Решение Арбитражного суда Амурской области
от 15 марта 2002 г. N А04-93/02-1/4
Арбитражный суд Амурской области рассмотрев в судебном заседании дело по иску ЧП Шевкунова Александра Васильевича к ГУ "Отделение ПФ РФ по Ромненскому району" третье лицо: Инспекции МНС РФ по Ромненскому району, о признании незаконными действий должностных лиц ПФР, о признании недействительным решения при участии в заседании: ответчик - Абабкова Т.Д. - дов. от 13.12.01 г. 3 лицо - Руднев С.Н. дов. от 17.02.02 г., установил:
ЧП Шевкунов Александр Васильевич обратился с иском к Инспекции МНС РФ по Ромненскому району о признании недействительным Акта сверки расчетов плательщика страховых взносов Шевкунова А.В. с ПФ РФ по Ромненскому району по состоянию на 15.07.01 г. от 20.07.01 года.
В судебном заседании 07.02.02 г. представитель истца изменила исковые требования: просит признать незаконными действия работников ПФР по начислению пени в сумме 10219 руб. 00 коп.
С согласия истца произведена замена ответчика ИМНС по Ромненскому району на ГУ "Отделение ПФР РФ по г. Белогорску, ИМНС РФ по Ромненскому району привлечена в качестве третьего лица.
В судебное заседание 26.02.02 г. истцом представлены Заявления об изменении исковых требований от 18.02.02 г. и 26.02.02 г. Как пояснила в судебном заседании представитель истца, последними требованиями остаются требования от 26.02.02 г.: просит признать незаконными действия ГУ ОПФ РФ по городу Белогорску, выразившиеся в начислении ЧП Шевкунову А.В. к уплате на 15.07.2001 года пени в сумме 10219 руб. 00 коп.
В уточнениях от 6 марта 2002 года истец указывает, что по исчислению суммы недоимки у него нет возражений. По мнению истца, пеня должна быть начислена в сумме 7207 руб. 57 коп. Основанием такого начисления пени по состоянию на 15.07.01 года истец указывает тот факт, что ПФР необоснованно начислена пеня на недоимку 1998 года, что следует из расчета ПФР. Согласно же Федерального закона N 59-ФЗ, Постановления Конституционного Суда РФ от 23.12.1999 г., N 18-П, Постановления Конституционного Суда РФ от 24.02.1998 г. N 7-П, Письма ПФР от 02.07.1999 г. N ЕВ-16-25/6192 "О реализации ФЗ РФ от 30.03.1999 г. N 59ФЗ" начисление пеней за нарушение сроков уплаты страховых взносов в 1997 и 1998 годах не производится.
Кроме того, истец считает, что пеня должна начислять с 16 июля следующего за отчетным годом, а не по срокам уплаты авансовых платежей.
Истец Заявлением от 6 марта 2002 года просил рассмотреть дело без своего участия. Дело рассматривается в порядке статьи 119 АПК РФ.
Представитель ответчика ПФР считает, что пеня должна быть начислена в сумме 2332 руб. 99 коп., так как истец по патенту занимался предпринимательской деятельностью только 3 месяца, в связи с чем страховые взносы, на которые начисляется пеня, исчислены из одной четвертой суммы дохода от стоимости патента.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения сторон, суд считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В 1999 году истец перешел на уплату единого налога на вмененный налог и в соответствии с Федеральным законом "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" освобождена от уплаты страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ. Согласно поданной декларации занимался предпринимательской деятельностью 3 месяца.
20 июля 2001 года между предпринимателем и отделом Пенсионного Фонда РФ по Ромненскому району произведена сверка задолженности плательщика по взносам в Пенсионный Фонд РФ по состоянию на 15 июля 2001 года. По результатам сверки составлен акт, в котором указана задолженность предпринимателя по страховым взносам в сумме 7650 рублей и задолженность по пени в сумме 10219 рублей.
Пеня в указанном акте сверки начислена неверно, так как согласно представленных ПФР расчетов пени, начисление ее производилось за 1998 год.
Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 24 февраля 1998 г. N 7-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений" статей 1 и 5 Федерального закона от 5 февраля 1997 года "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ и в фонды обязательного медицинского страхования на 1997 год" в связи с жалобами ряда граждан и запросами судов положения пунктов "б" и "в" статьи 1 Федерального закона "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1997 год", устанавливающие для индивидуальных предпринимателей, занимающихся частной практикой нотариусов и адвокатов тариф страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в размере 28 процентов от суммы заработка (дохода), признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации.
В Постановлении указано, что положения Федерального закона от 8 января 1998 года "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1998 год", как воспроизводящие нормы Федерального закона "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1997 год", признанные настоящим Постановлением не соответствующими Конституции Российской Федерации, должны быть пересмотрены в установленном порядке.
Указанные в пункте 3 резолютивной части Постановления положения Федерального закона от 8 января 1998 года "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1998 год" по истечении шести месяцев с момента провозглашения Постановления не подлежат применению.
Определением Конституционного Суда РФ от 26 ноября 1998 г. N 1440 "О разъяснении Постановления Конституционного Суда РФ от 24 февраля 1998 года по делу о проверке конституционности отдельных положений статей 1 и 5 Федерального закона от 5 февраля 1997 года "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ и в фонды обязательного медицинского страхования на 1997 год" было разъяснено, что согласно пунктам 3 и 4 резолютивной части разъясняемого Постановления Конституционного Суда РФ индивидуальные предприниматели, занимающиеся частной практикой нотариусы, а также адвокаты обязаны были платить страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации с заработка (дохода) за 1998 год, полученного до 24 августа 1998 года, в размере 28 процентов. После установления законодателем тарифа страховых взносов на 1998 год излишне уплаченные суммы страховых взносов подлежат зачету в счет будущих платежей.
Согласно пункту 4 резолютивной части разъясняемого Постановления Конституционного Суда Российской Федерации истечение шестимесячного срока, установленного в нем, означает, что нормы, воспроизводящие неконституционные положения о тарифе страховых взносов в размере 28 процентов, после 24 августа 1998 года утрачивают свою силу, и, следовательно, уплата индивидуальными предпринимателями, занимающимися частной практикой нотариусами, а также адвокатами страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации не производится, а все суммы, добровольно уплаченные либо взысканные после этой даты, подлежат зачету в счет будущих платежей.
Однако соответствующий Федеральный закон был принят только 30 марта 1999 года. Этим Федеральным законом посредством внесения изменений и дополнений в статью 2 Федерального закона от 8 января 1998 года законодатель внес изменения в Федеральный закон от 5 февраля 1997 года, изложив в новой редакции часть первую пункта "б" статьи 1 и пункт "в" этой же статьи. Суть указанных изменений состоит в уменьшении для индивидуальных предпринимателей, занимающихся частной практикой нотариусов, а также адвокатов тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с 28 процентов до 20,6 процента.
В соответствии с частью третьей статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" утрата актом или его отдельными положениями, признанными неконституционными, юридической силы означает, что с момента начала действия решения Конституционного Суда Российской Федерации данный акт или его положения не должны применяться.
Положения Федерального закона от 8 января 1998 года о тарифе страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, взимаемых с заработка (дохода) индивидуальных предпринимателей, занимающихся частной практикой нотариусов, а также адвокатов, утратили силу после 24 августа 1998 года. Поскольку законодатель в 1998 году не осуществил необходимое правовое регулирование в отношении перечисленных категорий плательщиков, не должно было осуществляться (в том числе после принятия Федерального закона от 30 марта 1999 года) и не имеющее законных оснований взимание страховых взносов с доходов, полученных ими в период с 25 августа по 31 декабря 1998 года. Распространение на указанный период установленного Федеральным законом от 30 марта 1999 года тарифа страховых взносов в размере 20,6 процента означает противоречащее статье 57 Конституции Российской Федерации придание обратной силы закону, ухудшающему положение плательщика.
Следовательно, с индивидуальных предпринимателей страховые взносы в размере 20,6 процента заработка (дохода) за период с 25 августа по 31 декабря 1998 года не должны взиматься. Вся сумма взысканных или уплаченных добровольно за этот период страховых взносов подлежит зачету в счет будущих платежей, независимо от того, исходя из какого тарифа они начислялись.
В связи с вышеизложенным Письмом Пенсионного фонда РФ N ЕВ-1625/6192 от 02.07.1999г. "О реализации Федерального закона от 30 марта 1999 года N 59-ФЗ" разъяснено, что в силу общих принципов права и по смыслу статьи 54 Конституции Российской Федерации начисление пеней за нарушение сроков уплаты страховых взносов в 1997 и 1998 годах не производится. Начисленные суммы пеней корректируются актами камеральных проверок с указанием в них данных сумм пеней со знаком минус.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 124, 135 АПК РФ, суд решил:
Иск удовлетворить частично. Признать незаконными действия должностных лиц ГУ "ОПФ РФ по городу Белогорску", выразившиеся в начислении пени Шевкунову Александру Васильевичу в сумме 7886 руб. 00 коп. по состоянию на 15.07.01 г.
В остальной части в иске отказать.
Выдать справку на возврат госпошлины после вступления решения в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Амурской области от 15 марта 2002 г. N А04-93/02-1/4
Текст Решения официально опубликован не был