Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Областная целевая программа
"Охрана окружающей среды в Амурской области на 2003-2007 гг."
(утв. Законом Амурской области от 7 марта 2003 г. N 194-ОЗ)
(с изменениями от 6 октября 2003 г., 6 января, 3 марта, 12 октября 2004 г.)
Законом Амурской области от 12 октября 2004 г. N 360-ОЗ в Паспорт настоящей Программы внесены изменения
Законом Амурской области от 29 декабря 2003 г. N 281-ОЗ действие отдельных пунктов паспорта к настоящей программе было приостановлено на 2004 год
Паспорт
Областной целевой программы "Охрана окружающей среды в Амурской области
на 2003-2007 гг."
/-----------------------------------------------------------------------\
|Наименование |Областная целевая программа "Охрана окружающей среды |
| Программы |в Амурской области на 2003-2007 гг." |
|---------------+-------------------------------------------------------|
|Основание для |Закон Амурской области от 08.04.2002 N 99-ОЗ "Об" |
| разработки |областном целевом бюджетном экологическом фонде", |
| программы |Постановление Главы Администрации области от 28.01.2003|
| |N 50 "Об утверждении Порядков финансирования областных |
| |целевых программ на 2003 год: "Охрана окружающей среды |
| |в Амурской области на 2003-2007 гг."; "Развитие |
| |минерально-сырьевой базы Амурской области на период с |
| |2003 по 2005 годы"; "Восстановление и охрана водных |
| |объектов Амурской области на 2003-2007 годы"; |
|---------------+-------------------------------------------------------|
|Государственный|Департамент по природопользованию и горнодобывающему |
|заказчик |комплексу Администрации области, департамент |
|программы |образования Администрации области, управление культуры |
| |Администрации области |
|---------------+-------------------------------------------------------|
|Разработчик |Департамент по природопользованию и горнодобывающему |
|программы |комплексу Администрации области |
|---------------+-------------------------------------------------------|
|Руководитель |Департамент по природопользованию и горнодобывающему |
|программы |комплексу Администрации области |
|---------------+-------------------------------------------------------|
|Цели и задачи |Осуществление мероприятий по снижению негативного |
|программы |воздействия на окружающую среду. |
| |Финансирование мероприятий, обеспечивающих сохранение |
| |благоприятной окружающей среды, биологического |
| |разнообразия и природных ресурсов области |
|---------------+-------------------------------------------------------|
|Сроки |2003-2007 гг. |
|реализации | |
|программы | |
|---------------+-------------------------------------------------------|
|Исполнители |Департамент по природопользованию и горнодобывающему |
|основных |комплексу Администрации области, администрации |
|мероприятий |районов и городов области, главное управление природных|
|программы |ресурсов и охраны окружающей среды Министерства |
| |природных ресурсов Российской Федерации по Амурской |
| |области, учреждения департамента образования |
| |Администрации области, управление по охране, контролю |
| |и регулированию использования охотничьих животных |
| |области, открытое акционерное общество "Амурский |
| |рыбокомбинат", администрации государственных |
| |природных заповедников, Амурский центр по |
| |гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, |
| |государственное учреждение "Центр по выполнению работ |
| |и оказанию услуг природоохранного значения" |
|---------------+-------------------------------------------------------|
|Источники |Средства областного бюджета в сумме 84374,0 тыс. руб., |
|объемы |в том числе: |
|финансирования |2003 г. - 9658,0 тыс. руб.; |
| |2004 г. - 20000,0 тыс. руб.; |
| |2005 г. - 15316,0 тыс. руб.; |
| |2006 г. - 18075,0 тыс. руб.; |
| |2007 г. - 21325,0 тыс. руб. |
|---------------+-------------------------------------------------------|
|Контроль за |Департамент по природопользованию и горнодобывающему |
|исполнением |комплексу Администрации области, финансовый |
|программы |департамент Администрации области, |
| |контрольно-ревизионное управление Министерства |
| |финансов Российской Федерации по Амурской области, |
| |контрольно-счетная палата области |
\-----------------------------------------------------------------------/
Цели и сроки исполнения Программы
Целями исполнения программных мероприятий являются:
1) снижение негативного воздействия на окружающую среду;
2) финансирование мероприятий, обеспечивающих сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов области.
Мероприятия реализуются с 2003 г. по 2007 г.
Перечень программных мероприятий
Мероприятия, принятые программой к финансированию, сгруппированы по следующим направлениям:
долевое участие в разработке и реализации целевых программ и проектов, направленных на сохранение окружающей среды и обеспечение экологической безопасности населения;
долевое участие в проектировании, строительстве и реконструкции природоохранных объектов;
осуществление мероприятий, предупреждающих и компенсирующих последствия нарушений природоохранного законодательства на территории области, в случае невозможности установления нарушителей;
осуществление мероприятий по обеспечению экологической безопасности населения, природных объектов и экосистем;
осуществление мер по восстановлению и воспроизводству природных ресурсов, понесших урон в результате загрязнения природной среды, в том числе в результате стихийных бедствий;
разработка и внедрение наилучших технологий в сфере охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
развитие экологического образования и просвещения, пропаганды экологических знаний;
создание и совершенствование систем государственного мониторинга окружающей среды, проведение работ по учету, оценке и инвентаризации природных объектов и ресурсов;
поддержка программ и мероприятий по развитию системы особо охраняемых природных территорий, поддержка особо охраняемых природных территорий;
поддержка мероприятий по охране редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов;
обеспечение выполнения программ и отдельных мероприятий по государственному, производственному, муниципальному и общественному экологическому контролю;
осуществление международного и межрегионального сотрудничества в сфере охраны окружающей среды;
поддержка предпринимательской деятельности, осуществляемой в целях охраны окружающей среды и рационального природопользования, развития экологического страхования, экологической стандартизации, экологической сертификации и экологического аудита;
осуществление иных природоохранных мероприятий.
Приоритетными направлениями в программных мероприятиях являются:
долевое участие в разработке и реализации целевых программ и проектов, направленных на сохранение окружающей среды и обеспечение экологической безопасности населения;
долевое участие в проектировании, строительстве и реконструкции природоохранных объектов;
осуществление мероприятий по обеспечению экологической безопасности населения, природных объектов и экосистем;
осуществление мер по восстановлению и воспроизводству природных ресурсов, понесших урон в результате загрязнения природной среды, в том числе в результате стихийных бедствий;
создание и совершенствование систем государственного мониторинга окружающей среды, проведение работ по учету, оценке и инвентаризации природных объектов и ресурсов;
поддержка программ и мероприятий по развитию системы особо охраняемых природных территорий, поддержка существующих особо охраняемых природных территорий;
обеспечение выполнения программ и отдельных мероприятий по государственному, производственному, муниципальному и общественному экологическому контролю.
Анализ состояния окружающей среды
Состояние окружающей среды и экологические проблемы области связаны прежде всего с деятельностью традиционно составляющих базу экономики ресурсных производств: открытой добычей россыпного золота и бурого угля, лесозаготовками, развитием гидроэнергетики, промышленным и сельскохозяйственным освоением Зейско-Бурейской равнины, неудовлетворительным состоянием природоохранной работы на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства и военных объектах.
Большой спад промышленного и сельскохозяйственного производства привел к незначительному снижению уровня загрязненности атмосферного воздуха. Если в 1997 г. пробы атмосферного воздуха с превышением предельно допустимой концентрации составили 10,28%, то в 2001 г. - 9,9%. В то же время наблюдается существенное увеличение количества выбросов от автомобильного транспорта. Затраты предприятий на установку газоочистного оборудования каждый год снижаются. Уровень очистки от вредных веществ выбросов в атмосферный воздух из стационарных источников не превышает 70%.
Остается высоким уровень загрязнения водных объектов неочищенными сточными водами. Несмотря на снижение водопользования, из-за отсутствия очистных сооружений в населенных пунктах либо из-за их неудовлетворительной работы наблюдается повышенное загрязнение рек Зеи, Томи, Бурей, Тынды, Кивды, которые отнесены к категориям "загрязненные" и "грязные".
В связи со спадом производства существенно изменились количество и состав сточных вод. В 1997 г. сброшено в водоемы 122,98 млн. куб. м, в 2001 г. - 116,8 млн. куб. м. Без очистки сброшено в 1997 г. - 21,4 млн. куб. м, в 2001 г. - 5,41 млн. куб. м. Качественный состав сточных вод характеризуется высоким содержанием взвешенных веществ, нефтепродуктов, фосфатов, тяжелых металлов, азотсодержащих соединений.
Неблагополучное состояние водных объектов является одной из основных причин резкого снижения рыбных запасов. За последние 10 лет запасы промысловых рыб в водоемах области сократились в 50 раз, улов - в 20 раз.
Вопросы утилизации, размещения и переработки отходов являются серьезной экологической проблемой для области. В области скопилось до 14,5 млн. тонн различных отходов. Отсутствие полигона для захоронения токсичных промышленных отходов первого-второго классов опасности, мусороперерабатывающих предприятий с каждым годом обостряет проблему их утилизации.
Токсичные промышленные отходы складируются на территориях производственных предприятий, отсутствует их точный учет, возможно поступление их на обычные полигоны для захоронения твердых бытовых отходов. Многие виды отходов, в частности древесные, горной промышленности, золошлаковые от ТЭЦ и ГРЭС, не находят применения как вторичные ресурсы.
Серьезной проблемой остаются вопросы захоронения ядохимикатов, пришедших в негодность, с истекшими сроками хранения. Всего на территории области на складах хозяйств различных форм собственности хранятся около 500 тонн (по экспертным оценкам - до 700 тонн) ядохимикатов, не пригодных к использованию, из них более 25 тонн ртутьсодержащих соединений. При этом число складов, соответствующих санитарным правилам, за последние пять лет сократилось со 168 до 123, из них только 41 склад является типовым.
С каждым годом проблема захоронения не пригодных к использованию ядохимикатов принимает все более острый характер ввиду разрушения тары, в которой они хранятся, крайне неудовлетворительного санитарно-технического состояния складских помещений, их доступности для посторонних лиц.
Единственным местом захоронения ядохимикатов в области является Шумиловский полигон в Михайловском районе, который функционировал с 1975 по 1995 г. В настоящее время необходимо строительство второй очереди полигона в границах ранее отведенного участка с проведением дополнительных инженерно-геологических изысканий.
Длительное применение (более 30 лет) в сельскохозяйственном производстве ртутьсодержащих ядохимикатов (гранозан, агронал и другие) привело к загрязнению ртутью почв центральных и южных районов области. Особую опасность представляют места хранения минеральных удобрений, ядохимикатов и пункты протравливания семян. В настоящее время около 50 % пашни оказались загрязненными соединениями органической ртути.
Крайне актуальна для области проблема ртутного загрязнения селитебных территорий северных районов, мест традиционной золотодобычи, особенно в Тындинском, Зейском, Селемджинском, Сковородинском и ряде других районов. Добыча драгоценного металла в этих районах ведется уже более 130 , лет, извлечение золота проводилось путем амальгации до 1990 года, за это время в окружающую природную среду северных районов внесено значительное количество свободной и связанной ртути. Это было подтверждено рекогносцировочными исследованиями, проведенными в районе старейшего в области Соловьевского прииска в Тындинском районе сотрудниками государственной природоохранной службы и Амурского комплексного научно-исследовательского института Амурского научного центра Дальневосточного отделения Российской академии наук. Положение усугубляется тем, что аномально загрязненные ртутью и сопутствующими тяжелыми металлами участки до сих пор не локализованы, доступ местного населения к ним свободный, на них продолжается хозяйственная деятельность.
Многолетнее использование ртути в золотодобыче привело к непониманию органами местного самоуправления, руководителями золотодобывающих предприятий и местными жителями чрезвычайной опасности "ртутной проблемы". Необходимо создать эффективную систему учета всех видов производств с использованием ртути, контроля за ее использованием, утилизацией и захоронением, выявить наиболее опасные для населения очаги ртутного загрязнения, провести их локализацию, в рамках социально-гигиенического мониторинга продолжить комплексные медицинские исследования по изучению воздействия ртутного загрязнения на здоровье населения. Требуется решение ряда вопросов по лицензированию и правовому обеспечению работ с применением ртути с целью создания экономических стимулов для проведения комплекса работ по реабилитации загрязненных ртутью территорий.
Проблема ртутного загрязнения усугубляется отсутствием на территории области завода по переработке пришедших в негодность ртутных ламп. в конечном итоге попадающих на полигоны для твердых бытовых отходов населенных пунктов области.
В связи с реформированием и передислокацией в последние годы войсковых частей территории, оставляемые ими, представляют собой очаги экологической опасности для населения области. Как правило, после ухода войсковых частей не проводится рекультивация земельных участков, оставляемые войсками территории загрязнены химическими веществами, нефтепродуктами, хозяйственно-бытовыми отходами и металлоломом.
Определенную угрозу окружающей среде не только области, но и сопредельных с ней территорий создает космодром "Свободный". При проведении запусков в процессе сгорания топлива в поверхностные слои атмосферы выбрасывается несколько тонн химических соединений, наибольшую опасность из которых представляют хлористый водород, двуокись азота, конденсированные частицы окиси алюминия. Существует угроза взрыва при аварийном падении ракет-носителей, а также химического загрязнения окружающей среды компонентами ракетного топлива при аварийных и нештатных ситуациях.
Амурская область относится к многолесным территориям, ее лесистость составляет 64%. Леса Приамурья по своему богатству и разнообразию являются уникальными и имеют большое экологическое, сырьевое, экономическое и социальное значение. Лесные ресурсы являются одним из главных природных богатств области. За последние 35 лет в процессе лесозаготовок вырублено более 150 млн. куб. м древесины. От лесных пожаров и других неблагоприятных воздействий потери запасов спелых насаждений составили более 287 млн. куб. м. За этот период запас спелых и перестойных насаждений уменьшился на 32%. Текущий прирост насаждений не смог перекрыть потери запаса от рубок и пожаров. На территории области имеются более 1,5 млн. га не - покрытых лесом земель, нуждающихся в лесовосстановлении, из них вырубки и горельники прошлых лет составляют более 1,0 млн. га. К ним ежегодно добавляются текущие вырубки, площади, пройденные пожарами (до 100 тыс. га). Дальнейшее использование в области лесов и ведение лесного хозяйства в них невозможны без повышения продуктивности лесов.
Одним из приоритетных направлений в решении экологических, экономических и социальных задач являются формирование сети особо охраняемых природных территорий, расширение площадей имеющихся особо охраняемых природных территорий и создание новых. Остаются проблемными, требующими внимания вопросы защиты особо охраняемых природных территорий, воспроизводства животного и растительного мира.
Образовательные учреждения области продолжают развивать систему непрерывного экологического образования. Вместе с тем экологическое образование не охватывает все население. Преподаватели экологии по-прежнему испытывают потребность в методических пособиях и оборудовании. Особое внимание следует уделить формированию мировоззрения людей, которое базируется на любви к природе, осознании своей неотделимости от нее, и воспитанию разумных потребностей.
Экономические показатели Программы
На данный момент не представляется возможным вывести количественные критерии и показатели оценки результативности программы, так как это требует проведения специальных исследований.
Программные мероприятия финансируются из средств областного бюджета.
Распределение средств по направлениям устанавливается ежегодно законом области об областном бюджете на очередной финансовый год на основании настоящей программы.
Распределение расходов по годам приведено в Приложении N 1.
Законом Амурской области от 3 марта 2004 г. N 309-ОЗ в абзац пятый главы "Экономические показатели программы" настоящей Программы внесены изменения
Природоохранные мероприятия на 2003 г. приведены в Приложении N 2, на 2004 г. - в Приложении N 3;
Экономические регуляторы программы не предусматриваются.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.