2. Направить указанный законопроект субъектам права законодательной инициативы области для внесения поправок, прокурору области, отделу законодательства субъектов Российской Федерации по Амурской области Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Дальневосточному федеральному округу, управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Амурской области, управлению по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Амурской области, департаменту по природопользованию и горнодобывающему комплексу Администрации области для внесения замечаний и предложений до 1 декабря 2005 года.
3. Комитету областного Совета народных депутатов по вопросам аграрной политики, природопользованию и экологии доработать с учетом внесенных поправок указанный законопроект и внести его на заседание областного Совета народных депутатов.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель областного Совета |
О.А.Турков |
Вносится
губернатором области
Проект
Закон
Амурской области
Об областной целевой программе
"Обеспечение экологической безопасности
и охрана окружающей среды в Амурской области на 2006-2010 годы"
(Принят областным Советом народных депутатов "__"______________ 2005 г.)
Статья 1
Утвердить областную целевую программу "Обеспечение экологической безопасности и охрана окружающей среды в Амурской области на 2006-2010 годы" (прилагается).
Статья 2
Губернатору области при формировании областного бюджета на 2006-2010 годы предусматривать выделение средств на реализацию мероприятий, предусмотренных областной целевой программой "Обеспечение экологической безопасности и охрана окружающей среды в Амурской области на 2006-2010 годы".
Губернатор
Амурской области |
Л.В.Коротков |
г. Благовещенск
"__"______________ 2005 г.
N _____
"Обеспечение экологической безопасности и охрана окружающей среды
в Амурской области на 2006-2010 годы"
(утв. Законом Амурской области от "__"______________ N _____)
1. Паспорт областной целевой программы
Наименование программы |
Областная целевая программа "Обеспечение экологической безопасности и охрана окружающей среды в Амурской области на 2006-2010 годы" |
Основание для разработки программы |
1. Федеральный закон от 06.10.99 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в ред. Федеральных законов от 29.07.2000 N 106-ФЗ, от 08.02.2001 N 3-ФЗ, от 07.05.2002 N 47-ФЗ, от 24.07.2002 N 107-ФЗ, от 11.12.2002 N 169-ФЗ, от 04.07.2003 N 95-ФЗ, от 19.06.2004 N 53-ФЗ, от 11.09.2004 N 199-ФЗ, с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 07.06.2000 N 10-П, от 12.04.2002 N 9-П); 2. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 29.12.2004 N 199-ФЗ, от 09.05.2005 N 45-ФЗ); 3. Федеральный закон от 21.07.97 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" (в ред. Федеральных законов от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 09.05.2005 N 45-ФЗ, с изменениями, внесенными Федеральными законами от 27.12.2000 N 150-ФЗ, от 30.12.2001 N 194-ФЗ, от 24.12.2002 N 176-ФЗ, от 23.12.2003 N 186-ФЗ); 4. Федеральный закон от 24.06.98 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (в ред. Федеральных законов от 29.12.2000 N 169-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004), от 09.05.2005 N 45-ФЗ). |
Государственный заказчик |
Департамент по природопользованию и горнодобывающему комплексу Администрации области |
Разработчик программы |
Департамент по природопользованию и горнодобывающему комплексу Администрации области |
Цели и задачи программы |
Цель программы: охрана окружающей среды на территории области и обеспечение экологической безопасности населения, предупреждение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Задачи программы: - снижение негативного воздействия на окружающую среду; - проведение мер межмуниципального и регионального характера в области охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; - обеспечение безопасности гидротехнических сооружений, представляющих угрозу материального и экологического характера; - обеспечение населения информацией о состоянии окружающей среды. |
Перечень разделов и основных мероприятий |
1. Подготовка и осуществление противопаводковых мероприятий для предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального характера; 2. Обеспечение безопасности ГТС при использовании водных ресурсов; 3. Проведение мер межмуниципального и регионального характера по обеспечению экологической безопасности и охране окружающей среды; 4. Обеспечение населения достоверной информацией о состоянии окружающей среды. |
Срок реализации | 2006-2010 годы |
Основные исполнители программы |
Исполнители программы определяются в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" |
Объемы и источники финансирования |
Средства областного бюджета в сумме 293200 тыс. руб. в том числе: 2006 год - 50000 тыс. руб.; 2007 год - 54000 тыс. руб.; 2008 год - 58300 тыс. руб.; 2009 год - 62900 тыс. руб.; 2010 год - 68000 тыс. руб. |
Ожидаемые конечные результаты программы |
Снижение экологического и материального ущерба, наносимого паводками и половодьями на реках области. Предупреждение ущерба от затопления населенных пунктов и прилегающих территорий при аварийных ситуациях на гидротехнических сооружениях. Предотвращение загрязнения территории области ртутьсодержащими и токсичными отходами. Обеспечение населения достоверной информацией о состоянии окружающей среды. |
Контроль за исполнением |
Департамент по природопользованию и горнодобывающему комплексу Администрации области, финансовый департамент Администрации области, контрольно-счетная палата области, департамент экономического развития и внешних связей Администрации Амурской области. |
2. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программным методом
2.1 Анализ ситуации в сфере охраны окружающей среды
Состояние охраны окружающей среды и экологической безопасности области связаны, прежде всего, с деятельностью по открытой добычи россыпного золота и бурого угля, лесозоготовками, развитием гидроэнергетики, обеспечением безопасности гидротехнических сооружений, неудовлетворительным состоянием природоохранной работы на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства и военных объектах.
Остается высоким уровень загрязнения водных объектов неочищенными сточными водами. Объем сброса сточных вод в поверхностные водные объекты в 2004 году составил 110,57 млн. куб. м., в том числе нормативно очищенных 11,49 млн. куб. м. (10,4 %) загрязненных 99,08 млн. куб. м. (89,6 %). По сравнению с прошлым годом общий объем сброса увеличился на 8,7 млн. куб. м. Качественный состав сточных вод характеризуется высоким содержанием взвешенных веществ, нефтепродуктов, фосфатов, тяжелых металлов, азотосодержащих соединений.
Неблагоприятное состояние водных объектов является одной из основных причин резкого снижения рыбных запасов. За последние 10 лет запасы промысловых рыб в водоемах области сократились в 50 раз.
Наряду с негативным фактором загрязнения водных источников, большое значение для области приобретает подготовка и осуществление противопаводковых мероприятий, предупреждающие чрезвычайные ситуации, связанные с вредным воздействием вод, обусловленным наводнениями, размывом берегов, а также мероприятия, связанные с безопасной эксплуатацией гидротехнических сооружений водохранилищ и накопителей стоков.
На территории Амурской области находится 237 гидротехнических сооружений водохранилищ и прудов (плотины, водосбросы, водовыпуски и др.), в том числе 117 мелких и средних искусственных водоемов. В настоящее время, за исключением 5 водохранилищ, созданных для забора воды в целях технического водоснабжения в пгт. Магдагачи, пгт. Прогресс, п. Талдан, п. Чалганы, г. Сковородино и "Прядчинского" водохранилища, созданного для рыбохозяйственных целей, все остальные, ранее принадлежащие совхозам и колхозам, фактически утратили свое водохозяйственное значение и являются бесхозными. Техническое состояние гидротехнических сооружений водохранилищ и прудов в области в целом неудовлетворительное. Более 50% водоемов построены без проектной документации, без учета гидрологических режимов водотоков и других природных условий, с нарушением строительных норм и технологий строительства.
Водосбросные сооружения по своему техническому состоянию, как правило, не отвечают современным требованиям безопасности и не гарантируют нормальную работу сооружений при пропуске расчетных расходов. Около 40% трубчатых водосборных сооружений построены без расчета максимальных расходов, почти все они нуждаются в ремонте.
Вопрос утилизации, размещения и переработки отходов является серьезной экологической проблемой для области. В области скопилось значительное количество различных отходов. Отсутствие полигона для захоронения токсичных промышленных отходов, мусороперерабатывающих предприятий с каждым годом обостряет проблему их утилизации. Токсичные промышленные отходы складируются на территориях производственных предприятий, отсутствует их точный учет, возможно поступление их на обычные полигоны для захоронения твердых бытовых отходов.
Серьезной проблемой остаются вопросы захоронения ядохимикатов, пришедших в негодность, с истекшими сроками хранения. Всего на территории области на складах хозяйств различных форм собственности хранятся около 1000 тонн ядохимикатов, не пригодных к использованию, из них более 25 тонн ртутьсодержащих соединений. С каждым годом проблема захоронения не пригодных к использованию ядохимикатов принимает все более острый характер ввиду разрушения тары, в которой они хранятся, крайне неудовлетворительного санитарно-технического состояния складских помещений, их доступности для посторонних лиц.
Единственным разрешенным местом захоронения ядохимикатов в области является Шумиловский участок в Михайловском районе, который функционировал с 1975 года по 1995 год. В настоящее время необходимо строительство второй очереди в границах ранее отведенного участка с проведением дополнительных проектно-изыскательских работ. Указанный участок имеет межмуниципальное значение, так как позволит осуществить захоронение ядохимикатов, скопившихся в хозяйствах и на территориях районов области.
Проблема ртутного загрязнения усугубляется отсутствием на территории области завода по переработке пришедших в негодность ртутных ламп, в конечном итоге попадающих на свалки для твердых бытовых отходов населенных пунктов области.
В настоящее время информирование населения о состоянии окружающей среды на территории области играет положительную роль в вопросах привлечения общественности к экологическим проблемам области и совместных действий с представителями государственной власти соседних регионов по предупреждению экологических бедствий и охраны окружающей среды. Дальнейшая реализация данных мероприятий сыграет положительную роль в улучшении экологической обстановки на территории Амурской области.
Приоритетным направлением в решении экологических, а, следовательно, и социальных задач, является разработка и реализация подпрограмм по охране окружающей среды и экологической безопасности в Амурской области.
2.2 Итоги реализации областных целевых природоохранных
программ предыдущие годы
В 2003-2005 годах реализовывались следующие областные целевые программы "Охрана окружающей среды в Амурской области на 2003-2007 гг.", "Восстановление и охрана водных объектов Амурской области на 2003-2007 годы" и "Предупреждение чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий и охрана окружающей среды на объектах межмуниципального и регионального значения Амурской области на 2005 год". За отчетный период были достигнуты следующие результаты в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности и предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера:
- финансирование строительства канализационных коллекторов и очистных сооружений в г. Благовещенске, г. Свободном, г. Белогорске, с. Екатеринославка позволило построить канализационные сети общей протяженностью 2004 погонных метров. В настоящее время строительство канализационных сетей не завершено, что не позволяет рассчитать экономический и экологический эффект от их строительства;
- разработана проектная документация по водохозяйственным объектам: "ТЭО "Берегоукрепление р. Зея у с. Владимировка", "Берегоукрепление р. Амур у с. Сергеевка", "Защита п. Уруша от паводковых вод", "Защита с. Константиновка от паводковых вод р. Амура", "Повышение безопасности ГТС Первомайского водохранилища Ивановского района", "Ремонт ГТС Чигиринского водохранилища", "Ремонт плотины и водосбросного сооружения Верхнеполтавского водохранилища Константиновского района", "Ремонт дамб и водосбросных сооружений Ключевских прудов Константиновского района", "Строительство обводного канала в пгт. Серышево". После проведения экспертиз и утверждения проектов эти объекты планируются для финансирования через данную областную целевую программу и федеральные ведомственные целевых программы "Предупреждение и снижение ущербов от наводнений и другого вредного воздействия вод", "Безопасность водохозяйственных систем и гидротехнических сооружений";
- проведены работы по мониторингу малых водохранилищ и ГТС на территории области, что позволяет достоверно оценить состояние водных объектов и гидротехнических сооружений на них и принять решения по их дальнейшей эксплуатации и использованию;
- велись работы по ликвидации безхозных скважин на территории области (ликвидировано 121 скважина), что предотвратило загрязнение подземных вод в зоне влияния этих скважин;
- проводились работы по оценке эксплуатационных запасов подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения населенных пунктов области работающих на неутвержденных запасах, п. Тахтамыгда, с. Чигири, п. Магдагачи, п. Албазино, г. Завитинска;
- завершены ремонтные работы гидротехнических сооружений Прядчинского водохранилища, Козмодемьяновского водохранилища, водохранилищ Шимановского, Константиновского, Ивановского районов;
- построен водомерный блок-пост на р. Эльга;
- в рамках программы по охране, контролю и регулированию, использования и охране охотничьих животных Амурской области ежегодно проводились учетные работы и биотехнические мероприятия в 26 зоологических заказниках областного значения;
- выполнены работы ОАО "Амурский рыбокомбинат" по развитию рыбного хозяйства Амурской области и зарыблению Зейского водохранилища (выпущено порядка 20 млн. личинок омуля, проведены работы по определению предельно допустимого улова в 2004-2005 годах);
- осуществлялась финансовая поддержка Муравьевского парка устойчивого природопользования в части проведения мероприятий по развитию экологического образования, организации международных экологических лагерей и др.;
- к 10 летию Муравьевского парка устойчивого природопользования, являющегося одним из наиболее посещаемых зарубежными туристами, профинансировано его электроснабжение (проведена линия электропередачи напряжением 10 кВ и 0,38 кВ общей протяженностью 5,559 км с количеством опор 101 шт.);
- Ботаническим садом проведены работы по инвентаризации памятников природы области и мониторинг редких и исчезающих видов растений Амурской области;
- в рамках программы лесхозами области осуществлялось патрулирование в пожароопасный период, проводились лесотехнические мероприятия на особо охраняемых природных территориях области и лесах, не входящих в гослесфонд.
- выполнены изыскательские работы по объекту "Вторая очередь Шумиловского участка временного захоронения твердых токсичных отходов", что позволит к 2006 году подготовить проектную документацию и начать строительство данного объекта;
- проводились мероприятия по утилизации ртутьсодержащих элементов образовательных и медицинский бюджетных учреждениях области (было принято на утилизацию 71253 шт. ртуть содержащих элементов)
- на территории области финансировались мероприятия по обеспечению экологического контроля "Сетевой лабораторией анализа и мониторинга окружающей среды МПР России по Амурской области" и автономной некоммерческой организацией "Экоаналитический центр", г. Зея. Результаты экологических анализов позволили своевременно реагировать на загрязнение окружающей среды промышленными и золотодобывающими предприятиями области и принимать соответствующие меры;
- предотвращено загрязнение ядохимикатами р. Берея и сельскохозяйственных угодий у с. Соскаль Шимановского района (в рамках программы произведен ремонт склада ядохимикатов);
- осуществлялась финансовая поддержка научных и образовательных учреждений, общественных организаций содействующих решению экологических задач;
- осуществлялась рекультивация земель берега р. Зея у г. Благовещенска, территории бывшего угольного порта в с. Поярково;
- производилась публикация материалов по состоянию окружающей среды, использованию и воспроизводству природных ресурсов области.
Реализация вышеперечисленных мероприятий и объектов природоохранных программ позволила снизить загрязнение как поверхностных, так и подземных водных источников, подготовить проектно-сметную документацию для открытия финансирования капиталоемких природоохранных мероприятий на последующие годы, предотвратить затопление нескольких населенных пунктов области от паводковых вод в случаях аварий на гидротехнических сооружениях, обеспечить хозяйственно-питьевой водой 5 населенных пунктов, осуществить природоохранные мероприятия на особо охраняемых природных территориях и лесах, не входящих в гослесфонд, предотвратить загрязнение территории области ртутьсодержащими отходами, обеспечить население достоверной информацией о состоянии окружающей среды Амурской области и т. д. В связи с досрочным прекращением действия природоохранных программ, не удалось достигнуть запланированных конечных результатов и целей, поставленных программами.
В настоящее время стоит острая необходимость в утверждении и реализации областной целевой программы, включающей в себя незавершенные природоохранные мероприятия прошлых лет, направленной на дальнейшее улучшение состояния окружающей среды и обеспечение экологической безопасности населения Амурской области, разработанной в соответствии с полномочиями органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды.
3. Цель, задачи, сроки реализации программы
Целью программы является охрана окружающей среды на территории области и обеспечение экологической безопасности населения, предупреждение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Основными задачами программы являются:
- снижение негативного воздействия на окружающую среду;
- проведение мер межмуниципального и регионального характера в области охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности;
- обеспечение безопасности гидротехнических сооружений, представляющих угрозу материального и экологического характера;
- обеспечение населения информацией о состоянии окружающей среды.
Программа будет реализоваться в течение 5 лет с 2006 по 2010 годы, что позволит планомерно и эффективно осуществлять природоохранные мероприятия и проекты.
4. Система программных мероприятий
Программные мероприятия сведены в три раздела:
1. В сфере водных отношений
- подготовка и осуществление противопаводковых мероприятий для предупреждения чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межмуниципального значения;
- обеспечение безопасности ГТС при использовании водных ресурсов.
2. В сфере охраны окружающей среды
- проведение мер межмуниципального и регионального характера по обеспечению экологической безопасности и охране окружающей среды;
- обеспечение населения достоверной информацией о состоянии окружающей среды.
3. Затраты на проведение конкурсов, экспертиз и исследований по проектам и мероприятиям, выполняемых за счет средств областного бюджета по заявкам департамента по природопользованию и горнодобывающему комплексу.
Объемы финансирования по разделам программы и в разрезе лет реализации приведены в приложении N 1.
Приоритетными природоохранными направлениями на 2006 год являются:
1) противопаводковые мероприятия, включая берегоукрепительные;
2) проектные и предпроектные разработки в области обеспечения безопасности гидротехнических сооружений;
3) первоочередные ремонтно-эксплуатационные мероприятия на гидротехнических сооружениях;
4) разработка межмуниципальных программ, проектов и мероприятий, направленных на сохранение окружающей среды и обеспечение экологической безопасности;
5) проведение мероприятий, обеспечивающих экологическую безопасность населения, природных объектов и экосистем;
6) обеспечение населения достоверной информацией о состоянии окружающей среды.
В процессе реализации программы возможна корректировка приоритетов в зависимости от складывающейся экологической ситуации каждого конкретного года.
5. Механизм реализации программы
Реализация программы осуществляется на основе выполнения государственных контрактов и договоров на выполнение природоохранных мероприятий, предусмотренных программой. В 2006 году реализация программы производится в соответствии с приложением N 2. На каждый последующий год, после проведения экономической и экологической экспертизы, оценки объектов и мероприятий на предмет соответствия полномочиям государственных органов исполнительной власти субъекта РФ, планируемых к включению в программу для последующей реализации, департаментом по природопользованию и горнодобывающему комплексу Администрации области будет разрабатываться ежегодный перечень объектов и вноситься законодательным образом как дополнение к программе после принятия Закона Амурской области об областном бюджете на очередной финансовый год.
6. Ресурсное обеспечение программы
Финансирование мероприятий программы будет осуществляться за счет средств областного бюджета. Распределение средств по кодам бюджетной классификации устанавливается законом области об областном бюджете на очередной финансовый год на основании настоящей программы. Распределение средств выделяемых на программу по видам расходов и в разрезе лет реализации представлено в таблице.
тыс. руб
Всего по программе |
2006 год | 2007 год | 2008 год | 2009 год | 2010 год | |
Из областного бюджета |
293200 | 50000 | 54000 | 58300 | 62900 | 68000 |
Капитальные вложения |
208274 | 35700 | 38556 | 41410 | 44475 | 48033 |
Прочие нужды | 84926 | 14300 | 15444 | 16890 | 18425 | 19967 |
В ходе реализации программы по отдельным дорогостоящим объектам и мероприятиям будет проводиться работа по использованию средств федерального бюджета, привлечению средств бюджетов муниципальных образований и других источников.
7. Оценка эффективности и прогноз ожидаемых
социально-экономических и экологических результатов
от реализации программы
На данный момент не представляется возможным вывести количественные критерии и показатели оценки результативности программы за весь период реализации, так как система мероприятий программы определяет только основные направления природоохранной деятельности на территории Амурской области, соответствующие полномочиям органов исполнительной власти субъекта РФ. В связи с этим, на данном этапе возможно оценить только предварительный экологический результат и количественные показатели реализации программы.
Одна из причин повышенного содержания в поверхностных водах загрязнителей - недостаточная очистка сточных вод. Практически все очистные сооружения области работают в ненормативном режиме из-за перегрузки по гидравлике, несоответствия типа очистных сооружений категории поступающих сточных вод, нарушение правил эксплуатации очистных сооружений.
Кроме организованных выпусков, на состояние водных объектов большое влияние оказывает смыв с водосборных площадей, на которых расположены сельскохозяйственные и урбанизированные территории, транспортные магистрали.
Завершение строительства канализационных коллекторов и очистных сооружений в городах области позволит снизить сброс загрязненных сточных вод в реки Зея, Томь, Амур на 10 млн. куб. м.
Строительство защитных сооружений от затопления паводками протяженностью 15,29 км в районах сел Константиновка, Уруша и Ивановка (Зейский район), на первом этапе реализации программы позволит предотвратить чрезвычайные ситуации, ликвидация которых потребует дополнительных затрат, несоизмеримых с объемами финансирования строительств указанных объектов. В случае затопления вышеуказанных населенных пунктов с относительно плотной застройкой и значительным количеством жителей, проживающих в частном секторе, помимо значительного материального ущерба происходит резкие загрязнения речных вод из-за смыва паводками выгребных ям, помоек, свалок бытовых отходов и нечистот. Все эти загрязненные воды поступают далее в крупные водотоки, протекающие по территориям более 10 муниципальных образований. Данные выбросы губительны не только рыбным запасам рек, но и наносят значительный экологический ущерб населению близлежащих и удаленных населенных пунктов.
Берегоукрепление рек Зея и Амур у сел Владимировка и Сергеевка протяженностью 10,73 км предотвратит размыв берегов рек и позволит снять существующую угрозу резкого негативного изменения руслового процесса. С течением времени разрушение берегов происходит все более интенсивно и в зону обрушения попадают дороги, жилые дома, постройки, приусадебные участки, линии связи, электропередач и другие коммуникации, изменяются условия судоходства.
Разработанная проектная и предпроектная документация дает возможность привлечь инвестиции в размере порядка 300 млн. руб. в первые три года реализации программы из федерального бюджета через федеральные ведомственные целевые программы на осуществление ремонтных работ по водохозяйственным объектам, а также на строительство новых объектов и реконструкцию существующих.
Первоочередные ремонтно-эксплуатационные мероприятия по 4 объектам в первый год реализации программы (в дальнейшем планируется увеличение количества объектов), позволят обеспечить безопасность гидротехнических сооружений, предотвратить аварийные ситуации на гидротехнических сооружениях, представляющих угрозу затопления населенных пунктов области и нанесения значительного материального ущерба.
Разработка и реализация подпрограммы "Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений, относящихся к собственности Амурской области", позволит системно и планово решать проблемы безопасной эксплуатации ГГС, что значительно снизит затраты по сравнению с издержками аварийного внепланового ремонта.
В рамках программы запланирована разработка и реализация 2-х межмуниципальных инвестиционных проектов таких как "Завод по утилизации бытовых отходов" и "Завод по утилизации ртутьсодержащих элементов". Данные проекты позволят привлечь инвестиции как из бюджетов других уровней, так и из внебюджетных источников, а по завершению их строительства значительно сократить затраты областного бюджета на утилизацию ртутьсодержащих отходов, создать дополнительные рабочие места.
За период реализации программы запланировано утилизация ртутьсодержащих отходов (элементов) на территории области, скапливающихся в бюджетных организациях в размере 182,5 тыс. шт. По окончанию строительства 2-й очереди Шумиловского участка временного захоронения твердых токсичных отходов планируется размещение на этом объекте около 1000 т сельскохозяйственных опасных отходов.
Обеспечение населения достоверной информацией о состоянии окружающей среды является важной составляющей эффективной деятельности по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности, позволяющей предупредить население о возможных экологических последствиях, возникающих в связи с хозяйственной деятельностью и заостряющей проблемные вопросы в сфере охраны окружающей среды.
8. Организация управления и контроль за реализацией программы
Общее руководство и контроль за ходом реализации программы осуществляет государственный заказчик программы - департамент по природопользованию и горнодобывающему комплексу Администрации области.
Заказчик программы с исполнителями программных мероприятий заключает соглашения, договоры и проводит организационную работу по их выполнению в соответствии с документацией, регламентирующей порядок реализации программы.
Исполнители несут ответственность за выполнение мероприятий программы.
Сводный отчет о реализации мероприятий программы и использовании на эти цели средств областного бюджета представляется в соответствии с Законом Амурской области "Об областных целевых программах" и постановлением губернатора Амурской области от 31.05.2005 N 321 "О порядке работы с областными целевыми программами".
Приложение N 1
к Закону
Амурской области
"Об областной целевой программе
"Обеспечение экологической
безопасности и охрана
окружающей среды в Амурской
области на 2006-2010 годы"
Направления финансирования программных мероприятий программы
"Обеспечение экологической безопасности и охрана окружающей среды в
Амурской области на 2006-2010 годы" из областного бюджета
Наименование разделов, мероприятий |
Всего по программе |
2006 год | 2007 год | 2008 год | 2009 год | 2010 год | |
Всего по программе | 293200 | 50000 | 54000 | 58300 | 62900 | 68000 | |
Капитальные вложения | 208274 | 35700 | 38556 | 41410 | 44475 | 48033 | |
Прочие нужды | 84926 | 14300 | 15444 | 16890 | 18425 | 19967 | |
1. | В сфере водных отношений | 150770 | 25700 | 27756 | 29976 | 32374 | 34964 |
Капитальные вложения | 83893 | 14300 | 15444 | 16680 | 18014 | 19455 | |
Прочие нужды | 66877 | 11400 | 12312 | 13296 | 14360 | 15509 | |
1.1 |
Подготовка и осуществление противопаводковых мероприятий для предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального характера |
83893 | 14300 | 15444 | 16680 | 18014 | 19455 |
Капитальные вложения | 83893 | 14300 | 15444 | 16680 | 18014 | 19455 | |
Прочие нужды | |||||||
1.2 |
Обеспечение безопасности ГТС при использовании водных ресурсов |
66877 | 11400 | 12312 | 13296 | 14360 | 15509 |
Капитальные вложения | |||||||
Прочие нужды | 66877 | 11400 | 12312 | 13296 | 14360 | 15509 | |
2. | В сфере охраны окружающей среды | 139494 | 23800 | 25704 | 27736 | 29897 | 32357 |
Капитальные вложения | 124381 | 21400 | 23112 | 24730 | 26461 | 28578 | |
Прочие нужды | 15113 | 2400 | 2592 | 3006 | 3436 | 3779 | |
2.1 |
Проведение мер межмуниципального и регионального характера по обеспечению экологической безопасности и охране окружающей среды |
133090 | 22900 | 24732 | 26463 | 28315 | 30580 |
Капитальные вложения | 124381 | 21400 | 23112 | 24730 | 26461 | 28578 | |
Прочие нужды | 8709 | 1500 | 1620 | 1733 | 1854 | 2002 | |
2.2 |
Обеспечение населения достоверной информацией о состоянии окружающей среды |
6404 | 900 | 972 | 1273 | 1582 | 1777 |
Капитальные вложения | |||||||
Прочие нужды | 6404 | 900 | 972 | 1273 | 1582 | 1777 | |
3. |
Затраты по проведению конкурсов, экспертиз и исследований |
2936 | 500 | 540 | 588 | 629 | 679 |
Капитальные вложения | |||||||
Прочие нужды | 2963 | 500 | 540 | 588 | 629 | 679 |
Приложение N 2
к Закону
Амурской области
"Об областной целевой программе
"Обеспечение экологической
безопасности и охрана
окружающей среды в Амурской
области на 2006-2010 годы"
Мероприятия и объемы финансирования областной целевой программы
"Обеспечение экологической безопасности и охрана окружающей среды в
Амурской области на 2006-2010 годы" в 2006 году
тыс, руб. (в ценах 2006 года)
Наименование разделов /подразделов/, мероприятий и объектов |
Срок выполнения объектов (мероприятий) |
Полная стоимость объектов, мероприятий |
Остаток сметной стоимости на 01.01.2006 |
Объем финансирования на 2006 год |
Стадия выполнения работ |
Исполнитель |
Всего по программе | 50000 | |||||
В том числе: | ||||||
1. В сфере водных отношений | 25700 | |||||
1.1. Подготовка и осуществление противопаводковых мероприятий для предупреждения чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межмуниципального характера |
14300 | |||||
1.1.1. Берегоукрепление р. Томь у с. Воскресеновка Серышевского района |
2002-2006 | 3800 | 800 | Завершение строительства |
Конкурс | |
1.1.2. Берегоукрепление р. Зея у с. Владимировка, 1 очередь |
2006-2009 | 125200 | 123842 | Рабочая документация |
Конкурс | |
1.1.3. Строительство обводного канала в пгт. Серышево |
2004-2007 | 16836 | 13953 | Продолжение строительства |
Конкурс | |
1.1.4. Строительство сооружений для защиты с. Константиновки от паводковых вод р. Амур |
2006-2008 | 92000 | 90758 | Рабочая документация Начало строительства |
Конкурс | |
1.1.5. Берегоукрепление р. Амур у с. Сергеевка |
2006-2008 | 68260 | 67800 | Начало строительства |
Конкурс | |
1.1.6. Проект "Берегоукрепление р. Томь в г. Белогорске" |
2006-2007 | 1500 | 1500 | Начало проекта | Конкурс | |
1.1.7. Проект "Берегоукрепление р. Селемджи в селах Таскино-Путятино Мазановского района |
2006-2007 | 1500 | 1500 | Начало проекта | Конкурс | |
1.1.8. Проект "Берегоукрепление р. Амур (протока "Поярковская") в п. Поярково" |
2006-2007 | 1200 | 1200 | Начало проекта | Конкурс | |
1.2. Обеспечение безопасности ГТС при использовании водных ресурсов |
11400 | |||||
1.2.1. Ремонт ГТС Первомайского водохранилища Ивановского района |
2006-2007 | 14296 | 14160 | Начало строительства |
Конкурс | |
1.2.2. Ремонт плотины и водосбросного сооружения Верхнеполтавского водохранилища Константиновского района |
2006-2007 | 10880 | 10700 | Начало строительства |
Конкурс | |
1.2.3. Ремонт дамб и водосбросных сооружений Ключевских прудов Константиновского района |
2006-2007 | 10434 | 10234 | Начало строительства |
Конкурс | |
1.2.4. Ремонт ГТС Чигиринского водохранилища Благовещенского района |
2004-2006 | 2765 | 400 | Завершение строительства |
Конкурс | |
1.2.5. Ремонт ГТС Ромненского (Ждановского) водохранилища Ромненского района |
2005-2006 | 1500 | 1500 | Начало строительства |
Конкурс | |
1.2.6. Ремонт защитной дамбы от паводковых вод в п. Уруша Сковородинского района |
2006-2007 | 15415 | 15343 | Начало строительства |
Конкурс | |
1.2.7. Проект "Ремонт берегоукрепительной дамбы р. Уркан в с. Ивановка Зейского района" |
2006 | 800 | 800 | Начало и завершение проекта |
Конкурс | |
1.2.8. Реализация региональной программы "Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений, относящихся к собственности Амурской области" |
2006-2008 | 5000 | 5000 | Начало работ | Конкурс | |
1.2.9. Декларирование безопасности гидротехнических сооружений, находящихся в областной собственности |
2006 | 250 | 250 | Начало работ | Конкурс | |
2. В сфере охраны окружающей среды | 23800 | |||||
2.1. Проведение мер межмуниципального и регионального характера по обеспечению экологической безопасности и охране окружающей среды. |
22900 | |||||
2.1.1. Строительство канализационного коллектора в с. Екатеринославка, 2-я очередь строительства |
2004-2006 | 1294 | 900 | Продолжение строительства |
Конкурс | |
2.1.2. Строительство канализационного коллектора, г. Белогорск |
2002-2008 | 28257 | 21393,3 | Продолжение строительства |
Конкурс | |
2.1.3. Строительство канализационного коллектора в северо-западном районе г. Благовещенск |
2003-2007 | 77000 | 46640 | Продолжение строительства |
Конкурс | |
2.1.4. Строительство канализационного коллектора, г. Свободный, 3-я очередь строительства |
2006-2009 | 45849 | 45849 | Продолжение строительства |
Конкурс | |
2.1.5. Ликвидация последствий загрязнения отходами в случае невозможности установления нарушителя |
2006 | По факту загрязнения |
Конкурс | |||
2.1.6. Строительство 2-й очереди Шумиловского участка временного захоронения твердых токсичных отходов |
2004-2007 | 17600 | 16000 | Начало строительства |
Конкурс | |
2.1.7. Утилизация ртутьсодержащих отходов в бюджетных организациях области |
2006-2010 | Ежегодное мероприятие |
ООО "Региональный экологический центр демеркуризации" |
|||
2.1.8. Инвестиционный проект "Завод по утилизации бытовых отходов" |
2006 | 250 | 250 | Начало и завершение проекта |
Конкурс | |
2.1.9. Инвестиционный проект "Завод по утилизации ртутьсодержащих элементов" |
2006 | 250 | 250 | Начало и завершение проекта |
Конкурс | |
2.2. Обеспечение населения достоверной информацией о состоянии окружающей среды |
900 | |||||
2.2.1. Проведение мероприятий по обеспечению населения информацией о состоянии окружающей |
2006-2010 | Ежегодное мероприятие |
Конкурс | |||
2.2.2. Проведение учебно-методических семинаров, конференций, совещаний и участие в них |
2006-2010 | Ежегодное мероприятие |
Конкурс | |||
2.2.3. Ведение Красной книги Амурской области |
2006-2010 | Новое мероприятие |
Конкурс | |||
3. Затраты на проведение конкурсов, экспертиз и исследований. |
2006-2010 | 500 | СМИ, государственные экспертные органы, аккредитованные лаборатории и специализи- рованные государственные учреждения |
Пояснительная записка
к проекту закона Амурской области "Об областной целевой программе
"Обеспечение экологической безопасности и
охрана окружающей среды в Амурской области на 2006-2010 годы"
В соответствии с Федеральными законами от 06.10.99 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", от 21.07.97 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к финансированию за счет средств субъектов Российской Федерации относятся следующие полномочия в сфере природоохранной деятельности:
- предупреждение чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидация их последствий;
- организация и осуществление межмуниципальных программ и проектов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности;
- создание и обеспечение охраны государственных заказников, памятников природы, природных парков, дендрологических парков и ботанических садов регионального значения, ведение Красной книги субъекта Российской Федерации;
- обеспечение безопасности гидротехнических сооружений при использовании водных ресурсов;
- обеспечение населения достоверной информацией о состоянии окружающей среды.
В программу включены природоохранные мероприятия по двум основным направлениям.
1. В сфере водных отношений:
- подготовка и осуществление противопаводковых мероприятий для предупреждения чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межмуниципального характера;
- обеспечение безопасности гидротехнических сооружений при использовании водных ресурсов.
2. В сфере охраны окружающей среды:
- проведение мер межмуниципального и регионального характера по обеспечению экологической безопасности и охране окружающей среды;
- обеспечение населения достоверной информацией о состоянии окружающей среды.
На основании вышеперечисленных полномочий и в связи с отсутствием в настоящее время утвержденной программы как на 2006 год, так и на ближайшую перспективу, департаментом по природопользованию и горнодобывающему комплексу разработана и предлагается к утверждению областная целевая программа "Обеспечение экологической безопасности и охрана окружающей среды в Амурской области на 2006-2010 годы".
Природоохранные мероприятия и объекты на последующее годы реализации программы будут включаться ежегодно в план мероприятий программы в соответствии с их экологической и социальной важности для Амурской области. Исполнители мероприятий в соответствии с действующим законодательством будут определяться на конкурсной основе.
Начальник департамента
по природопользованию и
горнодобывающему комплексу
Администрации области |
Н.А. Старков |
Приложение
к проекту закона
Амурской области
"Об областной целевой программе
"Обеспечение экологической
безопасности и охрана окружающей
среды в Амурской области
на 2006-2010 годы"
Справка
о состоянии законодательства в данной сфере правового регулирования
Общественные отношения, охватываемые проектом закона Амурской области "Об областной целевой программе "Обеспечение экологической безопасности и охрана окружающей среды в Амурской области на 2006-2010 годы", в настоящее время регулируются:
1) Федеральным законом от 06.10.99 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в ред. Федеральных законов от 29.07.2000 N 106-ФЗ, от 08.02.2001 N 3-ФЗ, от 07.05.2002 N 47-ФЗ, от 24.07.2002 N 107-ФЗ, от 11.12.2002 N 169-ФЗ, от 04.07.2003 N 95-ФЗ, от 19.06.2004 N 53-ФЗ, от 11.09.2004 N 199-ФЗ, с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 07.06.2000 N 10-П, от 12.04.2002 N 9-П);
2) Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 29.12.2004 N 199-ФЗ, от 09.05.2005 N 45-ФЗ);
3) Федеральным законом от 21.07.97 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" (в ред. Федеральных законов от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 09.05.2005 N 45-ФЗ, с изменениями, внесенными Федеральными законами от 27.12.2000 N 150-ФЗ, от 30.12.2001 N 194-ФЗ, от 24.12.2002 N 176-ФЗ, от 23.12.2003 N 186-ФЗ);
4) Федеральным законом от 24.06.98 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (в ред. Федеральных законов от 29.12.2000 N 169-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004), от 09.05.2005 N 45-ФЗ).
Начальник департамента
по природопользованию и
горнодобывающему комплексу
Администрации области |
Н.А. Старков |
Приложение
к проекту закона
Амурской области
"Об областной целевой программе
"Обеспечение экологической
безопасности и охрана окружающей
среды в Амурской области
на 2006-2010 годы"
Финансово-экономическое обоснование
проекта закона Амурской области "Об областной целевой программе
"Обеспечение экологической безопасности и охрана
окружающей среды в Амурской области на 2006-2010 годы"
В 2003-2004 годах на территории Амурской области реализовывались областные целевые программы "Восстановление и охрана водных объектов Амурской области на 2003-2007 годы" и "Охрана окружающей среды в Амурской области на 2003-2007 гг.", в рамках которых реализовывались мероприятия, направленные на охрану окружающей среды. Общий объем финансирования в 2004 году в областном бюджете по двум программам составлял сумму 48,98 млн. руб..
В связи с принятием Федерального закона от 04.07.97 N 95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" с 2005 года реализуется областная целевая программа "Предупреждение чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий и охрана окружающей среды на объектах межмуниципального и регионального значения Амурской области на 2005 год", разработанная в соответствии с полномочиями органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды и включившую в себя большую часть природоохранных мероприятий областных целевых программ, реализуемых в предыдущие годы. Объем финансирования программы на 2005 год составлял 36,345 млн. руб., включая кредиторскую задолженность 2004 года в размере 18 млн. руб. Указанных средств крайне недостаточно для реализации запланированных природоохранных проектов и мероприятий, что усугубляет неблагоприятную экологическую обстановку, сложившеюся в Амурской области, и приводит к превышению нормативных сроков строительства объектов природоохранного назначения.
В целях планомерного и эффективного осуществления мероприятий предлагаемой к утверждению областной целевой программы "Обеспечение экологической безопасности и охрана окружающей среды в Амурской области на 2006-2010 годы" необходимо выделение средств из областного бюджета на весь срок реализации в размере 293,2 млн руб., в том числе на 2006 год 50 млн. руб. Мероприятия предлагаемой областной целевой программы включены в программу "Экономическое и социальное развитие Амурской области на период 2004-2010 годы".
Начальник департамента
по природопользованию и
горнодобывающему комплексу
Администрации области |
Н.А. Старков |
Приложение
к проекту закона
Амурской области
"Об областной целевой программе
"Обеспечение экологической
безопасности и охрана окружающей
среды в Амурской области
на 2006-2010 годы"
Перечень
законов и иных нормативных правовых актов, подлежащих отмене,
изменению или дополнению в случае принятия Закона Амурской области
"Об областной целевой программе "Обеспечение экологической безопасности и
охрана окружающей среды в Амурской области на 2006-2010 годы"
Принятие и введение в действие предлагаемого проекта закона "Об областной целевой программе "Обеспечение экологической безопасности и охрана окружающей среды в Амурской области на 2006-2010 годы" не потребует отмены, изменения или дополнения законов и иных нормативных мены, изменения или дополнения законов и иных нормативных мены, изменения или дополнения законов и иных нормативных правовых актов.
Начальник департамента
по природопользованию и
горнодобывающему комплексу
Администрации области |
Н.А. Старков |
Приложение
к проекту закона
Амурской области
"Об областной целевой программе
"Обеспечение экологической
безопасности и охрана окружающей
среды в Амурской области
на 2006-2010 годы"
Предложения
о нормативных правовых актах, принятие которых необходимо для реализации
Закона Амурской области "Об областной целевой программе
"Обеспечение экологической безопасности и охрана
окружающей среды в Амурской области на 2006-2010 годы"
В случае принятия проекта закона Амурской области "Об областной целевой программе "Обеспечение экологической безопасности и охрана окружающей среды в Амурской области на 2006-2010 годы" принятие нормативных правовых актов области для его реализации не потребуется.
Начальник департамента
по природопользованию и
горнодобывающему комплексу
Администрации области |
Н.А. Старков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Амурского областного Совета народных депутатов (четвертый созыв) от 21 октября 2005 г. N 7/433 "О проекте закона Амурской области "Об областной целевой программе "Обеспечение экологической безопасности и охрана окружающей среды в Амурской области на 2006-2010 годы"
Текст Постановления официально опубликован не был