Законом Амурской области от 7 июля 2004 г. N 342-ОЗ в настоящий Закон внесены изменения
Закон Амурской области
от 18 ноября 2002 г. N 146-ОЗ
"Об областной целевой программе "Безопасное материнство на 2002-2004 годы"
Принят областным Советом народных депутатов 31 октября 2002 года
(с изменениями от 29 декабря 2003 г., 7 июля 2004 г.)
См. Постановление Амурского областного Совета народных депутатов от 31 октября 2002 г. N 20/551 "О Законе Амурской области "Об областной целевой программе "Безопасное материнство на 2002-2004 годы"
Глава администрации
Амурской области |
Л. В. Коротков |
г. Благовещенск,
от 18 ноября 2002 г.
N 146-ОЗ.
Областная целевая программа
"Безопасное материнство на 2002-2004 годы"
(утв. Законом Амурской области от 18 ноября 2002 г. N 146-ОЗ)
(с изменениями от 29 декабря 2003 г., 7 июля 2004 г.)
Паспорт областной целевой программы "Безопасное материнство
на 2002-2004 годы"
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
II. Цель и задачи программы
III. Система программных мероприятий
IV. Ресурсное обеспечение программы
V. Механизм реализации программы
VI. Организация управления программой и контроль за ходом ее реализации
VII. Оценка социально-экономической эффективности
Законом Амурской области от 29 декабря 2003 г. N 281-ОЗ действие отдельных пунктов паспорта программы к настоящему Закону было приостановлено на 2004 год
Паспорт
областной целевой программы "Безопасное материнство
на 2002-2004 годы"
Наименование - Областная целевая программа "Безопасное
программы материнство на 2002-2004 годы"
Основание для - Постановление правительства Российской
разработки Федерации от 25.08.2000 N 625 "О федеральных
программы целевых программах по улучшению положения
детей в Российской Федерации на 2001-2002
годы";
постановление главы администрации области от
11.02.2002 N 93 "О плане работы администрации
Амурской области на 2002 год"
Государственный - Департамент здравоохранения администрации
заказчик программы области
Основные - Департамент здравоохранения администрации
разработчики области
программы
Цель программы - Снижение показателей материнской и
младенческой смертности
Задачи программы - 1. Улучшение материально-технической базы
акушерско-гинекологической и педиатрической
служб области.
2. Сохранение и восстановление репродуктивного
здоровья женщин и обеспечение безопасного
материнства.
3. Информирование населения по вопросам
здорового образа жизни, охраны репродуктивного
здоровья и обеспечения безопасного материнства
Срок реализации - 2002-2004 годы
программы
Основные - Департамент здравоохранения администрации
исполнители области;
программы областной фонд обязательного медицинского
страхования;
Амурская государственная медицинская академия;
Дальневосточный научный центр института
физиологии и патологии дыхания СО РАМН;
лечебно-профилактические учреждения области
Объемы и источники - Общий объем финансирования программы на
финансирования 2002-2004 годы - 83295,7 тыс. рублей:
программы 2002 год - 33786,4 тыс. рублей;
2003 год - 27831,3 тыс. рублей;
2004 год - 21678,0 тыс. рублей;
в том числе из областного бюджета 4609,8
тыс. рублей, за счет средств обязательного
медицинского страхования 78685,9 тыс. рублей
Ожидаемые - 1. Снижение показателя младенческой смертности
результаты до 18-19%.
реализации 2. Снижение показателя материнской смертности
программы от управляемых причин.
3. Обеспечение современного уровня организации
и качества акушерско-гинекологической помощи.
4. Снижение числа осложнений беременности,
родов, послеродового периода
Организация - Государственный заказчик программы
текущего контроля осуществляет текущий контроль за ее реализацией.
за реализацией Департамент здравоохранения администрации
программы области представляется в установленном порядке
информация о выполнении мероприятий
программы и использовании финансовых средств
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
Демографическая ситуация в области продолжает ухудшаться. Численность населения в области за 5 лет уменьшилась на 41,3 тыс. человек и составила 990,1 тыс. человек к 2001 году. Снижение численности населения происходило как за счет механического движения, так и за счет естественной убыли. Впервые за много лет отмечается незначительное увеличение рождаемости, показатель которой в 2001 году составил 10,0%. Однако общая смертность продолжает расти и в 2001 году составила 14,0%. Естественный прирост населения сохранялся с отрицательным балансом - 4,0. Отмечается уменьшение процента числа детей в общей структуре населения на 3%, и в 2001 году их число составило 207,5 тыс. человек (24,6%).
Проблема состояния младенческой смертности в период неблагополучной демографической ситуации приобретает наибольшую социальную значимость. Младенческая смертность за 1999, 2000, 2001 годы составила соответственно 28,8, 23,8, 23,5 на 1000 родившихся живыми. Показатель характеризуется нестабильностью, высоким уровнем, значительно превышает показатель по Российской Федерации (14,7% в 2001 г.).
На уровень младенческой смертности оказывает негативное влияние ухудшающееся здоровье беременных женщин. Так, гестозы за 1999-2001 годы составили соответственно 33,3, 29,4, 24,7 на 100 женщин, закончивших беременность, что выше аналогичного показателя по Российской Федерации (21,4 в 2000 г.). Наиболее тяжелые формы гестозов:
преэклампсия и эклампсия - составили 0,5 - 0,6 - 1,1 на 100 женщин, закончивших беременность. Экстрагенитальные заболевания у беременных регистрируются на высоких цифрах: 97,6 - 115,4 - 103,5%. Среди заболеваний, осложнивших роды, наиболее часто встречаются анемии (264 случая на 1000 родов), заболевания мочеполовой системы (125 случаев на 1000 родов). У беременных в 2 раза увеличилось число заболеваний щитовидной железы. Количество физиологических родов за этот период увеличилось от 30% до 37% (в Российской Федерации - 31,1 в 2000 г.). Процент преждевременных родов снизился и в 2001 году составил 4,4% против 7,3% в 2000 году (в Российской Федерации - 4,1 % в 2000 г.).
Показатель материнской смертности за 1999-2001 годы составил соответственно 32,0, 63,0, 50,2 на 100 тыс. родившихся живыми. Причинами смерти женщин явились сепсис, кровотечение, эмболия околоплодными водами, анафилактический шок. Материнская смертность регистрировалась в г. Благовещенске (4 случая), в г. Зее и Зейском районе (3 случая), в г. Тынде, в г. Шимановске и Шимановском районе, Сковородинском, Завитинском, Свободненском, Тамбовском районах (по I случаю).
Учреждения родовспоможения и детства испытывают недостаток в современном медицинском оборудовании, позволяющем обеспечить диагностику врожденных пороков развития плода на ранних стадиях беременности, предотвратить рождение больного ребенка. Имеющееся диагностическое и реанимационное оборудование морально и физически устарело и нуждается в замене.
Отмечается низкий уровень подготовки супружеских пар к беременности. Часто у беременных выявляются инфекции, передаваемые половым путем, что приводит к снижению их репродуктивной функции. Для выявления инфекций, передаваемых половым путем, на ранних сроках беременности требуются современные диагностические реагенты. Обследование на инфекции, передаваемые половым путем, необходимо сделать бесплатным для социально незащищенных слоев населения (молодежь, безработные).
Одной из причин материнской смертности являются аборты, число которых в области остается высоким (60,7% против 50,5% в Российской Федерации на 1000 женщин репродуктивного возраста). Особую тревогу вызывает увеличение числа абортов в поздние сроки беременности у подростков. Профилактика абортов позволит предотвратить случаи материнской смертности и улучшить репродуктивное здоровье женщин.
Рождение здорового ребенка во многом зависит от качества питания будущей матери. Необходимо обеспечить лечебным и специализированным питанием, содержащим набор витаминов и микроэлементов, беременных, кормящих матерей и детей раннего возраста.
В целях улучшения демографической ситуации в области важно обеспечить формирование у населения здорового образа жизни на основе личной ответственности за состояние собственного репродуктивного здоровья, ответственного родительства и рождения желанного ребенка.
Эффективность проводимых мер по снижению материнской и младенческой смертности зависит от комплексного подхода к решению задач и консолидации всех заинтересованных ведомств, органов государственной власти, местного самоуправления, что возможно только в рамках областной целевой программы.
II. Цель и задачи программы
Целью программы является снижение показателей материнской и младенческой смертности.
Для достижения указанной цели предусматривается решение следующих задач:
1) улучшение материально-технической базы акушерско-гинекологической и педиатрической служб области;
2) сохранение и восстановление репродуктивного здоровья женщин и обеспечение безопасного материнства;
3) информирование населения по вопросам здорового образа жизни, охраны репродуктивного здоровья и обеспечения безопасного материнства. Приоритетными мероприятиями программы являются:
1) улучшение материально-технической базы учреждений родовспоможения области;
2) сохранение и восстановление репродуктивного здоровья женщин и обеспечение безопасного материнства.
III. Система программных мероприятий
Программные мероприятия будут осуществляться в системе здравоохранения.
Развитие материально-технической базы учреждений акушерско-гинекологической и педиатрической служб предусматривает их оснащение современным медицинским оборудованием.
Мероприятия, направленные на сохранение и восстановление репродуктивного здоровья женщин и обеспечение безопасного материнства, предусматривают профилактику абортов, улучшение пренатальной диагностики врожденных и наследственных болезней у детей, повышение качества диагностики и профилактики внутриутробного инфицирования плода, создание условий для "безопасных родов", обеспечение лечебным и специализированным питанием беременных, кормящих матерей, новорожденных, детей раннего возраста.
Развитие системы информирования населения по вопросам здорового образа жизни, охраны репродуктивного здоровья и безопасного материнства предусматривает проведение санитарно-просветительной работы среди населения, особенно в подростковой среде, разработку, тиражирование и распространение санитарно-просветительных материалов по проблемам защиты репродуктивных прав и здоровья, предупреждения абортов, грудного вскармливания, а также организацию кабинетов психологического консультирования по вопросам семьи и брака.
Законом Амурской области от 29 декабря 2003 г. N 281-ОЗ действие отдельных пунктов раздела IV настоящей программы было приостановлено на 2004 год
IV. Ресурсное обеспечение программы
Программа реализуется за счет средств областного бюджета и средств обязательного медицинского страхования.
Объем финансирования на 2002-2004 годы составит 83295,7 тыс. рублей, в том числе 2002 год 33786,4 тыс. рублей, 2003 год 27831,3 тыс. рублей, 2004 год 21678,0 тыс. рублей, в том числе из областного бюджета 4609,8 тыс. рублей, за счет средств обязательного медицинского страхования 78685,9 тыс. рублей.
Объемы финансовых средств ежегодно уточняются в установленном порядке.
V. Механизм реализации программы
Ответственным за реализацию программы является государственный заказчик - департамент здравоохранения администрации области. Основными исполнителями программы являются департамент здравоохранения Администрации области, областной фонд обязательного медицинского страхования. Амурская государственная медицинская академия. Дальневосточный научный центр института физиологии и патологии дыхания СО РАМН и лечебно-профилактические учреждения области.
Механизм реализации программы включает в себя мероприятия, обеспечивающие планирование, реализацию предусмотренных программой работ и контроль за их исполнением.
Механизм реализации программы предусматривает финансирование за счет средств областного бюджета и обязательного медицинского страхования.
Реализация программы осуществляется на основе государственных контрактов (договоров), заключаемых комитетом по здравоохранению администрации области с исполнителями программных мероприятий. С этой целью государственный заказчик осуществляет предконтрактный отбор на конкурсной основе исполнителей работ по программным мероприятиям, согласовывает возможные сроки выполнения мероприятий, объемы и источники финансирования, В соответствии с установленными объемами финансирования, предусмотренными программой на соответствующий год, после заключения государственных контрактов (договоров) с участниками реализации программы администрация области открывает финансирование за счет средств областного бюджета, областной фонд обязательного медицинского страхования - за счет средств обязательного медицинского страхования.
VI. Организация управления программой и контроль за ходом
ее реализации
Текущий контроль за реализацией программы осуществляется государственным заказчиком программы - комитетом по здравоохранению администрации области.
Государственный заказчик программы с учетом выделенных на ее реализацию бюджетных средств и средств обязательного медицинского страхования ежегодно уточняет целевые показатели и затраты на программные мероприятия.
При необходимости государственный заказчик вносит в установленном порядке предложения об изменении или продлении сроков реализации отдельных программных мероприятий.
Контроль ведется на основании государственной статистической отчетности, заключенных договоров (контрактов, соглашений) и включает:
периодическую отчетность исполнителей о реализации программных мероприятий;
контроль за целевым и эффективным использованием выделяемых средств;
контроль за соблюдением сроков и качеством выполнения договоров (контрактов, соглашений), объемов запланированных работ.
Исполнители отчитываются об использовании выделенных им средств и выполнении программных мероприятий в соответствии с порядком, установленным государственным заказчиком.
Департамент здравоохранения администрации области проводит анализ, обобщение информации о ходе выполнения программных мероприятий и ежемесячно направляет в комитет экономики Администрации области статистическую, справочную и аналитическую информации.
Департамент здравоохранения администрации области ежегодно направляет в финансовый департамент администрации области доклады о ходе выполнения работ по программе и использовании финансовых средств.
VII. Оценка социально-экономической эффективности
реализации программы
Программные мероприятия носят медико-социальный и экономический характер.
Экономическая эффективность от реализации программы ожидается в виде снижения прямых и косвенных экономических потерь и приведет к улучшению состояния репродуктивного здоровья женщин.
Реализация мероприятий программы позволит:
снизить показатель младенческой смертности до 18-19%;
снизить показатель материнской смертности от управляемых причин;
обеспечить современный уровень организации и качества акушерско-гинекологической помощи;
снизить число осложнений беременности, родов, послеродового периода.
Законом Амурской области от 29 декабря 2003 г. N 281-ОЗ действие отдельных пунктов таблицы к настоящей программе было приостановлено на 2004 год
Мероприятия и объемы финансирования программы
I. Улучшение материально-технической базы учреждений
акушерско-гинекологической и педиатрической служб области
Мероприятия | Финансирование (тыс. рублей) | Исполнители | |||||||||||
2002-2004 годы | 2002 год | 2003 год | 2004 год | ||||||||||
всего | в том числе | всего | в том числе | всего | в том числе | всего | в том числе | ||||||
бюджет областной |
ОМС | бюджет областной |
ОМС | бюджет областной |
ОМС | бюджет областной |
ОМС | ||||||
Оснащение медицинским оборудованием учреждений родовспоможения и детства, всего в том числе: областные лечебно- профилактические учреждения (Амурская областная клиническая больница, Амурская областная детская клиническая больница, областная клиническая инфекционная больница) муниципальные лечебно- профилактические учреждения ведомственные лечебно- профилактические учреждения |
66908,7 15108,7 50325,0 1475,0 |
1231,8 1231,8 |
65676,9 13876,9 50325,0 1475,0 |
30777,4 8349,2 22428,2 |
30777,4 8349,2 22428,2 |
21171,3 5655,5 15515,8 |
1231,8 1231,8 |
19939,5 4423,7 15515,8 |
14960,0 1104,0 12381,0 1475,0 |
14960,0 1104,0 12381,0 1475,0 |
Департамент здравоохранения Администрации области, Амурский областной фонд обязательного медицинского страхования, лечебно- профилактические учреждения |
||
Итого по разделу I |
66908,7 |
1231,8 |
65676,9 |
30777,4 |
30777,4 |
21171,3 |
1231,8 |
19939,5 |
14960,0 |
14960,0 |
II. Сохранение и восстановление репродуктивного здоровья женщин и
обеспечение безопасного материнства
Мероприятия | Финансирование (тыс. рублей) | Исполнители | |||||||||||
2002-2004 годы | 2002 год | 2003 год | 2004 год | ||||||||||
всего | в том числе | всего | в том числе | всего | в том числе | всего | в том числе | ||||||
бюджет областной |
ОМС | бюджет областной |
ОМС | бюджет областной |
ОМС | бюджет областной |
ОМС | ||||||
1. Профилактика абортов: закупка гормональных контрацептивных средств для лиц, относящихся к группам социального риска |
2054,8 |
2054,8 |
929,8 |
929,8 |
1125,0 |
1125,0 |
Департамент здравоохранения Администрации области, Амурская областная клиническая больница (региональный центр планирования семьи и репродукции), муниципальные лечебно- профилактические учреждения |
||||||
2. Улучшение перинатальной диагностики пороков развития и хромосомных аномалий (приобретение реагентов) |
72,0 |
72,0 |
72,0 |
72,0 |
Амурская областная клиническая больница (региональный центр планирования семьи и репродукции) |
||||||||
3. Диагностика и профилактика внутриутробного инфицирования (приобретение реагентов) |
1021,5 |
1021,5 |
500,5 |
500,5 |
521,0 |
521,0 |
Департамент здравоохранения Администрации области, Дальневосточный научный центр института физиологии и патологии дыхания Сибирского отделения Российской академии медицинских наук, Амурская областная клиническая больница (региональный центр планирования семьи и репродукции) |
||||||
4. Обеспечение лечебного и специализированного питания беременных, кормящих матерей, ворожденных, детей раннего возраста и девочек пубертатного периода в учреждениях родовспоможения и детства |
13009,0 |
13009,0 |
3009,0 |
3009,0 |
5000,0 |
5000,0 |
5000,0 |
5000,0 |
Департамент здравоохранения Администрации области, Амурский областной фонд обязательного медицинского страхования, лечебно- профилактические учреждения |
||||
Итого по разделу II |
16157,3 |
3148,3 |
13009,0 |
3009,0 |
3009,0 |
6430,3 |
1430,3 |
5000,0 |
6718,0 |
1718,0 |
5000,0 |
Законом Амурской области от 29 декабря 2003 г. N 281-ОЗ действие отдельных пунктов таблицы к настоящей программе было приостановлено на 2004 год
III. Информирование населения по вопросам здорового образа жизни,
охраны репродуктивного здоровья и обеспечения
безопасного материнства
Мероприятия | Финансирование (тыс. рублей) | Исполнители | |||||||||||
2002-2004 годы | 2002 год | 2003 год | 2004 год | ||||||||||
всего | в том числе | всего | в том числе | всего | в том числе | всего | в том числе | ||||||
бюджет областной |
ОМС | бюджет областной |
ОМС | бюджет областной |
ОМС | бюджет областной |
ОМС | ||||||
1. Подготовка пакета информационно- образовательных материалов по вопросам здоровья девочки, девушки, женщины, профилактики социально значимых и социально обусловленных заболеваний |
60,7 |
60,7 |
60,7 |
60,7 |
Департамент здравоохранения Администрации области, центр медицинской профилактики, Амурская государственная медицинская академия |
||||||||
2. Создание и тиражирование видеофильмов |
40,0 |
40,0 |
|
|
|
|
40,0 |
40,0 |
|
|
|
|
Департамент здравоохранения Администрации области, центр медицинской профилактики, Амурская государственная медицинская академия |
3. Освещение в средствах массовой информации вопросов здорового образа жизни, здоровья девочки, девушки, женщины, организация прямых эфиров, "круглых столов", ведение постоянной рубрики в газетах, на радио, телевидении |
110,0 |
100,0 |
110,0 |
110,0 |
Департамент здравоохранения Администрации области, центр медицинской профилактики, Амурская государственная медицинская академия |
||||||||
4. Организация кабинета психологического консультирования по вопросам семьи и брака в центре медицинской профилактики |
19,0 |
19,0 |
19,0 |
19,0 |
Центр медицинской профилактики, отделы здравоохранения и ЗАГСа Администрации г.Благовещенска |
||||||||
Итого по разделу III |
229,7 |
229,7 |
229,7 |
229,7 |
|||||||||
Итого по программе |
83295,7 |
4609,8 |
78685,9 |
33786,4 |
33786,4 |
27831,3 |
2891,8 |
24939,5 |
21678,0 |
1718,0 |
19960, |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Амурской области от 18 ноября 2002 г. N 146-ОЗ "Об Областной целевой программе "Безопасное материнство на 2002-2004 годы" (Принят областным Советом народных депутатов 31 октября 2002 года)
Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его первого официального опубликования
Текст Закона опубликован в газете "Амурская правда" от 26 ноября 2002 г. N 329-330, от 27 ноября 2002 г. N 331-332
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Закон Амурской области от 14 декабря 2005 г. N 107-ОЗ
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня первого официального опубликования названного Закона
Закон Амурской области от 7 июля 2004 г. N 342-ОЗ
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня первого официального опубликования вышеназванного Закона
Закон Амурской области от 29 декабря 2003 г. N 281-ОЗ
Действие отдельных пунктов программы настоящего Закона было приостановлено на 2004 год