Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 1
Внести изменения и дополнения в Закон Амурской области от 18.01.96 N 60-ОЗ "О торговле в Амурской области", изложив его в следующей редакции:
"Закон Амурской области
"О торговле в Амурской области"
Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации определяет основы торговой деятельности, связанной с реализацией товаров потребительского назначения и предоставлением услуг общественного (массового) питания на территории области.
Глава I. Общие положения
Статья 1. Цель настоящего Закона
Целью настоящего Закона является регулирование отношений в сфере торговой деятельности для обеспечения более полного удовлетворения потребностей населения области в товарах и услугах общественного (массового) питания.
Статья 2. Принципы организации торговой деятельности
Основными принципами организации торговой деятельности в области являются:
-развитие предпринимательской деятельности и конкуренции;
-создание разнообразных форм торгового обслуживания,
-сориентированных на конкретного потребителя;
-создание на территории области эффективной системы мер по защите прав потребителей;
-участие государственных органов в регулировании торговой деятельности, включая поддержку социально значимых видов торговой деятельности;
-признание равенства участников хозяйственных отношений;
-независимость участников торговой деятельности друг от друга;
-недопустимость вмешательства в деятельность участников хозяйственных отношений, неприкосновенность их собственности.
Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
Торговая деятельность - вид предпринимательской деятельности, связанный с куплей-продажей товаров и оказанием услуг общественного (массового) питания.
Товары (работы, услуги) потребительского назначения - продукты труда, обладающие определенными потребительскими свойствами и предназначенные для удовлетворения личных (семейных) потребностей, продукция общественного питания.
Торговый реестр - единая информационная система, содержащая сведения о субъектах торговой деятельности и торговых объектах.
Уполномоченный орган - отраслевой орган Администрации области, осуществляющий координацию и регулирование в сфере торговой деятельности. Компетенция уполномоченного органа определяется Главой Администрации области.
Розничная торговля - торговля товарами и оказание услуг покупателям для личного, семейного, домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
Мелкорозничная торговля - продажа продовольственных и непродовольственных товаров несложного ассортимента через стационарную и передвижную мелкорозничную торговую сеть.
Развозная торговля - розничная торговля, осуществляемая вне стационарной розничной сети с использованием специализированных или специально оборудованных транспортных средств, а также мобильного оборудования, применяемого только в комплекте с транспортными средствами.
Разносная торговля - розничная торговля, осуществляемая вне стационарной розничной сети путем непосредственного контакта продавца с покупателем на дому, предприятиях, в учреждениях, организациях, транспорте и на улице.
Оптовая торговля - торговля товарами для последующей их перепродажи или профессионального использования. Мелкооптовая торговля - разновидность оптовой торговли, связанная с реализацией незначительных партий товаров с целью их дальнейшей перепродажи.
Общественное (массовое) питание - вид деятельности организаций и предприятий различных организационно-правовых форм и граждан, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, занимающихся производством, реализацией и организацией потребления продуктов питания.
Контролирующие органы - государственные органы, наделенные контрольными полномочиями в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 4. Субъекты, объекты и виды торговой деятельности
Субъекты торговой деятельности (хозяйствующие субъекты) - юридические лица различных организационно-правовых форм собственности и ведомственной принадлежности, осуществляющие торговую деятельность (оптовые и розничные торговые организации, организации общественного питания), объединения торговых организаций, а также граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, осуществляющие торговую деятельность и зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Торговая деятельность организаций и предприятий осуществляется на основании специальных разрешений (лицензий, свидетельств), если это предусмотрено законодательством Российской Федерации и области. Осуществление торговой деятельности без государственной регистрации и получения в необходимых случаях лицензий и свидетельств запрещено.
Торговые объекты (торговые организации и предприятия) имущественные комплексы, используемые торговыми организациями для осуществления торговой деятельности.
Торговые объекты могут быть отнесены к стационарным и нестационарным в зависимости от архитектурно-строительных характеристик здания.
Стационарные торговые объекты - торговые объекты, расположенные в специально оборудованных и предназначенных для ведения торговли зданиях и строениях, связанных фундаментом с земельным участком и подсоединенных к инженерным коммуникациям.
Нестационарные торговые объекты - торговые объекты, установленные без фундаментов, вне зависимости от подсоединения к инженерным коммуникациям, функционирующие на принципах разносной и развозной торговли.
Категории торговых объектов (универмаг, универсам, магазин, киоск и т.д.) определяются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, ГОСТами, санитарными нормами и правилами и другими нормативными актами, устанавливающими требования по ассортименту реализуемых товаров, методам продажи товаров, размеру торговой площади, технической оснащенности, перечню предоставляемых услуг, квалификации персонала и прочее.
Видами торговой деятельности являются розничная (мелкорозничная), оптовая (мелкооптовая) торговля и предоставление услуг общественного (массового) питания.
мелкорозничная торговая сеть может относиться к стационарной и передвижной. К стационарной мелкорозничной торговой сети относятся палатки, ларьки, киоски. Это торговые организации и предприятия, занимающие обособленные помещения, но не имеющие торгового зала для покупателей.
К передвижной мелкорозничной торговой сети относятся специально оборудованные приспособления для торговли вразвоз и вразнос (автомагазины или автолавки, ручные тележки, лотки, корзины и т.д.)
Глава II. Компетенция органов государственной власти и органов местного
самоуправления области в сфере торговой деятельности
Статья 5. Полномочия органов государственной власти области в сфере торговой деятельности
1. Областной Совет народных депутатов:
-принимает законы и иные нормативные правовые акты в сфере торговой деятельности на территории области;
-устанавливает налоговые или иные льготы субъектам торговой деятельности;
-осуществляет иные полномочия в сфере торговой деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Администрация области:
-определяет и осуществляет торговую политику в области;
-разрабатывает проекты законов области и иных нормативных правовых актов, регулирующих торговую деятельность в области;
-принимает нормативные правовые акты в сфере торговой деятельности;
-осуществляет лицензирование отдельных видов деятельности;
-в целях защиты прав потребителей устанавливает дополнительные ограничения, специальные защитные меры в отношении поступающих в розничную продажу товаров потребительского назначения в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации;
-создает условия для развития организаций и предприятий торговли, принимает меры по защите прав потребителей;
-создает государственные унитарные предприятия и учреждения, утверждает их уставы, заключает и расторгает контракты с их руководителями;
-организует контроль за качеством пищевых продуктов, изготавливаемых и находящихся в обороте на территории области;
- устанавливает полномочия уполномоченному органу в соответствии с законодательством Российской Федерации и области;
-утверждает дислокацию мелкорозничной торговой сети;
-разрабатывает схемы развития и рационального размещения сети организаций и предприятий торговли и общественного питания.
3. Уполномоченный орган:
-разрабатывает и реализует меры по исполнению законодательства Российской Федерации, настоящего Закона и других нормативных правовых актов в сфере торговой деятельности;
-разрабатывает программы и предложения по развитию внутренней торговли в области;
-координирует свою деятельность с органами местного самоуправления;
-координирует действия с федеральными органами по развитию потребительского рынка в интересах отечественных товаропроизводителей и с целью удовлетворения спроса населения на товары для бытовых (личных) нужд, а также по предупреждению проникновения и обращения на внутреннем рынке области некачественных и опасных для здоровья людей потребительских товаров;
-принимает меры по формированию и насыщению внутреннего потребительского рынка товарами, по повышению конкурентоспособности отечественных товаров, по поддержке отечественных товаропроизводителей;
-разрабатывает правила работы организаций и предприятий розничной торговли и основные требования к работе мелкорозничной торговой сети с учетом региональных особенностей.
Статья 6. Полномочия органов местного самоуправления
Органы местного самоуправления:
-обеспечивают исполнение законов и иных нормативных правовых актов в сфере торговой деятельности;
-координируют и осуществляют проверки соблюдения правил торговли и оказания услуг организациями и предприятиями, а также гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, осуществляющими торговую деятельность и зарегистрированными в соответствии с законодательством Российской Федерации;
-издают обязательные для исполнения нормативные правовые акты в сфере торгового обслуживания населения;
-создают условия для обеспечения населения товарами, услугами потребительского назначения, определяют порядок размещения торговых объектов, решают вопросы защиты прав потребителей;
-осуществляют лицензирование отдельных видов деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
-осуществляют регистрацию организаций и индивидуальных предпринимателей;
-в случаях выявления продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг), не сопровождающихся достоверной и достаточной информацией, или с просроченными сроками годности, или без сроков годности, если установление этих сроков обязательно, приостанавливают продажу товаров (выполнение работ, оказание услуг) до предоставления информации или прекращают продажу товаров (выполнение работ, оказание услуг);
-устанавливают часы торговли мелкорозничной сети муниципальной собственности;
-содействуют свободной торговле;
-обеспечивают свободное перемещение товаров на территории области;
-ограничивают режим работы магазинов и предприятий общественного питания независимо от форм собственности, расположенных в жилых домах, общежитиях и в непосредственной близости к ним, до 23 часов, а в особых случаях - до 20 часов.
Глава III. Государственное регулирование торговой
деятельности на территории области
Статья 7. Методы государственного регулирования торговой деятельности в области
Методами государственного регулирования торговой деятельности в области являются:
-укрепление нормативной правовой базы торговой деятельности;
-лицензирование отдельных видов деятельности в установленном порядке;
-введение дополнительных ограничений, специальных защитных мер в отношении поступающих в розничную продажу товаров потребительского назначения в соответствии с законодательством Российской Федерации;
-сертификация услуг розничной торговли и общественного (массового) питания в установленном порядке;
-создание единой информационной системы внутренней торговли;
-совершенствование системы государственного контроля безопасности и качества товаров и услуг;
-поддержка отечественных товаропроизводителей в сфере торговой деятельности и социально значимых видов торговой деятельности;
-формирование оптовой торговой системы, организация оптовых ярмарок, выставок-ярмарок, оптовых продовольственных рынков;
-взаимодействие федеральных контролирующих и других органов, наделенных в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочиями по осуществлению контроля в сфере торговой деятельности.
Статья 8. Торговый реестр
В целях обеспечения полной и достоверной информации о субъектах торговой деятельности и торговых объектах ведется торговый реестр.
Порядок ведения торгового реестра утверждается Главой Администрации области. Плата за внесение в торговый реестр и выдачу свидетельств не взимается.
Статья 9. Правила осуществления торговой деятельности
Правила осуществления торговой деятельности на территории области определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации, области и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и являются обязательными для всех хозяйствующих субъектов.
Статья 10. Сертификация услуг розничной торговли и общественного питания
Сертификация услуг розничной торговли и общественного питания - это деятельность по подтверждению соответствия услуг установленным требованиям.
Сертификация услуг розничной торговли и общественного питания осуществляется органами по сертификации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Сертификация осуществляется в целях:
-безопасности услуг розничной торговли и общественного питания;
-защиты потребителя от недобросовестности изготовителя, продавца или исполнителя;
-создания условий для торговой деятельности.
Сертификация может иметь обязательный и добровольный характер. Перечень работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации, утверждается Правительством Российской Федерации.
Сертификат соответствия является основным документом, подтверждающим выполнение всех условий и требований, предъявляемых к выполнению данного вида услуг, наличие всех разрешительных документов на ведение торговой деятельности.
Статья 11. Лицензирование отдельных видов торговой деятельности
Лицензирование отдельных видов торговой деятельности мероприятия, связанные с выдачей лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и аннулированием лицензий и надзором лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов торговой деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.
Лицензирование осуществляется в целях регулирования и защиты прав граждан, защиты их законных интересов, нравственности, здоровья, а также установления правовых основ единого рынка.
Лицензирование осуществляется лицензирующими органами: федеральными органами государственной власти, лицензионной палатой Администрации области и органами местного самоуправления - в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 12. Аренда торговых объектов государственной собственности и земельных участков
Субъекты торговой деятельности - арендаторы торговых объектов государственной собственности, получившие право на использование объектов с условием целевого назначения, должны использовать эти объекты строго по назначению независимо от ведомственной принадлежности арендатора и его формы собственности.
Субъекты торговой деятельности, использующие земельные участки по договорам аренды под организацию торговой деятельности, обязаны соблюдать условия целевого использования участка и обеспечивать за свой счет их содержание в соответствии с санитарными, противопожарными и иными нормами. Условия землепользования, размер и порядок платы за пользование земельными участками устанавливаются договором аренды. Преимущественное право на заключение договора на новый срок имеют торговые организации, ранее арендовавшие земельный участок. Изменение целевого использования участка подлежит согласованию в органах местного самоуправления.
Глава IV. Ответственность за нарушения в сфере
торговой деятельности
Статья 13. Контроль в сфере торговой деятельности на территории области
Контроль за осуществлением торговой деятельности на территории области и привлечение к ответственности за нарушения в сфере торговой деятельности осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации и области.
Контроль за торговой деятельностью осуществляют:
-государственные органы и должностные лица, наделенные контрольными полномочиями, в соответствии с законодательством Российской Федерации в пределах своей компетенции и в порядке, определяемом основными требованиями к работе торговой сети;
-органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит регулирование торговой деятельности.
Оказание контролирующими органами платных услуг производится на основании законодательства Российской Федерации.
Взаимодействие федеральных контролирующих органов и других органов, наделенных в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочиями по осуществлению контроля в сфере торговой деятельности на территории области, осуществляет уполномоченный орган.
Плановые и другие виды проверок деятельности торговых объектов осуществляются работниками контролирующих органов при предъявлении служебного удостоверения и направления на проведение проверки, выданного контролирующим органом, с указанием даты проверки и цели ее проведения, скрепленного подписью ответственного лица и печатью организации.
Результаты проверок фиксируются в установленном порядке в книге инспекторских проверок и доводятся до руководителя торгового объекта (торгового предприятия).
Кроме контролирующих органов, за работой торговых организаций и предприятий осуществляют общественный контроль общественные организации (ассоциации, союзы и другие) в соответствии с Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей".
Действия органов и лиц, осуществляющих проверку, могут быть обжалованы в судебном порядке.
Статья 14. Ответственность за нарушения в сфере торговой деятельности
За допущенные в сфере торговой деятельности нарушения виновные привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При неоднократных нарушениях требований законодательства Российской Федерации и области торговая деятельность организаций и предприятий может быть прекращена в судебном порядке по представлению органов местного самоуправления или контролирующих органов.
Глава V. Кадровое обеспечение
Статья 15. Требования к работникам торговли и общественного питания
При установлении требований к работникам торговли и общественного питания необходимо учитывать:
-уровень профессиональной подготовки и квалификации для данной профессии;
-знание и соблюдение законов, иных нормативных правовых актов, касающихся профессиональной деятельности;
-соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил, мер пожарной безопасности, правил охраны труда и техники безопасности.
Статья 16. Правовое регулирование труда работников торговли
Трудовые отношения, рабочее время и время отдыха, охрана труда регулируются трудовым законодательством Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами.
Руководители торговых организаций независимо от организационно-правовых форм собственности и ведомственной принадлежности обязаны рассматривать предложения трудовых коллективов по заключению коллективных договоров.
Ограничения на занятие торговой деятельностью устанавливаются законодательством".
<< Назад |
Статья 2 >> Статья 2 |
|
Содержание Закон Амурской области от 31 октября 2000 г. N 266-ОЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Амурской области "О... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.