2. Направить указанный законопроект губернатору области, депутатам областного Совета народных депутатов для внесения поправок, в прокуратуру области, отдел законодательства субъектов Российской Федерации по Амурской области Главного управления Минюста России по Дальневосточному федеральному округу для внесения замечаний и предложений до 29 ноября 2006 года.
3. Комитету областного Совета народных депутатов по вопросам экономики, межрегиональных, внешнеэкономических связей и собственности области доработать указанный законопроект с учетом поступивших поправок и внести его на рассмотрение областного Совета народных депутатов во втором чтении.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель областного Совета |
О.А.Турков |
Вносится губернатором
Амурской области
Проект
Закон
Амурской области
"Об областной целевой программе "Развитие ипотечного жилищного
кредитования в Амурской области на 2006-2010 годы"
Статья 1
Утвердить областную целевую программу "Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2006-2010 годы" (прилагается).
Статья 2
Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его первого официального опубликования.
Действие настоящего Закона распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2006 года.
Губернатор
Амурской области |
Л.В.Коротков |
Областная целевая программа
"Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2006-2010 годы"
(утв. Законом Амурской области от _____________ 2006 г. N ____)
1. Паспорт
областной целевой программы "Развитие ипотечного жилищного
кредитования в Амурской области на 2006-2010 годы"
Наименование программы | Областная целевая программа "Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2006-2010 годы" (далее - программа) |
Основание для разработки программы |
Федеральная целевая программа "Жилище" на 2002-2010 годы (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 865) |
Государственный заказчик программы |
Администрация области |
Основной разработчик программы |
Департамент архитектуры и строительства Администрации области |
Цель программы | Повышение доступности жилья для жителей области через развитие ипотечного жилищного кредитования; обеспечение в 2006-2010 годах в области доступности жилья посредством выдачи ипотечных кредитов (займов) более чем для 4 тысяч семей |
Основные задачи программы | Увеличение объемов долгосрочного ипотечного жилищного кредитования жителей области; гарантии области организациям, предоставляющим ипотечные кредиты (займы) для строительства жилья гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях; увеличение объемов финансирования жилищного строительства за счет привлечения средств инвесторов |
Перечень основных мероприятий |
1. Нормативное правовое и методологическое обеспечение реализации программы: обобщение и использование опыта, накопленного в различных регионах Российской Федерации, по созданию и внедрению механизма обеспечения притока долгосрочных внебюджетных финансовых ресурсов на рынок ипотечных жилищных кредитов. 2. Формирование финансового обеспечения программы и организационных механизмов оказания поддержки жителям области, нуждающимся в улучшении жилищных условий: гарантии области организациям, предоставляющим ипотечные кредиты (займы) для строительства жилья гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях; субсидирование муниципальными образованиями части процентной ставки по кредитам гражданам за счет средств бюджетов всех уровней при наличии средств в соответствующих бюджетах. 3. Организационное обеспечение реализации программы; ведение мониторинга реализации программы и подготовка информационно-аналитических материалов |
Сроки и этапы реализации программы |
2006-2010 годы, в том числе: I этап: 2006-2007 годы II этап: 2008-2010 годы |
Объемы и источники финансирования программы |
Общий объем финансовых ресурсов, необходимый для реализации мероприятий программы в 2006-2010 годах, составляет 6 384 000 тыс. рублей, в том числе: областной бюджет - 828 100 тыс. рублей, из них: гарантии области - 800 000 тыс. рублей; субсидирование за счет бюджетных средств из областного фонда софинансирования социальных расходов муниципальных программ по возмещению части процентной ставки по ипотечным жилищным кредитам или займам на строительство или приобретение жилья, полученным гражданами, нуждающимися в улучшении жилищных условий, 28 100 тыс. рублей; другие источники - 5 555 900 тыс. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы |
Создание условий для повышения уровня обеспеченности жильем граждан, проживающих на территории области. Успешное выполнение мероприятий программы позволит построить не менее 118,6 тыс. кв. м жилья, приобрести на вторичном рынке не менее 121,2 тыс. кв. м жилья, т. е. будут улучшены жилищные условия не менее 4440 семьям, в том числе: на первом этапе (2006-2007 годы) улучшат жилищные условия 1145 семей, из них за счет строительства жилья - 743 семьи (40,1 тыс. кв. м) и за счет приобретения на вторичном рынке жилья - 402 семьи (21,7 тыс. кв. м); на втором этапе (2008- 2010 годы) улучшат жилищные условия 3295 семей, из них за счет строительства жилья - 1453 семьи (78,5 тыс. кв. м) и за счет приобретения на вторичном рынке жилья - 1 842 семьи (99,5 тыс. кв. м); а также обеспечит: привлечение в жилищную сферу личных средств граждан и дополнительных финансовых ресурсов банков и иных организаций, предоставляющих ипотечные жилищные кредиты и займы, в размере 3955,9 млн.рублей; увеличение объемов строительства доступного жилья за счет средств ипотечных кредитов (займов) не менее чем на 30%; снижение стоимости строящегося жилья для граждан, участвующих в системе долгосрочного ипотечного жилищного кредитования, на 10% |
Исполнители основных мероприятий |
Департамент архитектуры и строительства Администрации области, органы местного самоуправления муниципальных образований области, банки и другие организации |
Система организации контроля за исполнением программы |
Контроль за реализацией программы осуществляет департамент экономического развития и внешних связей Администрации области на основании нормативных правовых актов Администрации области, Амурский областной Совет народных депутатов, Контрольно-счетная палата Амурской области. Координацию и общее руководство реализацией программы осуществляет департамент архитектуры и строительства Администрации области |
2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программным методом
2.1. Анализ ситуации
В связи с переходом к рыночной экономике в области, как и в целом по Российской Федерации, на фоне общего сокращения объемов жилищного строительства резко уменьшилась и доля жилья, строящегося за счет государственных средств. По отношению к уровню конца 80-х годов ввод жилья уменьшился более чем в 4 раза и в 2005 году составил 125,3 тысяч квадратных метров, в то же время доля жилья, построенного за счет государственных средств, снизилась более чем в 10 раз.
Значительная часть существующего жилищного фонда области не удовлетворяет потребностям населения не только по объему, но и по качественным характеристикам, т.к. характеризуется наличием деревянных домов построек 1910-1930 годов и 1940-1950 годов со 100-процентным износом, дальнейшее проживание в которых практически невозможно ни по санитарным, ни по социальным нормам жизни.
Из общего объема жилищного фонда области более 7 процентов, или 1365,4 тыс. кв. метров, отнесено к ветхому и аварийному жилью, в котором проживает более 50 тысяч человек.
Площадь ветхих и аварийных строений в области превышает объемы годового ввода в действие жилых домов в 9 раз. За последние 10-15 лет капитальный ремонт жилых зданий проводился в небольших объемах, что еще больше усилило процесс ветшания жилищного фонда.
При сокращении бюджетных расходов в жилищном секторе внимание государства было сосредоточено в основном на отдельных категориях и группах населения, которые не в состоянии самостоятельно решить свои жилищные проблемы. Высокая стоимость жилья и постоянный рост цен на него по сравнению с доходами граждан делает для многих жителей Амурской области неразрешимой проблему приобретения нового жилья или улучшения жилищных условий. В настоящий момент назрела необходимость кардинального решения данной проблемы. Высокая стоимость вводимого в эксплуатацию нового жилья обусловливает необходимость обращения граждан к вторичному рынку жилья, на котором в последнее время приобретение жилья становится все более сложной задачей даже для обеспеченных граждан. Основная же часть населения, имеющая относительно стабильные доходы и желающая приобрести жилье в собственность, оказалась не в состоянии это сделать из-за отсутствия достаточных накоплений и возможности получения долгосрочных кредитных ресурсов.
Государственная жилищная политика в рамках национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" наряду с прежней ориентацией на нужды социально незащищенных групп населения сделала акцент на решение жилищных проблем основной части работающего населения, располагающего средними доходами, накоплениями и имеющего жилье в собственности в результате бесплатной приватизации. Основным способом решения жилищной проблемы для этой части населения является долгосрочное ипотечное жилищное кредитование, т.е. кредитование под залог недвижимости.
2.2. Описание проблемы
Разработка программы "Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2006-2010 годы" обусловлена необходимостью создания эффективно работающей системы обеспечения доступным по стоимости жильем граждан со средним уровнем доходов, основанной на рыночных принципах приобретения жилья на свободном от монополизма жилищном рынке за счет собственных средств и долгосрочных ипотечных кредитов, а также обеспечения возможности долевого участия в строительстве жилья.
Успешному развитию ипотечного кредитования в области способствуют:
положительная практика ипотечного жилищного кредитования в ряде регионов России;
наличие платежеспособного спроса на ипотечные кредиты со стороны населения.
По статистическим данным, в области более 16,2 тысяч семей нуждаются в улучшении жилищных условий. Решает эту проблему лишь незначительная часть населения. Потенциально рынок продаж жилья в области может быть на порядок больше. Этого не происходит из-за дороговизны жилья, т.е. несоответствия реальным доходам населения. При существующем недостаточном объеме вводимого нового жилья, доступного по цене для граждан, и активизации развития ипотечного жилищного кредитования, направленного только на вторичный рынок жилья, развитие ипотечного кредитования приведет к росту цен на существующие жилые помещения.
Проблему обеспечения жителей области, нуждающихся в улучшении жилищных условий, доступным жильем необходимо решать путем кредитования строительства доступного по цене жилья под гарантию областного и муниципальных бюджетов организациям, предоставляющим ипотечные кредиты (займы).
Кредитование граждан на приобретение жилья как на первичном, так и на вторичном рынке по собственным программам осуществляет Сберегательный банк Российской Федерации и ряд других кредитных и иных организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Амурской области.
Таблица 1
Проблемы, решаемые программой
N п/п |
Наименование проблемы | Количественные характеристики проблемы | Краткое описание | ||
Значение в области |
В среднем по Федеральному округу |
В среднем по России |
|||
1. | Улучшение жилищных условий граждан, не имеющих достаточных доходов для приобретения жилья (тыс. семей) |
4,44 | 33,1 | 1400,0 | По статистическим данным, в области более 16,2 тысяч семей нуждаются в улучшении жилищных условий. С помощью реализации программы будет обеспечено жильем более 4 тыс. семей амурчан |
2. | Строительство жилья, ввод в эксплуатацию жилых домов (тыс. кв. м) |
125,3 | 890,2 | 43600 | В связи с отсутствием показателей до 2010 года взяты данные за 2005 год |
3. | Развитие инфраструктуры ипотечного жилищного кредитования (привлечение к сотрудничеству жителей области, кредитных и инвестиционных организаций, страховых, проектных, оценочных, риэлтерских компаний, строительных и иных организаций) (тыс. кв. м) |
239,8 | 1787,4 | 75600 |
2.3. Оценка действующих мер социально-экономической политики в
сфере действия программы
Общественные отношения социально-экономической политики в сфере действия программы регулируются:
1. Федеральным законом от 16.07.98 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)".
2. Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.01.2000 N 28 "О мерах по развитию системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации".
3. Жилищным кодексом Российской Федерации.
4. Федеральным законом от 21.07.97 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
5. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2001 N 675 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2002-2010 годы" (ред. от 31.12.2005 N 865).
6. Постановлением губернатора Амурской области от 18.07.2003 N 500 "О концепции развития ипотечного жилищного кредитования в Амурской области".
Для реализации мероприятий программы в 2006-2010 годах необходим объем финансовых ресурсов в размере 6 384 000 тыс. рублей, в том числе:
областной бюджет - 828 100 тыс. рублей,
другие источники - 5 555 900 тыс. рублей.
3. Цель, задачи, сроки и этапы реализации программы
3.1. Цель и задачи программы
Цель программы - повышение доступности жилья для жителей области через развитие ипотечного жилищного кредитования, обеспечение в 2006-2010 годах в Амурской области доступности жилья посредством выдачи ипотечных кредитов (займов) более чем для 4 тысяч семей.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих основных задач.
Таблица 2
Задачи, этапы и сроки реализации программы
N п/п |
Наименование задачи | Наименование решаемой проблемы |
Период реализации (с указанием этапов) |
Ожидаемый результат | |
Качественная характеристика, тыс. руб. |
Количественная оценка, тыс. кв. м квартир |
||||
1. | Увеличение объемов долгосрочного ипотечного жилищного кредитования жителей области |
Улучшение жилищных условий граждан, не имеющих достаточных доходов для приобретения жилья |
2006-2010 гг. | 4 768 900 | 181,9 ----- 3368 |
2. | Гарантии области организациям, предоставляющим ипотечные кредиты (займы) для строительства жилья гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях |
Строительство доступного по цене жилья |
2006-2010 гг. | 800 000 | 30,77 ----- 570 |
3. | Создание в области эффективно работающей системы обеспечения доступным по стоимости жильем граждан со средними доходами, основанной на рыночных принципах приобретения жилья на свободном от монополизма жилищном рынке за счет собственных средств граждан и долгосрочных ипотечных кредитов. |
Развитие инфраструктуры ипотечного жилищного кредитования (привлечение к сотрудничеству жителей области, кредитных и инвестиционных организаций, страховых, проектных, оценочных, риэлтерских компаний, строительных и иных организаций) |
2006-2010 гг. | 6 355 900 | 239,8 ----- 4440 |
Программа рассчитана на пять лет и будет реализована в течение 2006-2010 годов в два этапа:
первый этап: 2006-2007 годы;
второй этап: 2008-2010 годы.
Исходя из достигнутых в этот период результатов будет определено дальнейшее развитие программы. Предусматривается возможность корректировки мероприятий программы на основе анализа полученных результатов и с учетом выделенных объемов финансирования.
Первый этап (2006-2007 годы) реализации программы включает:
формирование необходимой нормативной правовой базы с учетом обобщения и использования опыта, накопленного в различных регионах Российской Федерации, по созданию и внедрению механизма обеспечения притока долгосрочных внебюджетных финансовых ресурсов на рынок ипотечных жилищных кредитов;
организацию жилищного строительства с использованием гарантий области и муниципальных образований в ипотечном кредитовании с максимальным привлечением личных сбережений граждан.
Изучение возможностей органов местного самоуправления муниципальных образований по объемам их участия в системе ипотечного жилищного кредитования и финансирования строительства доступного жилья в соответствии с настоящей программой.
В рамках первого этапа предусматривается развитие инфраструктуры ипотечного жилищного кредитования, то есть привлечение к сотрудничеству с региональным оператором жителей области, кредитных и инвестиционных организаций, страховых, проектных, оценочных, риэлтерских компаний, строительных и иных организаций.
Сотрудничество между участниками долгосрочного ипотечного жилищного кредитования и строительство доступного жилья предполагается осуществлять на основании двухсторонних и многосторонних договоров и соглашений.
Второй этап (2008-2010 годы) включает значительное увеличение объемов выдаваемых ипотечных кредитов, совершенствование правового и финансово-кредитного механизмов и, как следствие, строительство и ввод в эксплуатацию максимально возможного количества доступного жилья на всей территории области.
В процессе реализации программы в области создадутся основы для широкого развития долгосрочного ипотечного жилищного кредитования и строительства доступного жилья с выделением под застройку земельных участков с коммунальной инфраструктурой.
4. Система программных мероприятий и их технико-экономическое
обоснование
Мероприятия, обеспечивающие реализацию программы, направлены на решение поставленных в программе задач. Система программных мероприятий осуществляется согласно приложению N 1 по следующим направлениям:
нормативное правовое и методологическое обеспечение реализации программы;
финансовое обеспечение реализации программы;
организационное обеспечение реализации программы.
В состав мероприятий нормативного правового и методологического обеспечения реализации программы включено обобщение и использование опыта, накопленного в различных регионах Российской Федерации, по созданию и внедрению механизма обеспечения притока долгосрочных внебюджетных финансовых ресурсов на рынок ипотечных жилищных кредитов.
Основными мероприятиями по финансовому обеспечению реализации программы являются разработка финансовых и экономических механизмов оказания поддержки гражданам в улучшении жилищных условий и подготовка необходимых технико-экономических обоснований и расчетов при разработке проектов областного бюджета на соответствующий год. Ежегодный объем средств на реализацию мероприятий программы прописывается в бюджете области отдельной строкой.
Организационные мероприятия программы направлены на проведение мониторинга реализации программы и подготовку информационно-аналитических материалов.
Технико-экономическое обоснование целесообразности финансирования программных мероприятий приведено в приложении N 2.
5. Механизм реализации программы
Механизм реализации программы формируется с целью повышения доступности приобретения жилья для многих категорий граждан и в первую очередь для лиц, которые способны частично использовать собственные средства и привлекать кредитные ресурсы, в том числе на строительство или иные формы приобретения в собственность доступного жилья.
Механизм программы предусматривает комплексное использование для этих целей различных финансовых источников: предоставление гарантии за счет средств областного бюджета и другие источники (собственные средства граждан, кредитные ресурсы коммерческих банков и иных организаций).
В случае положительной конъюнктуры на рынке долгосрочных ипотечных кредитов планируется осуществлять привлечение инвестиционных средств на развитие ипотеки за счет выпуска ипотечных ценных бумаг в соответствии с действующим законодательством.
В зависимости от материального состояния гражданина, стабильности получения им доходов, наличия жилья в собственности возможны варианты финансирования приобретения или строительства жилья, сочетающие самые различные источники финансирования. В качестве основных вариантов финансирования приобретения или строительства жилья программа предусматривает следующее:
1. При недостаточности у гражданина собственных денежных средств при соответствующих доходах ему при обращении в кредитную или иную организацию предоставляется долгосрочный ипотечный жилищный кредит (заем) на срок до 30 лет, что позволит мобилизовать недостающие средства для оплаты за приобретаемое жилье.
2. Граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и признанные в соответствии с действующим законодательством молодой семьей, смогут использовать субсидию, предоставляемую на строительство (приобретение) жилья, в том числе на оплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа, на погашение части затрат, произведенных при строительстве или приобретении жилья, либо на погашение ипотечного жилищного кредита в соответствии с Законом Амурской области от 03.04.2006 N 165-ОЗ "Об областной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей на 2006-2010 годы".
3. Сочетание собственных денежных средств гражданина и средств от продажи находящегося в его собственности жилья. В случае нехватки этих средств гражданин обращается к региональному оператору или при его содействии в кредитную организацию за ипотечным кредитом (займом) на условиях соответствующей платежеспособности заемщика и обеспеченности кредита (займа) залогом (построенное или приобретенное жилое помещение).
4. Наиболее приемлем механизм, когда строительство жилья полностью финансируется за счет аккумулированных гражданином собственных и заемных средств. При этом широкое распространение должно получить финансирование строительства жилья с использованием инструмента первоначального взноса и получения ипотечного жилищного кредита (займа) на стадии начала строительства. Долгосрочные ипотечные жилищные кредиты (займы), получаемые гражданином, направляются на строительство жилья. При оплате всей стоимости квартиры на стадии начала строительства стоимость 1 кв.м жилья значительно ниже. Имеет место и наличие скидки при оплате всей стоимости строящейся квартиры одним платежом.
5. Перспективным в плане снижения стоимости строительства жилья и его доступности представляется механизм строительства жилья (на этапе начала строительства жилого дома) за счет средств кредитных организаций, выданных организации (предприятию) под гарантию области и муниципальных образований с последующим инвестированием в строительство жилья и передачей прав на строящееся жилье гражданам-участникам ипотечного жилищного кредитования по договору уступки права требования.
Для увеличения объемов строительства ипотечного жилья будет реализовываться механизм предоставления гарантий области в соответствии с действующим законодательством в целях привлечения внебюджетных кредитных и инвестиционных ресурсов, что позволит значительно снизить стоимость жилья.
Привлечение в качестве исполнителей программы организаций, не являющихся структурными подразделениями Администрации области и администраций городов и районов, допускается на договорной основе.
При реализации настоящей программы муниципальными образованиями осуществляется субсидирование части процентной ставки за счет средств бюджетов всех уровней при наличии средств в соответствующих бюджетах по кредитам, полученным на строительство (приобретение) жилья гражданами, признанными в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Объем средств на реализацию программы ежегодно уточняется при формировании бюджета на очередной финансовый год.
Механизм взаимодействия всех участников программы, в том числе участие граждан в строительстве доступного жилья через систему долгосрочного ипотечного жилищного кредитования, а также привлечение внебюджетных источников будет отрабатываться в ходе реализации программы.
Субсидирование за счет средств бюджетов всех уровней муниципальных программ по возмещению части процентной ставки по ипотечным жилищным кредитам или займам на строительство или приобретение жилья, полученным гражданами, нуждающимися в улучшении жилищных условий, осуществляют муниципальные образования.
Субсидирование муниципальных программ по возмещению части процентной ставки по ипотечным жилищным кредитам или займам на строительство или приобретение жилья за счет средств областного бюджета осуществляется из областного фонда софинансирования социальных расходов пропорционально средствам, предусмотренным в муниципальных программах, отобранных на конкурсной основе. В ходе исполнения настоящей программы размер средств областного бюджета, предоставляемых для субсидирования муниципальных программ, может быть изменен исходя из фактических расходов местных бюджетов, подтвержденных отчетами органов местного самоуправления.
Порядок субсидирования муниципальных программ по возмещению части процентной ставки по ипотечным жилищным кредитам или займам на строительство или приобретение жилья из областного фонда софинансирования социальных расходов разрабатывается департаментом архитектуры и строительства Администрации области и утверждается губернатором области.
6. Ресурсное обеспечение программы
Прогнозируемые объемы жилищного кредитования программы приведены в таблице 3.
Таблица 3
Структура финансирования программы
тыс. рублей
/-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------\
| Источники финансирования | Итого | 1 год | 2 год | 3 год | Последующие годы |
| | |-----------+-----------+------------+---------------------------|
| | | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 |
|-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Всего |
|-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Федеральный бюджет * | | | | | | |
|-----------------------------------------+--------------+-----------+-----------+------------+-------------+-------------|
| Областной бюджет * | 828 100 | 200 000 | 153 000 | 155 100 | 158 000 | 162 000 |
|-----------------------------------------+--------------+-----------+-----------+------------+-------------+-------------|
| в том числе: | | | | | | |
|-----------------------------------------+--------------+-----------+-----------+------------+-------------+-------------|
| гарантии области | 800 000 | 200 000 | 150 000 | 150 000 | 150 000 | 150 000 |
|-----------------------------------------+--------------+-----------+-----------+------------+-------------+-------------|
| Субсидирование за счет бюджетных средств| 28 100 | | 3 000 | 5 100 | 8 000 | 12 000 |
| из областного фонда софинансирования | | | | | | |
| социальных расходов муниципальных | | | | | | |
| программ по возмещению части процентной | | | | | | |
| ставки по ипотечным жилищным кредитам | | | | | | |
| или займам на строительство или | | | | | | |
| приобретение жилья, полученным | | | | | | |
| гражданами | | | | | | |
|-----------------------------------------+--------------+-----------+-----------+------------+-------------+-------------|
| Другие источники | 5 555 900 | 439 900 | 729 000 | 972 000 | 1 440 000 | 1 975 000 |
|-----------------------------------------+--------------+-----------+-----------+------------+-------------+-------------|
| Итого | 6 384 000 | 639 900 | 882 000 | 1 127 100 | 1 598 000 | 2 137 000 |
|-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Капитальные вложения |
|-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Федеральный бюджет * | | | | | | |
|-----------------------------------------+--------------+-----------+-----------+------------+-------------+-------------|
| Областной бюджет * | 828 100 | 200 000 | 153 000 | 155 100 | 158 000 | 162 000 |
|-----------------------------------------+--------------+-----------+-----------+------------+-------------+-------------|
| в том числе: | | | | | | |
|-----------------------------------------+--------------+-----------+-----------+------------+-------------+-------------|
| гарантии области | 800 000 | 200 000 | 150 000 | 150 000 | 150 000 | 150 000 |
|-----------------------------------------+--------------+-----------+-----------+------------+-------------+-------------|
| Субсидирование за счет бюджетных средств| 28 100 | - | 3 000 | 5 100 | 8 000 | 12 000 |
| из областного фонда софинансирования | | | | | | |
| социальных расходов муниципальных | | | | | | |
| программ по возмещению части процентной | | | | | | |
| ставки по ипотечным жилищным кредитам | | | | | | |
| или займам на строительство или | | | | | | |
| приобретение жилья, полученным | | | | | | |
| гражданами | | | | | | |
|-----------------------------------------+--------------+-----------+-----------+------------+-------------+-------------|
| Другие источники |5 555 900 |439 900 |729 000 |972 000 |1 440 000 |1 975 000 |
|-----------------------------------------+--------------+-----------+-----------+------------+-------------+-------------|
| Итого |6 384 000 |639 900 |882 000 |1 127 100 |1 598 000 |2 137000 |
|-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| НИОКР |
|-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| Федеральный бюджет * | | | | | | |
|-----------------------------------------+--------------+-----------+-----------+------------+-------------+-------------|
| Областной бюджет * | | | | | | |
|-----------------------------------------+--------------+-----------+-----------+------------+-------------+-------------|
| Другие источники | | | | | | |
|-----------------------------------------+--------------+-----------+-----------+------------+-------------+-------------|
| Итого | | | | | | |
\-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------/
* Подлежит ежегодному уточнению при разработке проектов федерального и областного бюджетов, федеральной и адресной инвестиционной программы исходя из возможностей федерального и областного бюджета.
Поддержка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется средствами бюджетов всех уровней на субсидирование части процентной ставки по ипотечным кредитам или займам, что сделает приобретаемое или строящееся жилье более доступным для жителей области.
Субсидирование части процентной ставки по ипотечным кредитам осуществляют муниципальные образования в пределах средств собственного бюджета и доведенных объемов областного бюджета.
7. Прогноз конечных результатов и критерии результативности и
эффективности реализации программы
Эффективность от реализации программных мероприятий следует рассматривать в социальном и экономическом аспектах. Основным показателем выполнения программы является увеличение объемов долгосрочного ипотечного жилищного кредитования жителей области
Таблица 4
Количественные показатели реализации программных мероприятий
N | Наименование подпрограмм (задач) и мероприятий |
Планируемый результат в количественном выражении |
1 год | 2 год | 3 год | Последующие годы | ||
2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | ||||
По программе в целом: | ||||||||
1 | Построено жилья | тыс. кв. м | 118,6 | 17,8 | 22,3 | 23,0 | 27,4 | 28,1 |
квартир | 2196 | 330 | 413 | 426 | 507 | 520 | ||
2 | Приобретено жилья на вторичном рынке |
тыс. кв. м | 121,2 | 8,9 | 12,8 | 20,2 | 31,5 | 47,8 |
квартир | 2244 | 164 | 238 | 374 | 583 | 885 | ||
3 | Предоставлено ипотечных кредитов на строительство (приобретение) жилья |
4440 |
494 |
651 |
800 |
1090 |
1405 |
Реализация программы обеспечит:
доступность жилья для граждан, имеющих средние доходы и нуждающихся в улучшении жилищных условий;
создание благоприятных условий на территории области для развития системы ипотечного жилищного кредитования;
снижение социальной напряженности в обществе;
улучшение демографической ситуации.
Критерием эффективности реализации программы станет увеличение размера привлекаемых внебюджетных ресурсов и личных сбережений граждан на строительство доступного жилья.
Результатом привлечения внебюджетных ресурсов и личных средств граждан к реализации программы явится:
улучшение городской и сельской среды за счет комплексного освоения новых территорий; создание условий для повышения уровня обеспеченности жильем граждан, проживающих на территории области;
создание условий для формирования активной жизненной позиции жителей области.
За период реализации программы планируется ввод в эксплуатацию не менее 118,6 тыс. кв. метров жилья и приобретение на вторичном рынке жилья не менее 121,2 тыс. кв. метров, предоставление 4440 ипотечных кредитов, в том числе:
на первом этапе (2006-2007 годы) улучшат жилищные условия 1145 семей, из них: за счет строительства жилья - 743 семьи (40,1 тыс. кв. м) и за счет приобретения на вторичном рынке жилья - 402 семьи (21,7 тыс. кв. м);
на втором этапе (2008-2010 годы) улучшат жилищные условия 3295 семей, из них: за счет строительства жилья - 1453 семьи (78,5 тыс. кв. м) и за счет приобретения на вторичном рынке жилья - 1842 семьи (99,5 тыс. кв. м).
Успешное выполнение мероприятий программы позволит обеспечить:
развитие строительного комплекса;
привлечение в жилищную сферу личных средств граждан и дополнительных финансовых ресурсов банков и иных организаций, предоставляющих ипотечные жилищные кредиты и займы;
увеличение объемов строительства доступного жилья за счет средств ипотечных кредитов (займов) не менее чем на 30%;
снижение стоимости строящегося жилья для граждан, участвующих в системе долгосрочного ипотечного жилищного кредитования, на 10%.
Эффективность реализации программы зависит от использования привлеченных финансовых ресурсов граждан, коммерческих банков-кредиторов, инвесторов, иных организаций и других возможных источников финансирования.
Сочетание различных источников и способов финансирования программы позволит увеличить ее ресурсное обеспечение.
8. Организация управления реализацией программы и контроль за ходом
ее исполнения
Общее руководство за ходом реализации программы осуществляет департамент архитектуры и строительства Администрации области. Он совместно с исполнителями программных мероприятий подготавливает обоснования, соглашения, договоры и проводит организационные мероприятия по их выполнению в соответствии с документацией, регламентирующей порядок реализации программы.
Исполнители несут ответственность за выполнение мероприятий программы.
Координацию реализации программных мероприятий осуществляет департамент архитектуры и строительства Администрации области, который представляет ежеквартальные, годовые и итоговые отчеты о ходе работы и результатах реализации программы в соответствии с нормативными правовыми актами Администрации области.
Контроль за ходом реализации программы осуществляет департамент экономического развития и внешних связей Администрации области на основании нормативных правовых актов Администрации области, Амурский областной Совет народных депутатов, Контрольно-счетная палата Амурской области.
Приложение N 1
к областной целевой программе
"Развитие ипотечного
жилищного кредитования в Амурской области
на 2006-2010 годы"
Система программных мероприятий
N п/п |
Наименование задач, программных мероприятий |
Затраты всего (тыс. руб.) |
Сроки реализации |
Исполнители программных мероприятий |
Ожидаемый результат |
1. |
Нормативное правовое и методологическое обеспечение реализации программы |
||||
1.1. | Обобщение и использование опыта, накопленного в различных регионах Российской Федерации, по созданию и внедрению механизма обеспечения притока долгосрочных внебюджетных финансовых ресурсов на рынок ипотечных жилищных кредитов |
Текущие расходы | 2006-2010 годы |
Департамент архитектуры и строительства Администрации области |
|
2. |
Формирование финансового обеспечения программы и организационных механизмов оказания поддержки жителям области, нуждающимся в улучшении жилищных условий |
6 384 000 |
2006-2010 годы |
Департамент архитектуры и строительства Администрации области, муниципальные образования, средства граждан и заемные средства |
Улучшение жилищных условий 4440 семей |
2.1. | Гарантии области организациям, предоставляющим ипотечные кредиты (займы) для строительства жилья гражданам, признанными нуждающимися в жилых помещениях |
800 000 |
2006-2010 годы |
Департамент архитектуры и строительства Администрации области, муниципальные образования |
|
2.2. | Субсидирование за счет бюджетных средств из областного фонда софинансирования социальных расходов муниципальных программ по возмещению части процентной ставки по ипотечным жилищным кредитам или займам на строительство или приобретение жилья, полученным гражданами, нуждающимися в улучшении жилищных условий |
28 100 | 2006-2010 годы |
Департамент архитектуры и строительства Администрации области, муниципальные образования |
|
2.3. | Другие источники | 5 555 900 | |||
3. |
Организационное обеспечение реализации программы |
||||
3.1. | Ведение мониторинга реализации программы и подготовка информационно- аналитических материалов |
Текущие расходы |
2006-2010 годы |
Департамент архитектуры и строительства Администрации области |
Аналитическая записка ежегодно по состоянию на 1 марта |
Приложение N 2
к областной целевой программе
"Развитие ипотечного
жилищного кредитования в Амурской области
на 2006-2010 годы"
Технико-экономическое обоснование целесообразности финансирования
программных мероприятий
Технико-экономическое обоснование финансирования некоммерческого
мероприятия
1. Название мероприятия: Областная целевая программа "Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2006-2010 годы".
2. Информация о предприятии (организации) - заявителе:
Департамент архитектуры и строительства Администрации Амурской области.
Почтовый адрес: 675023 г.Благовещенск, ул.Ленина, 135.
ФИО руководителя - Бельчиков Федор Петрович.
Тел. (4162) 44-36-29; факс (4162) 37-28-48; E-mail: archicom@ tsl.ru
ФИО куратора проекта - Кряжев Александр Петрович
Тел. (4162) 44-72-33, факс (4162) 37-28-48, 44-47-42.
Структурное подразделение Администрации области.
3. Краткая характеристика мероприятия:
Цель - повышение доступности жилья для жителей области через развитие ипотечного жилищного кредитования; обеспечение в 2006-2010 годах в области доступности жилья посредством выдачи ипотечных кредитов (займов) более чем для 4 тысяч семей.
Задачи:
увеличение объемов долгосрочного ипотечного жилищного кредитования жителей области;
гарантии области организациям, предоставляющим ипотечные кредиты (займы) для строительства жилья гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях;
увеличение объемов финансирования жилищного строительства за счет привлечения средств инвесторов.
Этапы реализации проекта - I этап: 2006-2007 годы, II этап: 2008-2010 годы.
Наиболее приемлем механизм, когда строительство жилья полностью финансируется за счет аккумулированных гражданином собственных и заемных средств. При этом широкое распространение должно получить финансирование строительства жилья с использованием инструмента первоначального взноса и получения ипотечного жилищного кредита (займа) на стадии начала строительства. Долгосрочные ипотечные жилищные кредиты (займы), получаемые гражданином, направляются на строительство жилья. При оплате всей стоимости квартиры на стадии начала строительства стоимость 1 кв.м жилья значительно ниже. Имеет место и наличие скидки при оплате всей стоимости строящейся квартиры одним платежом. Перспективным в плане снижения стоимости строительства жилья и его доступности представляется механизм строительства жилья (на этапе начала строительства жилого дома) за счет средств кредитных организаций, выданных организации (предприятию) под гарантию области и муниципальных образований с последующим инвестированием в строительство жилья и передачей прав на строящееся жилье гражданам-участникам ипотечного жилищного кредитования по договору уступки права требования.
Для увеличения объемов строительства ипотечного жилья будет реализовываться механизм предоставления гарантий области в соответствии с действующим законодательством в целях привлечения внебюджетных кредитных и инвестиционных ресурсов, что позволит значительно снизить стоимость жилья.
При реализации настоящей программы муниципальными образованиями осуществляется субсидирование части процентной ставки за счет средств бюджетов всех уровней при наличии средств в соответствующих бюджетах по кредитам, полученным на строительство (приобретение) жилья гражданами, признанными в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Объем средств на реализацию программы ежегодно уточняется при формировании бюджета на очередной финансовый год.
Механизм взаимодействия всех участников программы, в том числе участие граждан в строительстве доступного жилья через систему долгосрочного ипотечного жилищного кредитования, а также привлечение внебюджетных источников будет отрабатываться в ходе реализации программы.
4. Анализ социальной проблемы, решаемой данным мероприятием:
Разработка программы "Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2006-2010 годы" обусловлена необходимостью создания эффективно работающей системы обеспечения доступным по стоимости жильем граждан со средним уровнем доходов, основанной на рыночных принципах приобретения жилья на свободном от монополизма жилищном рынке за счет собственных средств и долгосрочных ипотечных кредитов, а также обеспечения возможности долевого участия в строительстве жилья. Программа "Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2006-2010 годы" разработана в соответствии с федеральной целевой программой "Жилище" на 2002-2010 годы (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 865)
По статистическим данным, в области более 16,2 тысяч семей нуждаются в улучшении жилищных условий. Решает эту проблему лишь незначительная часть населения. Проблему обеспечения жителей области, нуждающихся в улучшении жилищных условий, доступным жильем область предполагает решать путем кредитования строительства доступного по цене жилья под гарантию областного и муниципальных бюджетов организациям, предоставляющим ипотечные кредиты (займы).
Поддержка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется средствами бюджетов всех уровней на субсидирование части процентной ставки по ипотечным кредитам или займам, что сделает приобретаемое или строящееся жилье более доступным для жителей области.
За период реализации программы планируется ввод в эксплуатацию не менее 118,6 тыс. кв. метров жилья и приобретение на вторичном рынке жилья не менее 121,2 тыс. кв. метров, предоставление 4440 ипотечных кредитов, в том числе на первом этапе (2006-2007 годы) улучшат жилищные условия 1145 семей, из них: за счет строительства жилья - 743 семьи (40,1 тыс. кв. м) и за счет приобретения на вторичном рынке жилья - 402 семьи (21,7 тыс. кв. м); на втором этапе (2008-2010 годы) улучшат жилищные условия 3295 семей, из них за счет строительства жилья - 1453 семьи (78,5 тыс. кв. м) и за счет приобретения на вторичном рынке жилья - 1842 семьи (99,5 тыс. кв. м).
Успешное выполнение мероприятий программы позволит обеспечить:
привлечение в жилищную сферу личных средств граждан и дополнительных финансовых ресурсов банков и иных организаций, предоставляющих ипотечные жилищные кредиты и займы, в размере 5555900 тыс. рублей;
увеличение объемов строительства доступного жилья за счет средств ипотечных кредитов (займов) не менее чем на 30%;
снижение стоимости строящегося жилья для граждан, участвующих в системе долгосрочного ипотечного жилищного кредитования, на 10%;
развитие строительного комплекса.
Таблица 1
N п/п |
Наименование проблемы |
Количественные характеристики проблемы |
Краткое описание | ||
Значение в области |
В среднем по федеральному округу |
В среднем по России |
|||
1. | Улучшение жилищных условий граждан, не имеющих достаточных доходов для приобретения жилья (тыс. семей) |
4,44 | 33,1 | 1400,0 | По статистическим данным, в области более 16,2 тысяч семей нуждаются в улучшении жилищных условий. С помощью реализации программы будет обеспечено жильем более 4 тыс. семей амурчан |
Таблица 2
Потребность в финансовых средствах для реализации мероприятий
тыс. рублей
Статьи затрат | Всего | В том числе по годам | ||||
1 год | 2 год | 3 год | Последующие годы | |||
2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | ||
1. Капитальные вложения, всего |
6 384 000 | 639 900 | 882 000 | 1 127 100 | 1 598 000 | 2 137 000 |
в том числе | ||||||
строительно-монтажные работы |
- | - | - | - | - | - |
оборудование | - | - | - | - | - | - |
прочие затраты | 6 384 000 | 639 900 | 882 000 | 1 127 100 | 1 598 000 | 2 137 000 |
2. НИОКР | - | - | - | - | - | - |
3. Прочие расходы | - | - | - | - | - | - |
Итого (стр. 1 + 2 + 3) | 6 384 000 | 639 900 | 882 000 | 1 127 100 | 1 598 000 | 2 137 000 |
Таблица 3
Источники средств для финансирования мероприятий
тыс. рублей
Источники финансирования | Итого | 1 год | 2 год | 3 год | Последующие годы | |
2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | ||
Федеральный бюджет | ||||||
Областной бюджет | 828 100 | 200 000 | 153 000 | 155 100 | 158 000 | 162 000 |
в том числе: | ||||||
гарантии области | 800 000 | 200 000 | 150 000 | 150 000 | 150 000 | 150 000 |
Субсидирование за счет бюджетных средств из областного фонда софинансирования социальных расходов муниципальных программ по возмещению части процентной ставки по ипотечным жилищным кредитам или займам на строительство или приобретение жилья, полученным гражданами |
28 100 |
- |
3 000 |
5 100 |
8 000 |
12 000 |
Другие источники | 5 555 900 | 439 900 | 729 000 | 972 000 | 1 440 000 | 1 975 000 |
Итого | 6 384 000 | 639 900 | 882 000 | 1 127 100 | 1 598 000 | 2 137 000 |
Таблица 4
Возможные эффекты от реализации мероприятий
N | Возможная социальная направленность мероприятия |
Ожидаемые качественные, количественные и стоимостные эффекты по мероприятию |
1. | Социальная защита населения |
Создание условий для повышения уровня обеспеченности жильем граждан, проживающих на территории области. Успешное выполнение мероприятий программы позволит построить не менее 118,6 тыс. кв. м жилья, приобрести на вторичном рынке не менее 121,2 тыс. кв. м жилья, т. е. будут улучшены жилищные условия не менее 4440 семей, в том числе: на первом этапе (2006-2007 годы) улучшат жилищные условия 1145 семей, из них: за счет строительства жилья - 743 семьи (40,1 тыс. кв. м) и за счет приобретения на вторичном рынке жилья - 402 семьи (21,7 тыс. кв. м); на втором этапе (2008-2010 годы) улучшат жилищные условия 3295 семей, из них: за счет строительства жилья - 1453 семьи (78,5 тыс. кв. м) и за счет приобретения на вторичном рынке жилья - 1 842 семьи (99,5 тыс. кв. м), а также обеспечит: привлечение в жилищную сферу личных средств граждан и дополнительных финансовых ресурсов банков и иных организаций, предоставляющих ипотечные жилищные кредиты и займы; увеличение объемов строительства доступного жилья за счет средств ипотечных кредитов (займов) не менее чем на 30%; снижение стоимости строящегося жилья для граждан, участвующих в системе долгосрочного ипотечного жилищного кредитования, на 10%. Общий объем финансовых ресурсов, необходимый для реализации мероприятий программы в 2006-2010 годах, составляет 6 384 000 тыс. рублей, в том числе: областной бюджет - 828 100 тыс. рублей, из них: гарантии области - 800 000 тыс. рублей; субсидирование за счет бюджетных средств муниципальных программ по возмещению части процентной ставки по ипотечным жилищным кредитам или займам на строительство или приобретение жилья, полученным гражданами, нуждающимися в улучшении жилищных условий, - 28 100 тыс. рублей; другие источники - 5 555 900 тыс. рублей |
Исполняющий обязанности
начальника департамента
архитектуры и строительства
Администрации области |
А.П.Кряжев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Амурского областного Совета народных депутатов (четвертый созыв) от 16 ноября 2006 г. N 19/597 "О проекте закона Амурской области "Об областной целевой программе "Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2006-2010 годы"
Текст Постановления официально опубликован не был