Закон Амурской области
от 7 марта 2003 г. N 191-ОЗ
"Об областной целевой программе "Поддержка общественных инициатив на
2003-2005 гг."
30 декабря 2002 г., 29 декабря 2003 г., 28 декабря 2004 г.
Принят областным Советом народных депутатов 20 февраля 2003 года
См. Постановление Амурского областного Совета народных депутатов от 20 февраля 2003 г. N 24/115 "О Законе Амурской области "Об областной целевой программе "Поддержка общественных инициатив на 2003-2005 гг."
Глава администрации
Амурской области |
Л.В. Коротков |
г. Благовещенск
7 марта 2003 г.
N 191-ОЗ
Областная целевая программа
"Поддержка общественных инициатив на 2003-2005 гг."
(утв. Законом Амурской области от 7 марта 2003 г. N 191-ОЗ)
30 декабря 2002 г., 29 декабря 2003 г., 28 декабря 2004 г.
Законом Амурской области от 28 декабря 2004 г. N 398-ОЗ действие отдельных пунктов паспорта настоящей Программы было приостановлено на 2005 год
Законом Амурской области от 29 декабря 2003 г. N 281-ОЗ действие отдельных пунктов паспорта настоящей программы было приостановлено на 2004 год
Законом Амурской области от 30 декабря 2002 г. N 169-ОЗ действие отдельных пунктов паспорта настоящей программы было приостановлено на 2003 год
Паспорт областной целевой программы
"Поддержка общественных инициатив на 2003-2005 гг."
/-----------------------------------------------------------------\
|Наименование |Областная целевая программа "Поддержка |
|программы |общественных инициатив на 2003-2005 гг." |
|-----------------+-----------------------------------------------|
|Основание для |Распоряжение главы Администрации области |
|разработки |от 12 ноября 2002 г. N 999-р |
|программы | |
|-----------------+-----------------------------------------------|
|Государственный |Администрация области |
|заказчик | |
|программы | |
|-----------------+-----------------------------------------------|
|Основной |Аппарат главы Администрации области (управление|
|разработчик |общественных связей) |
|программы | |
|-----------------+-----------------------------------------------|
|Цель программы |1. Создание механизма развития социального |
| |партнерства Администрации области, областного |
| |Совета народных депутатов с некоммерческим |
| |сектором для усиления процесса демократизации |
| |власти, установления и развития институтов |
| |гражданского общества. |
| |2. Формирование системы государственной |
| |поддержки инициатив общественных объединений и |
| |некоммерческих организаций для решения наиболее|
| |актуальных социально значимых задач, стоящих |
| |перед областью |
|-----------------+-----------------------------------------------|
|Задачи программы |1. Проанализировать состояние общественной |
| |активности различных форм самоорганизации |
| |граждан, их участия в демократических формах |
| |управления и уровень доверия к органам власти. |
| |2. Создать систему государственной поддержки на|
| |конкурсной основе общественных объединений и |
| |некоммерческих организаций для активизации |
| |творчества жителей области, широкого |
| |использования интеллектуального, научного, |
| |культурного потенциала амурчан. |
| |3. Определить условия привлечения социальных |
| |инвестиций из различных источников (бюджет, |
| |бизнес, общественный сектор) не только Амурской|
| |области, но и других российских регионов и |
| |зарубежных фондов для поддержки актуальных |
| |проектов и программ социальной направленности. |
| |4. Оценить эффективность использования средств,|
| |направленных на решение социальных проблем, и |
| |конечные результаты программы, выполненной в |
| |условиях ограниченных финансовых ресурсов |
|-----------------+-----------------------------------------------|
|Исполнители |Аппарат главы Администрации области (управление|
|программы |общественных связей); |
| |комитет экономики Администрации области; |
| |комитет по образованию Администрации области; |
| |комитет по здравоохранению Администрации |
| |области; |
| |комитет по культуре Администрации области; |
| |комитет по физической культуре и спорту |
| |Администрации области; |
| |комитет по архитектуре и строительству |
| |Администрации области; |
| |управление социальной защиты населения |
| |Администрации области; |
| |общественные объединения, некоммерческие |
| |организации и отдельные граждане |
|-----------------+-----------------------------------------------|
|Сроки реализации | |
|программы |2003-2005 годы |
|-----------------+-----------------------------------------------|
|Перечень |Организационно-правовое обеспечение поддержки|
|приоритетных |общественных инициатив; |
|направлений |выявление тенденций и противоречий в развитии |
| |общественного самоуправления и межсекторного |
| |взаимодействия; |
| |развитие социального партнерства для |
| |совершенствования деятельности государственных |
| |и общественных институтов в экономической, |
| |социальной, духовной сферах; |
| |пропаганда в средствах массовой информации |
| |развития общественных инициатив, социального |
| |партнерства и межсекторного взаимодействия |
| |(государства, бизнеса и общественного сектора) |
| |на территории области; |
| |поддержка партнерских проектов и программ |
| |общественных объединений для консолидации и |
| |координации их действий по повышению |
| |эффективности взаимодействия; |
| |поддержка проектов и программ по актуальным |
| |проблемам молодежи для развития талантов, |
| |духовно-нравственного и патриотического |
| |воспитания, создания условий успешной |
| |социальной адаптации, системы отдыха, а |
| |также для обеспечения деятельности |
| |молодежных и детских организаций и клубов; |
| |формирование условий для гражданского |
| |становления, духовно-нравственного и |
| |патриотического воспитания граждан; |
| |поддержка талантливой молодежи; |
| |создание условий для успешной социальной |
| |адаптации молодежи; |
| |развитие системы детского и молодежного отдыха;|
| |поддержка деятельности молодежных и детских |
| |общественных объединений |
|-----------------+-----------------------------------------------|
|Объемы и |Финансирование программы осуществляется из |
|источники |областного бюджета (всего 18992 тыс. рублей). |
|финансирования |Общий объем финансовых средств, необходимых для|
| |реализации программы, составляет 18992 тыс. |
| |рублей, том числе на поддержку молодежных |
| |инициатив 17540 тыс. рублей, на социальную |
| |адаптацию и поддержку инициатив общественных |
| |объединений различной направленности 1452 |
| |тыс. рублей |
|-----------------+-----------------------------------------------|
|Ожидаемые |Значительное расширение социальной базы |
|результаты |демократических реформ за счет преодоления |
|реализации |социального иждивенчества, включение десятков |
|программы |тысяч граждан в процессы модернизации общества |
| |в качестве основного субъекта преобразований, |
| |повышение востребованности наиболее активных, |
| |образованных и патриотичных граждан. |
| |Существенное расширение возможностей выраба- |
| |тывать конкретные программы управленческих |
| |решений за счет использования интеллектуального|
| |потенциала гражданского сектора. |
| |Создание моделей социального партнерства |
| |государственных структур и некоммерческого |
| |сектора для существенного уменьшения социальной|
| |напряженности, роста стабильности, укрепления |
| |атмосферы доверия граждан к власти. |
| |Укрепление верховенства закона, создание |
| |условие повышения прозрачности в использо- |
| |вании финансовых средств, исполнении бюджета. |
| |Внедрение механизма общественного контроля и |
| |специализированного механизма взаимодействия |
| |граждан и власти, укрепление взаимоотношений |
| |органов власти и некоммерческого сектора. |
| |Значительное расширение возможностей привлече- |
| |ния внебюджетных средств в социальную сферу за |
| |счет внедрения конкретных конкурсных механизмов|
| |бюджетного финансирования социальных проектов и|
| |программ среди организаций различных форм |
| |собственности |
|-----------------+-----------------------------------------------|
|Организация |Государственный заказчик и областной Совет |
|текущего контроля|народных депутатов осуществляют текущий |
|за исполнением |контроль за реализацией программы |
|программы | |
\-----------------------------------------------------------------/
I. Введение
Настоящая программа разработана в целях создания механизма государственной поддержки общественных инициатив общественных объединений, некоммерческих организаций, действующих на территории области.
Под общественной инициативой понимается почин (начинание) общественных объединений, некоммерческих организаций, способных к самостоятельным активным действиям в реализации социально значимых программ (договоров). Инициатива выражается в форме общественно значимой и социально важной программы, проекта, способствующих улучшению качества жизни населения области.
Финансирование инициатив может осуществляться в следующих видах:
- финансирование социально значимых программ и проектов по заявкам на конкурсной основе;
- заключение договоров между администрацией области, общественными и некоммерческими организациями и отдельными гражданами.
II. Содержание проблемы
Действенным способом реализации общественных инициатив населения является объединение людей в негосударственные некоммерческие организации. Созданные в области некоммерческие организации можно разделить на следующие типы:
- организации взаимопомощи;
- организации клубного типа;
- благотворительные организации;
- организации экономической направленности;
- правозащитные организации;
- инфраструктурные организации.
В настоящее время некоммерческие организации прошли путь от единичных проявлений общественных инициатив до массового общественного явления.
Однако некоммерческие организации зачастую рассматриваются в социальной сфере в качестве подмастерья. Их ресурсы в формировании гражданского общества, в кристаллизации новых идей общественного развития, в степени социальной напряженности, в разработке новых социальных технологий, в постановке и решении общественных проблем, в защите прав граждан и развитии правового государства недооцениваются. Следствием этой недооценки является отсутствие последовательной политики, направленной на всестороннюю поддержку и поощрение общественных инициатив и на использование их потенциала в модернизации и развитии области.
Общественные инициативы являются социальным капиталом, без которого невозможно эффективное развитие общества и демократического государства. В ходе смены социально-экономических формаций, когда необходимо принимать нетривиальные решения и апробировать различные варианты политических действий, общественные структуры являются эффективными проводниками связи от населения к власти.
Общественные инициативы могут создать основания для развития правового государства, соблюдения законности, защиты прав человека и предотвращения коррупции, способствуют развитию рынка труда и повышению трудовой мобильности населения.
Наиболее развитой сферой проявления эффективности общественных инициатив может стать социальная сфера, где государственный сектор экономики ввиду ограниченности бюджета не успевает реагировать на вызовы времени (беженцы, СПИД, домашнее насилие, наркомания, бездомность, подростковая преступность и безнадзорность, проблемы пожилых людей, безработица).
Параметры настоящей программы определены исходя из реально сложившейся в молодежной среде и сфере осуществления молодежной политики ситуации. В настоящее время на территории области проживают около 250 тысяч человек в возрасте от 14 до 30 лет. Доля молодежи в общем составе населения области соответствует общероссийским показателям и составляет 20-25% от числа всех жителей области. Доля трудоспособной молодежи в возрасте от 16 до 29 лет превышает 35% от всего трудоспособного населения. Но демографические показатели последнего десятилетия негативны.
Реализация мер государственной молодежной политики осуществляется в условиях продолжающегося социального расслоения в молодежной среде, утраты равных возможностей на получение образовательных, медицинских, социально-бытовых и других социальных услуг. Продолжается ослабление здоровья подростков и молодежи. Тревожной остается статистика подростковой преступности. Не прекращается распространение наркомами и алкоголизма среди подростков и молодежи.
Общее ухудшение положения молодежи, выраженное в отрицательных демографических, физиологических и социальных показателях, создает у молодого человека духовную неустроенность и психологический дискомфорт. В настоящее время в значительной мере обесценены такие качества личности, как ответственность, чувство долга, гражданственность, патриотизм, гуманизм, призванные интегрировать все типы человеческих общностей от семьи до государства, нации.
III. Система программных мероприятий
1. Правовое обеспечение программы
Для правового обеспечения необходимо изучить и систематизировать федеральное и областное законодательство в этой сфере, а именно:
- проанализировать практику применения ныне действующих законов;
- определить приоритеты в законотворческой деятельности;
- использовать отечественный опыт, отвечающий условиям и специфике области.
Мероприятие | Органы власти, управления, ответственные за реализацию |
Период реали- зации |
Разработать и внести в областной Совет народных депутатов проекты законов области: "О государственном социальном заказе в Амурской области"; "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях в Амурской области" |
Аппарат главы Администрации области (управление общественных связей); Глава Администрации области |
2003 г. 2004- 2005 гг. |
Подготовить и принять постановления главы Администрации области: "О конкурсе программ (проектов) общественных и некоммерческих организаций Амурской области в 2003-2005 гг." "Об открытом конкурсе средств массовой информации" (получение заказа на информационную поддержку социальных целевых программ) |
Глава Администрации области |
2003 г. 2003 г. |
Включить информацию о некоммерчес- ком секторе в программы обучения государственных и муниципальных служащих |
Аппарат главы Администрации области (управление государственной и муниципальной службы) |
2003 г. |
Разместить информацию об общественных (гражданских) инициативах, о деятельности некоммерческих объединений в средствах массовой информации |
Аппарат главы Администрации области (управление общественных связей) |
2003- 2005 гг. |
Провести в государственных средствах массовой информации медиа-кампании, способствующие продвижению общественных инициатив |
Аппарат главы Администрации области (управление общественных связей) |
2003- 2005 гг. |
2. Научно-исследовательская деятельность
В сфере научно-исследовательской деятельности предполагаются:
- разработка стратегии научных исследований по выявлению тенденций и противоречий в развитии общественного самоуправления и межсекторного взаимодействия;
- изучение состояния и уровня общественной активности, разработка прогнозов опережающих обоснований будущих событий и процессов в зависимости от внутренних и внешних условий в сфере взаимодействия государственных и общественных органов и определение необходимых действий и рекомендаций по позитивной их направленности;
- проведение мониторинговых исследований процессов формирования гражданского общества, выявление динамики развития общественных связей с целью корректировки и устранения негативных явлений;
- анализ, обобщение и использование в практике наиболее ценного опыта инициативного решения группами населения социально значимых вопросов.
3. Экономическая деятельность
В экономической деятельности предполагаются:
- вовлечение общественности в разработку и выполнение программ социально-экономического развития области;
- стимулирование инициатив общественности в разработке программ экономического роста, научных проектов, форм малого предпринимательства и других перспективных предложений и их использование;
- поддержка общественных объединений (союзов и ассоциаций производителей, предпринимателей, потребителей и т.д.), содействующих развитию отечественного производства, производственным структурам с различными формами собственности;
- организация работы по экономическому информированию и обучению населения, что должно служить повышению его деловой активности и предприимчивости;
- создание условий для реализации коммерческой инициативы общественных объединений с целью самофинансирования и умножения общего материального блага.
4. Социальная деятельность
В социальной деятельности предполагаются:
- участие общественных объединений в разработке и реализации социальной политики области;
- совершенствование механизмов воздействия объединений граждан на проведение в жизнь принципа социальной справедливости, на укрепление структур защиты социальных интересов и прав различных слоев и групп населения;
- привлечение общественности к решению проблем занятости, обучения и переподготовки работников, всесторонняя помощь лицам с пониженной конкурентоспособностью на рынке труда (молодежь, женщины, национальные меньшинства, граждане пенсионного возраста, инвалиды и др.);
- сбережение духовного наследия, развитие национальной культуры, отечественной истории и традиций;
- обеспечение равных прав и равных возможностей для различных социальных классов, слоев, групп, профессиональных объединений, религиозных конфессий, поддержание атмосферы взаимопонимания и доверия;
- повышение роли общественности в формировании среднего класса как основы экономического процветания, политической стабильности общества и благополучия граждан;
- участие общественности в достижении социального партнерства в законотворчестве по определению принципов взаимоотношений между органами власти, работодателями и работниками, взаимодействие с профсоюзами и другими общественно-профессиональными структурами, обеспечивающими на деле соблюдение правовых норм;
- поощрение благотворительности, активное участие общественности в проведении благотворительных акций, в мобилизации финансовых и материальных средств, в моральной помощи для поддержки нуждающихся.
5. Деятельность в духовной сфере
В духовной сфере предполагаются:
- совместные действия властных структур и объединений граждан для сплочения амурчан вокруг общенациональной идеи возрождения России, выхода ее на новые исторические рубежи;
- возрождение российской народной духовности, преемственности поколений, уважения к труду и человеку труда, чести и достоинства личности;
- внедрение цивилизованных форм рыночных отношений, честной конкуренции, созидательной предприимчивости, утверждение социальной солидарности, обеспечение личного вклада каждого в экономическое благополучие и общее благо области;
- установление тесных контактов общественных организаций с армией, погранвойсками, милицией;
- тесное взаимодействие органов власти с творческими союзами, общественными структурами радио, телевидения, кинопроката, книгоиздательства, театрального искусства, шоу-бизнеса, библиотечного обслуживания, с этнокультурными объединениями в целях широкого привлечения граждан к духовным ценностям, пропаганды высоких нравственных норм жизни;
- развитие культурных связей с российскими регионами, зарубежными партнерами.
6. Организация и механизмы взаимодействия исполнительных органов
государственной власти, общественных и некоммерческих организаций
В целях организации взаимодействия исполнительных органов государственной власти, общественных и некоммерческих организаций предполагаются:
- формирование и внедрение моделей социального партнерства;
- создание инфраструктуры взаимодействия исполнительных органов государственной власти области, органов местного самоуправления с некоммерческими организациями, религиозными объединениями, политическими партиями;
- привлечение к работе в структурах представительного и исполнительного органов государственной власти области, а также органов местного самоуправления граждан, входящих в разного рода объединения, в качестве советников, консультантов, разработчиков отдельных проектов, исполнителей конкретных заданий и т.д.
7. Соблюдение принципов социального партнерства
Для соблюдения принципов социального партнерства предполагаются:
- расширение функций взаимодействия общественных организаций как связующего звена между органами власти и гражданским обществом;
- предоставление гражданам возможностей для реализации своих прав, а также для соблюдения социальных, профессиональных, культурных, спортивных и других интересов;
- осуществление общественного контроля за деятельностью органов государственной власти.
8. Повышение эффективности взаимодействия органов государственной
власти с общественностью
В рамках реализации программы планируется:
- проводить мероприятия в поддержку деятельности профсоюзных, детских, молодежных, студенческих, женских, профессиональных, экологических организаций, объединений ветеранов, пенсионеров, инвалидов, работников науки, культуры, образования, здравоохранения, этнокультурных и иных формирований, спортивных, историко-краеведческих и других клубов;
- обратить особое внимание на проведение "круглых столов", конференций, семинаров, конкурсов, смотров, а также на использование грантов, социальных заказов на разработку проектов и программ развития области, города, района, поселка, села;
- совершенствовать систему взаимодействия межрегиональных ветеранских организаций, обмена опытом по защите прав и интересов этой категории граждан, по активизации их участия в героико-патриотическом воспитании молодежи;
- консолидировать усилия общественных организаций области для достойной встречи 60-й годовщины победы в Великой Отечественной войне, действенной помощи ветеранам войны и труда;
- возобновить работу народных дружин как форму общественной поддержки органов правопорядка;
- совершенствовать деятельность областных общественных детских организаций для создания общеобластного детского движения, объединяющего пионерские, скаутские, экологические, гражданско-патриотические и другие организации и объединения, на базе детской организации "Амурчата";
- обеспечить подготовку кадров для руководства детским движением;
- поднять на более высокий уровень проведение совместно с органами местного самоуправления мероприятий, связанных со знаменательными событиями, памятными датами, широкомасштабными акциями, проведение в областном центре областных ярмарок, фестивалей, смотров народных талантов;
- совершенствовать установление дружеских деловых связей с государственными органами, общественными организациями субъектов Российской Федерации, в частности Дальневосточного федерального округа, других стран, прежде всего с объединениями русских и русскоязычных граждан в сфере экономики, науки, культуры, образования.
IV. Механизм реализации программы
Организация, координация и контроль за выполнением работ по реализации программы осуществляются аппаратом главы администрации области (управление общественных связей) при взаимодействии с общественным сектором.
В установленном порядке управление общественных связей аппарата главы администрации области вносит главе администрации области предложения по уточнению мероприятий программы с учетом социально-экономической ситуации, обеспечивает контроль за целевым использованием средств, выделенных на программные мероприятия в рамках поддержки общественных инициатив.
Решение о финансировании из областного бюджета конкретных программ, проектов, договоров принимается исходя из приоритетов и преимущественно на конкурсной основе. Финансирование мероприятий в городах (районах) области также производится по итогам конкурсного отбора при условии финансового участия бюджета соответствующей территории. Для наиболее полного рассмотрения конкурсных проектов управление общественных связей аппарата главы администрации области вправе создавать экспертные советы из специалистов государственных органов и учреждений, учебных заведений, общественных организаций, рекомендации которых учитываются при решении вопроса о поддержке программ, проектов и мероприятий.
В 2003 году приоритетным направлением в сфере поддержки инициатив общественных объединений различной направленности является поддержка программ и проектов Амурской областной организации Российского общества Красного Креста, областного совета ветеранов войны и труда, Амурского отделения Российского фонда мира, ветеранских организаций области, Амурского отделения Российского детского фонда, областной общественной организации инвалидов, областного общества глухих, областного общества слепых, молодежных инициатив (приложение). Работа администрации области с данными общественными организациями в 2003 году будет организована по проектам и договорам, направленным на оказание услуг наименее социально защищенным слоям населения, на решение актуальных социальных проблем общества.
В 2004-2005 годах работа администрации области с общественными объединениями и некоммерческими организациями будет проводиться на конкурсной основе поддержки социально значимых программ и проектов. Средства из бюджета будут предоставляться на конкурсной основе преимущественно тем организациям, которые предусматривают вложение в проект собственных средств.
Законом Амурской области от 28 декабря 2004 г. N 398-ОЗ действие отдельных пунктов раздела V настоящей Программы было приостановлено на 2005 год
Законом Амурской области от 29 декабря 2003 г. N 281-ОЗ действие отдельных пунктов раздела V настоящей программы было приостановлено на 2004 год
Законом Амурской области от 30 декабря 2002 г. N 169-ОЗ действие отдельных пунктов раздела V настоящей программы было приостановлено на 2003 год
V. Финансовое обеспечение программы
Финансирование программы осуществляется из областного бюджета (18992 тысячи рублей).
Общий объем финансовых средств, необходимых для реализации программы, составляет 18992 тысячи рублей, в том числе на поддержку молодежных инициатив 17540 тысяч рублей, на поддержку инициатив общественных объединений различной направленности 1452 тысячи рублей.
/-------------------------------------------------\
| Годы | Всего | Поддержка |Поддержка |
| | (тысяч | общественных |молодежных |
| | рублей) | инициатив |инициатив |
| | |(тысяч рублей) |(тысяч рублей)|
|--------+---------+---------------+--------------|
| 2003 | 5471 | 431 | 5040 |
|--------+---------+---------------+--------------|
| 2004 | 6457 | 482 | 5975 |
|--------+---------+---------------+--------------|
| 2005 | 7064 | 539 | 6525 |
\-------------------------------------------------/
Требуемые расходы областного бюджета - 18992 тысячи рублей, в том числе:
2003 г. - 5471 тысяча рублей;
2004 г. - 6457 тысяч рублей;
2005 г. - 7064 тысячи рублей.
Из общей суммы средств областного бюджета средства, выделяемые на реализацию молодежной политики, составляют 7547 тысяч рублей, в том числе:
2003 г. - 2520 тысяч рублей;
2004 г. - 2534 тысячи рублей;
2005 г. - 2493 тысячи рублей.
VI. Ожидаемые результаты реализации программы
В результате осуществления программных мероприятий ожидаются:
1) значительное расширение социальной базы демократических реформ за счет преодоления социального иждивенчества, включение граждан в процессы модернизации области в качестве основного субъекта преобразований, повышение востребованности наиболее активных, образованных и патриотичных граждан;
2) существенное расширение возможностей вырабатывать конкретные программы управленческих решений за счет использования интеллектуального потенциала гражданского сектора;
3) создание моделей социального партнерства государственных структур и некоммерческого сектора для существенного уменьшения социальной напряженности, устойчивого роста стабильности, укрепления атмосферы доверия граждан к власти;
4) укрепление верховенства закона, создание условий повышения прозрачности в использовании финансовых средств, исполнении бюджета, внедрения механизма общественного контроля и специализированного механизма взаимодействия граждан и власти;
5) значительное расширение возможностей привлечения внебюджетных средств в социальную сферу за счет внедрения конкретных конкурсных механизмов бюджетного финансирования социальных проектов и программ среди организаций различных форм собственности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Амурской области от 7 марта 2003 г. N 191-ОЗ "Об областной целевой программе "Поддержка общественных инициатив на 2003-2005 гг." (Принят областным Советом народных депутатов 20 февраля 2003 г.)
Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его первого официального опубликования
Текст Закона опубликован в газете "Амурская правда" от 18 марта 2003 г. N 73-74
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Закон Амурской области от 28 декабря 2004 г. N 398-ОЗ
Действие отдельных пунктов Программы к настоящему Закону было приостановлено на 2005 год
Закон Амурской области от 29 декабря 2003 г. N 281-ОЗ
Действие отдельных пунктов программы к настоящему Закону было приостановлено на 2004 год
Закон Амурской области от 30 декабря 2002 г. N 169-ОЗ
Действие отдельных пунктов программы к настоящему Закону было приостановлено на 2003 год