Постановление Губернатора Амурской области
от 25 сентября 2006 г. N 513
"Об утверждении ведомственных целевых программ "Развитие и поддержка
сельскохозяйственной кредитной потребительской кооперации на 2006-2008
годы в Амурской области" и "Развитие и поддержка сельскохозяйственной
потребительской кооперации в Амурской области на 2006-2008 годы"
Постановлением Губернатора Амурской области от 23 мая 2007 г. N 341 настоящее Постановление признано утратившим силу
См. также Заявление Прокурора Амурской области от 25 декабря 2006 г. N 7-09/68-06 "О признании недействующим постановления Губернатора области от 25.09.2006 N 513 "Об утверждении ведомственных целевых программ "Развитие и поддержка сельскохозяйственной кредитной потребительской кооперации на 2006-2008 годы в Амурской области" и "Развитие и поддержка сельскохозяйственной потребительской кооперации в Амурской области на 2006-2008 годы"
В рамках реализации приоритетного национального проекта "Развитие АПК" в Амурской области и в целях улучшения финансового состояния сельскохозяйственных товаропроизводителей
постановляю:
Утвердить прилагаемые ведомственные целевые программы "Развитие и поддержка сельскохозяйственной кредитной потребительской кооперации на 2006-2008 годы в Амурской области" и "Развитие и поддержка сельскохозяйственной потребительской кооперации в Амурской области на 2006-2008 годы".
Л.В.Коротков
Ведомственная целевая программа
"Развитие и поддержка сельскохозяйственной кредитной
потребительской кооперации на 2006-2008 годы в Амурской области"
(утв. постановлением губернатора Амурской области от 25 сентября 2006 г. N 513)
1. Паспорт ведомственной целевой программы
"Развитие и поддержка сельскохозяйственной кредитной
потребительской кооперации на 2006-2008 годы в Амурской области"
Наименование Программы |
Ведомственная целевая программа "Развитие и поддержка сельскохозяйственной кредитной потребительской кооперации на 2006-2008 годы в Амурской области" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
1. Федеральный закон от 8 декабря 1995 года N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации". 2. Постановление губернатора Амурской области от 03.07.2006 N 352 "О мерах, принимаемых департаментом агропромышленного комплекса Администрации области по развитию малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе области, и задачах по усилению данного направления деятельности в соответствии с требованиями по реализации национального проекта "Развитие АПК". |
Государственный заказчик - координатор Программы |
Департамент агропромышленного комплекса Администрации Амурской области |
Основной разработчик Программы |
Департамент агропромышленного комплекса Администрации Амурской области |
Цель Программы | Развитие и поддержка сельскохозяйственной кредитной кооперации, формирование двухуровневой системы кредитной кооперации путем привлечения государственных и иных источников финансовых ресурсов для повышения экономической активности сельского населения, способствующей росту занятости и увеличению его доходов |
Основные задачи Программы | Создание устойчивой и стабильно развивающейся сети сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов по кредитованию субъектов малых форм хозяйствования и кредитного кооператива второго уровня - областного кредитного потребительского кооператива. Разработка и внедрение механизма формирования системы сельскохозяйственной кредитной кооперации. Внедрение установленных федеральным законодательством стандартов деятельности сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов. |
Сроки и этапы реализации Программы |
2006-2008 годы. Программа реализуется в два этапа: 1-й - 2006-2007 гг. 2-й - 2008 г. |
Основные мероприятия Программы |
Содействие созданию и развитию сельскохозяйственных потребительских кооперативов первого уровня в районах области. Содействие развитию двухуровневой системы сельскохозяйственной кредитной кооперации - создание кредитного кооператива второго уровня. Подготовка и повышение квалификации кадров для кредитных кооперативов. Методическое, организационное и информационное обеспечение создаваемых и действующих сельскохозяйственных кредитных кооперативов. |
Объемы и источники финансирования Программы |
Общий объем финансирования в 2006-2008 гг. - 50690 тыс. рублей, в том числе: средства областного бюджета - 120 тыс. рублей внебюджетные источники - 50570 тыс. рублей. |
Организация управления и контроля реализации Программы |
Департамент агропромышленного комплекса Администрации Амурской области |
Ожидаемые результаты Программы |
Количество действующих сельскохозяйственных кооперативов увеличится до 13 ед., в т. ч. вновь созданных - 11 ед. Численность членов кредитных кооперативов достигнет 352. Суммарный объем паевых фондов кооперативов увеличится до 11600 тыс. руб. Объем выданных займов увеличится до 20000 тыс. рублей, или в 6,4 раза. Будет создано 39 рабочих мест. Прирост объема производства продукции в ЛПХ и КФХ составит 7-10%. Улучшение условий жизни сельского населения. |
2. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
В настоящее время остро стоит проблема повышения активности сельского населения и стимулирования развития малых и средних форм агробизнеса - крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств. Для сельского населения одним из важнейших источников жизнедеятельности является ведение личного подсобного хозяйства. В области насчитывается 94,7 тыс. личных подсобных хозяйств, удельный вес которых в общем объеме производства продукции сельского хозяйства составляет 63,2%. Подворья занимаются производством наиболее трудоемкой продукции: в них производится 96,7% картофеля, 91,6% овощей, 99,7% плодов и ягод, 81,7% молока, 76,8% мяса крупного рогатого скота, 87,1% мяса свиней, 96,5% меда. Однако товарность производства продукции в этих хозяйствах низкая.
Крестьянские (фермерские) хозяйства как представители малых форм хозяйствования также вносят определенный вклад в развитие экономики сельского хозяйства области, их численность по состоянию на 01.01.2006 - 1323 ед., товарным производством занимается около половины хозяйств. Удельный вес крестьянских (фермерских) хозяйств в общем объеме производства продукции сельского хозяйства области составляет 6,0%. В них производится 21,3% зерна и 25,3% сои.
Фермерские хозяйства испытывают хронический недостаток средств, идет процесс ухудшения материально-технической базы.
Заработная плата и доходы сельского населения остаются наиболее низкими по сравнению с другими отраслями экономики области.
Развитие производства и повышение товарности малого и среднего агробизнеса в первую очередь зависит от возможности их производственного кредитования. В то же время банковские кредиты для личных подсобных и фермерских хозяйств малодоступны, так как их имущество, предлагаемое в залог, малоликвидно, процедура оформления документов достаточно сложна и продолжительна.
Объективная потребность финансового обеспечения малых форм хозяйствования неизбежно приводит к возникновению новых форм организации финансово-кредитного обеспечения села. Одним из вариантов приемлемого решения проблемы является сельская кредитная кооперация.
В последние годы в России проводится большая работа по созданию сельских кредитных кооперативов. В настоящее время сельская кредитная кооперация представлена в 62 субъектах Российской Федерации, 373 районах и в более 792 сельских поселениях. Членская база возросла в 2005 году по сравнению с 2000 годом в 14,4 раза, в структуре членской базы 80% приходится на граждан, ведущих личное подсобное хозяйство.
В Амурской области созданы два сельскохозяйственных кредитных потребительских кооператива. С 1999 г. работает сельскохозяйственный кредитный потребительский кооператив "Исток" Ромненского района. За период деятельности количество пайщиков увеличилось в 2 раза и составляет 23 члена. Сумма выданных займов в среднем за 2003-2005 годы равняется 3200 тыс. рублей, размер паевого фонда 853 тыс. рублей. Деятельность кооператива характеризуется практически 100-процентной возвратностью займов. За период работы кооператива значительно укрепилась экономика крестьянских (фермерских) хозяйств - членов кооператива, была доказана привлекательность и эффективность кредитной кооперации.
В 2001 году в Мазановском районе был зарегистрирован кредитный кооператив "Восход", однако кооператив практически не работает из-за отсутствия специалистов.
Процесс развития сельской кредитной кооперации в области сдерживается следующими причинами:
1. Отсутствие господдержки сельских кредитных кооперативов из областного и муниципальных бюджетов.
2. Отсутствие конструктивной позиции структур исполнительной власти области и органов местного самоуправления.
3. Недостаток квалифицированных специалистов, способных организовать деятельность кредитных кооперативов.
4. Отсутствие системы обучения и повышения квалификации кадров, недостаток средств на обучение.
5. Низкий уровень информированности сельского населения и субъектов малого агробизнеса на селе о преимуществах и выгодах их участия в кредитной кооперации.
Система сельской кредитной кооперации необходима и полезна для большинства малых форм хозяйствования, поскольку спрос на займы реально существует, но не может быть удовлетворен в действующих финансовых институтах из-за недоступности ресурсов. Кредитные кооперативы становятся основой развития других форм кооперации, которые могут решать проблему сбыта продукции. Услуги кредитных кооперативов могут быть полезны и для сельскохозяйственных производственных кооперативов, большая часть которых является, по сути, малыми предприятиями.
Не менее важной предпосылкой развития системы сельской кредитной кооперации является возможность использования в качестве инвестиционного потенциала свободных денежных средств сельского населения - членов кооперативов для развития аграрной экономики районов области.
В связи с реализацией приоритетного национального проекта "Развитие АПК" появилась возможность привлечения средств ОАО "Россельхозбанк" в кредитные кооперативы, поскольку проект рассматривает создание сети сельских кредитных кооперативов как путь расширения доступа к заемным средствам малым формам хозяйствования.
Взаимодействие с банком можно осуществлять в форме прямого кредитования, участия в качестве ассоциированного члена в создаваемых и действующих кооперативах. Таким образом, создание кредитных кооперативов следует рассматривать в качестве важнейшей составляющей в реализации приоритетного национального проекта "Развитие АПК" в части стимулирования развития малых форм хозяйствования.
В Амурской области сельская кредитная кооперация должного развития не получила, поскольку работа по созданию кооперативов сводилась к осуществлению отдельных мероприятий, проходила бессистемно и не носила программно-целевого характера. Отсутствие в области целевой программы не позволяет в полном объеме задействовать механизм государственной поддержки сельскохозяйственной кредитной кооперации. Целевая программа позволит комплексно решать задачи по развитию сельскохозяйственной кредитной кооперации на основе осуществления организационных, финансово-экономических, информационных и других мероприятий, взаимоувязанных между собой по ресурсному обеспечению, исполнителям и срокам реализации.
Реализация Программы будет способствовать улучшению социально-экономической ситуации в области, росту занятости и доходов сельского населения, активизации сектора малого предпринимательства в сельской местности и повышению эффективности сельскохозяйственного производства области в целом.
3. Цели, задачи, сроки реализации Программы
Основная цель Программы - развитие и поддержка сельскохозяйственной кредитной кооперации, формирование двухуровневой системы кредитной кооперации путем привлечения государственных и иных источников финансовых ресурсов для повышения экономической активности сельского населения, способствующей росту занятости и увеличению его доходов.
Финансовая поддержка за счет средств областного бюджета на первоначальном этапе усилит доверие населения и послужит гарантией привлечения денежных ресурсов селян, а также внешних ресурсов, за счет которых сельскохозяйственные кредитные кооперативы в перспективе станут стабильными организациями, способными самостоятельно кредитовать своих членов, даст возможность каждому из членов реализовывать свои инвестиционные проекты.
Основными задачами Программы являются:
- создание устойчивой и стабильно развивающейся сети сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов по кредитованию субъектов малых форм хозяйствования и кредитного кооператива второго уровня - областного кредитного потребительского кооператива;
- разработка и внедрение механизма формирования системы сельскохозяйственной кредитной кооперации;
- внедрение установленных федеральным законодательством стандартов деятельности сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов.
Срок реализации Программы - 2006-2008 годы.
Программа будет выполняться в два этапа.
На первом этапе (2006-2007 гг.) главной задачей является создание сети сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов. Этот этап соответствует целям, поставленным приоритетным национальным проектом "Развитие АПК".
На втором этапе (2008 г.) решается задача формирования двухуровневой системы сельскохозяйственной кредитной кооперации, а также ее объединение в общероссийскую систему сельской кредитной кооперации.
4. Система программных мероприятий
В Программу включены мероприятия (Приложение), охватывающие основные направления создания и развития сельских кредитных потребительских кооперативов:
- создание сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов;
- создание областного сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива второго уровня;
- создание агентства кредитных гарантий АПК (постановление губернатора Амурской области от 07.08.2006 N 435);
- подготовка и повышение квалификации кадров для сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов;
- методическое, организационное и информационное обеспечение создаваемых сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов.
4.1. Создание сельскохозяйственных кредитных
потребительских кооперативов
Цель мероприятия - содействие созданию и организации деятельности сельскохозяйственных кредитных кооперативов первого уровня в районах области.
За период реализации Программы предполагается создать 10 районных кооперативов, в том числе в 2006 году - 3, в 2007 году - 7. Это позволит расширить доступ сельскому населению и субъектам малого предпринимательства к заемным средствам, существенно упростить процедуру получения займов владельцами личных подсобных хозяйств и другими категориями сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Мероприятия данного направления предполагают привлечение средств внебюджетных источников (собственные средства, кредиты, займы) и областного бюджета.
В начальной стадии деятельности кооперативов необходимо создать материально-техническую базу организации (аренда и техническое оснащение помещения офиса, приобретение офисной техники, программное обеспечение, средства связи) и объем стартового капитала.
Предусматривается привлечение кредитных ресурсов коммерческих банков.
При создании кооперативов согласно плану реализации приоритетного национального проекта "Развитие АПК" в Программе предусматривается участие коммерческих банков в качестве ассоциированного члена в кредитных кооперативах и предоставление кредитов для удовлетворения потребности в заемных средствах членов созданных кооперативов.
В Программе разработаны мероприятия, направленные на содействие созданию сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, которые предусматривают этапы организационной работы.
Общий объем финансирования мероприятий составит 44270 тыс. рублей, в том числе собственные средства кооперативов - 19170 тыс. рублей, привлечение кредитных ресурсов - 25100 тыс. рублей.
4.2. Содействие развитию двухуровневой системы сельскохозяйственной
кредитной потребительской кооперации
Цель мероприятия - создание в 2008 году кооператива второго уровня системы сельскохозяйственной кредитной кооперации - областного сельскохозяйственного кредитного кооператива.
Кооператив второго уровня будет работать для привлечения ресурсов и перекредитования кооперативов первого уровня, осуществления координации деятельности районных кооперативов и защиты их интересов, взаимодействия с государственными структурами, для участия в межрегиональных организациях системы сельской кредитной кооперации и установления с ними деловых контактов.
Кооператив может оказывать услуги консультационные по правовым вопросам, кредитованию, сберегательной деятельности, правильному использованию паевых взносов.
Общий объем финансирования мероприятия - 600 тыс. рублей (за счет собственных средств).
4.3. Создание агентства поддержки и кредитных гарантий АПК
Цель мероприятия - беспрепятственное обеспечение дополнительными заемными средствами сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов и обеспечение гарантий возврата по привлеченным заемным средствам.
В рамках реализации приоритетного национального проекта "Развитие АПК" в Амурской области на 2006 - 2008 годы необходимо привлечение дополнительных кредитных ресурсов, в том числе для кредитных потребительских кооперативов. Ликвидного имущества, которое можно использовать в качестве залога у сельхозтоваропроизводителей и вновь созданных кооперативов нет. Возникла необходимость создания открытого акционерного общества со 100-процентным участием Амурской области в уставном капитале с привлечением на первом этапе государственной гарантии области.
За счет реализации приоритетного национального проекта будут созданы новые рабочие места и условия для занятости сельского населения.
Порядок предоставления средств агентства кредитных гарантий и поддержки кооперативам будет определяться с участием уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на который также возлагаются функции контроля за использованием средств агентства.
Созданное постановлением губернатора Амурской области от 07.08.2006 N 435 открытое акционерное общество "Агентство кредитных гарантий АПК" позволит привлечь в систему сельскохозяйственной кредитной потребительской кооперации Амурской области 5600 тыс. рублей заемных средств.
4.4. Подготовка и повышение квалификации кадров
для сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов
Цель мероприятия - содействие подготовке кадров для обеспечения устойчивой и эффективной работы кредитных кооперативов.
Процесс развития сельской кредитной кооперации в области потребует развития адекватной системы обучения.
Эффективная работа кредитных потребительских кооперативов во многом обусловлена уровнем квалификации их руководителей и персонала специалистов.
В рамках мероприятия предусматривается организация обучения 40 сотрудников кооперативов. Обучение будет проводиться в Амурском филиале Российской академии кадрового обеспечения АПК, в ФГОУ ВПО ДальГАУ и ФГУ СПО Благовещенский сельскохозяйственный техникум. Институт экономики аграрного университета организует процесс подготовки молодых специалистов для работы в сельскохозяйственных кредитных кооперативах.
Организация процесса обучения включает в себя подготовку учебных планов, определение состава преподавателей с привлечением специалистов департамента агропромышленного комплекса Администрации области, Амурского регионального филиала ОАО "Россельхозбанк", преподавателей ФГОУ ВПО ДальГАУ, ФГУ СПО Благовещенский сельскохозяйственный техникум и Амурского филиала Российской академии кадрового обеспечения АПК.
Повышение квалификации кадров также планируется осуществлять на курсах, организуемых Союзом сельских кредитных кооперативов.
Общий объем финансирования мероприятия 170 тыс. рублей, в том числе 120 тыс. рублей - за счет средств областного бюджета (в рамках Закона Амурской области от 20.02.2006 N 151-ОЗ "О комплексной программе государственной поддержки развития агропромышленного производства Амурской области на 2006-2010 годы") и 50 тыс. рублей - за счет собственных средств кооперативов.
4.5. Методическое, организационное и информационное обеспечение
создаваемых сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов
Цель мероприятия - организация методического, организационного и информационного обеспечения создаваемых и действующих кредитных кооперативов.
Для популяризации в области сельскохозяйственных кредитных кооперативов будут организованы телепередачи, на страницах газет будут опубликованы материалы о государственной программе поддержки и развития сети сельскохозяйственных кредитных кооперативов в рамках реализации приоритетного национального проекта "Развитие АПК".
Для повышения информированности населения о роли сельскохозяйственной кредитной кооперации в развитии сельских территорий, создания общественного мнения о кредитных кооперативах как важном финансовом институте, оказывающем большой спектр услуг сельским жителям, будут использованы районные и областные средства массовой информации.
Предполагается подготовить выпуск справочной нормативно-методической литературы, подготовить и предоставить кооперативам нормативно-техническую документацию, оказать практическую помощь в организации сельскохозяйственных кредитных кооперативов, подготовить типовые учредительные документы.
В мероприятиях предусматривается организация встреч по обмену опытом с руководителями сельских кредитных кооперативов регионов, где успешно развивается система сельской кредитной кооперации.
Общий объем финансирования мероприятия - 50 тыс. рублей за счет собственных средств кооперативов.
5. Механизм реализации Программы
Программа реализуется в соответствии с законодательством Российской Федерации, в т.ч. Федеральным законом "О сельскохозяйственной кооперации", сетевым графиком реализации приоритетного национального проекта "Развитие АПК", постановлениями Правительства Российской Федерации, законом Амурской области об областном бюджете на очередной финансовый год, постановлениями губернатора области, иными нормативно-правовыми актами.
Цели, задачи и основные мероприятия Программы определены в соответствии с приоритетными направлениями национального проекта "Развитие АПК".
Создание и развитие системы сельскохозяйственной кредитной потребительской кооперации в Амурской области, намеченное Программой, осуществляется департаментом агропромышленного комплекса Администрации области при участии коммерческих банков, ОАО "Агентство кредитных гарантий АПК", районных администраций, ФГОУ ВПО ДальГАУ, Амурского филиала Российской академии кадрового обеспечения АПК, сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов.
Государственный заказчик - департамент агропромышленного комплекса Администрации области - координирует деятельность всех участников реализации Программы.
Для реализации программных мероприятий предполагается задействовать финансовые ресурсы через агентство кредитных гарантий, средства областного бюджета и внебюджетные источники.
Предоставление государственной поддержки за счет средств областного бюджета будет осуществляться в соответствии с Законом Амурской области от 20.02.2006 N 151-ОЗ "О комплексной программе государственной поддержки развития агропромышленного производства Амурской области на 2006-2010 годы" и законом об областном бюджете на очередной финансовый год.
6. Ресурсное обеспечение Программы
Общий объем финансирования Программы 50690 тыс. рублей, обеспечивается за счет источников средств, указанных в таблице 1.
Таблица 1
Объемы и источники финансирования по Программе
/тыс. руб./
Источники финансирования | Итого | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | в процентах к итогу |
Финансовые средства на Программу, всего |
50690 |
6170 |
21960 |
22560 |
100 |
Средства областного бюджета | 120 | - | 120 | 0 | 0,6 |
Внебюджетные источники, всего | 50570 | 6170 | 21840 | 22560 | 99,4 |
в т.ч. - собственные средства кооперативов |
19870 |
2220 |
6790 |
10860 |
39,2 |
- агентство кредитных гарантий | 5600 | 3600 | 2000 | 11,0 | |
- кредиты коммерческих банков | 25100 | 3950 | 11450 | 9700 | 49,2 |
7. Ожидаемые результаты реализации Программы
Выполнение мероприятий Программы позволит:
- привлечь в сельскохозяйственное производство дополнительные финансовые ресурсы, аккумулированные в кредитных кооперативах, которые обеспечат увеличение объема производства продукции на 7-10%;
- решить проблемы создания сельской инфраструктуры;
- создать 39 рабочих мест в управлении кредитными кооперативами;
- повысить доходы и улучшить социальные условия сельского населения.
В результате реализации мероприятий Программы в 10 муниципальных образованиях области будут созданы сельскохозяйственные потребительские кредитные кооперативы, количество кооперативов составит 13, в т. ч. областной сельскохозяйственный кредитный кооператив.
Таблица 2
Показатели экономического роста системы
сельскохозяйственной кредитной кооперации
в Амурской области
Показатели 2005 г. | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2008 к 2005 |
1. Количество сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов |
2 |
5 |
12 |
13 |
6,5 раз |
2. Количество вновь созданных сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов |
- |
3 |
7 |
1 |
* |
3. Количество членов сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов |
32 |
122 |
332 |
352 |
11 раз |
4. Сумма паевого фонда, тыс. руб. | 894 | 4020 | 11300 | 11600 | 12,9 раз |
5. Количество выданных займов | 24 | 110 | 298 | 317 | 13,2 раз |
6. Сумма выданных займов, тыс. руб. | 3120 | 5550 | 18850 | 20000 | 6,4 |
В 2005 году в области численность пайщиков увеличится в 11 раз, размер паевого фонда составит 11600 тыс.руб., количество выданных займов возрастет в 13,2 раза, а их сумма будет 20000 тыс.руб., что превысит показатель 2005 года в 6,4 раза.
8. Организация управления Программой
и контроль ее выполнения
Комплексное управление Программой осуществляет согласно действующему законодательству государственный заказчик Программы - департамент агропромышленного комплекса Администрации области. Контроль за ходом реализации Программы осуществляется рабочей группой Администрации Амурской области по реализации мероприятий национального проекта "Развитие АПК".
Департамент агропромышленного комплекса Администрации области:
- осуществляет текущее управление и контроль за ходом реализации Программы и координацию работы исполнителей программных мероприятий;
- в соответствии со своей компетенцией участвует в финансировании мероприятий Программы совместно с агентством кредитных гарантий АПК;
- в соответствии с установленным порядком вносит предложения о корректировке Программы, в т.ч. по содержанию мероприятий, исполнителям, объемам и источникам финансирования;
- осуществляет сбор материалов, подготовку и предоставление в установленном порядке отчетов о ходе реализации Программы и расходовании бюджетных средств;
- осуществляет подготовку проектов правовых документов, направленных на обеспечение реализации Программы.
В своей работе государственный заказчик Программы руководствуется Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, федеральными законами и законами Амурской области, постановлениями Правительства Российской Федерации, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и Амурской области.
Финансовый контроль целевого использования выделяемых бюджетных средств осуществляется уполномоченными органами в установленном порядке.
Приложение
к Ведомственной целевой программе
"Развитие и поддержка сельскохозяйственной
кредитной потребительской кооперации
на 2006-2008 годы в Амурской области"
Основные мероприятия по реализации Программы
/---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------\
| NN | Наименование мероприятия | Сроки | Затраты | Ожидаемые результаты |
| п/п| |реализации| всего, | |
| | | | тыс.руб. | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
|----+---------------------------------------+----------+----------+--------------------------------------------------|
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
|----+---------------------------------------+----------+----------+--------------------------------------------------|
| 1. |Постановлением губернатора Амурской | | |Создание ОАО "Агентство кредитных гарантий АПК" |
| |области от 07.08.2006 N 435 создано | 2006 г. | 5600,0 |позволит дополнительно привлечь в систему |
| |открытое акционерное общество | | |сельскохозяйственной кредитной потребительской |
| |"Агентство кредитных гарантий АПК" | | |кооперации Амурской области 5600 тыс.рублей |
| | | | |заемных средств. |
|----+---------------------------------------+----------+----------+--------------------------------------------------|
| 2. |Содействие созданию и развитию | 2006 - | 44270 |Будут технически оснащены 2 действующих |
| |сельскохозяйственных кредитных | 2007 гг. | |кооператива, создано 10 районных кооперативов. |
| |потребительских кооперативов | | |Общее количество членов составит 352, т.е. в 11 |
| |кооперативов первого уровня в | | |раз увеличится по сравнению с 2005 г. |
| |районах области | | |Сумма выданных займов в 2008 году возрастет в |
| |- проведение информационной работы | | |6,4 раза. |
| |среди населения по вопросам создания | | |Будет создано 36 рабочих мест, в т.ч. для |
| |и деятельности сельских кредитных | | |выпускников института экономики ФГОУ ВПО ДальГАУ. |
| |кооперативов; | | |Деятельность кооперативов обеспечит доступ к |
| |- формирование инициативных групп по | | |кредитным ресурсам ЛПХ и КФХ, привлечет в |
| |созданию СКПК; | | |в сельскохозяйственное производство дополнительные|
| |- график создания СКПК; | | |финансовые ресурсы, в т.ч. личные сбережения |
| |- создание СКПК (регистрация, отработка| | |членов кооператива. |
| |механизма внутрикооперативных | | | |
| |отношений); | | | |
| |- определение общего объема | | | |
| |финансирования; | | | |
| |- создание материально-технической базы| | | |
| |(аренда помещения, техническое, | | | |
| |программное обеспечение и т.д.) | | | |
|----+---------------------------------------+----------+----------+--------------------------------------------------|
| 3. |Содействие развитию двухуровневой | 2008 г. | 600 |Создание кооператива второго уровня создаст |
| |системы сельскохозяйственной кредитной | | |условия для вступления в межрегиональные |
| |кооперации - созданию областного | | |организации сельской кредитной кооперации, для |
| |кредитного кооператива: | | |координации деятельности кооперативов первого |
| |- проведение информационной работы | | |уровня. Будет создано 3 рабочих места. |
| |среди вновь созданных кооперативов по | | | |
| |вопросам создания и деятельности | | | |
| |областного кредитного кооператива; | | | |
| |- формирование инициативной группы; | | | |
| |- создание СКПК (регистрация, отработка| | | |
| |механизма внутрикооперативных | | | |
| |отношений) | | | |
| |- определение общего объема | | | |
| |финансирования; | | | |
| |- создание материально-технической базы| | | |
| |(аренда помещения, техническое, | | | |
| |программное обеспечение и т.д.) | | | |
|----+---------------------------------------+----------+----------+--------------------------------------------------|
| 4. |Подготовка и повышение квалификации | 2006 - | 170,0 |Формирование управленческого звена |
| |кадров для сельскохозяйственных | 2008 гг. | |сельскохозяйственных кредитных кооперативов: за |
| |кредитных потребительских кооперативов | | |период действия программы предполагается обучить |
| | | | |40 человек. |
|----+---------------------------------------+----------+----------+--------------------------------------------------|
| 5. |Методическое, организационное и | 2006 - | 50,0 |Обсуждение на заседаниях рабочей группы |
| |информационное обеспечение создаваемых | 2008 гг. | |Администрации Амурской области и рабочей подгруппы|
| |сельскохозяйственных кредитных | | |департамента агропромышленного комплекса |
| |потребительских кооперативов | | |Администрации области по реализации мероприятий |
| | | | |приоритетного национального проекта "Развитие АПК"|
| | | | |в Амурской области на 2006-2007 гг. экономических |
| | | | |предпосылок и организационно-технических |
| | | | |мероприятий по созданию сельскохозяйственных |
| | | | |кредитных потребительских кооперативов и графика |
| | | | |их создания; |
| | | | |- проведение семинаров-совещаний с главами КФХ, |
| | | | |ЛПХ и главами сельских администраций в районах |
| | | | |области об основных направлениях приоритетного |
| | | | |национального проекта "Развитие АПК", в т.ч. о |
| | | | |плане создания сельскохозяйственных кредитных |
| | | | |кооперативов, о возможности получения кредитными |
| | | | |кооперативами кредитов в ОАО "Россельхозбанк", об |
| | | | |опыте работы других регионов по созданию и |
| | | | |деятельности сельских кредитных кооперативов. |
| | | | |Публикация в средствах массовой информации, в т.ч.|
| | | | |районных, подробной информации; |
| | | | |- подготовка и тиражирование типовых учредительных|
| | | | |документов сельскохозяйственных кредитных |
| | | | |кооперативов: устава, протокола учредительного |
| | | | |собрания, форм заявлений, методики ТЭО создания |
| | | | |кредитных кооперативов; |
| | | | |- проведение обучения членов организационных |
| | | | |комитетов, работников департамента |
| | | | |агропромышленного комплекса Администрации области |
| | | | |в районах правовым основам и принципам |
| | | | |деятельности кредитных сельскохозяйственных |
| | | | |кооперативов, содействию созданию кредитных |
| | | | |кооперативов, с предоставлением пакета документов.|
| | | | |Обучение проводится специалистами департамента |
| | | | |агропромышленного комплекса Администрации области |
| | | | |и Амурского филиала ОАО "Россельхозбанк". |
|----+---------------------------------------+----------+----------+--------------------------------------------------|
| |Итого | | 50 690 | |
\---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------/
Ведомственная целевая программа
"Развитие и поддержка сельскохозяйственной
потребительской кооперации
в Амурской области на 2006-2008 годы"
(утв. постановлением губернатора Амурской области от 25 сентября 2006 г. N 513)
2. Паспорт
Ведомственной целевой программы
"Развитие и поддержка сельскохозяйственной
потребительской кооперации в Амурской области
на 2006-2008 годы"
Наименование Программы | Ведомственная целевая программа "Развитие и поддержка сельскохозяйственной потребительской кооперации в Амурской области на 2006-2008 годы". |
Основание для разработки Программы |
1. Федеральный закон "О сельскохозяйственной кооперации" от 8 декабря 1995 года N 193-ФЗ. 2. Постановление губернатора Амурской области от 03.07.2006 N 352 "О мерах, принимаемых департаментом агропромышленного комплекса Администрации области по развитию малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе, и задачах по усилению данного направления деятельности в соответствии с требованиями по реализации национального проекта "Развитие АПК". |
Основные разработчики Программы |
Департамент агропромышленного комплекса Администрации Амурской области. |
Цель Программы | Повышение роли сельскохозяйственных потребительских кооперативов в обслуживании малых форм хозяйствования, создание сети кооперативов и за счет этого - увеличение производства сельскохозяйственной продукции, повышение эффективности сельского хозяйства, повышение занятости и доходов сельского населения, обеспечение доступа малых форм хозяйствования к рынкам сбыта и услугам. |
Основные задачи Программы | 1. Совершенствование нормативно-правовой базы, обеспечивающей государственную поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов. 2. Создание и развитие сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов различной специализации, облегчающих малым формам хозяйствования производственную деятельность. 3. Создание областного союза сельскохозяйственных потребительских кооперативов. 4. Организация повышения квалификации и подготовки кадров для работы в кооперативах, информационного, методического и консультационного обеспечения деятельности кооперативов. 5. Расширение круга малых форм хозяйствования, привлечение их к участию в системе сельскохозяйственных потребительских кооперативов. 6. Техническое перевооружение, реконструкция и строительство цехов и производств по переработке сельскохозяйственной продукции в действующих и создаваемых кооперативах. 7. Развитие и повышение товарности крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств за счет роста их производственного потенциала и развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов. 8. Повышение уровня занятости сельского населения, создание новых рабочих мест. |
Основные мероприятия Программы |
1. Постановлением губернатора Амурской области от 07.08.2006 N 435 создано открытое акционерное общество "Агентство кредитных гарантий АПК" 2. Создание системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов и областного союза данных кооперативов. 3. Подготовка и повышение квалификации кадров для сельскохозяйственных потребительских кооперативов. 4. Методическое, организационное и информационное обеспечение создаваемых сельскохозяйственных потребительских кооперативов. |
Срок и этапы реализации Программы |
2006-2008 годы Этапы: март 2006 года - июнь 2007 года; июль 2007 года - декабрь 2008 года |
Объемы и источники финансирования Программы |
Общий объем финансовых ресурсов на реализацию Программы составит 107671 тыс.руб., в том числе: из средств областного бюджета - 7408 тыс.руб.; внебюджетные источники - 100263 тыс.руб.. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
К концу 2008 года в результате выполнения Программных мероприятий участие в деятельности кооперативов примет 310 физических и юридических лиц. Выполнение мероприятий Программы позволит обеспечить условия для сохранения действующего и создания 17 новых сельскохозяйственных потребительских кооперативов, что дает возможность увеличить объем производства продукции в малых формах хозяйствования на 7%, создать 57 рабочих мест. Совокупный оборот сельскохозяйственных потребительских кооперативов к 2008 году составит 156680 тыс.руб. Создание материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов: приобретение оборудования по переработке продукции, ее хранению и заготовке. |
Исполнители основных мероприятий |
Департамент агропромышленного комплекса Администрации Амурской области, Агентство кредитных гарантий АПК, Амурский филиал Российской академии кадрового обеспечения АПК, ФГОУ ВПО "ДальГАУ", коммерческие банки. |
Система организации контроля за исполнением Программы |
Контроль за ходом реализации Программы осуществляется рабочей группой Администрации Амурской области по реализации мероприятий национального проекта "Развитие АПК" и департаментом агропромышленного комплекса Администрации Амурской области. |
2. Содержание проблемы и обоснование
необходимости ее решения программными методами
За годы рыночных преобразований крестьянские (фермерские) хозяйства и личные подсобные хозяйства стали неотъемлемой частью многоукладной сельской экономики.
В области число личных подсобных хозяйств 94,7 тысяч с общей площадью земли 29,5 тыс.га (в среднем на одно хозяйство приходится 31,2 сотки). Численность по состоянию на 01.01.2006 крестьянских (фермерских) хозяйств составляла 1323 единицы, площадь предоставленной им земли 240,5 тыс.га со средним размером земельного участка 182 га. Кроме того, 108,5 тысяч семей занимается садоводством и 24,4 тыс. семей - огородничеством.
Крестьянские (фермерские) хозяйства и хозяйства населения играют значительную роль в производстве сельскохозяйственной продукции, продовольственном обеспечении сельских семей. Удельный вес хозяйств населения в общем объеме производства продукции сельского хозяйства составляет 63,2%, фермерских хозяйств - 6,0%. В хозяйствах населения производится 96,7% картофеля, 91,6% овощей, 99,7% плодов и ягод, 81,7% молока, 76,8% мяса крупного рогатого скота, 87,1% мяса свиней, 96,5% меда. Важную роль играют крестьянские (фермерские) и личные подсобные хозяйства в решении социальных проблем села, налаживании устойчивого развития сельских территорий, обеспечении занятости и поддержании доходов сельского населения.
Крестьянские (фермерские) хозяйства и подворья способствуют сохранению сельского населения и сельского образа жизни, народных традиций, культурного разнообразия страны. Значительна их роль и в трудовом воспитании молодежи.
С 2000 года в области отмечается сокращение доли индивидуального сектора в объеме производства сельскохозяйственной продукции, ранее такой тенденции не наблюдалось, а также сокращается поголовье животных.
В фермерских хозяйствах заметно возрастают посевные площади, увеличивается, хоть и незначительно, поголовье крупного рогатого скота, но свинопоголовье по сравнению с 2000 годом сократилось в 8,5 раза.
Незначительные объемы производства в каждом из субъектов малых форм хозяйствования ограничивают степень их доступности к рынкам сбыта, в связи с чем товарность производства в хозяйствах населения очень низкая: картофель - 11,8%, овощи - 13,1%, скот и птица в живом весе - 19,5%, молоко - 23,5%.
Уровень развития материально-технической базы в фермерских хозяйствах очень низок, техника в основном отработала свой моторесурс, ощущается дефицит производственных сооружений, в частности, для хранения продукции, переработка произведенной продукции практически отсутствует.
В большинстве семейных хозяйств используются низко механизированные технологии, велики затраты ручного труда.
В ходе своей деятельности малые формы хозяйствования взаимодействуют по проблемам материально-технического снабжения, оказания услуг по выполнению полевых работ, сбыту продукции с различными организациями: сельскохозяйственными и перерабатывающими предприятиями, снабженческими организациями, районными организациями системы Центросоюза и частными предпринимателями.
Перерабатывающие предприятия области осуществляют закуп молока и мяса у населения на территориях определенных районов, но большая часть продукции остается невостребованной. Крупные торговые и снабженческие организации не хотят работать с малыми формами хозяйствования из-за больших издержек. Главы фермерских, личных подсобных хозяйств вынуждены обращаться к услугам посредников для сбыта продукции, приобретения средств производства, получения услуг и т.д. В результате существенная доля прибавочного продукта, произведенного большими трудовыми усилиями, достается посредникам.
Крестьянские (фермерские), личные подсобные хозяйства и другие малые формы хозяйствования испытывают в процессе хозяйственной деятельности ряд характерных проблем:
- недостаточное снабжение качественным семенным материалом, элитным скотом, удобрениями;
- дефицит агрономических, ветеринарных, зоотехнических услуг, консультаций по бухучету, организации труда;
- проблемы сбыта произведенной продукции (дефицит информации о рыночной конъюнктуре, о потенциальных партнерах, невозможность влиять на цены из-за малых партий продаваемой продукции и т.п.);
- недостаток мощностей для хранения, предпродажной подготовки, доработки, переработки и фасовки продукции, что приводит к ее реализации по низким ценам.
Такое положение приводит к сокращению объемов производства сельскохозяйственной продукции фермерских и личных подсобных хозяйств, снижению эффективности производства, уменьшению занятости и доходов сельского населения, что противоречит целям социально-экономического развития страны - росту благосостояния трудящихся.
Как показывает мировой и отечественный опыт, наиболее приемлемым способом решения проблем обслуживания малых форм хозяйствования является создание сельхозтоваропроизводителями потребительских кооперативов.
Ключевое значение в развитии малых форм хозяйствования, как указано в приоритетном национальном проекте "Развитие АПК", имеет сельскохозяйственная потребительская кооперация, и это обусловлено серьезными объективными причинами. Но, несмотря на то, что сельскохозяйственная потребительская кооперация играет исключительную роль в укреплении экономического потенциала, конкурентоспособности и социального статуса сельхозтоваропроизводителей, улучшении условий хозяйствования и создание стимула для роста товарной продукции, ее развитие в России и в области находится на начальном этапе. Сельскохозяйственные потребительские кооперативы получили распространение в основном в крупных сельскохозяйственных районах: Саратовской, Волгоградской, Тюменской, Ростовской, Астраханской областях, а также в регионах, администрация которых уделяла повышенное внимание стимулированию развития малого бизнеса и социально-экономическому развитию села: Республика Татарстан - 23 кооператива, Республика Башкортостан - 28 кооперативов. В Амурской области в 2004 году в Шимановском районе зарегистрирован сельскохозяйственный потребительский кооператив по хранению, переработке и реализации сельскохозяйственной продукции "Красный май". Пайщиками кооператива являются 12 юридических и физических лиц. В 2005 году в кооперативе оборот составил 1480 тыс.руб.; реализовано 250 т картофеля и овощей, 2 т мяса. Небольшой объем реализации объясняется отсутствием необходимой материально-технической базы, залогового имущества для привлечения заемных средств и отсутствием государственной поддержки.
Основные причины недостаточного уровня развития сельскохозяйственной потребительской кооперации заключаются в следующем:
- общие неблагоприятные условия ведения агробизнеса;
- несовершенство законодательной и нормативно-правовой базы развития малых форм хозяйствования сельскохозяйственной и потребительской кооперации;
- слабый уровень государственной поддержки сельскохозяйственной потребительской кооперации;
- отсутствие в России и области системы кооперативного образования, дефицит квалифицированных кадров, способных содействовать развитию сельскохозяйственной потребительской кооперации;
- недостаточный уровень знаний сельского населения о кооперации, ее преимуществах, дефицит навыков хозяйственного самоуправления, психологическая неготовность к самостоятельному кооперированию и налаживанию партнерских отношений;
- низкий уровень доходов малых форм хозяйствования, не позволяющий им обеспечить необходимый стартовый капитал для создания и деятельности кооперативов;
- недоступность банковских кредитов;
- высокий уровень недоверия населения к любым создаваемым структурам, вследствие чего наблюдается инертность, нерешительность, нежелание вкладывать средства в какие бы то ни было проекты.
В ходе реализации приоритетного национального проекта "Развитие АПК" появилась реальная возможность устранения большинства из названных причин. Но автоматически это не произойдет, необходима серьезная работа по их преодолению. В связи с этим необходима государственная финансовая поддержка развития сельскохозяйственной потребительской кооперации в области, что становится возможным при решении проблем программными методами.
Содействуя малым формам хозяйствования преодолевать многочисленные экономические, социальные и другие проблемы, сельскохозяйственные потребительские кооперативы будут способствовать более полному раскрытию и эффективному использованию большого внутреннего потенциала малого агробизнеса. Можно утверждать, что без потребительских кооперативов малые формы ведения сельского хозяйства не получат развития, не станут реальным фактором вывода сельского хозяйства из кризиса. Отсюда вытекает особо важное значение формирования системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Именно поэтому им уделено повышенное внимание в приоритетном национальном проекте "Развитие АПК".
С помощью областной программы развития и поддержки сельскохозяйственных потребительских кооперативов можно решить основную проблему - обеспечение доступности малых форм хозяйствования к рынкам сбыта и снабжения, услугам по переработке продукции, выполнению механизированных работ и т.п.
3. Цель, задачи, сроки реализации Программы
Основная цель Программы - повышение роли сельскохозяйственных потребительских кооперативов в обслуживании малых форм хозяйствования, создание сети кооперативов и за счет этого - увеличение производства сельскохозяйственной продукции, повышение его эффективности, повышение занятости и доходов сельского населения, обеспечение доступа малых форм хозяйствования к рынкам сбыта и услугам.
Задачами, позволяющими достичь поставленную цель, являются:
- совершенствование нормативно-правовой базы, обеспечивающей государственную поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов;
- создание и развитие сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов различной специализации, облегчающих малым формам хозяйствования производственную деятельность;
- расширение круга малых форм хозяйствования к участию в системе сельскохозяйственных потребительских кооперативов;
- техническое перевооружение, реконструкция и строительство цехов и производств по переработке сельскохозяйственной продукции в кооперативах;
- организация повышения квалификации и подготовки кадров, информационного обеспечения деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов;
- создание областного союза сельскохозяйственных потребительских кооперативов;
- развитие и повышение товарности крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств за счет роста их производственного потенциала и развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов;
- распространение опыта применения организационных, финансовых и других технологий создания и деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов как в области, так и в России;
- повышение уровня занятости сельского населения на основе сохранения существующих и создания новых рабочих мест.
Срок реализации программы 2006-2008 гг.
Программа будет выполняться в два этапа.
На первом этапе (март 2006 - июнь 2007 гг.) будут выполнены подготовительные работы и созданы 12 новых кооперативов: подготовка проектов законодательных документов, необходимых для реализации Программы; подготовка, тиражирование учредительных и внутренних документов по деятельности кооперативов; информационное обеспечение малых форм хозяйствования по вопросам создания кооперативов; формирование инициативных групп по организации кооперативов и их обучение; подбор специалистов для работы в кооперативах; учреждение новых кооперативов; организация деятельности вновь созданных кооперативов и обучение специалистов, устранение недостатков, выявленных в процессе организации и деятельности кооперативов; мониторинг деятельности кооперативов.
На втором этапе (июль 2007 - декабрь 2008 гг.) предусматривается создание сельскохозяйственных потребительских кооперативов в районах области, не охваченных кооперацией: формирование инициативных групп и их обучение; подбор специалистов и их обучение; регистрация новых кооперативов и организация их деятельности; мониторинг деятельности кооперативов; создание союза сельскохозяйственных потребительских кооперативов области.
4. Система программных мероприятий
4.1. Создание системы сельскохозяйственных потребительских
кооперативов
Цель мероприятия - содействие созданию и организации деятельности системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов.
Система сельскохозяйственных потребительских кооперативов будет представлять собой совокупность кооперативов различных видов и уровней, объединенных в организационно-правовом и функциональном отношениях, с одной стороны, в единый союз, а с другой - в хозяйственную организацию, способную взаимодействовать с государственными структурами, кооперативными организациями России и зарубежными, успешно конкурировать с объединениями крупного бизнеса.
Таблица 1
План создания сельскохозяйственных потребительских
кооперативов
Виды кооперативов | 2006 г. | 2008 г. | 2007 г. | Всего |
1. Количество создаваемых сельскохозяйственных потребительских кооперативов, всего ед: |
7 |
6 |
4 |
17 |
в т.ч. перерабатывающих молоко |
2 |
- |
- |
2 |
снабженческо-сбытовых | 2 | - | 2 | 4 |
сбытовых | 2 | 6 | 2 | 10 |
смешанных | 1 | - | - | 1 |
2. Областной союз сельскохозяйственных потребительских кооперативов |
- |
- |
1 |
1 |
За период реализации Программы предполагается создать 17 кооперативов в районах области и союз сельскохозяйственных потребительских кооперативов Амурской области. Наибольшее количество создаваемых кооперативов - сбытовых, поскольку спрос на данный вид услуг самый высокий.
Союз кооперативов будет осуществлять координацию деятельности районных кооперативов, защищать их интересы, проводить консультации по правовым, экономическим вопросам, как для самих кооперативов, так и для малых форм хозяйствования.
Созданные кооперативы, согласно плану реализации приоритетного национального проекта "Развитие АПК", будут привлекать кредитные ресурсы коммерческих банков, как субсидируемые, так и не субсидируемые (приобретение оборудования для переработки сельхозпродукции), в размере 79300 тыс.руб. В связи с этим в Программе предусматриваются субсидии из средств областного бюджета на возмещение процентных ставок по краткосрочным и долгосрочным кредитам банков в размере 5% по плану реализации приоритетного национального проекта "Развитие АПК" в сумме 545,4 тыс.руб. и субсидии из средств областного бюджета на возмещение части затрат на уплату процентных ставок по привлеченным в кредитных учреждениях инвестиционным кредитам, на приобретение оборудования по переработке сельхозпродукции на сумму 273,6 тыс.рублей.
Для сельскохозяйственных потребительских кооперативов, занимающихся сбором молока у населения, в Программе предусматриваются субсидии по сбору, доставке молока из личных подсобных хозяйств для переработки. Поддержка предусмотрена Законом Амурской области от 20.02.2006 N 151-ОЗ "О комплексной программе государственной поддержки агропромышленного производства Амурской области на 2006-2010 годы". На весь период реализации Программы необходимо 6469 тыс.рублей.
Общий объем финансирования мероприятий составит 104556 тыс.рублей, в т.ч. средства областного бюджета - 7288 тыс.руб., собственные средства кооперативов - 17968 тыс.руб., привлечение кредитных ресурсов - 79300 тыс.рублей.
4.2. Содействие привлечению заемных средств путем создания
агентства поддержки и кредитных гарантий АПК
Цель мероприятия - создание условий для привлечения дополнительных заемных средств в систему сельскохозяйственной потребительской кооперации и обеспечения гарантий возврата по привлеченным заемным средствам.
В рамках реализации приоритетного национального проекта "Развитие АПК" в Амурской области на 2006-2008 годы необходимо привлечение дополнительных кредитных ресурсов, в том числе для потребительских кооперативов. Ликвидного имущества, которое можно использовать в качестве залога, у вновь созданных кооперативов нет. В целях обеспечения гарантий возврата по привлеченным заемным средствам и поддержки сельскохозяйственных потребительских кооперативов постановлением губернатора Амурской области от 07.08.2006 N 435 создано открытое акционерное общество "Агентство кредитных гарантий АПК" со 100-процентным участием Амурской области в уставном капитале с привлечением на первом этапе государственной гарантии области.
Образованное ОАО "Агентство кредитных гарантий АПК" будет способствовать привлечению дополнительных финансовых ресурсов и устойчивости деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов.
Порядок предоставления средств агентства кредитных гарантий и поддержки кооперативам определяется с участием уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на который также возлагаются функции контроля за использованием средств агентства.
При организации кооперативов необходимо иметь стартовый капитал. На эти цели предусматриваются средства агентства кредитных гарантий АПК для каждого создаваемого кооператива в размере 150 тыс. руб. на возвратной основе. Действующий кооператив "Красный май" Шимановского района технически не оснащен, в связи с чем планируется выделение средств для кооператива в размере 150 тыс. рублей.
Необходимо оказание помощи на техническое оснащение союза сельскохозяйственных потребительских кооперативов области также в размере 150 тыс. рублей через агентство кредитных гарантий АПК.
Создание агентства позволит дополнительно привлечь в систему сельскохозяйственной потребительской кооперации Амурской области 2850 тыс. рублей заемных средств.
4.3. Подготовка и повышение квалификации кадров для
сельскохозяйственных потребительских кооперативов
Цель мероприятия - содействие подготовке специалистов сельскохозяйственных потребительских кооперативов разных видов деятельности.
Для успешного развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов необходима постоянно действующая система подготовки кадров.
В рамках мероприятия планируется организация обучения 60 специалистов кооперативов. Обучение будет проводиться в Амурском филиале Российской академии кадрового обеспечения АПК и в ФГОУ ВПО ДальГАУ. Институт экономики аграрного университета организует процесс подготовки молодых специалистов для работы в потребительских кооперативах из числа студентов выпускных курсов.
В Амурском филиале Российской академии кадрового обеспечения АПК планируется очное обучение специалистов потребительских кооперативов в объеме 72 часов.
Организация процесса обучения состоит из подготовки учебно-тематических планов, формирования преподавательского состава из специалистов департамента агропромышленного комплекса Администрации области, преподавателей института экономики ФГОУ ВПО ДальГАУ.
Общий объем финансирования мероприятия 195 тыс.руб., в том числе 120 тыс.руб. за счет средств областного бюджета (в рамках Закона Амурской области от 20.02.2006 N 151-ОЗ "О комплексной программе государственной поддержки развития агропромышленного производства Амурской области на 2006-2010 годы" и 75 тыс.руб. за счет собственных средств кооперативов.
4.4. Методическое, организационное и информационное обеспечение
создаваемых сельскохозяйственных потребительских кооперативов
Цель мероприятия - организация методического, информационного обеспечения создаваемых кооперативов.
Данное мероприятие является одной из главных предпосылок успешного развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Информационное обеспечение создания кооперативов будет осуществляться на всех этапах выполнения Программы. Предусматривается проведение семинаров-совещаний в районах области с главами крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств об основных направлениях приоритетного национального проекта "Развитие АПК", в т.ч. о плане создания сельскохозяйственных потребительских кооперативов, о возможности получения кооперативами льготных субсидированных кредитов в ОАО "Россельхозбанк" и других банках и целевом направлении кредитов.
Предполагается подготовить учредительные и внутренние документы и предоставить их кооперативам, оказать практическую помощь в организации кооперативов.
В целях повышения информированности населения о сельскохозяйственных потребительских кооперативах, занимающихся сбытом, переработкой продукции, снабжением материально-техническими ресурсами будут организованы телепередачи, на страницах областных и районных газет будут публиковаться материалы о приоритетном национальном проекте "Развитие АПК" по созданию кооперативов. Планируется проведение семинаров, конференций и "круглых столов" по проблемам сельскохозяйственной потребительской кооперации, обмену опытом применения различных технологий создания кооперативов.
Общий объем финансирования мероприятия 70 тыс.рублей за счет собственных средств кооперативов.
Основные мероприятия по реализации Программы представлены в Приложении к Программе.
5. Механизм реализации Программы
Программа реализуется в соответствии с законодательством Российской Федерации, в т.ч. Федеральным законом "О сельскохозяйственной кооперации", сетевым графиком реализации приоритетного национального проекта "Развитие АПК", постановлениями Правительства Российской Федерации, законом Амурской области об областном бюджете на очередной финансовый год, постановлениями губернатора Амурской области, иными нормативно-правовыми актами.
Цели, задачи и основные мероприятия Программы определены в соответствии с приоритетными направлениями национального проекта "Развитие АПК".
Создание и развитие системы сельскохозяйственной потребительской кооперации в Амурской области, намеченные Программой, осуществляется департаментом агропромышленного комплекса Администрации Амурской области при участии Амурского регионального филиала ОАО "Россельхозбанк", других коммерческих банков, районных администраций, ФГОУ ВПО ДальГАУ, Амурского филиала Российской академии кадрового обеспечения АПК и малых форм хозяйствования, которые учреждают кооперативы, осуществляют управление ими, участвуют в их деятельности, принимают решения о создании союза сельскохозяйственных потребительских кооперативов.
Для реализации Программы предполагается задействовать финансовые ресурсы областного бюджета, внебюджетные средства: собственные средства кооперативов, кредиты коммерческих банков и агентства кредитных гарантий АПК.
Предоставление государственной поддержки за счет средств областного бюджета будет осуществляться в соответствии с законом Амурской области об областном бюджете на очередной финансовый год и Законом Амурской области от 20.02.2006 N 151-ОЗ "О комплексной программе государственной поддержки агропромышленного производства Амурской области на 2006-2010 годы".
6. Ресурсное обеспечение Программы
Общий объем финансирования Программы 107671 тыс.рублей обеспечивается за счет источников средств, указанных в таблице 2.
Таблица 2
Объемы и источники финансирования по Программе
тыс. руб.
Источники финансирования | Итого | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | в процентах к итогу |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Финансовые средства на Программу, всего |
107671 |
22462 |
50960 |
34249 |
100 |
Средства областного бюджета |
7408 | 112 | 3851 | 3445 | 6,9 |
Внебюджетные источники, всего в т.ч. собственные средства |
100263 18113 |
22350 1200 |
47109 6959 |
30804 954 |
93,1 16,9 |
Агентство кредитных гарантий АПК |
2850 |
150 |
1450 |
1250 |
2,6 |
Кредиты коммерческих банков |
79300 |
21000 |
38700 |
19600 |
73,6 |
Средства областного бюджета направляются на субсидирование процентных ставок по привлеченным кредитам и затрат по сбору, доставке молока из личных подсобных хозяйств для переработки.
7. Оценка ожидаемой эффективности Программы
Создание системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов позволит:
- защитить и реализовать экономические и социальные интересы малых форм хозяйствования посредством их самоорганизации и самодеятельности, т.е. за счет их собственных средств;
- включить в хозяйственный оборот неиспользуемые ресурсы малых форм хозяйствования;
- организовать эффективные кооперативные формы инфраструктуры, обслуживающие сельское хозяйство, соединяющие интересы всех участников производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции;
- осуществить меры, способствующие улучшению социального положения сельского населения;
- повысить занятость и доходы сельского населения.
Реализация Программы в соответствии с ее стратегической целью должна повысить роль малых форм хозяйствования в обеспечении продовольственной безопасности области, в увеличении объемов производства сельскохозяйственной продукции, позволит внести вклад в стабилизацию сельскохозяйственного производства на территории области.
Таблица 3
Показатели деятельности сельскохозяйственных
потребительских кооперативов
Показатели | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2008 к 2005 |
1. Количество сельскохозяй- ственных потребительских кооперативов, ед. |
1 |
8 |
14 |
18 |
18 раз |
2. Количество членов сельскохозяйственных потребительских кооперативов |
12 |
49 |
229 |
310 |
26 раз |
3. Объем произведенной продукции, тыс.руб. |
- |
5828 |
22406 |
29649,8 |
- |
4. Объем оказанных услуг, тыс.руб. | 1500 | 48623,5 | 88187 | 127030 | 85 раз |
5. Численность работающих, чел. | 2 | 42 | 64 | 76 | 37 раз |
В результате реализации мероприятий Программы будут созданы районные потребительские кооперативы и областной союз сельскохозяйственных потребительских кооперативов, что позволит увеличить товарооборот в 85 раз по сравнению с 2005 годом и в 2,6 раза в сравнении с 2006 годом, молочной продукции в 2008 году будет произведено на 29649,8 тыс.руб. Численность работающих возрастет в 37 раз, будет создано 57 рабочих мест.
За счет создания кооперативной инфраструктуры объем произведенной сельскохозяйственной продукции в крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйствах увеличится в 2008 году на 7%.
8. Организация управления Программой и контроль ее выполнения
Комплексное управление Программой осуществляет в соответствии с действующим законодательством департамент агропромышленного комплекса Администрации Амурской области. Контроль за ходом реализации Программы осуществляется рабочей группой Администрации Амурской области по реализации мероприятий национального проекта "Развитие АПК".
Департамент агропромышленного комплекса Администрации Амурской области:
- осуществляет текущее управление ходом реализации Программы и координацию работы исполнителей программных мероприятий;
- проводит согласование объемов финансирования Программы;
- в соответствии со своей компетенцией участвует в финансировании мероприятий Программы;
- в соответствии с установленным порядком вносит предложения о корректировке Программы, в т.ч. по содержанию мероприятий, исполнителям, объемам и источникам финансирования;
- осуществляет сбор материалов, подготовку и представление в установленном порядке отчетов о ходе реализации Программы и расходовании бюджетных средств;
- осуществляет подготовку постановлений и распоряжений губернатора Амурской области, других правовых документов, направленных на обеспечение реализации Программы.
В своей работе государственный заказчик Программы руководствуется Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, федеральными законами и законами Амурской области, постановлениями Правительства Российской Федерации, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и Амурской области.
Финансовый контроль целевого использования выделяемых бюджетных средств осуществляется уполномоченными органами в установленном порядке.
Приложение
к Ведомственной целевой программе
"Развитие и поддержка сельскохозяйственной
потребительской кооперации в Амурской области
на 2006-2008 годы"
Основные мероприятия по реализации Программы и их финансирование
N п/п |
Наименование мероприятия | Сроки реализации |
Затраты всего, тыс.руб. |
Ожидаемые результаты |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. |
Постановлением губернатора Амурской области от 07.08.2006 N 435 создано открытое акционерное общество "Агентство кредитных гарантий АПК" |
2006 г. | 2850,0 | Создание ОАО "Агентство кредитных гарантий АПК" позволит дополнительно привлечь в систему сельскохозяйственной потребительской кооперации Амурской области 2850 тыс.рублей заемных средств и за счет реализации приоритетного национального проекта будут созданы новые рабочие места и условия для занятости сельского населения. |
2. | Создание системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов |
2006-2008 гг. | 104556 | Будет создано 17 кооперативов в районах и союз сельскохозяйственных потребительских кооперативов, технически оснащены как 17 созданных, так и один действующий кооператив. Общее количество пайщиков составит 310, т.е. увеличится в 26 раз по сравнению с 2005 годом. В 2008 году объем произведенной молочной продукции в кооперативах составит 29649,8 тыс.руб., а стоимость оказанных услуг по сбыту и снабжению - 127030 тыс.руб. Будет создано 57 рабочих мест, в т.ч. для выпускников института экономики ФГОУ ВПО ДальГАУ. Организация кооперативов облегчит доступ малым формам хозяйствования к рынкам сбыта, услугам, что позволит увеличить производство продукции на 7%, повысить занятость населения и его доходы. |
3. | Подготовка и повышение квалификации кадров для сельскохозяйственных потребительских кооперативов |
2006-2008 гг. | 195 | Формирование управленческого звена сельскохозяйственных потребительских кооперативов: за период действия Программы будет обучено 60 человек. |
4. | Методическое, организационное и информационное обеспечение создаваемых кооперативов |
2006-2008 гг. | 70 | Обсуждение на заседаниях рабочей группы Администрации Амурской области и рабочей подгруппы департамента агропромышленного комплекса Администрации области по реализации мероприятий приоритетного национального проекта "Развитие АПК" Амурской области на 2006-2007 гг. экономических предпосылок и организационно-технических мероприятий по созданию сельскохозяйственных потребительских кооперативов и графика их создания; - проведение семинаров-совещаний с главами КФХ, ЛПХ и главами сельских администраций в районах области об основных направлениях приоритетного национального проекта "Развитие АПК", в т.ч. о плане создания сельскохозяйственных потребительских кооперативов, о возможности получения кооперативами кредитов в ОАО "Россельхозбанк", об опыте работы других регионов по созданию и деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Публикация в средствах массовой информации, в т.ч. районных, подробной информации; - подготовка и тиражирование типовых учредительных документов сельскохозяйственных потребительских кооперативов: устава, протокола учредительного собрания, форм заявлений, методики ТЭО создания потребительских кооперативов; - проведение обучения членов организационных комитетов, работников департамента агропромышленного комплекса Администрации области в районах правовым основам и принципам деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов, содействие созданию сельскохозяйственных потребительских кооперативов с предоставлением пакета документов. Обучение проводится специалистами департамента агропромышленного комплекса Администрации области и Амурского филиала ОАО "Россельхозбанк". |
Итого | 107671 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Губернатора Амурской области от 25 сентября 2006 г. N 513 "Об утверждении ведомственных целевых программ "Развитие и поддержка сельскохозяйственной кредитной потребительской кооперации на 2006-2008 годы в Амурской области" и "Развитие и поддержка сельскохозяйственной потребительской кооперации в Амурской области на 2006-2008 годы"
Текст постановления официально опубликован не был
Постановлением Губернатора Амурской области от 23 мая 2007 г. N 341 настоящее Постановление признано утратившим силу