Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 14
к Программе
"Адресная социальная поддержка
населения г. Благовещенска" на 2003 год
от 26 декабря 2002 г. N 28/146
Сравнительный анализ
прожиточного минимума в 2001-2002 гг.
/------------------------------------------------------------\
|2001 г. |Средне душевое|Трудоспособное|Пенсионеры|Дети |
|-----------|потребление |население | | |
|2002 г. | | | | |
|-----------+--------------+--------------+----------+-------|
|I квартал |1128,53 |1143,77 |991,32 |1174,70|
| |2053,10 |2218,02 |1559,50 |1927,51|
|-----------+--------------+--------------+----------+-------|
|II квартал |1248,47 |1261,52 |1079,65 |1288,36|
| |2128,0 |2297,0 |1622,0 |1997,0 |
|-----------+--------------+--------------+----------+-------|
|III квартал|1183,51 |1185,30 |1037,07 |1226,68|
| |2125,0 |2286,0 |1613,0 |2033,0 |
|-----------+--------------+--------------+----------+-------|
|IV квартал |1220,0 |1232,30 |1069,98 |1279,60|
\------------------------------------------------------------/
По сравнению с 2001 г. средний прожиточный минимум возрос на 77,1%. (3-и квартала)
для трудоспособного населения на 89,4%
для пенсионеров - на 54,3%
для детей - на 61,5%
По сравнению с началом года - на 3,5%
Сравнительный анализ
прожиточного минимума и среднего размера пенсии в 1997-2002 гг.
N | Годы | Ср. прожиточный минимум | Ср. размер пенсии | Миним. размер пенсии |
1. | 1997 | 442,1 | 406,0 | 281,0 |
2. | 1998 | 506,1 | 432,2 | 281,0 |
3. | 1999 | 955,23 | 553,46 | 365,15 |
4. | 2000 | 999,7 | 923,75 | 528,09 |
5. | 2001 | 1195,06 | 1323,39 | 660,0 |
6. | 2002 г. (9 мес.) |
2102,03 | 1514,62 | 660,0 |
Пояснительная записка
Управления социальной защиты населения
Администрации г. Благовещенска по выполнению Программы
"Адресная социальная поддержка населения г. Благовещенска
на 2002 год" за счет средств городского бюджета
1. Социально-демографическая ситуация в г. Благовещенске
В настоящее время, при сложном процессе адаптации населения к новым социально-экономическим условиям, общая ситуация в социальной сфере продолжает оставаться сложной. До конца преодолеть последствия экономических и политических реформ не удалось.
Так, за 9 месяцев 2002 г. в отделе ЗАГС г. Благовещенска было зарегистрировано 1639 рождений, что на 105 рождений за 9 месяцев 2001 г. больше. Однако, за этот же период смертность превысила рождаемость на 9% и составила 1802 случая. По сравнению с 2001 г. смертность увеличилась на 46 случаев смерти.
Наряду с этим, средняя продолжительность жизни населения г. Благовещенска составила 62,3 года, при этом среди женщин - 69,3 года, а среди мужчин - 56,5 года.
В структуре заболеваемости взрослого населения на первом месте стоят органы кровообращения, дыхания, болезни нервной системы. Но особое место занимают массовые заболевания, к коим относятся туберкулез. Он по-прежнему остается одной из самых актуальных медико-социальных проблем общества.
Для системы социальной защиты населения на современном этапе развития характерным является увеличение количества инвалидов и детей-инвалидов. За последние 5 лет количество инвалидов увеличилось в 1,6 раза, что составляет 5,7% от численности населения. Численность детей с ограниченными возможностями за 5 лет увеличилась в 1,4 раза.
Обострились серьезные проблемы бедности, социальною сиротства, незанятости населения социального иждивенчества, преступности и т.д.
Уровень жизни населения остается по-прежнему низким. Так. в г. Благовещенске, по предварительной оценке специалистов, денежные доходы в среднем на душу населения в месяц составляют 2676 руб., что на 2,1% ниже, чем в среднем по стране.
Средний прожиточный минимум на душу населения за 9 месяцев 2002 г. составил 2102,0 руб., что на 915,0 руб. выше, чем за соответствующий период 2001 г.
Ввиду повышения цен на товары и услуги, продолжает расти стоимость жизни. За 9 месяцев 2002 г. уровень цен на продовольственные товары вырос на 18,8%, на непродовольственные товары - на 11,3%. Подорожали услуги средств связи, цены и тарифы в среднем выросли на 54,15%; стоимость медицинских услуг возросла на 40,0%; услуги образования возросли на 13,0%. Реформирование жилищно-коммунального хозяйства отразилось как на росте цен на коммунальные услуги - 47%, так и на росте тарифов на электроэнергию, который по сравнению с началом года составил 21,0%.
Соотношение роста основных доходов и расходов населения
за 9 месяцев 2002 года
Цены и тарифы | Средний прожиточный минимум (%) |
Пенсия (%) | Средняя заработная плата (%) |
Продовольственные товары - 18,8%; Непродовольственные товары - 11,3%; Услуги средств связи - 54,2%; Жилищно-коммунальные услуги - 47,6%; Услуги электроэнергии - 21,0%; Медицинские услуги - 40,2%; Услуги образования - 13,0% |
77,1 | средний размер пенсии - 14,4; минимальная пенсия - роста нет |
30,6 |
Происходящие в стране коренные изменения экономических, политических отношений и ухудшение уровня жизни делают все более актуальными проблемы социальной защищенности наиболее уязвимых слоев населения К таковым относятся, в первую очередь те, кто по объективным причинам не способен к самообеспечению, а иногда и самообслуживанию. Это пенсионеры и инвалиды. В г. Благовещенске наблюдается устойчивый рос в составе населения доли граждан пожилого возраста. В городе проживает 46 тыс. пенсионеров. Основными проблемами пожилых людей являются неудовлетворительное состояние здоровья, малообеспеченность и одиночество.
Значительную долю социально незащищенных слоев составляют семьи социального риска. В подавляющем большинстве случаев это неполные семьи, т.е. семьи одиноких матерей, разведенных женщин и вдовцов. В большинстве этих семей один, реже два ребенка. В г. Благовещенске таковых насчитывается до 14,3%.
Помимо этого, в тяжелом материальном положении, по-прежнему, находятся многодетные семьи, имеющие детей до 16 лет.
В условиях экономического кризиса и ухудшения уровня жизни, потери нравственных ценностей обостряется проблема социального сиротства, т.е. проблема детей, брошенных родителями или отобранных у родителей, не выполняющих своих обязанностей по воспитанию детей. Таким образом, беспризорность детей продолжает оставаться одной из наиболее тревожных характеристик современного общества.
С каждым годом растет число лиц без определенного места жительства. В последнее десятилетие большинство людей с трудом адаптируются к новым экономическим условиям, теряют работу, стабильный доход. Это приводит к психологической напряженности как в семье, так и в обществе в целом.
Поэтому, в настоящее время, при сложном процессе адаптации населения к новым социально-экономическим условиям чрезвычайно важно обеспечить применение новых социальных технологий в том, числе создание и развитие комплексной системы социального обслуживания, обеспечивающей широкий спектр социально-экономических, медико-социальных, психолого-педагогических, социально-правовых и иных социальных услуг населенного города.
Основным направлением социальной политики Администрации города и органов социальной защиты стала задача становления и развития социального обслуживания населения города.
2. Основные итоги выполнения Программы "Адресная социальная
поддержка г. Благовещенска" за 9 месяцев 2002 года за счет средств
городского бюджета
Прошедшее десятилетие отмечено резким снижением уровня доходов и качества жизни граждан пожилого возраста, инвалидов и семей с детьми. Действующая система государственной помощи не обеспечивает необходимого уровня социальной защищенности малообеспеченных слоев населения. В целях повышения ее эффективности органами исполнительной власти всех уровней взят курс на предоставление помощи действительно нуждающимся, на улучшение качества социального обслуживания. Успешное решение этих задач возможно при наличии целевого программного обеспечения, с использованием основных принципов социальной поддержки, адресности, социального реагирования, приоритетности и комплексности с эффективным использованием средств, принята Программа "Адресная социальная поддержка населения г. Благовещенска на 2002 г.". Согласно ФЗ "О государственной социальной помощи" и ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" и других нормативных актов субъекта РФ.
Принцип адресности социальной помощи обеспечивается благодаря автоматизированной системе учета, позволяющей определять, результативность социальной помощи, анализировать сложившуюся ситуацию в городе. Дальнейшее развитие автоматизированной системы, внедрение и расширение Программного комплекса "Адресная помощь" позволит организовать работу по рациональному использованию имеющихся средств на оказание помощи, эффективность предоставления различных ее видов.
За 9 месяцев 2002 года адресную социальную поддержку получили 5051 чел., что составляет 25% от числа нуждающихся (20845 чел.), или 2,3% от постоянного населения города (224,0 тыс. чел.) на общую сумму 3278,54 тыс. руб.
/--------------------------------------------------\
| |Кол-во чел.|Сумма, тыс. руб.|
|---------------------+-----------+----------------|
|Пенсионеры |1602 |257,76 |
|---------------------+-----------+----------------|
|Инвалиды |1698 |296,57 |
|---------------------+-----------+----------------|
|Семьи с детьми |1657 |2689,47 |
|---------------------+-----------+----------------|
|Другие категории |94 |34,74 |
|граждан (безработные,| | |
|бомжи и т.д.) | | |
|---------------------+-----------+----------------|
|Всего |5051 |3278,54 |
\--------------------------------------------------/
Адресная социальная поддержка осуществлялась через:
1. Систему денежного обеспечения - 487,51 тыс. руб. (1137 чел.):
- целевые денежные выплаты на удовлетворение первостепенных потребностей (на приобретение продуктов питания, топлива, одежды, лекарства, лечение, оплаты детских садов, на ритуальные услуги и др.).
2. Систему натурального обеспечения - 1163,23 тыс. руб. (4726 чел.):
- предоставление натуральной помощи в виде предметов первой необходимости (продуктов питания, одежды, обуви и др. промышленных товаров).
- предоставление горячего питания для лиц попавших в экстремальную ситуацию.
- оказание помощи при подготовке к школе детям из малообеспеченных семей в виде школьной формы, обуви, учебников и канцтоваров.
Финансовое обеспечение Программы "Адресная социальная
поддержка населения г. Благовещенска" за 9 месяцев 2002 г.
тыс. руб.
/------------------------------------------------------------------------------\
|Наименование мероприятий |Городской бюджет |
| |-------------------------------------|
| |План |Факт 9 мес. | Ожидаемое |
| |2002 г. |-------------|финансирование|
| | |кол-во|сумма | | |
| | |чел. | | | |
|----------------------------------------+--------+------+------+--------------|
|1. Оказание денежной помощи в т.ч.: |435,9 |1137 |298,08|435,9 |
|- на ритуальные услуги |16,0 |21 |10,7 | |
|- лекарства, лечение |141,4 |373 |160,16| |
|- топливо |136,0 |19 |8,07 | |
|- оплата д/садов, ремонт жилья, | | | | |
| быт. техники, ком. услуги |40,5 |126 |44,65 | |
|- продукты питания, одежда |102,0 |598 |74,5 | |
|----------------------------------------+--------+------+------+--------------|
|2. Оказание натуральной помощи, в т.ч.:|564,1 |4726 |478,62|564,1 |
|- продукты питан., одежда, обувь |479,5 |4569 |396,6 | |
|- горячее питание |56,0 |157 |21,18 | |
|----------------------------------------+--------+------+------+--------------|
|Всего: |1000,0 | |776,70|1000,0 |
\------------------------------------------------------------------------------/
Кроме средств городского бюджета на адресную социальную поддержку населения г. Благовещенска привлекались и иные средства, в том числе из:
- федерального бюджета - 1232,47 тыс. руб. (на оздоровление детей и подростков);
- областного бюджета - 119,3 тыс. руб. (в т.ч. на социально-значимые мероприятия: Международный День семьи - 54.0 тыс. руб. и акция "Здравствуй, школа!" - 10,5 тыс. руб., летний отдых детей-инвалидов - 20,80 тыс. руб.);
- Пенсионного фонда - 101,43 тыс. руб. - День Победы;
- благотворительных средств коммерческих структур - 578,65 тыс. руб.;
- других источников - 205,89 тыс. руб. питание детей в школьных столовых, (булочки, испеченные из муки, полученной по линии гуманитарной помощи).
Финансовое обеспечение
программных мероприятий адресной социальной поддержки 2002-2003 год
Наименование | 2002 г. | 2003 г. | |||||
кол-во чел. |
городской бюджет |
благотворит. и др. источники |
кол-во чел. |
городской бюджет |
благотворит. и др. источники |
||
1. | Адресная социальная поддержка инвалидов |
2300 |
500,0 |
50,0 |
2407 |
500,0 |
200,0 |
2. | Социальная поддержка граждан пожилого возраста |
2250 |
200,0 |
187,5 |
2360 |
500,0 |
100,0 |
3. | Социальная поддержка семей с детьми |
2650 |
300,0 |
298,5 |
2730 |
500,0 |
300,0 |
Всего: | 7200 | 1000,0 | 536,0 | 7497 | 1500,0 | 600,0 |
Планируемые расходы по Программе "Адресная социальная поддержка населения г. Благовещенска на 2003 г." составляет 1,5 млн. руб., адресную социальную поддержку получат 7497 человек.
Средний прожиточный минимум за 2002 год по г. Благовещенску вырос на 77,1% (продовольственные пары 18,8 %, непродовольственные товары - 11,3%, услуги средств связи - 54,2%, жилищно-коммунальные услуги 47,6%, медицинские услуги и услуги образования на 13%). Средний размер пенсии вырос всего на 14,4%, средняя з/плата - на 30,6%.
Численность нетрудоспособного населения по г. Благовещенску составила 71 тыс. чел., из них 38,5 тыс. чел. дети в возрасте до 15 лет, 13,8 тыс. чел. - инвалиды. Таким образом при стремительном росте стоимости жизни муниципальные органы социальной защиты населения в 2003 году будут способны обслужить только фактическое количество клиентов, получивших адресную помощь в 2002 г., без учета новых обращений за адресной социальной поддержкой.
Начальник Управления социальной
защиты населения Администрации
города Благовещенска |
Назарова А.С. |
<< Приложение 13. Пенсионное обеспечение |
||
Содержание Решение городской Думы города Благовещенска от 26 декабря 2002 г. N 28/146 "О Программе "Адресная социальная поддержка... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.