Решение Арбитражного суда Амурской области
от 29 октября 2001 г. N А04-2330/01-1/147
ОАО "Амурсельмаш" обратился в с иском о признании недействительным Решения Белогорского городского Совета народных депутатов от 28.06.01 года N 63 "Об утверждении тарифа на тепловую энергию, вырабатываемую котельной ОАО "Амурсельмаш".
Исковые требования истец обосновывал следующим.
ОАО "Амурсельмаш" поставляет тепловую энергию. МУП "Служба заказчик по ЖКХ". В отопительный период 2000-2001 года стоимость 1 Гкал составила 772 руб. 82 коп. При стоимости мазута 3492 руб. 92 коп. В дальнейшем стоимость поставляемого МУП "Служба заказчики" мазута увеличилась до 4251 рубля, и по мнению истца, подлежала увеличению стоимости мазута.
Комитетом цен Амурской области по просьбе истца была проведена проверка расчета стоимости 1 Гкал теплоэнергии и рекомендовано установление стоимости в размере 818 рублей 80 копеек за 1 Гкал.
Ответчик исковые требования не признал в полном объеме.
В судебном заседании в отзыве на иск указал следующее.
Согласно Постановлению Главам Администрации Амурской области N 575 от 07.12.98 г. Органами местного самоуправления передано право государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, вырабатываемую предприятиями всех форм собственности, независимо от ведомственной подчиненности, кроме входящих в областную энергетическую систему ОАО "Амурэнерго". В Уставе города Белогорска, зарегистрированного решением областного Совета народных депутатов от 27.05.99 г. N 26/194, в ст. 22 п. 5 в компетенцию городского Совета народных депутатов входит утверждение по представлению Главы Администрации города тарифов и цен на продукцию предприятия.
Предприятие продает тепловую энергию по договорам сторонним организациям.
Одной из них является МУП Служба заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству Администрации г. Белогорска. Она обслуживает в этом микрорайоне 87486,9 кв.м жилья, в котором проживает 3980 человек.
Взаимоотношения между ОАО "Амурсельмаш" и МУП "Служба заказчика по ЖКХ Администрации г. Белогорска определены договором от 01.09.2000 г. На отопительный сезон 2000-2001 года. Согласно договору энергоснабжающая организация обязуется отпустив потребителю 25535,9 Гкал за отопительный сезон. В п. 3.1 этого документа оговорены формы расчета за тепло-энергию по тарифам, утвержденным органами местного самоуправления".
За отопительный сезон 2000-2001 года ОАО "Амурсельмаш" отпустило потребителю только 23476,5 Гкал, или 57 процентов от всей реализованной продукции.
МУП "Служба заказчика по ЖКХ Администрации г. Белогорска" смогла участвовать в создании прибыли ОАО "Амурсельмаш" в доле только на 57 процентов. Поэтому потребовался перерасчет рентабельности для МУП "Служба заказчика по ЖКХ Администрации г. Белогорска". В этом случае рентабельность рассчитывалась как отношение прибыль / себестоимость * 100% = 2503,87/29,285 * 100% = 8,55 %
Все вышеизложенные причины побудили городской Совет народных депутатов утвердить расчеты, представленные МУП "Служба заказчика по ЖКХ Администрации г. Белогорска" и принять к расчету с поставщиком тепла стоимость 1 Гкал в сумме 772,49 рублей при рентабельности 8,5%.
Привлеченная к участию в деле в качестве 3 лица Региональная энергетическая комиссия Амурской области (РЭК) в судебном заседании пояснила.
В соответствии с письмом ОАО "Амурсельмаш" специалистами областного комитета цен 20 апреля т.г.: была проведена проверка правильности формирования тарифа на вырабатываемую котельными ОАО "Амурсельмаш" теплоэнергию в 2000-2001 гг.
Проверка отражения затрат и постатейный анализ формирования себестоимости на предприятии выявили ряд нарушений и отклонений по ведению раздельного учета, что было отмечено в акте проверки комитета цен и устных рекомендациях.
Рассчитанная в ходе проверки себестоимость 1 Гкал теплоэнергии составила 712 руб. за 1 Гкал и тариф с предельным уровнем рентабельности 15% должен быть не более 818,8 руб./Гкал.
При согласовании тарифа на теплоэнергию Администрация может устанавливать размер рентабельности ниже предельного, если отсутствуют обосновывающие расчеты использования прибыли.
Представитель Администрации Амурской области в судебном заседании указал, что Федеральным законом от 14.04.95 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", органами государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию определены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации региональные энергетические комиссии, образуемые органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Глава Администрации Амурской области принял Постановление от 07.12.98 N 575 "О передаче права регулирования тарифов на тепловую энергию, вырабатываемую теплоснабжающими предприятиями, расположенными на территориях городов, районов, органами местного самоуправления.
Исследовав материалы дела, выслушав истца, ответчика 3 лиц, судом установлено следующее.
28.06.2001 г. Белогорским городским Советом народных депутатов принято решение N 63 "Об утверждении тарифа на тепловую энергию, вырабатываемую котельной ОАО "Амурсельмаш". Данным решением отпускной тариф стоимости одной Гкал тепловой энергии, вырабатываемой котельной ОАО "Амурсельмаш" в размере 772 руб. 49 коп.
Данный тариф распространяется на взаимоотношение, возникшие с 01.10.2000 года. Согласно ст. 2 ФЗ от 14.04.95 г. N 41-ФЗ "О государственной регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ" (с изменениями и дополнениями) тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую коммерческими организациями независимо от организационно-правовых форм, подлежат государственному регулирования, Статьей 6 данного Закона, определено, что органы исполнительной власти субъектов РФ региональные энергетические комиссии субъектов РФ осуществляют государственное регулирование тарифов. Ст. 5 этого Закона установлено, что органы исполнительной власти субъектов РФ определяют вопросы государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, отпускаемую всеми энергоснабжающими организациями (кроме организаций, находящихся в муниципальной собственности).
Суд считает, что Постановление Главы Администрации Амурской области N 575 от 07.12.98 года "О передаче права регулирования тарифов на тепловую энергию, вырабатываемую теплоснабжающими предприятиями, расположенными на территориях городов и районов, органами местного самоуправления" противоречит требованиям Федерального закона от 14.04.95 г. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ".
Согласно Методики расчета тарифов на тепловую энергию вырабатываемую котельными предприятий всех форм собственности, не входящим в систему ОАО "Амурэнерго", утвержденных Региональной энергетической комиссией от 24.11.98 г. N 2-98 предельный уровень рентабельности не должен превышать 15% к полной себестоимости.
Суд считает, что ответчик не доказал экономическую обоснованность применения уровня рентабельности в размере 8,5%. Установление уровня рентабельности не может ставиться в зависимость от количества потребленной теплоэнергии одним потребителем.
В судебном заседании представителем ответчика пояснено, что стоимость тарифа на теплоснабжения дня поселения утверждена в размере 4 рубля за 1 кв.м.
Пунктом 2 Решения Белогорского городского Совета народных депутатов N 63 от 28.06.2001 г. Установлено, что действие Постановления распространяется на взаимоотношения, возникшие с 01.10.2001 г.
Придание Постановлению обратной силы противоречит статье 4 ГК РФ, предусматривающей, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
На основании вышеизложенного суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями п. 1 85, 124-127, 135 АПК РФ, суд решил:
Признать недействительным Решение N 63 от 28.06.01 г. Белогорского городского Совета народных депутатов "Об утверждении тарифа на тепловую энергию, вырабатываемую котельной ОАО "Амурсельмаш".
В части требования об обязании представить в суд для обозрения расчет тарифа стоимости 1 Гкал тепловой энергии, вырабатываемой в размере 772 руб. 49 коп.
Производство по иску прекратить.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Амурской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Амурской области от 29 октября 2001 г. N А04-2330/01-1/147
Текст Решения официально опубликован не был