Рассмотрев проект закона Амурской области "О профилактике наркомании, токсикомании, алкоголизма и табакокурения в Амурской области", внесенный в порядке законодательной инициативы губернатором области, областной Совет народных депутатов
постановляет:
1. Принять в первом чтении проект закона Амурской области "О профилактике наркомании, токсикомании, алкоголизма и табакокурения в Амурской области".
2. Направить указанный законопроект субъектам права законодательной инициативы для внесения поправок и в прокуратуру области, отдел законодательства субъектов Российской Федерации по Амурской области Главного управления Минюста России по Дальневосточному федеральному округу для внесения замечаний и предложений до 28 сентября 2006 года.
3. Комитету областного Совета народных депутатов по вопросам социальной политики доработать указанный законопроект с учетом поступивших поправок и внести его на рассмотрение областного Совета народных депутатов во втором чтении.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель областного Совета |
О.А.Турков |
Вносится губернатором
Амурской области
Проект
Закон
Амурской области
"О профилактике наркомании, токсикомании, алкоголизма и табакокурения
в Амурской области"
Настоящий Закон в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан устанавливает основы организации профилактики наркомании, токсикомании, алкоголизма и табакокурения в области и направлен на защиту населения области от дальнейшего их распространения.
Настоящий Закон определяет основные направления в сфере профилактики наркомании, токсикомании, алкоголизма и табакокурения в целях реализации прав граждан на охрану здоровья.
I. Общие положения
Статья 1. Цели и задачи настоящего Закона
1. Целью настоящего Закона является:
охрана здоровья населения, в том числе запрещение немедицинского потребления наркотических, токсических средств, психотропных веществ, алкогольных напитков, сокращение на территории области числа лиц, страдающих табакокурением, а также сокращение числа заболеваний.
2. Основными задачами профилактики наркомании, токсикомании, алкоголизма и табакокурения в области являются:
1) определение основных направлений деятельности органов государственной власти области в сфере профилактики наркомании, токсикомании, алкоголизма и табакокурения;
2) правовое регулирование отношений, возникающих в сфере профилактики наркомании, токсикомании, алкоголизма и табакокурения;
3) выявление на ранней стадии заболевания лиц, злоупотребляющих спиртными напитками, незаконно потребляющих наркотические средства, психотропные и токсические вещества, больных алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией;
4) создание системы комплексной профилактики наркомании, токсикомании, алкоголизма и табакокурения на территории области;
5) формирование в обществе негативного отношения к незаконному потреблению наркотических средств, психотропных и токсических веществ, к употреблению спиртных напитков, курению табака;
6) координация деятельности органов государственной власти области, органов местного самоуправления, развитие и укрепление их взаимодействия по вопросам организации профилактики наркомании, токсикомании, алкоголизма и курения табака;
7) совершенствование системы реабилитации больных наркоманией, токсикоманией и алкоголизмом;
8) проведение комплексных профилактических мероприятий, направленных на противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;
9) предупреждение распространения наркомании, токсикомании, алкоголизма и табакокурения на территории области, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому.
Статья 2. Основные понятия
Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:
аддиктивное поведение - стремление к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством употребления наркотических, токсических, психотропных и иных средств и веществ и их аналогов с причинением вреда здоровью;
алкоголизм - заболевание, характеризующееся патологическим влечением к приему спиртных напитков, формированием алкогольного абстинентного синдрома, хронической алкогольной интоксикацией;
антиалкогольная пропаганда - распространение и разъяснение знаний, взглядов и морально-этических принципов, направленных на формирование здорового образа жизни и негативного отношения к употреблению спиртных напитков, установки на ведение трезвого, здорового образа жизни;
антинаркотическая пропаганда - распространение и разъяснение знаний, взглядов и морально-этических принципов, направленных на формирование здорового образа жизни и негативного отношения к потреблению наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов;
антитабачная пропаганда - распространение и разъяснение знаний, взглядов и морально-этических принципов, направленных на формирование здорового образа жизни и негативного отношения к курению табака, установки на ведение здорового образа жизни;
больной наркоманией, токсикоманией и алкоголизмом - лицо, которому по результатам осмотра врача психиатра-нарколога, проведенного в соответствии с законодательством, поставлен диагноз "наркомания", "алкоголизм", "токсикомания";
группа риска - лица, которые вследствие медико-биологических, психологических или социальных причин находятся в обстановке, предрасполагающей к употреблению наркотических, токсических, психотропных и иных средств и веществ и их аналогов и, как следствие, заболеванию наркоманией (токсикоманией);
девиантное поведение - поведение, отклоняющееся от общепринятых стандартов, обусловленное психическим расстройством или асоциальными установками субъекта, проявляющееся как конфликтное;
зависимость от табакокурения - зависимость человека от никотина и других компонентов табачных изделий, поступающих в организм при курении табака и табачных изделий;
наркомания - заболевание, обусловленное зависимостью от наркотического средства или психотропного вещества;
наркотические средства - вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, растения, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, в том числе Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года;
профилактика наркомании, токсикомании, алкоголизма и табакокурения - совокупность мероприятий правового, политического, социально-психологического, экономического, медицинского, педагогического и иного характера, направленных на предупреждение причин и условий, способствующих возникновению наркомании, токсикомании, алкоголизма и табакокурения;
реабилитация- комплекс мероприятий, направленных на восстановление здоровья и психофизического состояния после стационарного лечения;
социальная адаптация - процесс активного приспособления индивида к социальной среде;
табачные изделия - изделия для курения, жевания или нюханья, упакованные в потребительскую тару, в том числе сигареты с фильтром, папиросы, сигары, сигариллы, табак трубочный, табак курительный, махорка-крупка курительная;
табакокурение - вдыхание дыма тлеющих табачных изделий;
токсикомания - заболевание, обусловленное зависимостью от токсического вещества;
токсические вещества - вещества синтетического или естественного происхождения, растения, препараты, природные материалы (за исключением алкоголя и никотина), влияющие на психофизиологическое состояние человека, способные вызвать зависимость, но не включенные в списки I и II Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, и не являющиеся их аналогами.
Статья 3. Основные направления государственной политики органов государственной власти области в сфере профилактики наркомании, токсикомании, алкоголизма и табакокурения
Основными направлениями государственной политики органов государственной власти области в сфере профилактики наркомании и токсикомании являются:
1) соблюдение прав человека и гражданина;
2) реализация единой стратегии противодействия распространению наркомании, токсикомании, алкоголизма и табакокурения на территории области и координация деятельности органов государственной власти области и органов местного самоуправления, организаций, участвующих в выполнении программ по профилактике наркомании, токсикомании алкоголизма и табакокурения;
3) гарантированность и доступность наркологической и медико-социальной помощи лицам, больным наркоманией, токсикоманией, алкоголизмом и табакокурением;
4) соблюдение конфиденциальности полученной информации о лицах, незаконно потребляющих наркотические средства, психотропные или токсические вещества, а также больных наркоманией, токсикоманией и алкоголизмом в соответствии с законодательством;
5) индивидуализация подхода на различных этапах профилактики наркомании и токсикомании к лицам, злоупотребляющим спиртными напитками, незаконно потребляющим наркотические средства, психотропные или токсические вещества, а также больным наркоманией, токсикоманией и алкоголизмом;
6) добровольность участия общественных объединений и граждан в осуществлении мероприятий по предотвращению распространения наркомании, токсикомании, алкоголизма и табакокурения на территории области;
7) предотвращение распространения наркомании, токсикомании, алкоголизма и табакокурения среди детей, подростков и молодежи;
8) пропаганда здорового образа жизни и формирование в обществе, особенно среди детей и молодежи, негативного отношения к потреблению наркотических средств, психотропных веществ, спиртных напитков и курению табака;
9) определение полномочий и ответственности органов государственной власти области, юридических и физических лиц в сфере профилактики наркомании, токсикомании, алкоголизма и табакокурения;
10) создание правовых гарантий для осуществления системы мер по профилактике и лечению наркомании и токсикомании и обеспечение их финансирования за счет средств соответствующих бюджетов;
11) проведение комплексных мероприятий по предотвращению и пресечению незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ.
Статья 4. Система профилактики наркомании, токсикомании, алкоголизма и табакокурения и ее объекты
1. Система профилактики наркомании, токсикомании, алкоголизма и табакокурения включает:
1) разработку и реализацию областных и муниципальных целевых программ в сфере профилактики наркомании, токсикомании и алкоголизма;
2) деятельность органов государственной власти области и органов местного самоуправления, организаций различных форм собственности, общественных объединений в соответствии с их компетенцией по профилактике наркомании, токсикомании, алкоголизма и табакокурения;
2. Объектом профилактики наркомании и токсикомании является любой гражданин, проживающий или находящийся на территории области.
Статья 5. Система органов, осуществляющих профилактику наркомании, токсикомании, алкоголизма и табакокурения
1. Профилактику наркомании, токсикомании, алкоголизма и табакокурения в области осуществляют:
1) областной Совет народных депутатов;
2) Администрация области;
3) структурные подразделения Администрации области;
4) областная межведомственная комиссия по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту при Администрации области;
5) комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Администрации области;
6) территориальные подразделения федеральных органов государственной власти в пределах своих полномочий;
7) органы местного самоуправления в пределах своей компетенции.
2. Иные организации независимо от их организационно-правовых форм, в том числе общественные объединения.
Глава II. Полномочия органов государственной
власти области и органов местного самоуправления
в вопросах организации профилактики наркомании,
токсикомании, алкоголизма и табакокурения
Статья 6. Полномочия областного Совета народных депутатов в вопросах организации профилактики наркомании, токсикомании, алкоголизма и табакокурения
Областной Совет народных депутатов:
1) осуществляет законодательное регулирование в сфере организации профилактики наркомании, токсикомании, алкоголизма и табакокурения и комплекса профилактических мероприятий, направленных на противодействие распространению наркомании, токсикомании и алкоголизма на территории области;
2) осуществляет контроль за исполнением законодательства области в сфере организации комплексной профилактики наркомании, токсикомании, алкоголизма и табакокурения;
3) утверждает областные целевые программы в сфере профилактики наркомании, токсикомании, алкоголизма и табакокурения и объем ее финансирования;
4) осуществляет иные полномочия по предупреждению распространения наркомании, токсикомании, алкоголизма и табакокурения среди населения области в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством области.
Статья 7. Полномочия Администрации области в вопросах организации профилактики наркомании, токсикомании, алкоголизма и табакокурения
Администрация области:
1) определяет и координирует основные направления деятельности органов государственной власти области, органов местного самоуправления области, юридических и физических лиц в сфере организации наркологической помощи населению области и комплекса профилактических мероприятий, направленных на противодействие распространению наркомании, токсикомании, алкоголизма и табакокурения на территории области;
2) разрабатывает областные целевые программы в сфере профилактики наркомании, токсикомании, алкоголизма и табакокурения;
3) утверждает состав комиссии по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и психотропными веществами и их незаконному обороту;
4) обеспечивает исполнение федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов области по предупреждению распространения наркомании, токсикомании, алкоголизма и табакокурения среди населения области;
5) регулярно информирует население области, в том числе через средства массовой информации, об эпидемиологической ситуации и принимаемых мерах по профилактике наркомании, токсикомании, алкоголизма и табакокурения;
6) создает центры медико-социальной реабилитации лиц, незаконно употребляющих наркотические средства, токсические и психотропные вещества, алкогольные напитки, прежде всего для несовершеннолетних граждан;
7) осуществляет иные полномочия по предупреждению распространения наркомании, токсикомании, алкоголизма и табакокурения среди населения области в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством области.
Статья 8. Полномочия органов местного самоуправления в сфере профилактики наркомании, токсикомании алкоголизма и табакокурения
Органы местного самоуправления в сфере профилактики наркомании, токсикомании, алкоголизма и табакокурения вправе:
1) разрабатывать и реализовывать муниципальные программы по профилактике наркомании, токсикомании, алкоголизма и табакокурения;
2) осуществлять координацию деятельности органов местного самоуправления и иных организаций в части реализации муниципальных программ по профилактике наркомании, токсикомании, алкоголизма и табакокурения;
3) оказывать содействие развитию антинаркотической, антиалкогольной и антитабачной пропаганды;
4) создавать, поддерживать и развивать муниципальные учреждения, осуществляющие профилактическую, коррекционную, воспитательную работу с гражданами, страдающими наркоманией, токсикоманией, алкоголизмом и табакокурением;
5) осуществлять иные полномочия в сфере профилактики наркомании, токсикомании, алкоголизма и табакокурения в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации и области.
Глава III. Основные направления деятельности
органов и организации системы профилактики наркомании,
токсикомании, алкоголизма и табакокурения
Статья 9. Основные направления деятельности органа управления здравоохранением Администрации области, государственных медицинских организаций, в том числе лечебно-профилактических учреждений, в сфере профилактики наркомании, токсикомании, алкоголизма и табакокурения
1. Основные направления деятельности органа управления здравоохранением Администрации области в сфере профилактики наркомании, токсикомании, алкоголизма и табакокурения:
1) участие в разработке и реализации областных целевых программ по профилактике наркомании, токсикомании, алкоголизма и табакокурения;
2) осуществление межведомственного взаимодействия по вопросам профилактики наркомании, токсикомании, алкоголизма и табакокурения.
2. Основные направления деятельности государственных медицинских организации, в том числе лечебно-профилактических учреждений в сфере профилактики наркомании, токсикомании, алкоголизма и табакокурения:
1) выявление, учет и обследование лиц, в том числе несовершеннолетних, незаконно потребляющих наркотические средства, токсические и психотропные вещества, спиртные напитки;
2) оказание специализированной диагностической, лечебной и реабилитационной помощи лицам, страдающим различными формами химической зависимости;
3) оказание психокоррекционной помощи детям и подросткам.
3. Орган управления здравоохранением Администрации области совместно с государственными медицинскими организации, в том числе лечебно-профилактическими учреждениями в сфере профилактики наркомании, токсикомании, алкоголизма и табакокурения, осуществляют:
1) проведение оценки и прогнозирования эпидемиологической ситуации по наркомании, токсикомании, алкоголизму и табакокурению;
2) оказание консультативной помощи родителям и иным законным представителям несовершеннолетних, проходящих соответствующее лечение;
3) оказание консультативной помощи специалистам государственных и муниципальных организаций, осуществляющих мероприятия по профилактике наркомании, токсикомании, алкоголизма и табакокурения;
4) взаимодействие с уполномоченными государственными органами в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ в целях выявления фактов нарушений установленных правил хранения, приобретения, учета, отпуска, реализации, использования наркотических средств, психотропных, сильнодействующих веществ и их прекурсоров в лечебно-профилактических и аптечных учреждениях;
5) разработку методических рекомендаций для медицинских, педагогических работников, работников социальных служб, правоохранительных органов, родителей и иных законных представителей несовершеннолетних по выявлению ранних признаков наркомании, токсикомании, алкоголизма и табакокурения;
6) участие в подготовке, переподготовке педагогических работников дополнительного образования, специалистов подростковых клубов, тренеров и других лиц, работающих с детьми и подростками, в рамках курсов повышения квалификации и семинаров по профилактической и реабилитационной работе с несовершеннолетними, незаконно потребляющими наркотические средства, психотропные и токсические вещества, употребляющими спиртные напитки и курящими табак;
7) внедрение новых эффективных методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации больных наркоманией, токсикоманией, алкоголизмом и табакокурением, обобщение передового опыта работы;
8) организацию подготовки, переподготовки и повышение квалификации медицинских работников и других специалистов, оказывающих помощь больным наркоманией, токсикоманией, алкоголизмом и табакокурением;
9) организацию антинаркотической, антиалкогольной и антитабачной пропаганды и профилактики злоупотребления наркотическими средствами, токсическими и психотропными веществами, спиртными напитками.
Статья 10. Основные направления деятельности органа управления образованием Администрации области и государственных образовательных учреждений в сфере профилактики наркомании, токсикомании, алкоголизма и табакокурения
1. Основные направления деятельности органа управления образованием Администрации области в сфере профилактики наркомании, токсикомании, алкоголизма и табакокурения:
1) участие в разработке и реализации областных целевых программ по профилактике наркомании, токсикомании, алкоголизма и табакокурения;
2) развитие сети учреждений дополнительного образования, обеспечивающих максимальный охват различными формами дополнительного образования детей "группы риска";
3) материально-техническое обеспечение спортивным инвентарем, оборудованием государственных общеобразовательных учреждений.
2. Основные направления деятельности государственных образовательных учреждений в сфере профилактики наркомании, токсикомании, алкоголизма и табакокурения:
1) организация и обеспечение социально-психологической, педагогической помощи детям и подросткам с проблемами в развитии и обучении в целях предупреждения социальной дезадаптации и аддиктивного поведения, а также коррекция нарушений в их развитии;
2) учет несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях, принятие мер, направленных на получение ими основного общего образования;
3) осуществление профилактики незаконного потребления наркотических средств, психотропных и токсических веществ, употребления спиртных напитков и табакокурения среди учащихся путем включения в учебные планы изучения основ здорового образа жизни.
3. Орган управления образованием Администрации области совместно с государственными образовательными учреждениями в сфере профилактики наркомании, токсикомании, алкоголизма и табакокурения осуществляют:
1) пропаганду здорового образа жизни;
2) реализацию образовательных программ, проведение семинаров и научно-практических конференций по профилактике наркомании, токсикомании, алкоголизма и табакокурения;
3) обеспечение приоритета в реализации воспитательных и развивающих программ, направленных на предупреждение девиантного поведения несовершеннолетних;
4) участие в организации досуга детей и подростков: создание клубов по интересам, кружков и объединений, спортивных секций, организация летней занятости и отдыха детей;
5) оказание помощи органам здравоохранения и социологическим службам в проведении анализа ситуации, связанной незаконным потреблением наркотических средств, психотропных и токсических веществ, с употреблением спиртных напитков и табакокурением учащимися;
6) подготовка и переподготовка педагогических работников;
7) осуществление иных мер, направленных на профилактику наркомании, токсикомании, алкоголизма и табакокурения.
Статья 11. Основные направления деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Администрации области в сфере профилактики, наркомании, токсикомании, алкоголизма и табакокурения
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Администрации области в сфере профилактики наркомании, токсикомании, алкоголизма и табакокурения осуществляет меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации и области.
Статья 12. Основные направления деятельности органа управления социальной защиты населения Администрации области и учреждений социального обслуживания в сфере профилактики наркомании, токсикомании, алкоголизма и табакокурения
Основные направления деятельности органа социальной защиты населения Администрации области и учреждений социального обслуживания в сфере профилактики наркомании, токсикомании, алкоголизма и табакокурения:
1) участие в разработке и реализации областных целевых программ по профилактике наркомании, токсикомании, алкоголизма и табакокурения;
2) развитие сети специализированных учреждений для граждан, особенно несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, а также учреждений социальной и психологической помощи семье и детям.
3) осуществление иных мер, направленных на профилактику наркомании, токсикомании, алкоголизма и табакокурения в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации и области.
Статья 13. Основные направления деятельности органа управления по физической культуре и спорту Администрации области и учреждений физической культуры и спорта в сфере профилактики наркомании, токсикомании, алкоголизма и табакокурения
Основные направления деятельности органа управления по физической культуре и спорту Администрации области и учреждений физической культуры и спорта в сфере профилактики наркомании, токсикомании, алкоголизма и табакокурения:
1) расширение сети детско-юношеских спортивных школ, детско-юношеских клубов физической подготовки, детских и подростковых клубов по месту жительства и учебы;
2) материально-техническое обеспечение спортивным инвентарем и оборудованием учреждений дополнительного образования спортивной направленности, детско-юношеских спортивных школ, детско-юношеских клубов физкультурно-спортивной направленности, детских и подростковых клубов;
3) проведение спортивных мероприятий среди подростков;
4) разработка и реализация комплекса мер, направленных на создание условий для занятий физической культурой и спортом, формирование потребности в занятиях физической культурой и спортом у различных групп населения, в том числе путем укрепления материально-технической базы соответствующих организаций и учреждений.
Статья 14. Основные направления деятельности органов и учреждений по делам молодежи в сфере профилактики наркомании, токсикомании, алкоголизма и табакокурения
Основные направления деятельности органов и учреждений по делам молодежи в сфере профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании:
1) организация и проведение конкурсов, создание программ по профилактике наркомании, токсикомании, алкоголизма и курения табака в молодежной среде;
2) профилактика незаконного потребления наркотических средств, психотропных и токсических веществ, злоупотребления спиртными напитками и табакокурением;
3) создание консультативно-профилактических центров по вопросам профилактики наркомании, токсикомании, алкоголизма и табакокурения;
4) участие в подготовке и переподготовке специалистов в области профилактики наркомании, токсикомании, алкоголизма и табакокурения среди молодежи;
5) организационно-методическое обеспечение и координация деятельности молодежных и детских общественных организаций, деятельность которых направлена на предупреждение наркомании, токсикомании, алкоголизма и табакокурения среди молодежи, организацию досуга, занятости, отдыха и оздоровления молодежи.
Статья 15. Основные направления деятельности органа управления культуры Администрации области и учреждений культуры в сфере профилактики наркомании, токсикомании, алкоголизма и табакокурения
1. Основным направлением деятельности органа управления культуры Администрации области и учреждений культуры в сфере профилактики наркомании, токсикомании, алкоголизма и табакокурения является организационно-методическое обеспечение и координация деятельности государственных учреждений культуры, обеспечивающих необходимые условия для свободы творчества, участия в культурной жизни, пользования учреждениями культуры.
2. Учреждения культуры участвуют в профилактике наркомании, токсикомании, алкоголизма и табакокурения путем осуществления информационно-просветительской и культурно-досуговой деятельности, антиалкогольной, антинаркотической, антитабачной направленности.
Статья 16. Участие негосударственных организаций в профилактике наркомании, токсикомании, алкоголизма и табакокурения
1. Участие негосударственных организаций в профилактике наркомании, токсикомании, алкоголизма и табакокурения заключается:
1) в проведении в установленном порядке диагностики, консультирования, социальной реабилитации и адаптации граждан, в том числе и несовершеннолетних, употребляющих спиртные напитки, незаконно потребляющих наркотические средства, токсические и психотропные вещества;
2) в оказании помощи семьям, нуждающимся в социальных услугах, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей или иных законных представителей;
3) в пропаганде здорового образа жизни;
4) во взаимодействии с государственными и иными организациями, осуществляющими мероприятия по профилактике наркомании, токсикомании, алкоголизма и табакокурения;
5) в реализации иных задач, предусмотренных их уставами и положениями.
2. Деятельность негосударственных организаций, в том числе общественных объединений, осуществляющих диагностику и реабилитацию граждан, злоупотребляющих спиртными напитками, незаконно потребляющих наркотические средства, токсические и психотропные вещества, осуществляется на основании лицензий, выданных в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Статья 17. Финансирование мероприятий по профилактике наркомании, токсикомании, алкоголизма и табакокурения
1. Финансирование мероприятий по профилактике наркомании, токсикомании, алкоголизма и табакокурения осуществляется за счет средств областного и муниципальных бюджетов и других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
2. Органы государственной власти области, органы местного самоуправления оказывают финансовую поддержку организациям, участвующим в профилактике наркомании, токсикомании, алкоголизма и табакокурения, в порядке, предусмотренном законодательством.
Глава IV. Структура и основные направления
комплексной профилактики
наркомании, токсикомании,
алкоголизма и табакокурения
Статья 18. Структура комплексной профилактики наркомании, токсикомании, алкоголизма и табакокурения
Комплексная профилактика наркомании, токсикомании, алкоголизма и табакокурения структурно включает:
1) общую (первичную) профилактику в отношении лиц, не имеющих опыта употребления наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, токсических веществ, алкогольной продукции и табачных изделий, а также лиц, их употребляющих, у которых еще не сформировалась зависимость от наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, токсических веществ, алкогольной продукции и табачных изделий;
2) вторичную профилактику в отношении лиц со сформировавшейся зависимостью от наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, токсических веществ, алкогольной продукции и табачных изделий;
3) третичную профилактику или комплексную реабилитацию лиц, употреблявших наркотические средства, психотропные вещества и их аналоги, токсические вещества, алкогольную продукцию и табачные изделия и прошедших курс лечения, либо лиц с аддиктивным поведением.
Статья 19. Общая (первичная) профилактика наркомании, токсикомании, алкоголизма и табакокурения
1. Общая (первичная) профилактика включает в себя обучение, запрещение пропаганды наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, а также токсических веществ, алкогольной продукции и табачных изделий, комплексную антинаркотическую, антиалкогольную и антитабачную пропаганду, социальный менеджмент, психологическое консультирование и психотерапию.
2. Обучение как часть первичной профилактики включает:
1) обучение граждан по программам самопрофилактики наркомании, токсикомании, алкоголизма и табакокурения;
2) воспитание у несовершеннолетних граждан внутренней системы ценностных ориентации, исключающей аддиктивное поведение;
3) обучение родителей и лиц, их заменяющих, навыкам бесконфликтного общения с детьми;
4) обучение специалистов в сфере профилактики наркомании, токсикомании, алкоголизма и табакокурения навыкам раннего выявления аддиктивного поведения, проведению профилактических бесед и иным способам профилактической работы.
3. Комплексная антинаркотическая, антиалкогольная и антитабачная пропаганда как часть первичной профилактики предусматривает:
1) размещение социальной антинаркотической, антиалкогольной и антитабачной рекламы в средствах массовой информации, действующих на территории области;
2) участие в создании и поддержке детских и молодежных средств массовой информации для формирования позитивной жизненной ориентации в молодежной среде;
3) проведение других мероприятий антинаркотической, антиалкогольной и антитабачной пропаганды.
4. Социальный менеджмент как часть первичной профилактики включает:
1) деятельность по созданию организаций молодежи, в том числе общественных объединений, пропагандирующих здоровый образ жизни;
2) деятельность по созданию зоны досуговой занятости молодежи (клубы и кружки, спортивные секции, оздоровительные, спортивные лагеря и другие);
3) проведение молодежных и иных мероприятий с целью пропаганды здорового образа жизни;
4) деятельность по расширению социальной рекламы ценностей здорового образа жизни.
5. Психологическое консультирование и психотерапия как часть первичной профилактики включают:
1) психологическое консультирование семей, входящих в группу риска;
2) психотерапию граждан с различными формами социальной дезадаптации;
3) психологическое консультирование и поддержку, в том числе по телефону доверия.
Статья 20. Вторичная профилактика наркомании, токсикомании, алкоголизма и табакокурения
Целью вторичной профилактики является преодоление физической и психической зависимости от наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, токсических веществ, алкогольной продукции, табачных изделий. Задачами вторичной профилактики являются:
выявление лиц, незаконно употребляющих наркотические средства, психотропные вещества и их аналоги, токсические вещества, а также алкогольную продукцию, и предупреждение совершения ими преступлений и административных правонарушений;
диагностика типа и степени зависимости, а также факторов, предрасполагающих к возникновению зависимости, провоцирующих и поддерживающих эту зависимость;
осуществление комплекса мероприятий, направленных на проведение детоксикации, оказание неотложной наркологической помощи, преодоление физической и психической зависимости, а также лечение заболеваний, сопутствующих наркомании, токсикомании, алкоголизму и табакокурению;
формирование среды, поддерживающей здоровый образ жизни в ближайшем окружении лиц, страдающих наркоманией, токсикоманией, алкоголизмом и табакокурением, посредством психотерапевтических мероприятий.
Статья 21. Третичная профилактика наркомании, токсикомании, алкоголизма и табакокурения
Третичная профилактика проводится с целью социальной реабилитации лиц, прошедших курс лечения, либо лиц с аддиктивным поведением, избавления их от физической и психологической зависимости от наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, токсических веществ, алкогольной продукции и табачных изделий и направлена на возвращение их к здоровому образу жизни, формирование и удержание ремиссии, изменение социального окружения.
Социальная реабилитация включает:
медико-психологическую реабилитацию - систему медицинских и психологических мероприятий, предназначенных для потребителей психоактивных веществ без физической зависимости, но сохраняющих психологическую зависимость от наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, токсических веществ, алкогольной продукции и табачных изделий и направленных на формирование отказа человека от аддиктивного поведения;
социально-психологическую реабилитацию - систему медицинских, психологических и социальных мероприятий, предназначенных для потребителей психоактивных веществ без выраженной психологической зависимости от них и направленных на удержание ремиссии, профилактику, наркомании, токсикомании, алкоголизма и табакокурения и формирование неаддиктивного социального окружения;
непосредственно социальную реабилитацию - систему социальных мероприятий, предназначенных для лиц, избавившихся от физической и психологической зависимости от психоактивных веществ, и направленных на удержание неаддиктивного социального окружения.
По-видимому, в тексте настоящего постановления допущена опечатка в нумерации глав
Глава VI. Заключительные положения
Статья 22. Контроль за исполнением настоящего Закона
Контроль за исполнением настоящего Закона осуществляется органами исполнительной власти в области здравоохранения, образования, труда и социальной защиты населения, культуры, печати, по делам молодежи, физкультуры и спорта, другими органами государственной власти области в пределах своей компетенции.
Статья 23. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его первого официального опубликования.
Губернатор
Амурской области |
Л.В.Коротков |
Пояснительная записка
к проекту закона Амурской области
"О профилактике наркомании, токсикомании,
алкоголизма и табакокурения в Амурской области"
Современная ситуация в России и Амурской области характеризуется неуклонным расширением незаконного распространения и немедицинского потребления наркотиков, потреблением спиртных напитков и табакокурения, что представляет серьезную угрозу здоровью нации, экономике страны, правопорядку и безопасности государства.
Наркологическая ситуация на территории Амурской области характеризуется резким ростом распространения наркотиков и высоким уровнем наркотизации населения, что свидетельствует о возникновении реальной угрозы здоровью населения, экономики и правопорядку и безопасности области.
Первичная наркологическая заболеваемость по области за последние 3 года увеличилась на 10% и составила в 2005 году 270,3 на 100 тыс. населения, что превышает средний показатель заболеваемости по Российской Федерации на 9,5%.
Особенностью заболеваемости в области является преобладание гашишной наркомании (60%). Вызывает тревогу заболеваемость среди детей и подростков. Уровень заболеваемости наркоманией среди подростков в области в 5 раз выше, чем в России.
Особенностью злоупотребления наркотическими средствами и психотропными веществами молодых людей является нежелание и неспособность, в силу болезни, обучаться, трудиться и создавать семьи.
Природно-климатические условия области благоприятны для произрастания дикорастущей конопли. Наличие постоянной сырьевой базы наркосодержащих растений, отсутствие затрат на их изготовление, сложное социально-экономическое положение сельского населения привело к тому, что в ряде районов области осуществляется культивирование конопли. В среднем за год в области заготавливают до 60 тонн гашиша.
Приграничное положение области способствует расширению масштабов и географии незаконного оборота наркотиков, приводят к усилению политического и экономического влияния международной наркомафии. Амурская область - территория, которая все активнее используется наркомафией для расширения "рынка" сбыта и транзита наркотиков.
Заболеваемость алкоголизмом и алкогольными психозами увеличилась на 20,6% (2003-2005 годы), а среди несовершеннолетних, за 3 года на 76%. В 2005 году зарегистрировано 2 случая заболеваемости алкоголизмом у детей и один случай перенесенного алкогольного психоза у подростка.
В 2005 году отмечается рост заболеваемости токсикоманией в 2,5 раза.
Курение и последствия его воздействия на организм человека остается одной из актуальнейших проблем здравоохранения. Табакокурение широко распространено в российской популяции. Стандартизированная по возрасту распространенность курения в России составляет среди мужского населения 63,2 %, среди женского - 9,7 %. Между тем доказано, что отказ от вредной привычки резко снижает распространенность вызываемых им заболеваний. В связи с этим в России остро встает проблема изучения ситуации и борьбы с подростковым курением, поскольку Россия занимает лидирующее место по темпам его роста.
Особую обеспокоенность вызывает распространенность наркомании, токсикомании, алкоголизма и табакокурения среди молодежи. Почти две трети потребителей наркотиков - лица в возрасте до 30 лет. Расширяется детская и подростковая наркомания, показатель которой превышает средне республиканские показатели на 22%.
Ситуация обостряется и тем, что за последние годы проблема употребления психоактивных веществ и наркотических средств рассматривается как "молодежная", требуя разработки и осуществления комплексных мероприятий по предотвращению и раннему выявлению употребления веществ, вызывающих зависимость.
Целью настоящего законопроекта "О профилактике наркомании, токсикомании, алкоголизма и табакокурения в Амурской области" является охрана здоровья населения, в том числе запрещение немедицинского потребления наркотических, токсических средств, психотропных веществ, алкогольных напитков, сокращение числа лиц страдающих табакокурением, проживающими на территории области, а также сокращение числа заболеваний.
Для реализации поставленной цели предполагается решение следующих задач:
определение основных направлений деятельности органов государственной власти области в сфере профилактики наркомании, токсикомании, алкоголизма и табакокурения;
правовое регулирование отношений, возникающих в сфере профилактики наркомании, токсикомании, алкоголизма и табакокурения;
выявление на ранней стадии лиц, злоупотребляющих спиртными напитками незаконно потребляющих наркотические средства, психотропные и токсические вещества, больных алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией;
создание системы комплексной профилактики наркомании, токсикомании, алкоголизма и табакокурения на территории области;
формирование в обществе негативного отношения к незаконному потреблению наркотических средств, психотропных и токсических веществ, к употреблению спиртных напитков, курению табака;
координация деятельности органов государственной власти области, органов местного самоуправления, развитие и укрепление их взаимодействия по вопросам организации профилактики наркомании, токсикомании, алкоголизма и курения табака;
совершенствование системы реабилитации больных наркоманией, токсикоманией и алкоголизмом;
проведение комплексных профилактических мероприятий, направленных на противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;
предупреждение распространения наркомании, токсикомании, алкоголизма и табакокурения на территории области, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому.
В настоящем законопроекте нашли отражение полномочия органов государственной власти области и органов местного самоуправления в вопросах организации профилактики наркомании, токсикомании, алкоголизма и табакокурения; основные направления деятельности органов и организаций системы профилактики наркомании, токсикомании, алкоголизма и табакокурения; структура и основные направления комплексной профилактики наркомании, токсикомании, алкоголизма и табакокурения.
Реализация данного Закона позволит улучшить состояние здоровья населения, качество жизни и сформировать негативное отношение к немедицинскому потреблению наркотических средств психитропных и токсических веществ, употреблению спиртных напитков и курению табака.
Начальник департамента
здравоохранения
Администрации области |
Н.В.Лесик |
Приложение
к проекту закона
Амурской области
"О профилактике наркомании,
токсикомании, алкоголизма и
табакокурения в Амурской области"
Справка
о состоянии законодательства в данной сфере правового регулирования
Общественные отношения, охватываемые проектом закона Амурской области "О профилактике наркомании, токсикомании, алкоголизма и табакокурения в Амурской области", в настоящее время регулируются:
1) Конституцией Российской Федерации от 12.12.93 (в ред. Федерального конституционного закона от 14.10.2005 N 6-ФКЗ);
2) Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.93 N 5487-1 (в ред. Федерального закона от 02.02.2006 N 23-ФЗ);
3) Законом Российской Федерации от 10.07.92 N 3266-1 "Об образовании" (в ред. Указа Президента Российской Федерации от 24.12.93 N 2288, Федерального закона от 16.03.2006 N 42-ФЗ);
4) Федеральным законом от 8.01.98 N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" (в ред. Федерального закона от 09.05.2005 N 45-ФЗ);
5) Федеральным законом от 29.04.99 N 80-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 20.12.2004 N 167-ФЗ);
6) Федеральным законом от 24.06.99 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (в ред. Федерального закона от 05.01.2006 N 9-ФЗ);
7) Федеральным законом от 10.07.2001 N 87-ФЗ "Об ограничении курения табака" (в ред. Федерального закона от 01.12.2004 N 148-ФЗ);
8) Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 03.06.2006 N 73-ФЗ);
9) Федеральным законом от 22.11.95 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (в ред. Федерального закона от 31.12.2005);
10) Уставом (основным Законом) Амурской области от 13.12.95 N 40-ОЗ (в ред. Закона Амурской области от 20.12.2005 N 120-ОЗ);
11) Законом Амурской области от 20.02.2006 N 150-ОЗ "Об охране здоровья населения Амурской области";
12) Законом Амурской области от 28.06.2005 N 26-ОЗ "О государственной молодежной политике в Амурской области".
Начальник департамента
здравоохранения |
Н.В.Лесик |
Приложение
к проекту закона
Амурской области
"О профилактике наркомании,
токсикомании, алкоголизма и
табакокурения в Амурской области"
Перечень
законов и иных нормативных правовых актов,
подлежащих отмене, изменению или дополнению в связи с
принятием Закона Амурской области,
"О профилактике наркомании, токсикомании,
алкоголизма и табакокурения в Амурской области"
Принятие и введение в действие предлагаемого проекта закона Амурской области "О профилактике наркомании, токсикомании, алкоголизма и табакокурения в Амурской области" не потребует отмены, изменения или дополнения других законов и иных нормативных правовых актов.
Начальник департамента |
Н.В.Лесик |
Приложение
к проекту закона
Амурской области
"О профилактике наркомании,
токсикомании, алкоголизма и
табакокурения в Амурской области"
Предложения
о нормативных правовых актах области, принятие которых необходимо
для реализации Закона Амурской области "О профилактике наркомании,
токсикомании, алкоголизма и табакокурения в Амурской области"
Для реализации Закона Амурской области "О профилактике наркомании, токсикомании, алкоголизма и табакокурения в Амурской области" не потребуется принятие дополнительных нормативных правовых актов.
Начальник департамента |
Н.В.Лесик |
Приложение
к проекту закона
Амурской области
"О профилактике наркомании,
токсикомании, алкоголизма и
табакокурения в Амурской области"
Финансово-экономическое обоснование
проекта закона Амурской области "О профилактике наркомании,
токсикомании, алкоголизма и табакокурения в Амурской области"
Принятие и введение в действие закона Амурской области "О профилактике наркомании, токсикомании, алкоголизма и табакокурения в Амурской области" не потребует дополнительных финансовых затрат из областного бюджета.
Начальник департамента |
Н.В.Лесик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Амурского областного Совета народных депутатов (четвертый созыв) от 17 августа 2006 г. N 16/390 "О проекте закона Амурской области "О профилактике наркомании, токсикомании, алкоголизма и табакокурения в Амурской области"
Текст Постановления официально опубликован не был