Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Решению
городской Думы
города Благовещенска
от 26 декабря 2002 г. N 28/146
Программа
"Адресная социальная поддержка населения г. Благовещенска" на 2003 год
Паспорт городской Программы "Адресная социальная поддержка населения
г. Благовещенска на 2003 год"
Наименование "Адресная социальная поддержка населения
Программы г. Благовещенска на 2003 год"
Основание для Федеральные законы от 10.12.95 г. N 195-ФЗ
разработки Программы "Об основах социального обслуживания
населения в Российской Федерации";
от 17.07.99 г. N 178-ФЗ "О государственной
социальной помощи", от 28.08.95 г.N 154-ОЗ "Об
общих принципах организации местного
самоуправления в РФ";
По-видимому, в тексте паспорта настоящей Программы допущена опечатка. Номер Федерального Закона от 28.08.95 г. следует читать "N 154-ФЗ"
от 02.08.95 г. N 122-ФЗ "О социальном
обслуживании граждан пожилого возраста и
инвалидов";
Заказчик Администрация г. Благовещенска
Основной разработчик Управление социальной защиты населения
Программы Администрации г. Благовещенска
Цель Программы - укрепление социальной защищенности
социально уязвимых слоев населения
г. Благовещенска.
Важнейшие целевые - анализ уровня жизни населения
показатели: г. Благовещенска;
- развитие в городе системы социального
обслуживания одиноких престарелых
граждан и инвалидов, семей с детьми.
- формирование организационных, правовых,
социально-экономических условий по
улучшению положения ветеранов,
инвалидов, семей с детьми, нуждающихся в
социальной поддержке.
- внедрение новых социальных технологий и
инновационных форм социального
обслуживания семей и детей.
- социальная поддержка достойного уровня
граждан, имеющих низкий прожиточный
минимум.
Основная задача обеспечить эффективность выполнения
Программы мероприятий адресной помощи населению.
Сроки реализации 2003 год.
Программы
Основные мероприятия - разработка и внедрение новых социальных
Программы технологий и инновационных форм
социального обслуживания ветеранов,
инвалидов, семей с детьми;
- развитие сети социального обслуживания
населения;
- комплексное решение вопросов социальной
защищенности нуждающихся граждан
(инвалидов, одиноких пенсионеров, семей с
детьми);
- организация эффективной системы оказания
социальной помощи;
- определение критериев и видов социальной
помощи;
- расширение банка данных нуждающихся
граждан города по территориальным
признакам;
- развитие социального диалога с
некоммерческими (организациями, с
отделами и управлениями Администрации по
оказанию помощи нуждающимся гражданам.
Основные исполнители - Управление социальной защиты населения
Программы Администрации г. Благовещенска;
- Финансовое управление Администрации
г. Благовещенска;
- Социальные учреждения (Центр социальной
помощи семье и детям, Центр социального
обслуживания граждан пожилого возраста и
инвалидов. Социальный приют для детей и
подростков и др.), некоммерческие
организации, общественные объединения и
благотворительные организации различных
форм собственности.
Объемы и источники - городской бюджет - 1,5 млн. руб.
финансирования - благотворительные средства - 0,6 млн. руб.
Программы на 2003 год
Ожидаемые конечные - дальнейшее продвижение к более полному
результаты Программы обеспечению конституционных гарантий и
удовлетворение жизненно важных
потребностей семьи с учетом современной
демографической и социально-
экономической ситуации;
- развитие социальной инфраструктуры
обеспечивающей предоставление помощи
услуг нуждающимся гражданам;
- снижение социальной напряженности,
социальной патологии семьи, детства,
улучшение социального климата на
территории муниципального образования;
- укрепление механизма межотраслевого
взаимодействия по разрешению социальных
проблем семьи и ее отдельных членов;
- расширение сферы влияния муниципальных
органов социальной защиты по оказанию
действенной помощи нуждающимся
гражданам, в том числе детям;
- экономия бюджетных денег в результате
привлечения спонсорских и
благотворительных средств;
- повышение эффективности различных видов
адресной социальной поддержки и работы
социальных служб;
- выполнение мероприятий Программы
позволит охватить и оказать адресную
социальную помощь 7497 чел., т.е. 36 % от
общего числа нуждающихся граждан на
общую сумму 2100,0 тыс. руб., в том числе
на
- адресную помощь пенсионерам - 600,0
тыс. руб.
- адресную помощь инвалидам - 700,0
тыс. руб.
- адресную помощь семьям с детьми -
800,0 тыс. руб.
Организация контроля Контроль за реализацией Программы
за исполнением осуществляют:
Программы - городская Дума
- организации, в порядке установленном для
контроля за реализацией целевых программ
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными методами
Прошедшее десятилетие отмечено резким снижением уровня доходов и качества жизни граждан пожилого возраста, инвалидов и семей с детьми. Действующая система государственной помощи не обеспечивает необходимого уровня социальной защищенности малообеспеченных слоев населения. В целях повышения ее эффективности органами исполнительной власти всех уровней взят курс на предоставление помощи действительно нуждающимся, на улучшение качества социального обслуживания. Успешное решение этих задач возможно при наличии целевого программного обеспечения, с использованием основных принципов социальной поддержки, адресности, социального реагирования, приоритетности и комплексности с эффективным использованием средств.
1.1. Социально-демографическая ситуация в г. Благовещенске
В настоящее время, при сложном процессе адаптации населения к новым социально-экономическим условиям, общая ситуация в социальной сфере продолжает оставаться сложной. До конца, преодолеть последствия экономических и политических реформ не удалось.
Так, за 9 месяцев 2002 г. в отделе ЗАГС г. Благовещенска было зарегистрировано 1639 рождений, что на 105 рождений за 9 месяцев 2001 г. больше. Однако, за этот же период смертность превысила рождаемость на 9% и составила 1802 случая. По сравнению с 2001 смертность увеличилась на 46 случаев смерти.
Наиболее точно характеризуют демографическую ситуацию следующие данные естественного движения населения, которые приводятся в следующей таблице:
/------------------------------------------------------------------------\
| Вид регистрации | Количество | Количество | 2002 г. к |
| | регистраций за 9 | регистраций за 9 | 2001 г. |
| | месяцев 2002 г. | месяцев 2001 г. | |
|--------------------+-------------------+-------------------+-----------|
|Рождение | 1639 | 1534 | + 105 |
|--------------------+-------------------+-------------------+-----------|
|В том числе мальчики| 850 | 783 | + 67 |
|--------------------+-------------------+-------------------+-----------|
|В том числе девочки | 789 | 751 | + 38 |
|--------------------+-------------------+-------------------+-----------|
|Смерть | 1802 | 1756 | + 46 |
|--------------------+-------------------+-------------------+-----------|
|В том числе мужчины | 1037 | 981 | + 56 |
|--------------------+-------------------+-------------------+-----------|
|В том числе женщины | 765 | 775 | - 10 |
\------------------------------------------------------------------------/
Наряду с этим, средняя продолжительность жизни населения г. Благовещенска составила 62,3 года, при этом среди женщин - 69,3 года, а среди мужчин - 56,5 года.
В структуре заболеваемости взрослого населения на первом месте стоят органы кровообращения, дыхания, болезни нервной системы. Но особое место занимают массовые заболевания, к коим относится туберкулез. Он по-прежнему остается одной из самых актуальных медико-социальных проблем общества.
По данным отдела здравоохранения Администрации г. Благовещенска численность впервые выявленных больных туберкулезом за 9 месяцев 2002 г. составила 182 чел., Всего на начало 2002 г. в городе насчитывалось 1006 чел. с активной формой туберкулеза. Из них 340 чел. - инвалиды, в том числе 283 чел. - с инвалидностью I-II группы. В 2001 г. впервые признаны инвалидами были 53 чел. за 9 месяцев 2002 г. - 41 чел.
Для системы социальной защиты населения на современном этапе развития характерным является увеличение количества инвалидов и детей-инвалидов. За последние 5 лет количество инвалидов увеличилось в 1,6 раза, что составляет 5,7% от численности населения. Численность детей с ограниченными возможностями за 5 лет увеличилась в 1,4 раза.
По данным отдела государственной статистики г. Благовещенска, на начало 2002 г. численность постоянного населения города составляла 223,9 тыс. чел., из них 114,1 тыс. чел. - женщин и 106,0 тыс. чел. мужчин.
Обострились серьезные проблемы бедности, социального сиротства, не занятости населения, социального иждивенчества, преступности и т.д.
Уровень жизни населения остается по-прежнему низким. Так, в г. Благовещенске, по предварительной оценке специалистов, денежные доходы в среднем на душу населения в месяц составляют 2676 руб., что на 2,1% ниже, чем в среднем по стране.
Средний прожиточный минимум на душу населения за 9 месяцев 2002 г. составил 2102,0 руб. - что на 915,0 руб. выше. чем за соответствующий период 2001 г.
Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума остается еще высокой, 43,2% имеет доходы от 500 до 1500 руб., 2,3% населения имеют доходы до 500 руб.
Ввиду повышения цен на товары и услуги, продолжает расти стоимость жизни. За 9 месяцев 2002 г. уровень цен на продовольственные товары вырос на 18,8%, на непродовольственные товары на 11,3%. Подорожали услуги средств связи, цены и тарифы в среднем выросли на 54,15%; стоимость медицинских услуг возросла на 40,0%; услуги образования возросли на 13,0%. Реформирование жилищно-коммунального хозяйства отразилось как на росте цен на коммунальные услуги - 47%, так и на рост тарифов на электроэнергию, который по сравнению с началом года составил 21,0%.
Средняя заработная плата в городе по крупным и средним предприятиям за 9 месяцев 2002 г. составила 4359,7 руб. Начисленная заработная плата выше в 2,1 раза прожиточного минимума.
Соотношение роста основных доходов и расходов населения
за 9 месяцев 2002 года
/---------------------------------------------------------------------\
| Цены и тарифы | Средний | Пенсия (%) | Средняя |
| | прожиточный| | заработная|
| | минимум (%)| | плата (%) |
|----------------------------+------------+---------------+-----------|
| Продовольственные товары | 77,1 | средний | 30,6 |
| - 18,8%; | | размер | |
| Непродовольственные | | пенсии - 14,4 | |
| товары - 11,3%; | | минимальная | |
| Услуги средств связи | | пенсия - роста| |
| 54,2% | | нет | |
| Жилищно-коммунальные | | | |
| услуги - 47,60% | | | |
| Услуги электроэнергии | | | |
| 21,0% | | | |
| Медицинские услуги | | | |
| 40,2% | | | |
| Услуги образования - 13,0% | | | |
\---------------------------------------------------------------------/
Численность нетрудоспособного населения города составила 71,0 тыс. чел., из них 38,5 тыс. чел. - дети в возрасте до 15 лет, при этом трудоспособное население города составляет 153,0 тыс. чел.
По данным Благовещенского городского центра занятости населения но вопросу трудоустройства за 9 месяцев 2002 г. обратились 4471 чел., из них трудоспособных граждан 2840 чел. Численность нашедших работу за январь-сентябрь 2002 г. составила 3397 чел., а в 2001 г. 2324 чел.
В целях трудовой адаптации и социальной поддержки особо нуждающихся в социальной защите, Центром занятости населения за 9 месяцев 2002 г. на квотируемые рабочие места трудоустроены 83 чел., в том числе:
- инвалиды 3 чел.
- молодежь в возрасте до 18 лет, впервые ищущая работу 2 чел.
- многодетные и одинокие родители, воспитывающие
несовершеннолетних детей, детей-инвалидов 8 чел.
- лица, освобожденные из мест лишения свободы 3 чел.
- молодежь в возрасте 18-29 лет 15 чел.
- лица, уволенные с военной службы 10 чел.
- граждане не работающие больше года 42
Таким образом, уровень безработицы на регистрируемом рынке труда среди трудоспособного населения города удалось несколько снизить. Так по данным городского отдела статистики этот показатель за 9 месяцев 2002 г. составил 0,6%, в 2001 г. уровень безработицы составлял 0,7%. Однако не стоит забывать о так называемой неформальной (нерегистрируемой) безработице, которая по прогнозам экспертов может превышать данный показатель более, чем в 1,5 раза.
Как в демографическом, так и в социальном развитии важная роль принадлежит молодым семьям в частности, в 2002 г. каждая восьмая молодая семья состояла из одного из супругов. В большинстве случаев такие семьи возглавляются разведенными женщинами и в чуть меньшей степени - одинокими матерями.
Кроме того, либерализация отношения общества к внебрачным и добрачным половым связям, раннему началу половой жизни привела к росту семей несовершеннолетних родителей.
Особую тревогу вызывает насилие в семье. Оно в различных его формах приобрело в России за последние 5 лет масштабы угрожающие самим основам безопасности в обществе. Женщины и дети составляет 70% жертв тяжких насильственных посягательств в семье.
В г. Благовещенске на детей, престарелых, инвалидов и женщин, неспособных защищать себя и занимающих зависимое положение в семье, ежегодно приходится 38% от общего числа убитых на почве агрессивных семейно-бытовых отношений. Приобрели трагические масштабы убийства с целью избавления сильных и здоровых от больных и немощных для овладения их имуществом (прежде всего жилплощадью).
Все эти социальные болезни общества не могут быть решены, если в структуре социальной сферы отсутствует принципиально важный сектор это социальное обслуживание населения.
Отголоски Чернобыльской аварии и других ядерных испытаний, до сих пор испытывают 205 семей, подвергшихся радиации. Все они проживают в г. Благовещенске.
Кроме того, на сегодняшний день обостряются межрасовые конфликты и трения в бывших союзных республиках - встает вопрос о вынужденных переселенцах и беженцах. Так, по данным городского отдела государственной статистики населения миграционное движение в г. Благовещенске за 9 месяцев 2002 г. составило: число прибывших и город граждан - 2895 чел., число граждан, выбывших из города - 5172 чел.
Происходящие в стране коренные изменения экономических, политических отношений и ухудшение уровня жизни делают все более актуальными проблемы социальной защищенности наиболее уязвимых слоев населения. К таковым относятся, в первую очередь те, кто по объективным причинам не способен к самообеспечению, а иногда и самообслуживанию. Это пенсионеры и инвалиды, В г. Благовещенске наблюдается устойчивый рост в составе населения доли граждан пожилого возраста. В городе проживает 46 тыс. пенсионеров. Основными проблемами пожилых людей является неудовлетворительное состояние здоровья, малообеспеченность и одиночество.
Значительную долю социально незащищенных слоев составляют семьи социального риска. В подавляющем большинстве случаев это неполные семьи, т.е. семьи одиноких матерей, разведенных женщин и вдовцов. В большинстве этих семей один, реже два ребенка. В г. Благовещенске таковых насчитывается до 14,3%.
Помимо этого, в тяжелом материальном положении, по-прежнему, находятся многодетные семьи, имеющие детей до 16 лет.
Особую нужду испытывают семьи, в которых растут дети с отклонениями от нормы в физическом или нервно-психическом развитии, тем более имеющие детей-инвалидов, семьи, в которых родители являются инвалидами. Так, из 959 семей, имеющих детей-инвалидов в городе Благовещенске, на учете в Центре социальной помощи семье и детям состоит 230 семей одиноких матерей, в том числе вдов и разведенных, и 7 одиноких отцов.
В условиях экономического кризиса и ухудшения уровня жизни, потери нравственных ценностей обостряется проблема социального сиротства, т.е. проблема детей, брошенных родителями или отобранных у родителей, не выполняющих своих обязанностей по воспитанию детей. Таким образом, беспризорность детей продолжает, оставаться одной из наиболее тревожных характеристик современного общества.
С каждым годом растет число лиц без определенного места жительства. В последнее десятилетие большинство людей с трудом адаптируются к новым экономическим условиям, теряют работу, стабильный доход. Это приводит к психологической напряженности как в семье, так и в обществе в целом.
Поэтому, в настоящее время, при сложном процессе адаптации населения к новым социально-экономическим условиям чрезвычайно важно обеспечить применение новых социальных технологий, в том числе создание и развитие комплексной системы социального обслуживания, обеспечивающей широкий спектр социально-экономических, медико-социальных, психолого-педагогических, социально-правовых и иных социальных услуг населению города.
Основным направлением социальной политики Администрации города и органов социальной защиты стала задача становления и развития социального обслуживания населения города.
Управлению социальной защиты населения Администрации г. Благовещенска в результате выбора конкретных технологий, методов и форм работы, а также организационных, управленческих подходов удалось за период с 1994-2000 гг. построить и реализовать в городе целостную модель организации всей социальной политики, развить и усовершенствовать ее составляющие элементы: социальную защиту, социальную помощь, социальную поддержку и социальную работу.
1.2. Основные итоги адресной социальной поддержки населении за
9 месяцев 2002 года
Одним из основных направлений деятельности органов социальной защиты населения является создание и развитие на государственной и благотворительной основе сети социальных учреждений, служб дифференцированной системы обслуживания, что позволило утвердить в городе систему комплексного обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов и семей с детьми.
Организация, содержание и развитие муниципальных учреждений социальной защиты населения через социальное обслуживание нуждающихся граждан составляют основу развития отрасли социальной защиты в городе.
На сегодняшний день практически каждый второй житель города имеет отношение к социальной защите.
Социальное обслуживание, тот вид социальной помощи, который предполагает индивидуальную поддержку в решении социально-психологических, педагогических, правовых, медико-социальных и других проблем, и осуществляется через сеть специальных социальных служб, таких как: специальный жилой дом для одиноких престарелых граждан, центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. социальный приют для детей и подростков, центр социальной помощи семье и детям.
В соответствии с Законом "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", в г. Благовещенске с 1994 года работает муниципальный Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, который стал за это время многопрофильным учреждением, способным осуществлять организаторскую, практическую и координационную деятельность по оказанию различных видов бытовых, социальных и медицинских услуг. При Центре работает 9 отделений социальной помощи на дому, специализированное отделение социально-медицинского обслуживания на дому, отделение срочной социальной помощи, социально-реабилитационное отделение с дневным пребыванием.
Наиболее распространенным видом социальной поддержки населения в стационарных условиях остается срочная социальная помощь (это оказание разовой экстренной социально-бытовой помощи). Ежедневно специалисты отделения срочной социальной помощи способствуют решению проблем людей, оказавшихся в критической жизненной ситуации, оказывая им необходимую помощь в виде продуктов питания, денежных средств, талонов на горячее питание, оформления документов в дома-интернаты. Такую помощь получили 666 человек в ходе 1705 посещений.
Другим, не менее значимым видом поддержки престарелых и инвалидов, остается социальное обслуживание на дому, которым охвачено 950 человек, в т.ч. на платной основе регулярную помощь получали 600 чел., на сумму 47,2 тыс. руб.
Специализированное отделение социально-медицинского обслуживания на дому оказывает медицинскую помощь тяжелобольным, страдающим психическими расстройствами, онкозаболеваниями, туберкулезом. Отделение обслужило 70 чел., на платной основе - 30 человек, затраты составили 4,2 тыс. руб. Амбулаторно пролечились 37 чел.
Большим успехом у пожилых людей и инвалидов пользуется социально-реабилитационное отделение с дневным пребыванием, где организовано полноценное горячее питание, медицинские услуги, всевозможные культурные мероприятия. Отделение посетило 268 человек (в т.ч. на частичной оплате - 101 чел.), затраты составили 91,6 тыс. руб. (в т.ч. горячее питание - 62,8 тыс. руб., медицинские услуги - 28,8 тыс. руб.) из средств городского бюджета.
С каждым годом растет социальное сиротство, ежегодно от 40 до 90 детей г. Благовещенска лишаются родительской опеки и становятся сиротами при живых родителях. Только за 9 месяцев 2002 г. было выявлено 299 детей без родительского попечения, из них 109 зачислено в социальный Приют для детей и подростков. 155 детей было оформлено в комнату временного пребывания Приюта. В дальнейшем, 15 детей были оформлены в Детские дома и интернаты, 4 чел. - после окончания 9 классов поступили на учебу в ПУ, на 4-х оформлено опекунство, 82 чел. устроены в семью.
Основными причинами, способствующими широкой распространенности социального сиротства, являются социальная деградация семей, материальные и жилищные трудности родителей, нездоровые отношения между ними.
Увеличилось число опекаемых детей, состоящих на учете в отделе по охране прав детства, с 414 детей в 2000 г. до 440 детей в 2002 г. Из 440 детей находящихся под опекой, 98 чел. - круглые сироты 151 чел. опекается пенсионерами, 227 детей опекается по причине лишения родителей родительских прав.
В настоящее время в городе проживает 21,4 тыс. малообеспеченных семей, в которых воспитывается 27,2 тыс. детей.
Способствуют становлению системы социального обслуживания семьи и детей Социальный Приют для детей и подростков и Центр социальной помощи семье и детям.
Основной целью Социального Приюта для детей и подростков является профилактика бродяжничества, попрошайничества среди несовершеннолетних, восстановление семейных связей ребенка, его жизнеустройства. Приют обеспечивает проживание детей и подростков от 14 до 16 лет с предоставлением бесплатного питания, медицинского обслуживания, оказания правовой, психолого-педагогической помощи и содействия в решении дальнейшей судьбы подопечных. За 9 месяцев 2002 год через Приют прошло 264 ребенка, передано в семьи - 82 чел., оформлена опека - 4 чел., определено в госучреждения - 15 чел., прошли через комнату временного пребывания 155 детей. На базе Приюта действует реабилитационная группа для детей, чьи родители оказались в трудной жизненной ситуации. Через реабилитационную группу прошло 76 детей.
Важным звеном в преодолении социальной аномии (адаптации семьи к изменившимся социально-экономическим условиям, распада прежней морально-нравственной системы ценностей и отсутствия новой), создании активной, многофункциональной системы социальной защиты семьи стал Центр социальной помощи семье и детям, ориентированный на оказание семье разнообразных прямых социальных услуг.
Центр оказывает комплексную помощь (предоставление социально-бытовых, медицинских, правовых, психолого-педагогических услуг), помогает разрешать конфликтные ситуации, оказывает помощь в виде продуктов питания, одежды. Деятельность Центра направлена в первую очередь на профилактику, предупреждение разных видов семейного неблагополучия.
В Центре проводятся консультации психотерапевта, нарколога, юриста, выездные лектории для учащихся школ, училищ по профилактике алкоголизма, наркомании.
Центр социальной помощи семье и детям играет важную роль в формировании территориальной системы социального обслуживания. При ТОСах города (микрорайон, п. Аэропорт, п. Моховая Падь, с. Белогорье, район Спичфабрики, последний открыт в сентябре), позволяющие осуществлять консультативную помощь, социальный патронат дезадаптированных детей и подростков, склонных к асоциальному поведению в местах концентрации семей социального риска. Всего на учете в отделениях Центра стоит 4415 семей, из них социальным патронатом охвачено 412 семей, в т.ч. поставлено на патронатный учет вновь 78 семей, снято с учета - 28 семей (в связи с улучшением социально-экономического положения, социально-психологического климата в семье, в связи с изменением места жительства или достижением детьми совершеннолетия).
Через социально-консультативные пункты оказана помощь 551 семье на сумму 103,78 тыс. руб.
Всего за 9 месяцев 2002 года адресная помощь оказана 1657 семьям с детьми на сумму 2558,17 тыс. руб.
Получило развитие мобильное обслуживание. Основными формами мобильного обслуживания являются:
- "Социальная почта" - оказание срочной помощи гражданам в вопросах, требующих вмешательства социальных служб. За текущий период поступило около 1 тыс. письменных обращений.
- "Телефонная горячая линия". По телефону даются консультативные услуги по различным вопросам. В день поступает около 500 звонков.
- "Социальная приемная". Цель - комплексное решение социальных проблем.
- "Комплексные выездные группы", состоящие из специалистов разного профиля. При ТОСах (микрорайон, п. Моховая Падь. п. Аэропорт, с. Белогорье) проведены информационные встречи с жителями этих районов.
Развитие сети социальных учреждений и служб дифференцированной системы обслуживания на договорной и благо творительной основе позволили утвердить в городе систему комплексного обслуживания населения.
Управлением социальной защиты населения проведены такие социально значимые мероприятия:
- "Социальная гостиная" для родителей по проблемам воспитания подростков (9);
- "Социальная гостиная" для учащихся 7-х классов на тему: "Опасные последствия наркомании" (1);
- лекции нарколога на тему: "Последствия алкоголизма, наркомании, табакокурения"(10);
- занятия в "Школе здоровья" (11);
- психологические тренинги "Фокус-группа" на тему: "Скажи свой ответ наркотикам" для учащихся 7-12-х классов (9);
- заседание Совета женщин (1);
- Рождественская елка для детей-инвалидов, на которой присутствовало 150 чел. Затраты составили 14316,45 рублей, в т.ч. средства городского бюджета - 2006 руб.;
- конкурсно-развлекательная программа 8 Марта для детей, находящихся на лечении в ДГБ, присутствовало 52 чел., затраты благотворительных средств, составили 2559,6 руб.;
- "сладкий стол" к 8 Марта для детей-инвалидов, посещающих тренажерный зал, и их родителей. Присутствовало 31 чел., затраты составили 845 руб. благотворительных средств;
- "сладкий стол" для детей и подростков, выявленных специалистами "отделения профилактики безнадзорности детей и подростков" в ходе рейда. Присутствовало 17 чел., затраты составили 222 руб. благотворительных средств.
В рамках международного Дня семьи проведено благотворительное чаепитие для малообеспеченных семей. Присутствовало 90 семей, затраты составили 0,85 тыс. руб. благотворительных средств. Организовывались семейные обеды в кафе "Белая лилия" и "Русская изба". Так же был организован Круглый стол на тему "Наш дом" о возможностях сохранения благоприятного социально-психологического климата в семье для малообеспеченных неблагополучных семей. Присутствовало 15 чел. Затраты составили 0,2 тыс. руб. благотворительных средств. Для детей-инвалидов, посещающих тренажерный зал, ко Дню семьи было организовано праздничное мероприятие. Присутствовало 25 человек, затраты составили 0,22 тыс. руб. благотворительных средств. В рамках проведения Дня защиты детей, для детей Детской городской больницы, 30 мая, было организовано праздничное мероприятие. Для детей-инвалидов, на День защиты детей было организовано праздничное мероприятие в о/л им. Гагарина. Было приглашено 200 детей. Затраты на сладкий стол и подарки составили 6,27 тыс. руб. благотворительных средств.
Была проведена акция "Выпускник". Помощь к выпускному балу получили 23 семьи на общую сумму 18,15 тыс. руб.
Проведена подготовка к школе детей из малообеспеченных, неблагополучных, многодетных и неполных семей. Всего помощь получили 605 семей на общую сумму 224,39 тыс. руб.
В 3-м квартале 2002 г. проведены различные массовые мероприятия: организованы экскурсии в Амурский зоопарк, областной краеведческий музей, проведен футбольный матч между несовершеннолетними детьми из неблагополучных семей и инспекторами ПДН, бесплатный киносеанс для детей-инвалидов в рамках празднования Дня знаний.
В рамках проведения "Недели семьи" открыт новый социально-консультативный пункт в районе Спичфабрики для оказания населению этого отдаленного района. Проведены выездные информационные встречи специалистов Центра для родителей учащихся СПОШ N 24, 4. Проведена экскурсия в краеведческий музей для детей из малообеспеченных семей (24 чел.), 50 человек из семей с детьми-инвалидами посетили кукольный театр. Работала "горячая линия", освещавшая вопросы льготного обеспечения, медико-социального, юридического характера. Для одиноких и многодетных матерей, имеющих детей в возрасте до 1-го года, проведена акция "Малышок", в рамках которой оказана помощь 38 семьям на сумму 7,7 тыс. руб. Совместно с работниками ЗАГСа проведена акция "Новорожденный", помощь оказана 4-м семьям, имеющим новорожденных детей, на общую сумму 0,77 тыс. руб. "Неделе семьи" посвящены также мероприятия: День открытых дверей ознакомление с Центром социальной помощи семье и детям.
За 9 месяцев 2002 г. оздоровление, включая леший отдых, прошли 304 детей на общую сумму 1573,58 тыс. руб.
В отделении социально-медицинской реабилитации с использованием РТУ "Гравитон" 22 ребенка-инвалида прошли курс реабилитации. В тренажерном зале прошли занятия ЛФК 53 чел.
Обследовано 920 семей, из них: семей с детьми-инвалидами - 220, малообеспеченных семей для получения социальной стипендии - 688. Принято специалистами: психотерапевтом - 150 человек, психологом - 57, наркологом - 84, проведено 13 лекций по профилактики асоциального поведения, юристом - 75 чел. Отделом профилактики безнадзорности проведено 45 рейдов по местам концентрации несовершеннолетних, занимающихся бродяжничеством, попрошайничеством. Выявлено 30 несовершеннолетних детей, из которых: 17 чел. возвращены в семьи., 6 чел. помещены в социальный Приют, 3 чел. - в детскую городскую больницу. Постоянно осуществляется патронаж неблагополучных семей.
1.3. Пояснительная записка к Программе "Адресная социальная поддержка
населения". Основные мероприятия Программы и источники их
финансирования за 9 месяцев 2002 года
Программа "Адресная социальная поддержка населения" предусматривает мероприятия социальной направленности, позволяющие оказывать помощь и поддержку каждой группе населения, шире использовав возможности и социальных служб.
Принимаемые меры способствовали выполнению основных мероприятий Программы и позволили снизить социальную напряженность среди малоимущих слоев населения и обеспечить поддержание уровня жизни малообеспеченных граждан и семей с детьми, и придать всей социальной защите более конкретный адресный характер.
Принцип адресности социальной помощи обеспечивается благодаря автоматизированной системе учета, позволяющей определять результативность социальной помощи, анализировать, сложившуюся ситуацию в городе. Дальнейшее развитие автоматизированной системы, внедрение и расширение Программного комплекса "Адресная помощь" позволит организовать работу по рациональному использованию имеющихся средств на оказание помощи. эффективность предоставления различных ее видов.
За 9 месяцев 2002 года адресную социальную поддержку получили 5051 чел., что составляет 25% от числа нуждающихся (20845 чел.), или 2,3% от постоянного населения города (224,0 тыс. чел.) на общую сумму 3278,54 тыс. руб.
/---------------------------------------------------\
| |Кол-во чел.|Сумма, тыс. руб.|
|----------------------+-----------+----------------|
| Пенсионеры | 1602 | 257,76 |
|----------------------+-----------+----------------|
| Инвалиды | 1698 | 269,57 |
|----------------------+-----------+----------------|
| Семьи с детьми | 1657 | 2689,47 |
|----------------------+-----------+----------------|
| Другие категории | 94 | 34,74 |
| граждан (безработные,| | |
| бомжи и т.д.) | | |
|----------------------+-----------+----------------|
| Всего | 5051 | 3278,54 |
\---------------------------------------------------/
Адресная социальная поддержка осуществлялась через:
1. Систему денежного обеспечения - 487,51 тыс. руб. (1137 чел.)
- целевые денежные выплаты на удовлетворение первостепенных потребностей (на приобретение продуктов питания, топлива, одежды, лекарства, оплаты детских садов, на ритуальные услуги и др.).
2. Систему натурального обеспечения - 1163,23 тыс. руб. (4726 чел.):
- предоставление натуральной помощи в виде предметов первой необходимости (продуктов питания, одежды, обуви и др. промышленных товаров), ее получили 4726 чел. на сумму 775,86 тыс. руб.
- предоставление горячего питания для лиц попавших в экстремальную ситуацию. Этим видом помощи охвачено 157 чел. Затраты составили 21,18 тыс. руб.
- оказание помощи при подготовке к школе детям из малообеспеченных семей в виде школьной формы, обуви, учебников и канцтоваров на общую сумму 224,39 тыс. руб. (605 чел.)
- выделение школьных портфелей в рамках акции "Здравствуй, школа" за счет средств областного бюджета на общую сумму 10,5 тыс. руб. (70 чел.).
3. Система обеспечения в виде льгот и услуг - 54,22 тыс. руб. (776 чел.):
- предоставление социальных услуг через сеть социальных служб, осуществляющих адресное социальное обслуживание на договорной и благотворительной основе - 54,22 тыс. руб. (776 чел.), в т.ч. парикмахерские услуги - 9,59 тыс. руб. (345 чел.), ремонт обуви - 4,62 тыс. руб. (126 чел.), прачка - 9,78 тыс. руб. (94 чел.), услуги бани - 3,26 тыс. руб. (82 чел.), фотоуслуги - 5,78 тыс. руб. (118 чел.). С целью обеспечения временного проживание граждан, попавших в экстремальную ситуацию, согласно Постановлению Мэра города от 24.02.98 г. N 422, гостиницы города на благотворительной основе предоставляли места 11 чел. на сумму 21,19 тыс. руб.
4. Систему оздоровления сетей - 1573,58 тыс. руб. (304 чел.):
За счет средств федерального бюджета, областного и городского бюджетов были предоставлены путевки для оздоровления детей, находящихся в социальном Приюте, и для детей, обслуживаемых в "Центре социальной помощи семье и детям", на общую сумму 1573,58 тыс. руб.
С целью расширения возможностей оказания различных видов помощи и правильного ее распределения Управлением социальной защиты населения Администрации г. Благовещенска проводится анализ, прогнозирование и планирование социальной помощи, при этом учитываются как финансовые возможности, так и социально-демографическая ситуация в городе. Основным принципом организации адресной социальной помощи является эффективное и целенаправленное использование всех средств, в т.ч. и финансовых. Поэтому все средства поступившие на счет Управления социальной защиты населения использованы целенаправленно на социальную поддержку слабых социальных групп, не способных самообеспечению.
Мероприятия Программы "Адресной социальной помощи населению выполнены на 272,7%, без учета средств, использованных на оздоровление детей и подростков - на 141,8%.
/-----------------------------------------------------------------------------\
| Наименование мероприятий | План. 9 мес.| Факт. 9 мес.| Процент |
| | тыс. руб. | тыс. руб. | выполнения |
|------------------------------------+-------------+-------------+------------|
| 1. Оказание денежной помощи на | | | |
| ритуальные услуги, лекарства, | | | |
| топливо, медиц. услуги, оплата | | | |
| детских садов, ремонт жилья, | | | |
| ком. услуги, компенсация больным | | | |
| сахар. диабетом) | 672,35 | 487,51 | 72,5% |
|------------------------------------+-------------+-------------+------------|
| 2. Оказание натуральной помощи: | | | |
| - продукты питания | | | |
| - горячее питание | | | |
| - одежда | 414,0 | 1031,93 | 249,3% |
|------------------------------------+-------------+-------------+------------|
| 3. Социально-бытовые услуги | | | |
| (парикмахерские, ремонт обуви, | | | |
| услуги прачечной, бани, гостиница)| 115,75 | 54,22 | 46,8% |
|------------------------------------+-------------+-------------+------------|
| 4. Оздоровление детей | | 1573,58 | |
|------------------------------------+-------------+-------------+------------|
| Всего: | 1202,1 | 3278,54 | 272,7 |
\-----------------------------------------------------------------------------/
/---------------------------------------------------------------------\
| Основные направления развития | План | Оказано | Процент |
| системы адресной помощи | | |выполнения|
|------------------------------------+---------+-----------+----------|
| 1. Социальная поддержка граждан | | | |
| пожилого возраста и лиц, попавших в| | | |
| экстремальную ситуацию | 295,3 | 292,5 | 99,1% |
|------------------------------------+---------+-----------+----------|
| 2. Социальная поддержка семей с | 534,15 | 2558,17 | 478,9% |
| детьми | | | |
|------------------------------------+---------+-----------+----------|
| 3. Социальная поддержка инвалидов | 372,65 | 296,54 | 79,6% |
|------------------------------------+---------+-----------+----------|
| Итого: | 1202,1 | 3278,54 | 272,7% |
\---------------------------------------------------------------------/
Мероприятия Программы "Адресной социальной помощи" выполнены за счет средств:
- федерального бюджета- 1232,47 тыс. руб. (на оздоровление детей и подростков):
- областного бюджета - 119,3 тыс. руб. (в т.ч. на социально-значимые мероприятия: Международный День семьи - 54,0 тыс. руб. и акция "Здравствуй, школа!" - 10,5 тыс. руб., летний отдых детей-инвалидов 20,80 тыс. руб.);
- Пенсионного Фонда 101,43 тыс. руб. - День Победы
- городского бюджета - 1040,80 тыс. руб. (в т.ч. путевки на оздоровление детей 320,31 тыс. руб.);
- благотворительных средств коммерческих структур - 578,65 тыс. руб.;
- других источников 205,89 тыс. руб. - питание детей в школьных столовых, (булочки, испеченные из муки, полученной по линии гуманитарной помощи).
II. Виды и формы адресной социальной поддержки населения
Адресная социальная поддержка малообеспеченных граждан и семей с детьми осуществляется через органы социальной защиты населения, их специализированные социальные учреждения, сеть служб дифференцированной системы социального обслуживания нуждающихся граждан путем предоставления денежной, натуральной помощи и системы помощи в виде льгот и услуг.
Система денежной помощи предусматривает:
- целевые компенсационные выплаты для удовлетворения первостепенных потребностей: на приобретение продуктов питания, топлива, одежды, лекарства и т.д.;
- компенсации отдельным категориям граждан на продукты питания;
- дотации на лечение.
Система натуральной помощи предусматривает:
- предоставление натуральной помощи в виде предметов первой необходимости (продуктов питания, одежды, обуви и других промышленных товаров по льготным ценам или бесплатно) через магазины и пункты выдачи;
- предоставление особо нуждающимся группам гарантированного продуктового набора;
- организация бесплатного горячего питания.
Система социальной помощи в виде льгот и услуг предусматривает:
- предоставление льгот по оплате жилья, коммунальных услуг отдельным категориям граждан, не имеющим льгот по закону;
- предоставление социальных услуг через сеть социальных служб, осуществляющих адресное социальное обслуживание (парикмахерские, бани, пункты по стирке одежды, ремонтные мастерские, гостиницы);
- организацию надомного социальною обслуживания (на платной и бесплатной основе), которое осуществляется через прием одиноких пенсионеров и инвалидов, нуждающихся в посторонней помощи на обслуживание н Центр социального обслуживания, осуществляющий организационную и практическую деятельность по оказанию различных видов социальной помощи;
- направление на отделение дневного стационара, где пенсионеры получают горячее питание, бытовые, медицинские услуги (на платной и бесплатной основе);
- оказание медицинских услуг на дому тяжелобольным через специализированное медицинское отделение при Центре социального обслуживания;
- оказание разовых услуг остро нуждающимся в социальной поддержке гражданам через отделение срочной социальной помощи при Центре социального обслуживания;
- проведение социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- выявление несовершеннолетних детей, находящихся в социально опасном положении, а также семей, несовершеннолетние члены которых нуждаются в социальных услугах;
- создание механизма профилактики и социальной реабилитации детей в условиях возникновения таких социальных рисков, как: беспризорность, рост наркомании и преступности, вынужденные перемещения;
- обеспечение занятости социально слабо защищенных категорий граждан по Программе содействия занятости населения.
III. Основные критерии предоставления адресной поддержки и ее размер в 2003 году
Адресная социальная поддержка должна быть направлена конкретным нуждающимся гражданам с учетом индивидуальных особенностей и иных критериев, таких как: возраст, состояние здоровья, размер совокупного дохода, состав семьи, отсутствие родственников, отсутствие определенного места жительства.
Адресная социальная поддержка оказывается по заявительной системе на основании следующих документов:
- заявление;
- справка о составе семьи;
- справки о доходах всех совместно проживающих членов семьи (пенсия, заработная плата, пособия, алименты, стипендия);
- акт обследования социально-бытовых условий заявителя;
- для безработных - справка из Центра занятости;
- документы, удостоверяющие личность.
Данные о доходах семьи уточняются ежеквартально. Акт обследования для семей с детьми уточняется через 6 месяцев, для пенсионеров 1 раз в год.
Размер сумм адресной социальной поддержки на семью по видам:
1. Денежная помощь на:
- дорогостоящие лекарства, питание, оплату детских садов 100-500 руб.
- топливо до 1000 руб.
- ритуальные услуги до 1500 руб.
- ремонт жилья, оплату коммунальных услуг до 2000 руб.
- оздоровление, операции до 5000 руб.
- приобретение слуховых аппаратов, ортопедических средств до 1000 руб.
- питание больных сахарным диабетом до 500 руб.
2. Натуральная помощь (продукты питания) 100-250 руб.
Размер суммы адресной помощи свыше 500 руб. утверждается коллегией Управления социальной защиты населения.
IV. Организационные мероприятия по реализации Программы
"Адресной социальной поддержки"
Программа рассчитана на год. С целью реализации Программы органы социальной защиты должны:
- осуществлять связь со средствами массовой информации (телевидение, радио, печать), периодически информировать население города о проводимой адресной помощи;
- развивать и совершенствовать систему денежной, натуральной социальной помощи;
- осуществлять взаимодействие с органами власти, с общественными организациями по вопросам разработки и реализации Программы;
- привлекать благотворительные средства для финансирования Программы и укрепления материально-технической базы системы социальной защиты;
- ежеквартально подводить итоги по выполнению мероприятий Программы.
V. Основные направления развития системы адресной социальной поддержки
малоимущих граждан города внедрение новых социальных технологий и
инновационных форм социального обслуживания населения в 2003 году
Реформирование социально-экономического и политического устройства страны, проявление новых социальных проблем определили необходимость создания и развития комплексной системы социального обслуживания граждан.
В настоящее время система социальной поддержки населения включает широкий набор мер. направленных на профилактику социального неблагополучия, помощь гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, поддержку социально уязвимых групп населения.
1. Дальнейшее развитие сети специализированных учреждений и служб
дифференцированной системы социального обслуживания населения
1. Совершенствовать работу по надомному социальному обслуживанию одиноких граждан на бесплатной и платной основе.
Основная цель - максимально продлить нахождение граждан в привычной для них среде обитания, поддержать их личностный и социальный статус, защищать их права и законные интересы.
2. Интенсивно развивать отделение срочной социальной помощи населению при Центре социального обслуживания.
Основная цель - оказание разовых услуг (обеспечение одеждой, продуктами, содействие в предоставлении временного жилья, организация экстренной медико-психологической помощи, содействие в трудоустройстве, организация юридических и иных консультаций, помощь в оформлении документов и др.).
3. Организация работы социально-реабилитационного отделения с дневным пребыванием.
Основная цель - организация лечебно-оздоровительных мероприятий, предоставление медико-психологической помощи.
4. Развивать специализированное отделение медико-социального обслуживания на дому.
Основная цель - оказание экстренной доврачебной помощи, выполнение медицинских процедур, перевязок, инъекций по назначению лечащего врача тяжелобольным пенсионерам и инвалидам.
5. Расширять возможности платного обслуживания на дому и дневного стационара по медико-социальной помощи населению.
6. Совершенствовать работу по комплексному обслуживанию семей с детьми, нуждающихся в современной и квалифицированной помощи но основным направлениям:
- оказание адресной помощи (в виде одежды, продуктов питания) семьям, имеющим несовершеннолетних детей;
- решение проблем детской беспризорности, профилактики правонарушений несовершеннолетних, социального сиротства;
- оказание социальных услуг (социально-экономических, медико-социальных, психолого-педагогических, социально-реабилитационных, юридических).
7. Развивать и совершенствовать работу социально-консультативных пунктов. Создание социально-консультативных пунктов по месту жительства в границах ТОС (территориально общественное самоуправление).
Основная цель - предоставление экстренной социальной помощи населению по месту жительства.
8. Развивать формы мобильного обслуживания населения:
- "Социальная почта"
Основная цель - оказание срочной помощи гражданам в вопросах. требующих экстренного вмешательства социальных служб, осуществление обратной связи отделов и управлений Администрации с населением.
- "Телефонная горячая линия"
Основная цель - оказание экстренной социально-психологической, консультативной помощи по разъяснению законодательства РФ.
- "Социальная приемная"
Основная цель - комплексное решение социальных проблем совместно с некоммерческими и общественными организациями (городским Советом ветеранов. Ассоциацией многодетных матерей и Ассоциацией родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями).
- "Комплексные выездные группы"
Основная цель - временное объединение специалистов разного профиля для встреч с населением по месту жительства.
9. Продолжить развитие сети служб бытового обслуживания населения на договорной и благотворительной основе (парикмахерские, мастерские по ремонту обуви, бани, прачечные).
10. Создать службу уличных социальных работников.
Основная цель - проведение рейдов по местам концентрации безнадзорных детей. Социальный патронаж неблагополучных семей.
Появление новых социальных проблем определило необходимость создания системы социальной защиты населения, которая должна быть направлена на стабилизацию уровня жизни населения, на сокращение масштабов бедности, на уменьшение разрыва в уровне жизни между различными категориями граждан.
Затянувшееся кризисное состояние, неясность перспектив социального развития, усталость населения, распад существовавшей системы морально-нравственных ценностей и отсутствие внятной общепринятой новой системы - все это приводит к тому, что в социальном внимании нуждается все больше граждан.
Сохраняющиеся кризисные явления в экономике являются тем объективным фактором, который предопределяет масштабируемость и направление работы отрасли, вынужденной постоянно наращивать объемы и развивать систему социального обслуживания.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.