Глава 1. Общие положения _________________________________________ (ст. ст. 1-6)
Глава 2. Порядок созыва и проведения собраний (сходов) граждан __ (ст. ст. 7-15)
Глава 3. Заключительные положения ______________________________ (ст. ст. 16-17)
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Понятие собрания (схода) граждан
Собрания (сходы) граждан являются формой непосредственной демократии, через которую население городских и сельских поселений (города, сельсовета, поселка, села и т.д.) осуществляет местное самоуправление.
Статья 2. Право граждан на участие в собрании (сходе) граждан
Гражданин, достигший 16 лет и постоянно проживающий на территории данного муниципального образования, имеет право принимать участие в работе собрания (схода) граждан.
Граждане, не проживающие постоянно на территории данного муниципального образования, могут участвовать в работе собрания (схода) граждан с правом совещательного голоса.
Статья 3. Вопросы, выносимые на собрание (сход) граждан
1. На собрания (сходы) граждан могут быть вынесены вопросы местного значения, непосредственно затрагивающие интересы граждан, а также вопросы отнесенные к компетенции собраний (сходов) граждан уставами муниципальных образований:
выборы главы муниципального образования;
осуществление полномочий представительного органа местного самоуправления собранием (сходом) граждан;
принятие устава муниципального образования;
создание инициативной группы с целью проведения местного референдума;
утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
установление местных налогов, сборов, решение других финансовых вопросов местного значения;
утверждение программ развития территории муниципального образовании и отчетов об их исполнении;
заслушивание отчетов главы муниципального образования, в том числе об исполнении бюджета, использовании внебюджетных фондов и муниципального имущества;
решение в установленном законодательством порядке вопросов установления и изменения границ муниципального образования, в том числе при образовании, объединении, преобразовании или упразднении муниципальных образований;
решение других вопросов в соответствии с федеральным и областным законодательством, уставами муниципальных образований.
2. Собрания (сходы) граждан вправе обращаться с предложениями в органы государственной власти, органы местного самоуправления, на предприятия, учреждения и организации, к должностным лицам, которые обязаны не позднее чем в месячный срок рассмотреть данные предложения и о принятых мерах сообщить выборному органу или выборному должностному лицу местного самоуправления, который обязан довести полученную информацию до сведения населения соответствующего муниципального образования.
Статья 4. Собрание (сход) граждан как представительный орган местного самоуправления
1. В отдельных муниципальных образованиях может быть предусмотрена возможность осуществления полномочий представительных органов местного самоуправления собраниями (сходами) граждан. Данное решение принимается собранием (сходом) граждан и закрепляется в уставе муниципального образования. При этом на собрании (сходе) граждан в обязательном порядке избирается выборное должностное лицо - глава данного муниципального образования, который считается избранным, если за него проголосовало более половины граждан, принимающих участие в собрании (сходе) граждан и обладающих избирательным правом.
Избранный собранием (сходом) граждан глава муниципального образования подотчетен ему и может быть отозван собранием (сходом) граждан в порядке, установленном уставом муниципального образования,
2. При осуществлении собранием (сходом) граждан полномочий прсдставительного органа местного самоуправления в исключительном ведении собрания (схода) граждан находятся:
принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных уставом муниципального образования;
утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;
установление местных налогов и сборов;
установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью;
контроль за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.
3. При осуществлении собранием (сходом) полномочий представительного органа местного самоуправления выборный глава муниципального образования обязан принимать необходимые меры для эффективного осуществления населением права непосредственного участия в решении вопросов местного значения через формы прямого волеизъявления, обеспечивать предварительное обсуждение населением проектов:
программ развития территории;
местного бюджета, положений о внебюджетных фондах, их целевом назначении;
программ и условий приватизации объектов муниципальной собственности;
порядка предоставления и изъятия земельных участков, а также распоряжения ими на территории муниципального образования;
правил пользования природными ресурсами;
планов и правил застройки муниципального образования;
других положений и правил, непосредственно затрагивающих интересы населения муниципального образования.
4. Правом осуществлять полномочия, предусмотренные настоящей статьей, обладают граждане, достигшие 18 лет и постоянно проживающие на территории данного муниципального образования.
Статья 5. Общие принципы проведения собрания (схода) граждан
1. Собрание (сход) граждан может быть созвано (созван) по мере необходимости, но не реже одного раза в год.
2. Граждане участвуют в собрании (сходе) граждан непосредственно. Участие в собрании (сходе) граждан является свободным.
Граждане участвуют в собрании (сходе) граждан на равных основаниях по месту своего проживания. Каждый гражданин имеет один голос.
3. Голосование на собрании (сходе) граждан осуществляется открыто.
4. Выборы главы муниципального образования осуществляются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Статья 6. Материальное обеспечение собрания (схода) граждан
Расходы, связанные с подготовкой и проведением собрания (схода) граждан, производятся за счет местного бюджета.
Глава 2. Порядок созыва и проведения собраний (сходов) граждан
Статья 7. Инициатива проведения собрания (схода) граждан
Инициатива проведения собрания (схода) граждан может принадлежать Представительному органу местного самоуправления, главе муниципального образования по собственной инициативе или по требованию не менее пяти процентов граждан, проживающих на территории муниципального образования, органам территориального общественного самоуправления в порядке, установленном уставом муниципального образования.
Статья 8. Объявление собрания (схода) граждан
Собрание (сход) граждан объявляет представительный орган местного са моуправления или глава муниципального образования в порядке, установленном уставом муниципального образования.
Время и место проведения собрания (схода) граждан определяет глава муниципального образования.
Статья 9. Оповещение населения о собрании (сходе) граждан
О времени и месте проведения собрания (схода) граждан, вопросах, выноси мых на его рассмотрение, население оповещается через средства массовой информации (местные теле-, радиопрограммы, газеты) или другими доступными способами (доска объявлений, информационный стенд и т. п.) не менее чем за три дня до его проведения.
Статья 10. Порядок открытия собрания (схода) граждан
Собрание (сход) граждан открывается главой муниципального образования (руководителем представительного органа) или лицом, уполномоченным на это органами местного самоуправления.
Статья 11. Правомочность собрания (схода) граждан
Собрание (сход) граждан правомочно (правомочен) при участии в нем более половины жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом.
Статья 12. Протокол собрания (схода) граждан
1. Для ведения собрания (схода) граждан избирается президиум в составе председателя, секретаря и при необходимости 1-3 членов.
2. Повестка дня утверждается собранием (сходом) граждан открытым голосованием простым большинством голосов,
3. На собрании (сходе) граждан ведется протокол, в котором указываются: дата и место проведения;
выбранный президиум, председатель и секретарь собрания (схода) граждан;
число граждан, обладающих избирательным правом;
количество граждан, принявших участие в работе собрания (схода) граждан повестка дня, краткое содержание выступлений;
принятые решения.
4. Протокол заполняется ручкой, подписывается председателем и секрета рем собрания (схода) граждан. Не допускается запись протокола карандашом и внесение в него каких бы то ни было исправлений.
5. Протокол собрания (схода) граждан прикладывается к решению собра ния (схода) и передается в органы местного самоуправления муниципальном образования.
Статья 13. Решение, принятое на собрании (сходе) граждан
1. Решение собрания (схода) граждан считается принятым, если за него пр голосовало более половины граждан, принимающих участие в собрании (схода и обладающих избирательным правом.
2. Решение, принятое на собрании (сходе) граждан, не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, государственными должностными лицами или органами местного самоуправления. Если для его реализации требуется издание правового акта, орган местного самоуправления муниципального образования, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан принять такой акт.
3. Решение, принятое на собрании (сходе) граждан в пределах его компетенции, имеет обязательный характер для органов и должностных лиц местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, находящихся на территории данного муниципального образования, а также для граждан.
4. Внесение каких-либо изменений, дополнений в решение, принятое собранием (сходом) граждан, производится в порядке, установленном уставом муниципального образования.
5. Решение, принятое собранием (сходом) граждан и находящееся исключительно в его компетенции, может быть отменено только собранием (сходом) граждан.
6. Глава муниципального образования принимает меры по реализации решений собрания (схода) граждан, а также предложений и критических замечаний, высказанных его участниками, информирует о принятых мерах население.
Статья 14. Обжалование решения собрания (схода) граждан
Решение собрания (схода) граждан может быть обжаловано в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.
Статья 15. Опубликование (обнародование) решений, принятых на собрании (сходе) граждан
Решения, принятые на собрании (сходе) граждан, доводятся до сведения населения главой муниципального образования через средства массовой информации или иными доступными способами не позднее чем в десятидневный срок со дня принятия решения.
Глава 3. Заключительные положения
Статья 16. Ответственность за нарушение настоящего Закона
Лица, нарушившие положения настоящего Закона, а также лица, препятствующие путем насилия, угроз или подкупа свободному осуществлению гражданином или группой граждан их права участвовать в собрании (сходе) граждан, привлекаются к ответственности в соответствии с действующим федеральным законодательством.
Статья 17. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования (обнародования).
Председатель Амурского областного
Совета народных депутатов |
А. Н. Белоногов |
г. Благовещенск
26 марта 1996 г.
N 73-ОЗ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Амурской области от 26 марта 1996 г. N 73-ОЗ "О собраниях (сходах) граждан в Амурской области" (Принят областным Советом народных депутатов 26 марта 1996 года)
Настоящий Закон вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования (обнародования)
Текст Закона опубликован в газете "Амурская правда" от 10 апреля 1996 г. N 91
Законом Амурской области от 8 февраля 2006 г. N 144-ОЗ настоящий Закон признан утратившим силу с 1 января 2006 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Закон Амурской области от 25 июня 2002 г. N 108-ОЗ