центров социального обслуживания населения области |
0,10 |
0,10 |
0,12 |
0,10 |
0,12 |
8 |
Предоставление помещений спортивных залов образовательных организаций для занятий групп здоровья пожилых людей |
0,09 |
0,09 |
0,12 |
0,09 |
0,09 |
9 |
Проведение областной комплексной спартакиады пожилых людей (по 7 видам спорта) |
0,09 |
0,09 |
0,12 |
0,09 |
0,09 |
10 |
Оздоровление пожилых людей на базе ГАУ СО АО пансионат "Приозерье" для престарелых и инвалидов |
0,14 |
0,14 |
0,11 |
0,14 |
0,14 |
11 |
Создание состоящих из студентов-волонтёров, обучающихся в образовательных организациях, бригад помощи для пожилых людей |
0,15 |
0,15 |
0,11 |
0,05 |
0,15 |
6. Организация управления реализацией программы
Общее руководство и контроль над ходом реализации программы осуществляется Министерством.
Министерство представляет в министерство экономического развития области ежегодные отчеты о ходе и результатах реализации подпрограммы и эффективности использования бюджетных средств.
<< Назад |
Приложение. >> Система программных мероприятий |
|
Содержание Постановление Правительства Амурской области от 10 апреля 2014 г. N 222 "Об утверждении областной Программы повышения качества... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.