Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области
от 22 февраля 2005 г. N 02-247
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
Федосов И.В. - председатель Комиссии, и.о. руководителя управления,
Члены Комиссии:
Тарасова У.Н. - начальник отдела по контролю за соблюдением
антимонопольного законодательства, законодательства о
естественных монополиях,
Богуш В.П. - главный специалист АМО,
Фаюстова Т.Н. - главный специалист АМО,
рассмотрев дело N А-5/512004 о нарушении ОАО энергетики и электрификации "Амурэнерго" (г. Благовещенск, ул. Шевченко, 28) пункта 1 статьи 5 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", установила:
18 ноября 2004 года в Амурское УФАС России поступило письмо, в котором ООО "АМИД" просило разъяснить правомерность взыскания платы за присоединение объекта к электросетям ОАО "Амурэнерго". К заявлению ООО "АМИД" приложило копию технических условий от 10.09.2004г. на электроснабжение электроустановок и проект соглашения о взаимном сотрудничестве от 10.09.2004г., которое не было подписано сторонами.
При рассмотрении письма ООО "АМИД" и документов, приложенных к нему, было установлено, что ОАО "Амурэнерго" требует от заявителя заключения соглашения о сотрудничестве для оказания услуг по технологическому присоединению объекта
пунктом 7 указанных технических условий заявителю - ООО "АМИД", вменяется обязанность "заключить соглашение о взаимном сотрудничестве с ОАО "Амурэнерго" на оказание услуг по технологическому присоединению объекта".
Пунктом 1.1. проекта соглашения о взаимном сотрудничестве от 10.09.2004г. определено, что "в целях заключения в будущем договора энергоснабжения, Исполнитель обязуется оказать услуги по технологическому присоединению объекта Заказчика к сетям, получающим электрическую энергию (установленную мощность) в количестве 518,2 кВт от источников Исполнителя в соответствии с техническими условиями N 18-33/212 от 10.09.2004г.".
Стоимость услуг по технологическому присоединению определена в размере 4 248 535, 30 руб.
В соответствии с пунктами 6.3 и 6.4 соглашения исполнитель обязан создать возможность для подачи электрической энергии на объект Заказчика от источников Исполнителя в соответствии с техническими условиями и зарезервировать для Заказчика мощность, указанную в условиях присоединения, до заключения договора энергоснабжения между сторонами.
В случае неоплаты за оказываемые Исполнителем услуги по обеспечению технической возможности присоединения установок заказчика к сетям, Исполнитель имеет право отказать Заказчику в подаче электрической энергии на присоединяемый объект.
В связи с рассмотрением заявления ООО "АМИД" Амурское УФАС России запросило у ОАО "Амурэнерго" обоснование требования о заключении соглашения о взаимовыгодном сотрудничестве, перечень работ, выполняемых ОАО "Амурэнерго" по данному соглашению, а также какие последствия может повлечь за собой отказ 000 "АМИД" в заключении соглашения.
На данный запрос ОАО "Амурэнерго" сообщило следующее.
Пунктами 63 и 69 "Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.02.2004г. N 109 установлено, что "размер платы за технологическое присоединение определяется в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной энергетической комиссией по согласованию с МАП России". В связи с отсутствием нормативно правовой базы по технологическому присоединению объектов заключаются договоры в соответствии с ГК РФ с указанием размера платы в соответствии со сметой, включающей компенсацию расходов сетевой организации на проведение мероприятий по технологическому присоединению объекта. Кроме того, ОАО "Амурэнерго" привело перечень работ, которые оно должно произвести для исполнения соглашения о сотрудничестве. К ним относятся:
- разработка технических условий в соответствии с заявкой;
- проверка соответствия установленных у заявителя приборов (систем) коммерческого учета выданным ему техническим условиям;
- разработка необходимой проектно-сметной документации и строительных работ на выполняемые сетевой организацией работы по усилению собственных энергоустановок и магистральных сетей, требующихся для обеспечения энергией заявителя;
подключение энергоприемников заявителя к сетям сетевой организации.
При рассмотрении настоящего дела ООО "АМИД" настаивало на своих требованиях о признании незаконными действий ОАО "Амурэнерго" по навязыванию заключения соглашения о сотрудничестве и оплате услуг по технологическому присоединению.
Представители ОАО "Амурэнерго" не согласились с доводами заявителя, указав, что ООО "АМИД" добровольно заключало соглашение о сотрудничестве, согласилось с размером платы за услуги по технологическому присоединению объекта. Возможность взимания платы за технологическое присоединение объектов установлена статьей 26 Федерального закона "Об электроэнергетике", Правилами технологического присоединения энсргопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. N 861.
Комиссия Амурского УФАС России, рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения сторон, пришла к следующим выводам.
Отношения, возникающие между энергоснабжающей организацией и абонентом (потребителем), реализуются Гражданским кодексом РФ, в том числе ГК РФ установлен порядок и условия заключения договора энергоснабжения (ст.ст. 539, 540 ГК РФ).
Кроме того, отношения в сфере электроэнергетики регулируются Федеральным законом "Об электроэнергетике".
Статьей 26 Федерального закона "Об электроэнергетике" установлено, что технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Указанный порядок регламентирует процедуру такого присоединения, предусматривает существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, а также требования к выдаче индивидуальных технических условий для присоединения к электрическим сетям.
Любые юридические и физические лица имеют право на технологическое присоединение своих энергопринимающих устройств (энергетических установок) к электрическим сетям при наличии технической возможности для этого и соблюдении ими установленных правил такого присоединения.
Технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям осуществляется на основе договора. Условия договоров об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, за исключением индивидуальных технических условий для технологического присоединения к электрическим сетям, являются одинаковыми для всех юридических и физических лиц.
За технологическое присоединение к электрическим сетям плата взимается однократно. Размер указанной платы устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, и должен компенсировать затраты на проведение мероприятий по технологическому присоединению нового объекта к электрическим сетям.
Включение указанных затрат в состав платы за услуги по передаче электрической энергии не допускается.
27.12.2004г. было принято постановление Правительства РФ N 861, которым были утверждены Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правила недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правила недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.
В соответствии с указанными Правилами и статьей 26 ФЗ "Об электроэнергетике" энергоснабжающая организация вправе взимать плату за технологическое присоединение объектов юридических и физических лиц.
Однако Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям были приняты 27.12.2004г., а технические условия, обязывающие ООО "АМИД" заключить соглашение с ОАО "Амурэнерго" о взаимном сотрудничестве на оказание услуг по технологическому присоединению объекта, были выданы ОАО "Амурэнерго" 10.09.2004г.. т.е. за несколько месяцев до принятия данного нормативного правового акта.
Статьей 421 ГК РФ установлено, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством.
ОАО "Амурэнерго", самостоятельно установив размер платы за технологическое присоединение объекта заявителя, нарушило требования ФЗ "Об электроэнергетике", так как этим федеральным законом определено, что размер платы за технологическое присоединение устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Тем не менее, ОАО "Амурэнерго" навязало ООО "АМИД" соглашение о взаимное сотрудничестве для оказания услуг.
18.11.2004г. ООО "АМИД" обратилось с заявлением в Амурское УФАС России и просило разъяснить правомерность взимания платы за присоединение объекта к электросетям "Амурэнерго". В момент обращения соглашение о сотрудничестве не были подписано сторонами. Заявитель объяснил Комиссии, что ОАО "Амурэнерго" отказывается заключить с ним договор энергоснабжения пока не будет заключено соглашение о сотрудничестве. 21.12.2004г. ОАО "Амурэнерго" вместе с сопроводительным письмом N 15-83/539-5570 направило ООО "АМИД" подписанное соглашение о сотрудничестве, и 22.12.2004г. направило договор энергоснабжения N 232 от 26.11.2004г., который был подписан заявителем 29.12.2004г. Кроме того, 21.12.2004г. ОАО "Амурэнерго" выставило ООО "АМИД" счет N 406 на оплату в соответствии с соглашением N 22/1064 от 10.09.2004г. 4248535, 30 руб. за технологическое присоединение объекта к сетям энергоснабжения.
Представитель ООО "АМИД" пояснил Комиссии, что ему пришлось подписать соглашение о взаимном сотрудничестве, так как в противном случае ОАО "Амурэнерго" отказывалось заключать с обществом договор энергоснабжения.
Таким образом, доводы заявителя о том, что ОАО "Амурэнерго" навязывает ему заключение соглашения о сотрудничестве для оплаты технологического присоединения объекта к сетям энергоснабжающей организации, документально подтверждаются.
Статьей 5 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" запрещаются действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, которые могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов.
ОАО "Амурэнерго" состоит в Реестре хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%, по товарной группе "Электроэнергия" с долей более 65% в границах Амурской области.
Следовательно, ОАО "Амурэнерго", установив заключение соглашения о взаимном сотрудничестве на оказание услуг по технологическому присоединению объекта, в качестве условия заключение договора энергоснабжения с ООО "АМИД" злоупотребило своим доминирующим положением в ущерб интересам ООО "АМИД".
Руководствуясь п.1 статьи 27 Закона РСФСР "О конкуренции... " и в соответствии с пунктом 2.12 Правил рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации
решила:
1. Выдать ОАО "Амурэнерго" предписание о прекращении нарушения пункта 1 статьи 5 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
Председатель Комиссии: |
И.В. Федосов |
Члены Комиссии: |
У.Н. Тарасова |
В.П. Богуш
Т.И. Фаюстова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области от 22 февраля 2005 г. N 02-247
Текст Решения официально опубликован не был