Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
Администрации
Октябрьского района
Амурской области
от 11 августа 2014 г. N 590
Типовое положение
о спасательных службах гражданской обороны Октябрьского района
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано на основе Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне".
1.2. Спасательные службы гражданской обороны области (далее - Службы) - объединения органов управления, сил и средств, предназначенных для проведения специальных мероприятий гражданской обороны, подготовки для этих целей необходимых сил и средств, обеспечения действий гражданской обороны в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также в случае привлечения этих Служб для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Амурской области.
1.3. Для выполнения мероприятий по гражданской обороне создаются и функционируют следующие Службы:
а) территориальные Службы (в области, в муниципальных образованиях, которыми являются: городской округ, муниципальный район, городское (сельское) поселение), создаваемые, соответственно, решением Правительства Амурской области, решениями органов местного самоуправления, с учетом специфики территорий и населенных пунктов: спасательная служба оповещения и связи; спасательная служба охраны общественного порядка; противопожарная спасательная служба; медицинская спасательная служба; спасательная служба энергетики и светомаскировки; спасательная служба защиты животных и растений; коммунально-техническая спасательная служба; спасательная служба торговли и питания; инженерная спасательная служба; транспортная спасательная служба; дорожная спасательная служба;
б) Службы организаций (объектов) создаются решениями руководителей организаций с учетом специфики производственной деятельности организаций.
Решением губернатора области, органов местного самоуправления и руководителей организаций могут быть созданы другие Службы: аварийно-техническая, радиационной и химической защиты, убежищ и укрытий, маскировки, водоснабжения и другие.
1.4. Руководители Служб и входящие в них сотрудники в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России), нормативными правовыми актами Амурской области и положениями о Службах.
1.5. Каждая Служба на соответствующем уровне осуществляет свою деятельность во взаимодействии с органами, специально уполномоченными на решение задач в области гражданской обороны, исполнительными органами государственной власти области, иными службами и органами управления гражданской обороны, спасательными воинскими формированиями федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, органами управления и силами военного командования.
2. Задачи Служб
2.1. Службы предназначены для осуществления деятельности:
в мирное время - по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
с возникновением угрозы нападения противника - по объявлению чрезвычайного или военного положения Правительством Российской Федерации;
при ведении военных действий для ликвидации последствий боевых действий.
2.2. Задачи Служб определяются планами гражданской обороны, планами действий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, планами обеспечения мероприятий гражданской обороны Служб, положениями о Службах.
2.3. Общие задачи Служб:
планирование и организация выполнения специальных мероприятий гражданской обороны в соответствии с профилем службы;
организация создания и подготовка в организациях, входящих в состав Служб, нештатных аварийно-спасательных формирований (далее - формирования);
подготовка необходимых сил и средств к выполнению специальных и других мероприятий гражданской обороны;
управление подчиненными органами и силами, их обеспечение в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
организация и поддержание взаимодействия с органами управления гражданской обороны, другими Службами, воинскими формированиями федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, привлекаемыми для выполнения задач гражданской обороны на территории Амурской области, а также с органами военного командования Вооруженных Сил Российской Федерации;
руководство рассредоточением сил и средств, эвакуационными мероприятиями и мероприятиями по повышению устойчивости функционирования организаций, на базе которых созданы Службы;
ведение учета сил и средств, входящих в состав Служб и привлекаемых к выполнению решаемых ими задач, обеспечение их укомплектования личным составом, техникой и имуществом;
обеспечение поддержания в готовности пунктов управления;
прогнозирование последствий военных действий, их влияния на выполнение мероприятий гражданской обороны и организацию первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения.
2.4. Особые задачи Служб:
2.4.1. Медицинской - организация и проведение медицинских, лечебно-эвакуационных, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий гражданской обороны, направленных на сохранение жизни и здоровья населения, личного состава формирований, своевременное оказание медицинской помощи пораженным и больным, предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
2.4.2. Противопожарной - организация выполнения инженерно-технических, пожарно-профилактических мероприятий, направленных на повышение противопожарной устойчивости городов, других населенных пунктов и объектов экономики, локализация и тушение пожаров; противопожарное обеспечение при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения и районах чрезвычайных ситуаций.
2.4.3. Защиты животных и растений - организация и проведение мероприятий по обеспечению устойчивой работы сельскохозяйственного производства, защите сельскохозяйственных животных, растений, источников воды и кормов; осуществление ветеринарной обработки и лечения пораженных животных, обеззараживание посевов и пастбищ, продукции животноводства и растениеводства.
2.4.4. Охраны общественного порядка - организация и проведение мероприятий, направленных на поддержание общественного порядка в городах и других населенных пунктах, на маршрутах эвакуации населения; обеспечение охраны материальных и культурных ценностей.
2.4.5. Оповещения и связи - организация и проведение мероприятий по обеспечению органов управления гражданской обороны связью в мирное и военное время с использованием общегосударственных и ведомственных каналов связи, техническому обеспечению оповещения органов управления, населения и сил гражданской обороны по сигналам гражданской обороны и о возникновении чрезвычайных ситуаций. Организация и контроль за эксплуатационно-техническим обслуживанием и ремонтом средств связи и оповещения.
2.4.6. Инженерной - организация и проведение мероприятий по накоплению фонда защитных сооружений в мирное и военное время, разработке и осуществлению планов ускоренного строительства недостающего фонда защитных сооружений в военное время. Организация инженерного обеспечения действий сил гражданской обороны в исходных районах, при выдвижении к очагам поражения и зонам чрезвычайных ситуаций, а также при ведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.
2.4.7. Коммунально-технической - организация и проведение мероприятий по повышению устойчивости функционирования коммунально-энергетических сетей и сооружений, проведение аварийно-восстановительных и других неотложных работ на коммунально-энергетических сетях. Защита источников хозяйственно-питьевого водоснабжения. Обеспечение водой населения и сил гражданской обороны. Проведение санитарной обработки людей, выводимых из зон поражения, обеззараживания техники, задействованной в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ (на маршрутах эвакуации и ввода сил гражданской обороны), обеззараживания одежды и средств индивидуальной защиты, дегазации, дезактивации, дезинфекции дорог.
2.4.8. Дорожной - организация и осуществление дорожно-мостового обеспечения мероприятий гражданской обороны, ремонт, восстановление и поддержание в готовности дорог и мостов, создание на маршрутах выдвижения сил гражданской обороны и маршрутах эвакуации обходных путей.
2.4.9. Энергетики и светомаскировки - организация и проведение мероприятий по повышению устойчивости работы системы энергоснабжения, проведению аварийно-восстановительных работ на энергосетях. Обеспечение электроэнергией действий сил и средств гражданской обороны при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ, в том числе от автономных источников электроэнергии.
2.4.10. Торговли и питания - организация и проведение мероприятий по защите запасов продовольствия и промышленных товаров первой необходимости. Организация закладки запасов продовольствия в убежища и на пункты управления. Обеспечение питанием личного состава формирований гражданской обороны в районах размещения и в районах проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, пострадавшего населения, находящегося в отрядах первой медицинской помощи и медицинских подразделениях воинских частей гражданской обороны. Обеспечение личного состава формирований гражданской обороны и пострадавшего населения продовольственными и промышленными товарами. Обеспечение санитарно-обмывочных пунктов, отрядов первой медицинской помощи и медицинских подразделений войск гражданской обороны обменной одеждой, бельем и обувью.
3. Порядок создания Служб
3.1. Территориальные и объектовые службы создаются по территориально-производственному принципу на базе родственных по профилю деятельности органов управления и организаций (предприятий, учреждений) независимо от их организационно-правовой формы и вида собственности.
Создание Служб возлагается:
территориальных областных - на соответствующие исполнительные органы власти области;
территориальных муниципальных образований - на соответствующие по профилю органы управления муниципальных образований;
объектовых - на руководителей организаций (предприятий, учреждений).
3.2. Службы создаются:
3.2.1. Медицинская - на базе органов управления и учреждений здравоохранения и санитарно-эпидемиологического надзора.
3.2.2. Охраны общественного порядка - на базе органов внутренних дел.
3.2.3. Защиты животных и растений - на базе территориальных органов управления агропромышленного профиля, предприятий, учреждений и организаций сельскохозяйственного назначения и иных субъектов хозяйственной деятельности, занимающихся сельскохозяйственным производством.
3.2.4. Противопожарная - на базе органов управления и подразделений пожарной охраны.
3.2.5. Защиты культурных ценностей - на базе органов управления, учреждений и организаций сферы культуры и охраны памятников истории и культуры.
3.2.6. Оповещения и связи - на базе органов управления, организаций и учреждений связи, телевидения и радиовещания.
3.2.7. Инженерная - на базе органов управления, строительных, строительно-монтажных и других родственных по профилю предприятий, учреждений и организаций.
3.2.8. Коммунально-техническая - на базе органов управления, организаций, предприятий и учреждений жилищно-коммунального хозяйства, а также других родственных по профилю предприятий и организаций.
3.2.9. Дорожная - на базе органов управления, дорожно-строительных и дорожно-эксплуатационных организаций, других организаций и предприятий, осуществляющих строительство, ремонт и обслуживание автомобильных дорог.
3.2.10. Энергетики и светомаскировки - на базе органов управления, профильных исполнительных органов государственной власти и организаций энергетики и электрификации.
3.2.11. Торговли и питания - на базе органов управления, организаций, предприятий и компаний перерабатывающей промышленности, общественного питания и потребительского рынка.
3.3. В состав Служб входят: руководство, органы управления, организации (учреждения), штатные (нештатные) формирования.
3.4. К руководству относятся начальники Служб всех уровней.
Начальниками Служб являются: территориальных областных Служб - руководители соответствующих органов государственной власти области или руководители организаций (соответствующего профиля) областного подчинения, назначаемые на должности начальников Служб распоряжением губернатора Амурской области;
Служб территориальных муниципальных образований - руководители структурных подразделений (соответствующего профиля) органов управления муниципальных образований либо руководители организаций (соответствующего профиля) муниципального подчинения, назначаемые на должности начальников Служб постановлениями (распоряжениями) органов исполнительной власти муниципальных образований;
объектовых (организаций, предприятий, учреждений) Служб - руководители структурных подразделений (соответствующего профиля) объектов, назначаемые на должности начальников Служб распоряжениями (приказами) руководителей объектов (организаций, предприятий, учреждений).
3.5. Органами управления Служб являются штабы Служб, создаваемые в мирное время соответственно:
штабы территориальных областных Служб - распоряжениями руководителей соответствующих исполнительных органов государственной власти Амурской области либо руководителей организаций (соответствующего профиля) областного подчинения, создающих Службы областного подчинения;
штабы территориальных муниципальных Служб - распоряжениями глав органов местного самоуправления либо руководителей организаций (соответствующего профиля) муниципального подчинения, создающих Службы муниципального подчинения;
штабы объектовых Служб - приказами руководителей объектов (предприятий, учреждений), создающих объектовые Службы.
3.6. Начальники штабов Служб всех уровней являются заместителями начальников Служб.
3.7. В состав штабов территориальных Служб всех уровней включаются должностные лица исполнительных органов государственной власти области, создающих Службы, руководители и должностные лица организаций (учреждений), включенные в состав Служб, а также руководители и должностные лица организаций, на базе которых создаются формирования гражданской обороны Служб.
3.8. В состав штабов объектовых Служб включаются руководители и должностные лица соответствующих по профилю деятельности структурных подразделений объекта (учреждения, предприятия).
3.9. К учреждениям, входящим в состав Служб, относятся организации и учреждения, по профилю соответствующие задачам Служб, имеющие мобилизационные задания по обеспечению мероприятий гражданской обороны и непосредственно участвующие в проведении мероприятий гражданской обороны.
3.10. К формированиям Служб относятся:
штатные аварийно-спасательные формирования;
нештатные аварийно-спасательные формирования;
формирования, привлекаемые для решения задач гражданской обороны на территории области (кроме подразделений Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск), не являющиеся нештатными, профиль деятельности которых соответствует характеру задач, выполняемых соответствующими Службами.
Нештатные аварийно-спасательные формирования составляют основную часть сил Служб.
Включаемые в состав Служб нештатные аварийно-спасательные формирования создаются в мирное время по территориально-производственному принципу и по своей подчиненности подразделяются на территориальные и объектовые.
Создание нештатных аварийно-спасательных формирований предполагает укомплектование их личным составом, оснащение транспортными средствами, специальной техникой, имуществом и подготовку по соответствующим программам.
Порядок создания, комплектования, организационно-штатные структуры и учет нештатных аварийно-спасательных формирований определен приказом МЧС России от 23 декабря 2005 г. N 999 "Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований".
В формирования, привлекаемые для решения задач гражданской обороны на территории области, не являющиеся нештатными формированиями, входят:
профессиональные пожарные части;
структурные подразделения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Амурской области, территориальных органов внутренних дел городов и районов, органов внутренних дел на транспорте, строевые части и подразделения полиции (дорожно-патрульной и патрульно-постовой служб), подразделения вневедомственной охраны, личный состав школ полиции и частей охраны общественного порядка и безопасности, формируемые на военное время;
аварийно-спасательные формирования, создаваемые в мирное время и продолжающие свою деятельность по предназначению в военное время.
4. Организация управления Службами
4.1. Управление Службами заключается в осуществлении постоянного руководства со стороны соответствующих руководителей гражданской обороны, начальников Служб и их штабов деятельностью подчиненных органов управления, учреждений и формирований Служб по поддержанию их в постоянной готовности к обеспечению мероприятий гражданской обороны в условиях военного времени.
4.2. Основой управления Службами являются решения руководителей гражданской обороны и начальников Служб на проведение мероприятий по гражданской обороне, а также планы обеспечения мероприятий гражданской обороны Службами.
4.3. Решение начальника Службы оформляется на карте (плане, схеме) с краткой пояснительной запиской.
В решении начальника Службы определяются:
замысел действий по проведению мероприятий гражданской обороны;
задачи формированиям Служб и приданным формированиям;
основные вопросы взаимодействия;
организация управления.
4.4. На основе решения начальника Службы и под его непосредственным руководством штабом Службы разрабатывается план обеспечения мероприятий гражданской обороны Службой.
Планы обеспечения мероприятий гражданской обороны разрабатываются заблаговременно в мирное время.
4.5. Планы обеспечения мероприятий гражданской обороны Службой вводятся в действие решениями соответствующих руководителей гражданской обороны.
4.6. Для обеспечения устойчивого управления Службами структурные подразделения соответствующих органов исполнительной власти, создающих Службы, подготавливают в мирное время основные и запасные пункты управления Служб в защищенных (приспособленных) сооружениях.
Пункты управления должны быть оснащены средствами связи и иметь необходимое оборудование, обеспечивающее нормальные условия работы личного состава штабов Служб.
4.7. Для координации деятельности органов управления, сил и средств Служб при проведении мероприятий по гражданской обороне при ведении военных действий либо вследствие этих действий, а также поддержания взаимодействия с органами исполнительной власти, другими органами управления, силами и средствами, привлекаемыми к организации и ведению гражданской обороны, в составе Служб создаются оперативные группы.
В состав оперативных групп включаются специалисты органов управления, учреждений и формирований Служб, подготовленные к выполнению специальных задач.
Конкретные задачи, состав и оснащение оперативных групп, а также порядок обеспечения их транспортными средствами определяются соответствующими начальниками Служб.
4.8. Начальники Служб всех уровней ежегодно представляют по подчиненности в органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны, доклады о состоянии Службы.
5. Полномочия начальников Служб и штабов
5.1. На начальников Служб возлагаются:
руководство разработкой планов обеспечения мероприятий гражданской обороны Службой, других планирующих документов Службы на военное время (в зависимости от предназначения и уровня подчиненности Службы);
организация работ по созданию органов управления, учреждений и формирований Служб на военное время;
организация и контроль за подготовкой штабов, учреждений и формирований Служб к работе в условиях военного времени;
организация создания и контроль за поддержанием пунктов управления Служб в постоянной готовности;
руководство и контроль за специальной подготовкой личного состава органов управления, учреждений и формирований Служб по вопросам обеспечения мероприятий гражданской обороны (по предназначению) в военное время;
организация проведения мероприятий по поддержанию устойчивого функционирования учреждений, входящих в состав Служб, в военное время;
методическое руководство подготовкой населения по вопросам гражданской обороны (в соответствии с предназначением Служб);
организация мероприятий и контроль за созданием, хранением и своевременным освежением запасов материально-технических и иных средств гражданской обороны;
организация разработки предложений руководителям гражданской обороны для принятия решений на проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ и выполнение других мероприятий гражданской обороны;
организация мероприятий по рассредоточению сил и средств, входящих в состав Служб, а также размещению и порядку функционирования в военное время организаций, на базе которых созданы Службы;
управление силами и средствами Служб при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения, а также в районах возникновения аварий, катастроф и стихийных бедствий в военное время;
организация взаимодействия с органами управления гражданской обороны, другими Службами, силами гражданской обороны.
5.2. На штабы Служб возлагаются:
разработка планов обеспечения мероприятий гражданской обороны Службами, других планирующих документов Служб (в зависимости от предназначения и уровня подчиненности Служб);
подготовка штабов, учреждений и формирований Служб к работе в условиях военного времени;
обеспечение поддержания пунктов управления Служб в постоянной готовности к предназначению;
организация специальной подготовки личного состава органов управления, учреждений и формирований Служб по вопросам обеспечения мероприятий гражданской обороны в военное время;
проведение мероприятий по поддержанию устойчивого функционирования учреждений, входящих в состав Служб;
проведение мероприятий по созданию, хранению и своевременному освежению запасов материально-технических средств гражданской обороны (в соответствии с предназначением Служб);
прогнозирование возможной обстановки, складывающейся на подведомственных территориях при ведении военных действий или вследствие этих действий;
непрерывное управление силами и средствами гражданской обороны;
обеспечение тесного взаимодействия с органами управления гражданской обороны, другими Службами и формированиями гражданской обороны;
учет укомплектованности Служб личным составом, оснащенности техникой и другим имуществом;
организация вывода сил и средств Служб в загородную зону, участие в создании группировки сил гражданской обороны для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
сбор, оценка данных об обстановке, подготовка необходимых расчетов и предложений по использованию сил и средств Служб при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ. Обеспечение участия сотрудников штаба в разведке сложившейся обстановки;
своевременное доведение распоряжений начальника Службы до учреждений и формирований Служб, органов управления нижестоящих Служб, контроль за их выполнением;
учет потерь личного состава и техники Служб, организация восстановления готовности Служб к действиям по предназначению;
разработка предложений начальникам Служб для принятия решений на проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ и выполнение других мероприятий гражданской обороны;
ведение рабочих карт и журналов учета действий Служб по обеспечению мероприятий гражданской обороны.
6. Порядок комплектования, материально-технического и финансового обеспечения Служб
6.1. Порядок комплектования Служб личным составом, оснащения техникой и материально-техническими средствами разработан и введен в действие приказом МЧС России от 23 декабря 2005 г. N 999 "Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований".
6.2. Обеспечение Служб автомобильным транспортом, дорожно-строительной и подъемно-транспортной техникой производится за счет ресурсов, не подлежащих передаче в Вооруженные Силы Российской Федерации, в другие войска и воинские формирования, органы и специальные формирования.
Оснащение формирований Служб осуществляется за счет автомобильной, специальной техники и имущества, имеющихся в организациях, на базе которых формируются силы и средства Служб. При отсутствии или недостаточном количестве автомобильной, специальной техники и имущества в указанных организациях - за счет планового закрепления за формированиями Служб техники и имущества других организаций. Закрепление за формированиями Служб техники и имущества других организаций производится на договорной основе при участии органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления. Непосредственная передача автомобильной, специальной техники и имущества осуществляется с введением соответствующей степени готовности гражданской обороны.
6.3. Службы организации (объекта) комплектуются личным составом за счет численности работников организации, на базе которой создаются Службы, продолжающих работу в период мобилизации и в военное время. Порядок зачисления граждан в формирования Служб осуществляется в соответствии с положениями приказа МЧС России от 23 декабря 2005 г. N 999.
6.4. Финансирование специальных мероприятий гражданской обороны, включая подготовку и оснащение Служб, осуществляется в порядке, определенном действующим законодательством.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.