Законом Амурской области от 22 декабря 2004 г. N 393-ОЗ настоящий Закон признан утратившим силу
Законом Амурской области от 16 декабря 2002 г. N 159-ОЗ в настоящий Закон внесены изменения
Закон Амурской области
от 9 февраля 1999 г. N 131-ОЗ
"Об основах бюджетного процесса и бюджетных правах местного
самоуправления в Амурской области"
(принят Амурским областным Советом народных депутатов 22 января 1999 г.)
(с изм. и доп. от 23 февраля 2001 г., в ред. 16 декабря 2002 г.)
Глава I. Общие положения _____________________________ (ст.ст. 1-5)
Глава II. Доходная часть местных бюджетов ____________ (ст.ст. 6-12)
Глава III. Расходная часть местных бюджетов __________ (ст.ст. 13-15)
Глава IV. Сбалансированность местных бюджетов _______ (ст.ст. 16-19)
Глава V. Межбюджетные отношения ____________________ (ст.ст. 20-24)
Глава VI. Формирование и рассмотрение _______________ (ст.ст. 25-26)
местных бюджетов
Глава VII. Исполнение местных бюджетов _______________ (ст.ст. 27-31)
Глава VIII. Контроль за исполнением местных бюджетов __ (ст.ст. 32-34)
Глава IX. Заключение ________________________________ (ст.ст. 35-38)
Настоящий Закон регулирует полномочия и компетенцию органов местного самоуправления в отношениях, возникающих при формировании, рассмотрении, утверждении, исполнении местных бюджетов и контроле за их исполнением.
Глава I. Общие положения
Статья 1. Правовая основа
Настоящий Закон разработан на основе Конституции Российской Федерации, Федеральных законов "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации", Бюджетного кодекса Российской Федерации, Устава (основного Закона) Амурской области, Закона Амурской области "Об общих принципах организации местного самоуправления в Амурской области" и иных федеральных и областных законов.
Статья 2. Местные бюджеты
1. Консолидированный бюджет района, города областного значения - свод бюджетов муниципальных образований, расположенных на территории данного района, города областного значения.
Консолидированный бюджет района, города областного значения состоит из местных бюджетов двух уровней:
первый уровень - районный бюджет, городской бюджет города областного значения;
второй уровень - бюджеты муниципальных образований, расположенных на территории района, города областного значения.
2. Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет и право на получение в порядке бюджетного регулирования бюджетных средств из бюджетов других уровней для исполнения расходов местного бюджета.
3. Местный бюджет является частью финансовых ресурсов местного самоуправления.
4. В состав местного бюджета органы местного самоуправления вправе включать целевые и резервные фонды, а также сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов и территорий, не являющихся муниципальными образованиями.
Статья 3. Сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов и территорий, не являющихся муниципальными образованиями
1. Составной частью местных бюджетов могут являться сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов и территорий, не являющихся муниципальными образованиями.
Для населенных пунктов и территорий, имеющих зарегистрированные органы территориального общественного самоуправления, которые являются юридическими лицами, составление смет в составе местных бюджетов обязательно.
2. Порядок разработки, утверждения и использования смет расходов отдельных населенных пунктов и территорий, не являющихся муниципальными образованиями, определяется органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с уставом муниципального образования.
3. Рассмотрение и утверждение отчетов об исполнении смет расходов отдельных населенных пунктов и территорий, не являющихся муниципальными образованиями, производятся одновременно с рассмотрением и утверждением отчетов об исполнении местных бюджетов.
4. Расходы населенных пунктов и территорий, не являющихся муниципальными образованиями, осуществляются в соответствии со сметой расходов.
В случае делегирования органом местного самоуправления части своих полномочий по решению вопросов местного значения органам территориального общественного самоуправления средства на эти цели включаются в сметы доходов и расходов.
5. Форма и содержание смет доходов и расходов отдельных населенных пунктов и территорий, не являющихся муниципальными образованиями, устанавливаются в соответствии с бюджетной классификацией на принципах, определяемых настоящим Законом для местных бюджетов.
Статья 4. Самостоятельность местных бюджетов
1. Самостоятельность местных бюджетов обеспечивается:
наличием собственных доходов;
правом получения регулирующих доходов, дотаций, субвенций, субсидий, в соответствии с законодательством;
правом определять направление расходования средств местных бюджетов, за исключением средств, выделяемых из областного бюджета;
недопустимостью компенсации за счет областного бюджета потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения решения о местном бюджете, за исключением случаев, связанных с изменением законодательства.
2. Формирование, рассмотрение, утверждение и исполнение местных бюджетов, а также контроль за их исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с законодательством и уставом муниципального образования, за исключением средств, выделяемых из областного бюджета.
3. Представительные органы местного самоуправления самостоятельно утверждают местный бюджет, а органы местного самоуправления, осуществляющие организационные и исполнительно-распорядительные функции в муниципальном образовании, самостоятельно его исполняют. Вмешательство иных органов и организаций в процесс формирования, рассмотрения, утверждения и исполнения местных бюджетов не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
4. Доходы бюджета муниципального образования зачисляются в установленном порядке на счет местного бюджета. Орган территориального общественного самоуправления, имеющий бюджетный счет, получает финансовые средства из местного бюджета в соответствии со сметой и использует их самостоятельно. Обращение взыскания на бюджетные средства органа территориального общественного самоуправления, как и на имущество, приобретенное на доходы органа территориального общественного самоуправления, допускается только в случаях, предусмотренных законодательством.
5. Доходы местных бюджетов, полученные дополнительно в ходе исполнения бюджета, а также суммы превышений доходов над расходами или суммы экономии в расходах остаются в распоряжении органов местного самоуправления, изъятию не подлежат и используются по их усмотрению.
6. Органы местного самоуправления самостоятельно:
увеличивают исходя из имеющихся финансовых возможностей и с учетом приоритетов социально-экономического развития расходы нормы расходов) по отдельным вопросам местного значения сверх расходов (норм расходов), рассчитанных на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности;
устанавливают размер расходов на содержание представительного органа местного самоуправления, а также органов местной администрации.
7. Органы местного самоуправления не вправе уменьшать размер средств, предназначенных для решения отдельных вопросов местного значения, ниже уровня расходов, рассчитанных на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности.
Глава II. Доходная часть местных бюджетов
Статья 5. Доходы местных бюджетов
1. Доходы местных бюджетов формируются за счет собственных доходов и доходов за счет отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов, финансовой помощи от бюджетов других уровней, безвозмездных перечислений от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, а также за счет безвозмездных перечислений по взаимным расчетам.
2. В местный бюджет поступают ассигнования на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, ассигнования на финансирование реализации органами местного самоуправления федеральных законов и законов области, ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате принятия органами государственной власти решений, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов муниципальных образований, а также другие неналоговые доходы, поступающие в местные бюджеты в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами, законами области и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Статья 6. Собственные доходы местных бюджетов
1. Представительные органы местного самоуправления в соответствии с федеральным и областным законодательством самостоятельно устанавливают местные налоги и сборы.
2. Представительные органы местного самоуправления не вправе вводить дополнительные налоги и сборы, не предусмотренные федеральным и областным законодательством, равно как и повышать ставки установленных налогов и сборов.
3. Население непосредственно путем местного референдума, на собраниях (сходах) граждан, органы территориального общественного самоуправления, представительные органы местного самоуправления с учетом мнения населения вправе принимать решения о самообложении путем разового добровольного внесения средств на финансирование необходимых мероприятий по решению вопросов местного значения.
4. За местными бюджетами закрепляются на постоянной основе следующие федеральные и областные налоги и сборы от доли, зачисляемой в консолидированный бюджет области, консолидированные бюджеты районов и городов областного значения в соответствии с федеральным и областным законодательством:
1) 5% налога на прибыль (доход) предприятий и организаций;
2) 50% налога на доходы физических лиц;
3) 100% налога на доходы физических лиц, удерживаемого налоговыми органами;
4) 10% налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), производимые на территории Российской Федерации (за исключением НДС на драгоценные металлы и драгоценные камни, отпускаемые из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации);
5) 5% акцизов на спирт, водку и ликероводочные изделия, производимые на территории Российской Федерации;
6) 10% акцизов на остальные товары, производимые на территории Российской Федерации, за исключением акцизов на минеральные виды сырья, бензин автомобильный, легковые автомобили;
7) 100% налога с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения;
8) платежи за пользование недрами и природными ресурсами в размерах, установленных в соответствии с федеральным законодательством;
9) 60% налога с продаж;
10) государственная пошлина, установленная в соответствии с федеральным законодательством.
5. К неналоговым доходам местных бюджетов относятся:
доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;
доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;
иные неналоговые доходы.
6. Собственные доходы местные бюджеты второго уровня в качестве финансового обеспечения решения вопросов совместного ведения могут по договору передавать местному бюджету первого уровня.
Статья 7. Регулирующие доходы местных бюджетов
1. Регулирующие доходы местных бюджетов:
1) налог на прибыль (доход) предприятий и организаций;
2) налог на доходы физических лиц;
3) налог на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), производимым на территории Российской Федерации;
4) акцизы на отдельные группы и виды товаров.
2. Сверх долей, закрепляемых за местными бюджетами на постоянной основе в соответствии с пунктом 4 статьи 7 настоящего Закона, могут устанавливаться нормативы отчислений в местные бюджеты от регулирующих доходов на планируемый финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на три года).
З. Органы местного самоуправления районов и городов областного значения распределяют доходы от регулирующих налогов и сборов, иных поступлений в бюджет района и города областного значения между местными бюджетами первого и второго уровней в соответствии с нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Статья 8. Гарантии местных бюджетов по закрепленным и регулирующим доходам
1. Изменение состава и ставок регулирующих доходов местных бюджетов осуществляется на основании налогового законодательства Российской Федерации.
2. Досрочное изменение нормативов отчислений в местные бюджеты допускается только на основании законов области в случае внесения изменений в налоговое законодательство Российской Федерации.
3. В целях максимального сокращения встречных финансовых потоков допускается при недостаточности собственных доходов для финансирования расходов муниципального образования в пределах минимального бюджета устанавливать максимально возможное повышение нормативов отчислений от регулирующих доходов с учетом их контингентов, имеющихся на территории муниципального образования.
Данная норма определяется Администрацией области по согласованию с органами местного самоуправления.
4. Фактическое увеличение (снижение) собственных доходов в текущем финансовом году, явившееся результатом финансово-хозяйственной деятельности, а также следствием налоговой инициативы органов местного самоуправления (включая предоставление налоговых льгот), не может служить основанием для снижения (увеличения) на следующий год нормативов отчислений от регулирующих доходов в местные бюджеты, а также доли (в процентах) муниципального образования в фонде финансовой поддержки муниципальных образований.
Статья 9. Заемные средства
1. Заемные средства используются для решения экономических проблем на соответствующих территориях муниципальных образований.
2. Заемные средства, привлекаемые органами местного самоуправления, могут быть в форме:
процентных и беспроцентных ссуд, получаемых из областного бюджета;
кредитов коммерческих банков;
муниципальных займов, выпускаемых в соответствии с федеральным и областным законодательством решениями органов местного самоуправления.
3. Нормативным правовым актом органа местного самоуправления о местном бюджете на очередной финансовый год должен быть установлен верхний предел муниципального долга.
Статья 10. Финансовая помощь, оказываемая муниципальным образованиям
1. Оказание финансовой помощи из областного бюджета бюджетам районов и городов областного значения осуществляется в следующих формах:
предоставление дотаций на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности муниципальных образований;
предоставление субвенций и субсидий на финансирование отдельных целевых расходов;
предоставление бюджетных кредитов;
предоставление бюджетной ссуды на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджетов районов и городов областного значения;
безвозмездные перечисления по взаимным расчетам.
Органы местного самоуправления районов и городов областного значения распределяют финансовую помощь, поступающую из областного бюджета, между местными бюджетами первого и второго уровней в соответствии с нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
2. Муниципальное образование - получатель финансовой помощи из областного бюджета на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности не имеет права:
предоставлять бюджетные кредиты юридическим лицам в размере, превышающем 3 процента расходов местного бюджета;
предоставлять муниципальные гарантии в размере, превышающем 5 процентов расходов местного бюджета;
ставить муниципальных служащих, финансируемых за счет средств местного бюджета, в лучшие условия (оплата труда, командировочные и прочие расходы) по сравнению с государственными служащими области (с учетом региональных коэффициентов заработной платы).
3. Пересмотр размера финансовой помощи в течение финансового года не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Статья 11. Права органов местного самоуправления по формированию доходной части местных бюджетов
Органы местного самоуправления наделяются правом:
устанавливать местные налоги и сборы, предусмотренные федеральным и областным законодательством;
взимать налоги, подлежащие зачислению в местные бюджеты, со всех предприятий и организаций, расположенных на территории муниципального образования, а также получать в местный бюджет предусмотренные федеральными и областными законами налоги с филиалов, структурных подразделений, головные предприятия которых расположены вне территории данного муниципального образования;
предоставлять отдельным категориям физических и юридических лиц льготы по уплате местных налогов в соответствии с федеральными законами;
устанавливать дополнительные льготы по налогообложению в пределах сумм налогов, зачисляемых в соответствии с федеральным и областным законодательством в местные бюджеты.
Органы местного самоуправления предоставляют налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей в местные бюджеты в соответствии с налоговым федеральным и областным законодательством в пределах лимитов предоставления налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, определенных нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о бюджете.
Органы местного самоуправления определяют порядок предоставления отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей в части сумм федеральных налогов или сборов, областных налогов или сборов, поступающих в местные бюджеты, только при отсутствии задолженности по бюджетным ссудам местного бюджета перед областным и федеральным бюджетами и соблюдении предельного размера дефицита местного бюджета и размера муниципального долга, установленного настоящим Законом.
Глава III. Расходная часть местных бюджетов
Статья 12. Основные направления расходов местных бюджетов
1. Расходная часть местных бюджетов включает:
1) расходы, связанные с решением вопросов местного значения, установленных законодательством Российской Федерации и области;
2) расходы, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления;
3) расходы, связанные с обслуживанием и погашением долга по муниципальным займам;
4) расходы, связанные с обслуживанием и погашением муниципального долга по ссудам;
5) ассигнования на страхование муниципальных служащих, объектов муниципальной собственности, а также гражданской ответственности и предпринимательского риска;
6) иные расходы, предусмотренные уставом муниципального образования.
Порядок исполнения расходной части местного бюджета устанавливается уставом муниципального образования или иным нормативным правовым актом органа местного самоуправления.
2. Порядок расходования средств, связанных с обеспечением деятельности представительных органов местного самоуправления и администраций муниципальных образований, определяется этими органами самостоятельно в соответствии с уставами муниципальных образований и федеральными и областными законами.
Статья 13. Составные части расходов местных бюджетов
1. Расходы местных бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся на две части: текущие расходы и капитальные расходы муниципальных образований.
2. В бюджет текущих расходов муниципальных образований включаются расходы на текущее содержание жилищно-коммунального хозяйства, учреждений здравоохранения и социального обеспечения, образования, культуры, физической культуры, спорта и другие расходы, не включенные в капитальные расходы.
При наличии дефицита бюджета муниципального образования первоочередному финансированию подлежат расходы, включаемые в бюджет текущих расходов, в части защищенных статей местного бюджета.
3. В капитальные расходы муниципальных образований включаются расходы на финансирование инвестиционной и инновационной деятельности, связанной с капитальными вложениями в социально-экономическое развитие территорий, расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и другие расходы, связанные с расширенным воспроизводством.
Статья 14. Защищенные статьи
При утверждении местного бюджета представительные органы местного самоуправления могут отдельной строкой выделять защищенные статьи расходов, которые должны финансироваться в полном объеме. Перечень защищенных статей текущих бюджетных расходов не является постоянным и устанавливается ежегодно, исходя из социальных приоритетов и финансовых возможностей местного бюджета.
Глава IV. Сбалансированность местных бюджетов
Статья 15. Принцип сбалансированности местных бюджетов
Принцип сбалансированности местного бюджета означает, что объем предусмотренных местным бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов местного бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.
При составлении, утверждении и исполнении местного бюджета органы местного самоуправления должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита местного бюджета.
Статья 16. Дефицит местных бюджетов
1. В случае принятия бюджета на очередной финансовый год с дефицитом решением об этом бюджете утверждаются источники финансирования дефицита бюджета.
2. Размер дефицита местного бюджета не может превышать 10 процентов объема доходов местного бюджета без учета финансовой помощи из федерального и областного бюджетов. Поступления из источников финансирования дефицита местного бюджета могут направляться на финансирование исключительно инвестиционных расходов и не могут быть использованы для финансирования расходов на обслуживание и погашение муниципального долга.
Статья 17. Муниципальный долг
Муниципальный долг - совокупность долговых обязательств муниципального образования.
Муниципальный долг полностью и без условий обеспечивается всем муниципальным имуществом, составляющим муниципальную казну.
Долговые обязательства муниципального образования погашаются в сроки, которые определяются условиями заимствований и не могут превышать 10 лет.
Предельный объем муниципального долга не должен превышать объем доходов местного бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней.
Статья 18. Муниципальные гарантии
1. Муниципальные гарантии предоставляются муниципальным образованиям и юридическим лицам для обеспечения исполнения их обязательств перед третьими лицами.
2. Решением о бюджете на очередной финансовый год должен быть установлен перечень предоставляемых муниципальным образованиям и юридическим лицам гарантий на сумму, превышающую 0,01 процента расходов местного бюджета.
3. Общая сумма предоставленных гарантий включается в состав муниципального долга как вид долгового обязательства.
Глава V. Межбюджетные отношения
Статья 19. Организация межбюджетных отношений
1. Бюджетное регулирование между областным бюджетом и бюджетами районов и городов областного значения осуществляется путем передачи им финансовых средств, к которым относятся:
часть федеральных и областных налогов в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормативами;
дотации на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности муниципальных образований;
средства субсидий и субвенций на финансирование отдельных государственных полномочий, на финансирование реализации органами местного самоуправления федеральных законов и нормативных правовых актов области;
средства по взаимным расчетам.
Бюджетное регулирование между местными бюджетами первого и второго уровней осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления районов и городов областного значения.
2. Организация межбюджетных отношений в области осуществляется на основе федеральных законов и законов области.
З. Органы местного самоуправления районов, городов областного значения и органы местного самоуправления, расположенные на территории данного района, города областного значения, вправе заключать соглашения о передаче друг другу части своих полномочий за счет средств, направляемых из соответствующего бюджета.
4. Органы местного самоуправления могут включать в состав показателей бюджетного регулирования на территории соответствующего муниципального образования перечень и размер смет расходов территориального общественного самоуправления.
Статья 20. Принципы формирования минимальных местных бюджетов
1. Минимальный местный бюджет формируется с учетом сохранения обеспеченности средствами расходов по каждому из вопросов местного значения в местном бюджете в предыдущем финансовом году с учетом увеличения расходов, вызванных решениями органов государственной власти области и увеличением социальных норм и нормативов минимальной бюджетной обеспеченности.
2. Минимально необходимые расходы местного бюджета устанавливаются на основе государственных минимальных социальных стандартов и нормативов минимальной бюджетной обеспеченности по каждому из вопросов местного значения, находящихся в ведении соответствующего муниципального образования.
3. Нормативы отчислений от регулирующих доходов в местные бюджеты, размеры дотации и субвенции устанавливаются законом области, исходя из необходимости покрытия расходов минимального местного бюджета, возможностей консолидированного бюджета области и оптимального соотношения доходов.
4. При определении доходных источников для покрытия расходов минимального местного бюджета местные налоги и сборы учитываются по каждому муниципальному образованию в полном объеме по максимально допустимым ставкам (процентам) в соответствии с законодательством.
5. Уровень социально-экономического развития отдельных муниципальных образований на территории области повышается путем реализации областных целевых программ социально-экономического развития области, а также программ социально-экономического развития этих муниципальных образований.
Статья 21. Поддержка местного самоуправления органами государственной власти области
1. Органы государственной власти области содействуют укреплению местных бюджетов путем:
1) принятия мер по регулированию местных бюджетов;
2) содействия в Решении задач социально-экономического развития муниципальных образований через областные целевые Программы;
3) распределения средств для финансирования областных Программ между муниципальными образованиями, а также контроля за эффективным использованием этих средств;
4) разработки показателей бюджетного регулирования;
5) оказания методической помощи по разработке и исполнению местных бюджетов, формированию внебюджетных и валютных фондов.
Органы государственной власти области могут содействовать укреплению местных бюджетов и иными способами.
2. Органы государственной власти области и органы местного самоуправления обязаны содействовать населенным пунктам и территориям, не являющимся муниципальными образованиями, в Решении финансовых проблем, оказывая им помощь в пределах своей компетенции.
Статья 22. Формирование финансовой помощи муниципальным образованиям
1. Дотации муниципальным образованиям выдаются только на текущие расходы, обеспечивающие минимальный местный бюджет.
Дотации местным бюджетам выдаются в абсолютной сумме на безвозвратной основе для формирования доходной части местных бюджетов.
2. Субвенции местным бюджетам выделяются на определенный срок и подлежат возврату в случае их нецелевого использования.
Субвенции местным бюджетам предоставляются на основании Закона области для реализации инвестиционных проектов и целевых Программ. Инвестиционные проекты и целевые Программы развития муниципальных образований подлежат обязательному рассмотрению и утверждению представительными органами местного самоуправления в установленном порядке.
Основой для предоставления субвенций из областного бюджета являются целевые программы социально-экономического развития области или муниципальных образований, согласованные с Администрацией области, с четким экономическим обоснованием и разбивкой затрат по годам реализации.
Объемы расходов по каждой целевой программе в областном бюджете предусматриваются отдельной строкой с выделением текущих расходов и расходов развития.
3. Средства фонда финансовой поддержки муниципальных образований являются формой предоставления местным бюджетам финансовой помощи.
Расчет величины средств фонда финансовой поддержки муниципальных образований проводится на основе прогнозных показателей на планируемый финансовый год.
Порядок предоставления и объем финансовой помощи из областного бюджета бюджетам районов и городов областного значения устанавливаются по единой методологии в соответствии с законом области.
Статья 23. Права местного самоуправления на компенсацию дополнительных расходов местных бюджетов
1. В случаях, когда доходы бюджетов муниципальных образований уменьшаются или их расходы увеличиваются в результате решений, принятых органами государственной власти области, недостающие средства компенсируются за счет средств областного бюджета.
2. Решения органов государственной власти области, влекущие дополнительные расходы органов местного самоуправления, реализуются органами местного самоуправления в пределах переданных им в качестве компенсации средств.
Глава VI. Формирование и рассмотрение местных бюджетов
Статья 24. Организация бюджетного процесса местного самоуправления
1. Бюджетный процесс местного самоуправления составляет с бюджетным процессом области единый комплекс этапов и мероприятий.
2. Порядок и этапы бюджетного процесса устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно.
3. Муниципальные образования представляют в установленном порядке сведения об исполнении местных бюджетов в финансовые органы вышестоящих исполнительных органов государственной власти области и местного самоуправления и органы Государственного Комитета Российской Федерации по статистике.
Статья 25. Гарантии соблюдения бюджетного процесса в муниципальных образованиях
1. Администрация области в сентябре года, предшествующего новому финансовому году, доводит до органов местного самоуправления проектируемые показатели бюджетного регулирования.
2. Органы местного самоуправления могут принимать решения по сокращению сроков представления и рассмотрения местных бюджетов.
Органы местного самоуправления не вправе сокращать или игнорировать установленные этапы и мероприятия бюджетного процесса местного самоуправления.
Статья 26. Рассмотрение и принятие местных бюджетов
1. Глава муниципального образования (Глава местной Администрации) в установленные сроки вносит на рассмотрение представительного органа местного самоуправления проект местного бюджета.
2. По итогам рассмотрения проекта местного бюджета представительный орган местного самоуправления может принять решение об утверждении местного бюджета или об отправлении его на доработку с учетом замечаний и предложений.
3. В случае отклонения проекта местного бюджета доработанный проект местного бюджета повторно выносится главой муниципального образования (главой местной администрации) на рассмотрение представительного органа местного самоуправления в сроки, установленные представительным органом местного самоуправления.
4. В случаях, когда проект местного бюджета не утвержден до начала планируемого года, глава муниципального образования (глава местной администрации) имеет право до утверждения местного бюджета по соответствующим статьям местного бюджета истекшего финансового года ежемесячно расходовать средства бюджета в размере одной двенадцатой суммы фактически произведенных расходов с учетом индекса потребительских цен.
Статья 27. Документы и материалы к проектам местных бюджетов
1. Состав документов и материалов, предусмотренных для составления проекта местного бюджета, должен соответствовать положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации.
2. Нормативными правовыми актами органов местного самоуправления может быть предусмотрено представление иных документов и материалов.
3. К проекту местного бюджета первого уровня дополнительно могут представляться:
принципы взаимоотношений с местными бюджетами второго уровня, расположенными на территории района, города областного значения, и расчеты по ним;
нормативы регулирующих доходов.
Глава VII. Исполнение местных бюджетов
Статья 28. Права органов местного самоуправления в использовании бюджетных средств
Органы местного самоуправления вправе:
определять и утверждать направления, объемы и порядок использования бюджетных средств на текущее содержание, экономическое и социальное развитие муниципального образования;
вкладывать свободные средства в хозяйственные мероприятия, в ценные бумаги, а также предоставлять в установленном порядке кредиты, ссуды;
предусматривать в местных бюджетах средства для погашения долговых обязательств;
определять размеры резервных фондов финансовых ресурсов за счет средств местных бюджетов;
определять категории граждан, имеющих право на пособия и льготы за счет средств местных бюджетов;
объединять средства местного бюджета со средствами других муниципальных образований и средствами юридических и физических лиц для финансирования строительства, ремонта и содержания объектов муниципальной собственности;
осуществлять иные полномочия в соответствии с законодательством.
Статья 29. Сокращение расходов местных бюджетов
1. По предложению Главы муниципального образования представительный орган местного самоуправления может принять решение о сокращении расходов бюджета в случаях, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации.
2. Уточнение местного бюджета производится решением представительного органа местного самоуправления по представлению главы муниципального образования (главы местной администрации).
Статья 30. Порядок исполнения местных бюджетов
1. Обслуживание счетов местных бюджетов осуществляется учреждениями Центрального банка Российской Федерации или уполномоченными банками области на основе федеральных и областных законов и иных нормативных актов.
Исполнение местного бюджета осуществляется по единой бюджетной классификации в полном соответствии с утвержденным бюджетом.
2. Решения органов местного самоуправления, предусматривающие выделение из бюджета дополнительных, не предусмотренных утвержденным бюджетом средств при его уточнении, должны содержать источники покрытия вновь образовавшихся расходов за счет изыскания новых доходов, превышения доходов над расходами или перераспределения средств.
Глава VIII. Контроль за исполнением местных бюджетов
Статья 31. Контроль за исполнением местных бюджетов
1. Представительные органы местного самоуправления осуществляют следующие формы финансового контроля:
предварительный контроль - в ходе обсуждения и утверждения проектов решений о бюджете и проектов иных решений по бюджетно-финансовым вопросам;
текущий контроль - в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, рабочих групп представительных органов местного самоуправления, заседаниях представительных органов местного самоуправления и в связи с депутатскими запросами;
последующий контроль - в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.
2. Контроль представительных органов местного самоуправления предусматривает право представительных органов местного самоуправления на:
получение от органов местного самоуправления, осуществляющих организационные и исполнительно-распорядительные функции в муниципальном образовании, необходимых при утверждении бюджета сопроводительных материалов;
получение от органов, исполняющих бюджеты, оперативной информации об их исполнении;
утверждение (неутверждение) отчета об исполнении бюджета;
создание собственных контрольных органов местного самоуправления для проведения внешнего аудита бюджетов;
вынесение оценки деятельности органов, исполняющих бюджеты.
3. Органы местного самоуправления, осуществляющие организационные и исполнительно-распорядительные функции в муниципальном образовании, обязаны представлять представительным органам местного самоуправления в пределах их компетенции по бюджетным вопросам, установленной Конституцией Российской Федерации, Бюджетным кодексом Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, всю информацию, необходимую для осуществления контроля.
4. Финансовый контроль, проводимый органами местного самоуправления, осуществляющими организационные и исполнительно-распорядительные функции в муниципальном образовании, осуществляют Министерство финансов Российской Федерации, отделения федерального казначейства, финансовые органы муниципальных образований, главные распорядители, распорядители бюджетных средств в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Статья 32. Контроль за исполнением смет органов территориального общественного самоуправления со стороны населения муниципального образования
1. Контроль со стороны населения за использованием органом территориального общественного самоуправления финансовых ресурсов осуществляется в форме годового отчета об использовании бюджетных и собственных средств на собрании (сходе), конференции граждан и в иных формах, предусмотренных уставом муниципального образования.
2. Собрание (сход) граждан по вопросу годового отчета органа территориального общественного самоуправления об использовании бюджетных и собственных средств созывается органом территориального общественного самоуправления.
3. Решения собрания (схода) граждан оформляются протоколом. Протоколы собраний (сходов) по итогам финансовой деятельности органов территориального общественного самоуправления являются составной частью отчета об исполнении местного бюджета.
Статья 33. Отчет об исполнении местных бюджетов
1. Отчет об исполнении местных бюджетов составляется по всем основным показателям доходов и расходов в установленном порядке с необходимым анализом их исполнения, в том числе по обеспечению уровня регулирующих доходов.
2. Годовой отчет об исполнении местного бюджета представляется в сроки, определенные уставом муниципального образования, для утверждения представительным органом местного самоуправления главой муниципального образования (главой местной администрации).
Годовой отчет включает следующие разделы:
итоги деятельности администрации муниципального образования в форме доклада о результатах деятельности и основных направлениях социально-экономического развития муниципального образования;
отчет о реализации местных программ социально-экономического развития с подробной информацией о ходе выполнения каждой программы в отдельности;
отчет по доходам и расходам местного бюджета;
протоколы собраний (сходов) граждан об итогах финансовой деятельности органа территориального общественного самоуправления;
иные документы, представляемые по решению представительного органа местного самоуправления.
З. Отчет об исполнении бюджета муниципального образования, расположенного на территории района, города областного значения, утверждается после сдачи его в финансовый орган Администрации района, города областного значения.
Отчет об исполнении бюджета района, города областного значения утверждается после сдачи его в финансовый орган Администрации области.
Глава IX. Заключение
Статья 34. Гласность в бюджетных вопросах муниципальных образований
1. Решения представительных органов местного самоуправления об утверждении местного бюджета, об использовании средств местных целевых бюджетных фондов, об утверждении отчета об исполнении местного бюджета и использовании средств местных целевых бюджетных фондов, об участии в уставном капитале, а также решения по иным вопросам, касающимся формирования доходов и расходов бюджета, подлежат опубликованию в местных средствах массовой информации в десятидневный срок с момента принятия соответствующего решения или доводятся до сведения населения муниципального образования иным способом, исходя из возможностей органов местного самоуправления.
2. В случае принятия решения об отклонении проекта местного бюджета или о неутверждении отчетов об исполнении местного бюджета и использовании средств местных целевых бюджетных фондов в средствах массовой информации должны быть опубликованы необходимые сведения о причинах принятия такого решения.
Статья 35. Ответственность за неисполнение настоящего Закона
1. Порядок и условия ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления при утрате доверия населения определяются уставами муниципальных образований, федеральными и областными Законами.
2. Юридические и физические лица имеют право обжаловать в суд решения органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, если эти решения противоречат настоящему Закону.
3. Ущерб, причиненный в результате противоречащих настоящему Закону решений органов местного самоуправления и (или) действия или бездействия должностных лиц местного самоуправления, возмещается в полном объеме юридическим и физическим лицам, которым причинен этот ущерб, добровольно, на основании решений суда или арбитражного суда за счет собственных средств органов местного самоуправления.
Органы местного самоуправления, возместившие ущерб, причиненный по вине должностных лиц местного самоуправления, вправе предъявить регрессный иск к этим лицам в размере выплаченных сумм, если иной размер не установлен федеральным или областным законом.
4. В случае непредставления проекта местного бюджета в сроки, регламентированные настоящим Законом, если иное не установлено решением представительного органа местного самоуправления, а также неутверждения годового отчета главы муниципального образования (главы местной администрации) представительный орган местного самоуправления вправе поставить вопрос о недоверии главе муниципального образования (главе местной администрации) в соответствии с уставом муниципального образования.
Статья 36. Порядок введения в действие настоящего Закона
1. Законы области, касающиеся формирования и исполнения местных бюджетов, до приведения их в соответствие с настоящим Законом применяются в части, не противоречащей настоящему Закону.
2. В случае противоречия норм, содержащихся в других законах области, положениям настоящего Закона применяются положения и нормы настоящего Закона.
Статья 37. О вступлении в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Глава Администрации
Амурской области |
А.Н. Белоногов |
г. Благовещенск
9 февраля 1999 г.
N 131-ОЗ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Амурской области от 9 февраля 1999 г. N 131-ОЗ "Об основах бюджетного процесса и бюджетных правах местного самоуправления в Амурской области" (принят Амурским областным Советом народных депутатов 22 января 1999 г.)
Закон вступает в силу со дня официального опубликования
Текст Закона официально опубликован в газете "Амурская правда" от 16 февраля 1999 г. N 37
Законом Амурской области от 22 декабря 2004 г. N 393-ОЗ настоящий Закон признан утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Закон Амурской области от 16 декабря 2002 г. N 159-ОЗ
Закон Амурской области от 23 февраля 2001 г. N 290-ОЗ