Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Городская целевая Программа
"Обеспечение жильем молодых семей" на 2003-2010 год
(утв. Решением городской Думы города Благовещенска от 27 марта 2003 г. N 32/32)
Паспорт
городской целевой Программы "Обеспечение жильем молодых семей"
на 2003-2010 годы
Наименование Программа "Обеспечение жильем молодых семей"
Программы на 2003-2010 годы
Основание для Подпрограмма "Обеспечение жильем молодых
разработки Программы семей" на 2002-2010 годы" Федеральной целевой программы
"Жилище на 2002-2010 годы",
утвержденная Постановлением Правительства РФ
от 28 августа 2002 года N 638
Государственный Администрация города Благовещенск
заказчик Программы
Основные разработчики Администрация города Благовещенск Амурское
Программы региональное отделение Союза МЖК России
Цель Программы Создание системы поддержки молодых семей в
решении жилищной проблемы для улучшения
демографической ситуации на территории города
Основные задачи - разработка и внедрение на территории города
Программы правовых, финансовых и организационных механизмов
оказания поддержки молодым семьям, нуждающимся в
улучшении жилищных условий;
- развитие, содействие молодежным инициативам,
направленным на улучшение жилищных и
социально-бытовых условий молодых семей;
- привлечение финансовых и инвестиционных
ресурсов для обеспечения молодых семей
благоустроенным жильем;
Срок реализации 2003-2010 годы:
Программы 1-й этап - 2003-2004 годы;
2-й этап - 2005-2010 годы.
Основные мероприятия Формирование правовых, финансовых и
Программы организационных механизмов оказания поддержки
молодым семьям нуждающимся в улучшении
жилищных условии;
Разработка предложений о внесении изменений в
законы города и иные нормативные правовые
акты, касающиеся реализации права молодой семьи
на государственную поддержку в решении жилищной
проблемы (осуществляется за счет средств,
предусмотренных на капитальное строительство,
средств выделяемых на социальную помощь населению
области, и иных источников, направляемых на
реализацию Программы);
Приоритетные организационные мероприятия Программы:
- распределение молодых семей по различным категориям
(в зависимости от обеспеченности жильем, количества
детей, уровня доходов и других факторов) с
составлением местными администрациями
соответствующих списков;
- создание координационного совета по реализации
Программы с привлечением общественных молодежных
объединений и организаций;
- определение исполнителей Программы на территории
города;
- организация в городских средствах массовой
информации работы, направленной на освещение
целей и задач Программы;
- проведение мониторинга реализации Программы
и подготовка информационно-аналитических материалов.
Объем и источники Общий объем финансирования программы составляет
финансирования 110 миллионов рублей, в том числе:
Программы - средства федерального бюджета - 35 миллионов рублей;
- средства областного бюджета - 35 миллионов рублей;
- средства городского бюджета - 15 миллионов рублей;
- средства, привлеченные из внебюджетных источников
(личные средства граждан) - 25 миллионов рублей;
Ожидаемые конечные - создание условий для повышения уровня
результаты реализации обеспеченности жильем молодых семей;
Программы - привлечение в жилищную сферу дополнительных
финансовых средств внебюджетных источников;
- улучшение демографической ситуации на
территории области, укрепление семейных отношений.
Система организации Государственный заказчик осуществят общее
контроля за руководство и контроль за реализацией Программы,
реализацией Программы координацию исполнителей. Организует контроль за
ее выполнением на территории области. Исполнители
программы направляют ежемесячные сведения о ходе
исполнения Программы. Государственный заказчик
обобщает полученные от исполнителей сведения и
ежеквартально предоставляет их координатору
Федеральной целевой программы "Жилище" на
2002-2010 годы, а также вносит предложений по
совершенствованию реализации Программы
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными методами
Городская целевая программа "Обеспечения жильем молодых семей" на 2003-2010 годы, базируется на Программе "Обеспечение жильем молодых семей 2002-2010 гг.", входящей в состав Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы (далее именуется Программа) и предусматривает создание системы поддержки молодых семей - жителей города Благовещенска, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в целях стимулирования и закрепления положительных тенденций в изменении демографической ситуации в Амурской области.
В начальный период проведения экономических реформ неоднократно подчеркивались важность учета демографического аспекта региональной политики в развитии экономики страны и необходимость оказания помощи молодым гражданам в решении их жилищных проблем. Однако до настоящего времени не удалось создать и внедрить в практику города приемлемых экономических механизмов поддержки молодых семей с целью обеспечения их жильем.
Город Благовещенск один из городов России, где наиболее остро проявляется сокращение численности населения. Население города составляет на 01.01.2001 года 222,4 тыс. человек. Показатель рождаемости (число родившихся на 1000 постоянных жителей) к 2000 году составил 10,2 по сравнению с 13,8 в 1990 году. При сохранении такой демографической тенденции население города может уменьшиться до 215 тыс. человек к 2010 году и до 208 тыс. человек к 2050 году.
Тенденции суженного воспроизводства населения могут быть преодолены только в случае изменения демографического поведения населения, в первую очередь молодого поколения, путем формирования соответствующей демографической политики в городе.
В основе снижения рождаемости, особенно в прошедшем десятилетии, лежит ухудшение качества жизни большинства населения, в том числе условий проживания.
В результате проводимых социологических исследований были выявлены основные причины, по которым молодые семьи не желают иметь детей. В подавляющем большинстве случаев это отсутствие перспектив улучшения жилищных условий и низкий уровень доходов.
Неудовлетворительные жилищные условия оказывают особенно отрицательное влияние на репродуктивное поведения молодой семьи. Вынужденное проживание с родителями одного из супругов снижает уровень рождаемости и увеличивает количество разводов среди молодых семей. Установлено, что средний размер семей, занимающих отдельную квартиру или дом, значительно выше, чем семей, которые снимают комнату или проживают в общежитии.
В связи с этим для улучшения демографической ситуации в городе необходимо будет в первую очередь обеспечить создание условий для решения жилищных проблем молодых семей.
Вопрос обеспечения жильем молодых семей приобретает особую актуальность в предстоящем периоде (в первом десятилетии XXI века), когда вступают в действие структурные факторы изменения возрастного состава молодежи. В 2002 году в период рождения первого ребенка вступает поколение 1982-1986 годов, т.е. поколение самой высокой численности за прошедший период, при этом согласно результатам статистического наблюдения, 80 процентов детей в Российской Федерации рождается у родителей в возрасте до 30 лет.
По данным государственного статистического наблюдения, в городе молодежь в возрасте от 20 до 30 лет составляет 40 тыс. человек. Из них большая часть (примерно 15 тысяч молодых семей) нуждается в улучшении жилищных условий.
В современных условиях, когда большинство молодых семей не имеет возможности решить жилищную проблему самостоятельно, требуется продуманная и реалистичная политика в отношении оказания поддержки молодым семьям в приобретении или строительстве жилья, что, в свою очередь, позволит повлиять на репродуктивное поведение молодежи.
Для решения данной проблемы требуется участие и взаимодействие органов государственной власти всех уровней, а также органов местного самоуправления и других организаций, что обуславливает необходимость применения программных методов.
Поддержка молодых семей нуждающихся в улучшении жилищных условий, может осуществляться путем:
- представления субсидий молодым малообеспеченным семьям на приобретения жилья;
- компенсации части затрат на приобретение или строительство жилья в случае рождения (усыновления) ребенка;
- выделения строительных площадок с минимальными затратами на подготовительный период (отсутствие сносимых сооружений, наличие инженерных коммуникаций);
- предоставления многодетным малообеспеченным семьям жилых помещений из государственного и муниципального жилищных фондов по договорам социального найма;
- воссоздания или организации новых форм содействия решению жилищных проблем молодежи, подобным молодежным жилищным комплексам и жилищно-строительным кооперативам.
2. Основные цели и задачи Программы
Основной целью программы является создание системы адресной поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы для улучшения демографической ситуации в Благовещенске.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие основные задачи:
- разработка и внедрение на территории города правовых и финансовых механизмов поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы;
- содействие инициативам молодежных организаций, направленным на улучшение жилищных и социально-бытовых условий молодых семей;
- привлечение финансовых и инвестиционных ресурсов для обеспечения молодых семей благоустроенным жильем;
- внесение предложений по консолидации бюджетных и внебюджетных источников финансирования, направленных на достижение целей Программы.
Настоящая Программа предусматривает разработку и утверждение программы мероприятий и обеспечение их соответствующего финансирования.
В связи с этим:
Администрацией города определяется:
- масштаб проблемы, правовые, финансовые и организационные механизмы ее решения, объем, формы и условия предоставления поддержки за счет средств городского бюджета для решения жилищных проблем молодых семей;
- план действий по привлечению средств из внебюджетных источников для решения жилищных проблем молодых семей, эффективного управления бюджетными и внебюджетными средствами, направленными на финансирование программных мероприятий.
3. Срок и этапы реализации Программы
Программа будет выполняться поэтапно в 2003-2010 годах.
На первом этапе (2003-2004 годы) будет осуществляться:
- разработка и формирование правовых, финансовых и организационных механизмов поддержки молодых семей жителей города, нуждающихся в улучшении жилищных условий;
- проведение практической работы по отработке финансовых и организационных механизмов и форм взаимодействия всех исполнителей Программы. Экспериментальные площадки будут определяться на основании конкурсного отбора;
- создание системы мониторинга реализации Программы.
На втором этапе (2005-2010 годы) намечается:
- совершенствование и развитие созданных и апробированных на первом этапе механизмов реализации Программы, уточнение перечня намеченных мероприятий с учетом хода их выполнения на территории Амурской области;
В долгосрочной перспективе (после 2010 года) предполагается развитие рыночных механизмов обеспечение жильем молодых семей без существенного участия Администрации города и привлечение в значительном объеме бюджетных средств.
4. Мероприятия Программы
Мероприятия Программы предусматривают создания системы поддержки молодых семей - жителей города в решении ими жилищных проблем.
Участник Программы - Молодая семья - семья, возраст каждого из супругов в которой не превышает тридцати лет, признанная в установленном порядке нуждающейся в улучшении жилищных условий и постоянно проживающая на территории города.
Система мероприятий Программы включает в себя мероприятия по следующим направлениям:
- нормативно правовое и методологическое обеспечение реализации Программы;
- финансовое обеспечение реализации Программы;
- организационные обеспечение реализации Программы.
Перечень основных мероприятий по реализации Программы приведен в Приложении N 1.
Наиболее важными мероприятиями по нормативно-правовому и методологическому обеспечению реализации Программы являются следующие:
- разработка предложений о внесении изменений в законы города и иные нормативные правовые акты, касающиеся реализации права молодой семьи на поддержку в решении жилищной проблемы (осуществляется за счет средств, предусмотренных на капитальное строительство, средств, выделяемых на социальную помощь населению города и иных источников направляемых на реализацию Программы);
- разработка правовых финансовых и организационных механизмов оказания поддержки молодым семьям в приобретении или строительстве жилья.
Для этого на основе результатов Всероссийской переписи населения 2002 года, на территории города будет разработана система единых критериев отнесения молодых семей к различным категориям с учетом уровня их обеспеченности жильем, количества детей, а также дохода, приходящегося на одного члена молодой семьи.
При этом в зависимости от категории молодых семей предполагается исходить из следующего:
- малоимущие многодетные молодые семьи, стоящие на очереди на улучшение жилищных условий в жилищном отделе городской Администрации, будут в установленном порядке обеспечиваться жильем из муниципального жилищного фонда по договорам социального найма;
- другие категории молодых семей, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, будут обеспечиваться жильем за счет личных или заемных средств с использованием различных форм оказания поддержки в соответствии с принятыми финансовыми и правовыми механизмами данной Программы.
Основной формой оказания государственной поддержки в решении жилищных проблем молодых семей будет предоставления молодым семьям при рождении (усыновлении) ребенка субсидий (за счет консолидированных средств федерального, областного и городского бюджетов) на компенсацию части затрат, произведенных ими на приобретение или строительство жилья.
Кроме того, в рамках реализации Программы предполагается определить условия:
- обеспечения молодых семей жилыми помещениями из государственного и муниципального жилищных фондов по договорам социального найма;
- использования разрабатываемых в настоящее время механизмов ипотечного жилищного кредитования в обеспечении жильем отдельных категорий молодых семей;
- участия Администрации города и территориальных органов самоуправления (ТОС) при организации новых форм содействия решению жилищных проблем молодежи (создания молодежных жилищных комплексов и жилищно-строительных кооперативов). Основными мероприятиями по финансовому обеспечению реализации Программы является разработка финансовых и экономических механизмов оказания поддержки различным категориям молодых семей и подготовка необходимых технико-экономических обоснований и расчетов при разработке проектов городского бюджета на соответствующий год.
Ввиду ограниченности средств городского бюджета будут установлены критерии их адресного распределения по участвующим в реализации в Программы молодым семьям.
Организационные мероприятия предусматривают:
- распределение молодых семей по различным категориям (в зависимости от обеспеченности жильем, количество детей, уровня доходов и других факторов) составлением местными организациями соответствующих списков;
- создание координационного совета по реализации Программы с привлечением общественных молодежных объединений и организаций;
- определение исполнителей Программы на территории города;
- организацию в городских средствах массовой информации работы, направленной на освещение целей и задач Программы;
- проведение мониторинга реализации Программы и подготовку информационно-аналитических материалов.
5. Механизмы реализации Программы
Реализация Программы осуществляется заказчиком (Администрация города) и уполномоченными им организациями, с участием территориальных органов самоуправления.
Заказчик Программы осуществляет:
- нормативно-правовое и методологическое обеспечение реализации Программы, включая разработку правовых, финансовых и организационных механизмов;
- формирование единых критериев отнесения молодых семей к различным категориям;
- подготовку предложений по условиям распределения средств, фактически полученных из федерального и областного бюджетов для решения жилищных проблем молодых семей;
- разработку методических материалов для исполнителей Программы;
- организацию информационной и разъяснительной работы, направленной на освещение целей и задач Программы;
- мониторинг реализации Программы с целью анализа ситуации, обобщения и распространения положительного опыта;
- координацию деятельности исполнителей в ходе реализации Программы;
- контроль за целевым использованием бюджетных средств с подготовкой и представлением соответствующих отчетов.
Задачами Администрации города и территориальных органов самоуправления являются:
- разработка и соответственно утверждение городской программы обеспечение жильем молодых семей;
- формирование необходимой для выполнения указанной Программы законодательной базы города в соответствии с законодательством Российской Федерации и Амурской области;
- формирование списков молодых семей на территории города по представлению исполнителей Программы;
- определение объемов, форм и методов оказания поддержки молодым семьям за счет средств городского бюджета и привлеченных внебюджетных источников;
- определение категорий молодых семей, которым поддержка в обеспечении жильем должна быть оказана в приоритетном порядке исходя из реальных условий и финансовых возможностей города;
- проведение информационной и разъяснительной работы среди населения по освещению целей и задач Программы через городские средства массовой информации;
- контроль и составление отчетов о расходовании бюджетных и внебюджетных средств, направляемых на реализацию Программы.
Основными источниками финансирования Программы являются:
а) средства молодых семей, используемые для частичной или полной оплаты стоимости строительства (приобретения) жилья;
б) средства городского бюджета, направляемые на следующие цели:
- предоставление молодым семьям безвозмездных субсидий на компенсацию части стоимости строительства или приобретения жилья;
- предоставление молодым семьям при рождении (усыновлении) ребенка субсидий на компенсацию части затрат произведенных ими на строительство (приобретение) жилья или на погашение части кредита (займа);
- предоставление бюджетных кредитов заказчиком инвесторам, осуществляющим строительство жилья для молодых семей;
- создание социально-бытовой и инженерной инфраструктуры;
в) средства федерального и областного бюджетов, передаваемые бюджету города, в порядке межбюджетных отношений при реализации Программы обеспечения жильем молодых семей и используемые для предоставления молодым семьям при рождении (усыновлении) ребенка субсидий на компенсацию части затрат, произведенных ими на строительство (приобретение) жилья или на погашение части кредита (займа);
г) средства заинтересованных в закреплении молодых специалистов предприятий и организаций, используемые для представления займов молодой семье;
д) средства кредитных организаций, используемые для кредитования молодых семей, в том числе под залог приобретаемого жилья или земельных участков, выделенных под жилищное строительство.
Размер субсидий, предоставляемых молодым семьям при рождении (усыновлении) ребенка, определяется исходя из:
- социальной нормы общей площади жилья в расчете на 1 члена семьи, принятой на территории города, но не более 18 кв. метров;
- средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья, утверждаемой на территории города, которая не может превышать среднюю рыночную стоимость 1 кв. метра общей площади жилья в Амурской области, определяемую в установленном порядке Государственным комитетом Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу.
Выплата субсидии осуществляется при рождении (усыновлении) каждого ребенка.
Субсидии используются для компенсации части затрат, произведенных молодыми семьями на строительство (приобретение) жилья или направляются на погашение кредитов (займов), полученных ими на эти цели.
Общая сумма полученных субсидий не может превышать размера средств, использованных молодыми семьями на строительство (приобретение) жилья, либо размера полученного кредита (займа).
6. Ресурсное обеспечение реализации Программы
Общий объем средств предусмотренных на реализацию Программы составляет 110 миллионов рублей.
Средства федерального и областного бюджетов в качестве источника софинансирования 70 миллионов рублей. Объем финансирования Программы за счет средств федерального и областного бюджетов будет ежегодно уточняться исходя из возможностей федерального и областного бюджетов на соответствующий год.
Средства городского бюджета в размере 15 миллионов рублей, а также привлечение внебюджетных средств в размере не менее 25 миллионов рублей из которых личные средства граждан (молодых семей) составляют около 20 миллионов рублей. Схема распределения финансовых ресурсов по годам указана в Приложении N 2.
7. Организация управления реализацией Программы и ее
информационное обеспечение
Заказчик осуществляет общее руководство и контроль за выполнением Программы, определяет формы и методы управления реализацией Программы.
Заказчик осуществляет общую координацию и мониторинг работ, подготавливает информацию (отчеты) о ходе выполнения Программы, разрабатывает предложения по совершенствованию отдельных механизмов ее реализации.
Текущее управление реализации Программы осуществляется уполномоченной организацией (Амурское региональное отделение Союза МЖК России), подотчетной Заказчику.
Исполнитель Программы определяется, как правило, на базе организации, решающей задачи улучшения жилищных условий молодых семей.
Заказчик Программы заключает с исполнителями, участвующими в реализации Программы, соглашения о финансировании Программы за счет средств городского бюджета и внебюджетных источников.
Исполнители, участвующие в реализации Программы, ежеквартально, а также по итогам года (до 20 января) представляют Заказчику сведения о ее реализации.
Заказчик обобщает эти сведения и ежеквартально, а также по итогам года (до 1 февраля) представляет отчеты - координатору Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, информирует его о ходе реализации Программы на территории города.
Работа среди населения по освещению целей и задач Программы организуется Заказчиком через городские средства массовой информации, а также путем проведения выставок, конференций и семинаров.
8. Оценка эффективности и социально-экономических последствий
реализаций Программы
Оценка эффективности и социально-экономических последствий реализаций Программы будет производится на основе системы индикаторов, предусмотренных Федеральной целевой программой "Жилище" на 2002-2010 годы, по соответствующим разделам.
Ответственность за предоставление информации и расчет индикаторов рекомендуется возложить на Комитет по архитектуре и строительству Администрации города, курирующей вопросы реализации жилищной политики.
Успешное выполнение мероприятий Программы позволит обеспечить:
- создание условий для повышения уровня обеспеченности жильем молодых семей;
- привлечение в жилищную сферу дополнительных финансовых средств внебюджетных источников и увеличение объема жилищного строительства;
- развитие и закрепление положительных демографических тенденций в городе;
- укрепление семейных отношений и снижение социальной напряженности в городе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.