Закон Амурской области
от 11 марта 1998 г. N 58-ОЗ
"Об энергосбережении и повышении эффективности
использования топливно-энергетических ресурсов в Амурской области"
(принят Амурским областным Советом народных депутатов 26 февраля 1998 г.)
Законом Амурской области от 29 декабря 2008 г. N 159-ОЗ настоящий Закон признан утратившим силу
Настоящий Закон устанавливает правовые, экономические и организационные основы региональной государственной политики в области энергосбережения и повышения эффективности использования топлива и энергии.
Статья 1. Основные термины и определения, используемые в настоящем Законе
Эффективность использования топливно-энергетических ресурсов - объем полезного производства продукции, произведенный оборудованием или технологическим процессом, полученный в расчете на единицу топливно-энергетических ресурсов, используемых этим оборудованием или технологическим процессом.
Энергосбережение - процесс, направленный на снижение потребления топливно-энергетических ресурсов при производстве продукции (работ, услуг) с помощью высокоэффективного оборудования или технологических процессов, реализуемый через систему мер по повышению эффективности использования топлива и энергии.
Энергоэффективность - абсолютная или удельная величина потребления или потери энергетических ресурсов для продукции любого назначения, установленная государственными стандартами.
Государственная энергосберегающая политика административно-правовое и финансово-экономическое регулирование процессов добычи, переработки, транспортировки, хранения, производства, распределения и использования топливно-энергетических ресурсов с целью их рационального и эффективного использования.
Топливно-энергетический ресурс (ТЭР) - совокупность всех природных и преобразованных видов топлива и энергии, которые используются в настоящее время и могут быть полезно использованы в перспективе.
Безучетное потребление топливно-энергетических ресурсов - потребление топливно-энергетических ресурсов предприятиями и организациями без приборов учета.
Рациональное использование топливно-энергетических ресурсов достижение максимальной эффективности использования топливно-энергетических ресурсов при существующем уровне развития техники и технологии и одновременном снижении техногенного воздействия на окружающую среду.
Энергетический контракт - соглашение между заказчиком и исполнителем, в соответствии с которым заказчик поручает исполнителю выполнение энергосберегающих работ и оплачивает их выполнение за счет экономии топливно-энергетических ресурсов.
Энергетическое обследование - выявление характеристик энергопотребления, которое определяет:
энергетическую эффективность обследуемых объектов;
меры по повышению эффективности использования энергии и возможности их реализации;
соответствие продукции, услуг и технологических процессов стандартам, Регламентирующим энергетическую эффективность.
Статья 2. Область применения настоящего Закона
Объектами правового регулирования в сфере энергосбережения являются отношения между юридическими и физическими лицами, связанные с:
эффективностью использования первичных, вторичных и возобновляемых энергетических ресурсов при добыче, производстве, переработке, транспортировке, хранении и использовании;
разработкой и использованием энергоэффективных технологий топливно-энергетического и диагностического оборудования, конструкционных и изоляционных материалов, средств измерения и контроля расхода топлива и энергии, систем автоматизированного управления энергопотреблением;
обеспечением точности, достоверности и единства измерений в части учета производимых, отпускаемых и потребляемых энергетических ресурсов.
Статья 3. Основные принципы региональной политики в сфере энергосбережения и повышения эффективности использования энергоресурсов
Региональная политика в сфере энергосбережения и повышения эффективности использования энергоресурсов реализуется на следующих принципах:
приоритета повышения эффективности использования топлива и энергии над увеличением объемов их добычи и производства;
первоочередности обеспечения безопасности и здоровья человека, социально-бытовых условий его жизни, защиты среды обитания и жизнедеятельности людей при добыче, производстве, переработке, транспортировке и использовании топлива и энергии;
удовлетворения обоснованных потребностей предприятий и населения в топливно-энергетических ресурсах;
сочетания интересов потребителей, поставщиков и производителей топлива и энергии;
привлечения потребителей, производителей, научно-исследовательских организаций, инвестиционных компаний к процессу повышения эффективности использования топлива и энергии и развитию альтернативных источников энергии;
обязательного применения средств учета при производстве и потреблении топливно-энергетических ресурсов.
Статья 4. Совместная компетенция Российской Федерации и Амурской области в вопросах энергосбережения
Совместная компетенция Российской Федерации и Амурской области как субъекта Федерации в сфере энергосбережения определяется Федеральным законом "Об энергосбережении" и Договором по разграничению предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статья 5. Компетенция областного Совета народных депутатов
К ведению областного Совета народных депутатов при регулировании отношений в сфере повышения эффективности использования энергоресурсов относятся:
контроль за выполнением областных энергетических программ и за использованием финансовых средств, выделяемых из областного бюджета на реализацию этих программ;
определение в пределах действующего законодательства льготного налогообложения организаций, работающих в сфере энергосбережения, в части сумм налогов, зачисляемых в областной бюджет;
определение в пределах действующего законодательства административной ответственности;
иные полномочия в сфере энергосбережения.
Статья 6. Компетенция Администрации области
К ведению Администрации области при регулировании отношений в сфере сбережения энергоресурсов относятся:
реализация энергосберегающей политики Российской Федерации на территории области;
разработка и финансовое обеспечение выполнения областных энергосберегающих программ;
формирование и введение в действие финансово-экономических механизмов энергосбережения в пределах действующих законов Российской Федерации и области;
согласование финансирования муниципальных программ энергосбережения в части совместной деятельности.
Статья 7. Органы управления энергосбережением
В состав региональных органов управления энергосбережением входят:
областная комиссия по энергосбережению;
региональная энергетическая комиссия;
региональные органы государственного надзора (ТУ "Амурэнергонадзор", Амурский ЦСМ, нефтеинспекция, газинспекция, жилинспекция) с объемом полномочий и решаемых задач, установленных в положениях об этих органах.
Статья 8. Компетенция региональной энергетической комиссии
К ведению региональной энергетической комиссии относятся:
обеспечение стимулирования энергосбережения на основе тарифного регулирования;
рассмотрение и выдача заключений по программам энергосбережения;
рассмотрение фактов бесхозяйственного расходования энергоресурсов.
Статья 9. Компетенция органов местного самоуправления области
К ведению органов местного самоуправления области при регулировании отношений в сфере энергосбережения и повышения эффективности использования энергоресурсов относятся:
реализация государственной и областной программ энергосбережения на вверенной территории в пределах финансирования из федерального и областного бюджетов;
разработка и финансирование муниципальных программ по энергосбережению;
обеспечение бюджетных гарантий возврата инвестиций по энергетическим контрактам на выполнение энергосберегающих работ для организаций бюджетной сферы в рамках муниципальных программ энергосбережения.
Статья 10. Проведение энергосберегающей политики
Энергосберегающая политика области осуществляется на основе реализации федеральных, межрегиональных, областных и местных программ энергосбережения, областных технологических норм, организации учета и отчетности расхода энергоресурсов, проведения энергетических обследований предприятий, государственной экспертизы проектов строительства, а также экономических, информационных, образовательных и других направлений деятельности.
Статья 11. Стандартизация и сертификация в области энергосбережения
Государственные стандарты, Регламентирующие требования энергетической эффективности, утверждаемые Госстандартом Российской Федерации, являются обязательными для всех видов охваченной стандартами производимой продукции и используемых на территории области технологий.
Нормативы, устанавливаемые в нормативно-технических документах, действующих на территории области, могут иметь статус обязательных или рекомендательных. В любом случае они не должны противоречить требованиям государственных стандартов.
Энергопотребляющая продукция и (или) объекты, а также все виды энергоресурсов подлежат обязательной сертификации с целью установления соответствия энергетических показателей объектов, ресурсов, оборудования средств измерения и технологий Регламентирующим требованиям нормативной документации. Сертификация осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статья 12. Энергосберегающие программы
Целевые межрегиональные, региональные и местные энергосберегающие программы, а также программы отдельных организаций - потребителей и производителей энергоресурсов являются одним из основных средств реализации государственной энергосберегающей политики. В программах определяются на соответствующий период реализуемый потенциал энергосбережения, первоочередные энергосберегающие проекты, механизмы их осуществления, источники и порядок финансирования.
Межрегиональные, областные и местные энергосберегающие программы в зависимости от источника финансирования подлежат рассмотрению и принятию органами государственной власти или органами местного самоуправления.
Энергосберегающие программы организаций - потребителей и (или) производителей энергоресурсов рассматриваются областной Комиссией по энергосбережению совместно с региональной энергетической комиссией и реализуются специализированными организациями на конкурсной основе.
Статья 13. Учет использования топливно-энергетических ресурсов
Весь объем производимых, потребляемых, хранимых и реализуемых топливно-энергетических ресурсов подлежит обязательному учету с применением средств измерений в соответствии с действующими государственными стандартами и нормами точности измерений.
Организация и проведение учета энергоресурсов обеспечиваются государственными органами контроля совместно с производителями и потребителями энергоресурсов.
Ответственность за достоверность учета производимых, потребляемых, хранимых и реализуемых энергоресурсов возлагается на руководителей предприятий.
Статья 14. Энергетическое обследование организаций
Обследование организаций и предприятий с целью оценки эффективности использования энергоресурсов (далее - энергетическое обследование) проводится региональными органами государственного надзора.
Энергетическое обследование предприятий и организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, если годовое потребление ими энергетических ресурсов составляет менее шести тысяч тонн условного топлива, проводится по решению Администрации области.
Порядок и сроки проведения энергетических обследований определяются Правительством Российской Федерации.
Статья 15. Государственная энергетическая экспертиза
Обязательной государственной экспертизе по эффективности использования топливно-энергетических ресурсов (далее - государственная энергетическая экспертиза) подлежат проекты всех реконструируемых, модернизируемых и вновь строящихся объектов области.
Государственная энергетическая экспертиза проектов осуществляется органами государственного надзора в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
По объектам с большим энергопотреблением и со специфической технологией проводится всесторонняя экспертиза с привлечением специализированных экспертных центров.
Решение о реконструкции, модернизации и строительстве объектов принимается с учетом заключения государственной энергетической экспертизы.
Статья 16. Государственное статистическое наблюдение за потреблением и эффективным использованием энергоресурсов
Государственное статистическое наблюдение за объемом и структурой потребления энергетических ресурсов и показателями эффективности их использования на территории области организует и проводит областной комитет государственной статистики.
Статья 17. Источники финансирования работ по энергосбережению и повышению эффективности использования топливно-энергетических ресурсов
Источниками формирования целевых средств для финансирования работ по энергосбережению являются:
инвестиции российских и зарубежных юридических и физических лиц;
часть прибыли, остающейся в распоряжении предприятий и направляемой на целевое финансирование энергосберегающих программ;
ассигнования из федерального, областного и муниципальных бюджетов;
средства из областного и муниципальных бюджетов ежегодно в размере до 0,3% от стоимости топливно-энергетических ресурсов, потребленных народнохозяйственным комплексом области за предшествующий год, в ценах (тарифах) на момент утверждения областного и муниципальных бюджетов на очередной финансовый год;
средства, полученные в результате экономии от выполнения энергосберегающих мероприятий;
средства, полученные от применения экономических санкций к юридическим и физическим лицам в сфере энергосбережения;
средства фонда научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и инвестиционных фондов;
амортизационные отчисления;
другие источники в соответствии с законами Российской Федерации и области.
Статья 18. Гарантии возврата инвестиций по энергетическим контрактам
Гарантиями возврата инвестиций по энергетическим контрактам являются обязательства Администрации области и муниципальных образований по оплате энергосберегающих работ из бюджетных средств, сэкономленных в результате выполнения указанных работ.
Гарантии распространяются на энергосберегающие работы, выполняемые в рамках программ энергосбережения для областных и муниципальных организаций бюджетной сферы.
Порядок возврата средств, полученных под гарантии соответствующего органа местного самоуправления, определяется договорными обязательствами.
Гарантиями возврата инвестиций по предприятиям и организациям внебюджетной сферы являются условия, предусмотренные энергетическими контрактами.
Статья 19. Материальное стимулирование участников реализации энергосберегающих программ
Источником материального стимулирования участников реализации энергосберегающих программ являются средства, сэкономленные в результате выполнения указанных программ.
Положение о материальном стимулировании участников реализации энергосберегающих программ бюджетной сферы утверждается Постановлением Главы Администрации области.
Стимулирование участников энергосберегающих программ предприятий внебюджетной сферы осуществляют руководители предприятий.
Статья 20. Льготы потребителям топливно-энергетических ресурсов
Порядок предоставления льгот потребителям топливно-энергетических ресурсов определяется Постановлением Главы Администрации области в соответствии с порядком, определенным Правительством Российской Федерации.
Статья 21. Льготы энергоснабжающим организациям
Доля прибыли, полученная поставщиком топливно-энергетических ресурсов от инвестиций в энергосберегающие проекты и работы у своих потребителей, может освобождаться от налогообложения в областной и местный бюджеты по решению представительных органов.
Производители тепловой и электрической энергии, не входящие в территориальные энергоснабжающие организации, имеют право на отпуск энергии в сети этих организаций в количествах и режимах, согласованных с региональной энергетической комиссией и энергоснабжающей организацией на договорной основе.
Статья 22. Контроль за использованием топливно-энегетических ресурсов
В проектах строительства, реконструкции и капитального ремонта энергопотребляющих объектов в обязательном порядке должна предусматриваться установка счетчиков электрической энергии для учета потребляемой электрической энергии по двухставочному тарифу, счетчиков тепловой энергии, горячей и холодной воды, газа.
Действующие промышленные объекты, общественные здания и жилые дома оснащаются приборами учета и регулирования потребления энергоресурсов согласно выданным энергоснабжающими организациями техническим условиям.
Юридические и физические лица, входящие в сферу действия программ энергосбережения, обязаны представлять в органы управления энергосбережением и территориальному управлению "Амургосэнергонадзор" своевременную и полную информацию об энергопотреблении и энергосбережении.
К юридическим лицам, допустившим безучетное потребление топливно-энергетических ресурсов или их перерасход, применяются экономические санкции в соответствии с законами Российской Федерации и Амурской области.
Статья 23. Преподавание основ эффективного использования энергоресурсов
В ежегодных программах по энергосбережению должны предусматриваться преподавание в высших и средних учебных заведениях, профессиональных технических училищах и учебных комбинатах основ эффективного использования топливно-энергетических ресурсов, подготовка и переподготовка кадров преподавателей, инженерно-технических работников и эксплуатационного персонала, занятых энергообеспечением организаций.
Статья 24. Ответственность за нарушение настоящего Закона
Юридические лица, виновные в нарушении настоящего Закона, несут ответственность в соответствии с действующими законами Российской Федерации и области.
Статья 25. Вступление настоящего Закона в силу
Настоящий Закон вступает в силу через десять дней после его официального опубликования.
Глава Администрации
Амурской области |
А.Н. Белоногов |
г. Благовещенск
11 марта 1998 г.
N 58-ОЗ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон устанавливает правовые, экономические и организационные основы региональной государственной политики в области энергосбережения и повышения эффективности использования топлива и энергии.
Закон вступает в силу через десять дней после его официального опубликования.
Закон Амурской области от 11 марта 1998 г. N 58-ОЗ "Об энергосбережении и повышении эффективности использования топливно-энергетических ресурсов в Амурской области" (принят Амурским областным Советом народных депутатов 26 февраля 1998 г.)
Текст Закона официально опубликован в газете "Амурская правда" от 1 апреля 1998 г. N 71
Законом Амурской области от 29 декабря 2008 г. N 159-ОЗ настоящий Закон признан утратившим силу