Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 23. Порядок рассмотрения жалоб граждан
1. Гражданин вправе обжаловать решения и действия (бездействие) органов власти и местного самоуправления области, должностных лиц, которыми нарушены его права, свободы и законные интересы, в вышестоящие в порядке подчиненности органы, вышестоящим должностным лицам, если законодательством предусмотрено наличие вышестоящей инстанции, либо в суд.
В случае, если в обращении обжалуются решения и действия (бездействие) органов власти или местного самоуправления области, должностных лиц, не находящихся в подчиненности органов власти или местного самоуправления области, должностных лиц, к которым обращена жалоба, обращение без рассмотрения возвращается гражданину в порядке, установленном настоящим законом.
2. Гражданин, подающий жалобу, может действовать от своего имени, а в случаях, установленных законом, - от имени других лиц.
3. К жалобе прилагаются имеющиеся у гражданина решения или копии решений, принимавшихся по его обращению ранее, а также другие документы, необходимые для рассмотрения жалобы, которые после ее рассмотрения возвращаются гражданину.
Решение по жалобе может быть принято только после проверки всех обстоятельств, составляющих предмет жалобы.
4. Решение по жалобе должно содержать изложение мотивов и фактов, которые положены в основу решения, ссылки на конкретные статьи закона или иного правового акта, указание об отмене или изменении обжалуемого решения, срок исполнения принятого решения; в необходимых случаях - указание о необходимости привлечения должностного лица, принявшего незаконное решение или совершившего незаконное действие (бездействие), к установленной законодательством ответственности, а также порядок обжалования принятого решения.
5. Гражданин вправе обжаловать решение, принятое органом власти или местного самоуправления области, должностным лицом по его жалобе, в вышестоящий в порядке подчиненности орган или должностным лицам, если законодательством предусмотрено наличие вышестоящей инстанции, либо в суд.
6. Причиной отказа в удовлетворении жалобы не может служить возможность ее разрешения в судебном порядке, если в соответствии с законодательством указанные в жалобе нарушения прав и свобод человека и гражданина, его законных интересов могут быть устранены органами или должностными лицами, рассматривающими жалобу.
7. В случае, если жалоба признана подлежащей удовлетворению полностью или частично, органы власти или местного самоуправления области, должностные лица, вынесшие решение по жалобе, обязаны принять необходимые меры по восстановлению нарушенного права гражданина, а также по просьбе гражданина проинформировать о принятом решении заинтересованных лиц.
8. В случае, если недостоверные или порочащие гражданина сведения были опубликованы в средствах массовой информации, органы или должностные лица, предоставившие эти сведения, обязаны принять меры по их опровержению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
9. О результатах рассмотрения жалобы гражданину должно быть сообщено в письменной форме в течение пяти дней с момента принятия решения по жалобе, но не позднее чем через месяц со дня обращения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.