Закон Амурской области
от 7 апреля 1998 г. N 64-ОЗ
"О муниципальной службе в Амурской области"
(принят Амурским областным Советом народных депутатов 19 марта 1998 г.)
(с изменениями от 27 декабря 2002 г.)
Глава I. Общие положения (ст.ст. 1-7)
Глава II. Правовое положение муниципального служащего (ст.ст. 8-22)
Глава III. Прохождение муниципальной службы (ст.ст. 23-30)
Глава IV. Управление муниципальной службой (ст.ст. 31-33)
Глава V. Заключительные и переходные положения (ст.ст. 34-36)
Настоящий Закон устанавливает общие принципы организации муниципальной службы в области, устанавливает правовое положение муниципальных служащих и служит основой для формирования законодательства области о муниципальной службе.
Глава I. Общие положения
Законом Амурской области от 27 декабря 2002 г. N 168-ОЗ в статью 1 настоящего Закона внесены изменения
Статья 1. Основные понятия
В отношении настоящего Закона используются следующие понятия:
муниципальная должность - должность, предусмотренная уставом муниципального образования в соответствии с законом области, с установленными полномочиями на Решение вопросов местного значения и ответственностью за осуществление этих полномочий, а также должность в органах местного самоуправления, образуемых в соответствии с уставом муниципального образования, с установленными кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного органа местного самоуправления и ответственностью за исполнение этих обязанностей;
муниципальная служба - профессиональная деятельность на постоянной основе на должностях муниципальной службы, не являющихся выборными, по исполнению и обеспечению полномочий органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления;
муниципальный служащий - гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, исполняющий в порядке, определенном уставом муниципального образования в соответствии с федеральными и областными законами, обязанности по муниципальной должности муниципальной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств местного бюджета;
выборная муниципальная должность - муниципальная должность, замещаемая в результате муниципальных выборов (депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления), а также замещаемая на основании решений представительного или иного выборного органа местного самоуправления в отношении лица, избранного в состав указанных органов в результате муниципальных выборов;
реестр муниципальных должностей - перечень унифицированных наименований, распределенных по соответствующим группам муниципальных должностей;
классификация муниципальных должностей - перечень муниципальных должностей определенного муниципального образования;
реестр муниципальных служащих - перечень сведений о муниципальных служащих, в том числе о включенных в резерв на выдвижение на вышестоящие должности муниципальной службы и о находящихся в отставке.
Статья 2. Законодательная основа муниципальной службы
1. Законодательство области о муниципальной службе основывается на нормах Конституции Российской Федерации, Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", других федеральных законов, Устава (основного Закона) Амурской области, Закона Амурской области "Об общих принципах организации местного самоуправления в Амурской области" и состоит из настоящего Закона, а также принимаемых на его основе областных законов и иных нормативных правовых актов.
2. Организация муниципальной службы на территории муниципального образования осуществляется в соответствии с федеральными законами, областными законами о муниципальной службе, уставом муниципального образования и Положением о муниципальной службе, принимаемым представительным органом местного самоуправления.
3. На муниципальных служащих распространяется действие законодательства Российской Федерации о труде с особенностями, предусмотренными Федеральным законом "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" и настоящим Законом.
4. Статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления настоящим Законом не устанавливается.
Статья 3. Полномочия органов государственной власти области в вопросах муниципальной службы
К полномочиям органов государственной власти области в вопросах муниципальной службы относятся:
принятие и изменение законов и иных нормативных правовых актов о муниципальной службе, контроль за их соблюдением;
принятие областных программ развития муниципальной службы;
установление и обеспечение гарантий области для муниципальных служащих;
установление соотношения должностей муниципальной службы и государственных должностей государственной службы области;
иное, не отнесенное федеральными законами к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в вопросах муниципальной службы.
Статья 4. Предметы ведения муниципального образования в области муниципальной службы
1. К предметам ведения муниципального образования в области муниципальной службы относятся:
1) регулирование статуса муниципального служащего, условий и порядка прохождения муниципальной службы, управления службой, требований к должностям муниципальной службы уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами области;
2) организация муниципальной службы;
3) установление и обеспечение гарантий муниципального образования для муниципальных служащих.
2. Муниципальное образование вправе принимать к своему рассмотрению иные вопросы муниципальной службы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти.
Статья 5. Основные принципы муниципальной службы
Муниципальная служба основана на принципах:
верховенства Конституции Российской Федерации, федеральных законов и законов области над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении муниципальными служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав;
приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия: обязанности муниципальных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;
равного доступа граждан к муниципальной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой;
самостоятельности органов местного самоуправления в пределах их полномочий;
единства основных требований, предъявляемых к муниципальной службе как в Российской Федерации, так и на территории области, с учетом исторических и иных местных традиций;
профессионализма и компетентности муниципальных служащих; ответственности муниципальных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;
правовой и социальной защищенности муниципальных служащих;
внепартийности муниципальной службы.
Статья 6. Муниципальные должности
1. Муниципальная должность определяет служебный статус (отношения с выше-, равно- и нижестоящими), организационный статус (место в структуре органа местного самоуправления) и правовой статус (круг полномочий, функции, права, обязанности) замещающего ее лица.
2. Муниципальные должности подразделяются на:
1) муниципальные выборные должности - муниципальные должности категории "А";
2) должности муниципальной службы, устанавливаемые органами местного самоуправления для обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих выборные муниципальные должности категории "А", - муниципальные должности категории "Б";
3) должности муниципальной службы, устанавливаемые органами местного самоуправления для обеспечения исполнения их полномочий, - муниципальные должности категории "В".
Перечень муниципальных должностей категорий "А", "Б", "В" устанавливается в Реестре муниципальных должностей, принимаемом законом области.
3. На основании Реестра муниципальных должностей каждое муниципальное образование самостоятельно разрабатывает и утверждает свою классификацию муниципальных должностей, в соответствии с которой формируются структуры и штаты органов местного самоуправления.
4. Муниципальные должности муниципальной службы подразделяются на группы:
высшие должности муниципальной службы - 5 группа;
главные должности муниципальной службы - 4 группа;
ведущие должности муниципальной службы - 3 группа;
старшие должности муниципальной службы - 2 группа;
младшие должности муниципальной службы - 1 группа.
Должности муниципальной службы пятой группы устанавливаются уставом муниципального образования в соответствии с Реестром муниципальных должностей.
Должности муниципальной службы четвертой, третьей, второй и первой групп устанавливаются нормативными правовыми актами муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования и Реестром муниципальных должностей.
5. Квалификационные и иные требования к муниципальным должностям устанавливаются Положением о муниципальной службе в соответствии с уставом муниципального образования, федеральными и областными законами.
6. Штатное расписание органов местного самоуправления и их структурных подразделений устанавливается нормативными правовыми актами муниципального образования на основе классификации муниципальных должностей и положения о муниципальной службе в соответствующем муниципальном образовании.
В целях организационно-технического обеспечения деятельности органов местного самоуправления в их штатные расписания могут включаться должности, не относящиеся к муниципальным должностям.
7. Лица, не замещающие муниципальные должности муниципальной службы и исполняющие обязанности по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления, не являются муниципальными служащими.
Статья 7. Финансирование муниципальной службы
1. Финансирование муниципальной службы осуществляется за счет средств местного бюджета путем выделения в его расходной части отдельной строкой соответствующих ассигнований.
2. Органы государственной власти области в соответствии с федеральными и областными законами обеспечивают муниципальным образованиям минимально необходимые расходы местных бюджетов на муниципальную службу при определении минимальных местных бюджетов.
Минимально необходимые расходы местных бюджетов на муниципальную службу, включающие финансовое обеспечение гарантий для муниципальных служащих, установленных федеральными и областными законами, входят в состав минимальных местных бюджетов, обеспечиваемых в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", другими федеральными и областными законами.
Глава II. Правовое положение муниципального служащего
Статья 8. Основы правового статуса муниципального служащего
1. Правовой статус муниципального служащего определяется федеральными и областными законами, уставом и Положениемо муниципальной службе соответствующего муниципального образования, а также иными нормативными правовыми актами муниципального образования.
2. Основным нормативным документом, Регламентирующим деятельность муниципального служащего в структуре органа местного самоуправления и определяющим его статус, является должностная инструкция муниципального служащего.
3. Муниципальный служащий имеет удостоверение установленного образца, вручаемое ему соответствующим органом местного самоуправления.
Статья 9. Обязанности муниципального служащего
1. Муниципальный служащий обязан:
1) обеспечивать соблюдение Конституции Российской Федерации, федеральных и областных законов, реализацию устава муниципального образования, решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, а также нормативных правовых актов органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, в том числе регулирующих сферу его полномочий;
2) обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан;
3) обеспечивать каждому гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, а также возможность получения гражданами другой полной и достоверной информации о деятельности органов местного самоуправления;
4) исполнять приказы, распоряжения и указания (за исключением незаконных) руководителей, отданные в пределах их должностных полномочий;
5) своевременно рассматривать обращения граждан и общественных объединений, а также предприятий, учреждений и организаций, государственных органов и органов местного самоуправления и разрешать их в порядке, установленном нормативными правовыми актами муниципального образования в соответствии с федеральными и областными законами;
6) соблюдать установленные в органе местного самоуправления правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции, порядок работы со служебной документацией;
7) поддерживать уровень квалификации, достаточный для исполнения им должностных обязанностей.
2. Уставом муниципального образования в соответствии с законами области могут быть установлены иные обязанности муниципального служащего, не противоречащие Конституции Российской Федерации, федеральным и областным законам, настоящему Закону.
Статья 10. Права муниципального служащего
1. Муниципальный служащий имеет право на:
1) ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности муниципальной службы, критерии оценки качества работы и условия продвижения по службе, а также условия, необходимые для исполнения им должностных обязанностей;
2) получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения им должностных обязанностей;
3) посещение в установленном порядке для исполнения им должностных обязанностей предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности;
4) принятие решений и участие в их подготовке в соответствии с его должностными обязанностями;
5) участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной должности муниципальной службы или государственной должности государственной службы;
6) продвижение по службе, увеличение денежного содержания с учетом результатов и стажа его работы, уровня квалификации;
7) повышение квалификации, переподготовку (переквалификацию) за счет местного бюджета;
8) ознакомление со всеми материалами своего личного дела, с отзывами о своей деятельности и другими документами до внесения их в личное дело, приобщение к личному делу своих обязанностей;
9) проведение по его требованию служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство;
10) объединение в профессиональные союзы для защиты своих прав, законных социально-экономических и профессиональных интересов;
11) внесение предложений по совершенствованию муниципальной службы;
12) обращение в соответствующие органы местного самоуправления или в суд для разрешения споров, связанных с муниципальной службой;
13) пенсионное обеспечение с учетом стажа муниципальной службы.
2. Уставом муниципального образования и Положением о муниципальной службе в соответствии с законами области могут быть установлены иные права муниципального служащего, не противоречащие Конституции Российской Федерации, настоящему Закону и иным нормативным правовым актам.
Статья 11. Ограничения, связанные с муниципальной службой
1. Муниципальный служащий не вправе:
1) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности;
2) быть депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом областного Совета народных депутатов, представительного органа местного самоуправления, членом иных выборных органов местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления;
3) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;
4) состоять членом органа управления коммерческой организации, если иное не предусмотрено законом или если в порядке, установленном уставом муниципального образования в соответствии с федеральными и областными законами, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;
5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в органе местного самоуправления, в котором он состоит на муниципальной службе либо который непосредственно подчинен или подконтролен ему;
6) использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое муниципальное имущество и служебную информацию;
7) получать гонорары за публикации и выступления в качестве муниципального служащего;
8) получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением им должностных обязанностей;
9) выезжать в служебные командировки за счет физических и юридических лиц, за исключением командировок, осуществляемых на взаимной основе по договоренности с органами местного самоуправления других муниципальных образований, а также с органами государственной власти и органами местного самоуправления иностранных государств, международными и иностранными некоммерческими организациями;
10) принимать участие в забастовках;
11) использовать свое служебное положение в интересах политических партий, общественных, в том числе религиозных, объединений.
2. Муниципальные служащие не вправе образовывать в органах местного самоуправления структуры политических партий, религиозных, общественных объединений, за исключением профессиональных союзов.
3. Муниципальный служащий обязан передавать в доверительное управление под гарантию муниципального образования на время прохождения муниципальной службы находящиеся в его собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций в порядке, установленном уставом муниципального образования в соответствии с федеральными и областными законами.
Статья 12. Сведения о доходах муниципального служащего и об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности
Гражданин при поступлении на муниципальную службу, а также муниципальный служащий ежегодно в соответствии с федеральными и областными законами обязан представлять в органы государственной налоговой службы сведения о полученных им доходах и об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, являющихся объектами налогообложения.
Статья 13. Ответственность муниципального служащего
Законом Амурской области от 27 декабря 2002 г. N 168-ОЗ в пункт 1 статьи 13 настоящего Закона внесено изменение
1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим возложенных на него обязанностей (должностной проступок) на муниципального служащего могут налагаться органом или руководителем, имеющим право назначать муниципального служащего на должность муниципальной службы, следующие дисциплинарные взыскания:
замечание;
выговор;
увольнение.
2. Муниципальный служащий, допустивший должностной проступок, может быть временно (но не более чем на месяц) до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности отстранен от исполнения должностных обязанностей с сохранением денежного содержания лицом, назначившим его на эту должность.
3. Порядок применения и обжалования дисциплинарных взысканий, налагаемых на муниципального служащего, устанавливается в соответствии с действующим федеральным законодательством, а также нормативными правовыми актами о дисциплинарной ответственности муниципальных служащих муниципальной службы.
4. Муниципальный служащий в случае сомнения в правомерности полученного им для исполнения распоряжения обязан в письменной форме незамедлительно сообщить об этом своему непосредственному руководителю, руководителю, издавшему распоряжение, и вышестоящему руководителю. Если вышестоящий руководитель, а в его отсутствие - руководитель, издавший распоряжение, в письменной форме подтверждает указанное распоряжение, муниципальный служащий обязан его исполнить, за исключением случаев, когда его исполнение является административно либо уголовно наказуемым деянием.
Ответственность за исполнение муниципальным служащим неправомерного распоряжения несет подтвердивший это распоряжение руководитель.
5. Муниципальный служащий несет предусмотренную законом ответственность за действия или бездействие, ведущие к нарушению прав и законных интересов граждан.
6. Уставом муниципального образования или Положением о муниципальной службе в соответствии с законами области устанавливаются порядок и условия ответственности муниципальных служащих перед населением муниципального образования.
Статья 14. Поощрение муниципального служащего
1. За успешное и добросовестное исполнение муниципальным служащим должностных обязанностей, продолжительную и безупречную работу, выполнение заданий особой важности и сложности к нему применяются следующие виды поощрения:
объявление благодарности;
награждение денежной премией в размере месячного оклада с установленными надбавками;
награждение ценным подарком;
награждение Почетной грамотой областного Совета народных депутатов;
награждение почетными грамотами органов местного самоуправления;
присвоение почетных званий;
представление к наградам Российской Федерации в порядке, установленном федеральными законами;
иные виды поощрений, устанавливаемые нормативными правовыми актами муниципального образования.
2. Порядок применения поощрений определяется нормативными правовыми актами муниципального образования в соответствии с федеральными и областными законами.
Статья 15. Гарантии для муниципального служащего
1. Муниципальному служащему уставом и иными нормативными правовыми актами муниципального образования в соответствии с федеральными и областными законами гарантируются:
1) условия работы, обеспечивающие исполнение им должностных обязанностей;
2) денежное содержание и иные выплаты, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами области и нормативными правовыми актами муниципального образования;
3) ежегодный оплачиваемый отпуск;
4) медицинское обслуживание его и членов его семьи, в том числе после выхода на пенсию;
5) санаторно-курортное лечение при наличии соответствующего заключения медицинского учреждения;
6) переподготовка (переквалификация) и повышение квалификации с сохранением денежного содержания на период обучения;
7) обязательность получения его согласия на перевод на другую должность муниципальной службы;
8) пенсионное обеспечение за выслугу лет и пенсионное обеспечение членов семьи муниципального служащего в случае его смерти, наступившей в связи с исполнением им должностных обязанностей;
9) обязательное государственное страхование на случай причинения вреда здоровью и имуществу в связи с исполнением им должностных обязанностей;
10) обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или потери трудоспособности в период прохождения им муниципальной службы или после ее прекращения, но наступивших в связи с исполнением им должностных обязанностей;
11) защита его и членов его семьи в порядке, установленном законом, от насилия, угроз, других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей.
2. Муниципальному служащему в зависимости от условий прохождения им муниципальной службы, предоставляются в случаях и порядке, установленных уставом муниципального образования, жилая площадь, служебный транспорт или денежная компенсация транспортных расходов за использование личного транспорта в служебных целях.
3. Муниципальному служащему в соответствии с нормативными правовыми актами муниципального образования, федеральными и областными законами возмещаются расходы и предоставляются иные компенсации в связи с командировками, приемом на муниципальную службу, переводом на должность муниципальной службы в другой орган местного самоуправления, направлением на муниципальную службу в другую местность, а также возмещаются связанные с этим транспортные расходы и расходы на оплату жилья.
4. Уставом муниципального образования в соответствии с законами области могут быть предусмотрены иные гарантии для муниципального служащего.
Статья 16. Денежное содержание муниципального служащего
1. Денежное содержание муниципального служащего выплачивается за счет местного бюджета.
2. Денежное содержание муниципального служащего состоит из:
1) должностного оклада;
2) надбавки к должностному окладу за квалификационный разряд;
3) надбавки к должностному окладу за сложность, напряженность и специальный режим работы;
4) начислений к заработной плате районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за работу в районах, приравненных к районам Крайнего Севера, и южных районах Дальнего Востока;
5) надбавки к должностному окладу за выслугу лет на муниципальной службе;
6) премий по результатам работы;
7) иных выплат, предусмотренных нормативными правовыми актами муниципального образования в соответствии с федеральными и областными законами.
3. Размер должностного оклада, размеры и порядок установления надбавок и иных выплат к должностному окладу муниципального служащего определяются нормативными правовыми актами муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования, федеральными и областными законами.
Статья 17. Отпуск муниципального служащего
1. Муниципальному служащему устанавливается ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней.
2. Руководители органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования в соответствии с федеральными и областными законами имеют право устанавливать отдельным категориям муниципальных служащих за особые условия работы ежегодный оплачиваемый отпуск большей продолжительности в пределах ассигнований, предусмотренных в местном бюджете на содержание данного органа местного самоуправления.
3. Сверх ежегодного оплачиваемого отпуска муниципальному служащему в установленном порядке предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет при стаже муниципальной службы:
после 3 лет работы - 3 календарных дня;
после 5 лет работы - 5 календарных дней;
после 10 лет работы - 10 календарных дней;
после 15 лет работы - 15 календарных дней.
В соответствии с Законом Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" муниципальному служащему предоставляется ежегодный дополнительный отпуск продолжительностью в районах, приравненных к районам Крайнего Севера, - 16 календарных дней, в остальных районах - 8 календарных дней.
Законом Амурской области от 27 декабря 2002 г. N 168-ОЗ в пункт 4 статьи 17 настоящего Закона внесены изменения
4. При исчислении общей продолжительности ежегодного отпуска муниципальным служащим дополнительные отпуска суммируются с ежегодным основным отпуском.
Продолжительность отпусков определяется в календарных днях. Праздничные дни, приходящиеся на период отпуска, при определении продолжительности отпуска в число календарных дней не включаются.
Законом Амурской области от 27 декабря 2002 г. N 168-ОЗ в пункт 5 статьи 17 настоящего Закона внесено изменение
5. В соответствии с федеральным законодательством отпуск муниципальному служащему может быть по его просьбе разделен на части, одна из которых не может быть менее 14 календарных дней.
6. Муниципальному служащему по семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам на основании его личного заявления и с разрешения непосредственного руководителя может предоставляться отпуск без сохранения заработной платы на срок до одного года, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.
7. Порядок предоставления отпусков, исчисления стажа работы, дающего право на дополнительный оплачиваемый ежегодный отпуск, очередность предоставления отпусков устанавливаются нормативными правовыми актами муниципального образования в соответствии с федеральным законодательством.
Статья 18. Пенсионное обеспечение муниципального служащего и членов его семьи
1. На муниципального служащего в области пенсионного обеспечения в полном объеме распространяются права государственного служащего в Российской Федерации, государственного служащего государственной службы области, устанавливаемые федеральными законами, законами области о государственной службе.
В случае смерти муниципального служащего, связанной с исполнением им должностных обязанностей, в том числе наступившей после увольнения его с должности муниципальной службы, члены семьи умершего имеют право на получение пенсии по случаю утери кормильца в порядке, определяемом федеральным законодательством.
2. Определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом области соотношением муниципальных должностей муниципальной службы и государственных должностей государственной службы области.
Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного служащего по соответствующей государственной должности.
3. Органы местного самоуправления в соответствии с нормативными правовыми актами муниципального образования могут устанавливать ежемесячные доплаты, в том числе с учетом стажа муниципальной службы, к пенсионному обеспечению муниципального служащего за счет средств соответствующего местного бюджета в порядке, установленном законом области.
Статья 19. Стаж муниципальной службы
1. В стаж муниципальной службы, дающий право на получение надбавки за выслугу лет, право на получение ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска и других выплат в соответствии федеральными и областными законами и нормативными правовыми актами муниципального образования, включается время работы на должностях муниципальной службы и выборных муниципальных должностях, а также на государственных и иных должностях, предусмотренных законами области о государственной службе для исчисления соответствующего стажа государственной службы.
Включение в стаж муниципальной службы иных периодов трудовой деятельности осуществляется в соответствии с федеральными и областными законами.
2. Стаж муниципальной службы приравнивается к стажу государственной службы.
Время работы на должностях муниципальной службы засчитывается в стаж, исчисляемый для предоставления льгот и гарантий в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе и законодательством области о государственной службе.
Статья 20. Правовое положение муниципального служащего при ликвидации и реорганизации органа местного самоуправления
1. Права муниципального служащего при ликвидации и реорганизации органа местного самоуправления регулируются федеральным законодательством.
2. При увольнении в связи с ликвидацией органа местного самоуправления, его структурных подразделений, самороспуском представительного органа местного самоуправления, упразднением должностей в связи с изменением административно-территориального устройства, реорганизацией структуры органов местного самоуправления, сокращением штата муниципальному служащему выплачивается средний заработок по ранее занимаемой должности в течение шести месяцев (без зачета выходного пособия).
3. При ликвидации и реорганизации органа местного самоуправления или при сокращении его штата муниципальному служащему в случае наличия соответствующей вакансии должна быть предложена другая должность муниципальной службы в том же или другом органе местного самоуправления с учетом его профессии, квалификации и занимаемой ранее должности.
4. При невозможности трудоустройства муниципальному служащему, заключившему трудовой договор на неопределенный срок, гарантируются переподготовка (переквалификация) за счет средств местного бюджета с сохранением на период переподготовки (переквалификации) денежного содержания по занимаемой ранее должности и непрерывного трудового стажа в соответствии с федеральным законодательством, а также предоставление возможности замещения иной должности муниципальной службы.
5. Муниципальному служащему, который имеет стаж работы, дающий право выхода на пенсию по старости (включая пенсию на льготных условиях), при увольнении в связи с ликвидацией органа местного самоуправления, при сокращении его штата с его согласия государственная пенсия назначается досрочно, но не ранее чем за два года до установленного федеральным законодательством пенсионного возраста.
Статья 21. Защита прав муниципального служащего
Муниципальный служащий вправе обратиться в соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления или суд для разрешения споров, связанных с муниципальной службой, в том числе по вопросам проведения квалификационных экзаменов и аттестации, их результатов, содержания выданных характеристик, приема на муниципальную службу, ее прохождения, реализации прав муниципального служащего, перевода на другую муниципальную должность или государственную должность государственной службы, дисциплинарной ответственности муниципального служащего, несоблюдения гарантий правовой и социальной защиты муниципального служащего, увольнения с муниципальной службы.
Статья 22. Тайна на муниципальной службе
1. Муниципальный служащий обязан хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, в том числе и после прекращения муниципальной службы, а также не разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением должностных полномочий сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан.
2. Гражданин при оформлении на муниципальную службу, по роду деятельности которой ему необходимо иметь доступ к сведениям, составляющим государственную или служебную тайну, проходит в установленном законом порядке процедуру оформления допуска.
3. Муниципальный служащий имеет право давать показания или делать заявления в отношении информации, содержащей государственную, служебную или иную охраняемую федеральным законом тайну, только в связи с возбужденным уголовным делом и в иных, прямо предусмотренных законом случаях, письменно предупредив об этом руководителя органа местного самоуправления.
4. Муниципальный служащий при прекращении муниципальной службы обязан возвратить все документы, содержащие служебную информацию.
Глава III. Прохождение муниципальной службы
Статья 23. Поступление на муниципальную службу и порядок ее прохождения
1. Право поступления на муниципальную службу имеют граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, если иное не установлено федеральными законами, профессиональная подготовка которых отвечает квалификационным требованиям по соответствующей муниципальной должности.
2. При поступлении на муниципальную службу, а также при ее прохождении не допускается установление каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений или преимуществ в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, наличия или отсутствия гражданства субъектов Российской Федерации, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, созданным в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
3. Гражданин не может быть принят на муниципальную службу и находиться на муниципальной службе в случаях:
1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
2) лишения его права занимать муниципальные должности муниципальной службы в течение определенного срока решением суда, вступившим в законную силу;
3) наличия подтвержденного заключением медицинского учреждения заболевания, препятствующего исполнению им должностных обязанностей;
4) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по муниципальной должности, на которую претендует гражданин, связано с использованием таких сведений;
5) близкого родства или свойства (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с муниципальными служащими, если их муниципальная служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
6) наличия гражданства иностранного государства, за исключением случаев, если доступ к муниципальной службе урегулирован на взаимной основе межгосударственными соглашениями;
7) отказа от предоставления сведений, предусмотренных статьей 12 настоящего Закона.
4. При поступлении на муниципальную службу гражданин представляет:
личное заявление;
документ, удостоверяющий личность;
трудовую книжку;
документы, подтверждающие профессиональное образование;
справку из органов государственной налоговой службы о предоставлении сведений об имущественном положении;
медицинское заключение о состоянии здоровья;
другие документы, если это предусмотрено федеральным законом.
Сведения, представленные при поступлении гражданина на муниципальную службу, подлежат проверке в установленном законом порядке.
5. В случае установления в процессе проверки обязательств, препятствующих поступлению гражданина на муниципальную службу, указанный гражданин информируется в письменной форме о причинах отказа в принятии его на муниципальную должность.
6. Гражданин поступает на муниципальную службу на условиях трудового договора, заключаемого на неопределенный срок или на срок не более пяти лет.
Законом Амурской области от 27 декабря 2002 г. N 168-ОЗ в пункт 7 статьи 23 настоящего Закона внесены изменения
7. Предельный возраст для нахождения на муниципальной должности муниципальной службы - 60 лет.
8. Муниципальная служба на должностях категории "Б" ограничена сроком, на который назначаются или избираются муниципальные должности категории "А".
9. Поступление гражданина на муниципальную службу оформляется приказом по органу местного самоуправления или распоряжением о назначении его на муниципальную должность.
10. На муниципального служащего с его согласия может быть возложено исполнение дополнительных обязанностей по другой муниципальной должности муниципальной службы с оплатой по соглашению между руководителем органа местного самоуправления и муниципальным служащим.
Статья 24. Квалификационные требования по должностям муниципальной службы
1. Квалификационные требования по должностям муниципальной службы устанавливаются федеральными и областными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами муниципальных образований.
2. В квалификационные требования по должностям муниципальной службы включаются требования:
по уровню профессионального образования с учетом специализации по должности муниципальной службы и по стажу и опыту работы по специальности;
по уровню знаний действующего законодательства Российской Федерации и области, устава и иных нормативных правовых актов муниципального образования применительно к осуществлению соответствующих должностных полномочий.
Статья 25. Конкурс на замещение вакантной муниципальной должности муниципальной службы
1. Конкурс на замещение вакантной муниципальной должности муниципальной службы (далее - конкурс) обеспечивает право граждан на равный доступ к муниципальной службе.
2. Конкурс проводится среди граждан, подавших заявление на участие в нем, при соблюдении условий, установленных настоящим Законом, в порядке, определяемом Положением о конкурсе на замещение вакантной должности муниципальной службы, принимаемым нормативным правовым актом муниципального образования.
Муниципальные служащие могут участвовать в конкурсе независимо от того, какие должности они занимают в момент его проведения.
3. Конкурс может проводиться в форме конкурса документов (на замещение вакантных муниципальных должностей муниципальной службы 2 группы) или конкурса - испытания (на замещение вакантных муниципальных должностей муниципальной службы 3, 4 и 5 групп).
4. Конкурсная комиссия оценивает участников конкурса документов на основании документов об образовании, о прохождении муниципальной службы и о другой трудовой деятельности, а также на основании рекомендаций, результатов тестирования, других документов, представляемых по решению соответствующих органов по вопросам муниципальной службы.
5. Конкурс - испытание проводится муниципальной конкурсной комиссией. Конкурс - испытание может включать в себя прохождение испытания на соответствующей муниципальной должности муниципальной службы и завершается квалификационным экзаменом.
Информация о дате, месте и об условиях проведения конкурса подлежит обнародованию (опубликованию) соответствующим органом местного самоуправления.
Каждому участнику конкурса сообщается о результатах конкурса в письменной форме в течение месяца со дня его завершения.
6. Решение конкурсной комиссии является основанием для назначения на соответствующую муниципальную должность либо отказа в таком назначении.
7. Другие условия проведения конкурса определяются Положением о муниципальной службе в соответствующем муниципальном образовании или иными нормативными правовыми актами муниципального образования в соответствии с федеральными и областными законами.
Законом Амурской области от 27 декабря 2002 г. N 168-ОЗ статья 26 настоящего Закона изложена в новой редакции
Статья 26. Испытание при замещении должности муниципальной службы
При заключении трудового договора с муниципальным служащим с целью проверки на соответствие поручаемой работе ему может быть установлен испытательный срок в порядке, предусмотренном федеральным законодательством о труде.
Статья 27. Квалификационные разряды муниципальных служащих и квалификационный экзамен
1. Квалификационные разряды присваиваются муниципальным служащим по результатам квалификационного экзамена или аттестации и указывают на соответствие уровня профессиональной подготовки муниципальных служащих квалификационным требованиям, предъявляемым к должностям муниципальной службы в соответствии с их классификацией.
2. Муниципальным служащим по результатам квалификационного экзамена или аттестации присваиваются следующие квалификационные разряды:
1) муниципальным служащим, занимающим высшие должности, - действительный муниципальный советник 1, 2 и 3 класса;
2) муниципальным служащим, занимающим главные и ведущие должности, - муниципальный советник 1, 2, 3 класса;
3) муниципальным служащим, занимающим старшие должности, - советник муниципальной службы 1, 2, 3 класса;
4) муниципальным служащим, занимающим младшие должности, - референт муниципальной службы 1, 2, 3 класса.
3. Квалификационный экзамен принимает квалификационная комиссия, создаваемая в порядке, установленном Положением о муниципальной службе соответствующего муниципального образования и иными нормативными правовыми актами муниципального образования.
4. Квалификационные разряды, порядок их присвоения и сохранения при переводе или поступлении муниципальных служащих на иные должности муниципальной службы либо государственные должности государственной службы области, а также при увольнении муниципальных служащих с муниципальной службы устанавливаются законами области в соответствии с федеральными законами.
5. Квалификационные разряды присваиваются муниципальным служащим руководителями соответствующего органа местного самоуправления по представлению соответствующей квалификационной комиссии.
Статья 28. Аттестация муниципального служащего
1. Для определения уровня профессиональной подготовки и соответствия муниципального служащего занимаемой должности муниципальной службы проводится его аттестация.
2. Аттестация проводится не чаще одного раза в два года, но не реже одного раза в четыре года.
3. Порядок и условия проведения аттестации, формирования аттестационной комиссии устанавливаются нормативными правовыми актами муниципального образования в соответствии с федеральными и областными законами.
4. Аттестации подлежат все муниципальные служащие, за исключением:
замещающих должность муниципальной службы соответствующей группы менее одного года;
достигших предельного возраста, установленного для замещения муниципальной должности;
беременных женщин и женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком, аттестация которых проводится не ранее чем через год после выхода их из отпуска.
5. Аттестации также не подлежат муниципальные служащие в течение года с момента присвоения им квалификационного разряда или сдачи квалификационного экзамена, окончания курсов повышения квалификации и переподготовки.
6. В случае, если муниципальный служащий признан аттестационной комиссией не соответствующим занимаемой должности муниципальной службы, он может быть направлен с его согласия на переквалификацию или повышение квалификации либо понижен в должности или уволен.
При отказе муниципального служащего от повышения квалификации, переквалификации или перевода на другую муниципальную должность руководитель органа местного самоуправления вправе принять решение об увольнении муниципального служащего в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.
Статья 29. Основания для прекращения муниципальной службы
Законом Амурской области от 27 декабря 2002 г. N 168-ОЗ пункт 1 статьи 29 настоящего Закона изложен в новой редакции
1. Прекращение муниципальной службы осуществляется по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о труде и Федеральным законом "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации.
Законом Амурской области от 27 декабря 2002 г. N 168-ОЗ пункт 2 статьи 29 настоящего Закона изложен в новой редакции
2. Выход на пенсию муниципального служащего осуществляется в порядке, установленном федеральным законом. Допускается продление срока нахождения на муниципальной службе муниципальных служащих, достигших предельного для муниципальной службы возраста. Однократное продление срока нахождения на муниципальной службе допускается не более чем на один год.
3. При увольнении по достижении предельного возраста нахождения на муниципальной службе или в связи с достижением возраста, при котором назначается пенсия по старости, муниципальному служащему нормативными правовыми актами муниципального образования может быть предусмотрена выплата за счет средств местного бюджета вознаграждения в размере, установленном данными нормативными правовыми актами.
Статья 30. Рассмотрение споров (конфликтов) в связи с муниципальной службой
1. Споры (конфликты) в связи с муниципальной службой рассматриваются в порядке, установленном федеральными и областными законами.
2. Должностные лица органов местного самоуправления обязаны вести систематическую работу по предупреждению споров (конфликтов) на муниципальной службе и принимать меры по их разрешению.
Глава IV. Управление муниципальной службой
Статья 31. Органы управления муниципальной службой
1. Управление муниципальной службой направлено на кадровое, организационное и нормативно-правовое обеспечение муниципальных служащих, соблюдение ограничений и гарантий для муниципальных служащих.
2. В органах местного самоуправления муниципальных образований в соответствии с их нормативными правовыми актами могут создаваться органы по вопросам муниципальной службы.
3. Координация деятельности по вопросам муниципальной службы, оказание методической помощи органам местного самоуправления осуществляются советом по вопросам государственной службы области.
Статья 32. Кадровая служба органов местного самоуправления
1. Кадровая служба органа местного самоуправления создается и действует согласно нормативным правовым актам муниципального образования в соответствии с федеральными и областными законами и уставом муниципального образования.
2. Кадровая служба органа местного самоуправления:
1) прогнозирует количественные и качественные потребности органа местного самоуправления в кадрах муниципальной службы;
2) ведет статистический учет муниципальных служащих органа местного самоуправления, в том числе зачисленных в резерв на выдвижение на вышестоящие должности муниципальной службы;
3) обеспечивает проведение конкурсов на замещение вакантных должностей муниципальной службы, аттестаций, прохождение муниципальным служащим испытания при замещении должностей муниципальной службы;
4) оформляет решения органа местного самоуправления, связанные с прохождением муниципальной службы, ведет личные дела муниципальных служащих, вносит необходимые записи в трудовые книжки муниципальных служащих;
5) консультирует муниципальных служащих по вопросам их правового положения, соблюдения ограничений, связанных с муниципальной службой, оказывает содействие при проведении дисциплинарных расследований;
6) анализирует уровень профессиональной подготовки муниципальных служащих, организует переподготовку и переквалификацию, повышение квалификации муниципальных служащих;
7) осуществляет иные полномочия согласно нормативным правовым актам муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования и Положением о муниципальной службе муниципального образования.
Кадровая служба органа местного самоуправления решает стоящие перед ней задачи во взаимодействии с руководителями его структурных подразделений, предоставляя им необходимые аналитические, информационные и справочные материалы.
Статья 33. Личные дела и реестр муниципальных служащих
1. Прохождение муниципальной службы отражается в личном деле муниципального служащего. Личное дело муниципального служащего содержит сведения о муниципальном служащем и прохождении им муниципальной службы.
Личное дело муниципального служащего ведется кадровой службой органа местного самоуправления по единым правилам. При переводе или поступлении муниципального служащего на новое место муниципальной службы либо на государственную службу личное дело муниципального служащего передается по новому месту службы. Ведение нескольких дел на одного муниципального служащего не допускается.
Личное дело муниципального служащего является документом строгой отчетности.
2. Сведения о муниципальных служащих, в том числе о тех из них, кто включен в резерв, вносятся в реестр муниципальных служащих соответствующего муниципального образования.
3. Сбор и внесение в личные дела муниципальных служащих и реестры муниципальных служащих муниципального образования сведений об их политической и религиозной принадлежности, о частной жизни запрещаются.
Глава V. Заключительные и переходные положения
Статья 34. Вступление в силу настоящего Закона
1. Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.
2. Замещение вакантных должностей муниципальной службы по конкурсу начинается с 1 июля 1998 года. До этого срока предусматривается назначение на соответствующую муниципальную должность лиц, имеющих профессиональную подготовку, практические навыки, стаж работы, в порядке, не противоречащем настоящему Закону и установленном нормативными правовыми актами муниципального образования.
3. Подпункты 1), 5), 9), 10) пункта 1 статьи 15 настоящего Закона вступают в силу с 1 сентября 1998 года при наличии соответствующих средств в бюджете муниципального образования.
4. Статья 27 настоящего Закона вступает в силу после принятия соответствующих федеральных и областных законов, определяющих процедуру присвоения квалификационных разрядов и сохранения их при переводе на иные должности муниципальной службы.
Статья 35. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Законом
1. Органы местного самоуправления приводят свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом в течение трех месяцев со дня вступления его в силу.
2. Представительные органы местного самоуправления не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в силу настоящего Закона принимают положения о муниципальной службе.
Статья 36. Временное правовое регулирование отдельных отношений, предусмотренных настоящим Законом
Впредь до принятия областных законов, предусмотренных настоящим Законом, вопросы, подлежащие регулированию законами области, могут регулироваться уставами и нормативными правовыми актами муниципальных образований, принятыми в соответствии с настоящим Законом.
Глава Администрации
Амурской области |
А.Н. Белоногов |
г. Благовещенск
7 апреля 1998 г.
N 64-ОЗ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Амурской области от 7 апреля 1998 г. N 64-ОЗ "О муниципальной службе в Амурской области" (принят Амурским областным Советом народных депутатов 19 марта 1998 г.)
Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования
Подпункты 1), 5), 9), 10) пункта 1 статьи 15 настоящего Закона вступают в силу с 1 сентября 1998 года при наличии соответствующих средств в бюджете муниципального образования
Статья 27 настоящего Закона вступает в силу после принятия соответствующих федеральных и областных законов, определяющих процедуру присвоения квалификационных разрядов и сохранения их при переводе на иные должности муниципальной службы
Текст Закона опубликован в газете "Амурская правда" 22 апреля 1998 г. N 89
Законом Амурской области от 31 августа 2007 г. N 364-ОЗ настоящий Закон признан утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Закон Амурской области от 31 октября 2005 г. N 74-ОЗ
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней со дня первого официального опубликования названного Закона
Закон Амурской области от 27 декабря 2002 г. N 168-ОЗ
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня первого официального опубликования названного Закона