Настоящий Закон в соответствии со статьей 121 Семейного кодекса Российской Федерации и статьей 34 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства.
Статья 1. Основные понятия и термины, используемые в настоящем Законе
1. Опека - правовая форма охраны и защиты личных и имущественных прав и интересов малолетних детей, не достигших возраста 14 лет, оставшихся без родительского попечения, а также граждан, признанных судом недееспособными вследствие психического расстройства. Опека над малолетними устанавливается также в целях их содержания, воспитания и образования.
2. Попечительство - правовая форма охраны и защиты личных и имущественных прав и интересов несовершеннолетних детей в возрасте от 14 до 18 лет, оставшихся без родительского попечения, а также граждан, ограниченных судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами. Попечительство над несовершеннолетними устанавливается также в целях их содержания, воспитания и образования.
По просьбе совершеннолетнего дееспособного гражданина, который по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности, над ним может быть установлено попечительство в форме патронажа.
3. Орган опеки и попечительства - орган местного самоуправления, осуществляющий в соответствии с законодательством и уставом муниципального образования полномочия по опеке и попечительству.
Статья 2. Органы опеки и попечительства
1. Органами опеки и попечительства на территории области являются органы местного самоуправления, осуществляющие исполнительно-распорядительные функции в муниципальном образовании, координирующие деятельность по опеке и попечительству.
2. Осуществление функций по опеке и попечительству возлагается на исполнительный орган местного самоуправления и его структурные подразделения: на муниципальные органы управления образованием - в отношении малолетних и несовершеннолетних детей; на муниципальные органы управления здравоохранением - в отношении лиц, признанных судом недееспособными вследствие психического расстройства или ограниченных судом в дееспособности в случае злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами; на муниципальные органы управления социальной защитой населения - в отношении совершеннолетних дееспособных лиц, не имеющих возможности по состоянию здоровья самостоятельно защищать свои права и выполнять обязанности.
3. Органы опеки и попечительства руководствуются в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Семейным кодексом Российской Федерации, настоящим Законом, уставами муниципальных образований.
Статья 3. Задачи органов местного самоуправления по опеке и попечительству
Задачами органов местного самоуправления по опеке и попечительству являются:
защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, а также в других случаях отсутствия родительского попечения;
обеспечение оптимальных условий для жизни, воспитания и образования детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и несовершеннолетних, не имеющих нормальных условий для воспитания в семье;
защита личных и имущественных прав и интересов несовершеннолетних;
защита личных и имущественных прав и интересов совершеннолетниx лиц, признанных судом недееспособными и ограниченно дееспособными, и дееспособных совершеннолетних лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и выполнять свои обязанности.
Статья 4. Полномочия органов опеки и попечительства
Органы опеки и попечительства:
организуют выявление детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, не имеющих нормальных условий для воспитания в семье, лиц, признанных судом недееспособными либо ограниченных судом в дееспособности, совершеннолетних дееспособных лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и выполнять свои обязанности, а также ведут их первичный учет;
устанавливают опеку и попечительство над категорией лиц, указанной в п. 1 данной статьи;
назначают опекунов и попечителей;
осуществляют надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также систематический контроль за расходованием средств, выделяемых на содержание опекаемых;
назначают управляющих имуществом подопечных и граждан, признанных безвестно отсутствующими, заключают с управляющими договоры о доверительном управлении в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации;
освобождают и отстраняют опекунов и попечителей от выполнения возложенных на них обязанностей;
принимают участие в усыновлении (удочерении) детей;
заключают договоры с приемными родителями о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью;
выносят решения о помещении ребенка в воспитательное учреждение, лечебное учреждение, учреждение социальной защиты населения, приемную семью;
осуществляют контроль за условиями содержания, воспитания и образования детей, находящихся на полном государственном попечении в воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения, а также защищают права выпускников этих учреждений. Осуществляют контроль за выполнением возложенных на приемных родителей обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию детей;
принимают меры по защите жилищных прав подопечных и несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, по обеспечению их жилой площадью в случаях, предусмотренных жилищным законодательством. Ведут регистрационный учет детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилой площади;
дают предварительное разрешение или отказ по основаниям, предусмотренным законодательством, на совершение либо дачу согласия на совершение сделок по отношению имущества подопечного, в том числе в отношении жилых помещений, где проживают подопечные, а также в отношении жилых помещений, в которых подопечные не проживают, однако на момент совершения сделки имели на это жилое помещение равные с собственником права. Дают предварительное разрешение опекунам или попечителям на расходование доходов подопечного, в том числе на нужды, необходимые для содержания подопечного;
возбуждают в судах дела, связанные с защитой прав и охраняемых законом интересов подопечных;
выносят решения об объявлении несовершеннолетнего дееспособным;
решают вопросы присвоения или изменения фамилии, имени несовершеннолетних в случаях, предусмотренных законодательством;
решают вопросы содержания подопечных, распоряжения их текущими доходами и имуществом в соответствии со статьей 60 Семейного кодекса Российской Федерации, статьями 37, 38 Гражданского кодекса Российской Федерации;
рассматривают предложения, заявления и жалобы граждан по вопросам опеки и попечительства и принимают по ним необходимые меры и решения.
Статья 5. Общие полномочия муниципальных органов управления образованием
Муниципальные органы управления образованием:
участвуют в выявлении несовершеннолетних детей, которые вследствие смерти родителей, лишения родителей родительских прав, болезни родителей или по другим причинам остались без родительского попечения;
ведут учет детей, оставшихся без попечения родителей;
обеспечивают временное устройство нуждающихся в опеке или попечительстве несовершеннолетних лиц, а также сохранность их имущества;
выбирают лиц, способных к выполнению обязанностей опекуна или попечителя, подготавливают материалы, необходимые для назначения опекуна или попечителя, а также об освобождении или отстранении опекуна или попечителя от выполнения возложенных на них обязанностей;
дают предварительное разрешение для совершения от имени подопечного сделок в случаях, предусмотренных законодательством о порядке управления имуществом подопечного;
ведут учет лиц, в отношении которых установлены опека и попечительство;
осуществляют подготовку документов и устройство детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и несовершеннолетних, не имеющих нормальных условий для воспитания в семье, под опеку (попечительство) граждан, в приемную семью, на усыновление (удочерение), а при отсутствии такой возможности - в воспитательное учреждение, лечебное учреждение или учреждение социальной защиты населения;
выбирают лиц, способных к выполнению обязанностей усыновителя, подготавливают материалы, необходимые для усыновления (удочерения), а также ведут учет детей, в отношении которых произведено усыновление (удочерение);
осуществляют подбор лиц, способных к выполнению обязанностей приемных родителей, дают заключение о возможности быть приемными родителями, готовят проекты договоров о создании приемной семьи;
оказывают помощь опекунам и попечителям, приемным родителям в воспитании, обучении и организации отдыха подопечных;
осуществляют надзор за деятельностью опекунов и попечителей, оказывают им помощь в организации медицинского наблюдения и трудоустройства подопечных;
дают разрешение на раздельное проживание попечителя с подопечными;
дают заключение о возможности объявления несовершеннолетнего полностью дееспособным в случаях, предусмотренных законодательством;
в установленном законодательством порядке осуществляют защиту личных и имущественных прав и интересов подопечных в случаях использования опекунами (попечителями) опеки (попечительства) в корыстных целях, а также в случаях, когда подопечный оставлен без надзора и необходимой помощи;
подготавливают материалы о назначении денежного содержания подопечному в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
подготавливают материалы на отчуждение, обмен площади, где проживают подопечные и несовершеннолетние;
возбуждают в судах дела и дают заключения о лишении родительских прав, ограничении родительских прав, об отобрании ребенка без лишения родительских прав, о порядке участия отдельно проживающего родителя в воспитании детей, о признании брака недействительным по основаниям, перечисленным в статье 27 Семейного кодекса Российской Федерации, об отмене усыновления (удочерения) и другие дела в защиту прав, охраняемых законами интересов несовершеннолетних; участвуют в судах по делам, связанным с воспитанием детей, нуждающихся в государственной защите, а также по делам подопечных в случаях, предусмотренных законодательством;
проводят обследование условий жизни ребенка, лица, претендующего на его воспитание, представляют заключение в суды по спорам, связанным с воспитанием детей;
разрешают спорные вопросы, возникающие между родителями в процессе воспитания детей;
участвуют в исполнении решений судов;
участвуют в передаче или отобрании детей;
осуществляют охрану интересов не родившегося наследника при разделе наследственного имущества;
подготавливают документы для регистрации брака лиц, не достигших совершеннолетия;
привлекают руководителей подведомственных учреждений, общественность, граждан к участию в работе органов опеки и попечительства;
рассматривают предложения, заявления, жалобы граждан по вопросам опеки и попечительства, принимают по ним необходимые меры.
Статья 6. Общие полномочия муниципальных органов управления здравоохранением
Муниципальные органы управления здравоохранением:
осуществляют медицинское наблюдение за несовершеннолетними детьми, находящимися под опекой, попечительством;
готовят медицинское заключение экспертной комиссии о состоянии здоровья усыновленных детей, оставшихся без попечения родителей;
проводят бесплатное медицинское обследование лиц, желающих усыновить (удочерить), взять под опеку, попечительство несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения родителей;
принимают участие в работе психолого-медико-педагогических комиссий по определению форм обучения детей (классы выравнивания и коррекционные школы - интернаты для детей с отклонениями в умственном и физическом развитии);
принимают участие в обследовании лиц, страдающих психическими расстройствами, для установления над ними опеки;
оказывают лицам, страдающим психическим расстройством, необходимую помощь до установления опеки;
осуществляют устройство лиц, признанных судом недееспособными вследствие психического расстройства, в психиатрические или психоневрологические учреждения;
осуществляют подготовку материалов и документов по установлению опеки и попечительства над лицами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства, а также лицами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами, а при отсутствии такой возможности устройство этих лиц в лечебное учреждение.
Статья 7. Общие полномочия муниципальных органов управления социальной защитой населения
Муниципальные органы управления социальной защитой населения:
оказывают содействие в выявлении несовершеннолетних детей, которые вследствие смерти родителей, лишения родителей родительских прав, болезни родителей или по другим причинам остались без родительского попечения;
по заявлению дееспособных совершеннолетних лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и выполнять свои обязанности, готовят документы о решении вопроса опеки и попечительства. При необходимости осуществляют подбор попечителей;
осуществляют выплату денежных средств, связанных с вопросом опеки и попечительства;
оказывают содействие в подготовке документов и устройстве детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и несовершеннолетних, не имеющих нормальных условий для воспитания в семье, в учреждения социальной защиты населения;
осуществляют устройство дееспособных совершеннолетних лиц, нуждающихся в попечительстве по состоянию здоровья, в дома - интернаты для престарелых и инвалидов.
Статья 8. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Глава Администрации
Амурской области |
А.Н. Белоногов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Амурской области от 5 июня 1998 г. N 75-ОЗ "Об органах опеки и попечительства на территории области" (принят Амурским областным Советом народных депутатов 28 мая 1998 г.)
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст Закона опубликован в газете "Амурская правда" от 24 июня 1998 г. N 138
Законом Амурской области от 25 марта 2008 г. N 10-ОЗ настоящий Закон признан утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Закон Амурской области от 31 октября 2005 г. N 76-ОЗ
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня первого официального опубликования названного Закона
Закон Амурской области от 6 июня 2001 г. N 5-ОЗ
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня первого официального опубликования названного Закона