Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Постановлению
Главы Администрации
Амурской области
от 22 января 2001 г. N 47
Областная целевая программа на 2001-2002 годы
"Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних,
защита их прав"
Характеристика проблемы
Ухудшение социально-экономического положения большинства российских семей остро отразилось на положении детей. Стабильно высоким остается показатель социального сиротства. Прогрессируют подростковая преступность, детская, безнадзорность и суицид.
Ежегодно в Амурской области выявляется около тысячи детей-сирот и оставшихся без попечения родителей. Более 700 детей и подростков уходят из дома, бродяжничают, втягиваются в употребление алкогольных напитков и наркотических веществ, становятся участниками, а часто и жертвами преступлений.
Сегодня в 24 учреждениях интернатного типа осуществляется социальная реабилитация 3750 детей, в том числе 1600 детей-сирот я оставшихся без попечения родителей. 1,5 тысячи таких детей воспитываются под опекой и попечительством в семьях граждан. 240 детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, определены на полное государственное обеспечение в социальные приюты, более 500 - содержатся в 27 социальных группах и 7 социальных палатах, открытых органами местного самоуправления при учреждениях дошкольного образования и больницах.
Еще 133 подростка в возрасте от 11 до 18 лет, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода, находятся в Юхтинской спецшколе и Центре социально-трудовой адаптации ее выпускников.
В 2000 году социальному неблагополучию детей на территории области был противопоставлен комплекс мер, направленных на сдерживание темпов роста безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Государственными и правоохранительными органами совместно с общественными формированиями в соответствии с требованиями Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" осуществлялись целенаправленные меры по повышению эффективности социальной политики, ориентированной на улучшение положения детей, усиление ее адресности и оказание конкретной помощи детям и семьям, имеющим детей.
Ими решались вопросы организации и обеспечения отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков. Создавались условия для реализации конституционного права несовершеннолетних на основное обще и начальное профессиональное образование, укрепления их здоровья и безопасности, творческого развития. Особое внимание уделялось поддержке сельских школьников, одаренных детей. Оказывалась медико-социальная, психолого-педагогическая и юридическая помощь детям и семьям, имеющим детей. Внедрялись образовательные программы и методики, направленные на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних. Проводились профилактические целевые операции, рейды, проверки, мероприятия по пропаганде здорового образа жизни, лекции, беседы, кинофестивали, культурно-массовые и спортивные мероприятия. Осуществлялся контроль за исполнением законодательства по социальной защите несовершеннолетних.
Принятые меры позволили несколько сократить темпы роста преступности среди несовершеннолетних. Однако, криминогенная ситуация в подростковой среде остается крайне сложной.
По данным ИЦ УВД области несовершеннолетними за период 2000 года совершено 2240 преступлений, что на 0,7% больше чем за 1999 год. Число подростков-участников преступлений за прошедший год увеличилось с 1979 до 2200 человек. Рост преступности за год зарегистрирован в 14 городах и районах области. Наиболее значительный: в Октябрьском (с 45 до 81 или 80,0%), Магдагачинском (с 44 до 82 или 86,4%), Завитинском (с 53 до 82 или 54,7%) и Селемджинском (с 16 до 29 или 81,2%).
Продолжает расти доля несовершеннолетних в общем числе выявленных лиц, совершивших преступления (1999 г. - 13,4%, 2000 г.-13,8%).
Если количество преступлений, совершенных несовершеннолетними в группах остается последние два года практически на уровне (1999 г. - 1317, 2000 г. - 1288), то число несовершеннолетних, совершивших преступления в смешанных группах продолжает расти (1999 г. - 523, 2000 г. - 611). Растет количество условно-осужденных несовершеннолетних, совершивших преступления (1999 г. - 107, 2000 г. - 123) и лиц, ранее совершавших преступления (1999 г. - 349, 2000 г. - 447).
По-прежнему преобладающим видом преступлений, совершенных несовершеннолетними, являются кражи чужого имущества (от 1532 до 1551; 1,2%).
Опасной тенденцией остается рост насильственных преступлений. За 2000 год совершено 8 умышленных убийств (1999 г. - 9), 9 изнасилований (1999 г. - 3), 159 грабежей (1999 г. - 136).
Одной из основных причин роста преступности несовершеннолетних является деформированная нравственная ориентация взрослых и детей, их незанятость общественно-полезной деятельностью. Проведенный анализ уголовных дел несовершеннолетних, арестованных за 6 месяцев 2000 г., показал, что более 50% из них на момент совершения преступлений нигде не работали и не учились. Практически все они не имели основного общего образования, а большинство имеют только 5, 6, 7 классов образования.
Согласно отчету УВД за 6 месяцев 2000 г. из 4382 состоящих на учете в ПДН ОВД городов и районов области несовершеннолетних не работали и не учились 848, т.е. каждый пятый.
На состоянии занятости подростков сказывается, прежде всего, крайне недостаточное квотирование органами местного самоуправления мест для трудоустройства несовершеннолетних, нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в трудоустройстве, а также отсутствие механизма стимулирования работодателей, обеспечивающих трудоустройство несовершеннолетних на заквотированные места.
Другим негативным обстоятельством, способствующим незанятости подростков, является неисполнение в должной мере требований Закона "Об образовании" органами управления образования и образовательными учреждениями. В результате чего не снижается число несовершеннолетних, покинувших общеобразовательную школу по различным причинам. Это и отчисление учащихся из школы до получения ими основного общего образования, и перевод таких подростков в вечерние школы, ПУ. 14 детей оказались в таком положении в связи с грубым нарушением образовательными учреждениями Закона РФ "Об образовании", т.е. были отчислены без согласия КДН (г. Белогорск - 10 чел., Октябрьский район - 3, Ромненский район - 1). Во время целевой операции "Всеобуч", проведенной с 15 августа по 15 октября т.г., выявлено 835 детей, не имеющих основного общего образования, но не севших за парты с начала нового учебного года. В 1999 г. количество таких детей было 482.
Очень часто поводом к отчислению или оставлению учащимися образовательных учреждений является их неуспеваемость. Вместе с тем, органами образования упускаются вопросы дифференциации обучения педагогически запущенных детей и подростков, которые по 2-3 года оставляются на повторное обучение. Только в Октябрьском районе оставлено на повторное обучение в 1998-1999 учебном году - 98 чел., в 1999-2000 г. - 127 (69 из них не приступили к занятиям в сентябре т.г.).
Немаловажное значение в организации образовательного процесса таких детей имеют группы продленного дня. Однако их число сегодня значительно ниже уровня 1998 года (2000-2001 уч. г. - 293, 1998 г. - 450), соответственно меньше и число учащихся в них (1998 г. - 9706 чел., 2000/2001 уч. г. - 7325).
В ряде районов органы местного самоуправления своевременно не решают вопросы, связанные с подвозом детей к школе. По этой причине не обучались на момент проведения операции "Всеобуч" и прокурорских проверок 14 подростков в Архаринском районе и 17 в Октябрьском.
На состоянии преступности несовершеннолетних сказывается низкая результативность деятельности органов социальной защиты населения по реализации Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" в части профилактики безнадзорности несовершеннолетних и организации индивидуально-профилактической работы в отношении безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних, их родителей или законных представителей, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющих на их поведение, либо жестоко обращающихся с ними.
А в результате формализма и недостаточности профилактической работы сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних ОВД с лицами, состоящими на учете в ПДН, только в Белогорском, Серышевском и Ивановском районах в 2000 году более 70 подучетных подростков совершили преступления, в г. Белогорске данной категорией несовершеннолетних совершено 25 преступлений.
Нарастающими темпами распространяется наркомания и токсикомания среди детей. На учете в ОВД за употребление наркотических средств в 1998 году состояло 372 несовершеннолетних, в 1999 г. - 266, за 7 мес. 2000 г. - 386.
В течение двух лет наблюдается тенденция роста преступных проявлений несовершеннолетних, связанных с наркоманией.
В то же время в области до настоящего времени не решен вопрос об организации стационарного лечения детей. В ряде городов и районов области не на должном уровне организована работа по оказанию наркологической помощи детям и подросткам. В 1999 г. в 5 районах области работали врачи-совместители (п. Прогресс, Бурейский, Магдагачинский, Благовещенский и Октябрьский районы), в Селемджинском и Архаринском районах наркологические кабинеты в течение года не работали. В 2000 году не был решен этот вопрос в Селемджинском и Октябрьском районах.
В целом по области недостаточно внимания уделяется .развитию психологической службы, не принимаются меры по развитию сети психолого-педагогических и медико-социальных центров. Число работающих школьных психологов снижается в учреждениях образования Ивановского, Свободненского, Константиновского районов. Отсутствуют данные специалисты в школах Мазановского, Селемджинского и Белогорского районов. Только в городе Благовещенске открыт Центр социальной помощи семье и детям.
Цель и задачи Программы
Целью Программы является дальнейшее комплексное решение проблем профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав и законных интересов, социальной реабилитации и адаптации.
Программа предусматривает решение следующих основных задач:
совершенствование правовых и организационных механизмов, обеспечивающих эффективное взаимодействие органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
осуществление мер общей профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, содействующих развитию позитивных интересов детей, их полезной деятельности во внеучебное время;
создание и укрепление служб социальной, психолого-педагогической, медицинской и правовой поддержки несовершеннолетних и их родителей;
анализ состояния безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обобщение и внедрение эффективного опыта, профилактической деятельности органов государственной системы профилактики на местах;
повышение квалификации кадров работников государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Контроль за выполнением Программы
1. Общий контроль за выполнением мероприятий, предусмотренных Программой возлагается на комиссию по делам несовершеннолетних при Администрации области.
Контроль производится путем запроса и обобщения сведений рай (гор) Администраций, комитетов, отделов и управлений Администрации области о ходе реализации Программы не реже двух раз в году, а также, осуществлением выезда в города и районы области рабочих групп из числа представителей органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних областного уровня.
Результаты проверок обсуждаются на совещаниях в рай (гор) Администрациях при Главе Администрации и председателе комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и заседаниях областной комиссии по делам несовершеннолетних.
2. Постоянный контроль за исполнением мероприятий, предусмотренных Программой, возлагается на руководителей органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, ответственных за их исполнение.
3. Текущий контроль за своевременным выполнением мероприятий Программы на местном уровне, проведение регулярного анализа работы органов и учреждений по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории города, района возлагается на рай (гор) Администрации и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
4. Контроль за ходом выполнения подчиненными органами и учреждениями на местах, оказание им необходимой методической и практической помощи в реализации мероприятий Программы возлагается на руководителей комитетов, управлений и отделов Администрации области, задействованных в ее реализации.
Оценка эффективности реализации Программы
В результате реализации мер общей профилактики будет обеспечиваться развитие способностей и позитивных интересов детей и подростков, их общественно-полезная деятельность, предотвращение вовлечения несовершеннолетних в асоциальные группы и криминальные структуры, что позволит сформировать предпосылки к преодолению тенденции роста безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории области.
Мероприятия Программы:
/------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------\
|N/N| Наименование раздела, мероприятия | Сроки | Исполнители |
|п/п| | исполнения | |
|---+-----------------------------------------------------------------------+----------------+---------------------------------|
| 1 | 2 | 3 | 4 |
|------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| I. Защита и восстановление прав и законных интересов несовершеннолетних |
|------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| 1.|Оказание комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав |Постоянно |Администрации, комиссии по делам |
| |всех уровней помощи детям и подросткам в защите и восстановлении | |несовершеннолетних и защите их |
| |нарушенных прав и интересов. Обеспечение взаимодействия всех | |прав |
| |государственных органов по данной проблеме. | | |
| | | | |
| 2.|Продолжить работу по выявлению малообеспеченных, многодетных и |В течение |Органы местного самоуправления; |
| |неблагополучных семей, уделив особое внимание воспитанию, образо- |2001-2002 гг. |органы и учреждения социальной |
| |ванию, досугу и трудовой занятости детей и подростков из этих семей. | |защиты населения, образования; |
| | | |комиссии по делам |
| | | |несовершеннолетних и защите их |
| | | |прав |
| | | | |
| 3.|Обеспечить постоянное взаимодействие органов образования, социальной |В течение |Администрации; |
| |защиты, здравоохранения, службы занятости, внутренних дел по выявлению |2001-2002 гг. |комиссии по делам несовершенно- |
| |выявлению и устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения | |летних и защите их прав |
| |родителей. | | |
| | | | |
| 4.|Реализация мер по выявлению и учету детей-сирот и детей, оставшихся |Постоянно |Органы опеки и попечительства, |
| |без попечения родителей, детей из семей "группы риска", детей, | |социальной защиты населения; |
| |оказавшихся в трудной жизненной ситуации. | |комиссии по делам |
| | | |несовершеннолетних и защите их |
| | | |прав |
| | | | |
| 5.|Выявление и учет несовершеннолетних, не посещающих или систематически |В течение |Органы управления образованием, |
| |пропускающих по неуважительным причинам занятия в общеобразовательных |2000-2001 и |общеобразовательные учреждения |
| |учреждениях. |2001-2002 | |
| | |учебного года | |
| | | | |
| 6.|Осуществление инспектирования органов управления образованием с |В течение |Комитет по образованию; |
| |целью контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации в |2001-2002 | |
| |области образования несовершеннолетних. |годов | |
| | | | |
| 7.|Осуществление мер по защите личных и имущественных прав несовершенно- |Постоянно |Органы опеки и попечительства, |
| |летних, нуждающихся в помощи государства. | |управления образованием, |
| | | |комиссии по делам несовершенно- |
| | | |летних и защите их прав |
| | | | |
| 8.|Рассмотрение жалоб и заявлений, обеспечение возможности обращения |В течение |Комиссии по делам несовершенно- |
| |детей по вопросам защиты их прав во все инстанции. |2001-2002 |летних и защите их прав, |
| | |годов |органы управления образованием, |
| | | |опеки и попечительства |
| | | | |
| | | | |
| 9.|Организация подвоза учащихся к школам, предупреждение его срывов |В период учеб- |Органы местного самоуправления, |
| |с целью обеспечения непрерывности образования детей. |ного года |управления образованием |
| | | | |
| | | | |
|10.|Сохранение имеющихся и создание новых классов компенсирующего |В течение |Органы управления образованием, |
| |обучения в общеобразовательных учреждениях. |2001-2002 |общеобразовательные школы |
| | |годов | |
| | | | |
|11.|Проведение профилактической операции "Семья" в целях выявления и |I квартал 2001, |Органы местного самоуправления; |
| |постановки на учет неблагополучных семей, родителей, отрицательно |2002 годов |все органы и учреждения системы |
| |влияющих на детей, фактов жестокого обращения с детьми. | |профилактики |
| | | | |
|12.|Проведение операции "Безнадзорные дети" в целях выявления и устройства |I квартал 2001, |Органы местного самоуправления; |
| |детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, самовольно |2002 годов |все органы и учреждения |
| |покинувших семью, специальные учебно-воспитательные и иные детские | |системы профилактики |
| |учреждения; занимающихся бродяжничеством, попрошайничеством. | | |
| | | | |
|13.|Проведение право-воспитательной работы среди родителей с участием |В течение |Органы и учреждения образования, |
| |педагогов и работников здравоохранения, сотрудников правоохранительных |2001-2002 |культуры, здравоохранения. |
| |органов. |годов |Правоохранительные органы |
| | | | |
|14.|Предоставление несовершеннолетним бесплатных социальных услуг в |Постоянно |Социальные приюты для детей, |
| |учреждениях социального обслуживания. | |центры социальной помощи семье и |
| | | |детям |
| | | | |
|15.|Организация круглосуточного приема несовершеннолетних, нуждающихся |Постоянно |Социальные приюты для детей и |
| |в социальной реабилитации. | |подростков |
| | | | |
|16.|Осуществление контроля за своевременной выплатой пособий на детей. |Постоянно |Управление социальной защиты |
| | | |населения |
| | | | |
|17.|Обновление областной базы данных о различных категориях семей с |Постоянно |Управление социальной защиты |
| |детьми. | |населения |
| | | | |
|18.|Оказание методической помощи социальным службам в работе с молодежью, |Постоянно |Отдел по делам молодежи областной|
| |подростками и детьми. | |администрации; |
| | | |органы местного самоуправления |
| | | | |
|19.|Осуществление защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, |Постоянно |Комиссии по делам несовершенно- |
| |обучающихся и содержащихся в учреждениях интернатного типа, | |летних, органы управления |
| |организация и проведение индивидуальной профилактической работы с | |образованием, интернатного типа |
| |ними. | | |
| | | | |
|20.|Обеспечение реабилитации и социальной адаптации в обществе воспитанни- |В течение |Органы управления образованием, |
| |ков детских домов и школ-интернатов, социальных приютов для детей и |2001-2002 |учреждения интернатного типа, |
| |подростков, подготовка их к самостоятельной жизни. |годов |социальные приюты для детей и |
| | | |подростков |
| | | | |
|21.|Организация контроля за условиями содержания и воспитания воспитанни- |Постоянно |Комиссии по делам несовершенно- |
| |ков Юхтинской спецшколы, Свободненского ЦВИНП, детских домов, | |летних и защите их прав, |
| |приютов, школ-интернатов. | |комитет по образованию |
|------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| II. Социальная реабилитация несовершеннолетних и их семей |
|------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| 1.|Устройство в детские дома и школы-интернаты детей-сирот и детей, остав-|В течение |Органы местного самоуправления, |
| |шихся без попечения родителей, для их содержания, воспитания, обучения,|2001-2002 гг. |управления образованием, опеки и |
| |последующего устройства и подготовки к самостоятельной жизни. | |попечительства |
| | | | |
| 2.|Организация работы психолого-медико-педагогических комиссий с целью |В течение |Органы управления образованием |
| |выявления несовершеннолетних, имеющих отклонения в развитии или пове- |2001-2002 гг. | |
| |дении, проведения комплексного обследования детей, подготовки рекомен- | | |
| |дации по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и опреде- | | |
| |ления форм дальнейшего обучения и воспитания. | | |
| | | | |
| 3.|Оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершен- |В течение |Учреждения образования, по |
| |нолетним, в том числе имеющим отклонения в развитии или поведении, либо|2001-202 гг. |делам молодежи, социальной |
| |проблемы в обучении. | |защиты населения |
| | | | |
| 4.|Создание психолого-педагогических и медико-социальных центров для |В течение |Органы местного самоуправления, |
| |организации работы по реабилитации несовершеннолетних, оказавшихся в |2001-2002 гг. |образования, социальной защиты |
| |трудной жизненной ситуации. | |населения |
| | | | |
| 5.|Содействие созданию социально-психологических служб, психолого- |В течение |Органы системы профилактики |
| |педагогических, медико-социальных центров в городах и районах области. |2001-2002 гг. | |
| | | | |
| 6.|Развитие структурных элементов службы практической психологии в |В течение |Органы местного самоуправления, |
| |сельских школах и содействие их программно-методическому и материально-|2001-2002 гг. |управления образованием |
| |техническому оснащению. | | |
| | | | |
| | | | |
| 7.|Подготовка и проведение конкурса на лучший пакет диагностических |В течение |Комитет по образованию |
| |методик в системе образования. |2001-2002 гг. | |
| | | | |
| 8.|Организация и проведение курсовой подготовки для руководителей и |В течение |Органы по делам молодежи, |
| |специалистов муниципальных социально-психологических служб. |2001-2002 гг. |управления образованием, |
| | | |социальной защиты населения |
| | | | |
| 9.|Продолжить работу по введению в штат образовательных учреждений |Постоянно |Органы управления образованием, |
| |должности социальных педагогов для работы с "трудными" учащимися | |учреждения образования |
| |и неблагополучными семьями. | | |
| | | | |
|10.|Продолжить проведение мероприятий по выявлению семей и детей "группы |В течение |Органы местного самоуправления и |
| |риска", родителей и лиц, их замещающих, допускающих жестокое обращение |2001-2002 гг. |системы профилактики |
| |с детьми, не обеспечивающих надлежащего ухода и воспитания. Применять к| | |
| |таким родителям и лицам, их заменяющим, меры, предусмотренные уголовным| | |
| |и административным законодательством РФ. | | |
| | | | |
|11.|Продолжить подготовку и переподготовку в высших учебных заведениях |В течение |Администрации, органы управления |
| |специалистов для работы в учреждениях, осуществляющих профилактику |2001-2002 гг. |образованием, внутренних дел, |
| |безнадзорности детей и подростков, их социальную реабилитацию (социаль-| |социальной защиты населения |
| |ных работников и педагогов, психологов, специалистов для работы с | | |
| |детьми д/домов и приютов, инспекторов ПДН ОВД). | | |
| | | | |
|12.|Продолжить работу по созданию сети общественных формирований по работе |В течение |Органы местного самоуправления, |
| |с несовершеннолетними и неблагополучными семьями (общественные |2001-2002 гг. |внутренних дел, управления |
| |инспекции по делам н/летних, специальные ДНД, советы профилактики, | |образованием, учреждения |
| |советы содействия семье и школе, советы общественного самоуправления и | |образования, комиссии по делам |
| |др.), обеспечив материальное и моральное стимулирование их | |несовершеннолетних и защите их |
| |деятельности. | |прав |
| | | | |
|13.|Проведение целевой операции "Всеобуч" в целях выявления несовершенно- |III-IV кв-лы |Органы местного самоуправления, |
| |летних, уклоняющихся от продолжения обучения, выявления и пресечения |2001, 2002 гг. |все органы и учреждения системы |
| |фактов незаконного отчисления несовершеннолетних из учебных заведений, | |профилактики |
| |а также возвращения в учебные заведения для продолжения учебы детей, | | |
| |необоснованно их покинувших. | | |
| | | | |
|14.|Осуществление патронажа семей, в которые переданы на воспитание дети из|Постоянно |Социальные приюты для детей и |
| |социальных приютов для детей и подростков. | |подростков, органы управления |
| | | |образованием социальной защиты |
| | | |населения |
| | | | |
|15.|Проведение организационно-информационной работы по повышению престижа |В течение |Органы системы профилактики, |
| |семьи, приоритета семейных ценностей с привлечением СМИ: |2001-2002 гг. |средства массовой информации |
| |введение в местных и областных газетах постоянной рубрики "Как живешь | | |
| |семья?"; | | |
| |подготовка и проведение теле- и радиопередач по проблемам семьи и подро| | |
| |стков по материалам Центров социально-психологической помощи и теле- | | |
| |фонов доверия | | |
| | | | |
|------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| III. Формирование законопослушного поведения несовершеннолетних |
|------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| 1.|Рассматривать на совещаниях при главах местного самоуправления. | Ежеквартально |Главы администраций, комиссии по |
| |расширенных заседаниях КДН городов и районов состояние подростлетних | |делам несовершеннолетних и |
| |и защите их прав; | |защите их прав; |
| |орковой преступности и работы с неблагополучными семьями. Принимать | |органы внутренних дел |
| |меры по совершенствованию работы с данной категорией населения. | | |
| | | | |
| 2.|Провести городские, районные конференции "Дети - забота общая", на |В течение |Администрации, органы системы |
| |которых рассмотреть итоги работы по предупреждению безнадзорности, |2001-2002 гг. |профилактики |
| |правонарушений несовершеннолетних, их устройству и охране прав, а | | |
| |также работе с неблагополучными семьями. | | |
| | | | |
| 3.|По итогам работы определить города и районы с наиболее высоким |I квартал |Управление внутренних дел, |
| |уровнем преступности среди несовершеннолетних и установить контроль |2001-2002 гг. |областная комиссия по делам |
| |за работой органов и учреждении государственной системы профилактики, а| | |
| |в необходимых случаях оказывать помощь в организации работы по | | |
| |предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. | | |
| | | | |
| 4.|В целях предупреждения дорожно-транспортного травматизма и дорожных |По особому |ГИБДД УВД; органы и учреждения |
| |правонарушений среди несовершеннолетних организовать проведение: |плану |образования, по делам |
| |- конкурса по знанию правил дорожного движения "Красный, желтый, зеле- | |несовершеннолетних |
| |ный" в газете "Калейдоскоп"; | | |
| |- конкурс рисунков, сочинений "Дорога глазами детей"; | | |
| |- районных, городских, областных соревнований юных велосипедистов | | |
| |"Безопасное колесо". | | |
| | | | |
| 5.|Организовать работу по созданию в учебных заведениях отрядов юных |В течение |ГИБДД УВД; органы и учреждения |
| |друзей милиции (ЮДМ), юных инспекторов движения (ЮИД), юных |2001 г. |образования |
| |пожарных (ЮП). | | |
| | | | |
| 6.|В целях повышения эффективности профилактики правонарушений |В течение |Все органы и учреждения системы |
| |несовершеннолетних провести специализированные операции: |2001-2002 гг. |профилактики, органы местного |
| |- "Группа" - по предупреждению групповой преступности среди несовершен-| |самоуправления |
| |нолетних, разобщению и переориентации антиобщественных подростковых | | |
| |группировок; | | |
| |- "Условник" - по предупреждению повторной преступности среди несовре- | | |
| |шеннолетних; | | |
| |- "Выпускник" - по обеспечению общественного порядка и предупреждению | | |
| |правонарушений несовершеннолетних при проведении выпускных вечеров; | | |
| |- "Ралли" - по предупреждению краж и угонов автомототранспорта со сто- | | |
| |роны несовершеннолетних, детского дорожного травматизма. | | |
| | | | |
| 7.|Проведение в образовательных учреждениях акции "Милиция и дети" в |Февраль 2001, |Органы внутренних дел, |
| |целях разъяснения требований законодательства РФ, установления доверия |2002 |управления образованием, учреж- |
| |и контактов между сотрудниками милиции и несовершеннолетними. | |дения образования, комиссии по |
| | | |делам несовершеннолетних |
| | | | |
| 8.|Продолжить проверки в вечернее и ночное время общежитии и других |В течение |Органы внутренних дел, по делам |
| |мест проживания молодежи с целью пресечения фактов вовлечения несовер- |2001-2002 гг. |молодежи, комиссии по делам |
| |шеннолетних в преступную деятельность, пьянство, наркоманию, азартные | |несовершеннолетних |
| |игры и занятие проституцией. | | |
| | | | |
| 9.|Продолжить проведение в учебных заведениях и учреждениях культуры |В течение |Органы и учреждения образования, |
| |области декад правовых знаний с участием работников правоохранительных |2001-2002 гг. |культуры, внутренних дел; |
| |органов. | |прокуратуры, суда, юстиции |
| | | |(по согласованию) |
| | | | |
|10.|Вовлечение учащихся школ, профессиональных училищ, воспитанииков |В течение |Органы управления образованием, |
| |учреждений интернатного типа к участию в школьных, районных, |2001-2002 гг. |образовательные учреждения |
| |городских и областной олимпиадах по обществознанию и правоведению. | | |
| | | | |
|11.|Внедрение в практику работы образовательных учреждений программ |В течение |Органы управления образованием, |
| |и методик, направленных на формирование законопослушного поведения |2001-2002 гг. |учреждения образования |
| |несовершеннолетних. | | |
| | | | |
|12.|Выявление и устранение причин, по которым несовершеннолетние не |В течение |Органы управления образованием, |
| |посещают или систематически пропускают занятия в общеобразовательных |2001-2002 гг. |учреждения образования |
| |учреждениях. | | |
| | | | |
|13.|Принятие мер по сокращению отсева учащихся из общеобразовательных |Постоянно |Органы управления образованием, |
| |учреждений. | |учреждения образования |
| | | | |
| | | | |
|14.|Совершенствование углубленного обучения школьников основам права. |В течение |Органы управления образованием, |
| | |2001-2002 гг. |учреждения образования |
| | | | |
|15.|Оптимальное использование Базисного учебного плана в целях предостав- |В течение |Органы управления образованием |
| |ления учащимся условий для развития своих интересов и способностей. |2001-2002 гг. |общеобразовательные школы |
| | | | |
| | | | |
|16.|Активизация работы по совершенствованию профессиональной и допрофессио-|В течение |Органы управления образованием, |
| |нальной подготовки старшеклассников. |2001-2002 гг. |общеобразовательные школы |
| | | | |
|17.|Включить в программы повышения квалификации руководителей и |В течение |Комитет по образованию |
| |преподавателей общеобразовательных учреждений изучение вопросов |2001 г. | |
| |правового воспитания и профилактики правонарушений несовершеннолетних. | | |
| | | | |
|18.|Продолжить работу по выявлению лиц, вовлекающих несовершеннолетних в |В течение |Органы внутренних дел, комиссии |
| |совершение преступлений, антиобщественных действий, принимать к ним |2001-2002 гг. |по делам несовершеннолетних и |
| |меры в пределах своей компетенции. | |защите их прав |
| | | | |
|------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| IV. Антиникотиновая пропаганда, профилактика распространения наркомании, токсикомании |
| и пьянства среди несовершеннолетних |
|------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| 1.|Проведение обследования врачами-наркологами во взаимодействии с |В течение |Учреждения здравоохранения |
| |общелечебной сетью несовершеннолетних: |2001-2002 гг. | |
| |- задержанных сотрудниками ОВД по поводу приобретения, транспортировки,| | |
| |хранения, изготовления и сбыта наркотических и психотропных веществ; | | |
| |- задержанных в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. | | |
| | | | |
| 2.|Осуществление обмена информацией между органами здравоохранения, |Постоянно |Органы внутренних дел, |
| |образования, внутренних дел, социальной защиты, КДН о несовершеннолет- | |управления образованием, |
| |них, употребляющих наркотические, психотропные и токсические вещества, | |здравоохранения, социальной |
| |спиртные напитки, а также о безнадзорных детях, несовершеннолетних | |защиты населения; комиссии |
| |правонарушителях и неблагополучных семьях. | |по делам несовершеннолетних |
| | | |и защите их прав |
| | | | |
| 3.|Проведение целевой операции "Здоровье" в два этапа в целях предупрежде-|II, IV кв-лы |Все органы и учреждения |
| |ния распространения наркомании, токсикомании и пьянства несовершенно- |2001-2002 гг. |системы профилактики |
| |летних, выявления фактов продажи спиртных напитков лицам, не достигшим | | |
| |18-летнего возраста. | | |
| | | | |
| 4.|Проведение декадников по антинаркотической пропаганде в школах, ПУ, |11-1У кв-лы |Органы и учреждения образования, |
| |техникумах |2001,2002гг. |здравоохранения, по делам |
| | | |молодежи, внутренних дел, |
| | | |комиссии по делам несовершенно- |
| | | |летних и защите их прав |
| | | | |
| 5.|Организация работы в общеобразовательных школах постоянно действующих |В течение |Органы управления образованием, |
| |семинаров для родителей по проблемам пьянства, курения, наркомании, |2001-2002 г. |учреждения образования, |
| |токсикомании. | |внутренних дел |
| | | | |
| 6.|Выявление лиц, употребляющих психоактивные вещества, в детских и |В течение |Органы здравоохранения, |
| |молодежных коллективах путем скрининга. |2001, 2002 гг. |внутренних дел, по делам |
| | | |молодежи, образования |
| | | | |
| 7.|Создание и организация работы медико-психологических групп из числа |В период |Оздоровительные комиссии. |
| |врачей психиатров, наркологов, психотерапевтов, психологов в детских |оздоровительной |Органы образования, здраво- |
| |оздоровительных учреждениях с целью формирования установок к здоровому |компании 2001, |охранения, по делам молодежи; |
| |образу жизни у детей и подростков |2002 гг. |фонд "Родители против наркотиков"|
| | | |(по согласованию) |
| | | | |
| 8.|Проведение через средства массовой информации информационно-пропаган- |Постоянно |Органы и учреждения системы |
| |дистской компании за здоровый образ жизни, рассчитанной на все слои | |профилактики, СМИ |
| |населения. | | |
| | | | |
| 9.|Разработка программы для персональных компьютеров и создание банка |В течение |Органы здравоохранения, |
| |данных по учету "группы риска" наркологическими расстройствами в |2001 г. |внутренних дел, образования: |
| |учебных заведениях. | |комиссии по делам несовершенно- |
| | | |летних и защите их прав |
| | | | |
|10.|Проведение постоянно действующих семинаров для учебы волонтеров, из |В период |Органы образования, здраво- |
| |числа учащихся учреждении интернатного типа. |школьных |охранения |
| | |каникул 2001, | |
| | |2002 гг. | |
| | | | |
|11.|Обеспечение доступной специализированной наркологической помощи |По распоряжению |Комитет по здравоохранению, |
| |населению области посредством организации выездной поликлиники |Главы |областная комиссия по делам |
| |областного наркологического диспансера. |Администрации |несовершеннолетних (по заявкам |
| | |области |рай(гор) Администрации) |
| | | | |
|12.|Внедрение в работу областного наркологического диспансера медико- |I кв-л 2001 г. |Комитет по здравоохранению, |
| |психолого-социальной модели через организацию детско-подросткового | |областной наркологический |
| |отделения. | |диспансер |
| | | | |
|13.|Продолжить работу радиолектория для подростков "Сигнал бедствия". |В течение года |Органы здравоохранения |
| | | | |
|14.|Организация и проведение цикла лекций, бесед, литературных выставок |В течение года |Областная детская библиотека, |
| |"Культура против наркотиков" в учреждениях культуры. | |ка, библиотеки области, |
| | | |учреждения образования |
| | | | |
|15.|Проведение областного кинофестиваля "Культура против наркотиков". |октябрь-декабрь |Областное киновидеообъединения; |
| | |2001 г. |комитет по культуре; |
| | | |отделы культуры гор(рай) |
| | | |Администрации |
| | | | |
|16.|Провести диагностику учащихся учебных заведений на предрасположеннлсть |По заявкам КДН |Областной наркодиспансер, |
| |к алкоголю и употреблению наркотических и токсических веществ. |при гор(рай) |врачи-наркологи ЦРБ |
| | |администрации | |
| | | | |
|17.|Провести широкомасштабную акцию "Без наркотиков", направленную на |По распоряжению |Все органы и учреждения |
| |проведение разъяснительной работы с несовершеннолетними о вреде |Главы |системы профилактики |
| |немедицинского потребления наркотических средств и психотропных |Администрации | |
| |веществ и об ответственности за участие в их незаконном обороте. |области 2002 г. | |
| | | | |
|18.|Проведение профилактических бесед среди несовершеннолетних о вреде |В течение года |Консультативные пункты |
| |курения, токсикомании, наркомании и пьянства с привлечением | |социальных приютов для детей |
| |специалистов здравоохранения и органов внутренних дел и др. | |и подростков, социальные службы |
| | | |при органах по делам молодежи, |
| | | |органы внутренних дел, врачи- |
| | | |наркологи |
| | | | |
|19.|Ввести в практику лишение торговых предприятий независимо от форм |Постоянно |Органы системы профилактики |
| |собственности лицензий на право торговли спиртными напитками в случае | |(через лицензирующие органы в |
| |обнаружения факта продажи спиртных напитков несовершеннолетним. | |судебном порядке) |
| | | | |
| | | | |
|20.|Осуществление комплекса мер по профилактике среди несовершеннолетних |В течение |Органы местного самоуправления; |
| |алкоголизма, наркомании, токсикомании, |2001-2002 гг. |комитет по здравоохранению, |
| |в том числе: | |комитет по образованию |
| |- открыть при учреждениях здравоохранения гг. Зеи, Свободного и Бело- | | |
| |горска кабинеты для обследования и добровольного лечения несовершен- | | |
| |нолетних, употребляющих наркотики, спиртные напитки и др.; | | |
| |- разработать методические рекомендации для работников социальных | | |
| |служб, правоохранительных органов, родителей по выявлению несовершен- | | |
| |нолетних, допускающих немедицинское употребление наркотиков; | | |
| |- организовать обучение школьного медицинского персонала методикам | | |
| |профилактики и выявления детей и подростков, нуждающихся в | | |
| |наркологической помощи. | | |
| | | | |
|------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| V. Профессиональная ориентация и трудоустройство несовершеннолетних |
|------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| 1.|Предоставление безработным подросткам информации о специальностях и |Постоянно |Учебные заведения; органы |
| |профессиях, пользующихся спросом на рынке труда. Оказание содействия в | |службы занятости |
| |получении ими образования в государственных профессиональных | | |
| |учреждениях. Осуществление обучения несовершеннолетних граждан | | |
| |профессиям, исходя из ситуации на рынке труда. | | |
| | | | |
| 2.|Проведение ярмарок учебных мест с целью предоставления учащимся и |В течение |Органы местного самоуправления, |
| |выпускникам школ информации о дальнейшем обучении в государственных |2001-2002 гг. |образования, службы занятости, |
| |учебных заведениях. Оказание помощи подросткам в выборе профессии, в | |учреждения образования |
| |определении своих склонностей, способностей при выборе спецмальности, | | |
| |которая позволила бы наилучшим образом проявить личностные качества. | | |
| | | | |
| 3.|Установить для предприятий, учреждений и организаций области квоту |В течение |Органы местного самоуправления, |
| |рабочих мест для трудоустройства несовершеннолетних граждан. |2001-2002 гг. |по делам молодежи, труду, службы |
| |Обеспечить контроль за соблюдением предприятиями, организациями и | |занятости, несовершеннолетних и |
| |учреждениями установленных квот. | |защите их прав |
| | | | |
| 4.|Установить льготное налогообложение, кредитование и иные формы |В течение |Администрации районов, городов |
| |поддержки и стимулирования деятельности работодателей по обеспечению |2001 г. | |
| |занятости несовершеннолетних. | | |
| | | | |
| 5.|Обеспечение условий для профориентации и адаптации молодежи и |Постоянно |Органы местного самоуправления, |
| |подростков, в том числе оказание данных услуг в приоритетном порядке | |слкжбы занятости, внутренних |
| |подросткам, состоящим на учете в органах внутренних дел. | |дел, комиссии по делам молодежи, |
| | | |делам молодежи, образования |
| | | | |
| 6.|Продолжить работу по организации ученических рабочих мест для |В течение |Работодатели, органы службы |
| |выпускников учебных заведений из числа несовершеннолетних, что позволит|2001-2002 гг. |занятости |
| |расширить возможности их трудоустройства и приобретения ими | | |
| |профессиональных знаний и навыков. | | |
| | | | |
| | | | |
| 7.|Оказание содействия несовершеннолетним гражданам в их временной |В течение |Органы местного самоуправления, |
| |занятости с целью приобщения к труду, получения профессиональных |2001-2002 гг. |службы занятости, внутренних |
| |навыков, в т.ч. в приоритетном порядке подросткам из неблагополучных | |дел, комиссии по делам |
| |семей, состоящим на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних, | |несовершеннолетних и защите их |
| |освобожденным из воспитательно-трудовых колоний, выпускникам | |прав, органы по делам |
| |специальных учебно-воспитательных учреждений, осужденным условно. | |молодежи, образования |
| | | | |
| 8.|Выявление и устройство несовершеннолетних, не занятых учебой и трудом. |В течение |Все органы системы профилактики |
| | |2001-2002 гг. | |
| | | | |
| 9.|С целью адаптации в обществе выпускников учреждения интернатного типа |В течение |Органы управления образованием |
| |для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, |2001-2002 гг. | |
| |специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа | | |
| |дсоействовать закреплению за ними рабочих мест. | | |
| | | | |
|10.|Обучение несовершеннолетних в возрасте 16-18 лет, состоящих на учете в |В течение |Департамент федеральной |
| |органах государственной службы занятости, профессиям, востребуемым но |2001-2002 гг. |государственнои службы занятости |
| |рынке труда. | |населения по Амурской области |
| | | | |
| | | | |
|11.|Создание специализированных ученических мест для подростков, |В течение |Департамент федеральной |
| |находящихся в социально-реабилитационных центрах для несовершен- |2001-2002 гг. |государственной службы занятости |
| |нолетних, выпускников интернатных учреждений, | |населения по Амурской области |
| | | | |
| | | | |
|12.|Организация кружков, занятий но обучению мальчиков столярному и |В течение |Социальные приюты для детеи и |
| |слесарному делу, девочек - шитью и приготовлению пищи. |2001-2002 гг. |подростков |
| | | | |
|13.|Привлечение учащихся старших классов к общественной тренерско- |В течение |Учреждения дополнительного |
| |преподавательской работе с детьми младшего возраста, судейско- |2001-2002 гг. |образования |
| |соревновательной практике. | | |
| | | | |
|------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| VI. Организация досуга, летнего отдыха, нравственного воспитания |
| и интеллектуального развития детей и подростков |
|------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| 1.|Осуществление мероприятий по организации досуга детей и подростков: |В течение |Органы и учреждения образования, |
| |конкурсы, фестивали, праздники, выставки художественного и прикладного |2001-2002 гг. |культуры, физической культуры и |
| |искусства, деловые игры, недели кино, театра, музыки, литературы, | |спорта, по делам молодежи |
| |музыкальные лектории, театрализованные представления и др. мероприятия. | | |
| | | | |
| 2.|Организация и проведение экскурсионной, краеведческой работы среды |В течение |Органы и учреждения образования, |
| |подростков. |2001-2002 гг. |культуры |
| | | | |
| 3.|Сохранение и укрепление сети учреждений дополнительного образования. |В течение |Органы управления образованием |
| | |2001-2002 гг. | |
| | | | |
| 4.|Обеспечение поддержки деятельности подростковых клубов по месту |Постоянно |Органы местного самоуправления, |
| |жительства. | |по делам молодежи, образования |
| | | | |
| 5.|Обеспечение поддержки талантливым и одаренным детям и подросткам через |В течение |Комитет по образованию, культуре,|
| |организацию и проведение областных профильных лагерей и смен в дни |2001-2002 гг. |отдел по делам молодежи, |
| |школьных каникул, направление их в ВДЦ "Океан", "Орленок", а также | |органы местного самоуправления |
| |через организацию и проведение областных конкурсов, фестивалей. | | |
| | | | |
| | | | |
| 6.|Обеспечение участия талантливых и одаренных детей во всероссийских |В течение |Комитет по образованию, культуре,|
| |конкурсах, фестивалях. |2001-2002 гг. |отдел по делам молодежи, |
| | | |органы местного самоуправления |
| | | | |
| |- шоу молодоженов "В ответе двое"; | | |
| |- областной конкурс ВИА; | | |
| |- праздник фольклора "Родники прекрасного". | | |
| | | | |
| | | | |
|22.|Проведение целевой операции "Каникулы" в целях предупреждения |Лето |Органы местного самоуправления и |
| |правонарушении со стороны несовершеннолетних, а также организации |2001, 2002 гг. |системы профилактики |
| |досуга и занятости детей и подростков в период каникул | | |
| | | | |
|24.|Разработка и реализация программы переподготовки педагогических |I-е полугодие |Комитет по образованию |
| |кадров для системы летнего отдыха, оздоровления и занятости детей. |2001 г. | |
\------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------/
<< Назад |
||
Содержание Постановление Главы Администрации Амурской области от 22 января 2001 г. N 47 "Об Областной целевой программе на 2001-2002... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.