Законом Амурской области от 5 января 2004 г. N 285-ОЗ в настоящий Закон внесены изменения
Закон Амурской области
от 18 марта 1998 г. N 61-ОЗ
"Градостроительный устав Амурской области"
Принят областным Советом народных депутатов 26 февраля 1998 года
(с изменениями от 30 сентября 2003 г., 5 января 2004 г.)
Глава I. Общие положения (ст.ст. 1-5)
Глава II. Объекты и регламент градостроительной деятельности (ст.ст. 6-15)
Глава III. Субъекты градостроительства (ст.ст. 16-30)
Права, обязанности, компетенция
в области градостроительства
Глава IV. Средства градорегулирования (ст.ст. 31-41)
Глава V. Экономические основы градостроительства (ст.ст. 42-45)
Глава VI. Информирование населения области и юридических лиц (ст.ст. 46-48)
и их участие в принятии градостроительных решений
Глава VII. Ответственность за нарушение (ст.ст. 49-50)
градостроительного законодательства и разрешение
споров по вопросам градостроительной деятельности
Глава VIII. Порядок принятия градостроительного устава, (ст.ст. 51-52)
внесения в него изменений и дополнений
Градостроительный устав области (далее - Устав) является основным законом области по градостроительству на ее территории.
Настоящий Устав устанавливает нормы правового регулирования по созданию благоприятной среды проживания для населения области посредством рациональной планировки, застройки, реконструкции и благоустройства городов и других поселений, развития социальной, производственной и инженерно-транспортной инфраструктур, бережного природопользования и сохранения историко-культурного наследия.
Устав определяет компетенцию органов государственной власти области и местного самоуправления, права и обязанности граждан и юридических лиц в сфере градостроительной деятельности, устанавливает статус градостроительной документации и ее роль в регулировании отношений по использованию территорий, а также ответственность за нарушение градостроительного законодательства.
Устав основывается на законах Российской Федерации в области градостроительства и конкретизирует их применительно к условиям области как субъекта Российской Федерации.
Глава I. Общие положения
Статья 1. Основные понятия, применяемые в настоящем Уставе
1. Градостроительная деятельность - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, физических и юридических лиц в сфере градостроительного планирования развития территорий, определения видов использования земельных участков, проектирования, строительства и реконструкции объектов недвижимости с учетом интересов граждан, общественных и государственных интересов, а также национальных, историко-культурных, экологических и природных особенностей территорий и поселений.
2. Градорегулирование - регулирование (упорядочение) градостроительства на основе законов и иных нормативных правовых актов.
3. Градостроительные правоотношения - отношения, возникающие между субъектами градостроительной деятельности и регулируемые законами и иными нормативными правовыми актами.
4. Земельный участок - часть поверхности земли, имеющая фиксированные площадь, местоположение, границы (межу) и правовой статус. Земельный участок и прочно связанные с ним объекты являются недвижимым имуществом.
5. Красная линия - граница территорий поселения (улиц, площадей, набережных), используемых или предназначенных для размещения инженерно-транспортных коммуникаций. Является внешней границей городских (поселковых) кварталов.
6. Поселение - административно-территориальное образование, имеющее фиксированные границы, название и состоящее из двух или более земельных участков и территорий общего пользования с расположенными на них зданиями и сооружениями жилого, производственного, транспортного, инженерного и иного назначения.
7. Граница (черта) поселения - внешняя граница территории (земель) поселения, отделяющая ее (их) от межселенных территорий и земель других поселений.
8. Межселенные территории - территории за границами поселений.
9. Зона - территория, имеющая определенные границы и признаки (функциональные, архитектурно-пространственные, историко-культурные, санитарно-экологические и др.), а также Регламенты хозяйственной и градостроительной деятельности.
10. Пригородная зона города - территория административного района за пределами городской черты, используемая (предназначенная) для размещения коммунальных, транспортных, рекреационных и иных объектов, а также для перспективного развития города. В пригородной зоне устанавливается особый режим градорегулирования с учетом взаимных интересов населения города и поселений, находящихся на территории пригородной зоны.
11. Правовой план зонирования (зональный план) территории - официальный документ градорегулирования территории, устанавливающий ее границы, деление на функциональные зоны, режим их использования и архитектурно-строительный Регламент. Правовой план является утверждаемой частью градостроительной документации.
12. Градостроительный паспорт земельного участка - документ, в который включаются сведения о градостроительных требованиях к использованию и застройке земельного участка.
Статья 2. Предмет градостроительных правоотношений
Предметом градостроительных правоотношений является вся градостроительная деятельность на территории области в пределах ее административных границ.
Статья 3. Государственные, общественные и частные интересы в сфере градостроительной деятельности
1. Интересы Российской Федерации, области, ее административно-территориальных образований (районов, городов, поселков, сельских населенных пунктов), общественные и частные интересы в градостроительстве на территории области должны быть взаимоувязаны и сбалансированы.
2. Согласование вышеуказанных интересов обеспечивается органами государственной власти области и органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и области, а также нормативными правовыми актами, принимаемыми на их основе.
3. Важнейшие вопросы градостроительства, затрагивающие интересы всего населения области, могут быть вынесены на обще областной референдум.
4. Вопросы градостроительства административно-территориальных образований могут выноситься на местные референдумы в случае, если это не противоречит законам области и настоящему Уставу.
5. Согласование интересов области в сфере градостроительной деятельности с интересами других субъектов Российской Федерации и иностранных государств обеспечивается федеральным и областными законами, международными соглашениями Российской Федерации, а также градостроительными договорами области с этими субъектами Российской Федерации и иностранными государствами.
Статья 4. Градостроительство и недвижимость
Градостроительство регулирует использование и функционально-строительные преобразования недвижимости.
Градостроительный регламент устанавливаются правовым планом зонирования территории и градостроительным паспортом земельного участка, а при их отсутствии - предписанием, выдаваемым органами архитектуры и градостроительства в установленном порядке.
Статья 5. Градостроительный устав и иные нормативные правовые акты Амурской области
1. Устав входит в систему законов области. Нормы градостроительного законодательства, содержащиеся в иных нормативных правовых актах области, должны соответствовать настоящему Уставу.
2. Органы местного самоуправления городов и районов области вправе издавать нормативные правовые акты по градостроительству в пределах их компетенции.
Глава II. Объекты и регламент градостроительной деятельности
Статья 6. Общие положения
1. Объектами градостроительной деятельности являются территория области в целом, ее муниципальные образования и находящиеся в их границах воздушная и водная среды, подземное пространство, охранные, санитарные, функциональные, специальные и иные зоны и территории, земельные участки, здания, сооружения, их части и элементы, транспортные и инженерные коммуникации, объекты внешнего благоустройства.
Статья 7. Регламентация градостроительной деятельности на территории области и ее муниципальных образований
1. Градостроительная деятельность на территории области (в целом) Регламентируется федеральными и областными законами, принимаемыми на их основе другими нормативными правовыми актами, а также федеральной, региональной, областной градостроительной документацией, градостроительными договорами, заключаемыми областью с другими субъектами Российской Федерации и соседними государствами.
2. Градостроительная деятельность на территории административных районов области Регламентируется областными и районными нормативными правовыми актами градорегулирования, градостроительной документацией (правовыми планами зонирования) территории района, а также договорами, заключенными с соседними административными районами области.
Градостроительная деятельность в поселениях, расположенных на территории административных районов (кроме городов областного значения), Регламентируется также градостроительной документацией, разработанной и утвержденной для этих поселений.
3. Градостроительная деятельность в г. Благовещенске и других городах областного значения Регламентируется областными и городскими нормативными правовыми актами градорегулирования, городской градостроительной документацией (правовым планом зонирования), а также договорами с пограничными муниципальными образованьями.
Город Благовещенск как административный центр области относится к поселениям особого регулирования градостроительной деятельности. Статус города устанавливается законом области с учетом предложений органов местного самоуправления города.
4. Градостроительная деятельность в закрытых административно-территориальных образованьях, на специальных территориях и в зонах, отнесенных к компетенции Правительства Российской Федерации, Регламентируется федеральными и областными законами, принимаемыми на их основе другими нормативными правовыми актами, градостроительной документацией (правовыми планами зонирования) областного и городского (поселкового) уровней, а также договорами с административными районами области, граничащими с указанными территориями (зонами).
5. Границы области и ее муниципальных образований определяются и устанавливаются в порядке, определенном Конституцией Российской Федерации, Уставом (основным Законом) Амурской области, законами области об административно-территориальном устройстве и настоящим Уставом.
Статья 8. Пригородные зоны городов области
1. Градостроительная деятельность на территориях пригородных зон г. Благовещенска и других городов областного значения Регламентируется нормативными актами и правовыми планами зонирования территорий пригородных зон, принятыми в соответствии с градостроительными договорами этих городов и соответствующих административных районов. В случаях разногласий градостроительный Регламент пригородных зон устанавливается Администрацией области.
2. Градостроительная деятельность на территориях пригородных зон городов районного значения Регламентируется специальными проектами, утвержденными представительными органами местного самоуправления соответствующих административных районов по согласованию с органами местного самоуправления поселений, интересы которых затрагиваются Регламентами этих пригородных зон.
Статья 9. Охранные, санитарные, функциональные и иные зоны (территории)
Статус зоны (территории), границы и Регламент градостроительной деятельности устанавливаются на основе специальных исследований и изысканий, градостроительных проектов, действующих нормативных актов и закрепляются в правовом плане зонирования территории, утверждаемом Администрацией области и органами местного самоуправления в соответствии с их компетенцией.
Статья 10. Территории общего пользования городов и других поселений
Регламент градостроительной деятельности на территориях общего пользования (на площадях, в парках, скверах, на набережных и др.) в городах и других поселениях определяется правовым планом зонирования территорий, градостроительными паспортами земельных участков, проектами благоустройства и озеленения территорий с учетом создания беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп граждан к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры и утверждается органами местного самоуправления соответствующих городов и других поселений.
Статья 11. Территории транспортных и инженерных коммуникаций
1. Границы территорий транспортных и инженерных коммуникаций в пределах городов и других поселений определяются красными линиями, а на межселенных территориях - полосами отвода.
2. Регламент градостроительной деятельности на территориях транспортных и инженерных коммуникаций федерального, областного уровней устанавливается нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, Администрации области на основе градостроительной документации, согласованной с органами местного самоуправления соответствующих территорий и владельцами (собственниками) земельных участков, чьи интересы затрагиваются прокладкой или режимом эксплуатации коммуникаций.
3. Регламент градостроительной деятельности на территориях транспортных и инженерных коммуникаций федерального, областного и местного уровней устанавливается нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, Администрации области и органов местного самоуправления соответствующих территорий на основе градостроительной документации, согласованной с собственниками (владельцами) земельных участков, чьи интересы затрагиваются прокладкой или режимом эксплуатации коммуникаций, с предоставлением последним при необходимости сервитутов в соответствии со ст. 274, п. 1 и 3 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Статья 12. Земельные участки, здания и сооружения
Градостроительная деятельность на земельном участке, в том числе функциональное (целевое) использование и строительные преобразования недвижимости, осуществляется в соответствии с градостроительным паспортом участка, а при его отсутствии - правовым планом зонирования соответствующей территории и правилами застройки земельных участков с учетом создания без барьерной среды проживания для инвалидов и престарелых граждан.
Статья 13. Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры). Памятники природы
1. Статус объекта культурного наследия (памятника истории и культуры), регламент функционального использования и градостроительной деятельности устанавливаются органами государственной власти и местного самоуправления соответствующего уровня по предложению государственного органа охраны объектов культурного наследия - управления культуры Администрации области.
Статус памятника природы, границы его земельного участка, регламент функционального использования и градостроительной деятельности устанавливаются по предложению главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов Российской Федерации по Амурской области на основании специальных исследований (в том числе выявления общественного мнения и проектов).
2. Если здания, сооружения, земельные участки находятся в собственности, владении юридических или физических лиц, статус памятника, границы его земельного участка, Регламент использования и градостроительной деятельности устанавливаются с уведомлением владельца (собственника) недвижимости.
Статья 14. Информационные знаки
1. Информационные знаки охраны объектов культурного наследия (недвижимых памятников истории и культуры) устанавливаются на основании решения органов местного самоуправления соответствующей территории по представлению государственного органа охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) - управления культуры Администрации области, а на территориях памятников природы, заповедников - главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов Российской Федерации по Амурской области.
2. Информационные знаки транспортных коммуникаций устанавливаются службами и организациями, в ведении которых находятся эти коммуникации, в соответствии с федеральными нормативами на основе специальных проектов.
3. Информационные знаки инженерных коммуникаций устанавливаются службами и организациями, в ведении которых находятся эти коммуникации, в соответствии с федеральными и областными нормативами на основе специальных проектов.
4. Информационные знаки городской (поселковой) информации устанавливаются службами органов местного самоуправления городов (поселков) в соответствии со специальными проектами.
5. Размещение рекламы определяется специальным проектом, согласованным с органом архитектуры и градостроительства соответствующего уровня, а на объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) - также с государственным органом охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) - с управлением культуры Администрации области. Установка рекламы осуществляется ее владельцем по договору с владельцем, собственником, арендатором недвижимости на основании разрешения органа местного самоуправления.
6. Информационные знаки визуальной информации, указанные в пунктах 1-4 настоящей статьи, обладают сервитутами, устанавливаемыми в градостроительном паспорте земельного участка.
Порядок и процедуры размещения и установки информационных знаков определяются специальными правилами, утверждаемыми Администрацией области.
Статья 15. Пункты опорных геодезических сетей
1. Опорные геодезические сети представляют собой совокупность геодезических пунктов, закрепленных на местности специальными инженерными устройствами, и являются составной частью астрономо-геодезических, гравиметрических и ниве лирных сетей Российской Федерации.
2. Геодезические пункты закладываются (устанавливаются) на основании специальных проектов по согласованию с территориальным органом Госгеонадзора Роскартографии, с местным органом архитектуры и градостроительства, владельцем (собственником) участка.
3. Геодезические пункты рассчитаны на длительное использование, охраняются государством и имеют сервитуты, закрепляемые в градостроительном паспорте земельного участка.
4. Порядок закладки (установки) и эксплуатации пунктов опорных геодезических сетей определяется нормативными актами Российской Федерации и области.
Глава III. Субъекты градостроительства.
Права, обязанности, компетенция
в области градостроительства
Статья 16. Общие положения
1. Субъектами (партнерами, участниками) градостроительной деятельности, а равно пользователями объектов градостроительства (далее - субъектами) в области являются осуществляющие градостроительную деятельность в соответствии со своими правами, обязанностями и компетенцией юридические и физические лица, органы государственной власти и местного самоуправления, подведомственные им органы, службы и организации.
2. Субъекты имеют равные права на:
отвечающую экологическим и санитарно-гигиеническим требованиям безопасности среду обитания;
обеспечение бытовых, социально-культурных и иных условий жизнедеятельности в соответствии с действующими на территории области нормативами и правилами;
пользование объектами градостроительства в соответствии с юридическим статусом объектов;
осуществление градостроительной и инвестиционной деятельности;
получение достоверной информации о градостроительной деятельности и условиях ее реализации;
участие в обсуждении проектов и вопросов градостроительства;
проведение экспертизы проектной документации и разработку альтернативных проектов;
соблюдение настоящего Устава другими субъектами, компенсацию за действия, повлекшие ухудшение качества среды жизнедеятельности в результате нарушения законов Российской Федерации и области или профессиональных ошибок;
иные права в соответствии с действующими федеральными законами и настоящим Уставом.
на беспрепятственный доступ инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной и инженерно-транспортной инфраструктуры;
3. Иностранные юридические лица, иностранцы и лица без гражданства имеют равные с юридическими и физическими лицами Российской Федерации права, указанные в п.2 настоящей статьи, за исключением относящихся к градостроительной деятельности случаев, предусмотренных настоящим Уставом (статья 41, п. 4).
4. Субъекты обязаны:
выполнять положения градостроительного законодательства Российской Федерации и настоящего Устава, других нормативных актов градорегулирования, действующих на территории области и ее муниципальных образований;
выполнять требования органов государственного надзора в пределах их компетенции в вопросах градорегулирования;
нести ответственность за осуществление градостроительной деятельности с нарушением законов Российской Федерации и области, настоящего Устава и возмещать причиненный правонарушениями ущерб, в том числе ущерб, наносимый в результате задержек в принятии и реализации градостроительных решений.
На субъектов могут быть возложены и другие обязанности в соответствии с действующим законодательством и настоящим Уставом.
Статья 17. Собственник (владелец) недвижимости
1. Собственник (владелец) недвижимости имеет право:
владеть, пользоваться и распоряжаться недвижимостью в соответствии с законами Российской Федерации и области;
возводить на отведенном или приобретенном земельном участке жилые дома, другие объекты, производить реконструкцию и капитальный ремонт существующих зданий, сооружений и подземных сетей в рамках Регламента градостроительного паспорта земельного участка и в соответствии с правилами застройки земельных участков в области, административном районе, городе.
2. Собственник (владелец) недвижимости обязан:
получать в порядке, установленном настоящим Уставом и правилами застройки земельных участков, архитектурно-планировочное задание на разработку проекта строительства новых и реконструкцию (изменения функций) существующих зданий и сооружений на принадлежащем ему участке, а после согласования и утверждения проекта - разрешение на производство строительных работ;
осуществлять контроль за ведением проектных и строительных работ, сдавать и принимать объекты, законченные строительством;
согласовывать свои действия с соседями - собственниками, владельцами, арендаторами и другими пользователями недвижимости в случаях, затрагивающих их интересы;
содержать принадлежащую ему недвижимость в соответствии с Регламентом градостроительного паспорта и правилами благоустройства и содержания земельных участков и других объектов недвижимости в области;
осуществлять снос жилых домов и других объектов только на основе разрешения, выдаваемого органами местного самоуправления, с целью исключения возможности сноса исторически значимых объектов, учета прав других граждан, общественных интересов, а также соблюдения процедуры снятия объектов с регистрации.
Статья 18. Арендатор недвижимости
Арендатор недвижимости имеет право на осуществление градостроительной деятельности на условиях договора аренды, подлежащего регистрации в установленном законодательством порядке.
Статья 19. Инвестор
1. Инвесторами в градостроительстве являются органы государственной власти и местного самоуправления, любые юридические и физические лица, финансирующие градостроительную деятельность.
Инвестор вправе владеть, пользоваться и распоряжаться объектами и результатами инвестиций в соответствии с законами Российской Федерации и области.
2. Полномочия инвестора, финансирующего часть градостроительных работ, определяются договором, который объединяет других заинтересованных инвесторов. В договоре определяется заказчик объекта инвестиций, который объединяет средства всех инвесторов.
3. Инвестор имеет право контролировать целевое использование выделенных им средств, а также имеет другие права, предусмотренные законодательством и договором.
Статья 20. Спонсор
Спонсорами являются органы государственной власти и местного самоуправления, юридические и физические лица, финансирующие градостроительную деятельность в благотворительных целях на условиях, предусмотренных в договоре с заказчиком и органами государственной власти и местного самоуправления соответствующих территорий. Спонсор имеет право контролировать использование выделенных им средств в соответствии с их целевым назначением, а также иные права, предусмотренные законодательством и договором.
Статья 21. Заказчик
1. Заказчиками в градостроительстве являются органы государственной власти и местного самоуправления, юридические и физические лица, которые в соответствии с действующим законодательством и настоящим Уставом финансируют за счет собственных средств или по договору за счет средств других заказчиков, инвесторов, спонсоров:
проведение исследований, изысканий, разработку градостроительной и архитектурно-строительной документации;
строительство, реконструкцию, реставрацию объектов градостроительства.
2. Заказчиками разработки областных нормативных правовых актов градорегулирования, территориальных строительных норм и правил, основных видов градостроительной документации областного уровня могут выступать департамент архитектуры и строительства Администрации области или другие структурные подразделения Администрации области в пределах своей компетенции.
3. Заказчиками на разработку нормативных правовых актов градорегулирования административных районов, городов областного значения, градостроительной документации районного уровня (статья 34, п. 5), концепций градостроительного развития и генеральных планов городов могут выступать только органы местного самоуправления соответствующих территорий или по их поручению Комитет по архитектуре и строительству Администрации области.
4. Заказчиком на другие виды градостроительной документации могут выступать любые юридические и физические лица.
5. Заказчиками на разработку архитектурно-строительной документации на строительство, реконструкцию, реставрацию объектов на конкретном земельном участке могут выступать юридические или физические лица, имеющие лицензию на выполнение этих функций.
Граждане, выступающие заказчиками на проектирование и строительство собственного жилого дома, выполняют функции заказчика без лицензии (за исключением случаев, предусмотренных ст. 41 п. 3).
6. Заказчик имеет право:
определять объекты своей градостроительной деятельности, направления, объемы работ и привлекать по своему усмотрению на договорной основе юридических или физических лиц для разработки и реализации проектной документации;
заключать договоры на выполнение проектно-изыскательских работ, осуществлять контроль за ходом их выполнения, проводить экспертизу, участвовать в согласовании, реализации проекта;
контролировать целевое использование объектов градостроительной деятельности (если заказчик не является их пользователем) и осуществлять другие права в отношениях с пользователями объектов градостроительной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
7. Заказчик обязан:
выполнять свои функции в соответствии с заключенными договорами и полученной лицензией;
финансировать исследования и изыскания, проектные разработки (включая изучение общественного мнения) и строительство объекта инвестиций;
получать и представлять подрядчикам исходные данные и другую разрешительную документацию, необходимую для разработки проекта и строительства объекта;
проводить необходимые экспертизы и согласования с заинтересованными организациями и органами государственного надзора, а также утвердить проект строительства в установленном порядке (см. Постановления Правительства Российской Федерации от 20 июня 1993 г. N 585 и Госстроя России от 29 октября 1993 г. N 18-41);
осуществлять надзор за реализацией проектной документации, не допускать нарушений согласованного и утвержденного проекта, соблюдать авторские права разработчиков документации.
8. Заказчики действуют и несут ответственность за выполнение своих функций в соответствии с действующим законодательством и договорами.
Статья 22. Подрядчик
1. Подрядчиками в градостроительстве являются юридические или физические лица, выполняющие по договору научно-исследовательские, изыскательские, проектные, строительные, ремонтно-реставрационные и иные работы.
2. Подрядчики, выполняющие указанные выше работы, а также специальные работы в смежных отраслях деятельности (землеустроительной, санитарной гигиены, экологии и др.), обязаны иметь лицензии соответствующих государственных лицензионных центров или организаций.
3. Подрядчики действуют и несут ответственность за выполнение своих функций в соответствии с действующим законодательством и договором.
Статья 23. Полномочия органов государственной власти области в сфере градостроительства
1. К ведению законодательного органа государственной власти области - областного Совета народных депутатов относятся:
принятие законов и иных нормативных правовых актов в области градостроительства в соответствии с Конституцией Российской Федерации, другими законами Российской Федерации, а также настоящим Уставом;
принятие решений об установлении или изменении границ административно-территориальных (муниципальных) образований с учетом предложений представительных органов местного самоуправления конкретных муниципальных образований;
установление границ пригородной зоны г. Благовещенска административного центра области;
согласование проекта административных границ области как субъекта Российской Федерации;
утверждение концепции градостроительного развития области;
осуществление контроля за соблюдением нормативных правовых актов, регулирующих градостроительные отношения;
иные полномочия.
2. К ведению исполнительного органа государственной власти области - Администрации области относятся:
разработка и принятие нормативных актов, регулирующих градостроительные отношения в соответствии с законами и нормативными актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами законодательного (представительного) органа государственной власти области;
разработка, утверждение и реализация региональных градостроительных программ, схем расселения, комплексных схем охраны природы и природопользования, схем и проектов районной планировки области, групп административных районов;
установление порядка выдачи разрешений на строительство (реконструкцию, расширение, реставрацию) и снос объектов на территории области;
ведение государственного градостроительного кадастра и мониторинга на территории области;
организация контроля за соблюдением нормативных актов в области градостроительной деятельности;
утверждение проектной документации на осуществляемое за счет средств областного бюджета строительство объектов на территории области;
формирование целевых и внебюджетных фондов для финансирования проектных и научно-исследовательских работ в области градостроительства;
финансирование разработки градостроительной документации и областных целевых программ в области градостроительства;
установление порядка осуществления градостроительной деятельности в случаях особого режима регулирования, определенных законами и иными нормативными правовыми актами области;
принятие решений по обеспечению потребности в земельных участках городов и других поселений из земель, находящихся в собственности области, в соответствии с градостроительной документацией;
предоставление и изъятие земельных участков для государственных и общественных нужд;
установление ограничений на осуществление градостроительной деятельности на территории области;
разрешение споров в сфере градостроительной деятельности в пределах своей компетенции;
утверждение положения об областном органе архитектуры иградостроительства и органе государственного архитектурно-строительного надзора Администрации области;
иные полномочия.
Губернатор Амурской области обладает исключительным правом внесения в областной Совет народных депутатов проектов законов по градостроительству, градостроительной документации, принятие и утверждение которых отнесено к компетенции областного Совета народных депутатов.
Губернатор Амурской области:
утверждает нормы и правила градорегулирования;
утверждает задание на разработку концепции градостроительного развития области;
утверждает градостроительную документацию областного уровня, за исключением документации, утверждение которой отнесено к компетенции областного Совета народных депутатов;
утверждает Регламент градостроительной деятельности на территории пригородной зоны г. Благовещенска;
заключает градостроительные договоры с заинтересованными субъектами Российской Федерации и иностранными государствами.
Статья 24. Предметы ведения органов местного самоуправления городов областного значения в сфере градостроительства
1. К ведению органов местного самоуправления городов областного значения в пределах подведомственных территорий относятся:
разработка и принятие правил застройки городов, иных нормативных правовых актов в области регулирования градостроительных отношений;
разработка, утверждение и реализация генеральных планов, проектов планировки, застройки, другой градостроительной документации, программ социально-экономического развития города, целевых программ по отдельным отраслям государственного хозяйства (жилище, социальная и инженерно-транспортная инфраструктура и другие), участие в реализации аналогичных областных программ;
утверждение архитектурно-строительной документации на строительство объектов, финансируемых за счет местного бюджета;
согласование проектов областных нормативных правовых актов градорегулирования, градостроительной документации областного уровня, затрагивающей интересы подведомственных территорий;
согласование архитектурно-строительной документации на строительство объектов на подведомственной территории, финансируемых любыми юридическими и физическими лицами;
организация разработки проектов городской черты и внесения в соответствующий орган государственной власти области предложений по их утверждению;
организация и проведение инвентаризации городских земель;
принятие решений по обеспечению потребностей в земельных участках для проведения градостроительной деятельности;
предоставление земельных участков для строительства объектов на подведомственной территории;
проведение необходимых работ по благоустройству и озеленению городов;
См. текст абзаца двенадцатого статьи 24
проведение оценки стоимости городских земель и взимание платы за землю в зависимости от ее градостроительной ценности;
выдача разрешений на строительство и на снос объектов недвижимости;
утверждение положений об органах архитектуры и градостроительства городов по согласованию с органом архитектуры и градостроительства Администрации области;
разрешение споров в сфере градостроительной деятельности;
формирование целевых фондов для разработки и реализации градостроительной документации, проектов и научных исследований в области градостроительства;
регулярное информирование населения о намерениях и принятых решениях в области градостроительства;
контроль за соблюдением градостроительного законодательства, нормативных правовых актов органов местного самоуправления в области градостроительства;
иные полномочия.
2. Органы местного самоуправления городов областного значения в пределах подведомственных территорий осуществляют ведение государственного градостроительного кадастра и мониторинга объектов градостроительной деятельности в отношении территории муниципального образования в случае наделения их полномочиями в соответствии с федеральным и областным законодательством.
Средства местного бюджета, а также средства, поступающие за оказание услуг по предоставлению сведений государственного градостроительного кадастра гражданам и юридическим лицам, по решению органов местного самоуправления могут использоваться для ведения государственного градостроительного кадастра и мониторинга объектов градостроительной деятельности в отношении территории муниципального образования.
Статья 25. Предметы ведения органов местного самоуправления административных районов области в сфере градостроительства
1. К ведению органов местного самоуправления административных районов относятся:
разработка и принятие правил застройки поселений, расположенных на территории района;
организация разработки, утверждение и реализация проектов районной планировки, другой градостроительной документации, программ социально-экономического развития подведомственных территорий, целевых программ по развитию отдельных отраслей социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, участие в реализации аналогичных областных программ;
утверждение архитектурно-строительной документации на строительство объектов, финансируемых за счет местного бюджета;
согласование областных нормативных правовых актов градорегулирования, градостроительной документации областного уровня, затрагивающих интересы подведомственных территорий;
согласование архитектурно-строительной документации на строительство объектов на подведомственной территории, финансируемых за счет любых юридических и физических лиц;
организация разработки проектов черты городов районного значения, поселков, сельских поселений и внесение в соответствующий орган государственной власти области предложений по их утверждению;
См. текст абзаца восьмого статьи 25
установление границ пригородных зон городов районного значения;
принятие решений по обеспечению потребности поселений в земельных участках для осуществления градостроительной деятельности;
предоставление (изъятие) земельных участков для государственных и общественных нужд;
выдача разрешений на строительство и на снос объектов недвижимости;
формирование целевых фондов для разработки и реализации градостроительной документации, проектов и научных исследований в области градостроительства;
утверждение положений о районных органах архитектуры и градостроительства по согласованию с органом архитектуры и градостроительства Администрации области;
разрешение споров в сфере градостроительной деятельности в пределах своей компетенции;
контроль за соблюдением градостроительного законодательства;
иные полномочия.
2. Органы местного самоуправления Административных районов осуществляют ведение государственного градостроительного кадастра и мониторинга объектов градостроительной деятельности в отношении территории муниципального образования в случае наделения их полномочиями в соответствии с федеральным и областным законодательством.
Средства местного бюджета, а также средства, поступающие за оказание услуг по предоставлению сведений государственного градостроительного кадастра гражданам и юридическим лицам, по решению органов местного самоуправления могут использоваться для ведения государственного градостроительного кадастра и мониторинга объектов градостроительной деятельности в отношении территории муниципального образования.
Статья 26. Предметы ведения органов местного самоуправления городов районного значения, поселков, сельских поселений и закрытых административно-территориальных образований в сфере градостроительства
1. К ведению органов местного самоуправления городов районного значения, поселков и сельских поселений, имеющих статус муниципальных образований, относятся:
организация разработки генеральных планов, проектов планировки, проектов застройки, другой градостроительной документации, а также правил застройки поселений и целевых программ по развитию социальной и инженерно-транспортной инфраструктур подведомственных территорий;
согласование проектов нормативных правовых актов органов местного самоуправления административных районов области в сфере градорегулирования и градостроительной документации районного уровня, затрагивающих их интересы;
предоставление (изъятие) земельных участков для строительства объектов на подведомственной территории;
участие в проведении инвентаризации земель подведомственных территорий;
принятие решений по обеспечению потребностей в земельных участках для проведения градостроительной деятельности;
проведение необходимых работ по благоустройству и озеленению территорий поселений;
выдача разрешений на строительство и снос объектов недвижимости;
финансирование разработки градостроительной документации;
регулярное информирование населения о намерениях и принятых решениях в области градостроительства;
разрешение споров в сфере градостроительной деятельности в пределах своей компетенции;
контроль за соблюдением градостроительного законодательства;
иные полномочия.
2. Компетенция органов местного самоуправления закрытых административно-территориальных образований определяется законами и нормативными актами Российской Федерации, специальными документами Министерства обороны, других министерств и ведомств, Уставом (основным Законом) Амурской области и настоящим Уставом.
Органы местного самоуправления закрытых административно-территориальных образований:
утверждают (согласовывают) архитектурно-строительную документацию на строительство объектов на подведомственной территории;
согласовывают градостроительную документацию городского, поселкового уровня в границах подведомственной территории;
согласовывают проекты областных нормативных правовых актов градорегулирования, градостроительную документацию областного, городского, районного уровней (до ее утверждения), затрагивающие федеральные интересы или интересы подведомственных территорий, в пределах своих полномочий.
Статья 27. Органы архитектуры и градостроительства
1. Органы архитектуры и градостроительства являются подразделениями органов государственной власти области и местного самоуправления, осуществляющими согласованную градостроительную политику на подведомственных территориях в интересах субъектов градостроительной деятельности.
2. Свою работу органы архитектуры и градостроительства осуществляют в соответствии с действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации и области, настоящим Уставом, а также положениями об этих органах, утвержденными в установленном порядке.
3. Органами архитектуры и градостроительства в области являются:
Управление архитектуры и градостроительства Комитета по архитектуре и строительству Администрации области;
управления (отделы) архитектуры и градостроительства административных районов, городов областного значения, закрытых административно-территориальных образований, других поселений.
4. Управление архитектуры и градостроительства Комитета по архитектуре и строительству Администрации области:
разрабатывает и вносит на рассмотрение Администрации области нормативные правовые акты по градостроительству, а также предложения по иным нормативным актам, если они касаются градостроительной деятельности;
подготавливает задания на разработку, материалы об утверждении или согласовании градостроительной документации, отнесенной к компетенции областного Совета народных депутатов или Администрации области;
согласовывает нормативные правовые акты органов местного самоуправления городов и районов области по градорегулированию, районную, городскую (поселковую) градостроительную документацию, а также задания на их разработку;
утверждает задания на выполнение научно-исследовательских работ независимо от источников финансирования, а также их результаты для использования в градостроительстве;
выполняет функции заказчика исследований, изысканий и градостроительной документации, выполняемых за счет средств федерального и областного бюджетов, а также ведущихся за счет средств органов местного самоуправления, других инвесторов и спонсоров по их поручению, несет ответственность за разработку градостроительной документации областного уровня;
согласовывает землеустроительную, историко-культурную и иную документацию, затрагивающую интересы градостроительства области;
участвует в работе комиссий по вопросам, связанным с градостроительством, определением градостроительной ценности территорий, критериев для установления платежей за землю;
согласовывает градостроительный Регламент (предписание) при отводах земельных участков на межселенных территориях при отсутствии правового плана зонирования территории или градостроительного паспорта земельного участка;
участвует в проведении государственной экспертизы градостроительной и архитектурно-строительной документации по объектам независимо от источников финансирования и форм собственности;
осуществляет ведение государственного градостроительного кадастра области;
осуществляет контроль за использованием и охраной земель по вопросам, отнесенным к градостроительству, за проектированием и строительством объектов, соблюдением градостроительного законодательства.
участвует в работе жюри и экспортирует конкурсные проекты;
осуществляет иные полномочия в соответствии с Положением о Комитете по архитектуре и строительству Администрации области, утверждаемым Губернатором Амурской области.
Управление архитектуры и градостроительства департамента архитектуры и строительства Администрации области свою деятельность осуществляет во взаимодействии с другими структурными подразделениями департамента архитектуры и строительства Администрации области.
Непосредственное руководство организацией градостроительной деятельности и градорегулированием на территории области возлагается на начальника управления - главного архитектора области. Назначение и освобождение от должности главного архитектора области производятся Губернатором области по согласованию с Госстроем России.
Компетенция иных органов Администрации области в вопросах градостроительства определяется по согласованию с Комитетом по архитектуре и строительству Администрации области.
5. Управления (отделы) архитектуры и градостроительства административных районов, городов областного значения, других поселений:
выдают архитектурно-планировочные задания на разработку архитектурно-строительной документации при наличии правовых планов зонирования территории;
выступают заказчиками градостроительной документации, выполняемой за счет средств местного бюджета, несут ответственность за обеспечение градостроительной документацией подведомственных территорий;
согласовывают градостроительную и архитектурно-строительную документацию на подведомственных территориях;
подготавливают проекты нормативных правовых актов органов местного самоуправления об утверждении градостроительной документации соответствующего уровня;
принимают участие в подготовке проектов нормативных правовых актов органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков для ведения проектно-изыскательских работ и отвода (изъятия) земельных участков для строительства;
участвуют в приеме в эксплуатацию объектов после завершения строительства, реконструкции и капитального ремонта в соответствии с действующими нормативными документами по приемке объектов в эксплуатацию;
осуществляют на подведомственной территории контроль за использованием и охраной земель по вопросам, отнесенным к градостроительству, за проектированием и строительством объектов, соблюдением градостроительного законодательства в пределах своих полномочий;
осуществляют иные полномочия в соответствии с Положением об управлении (отделе).
Управления (отделы) архитектуры и градостроительства органов местного самоуправления административных районов и городов областного значения выполняют также:
выдают разрешения на выполнение строительно-монтажных работ по объектам индивидуального строительства;
градостроительные паспорта земельных участков;
ведение государственного градостроительного кадастра подведомственных территорий.
6. Управления (отделы) архитектуры и градостроительства органов местного самоуправления возглавляют главные архитекторы. Кандидатура главного архитектора отбирается в установленном порядке на конкурсной основе и утверждается соответствующим органом местного самоуправления.
В городах и иных поселениях с населением менее пятидесяти тысяч жителей (за исключением городов-курортов и исторических городов) и иных муниципальных образованиях должность главного архитектора может занимать лицо, имеющее высшее или среднее архитектурное образование.
Положения об управлениях (отделах), назначение их руководителей утверждаются соответствующим органом местного самоуправления.
7. Системы и структуры местных органов архитектуры и градостроительства формируются в соответствии с законодательными и иными нормативными актами органов государственной власти области и местного самоуправления, которыми закрепляются государственные полномочия по регулированию архитектурной и градостроительной деятельности для каждого муниципального образования.
8. Нормативно-методическое руководство местными органами архитектуры и градостроительства осуществляет Департамент архитектуры и строительства Администрации области.
Статья 28. Инженерные, транспортные службы и организации
В компетенцию инженерных и транспортных служб и организаций, в ведении которых находятся объекты инженерной и транспортной инфраструктуры федерального, областного, районного, городского и поселкового уровней, а также закрытых административно-территориальных образований, в области градостроительства входят по принадлежности следующие вопросы:
согласования градостроительной документации в части развития инженерной и транспортной инфраструктуры;
выдачи технических условий на проектирование и строительство объектов;
согласования архитектурно-строительной документации в случае отклонения проекта от выданных технических условий;
приемки в эксплуатацию инженерных и транспортных коммуникаций и объектов, законченных строительством, с соответствующими записями в актах приема объектов;
контроля за эксплуатацией инженерных и транспортных систем в соответствии с правилами их эксплуатации;
ведения отраслевых кадастров.
Инженерные, транспортные службы Администрации области согласовывают также территориальные строительные нормы и правила.
Статья 29. Органы экспертизы
1. Органом государственной вневедомственной экспертизы в области является управление государственной вневедомственной экспертизы Департамент архитектуры и строительства Администрации области.
Управление в обязательном порядке проводит экспертизу:
нормативных правовых актов органов государственной власти области по градостроительству;
территориальных строительных норм и правил;
всех видов градостроительной документации независимо от источников финансирования;
архитектурно-строительной (проектно-сметной) документации, выполняемой как за счет средств областного и местных бюджетов, так и за счет средств других инвесторов.
2. Экологическая экспертиза градостроительной и архитектурно-строительной документации выполняется главным управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов Российской Федерации по Амурской области.
Государственная экспертиза пред проектной и проектной документации на строительство и реконструкцию хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов, осуществляется комитетом по природопользованию и горнодобывающему комплексу Администрации области.
3. Юридические и физические лица, имеющие соответствующие лицензии, вправе проводить экспертизу научной, изыскательской и проектной документации по договору с заинтересованными лицами.
Статья 30. Органы лицензирования
1. Органом лицензирования проектно-изыскательской деятельности для юридических лиц является Госстрой России.
2. Органом лицензирования на право выполнения проектно-изыскательских работ, связанных с землеустройством, является комитет по земельным ресурсам и землеустройству области.
3. Органом лицензирования геодезической и картографической деятельности является Федеральная служба геодезии и картографии России.
Глава IV. Средства градорегулирования
Статья 31. Общие положения
К средствам градорегулирования области относятся:
строительные нормы и правила;
градостроительная документация;
архитектурно-строительная (проектно-сметная) документация;
исследования и изыскания;
государственный градостроительный кадастр;
градостроительный паспорт земельного участка;
правила градорегулирования;
градостроительные договоры;
экспертиза;
лицензирование.
Статья 32. Строительные нормы и правила
1. На территории области действует система государственного нормирования в области градостроительства, состоящая из строительных норм и правил (СНиП), государственных стандартов (ГОСТ Р), свода правил по проектированию и строительству (СП), а также иных документов в области стандартизации технического нормирования, сертификации строительства и строительных изделий (РДС). Строительные нормы и правила, государственные стандарты и другие обязательные акты в области градостроительства вводит в действие Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу (Госстрой России).
2. Особенности градостроительства области учитываются в территориальных строительных нормах и правилах (ТСН АМО). Градостроительные строительные нормы разрабатываются Департаментом архитектуры и строительства Администрации области или по его заданию специализированными организациями, подлежат согласованию с органами государственного надзора, инженерными службами по вопросам, входящим в их компетенцию, и утверждаются Администрацией области.
После утверждения территориальные строительные нормы издаются специальным выпуском (изданием).
3. В градостроительстве области применяются также документы, не входящие в систему государственного и территориального нормирования в строительстве:
нормы, правила и нормативы органов государственного надзора, устанавливающие обязательные для всех отраслей эксплуатационные положения по безопасности для жизни и здоровья людей, охране окружающей природной среды и реализуемые через градостроительные, объемно-планировочные и конструктивно-технологические решения;
нормы технологического проектирования и стандарты отраслей, принимаемые отраслевыми министерствами, государственными комитетами в соответствии с их компетенцией для установления предприятиям отрасли необходимых, обязательных и рекомендуемых положений, связанных с особенностями технологических процессов в отрасли, в том числе по безопасности соответствующих производств (если эти положения не установлены в документах органов надзора).
4. Предприятия и организации в области проектирования, строительства, производства строительных материалов, транспортных и инженерных услуг могут устанавливать локальные стандарты, действующие в рамках этих организаций.
Статья 33. Градостроительная документация
1. Градостроительная документация разрабатывается с целью увязки интересов всех субъектов градостроительной деятельности на территории области и служит основой для регулирования градостроительной деятельности в городах и других поселениях и на межселенных территориях.
Градостроительная документация представляет собой систему взаимоувязанных проектных документов, предусматривающих учет ранее разработанной, согласованной и утвержденной градостроительной документации при разработке последующей.
2. Градостроительная документация области разрабатывается с учетом федеральной и региональной документации.
К федеральной градостроительной документации относятся проекты и программы, разрабатываемые по инициативе Правительства Российской Федерации, затрагивающие интересы области.
К региональной градостроительной документации относятся градостроительные проекты и программы, затрагивающие интересы области, соседствующих с ней других субъектов Российской Федерации (Хабаровского края, Читинской области, Республики Саха (Якутия), Еврейской АО), а также пограничного Китая.
Региональная градостроительная документация разрабатывается на основе градостроительных договоров с упомянутыми субъектами Российской Федерации и КНР в целях согласованного градорегулирования подведомственных территорий области.
3. Градостроительная документация в границах территории области подразделяется на уровни:
областной;
районный;
городской (поселковый).
4. К градостроительной документации областного уровня относятся схемы, проекты и программы, разрабатываемые на территорию области в целом или ее частей, затрагивающих территорию двух или более административных районов, а также на территорию закрытых административно-территориальных образований.
Основными видами градостроительной документации областного уровня являются:
концепция градостроительного развития области;
концепция градостроительного развития пригородной зоны г. Благовещенска;
территориальная комплексная схема охраны природы и природопользования;
проекты административных границ области, ее административных районов и городов областного значения;
генеральные планы, проекты границ, проекты планировки частей территорий закрытых административно-территориальных образований, а также генеральный 1 план и проект границ города Благовещенска как областного центра;
проекты границ и генеральные планы особо охраняемых территорий историко-культурного и природного наследия (заповедники, заказники).
5. К градостроительной документации районного уровня относятся схемы, проекты и программы, разрабатываемые на территорию одного административного района или его части.
Основными видами районной градостроительной документации являются:
концепция градостроительного развития административного района;
концепция градостроительного развития и генеральные планы функциональных территорий, имеющих обще районное значение (историко-культурные, лечебно-оздоровительные и другие территории);
проекты административных границ городов районного значения и других поселений, находящихся на территории района;
проекты пригородных зон городов (кроме г. Благовещенска).
6. Основными видами градостроительной документации городского (поселкового) уровня являются:
концепции градостроительного развития и генеральные планы городов, поселков и других поселений (кроме г. Благовещенска);
проекты детальной планировки жилых, промышленных, рекреационных, исторических и других функциональных зон, отдельных городских узлов, улиц, магистралей;
эскизные проекты и проекты застройки кварталов, микрорайонов, градостроительных, архитектурных, ландшафтных комплексов, парков, ансамблей и иных планировочных элементов городов и других поселений.
7. Градостроительная документация закрытых административно-территориальных образований по своему составу приравнивается к городской, согласовывается органом местного самоуправления соответствующей территории, органами государственного надзора, областным органом архитектуры и градостроительства и утверждается Администрацией области.
8. По решению Администрации области, органов местного самоуправления муниципальных образований могут разрабатываться другие виды градостроительной документации территориального, отраслевого или целевого назначения.
9. В каждом виде и стадии градостроительной документации разрабатывается и утверждается правовой план зонирования (зональный план) территории, который является официальным градорегулирующим документом, обязательным для разработки последующих стадий и исполнения всеми субъектами градостроительной деятельности.
10. Градостроительная документация утверждается областным Советом народных депутатов, Администрацией области, органами местного самоуправления муниципальных образований в соответствии с их компетенцией.
Состав, содержание, порядок разработки, согласования, утверждения, хранения и пользования градостроительной документацией определяются инструкцией Госстроя России или территориальной инструкцией, утверждаемой Администрацией области.
11. Градостроительная документация является открытой и доступной для всех субъектов градостроительной деятельности области (кроме документации, имеющей гриф "Секретно"), а до ее утверждения подлежит общественному обсуждению в порядке, определенном настоящим Уставом и соответствующими правилами.
Градостроительная документация закрытых административно-территориальных образований общественному обсуждению не подлежит, хранится и используется в соответствии с нормативными актами, действующими на указанных территориях.
12. Контроль за реализацией утвержденной градостроительной документации осуществляют:
органы государственной власти или местного самоуправления соответствующих территорий;
Комитет по архитектуре и строительству Администрации области;
управления (отделы) архитектуры и градостроительства органов местного самоуправления;
органы государственного надзора;
заказчик (инвестор);
разработчик градостроительной документации (авторский надзор);
юридические и физические лица, чьи интересы затронуты реализацией проекта.
Статья 34. Архитектурно-строительная (проектно-сметная) документация
1. Архитектурно-строительная (проектно-сметная) документация разрабатывается на строительство, реконструкцию или реставрацию отдельных зданий и сооружений и их частей, комплексов зданий и сооружений, благоустройство земельных участков, а также для обоснования предоставления (приобретения) земельного участка в целях строительства новых или реконструкции существующих зданий и сооружений.
2. Архитектурно-строительная документация должна соответствовать Регламенту градостроительного паспорта земельного участка, а при его отсутствии - правовому плану зонирования территории или проекту детальной планировки, эскизному проекту, проекту застройки территории, государственным и территориальным строительным нормам. При отсутствии утвержденной градостроительной документации в составе архитектурно-строительной документации разрабатывается эскизный проект застройки территории, на которой расположен земельный участок.
3. Строительство индивидуальных (частных) домов осуществляется только при наличии документации, разработанной проектным подрядчиком, имеющим соответствующую лицензию.
4. Состав, содержание, порядок разработки, согласования, утверждения и хранения архитектурно-строительной документации устанавливаются правилами застройки земельных участков в области.
5. Согласованная и утвержденная в установленном порядке архитектурно-строительная документация служит основанием для подготовки нормативного акта органов местного самоуправления о предоставлении земельного участка для строительства, последующего разрешения на ведение строительных работ, оформления документов на предоставление земельного участка в собственность, владение.
6. Согласованная и утвержденная архитектурно-строительная документация подлежит регистрации в государственном градостроительном кадастре области.
7. Контроль за реализацией архитектурно-строительной документации осуществляют:
органы государственной власти, местного самоуправления, на территориях которых реализуется проект, в пределах своих полномочий;
инспекция государственного архитектурно-строительного надзора Администрации области и другие государственные надзорные органы;
заказчик (инвестор);
разработчик проектной документации (авторский надзор);
юридические и физические лица, интересы которых затронуты реализацией проекта.
Статья 35. Исследования и изыскания
1. Исследованиями и изысканиями в градостроительстве являются все виды теоретических и прикладных исследований и изысканий, результаты которых используются субъектами градостроительства.
2. Исследования и изыскания могут выполнять только лицензированные юридические и физические лица.
3. Исследования и изыскания, выполненные в соответствии с государственными и территориальными нормами, стандартами и требованиями, являются официальными.
Официальными являются также исследования и изыскания, выполненные по нестандартным методикам, если их результаты утверждены Администрацией области, Департамент архитектуры и строительства Администрации области или администрациями районов или городов областного значения.
4. Ответственность за качество исследований и изысканий несет их исполнитель, а также должностное лицо, утвердившее результаты исследований и изысканий для использования в градостроительстве.
Статья 36. Государственный градостроительный кадастр
1. Государственный градостроительный кадастр области представляет собой систему учета и регистрации сведений о территориальном устройстве, техническом состоянии, функциональном назначении, ограничениях использования, ценности, других данных об объектах градостроительной деятельности на территории области.
Государственный градостроительный кадастр области входит в единую систему государственного градостроительного кадастра Российской Федерации, интегрирует и использует сведения других (отраслевых) кадастров для комплексного решения градостроительного развития территорий, поселений и межселенной инфраструктуры на всех уровнях территориального управления.
2. Распорядителями государственного градостроительного кадастра являются:
на областном уровне - Администрация области и Комитет по архитектуре и строительству Администрации области;
на местном уровне - администрации районов, городов областного значения, закрытых административно-территориальных образований и подведомственные им управления (отделы) по архитектуре и градостроительству.
3. Пользователями (потребителями) информации государственного градостроительного кадастра являются:
заказчики градостроительной документации, застройщики по вопросам предоставления земель под застройку, получения исходных данных и разрешений на проектирование, изыскание и строительство, другой разрешительной документации;
проектные и строительные подрядчики по вопросам исходных данных для ведения соответствующих работ;
органы архитектуры и градостроительства, по земельным ресурсам и землеустройству, управления государственным имуществом, охраны окружающей среды и природных ресурсов, финансовые и налоговые службы, органы государственной власти, органы местного самоуправления по вопросам их ведения, иные юридические и физические лица по вопросам получения кадастровой информации.
Правила доступа к информации кадастра устанавливаются нормативными актами Госстроя России.
Перечень пользователей с правом непосредственного санкционированного доступа к банку данных градостроительного кадастра устанавливается его распорядителем.
4. Ведение государственного градостроительного кадастра области возлагается на Комитет по архитектуре и строительству Администрации области, а на территориях районов, городов областного значения - на управления (отделы) по архитектуре и градостроительству органов местного самоуправления.
5. Все юридические лица обязаны безвозмездно передавать затребованные от них сведения, входящие в утвержденную структуру баз и банков данных отраслевых кадастров и территориального кадастра.
6. Содержание, порядок ведения государственного градостроительного кадастра, порядок предоставления информации определяются нормативными актами Правительства Российской Федерации и Администрации области.
Статья 37. Градостроительный паспорт земельного участка
1. Градостроительный паспорт должен соответствовать правоустанавливающим документам о праве собственности, пользования и аренды на землю.
2. Градостроительный паспорт имеет единую для всей территории области форму и содержит:
план земельного участка на материалах топа съемки, а при ее отсутствии - схему с нанесением межи, капитальных и временных зданий, сооружений, строений, инженерных коммуникаций;
описание земельного участка, зданий, строений, сооружений;
санитарно-гигиеническую и экологическую характеристику участка;
описание ограничений градостроительной деятельности на участке;
другие сведения об участке и условия осуществления градостроительной деятельности.
3. Градостроительная деятельность собственника, пользователя, арендатора земельного участка с нарушением ограничений, установленных градостроительным паспортом, не допускается и служит основанием для привлечения нарушителя к установленной федеральными и областными законами ответственности.
4. Градостроительный паспорт оформляется управлениями (отделами) по архитектуре и строительству с привлечением в необходимых случаях органов государственного архитектурно-строительного, санитарного, экологического, пожарного надзора, инженерных служб, иных заинтересованных организаций.
Оформление градостроительного паспорта и внесение в него изменений осуществляются в соответствии с инструкцией, утверждаемой Губернатором Амурской области.
5. Тарифы на разработку градостроительных паспортов, а также сроки их оформления утверждаются Губернатором Амурской области по представлению Департамента архитектуры и строительства Администрации области.
6. Изменения в градостроительный паспорт вносятся:
по инициативе собственника, пользователя в связи с необходимостью изменения целевого назначения участка, зданий, сооружений;
по инициативе органов государственной власти, местного самоуправления, органов архитектуры и градостроительства в связи с изменением правового плана зонирования территорий, в границах которой расположен земельный участок;
по инициативе юридических и физических лиц, заинтересованных в изменении правового плана зонирования территории.
7. Изменения, вносимые в градостроительный паспорт по инициативе собственников, пользователей земельных участков, осуществляются за их счет.
8. Изменения, вносимые в градостроительный паспорт по инициативе органов государственной власти и органов местного самоуправления, осуществляются за счет средств соответствующих бюджетов.
9. Изменения, вносимые по инициативе юридических и физических лиц, заинтересованных в изменении плана зонирования территории, осуществляются за их счет.
10. При отсутствии градостроительного паспорта Регламент градостроительной деятельности на земельном участке устанавливается предписанием управления (отдела) по архитектуре и градостроительству, выдаваемым на основании правового плана зонирования территории.
Предписание действует до получения собственником, пользователем земельного участка градостроительного паспорта.
11. Собственники, пользователи, арендаторы участка вправе обжаловать ограничения градостроительной деятельности, установленные по инициативе органов управления, юридических и физических лиц, в порядке, изложенном в настоящем Уставе.
Статья 38. Правила градорегулирования
1. Правила градорегулирования определяют порядок реализации прав и обязанностей юридических и физических лиц как участников градостроительной деятельности.
2. Правила градорегулирования включают в себя:
правила застройки земельных участков;
порядок оформления градостроительного паспорта земельного участка;
порядок разработки проектов и выноса в натуру границ землепользования и красных линий;
правила благоустройства и содержания земельных участков и иных объектов недвижимости;
порядок информирования граждан и их участия в принятии градостроительных решений;
порядок выдачи лицензий на право осуществления градостроительной деятельности;
регулирование других действий и процедур, затрагивающих интересы юридических и физических лиц в области градостроительства.
3. Правила градорегулирования разрабатываются Комитетом по архитектуре и строительству Администрации области с привлечением специализированных организаций, подлежат согласованию с органами местного самоуправления административных районов и городов областного значения, комитетами (управлениями) Администрации области, органами государственного надзора и утверждаются Губернатором Амурской области.
Градорегулирование закрытых административно-территориальных образований осуществляется по настоящему Уставу и отдельным правилам.
Правила градорегулирования публикуются в сборнике нормативных актов органов государственной власти области, а также в средствах массовой информации.
4. Органы местного самоуправления административных районов, городов областного значения вправе принимать местные правила градорегулирования, Регламентирующие градостроительную деятельность с учетом особенностей подведомственных территорий.
Указанные правила не должны противоречить настоящему Уставу и правилам градорегулирования области.
Местные правила градорегулирования согласовываются с Комитетом по архитектуре и строительству Администрации области.
5. Правила, регулирующие инвестиционную деятельность, правовой режим недвижимости, и другие правила, затрагивающие градорегулирование, подлежат согласованию с Комитетом по архитектуре и строительству Администрации области.
Статья 39. Градостроительные договоры
1. Договоры о градостроительной деятельности могут заключаться любыми заинтересованными сторонами в пределах принадлежащих им прав.
2. Обязательства сторон по договору могут предусматриваться, как законами и иными нормативными правовыми актами, так и не предусматриваться ими.
Обязательства сторон могут относиться к:
финансированию градостроительства на любой стадии;
выполнению градостроительных ограничений и условий, включая сервитуты;
условиям проведения исследований, изысканий, разработки и согласования проектной документации;
условиям приема и эксплуатации вводимых объектов;
распределению прибыли;
взаимным платежам сторон;
прочим условиям и обязательствам.
Статья 40. Экспертиза
1. Градостроительная документация, а также архитектурно-строительная документация на стадиях технико-экономического обоснования и проекта строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения предприятий, зданий и сооружений независимо от источников финансирования и форм собственности до ее утверждения подлежит государственной экспертизе органами экспертизы (статья 30 настоящего Устава).
2. По проектам жилых домов усадебного типа этажностью не свыше двух этажей (включая мансарду) и общей площадью дома не более 250 кв. метров без встроенных нежилых помещений для обслуживания населения, а также по другим несложным объектам, перечень которых определяется нормативными актами Администрации области, проведение экспертизы не требуется.
3. Технологическая и другая специальная экспертиза осуществляются научно-исследовательскими и проектными организациями и экспертами, имеющими соответствующие лицензии.
4. По отдельным проектам, имеющим особое значение для градостроительства области, может проводиться федеральная экспертиза, необходимость которой определяется Губернатором Амурской области по представлению Департамента архитектуры и строительства Администрации области.
5. Экспертизу конкурсных проектов проводят эксперты, определяемые условиями конкурсов.
6. Юридические и физические лица вправе проводить общественную (независимую) экологическую и техническую экспертизу проектов с привлечением экспертов, имеющих соответствующие лицензии (см. Законы Российской Федерации "Об основах градостроительства в Российской Федерации", "Об экологической экспертизе", Закон Амурской области "Об общественной экологической экспертизе").
7. Экспертные заключения территориального органа государственной вневедомственной экспертизы имеют юридическую силу только в части соблюдения градостроительного законодательства, нормативных актов Российской Федерации, области, государственных и территориальных строительных норм и правил и являются обязательными для исполнения заказчиками, подрядными и проектными организациями.
Органы государственного надзора не вправе отменить или ограничить действие экспертного заключения органа государственной вневедомственной экспертизы.
Экспертные заключения негосударственных экспертов обязательной юридической силы не имеют.
8. Утверждение проектной документации без экспертного заключения органа государственной вневедомственной экспертизы не допускается.
9. Экспертные заключения органами экспертизы выдаются заказчику (проектировщику) не позднее 45 дней после официального представления проекта.
По истечении указанного срока проектная документация считается согласованной, и заказчик имеет право на ее утверждение.
По отдельным сложным объектам срок экспертизы может быть увеличен по согласованию сторон.
10. Заказчик, разработчик проектной документации могут обжаловать экспертное заключение в вышестоящие органы государственной экспертизы в 30-дневный срок после получения экспертного заключения.
Статья 41. Лицензирование
1. Лицензирование градостроительной деятельности осуществляется в целях защиты охраняемых законом прав и интересов юридических и физических лиц от неквалифицированных действий в проектно-изыскательской деятельности.
2. Выполнение юридическими и физическими лицами функций заказчика на проектирование и строительство объектов, подрядчика (разработчика) и эксперта по исследованиям, изысканиям, архитектурно-строительной документации, подрядчика по строительству, ремонту, реставрации всех видов зданий, сооружений и инженерно-транспортных коммуникаций, подрядчика по выполнению землеустроительных проектов и работ без соответствующей лицензии на территории области не допускается.
3. Юридические и физические лица, не имеющие лицензий, действующих на территории области, могут осуществлять функции, указанные в п. 2 настоящей статьи, только при наличии договора с имеющими лицензию юридическими и физическими лицами.
Строительство и капитальный ремонт силами граждан собственных жилых домов усадебного типа этажностью не свыше двух этажей (включая мансарду) и общей площадью дома не более 250 кв. метров без встроенных нежилых помещений для обслуживания населения разрешаются без лицензий.
Без лицензий также разрешается возведение сооружений пониженной степени ответственности, перечень которых определяется нормативными актами Госстроя России.
4. Иностранные юридические лица, иностранцы и лица без гражданства могут выполнять функции, указанные в п. 2 настоящей статьи, только при наличии лицензии, действующей на территории области, и договора, заключенного ими с лицензированными юридическими и физическими лицами Российской Федерации.
Порядок предоставления лицензий определяется нормативными правовыми актами Российской Федерации.
См. текст абзаца третьего
Глава V. Экономические основы градостроительства
Статья 42. Финансирование разработок нормативных правовых актов градорегулирования, градостроительной документации, проведения исследований и изысканий
1. Финансирование разработок нормативных правовых актов градорегулирования, градостроительной документации, проведения исследований и изысканий осуществляется в соответствии с действующим законодательством за счет:
собственных финансовых ресурсов муниципальных образований;
средств заказчиков;
целевых финансовых поступлений из областного бюджета на разработку целевых программ в сфере градостроительства и градостроительной документации областного значения;
См. текст абзаца пятого
средств, получаемых от разрешенной в установленном порядке деятельности и услуг, оказываемых соответствующими органами архитектуры и градостроительства;
образованных в установленном порядке внебюджетных градостроительных фондов;
иных источников.
2. При финансировании разработок градостроительной документации за счет консолидированных средств заказчик этой документации устанавливается договором, утвержденным органом местного самоуправления.
Статья 43. Финансирование реализации градостроительных проектов
1. Реализация градостроительных проектов осуществляется за счет средств областного бюджета, бюджетов муниципальных образований, ассигнований из федерального бюджета, иных средств, получаемых областью в соответствии с действующим законодательством, а также средств предприятий и граждан.
2. Органы государственной власти и местного самоуправления должны способствовать привлечению инвестиций, направляемых на комплексное развитие территорий.
Статья 44. Долевое участие в финансировании строительства объектов социальной сферы, транспортной и инженерной инфраструктуры
1. Все застройщики и инвесторы должны принимать долевое участие в финансировании строительства объектов социальной сферы, транспортных и инженерных инфраструктур области, административных районов, городов и других поселений, в том числе и индивидуальные застройщики (строительство индивидуальных жилых домов на вновь осваиваемых территориях).
Долевым участием является вложение собственных средств застройщиков на строительство вышеназванных объектов.
2. Порядок расчетов размеров долевого участия застройщиков определяется Администрацией области.
3. Если застройщик или инвестор своевременно не внесли платежи по долевому участию во внебюджетные фонды области, городов и других поселений, то могут быть отменены или пересмотрены ранее принятые решения (распоряжения) о предоставлении земельных участков для проектно-изыскательских работ, строительства, а также разрешения на ведение строительных работ.
Статья 45. Стимулирование градостроительства
1. Экономическое стимулирование градостроительства осуществляется за счет:
дифференцированных ставок земельных платежей по административным районам области;
приоритетных направлений инвестиций, устанавливаемых в прогнозах социального и экономического развития области и ее муниципальных образований;
льгот юридическим и физическим лицам, финансирующим развитие объектов социальной сферы и инженерно-транспортной инфраструктуры, реставрацию памятников истории и культуры, мероприятия, способствующие оздоровлению окружающей среды и охране природного наследия.
2. Иные формы стимулирования могут устанавливаться областным Советом народных депутатов по представлению Губернатором Амурской области, а также органами местного самоуправления муниципальных образований.
Глава VI. Информирование населения области и юридических лиц
и их участие в принятии градостроительных решений
Статья 46. Информирование населения и юридических лиц о планируемых изменениях среды проживания
1. Жители области и юридические лица, зарегистрированные на ее территории, имеют право на достоверную информацию о состоянии среды проживания, намерениях по ее изменению, включая новое строительство, реконструкцию объектов жилищно-гражданского назначения, благоустройство, озеленение, прокладку инженерно-транспортных коммуникаций и иные изменения, непосредственно затрагивающие интересы юридических и физических лиц.
2. Информирование юридических и физических лиц осуществляется соответствующими органами государственной власти области, органами местного самоуправления через средства массовой информации, общественные обсуждения и экспозиционно-выставочные мероприятия.
3. В случае отказа соответствующих органов власти и должностных лиц в выдаче информации о состоянии среды проживания и предполагаемых ее изменениях, непосредственно затрагивающих интересы граждан, граждане имеют право обращаться в судебные органы в порядке, установленном законами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами области.
Статья 47. Участие граждан в обсуждении и принятии решений по градостроительной деятельности
1. Жители области и их объединения имеют право до утверждения градостроительной документации в установленном порядке вносить предложения и оказывать влияние на принятие градостроительных решений, затрагивающих их интересы, в форме: прямого участия в обсуждении принимаемых решений; представительства, выражающего интересы граждан; делегирования прав и полномочий органам территориального общественного самоуправления; в иных формах.
Граждане могут проводить независимые экспертизы за счет собственных средств.
2. Органы государственной власти области и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в обязательном порядке принимают информацию граждан и их объединений по вопросам условий их проживания; проблемам, требующим, по их мнению, первоочередного решения, а равно по другим вопросам осуществления градостроительной деятельности и рассматривают ее с представлением обоснованных ответов в установленные сроки.
3. Порядок обеспечения участия граждан в обсуждении и принятии градостроительных решений устанавливается нормативными актами органов местного самоуправления в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами области.
Статья 48. Участие общественных объединений в градостроительной деятельности
1. Общественные объединения, возникающие на основе общности профессиональных интересов в сфере градостроительства, имеют право:
вносить в органы государственной власти области предложения о разработке законодательных и нормативных актов по вопросам градостроительства;
участвовать в разработке законодательных и нормативных актов по вопросам градостроительства, проведении экспертизы, а также в реализации градостроительной и проектной документации и научно-исследовательских работах;
проводить конкурсы на проектирование объектов градостроительства.
2. Общественные объединения в области градостроительства:
осуществляют свою деятельность в соответствии с градостроительным законодательством;
оказывают содействие в совершенствовании профессионального мастерства специалистов в области градостроительства;
участвуют в защите авторских прав разработчиков градостроительной документации.
Глава VII. Ответственность за нарушение
градостроительного законодательства и разрешение
споров по вопросам градостроительной деятельности
Статья 49. Ответственность за нарушение градостроительного законодательства
1. За нарушение градостроительного законодательства Российской Федерации и области устанавливается дисциплинарная, административная, уголовная и иная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Порядок наложения штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации и области о градостроительстве устанавливается законодательством об административных правонарушениях.
Наложение штрафов и других административных взысканий не освобождает лиц, на которых они наложены, от устранения допущенных нарушений и возмещения причиненного ущерба.
Статья 50. Разрешение споров и обжалование (опротестование) решений органов государственной власти и местного самоуправления по вопросам градостроительной деятельности
1. В соответствии с законодательством Российской Федерации споры между субъектами градостроительной деятельности разрешаются органами государственной власти и местного самоуправления, федеральными и местными органами государственного надзора, а также судом и арбитражным судом.
2. Споры по предоставлению земельного участка, утверждению и согласованию проектов, а также по иным основаниям, предусмотренным настоящим Уставом, разрешаются вышестоящим органом по отношению к органу, принявшему решение. Решение вышестоящего органа может быть обжаловано в суде.
3. Споры между органами государственного надзора разрешаются вышестоящими органами спорящих сторон или комиссиями этих органов.
4. Юридические и физические лица вправе обжаловать неправомерные действия органов государственной власти, местного самоуправления, государственного надзора.
Разрешение споров юридических и физических лиц по вопросам градостроительной деятельности с органами государственной власти, местного самоуправления, государственного надзора осуществляется вышестоящими органами государственной власти и надзора, а также в судебном порядке.
Глава VIII. Порядок принятия градостроительного устава,
внесения в него изменений и дополнений
Статья 51. Порядок принятия Градостроительного устава
1. Устав принимается областным Советом народных депутатов по представлению Губернатора Амурской области.
2. Устав вступает в силу с момента его подписания.
Статья 52. Порядок внесения изменений и дополнений в настоящий Устав
Изменения и дополнения в настоящий Устав вносятся в соответствии с действующими законами Российской Федерации и области.
Губернатор Амурской области |
А.Н. Белоногов |
г. Благовещенск
18 марта 1998 г.
N 61-ОЗ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Амурской области от 18 марта 1998 г. N 61-ОЗ "Градостроительный Устав Амурской области" (Принят областным Советом народных депутатов 26 февраля 1998 года)
Устав вступает в силу с момента его подписания
Текст Закона опубликован в газете "Амурская правда" от 8 апреля 1998 г. N 77
Законом Амурской области от 5 декабря 2006 г. N 259-ОЗ настоящий Закон признан утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Закон Амурской области от 18 августа 2006 г. N 209-ОЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Амурской области от 5 января 2004 г. N 285-ОЗ
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня первого официального опубликования названного Закона
Закон Амурской области от 30 сентября 2003 г. N 240-ОЗ
Изменения вступают в силу со дня первого официального опубликования названного Закона