Рассмотрев проект закона Амурской области "Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству на территории Амурской области", внесенный в порядке законодательной инициативы исполняющим обязанности губернатора области Швецом Н.Н., областной Совет народных депутатов
постановляет:
1. Принять в первом чтении проект закона Амурской области "Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству на территории Амурской области".
2. Направить указанный законопроект субъектам права законодательной инициативы для внесения поправок, в прокуратуру области, отдел законодательства субъектов Российской Федерации по Амурской области Управления Минюста России по Дальневосточному федеральному округу для внесения замечаний и предложений до 5 декабря 2007 года.
3. Комитету областного Совета народных депутатов по вопросам социальной политики доработать указанный законопроект с учетом поступивших поправок и внести его на рассмотрение областного Совета народных депутатов во втором чтении.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель областного Совета |
О.А.Турков |
Вносится губернатором
Амурской области
Проект
Закон
Амурской области
"Об организации и осуществлении деятельности по опеке
и попечительству в Амурской области"
Настоящий Закон в соответствии с законодательством Российской Федерации определяет порядок организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству на территории области, а также порядок наделения органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов государственными полномочиями.
Статья 1. Основные понятия и термины, используемые в настоящем Законе
1. Опека - правовая форма охраны и защиты личных и имущественных прав и интересов несовершеннолетних (малолетних детей), не достигших возраста 14 лет, оставшихся без родительского попечения, а также граждан, признанных судом недееспособными вследствие психического расстройства. Опека над несовершеннолетними (малолетними детьми) устанавливается в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов.
2. Попечительство - правовая форма охраны и защиты личных и имущественных прав и интересов несовершеннолетних детей в возрасте от 14 до 18 лет, оставшихся без родительского попечения, а также граждан, ограниченных судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами. Попечительство над несовершеннолетними устанавливается в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов.
По просьбе совершеннолетнего дееспособного гражданина, который по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности, над ним может быть установлено попечительство в форме патронажа.
Статья 2. Компетенция исполнительных органов государственной власти области в сфере организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству
К компетенции исполнительных органов государственной власти области в сфере организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству относится:
1) выявление, учет и устройство детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, не имеющих нормальных условий для воспитания в семье, несовершеннолетних детей, которые вследствие смерти родителей, лишения их родительских прав, болезни или по другим причинам остались без родительского попечения, установление, прекращение над ними опеки и попечительства;
2) защита личных и имущественных прав, законных интересов несовершеннолетних, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания недееспособными, болезни, длительного отсутствия родителей, уклонения от воспитания детей или защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, а также в других случаях отсутствия родительского попечения;
3) обеспечение приоритета семейных форм воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, профилактика социального сиротства, устройство детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан;
4) создание необходимых и оптимальных условий для воспитания, обучения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и несовершеннолетних, не имеющих нормальных условий для воспитания в семье;
5) осуществление функций регионального оператора государственного банка данных о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей;
6) защита личных и имущественных прав и интересов совершеннолетних лиц, признанных судом недееспособными и ограниченно дееспособными, и дееспособных совершеннолетних лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и выполнять свои обязанности.
Статья 3. Категории несовершеннолетних, в отношении которых органы опеки и попечительства правомочны осуществлять профилактическую работу, принимать решения по защите их прав и законных интересов
1. К числу несовершеннолетних, в отношении которых органы опеки и попечительства правомочны осуществлять профилактическую работу, принимать решения по защите их прав и законных интересов, относятся дети:
родители которых неизвестны;
утратившие вследствие смерти обоих или единственного родителя;
отобранные у родителей;
родители которых лишены родительских прав либо уклоняются от воспитания детей или защиты их прав и интересов;
не имеющие связи с родителями, либо утерявшие их (безнадзорные дети);
безнадзорные, не имеющие места жительства и (или) места пребывания (беспризорные);
родители которых страдают длительными заболеваниями, не позволяющими надлежаще осуществлять воспитание и содержание детей;
родители которых признаны недееспособными (либо ограниченно дееспособными) или объявлены безвестно отсутствующими (умершими);
родители которых находятся в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления;
родители которых ограничены в правах;
находящиеся в условиях, угрожающих их развитию, здоровью и благосостоянию;
а также другие несовершеннолетние, признанные в установленном порядке нуждающимися в защите.
Статья 4. Организация и осуществление деятельности по опеке и попечительству в отношении совершеннолетних
Полномочия в сфере организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству в отношении совершеннолетних реализуются исполнительным органом государственной власти области, осуществляющим функции в сфере социальной защиты населения, в порядке, установленном губернатором области.
Статья 5. Наделение органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних
1. Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних, установленными пунктами 1-4 статьи 2 настоящего Закона (далее - полномочия), на срок с 01 января 2008 года по 01 января 2009 года.
2. Средства на реализацию полномочий предусматриваются в составе фонда компенсаций областного бюджета в виде субвенции.
Объем субвенции на реализацию полномочий определяется в соответствии с методикой согласно приложению к настоящему Закону.
3. Главным распорядителем финансовых средств и материальных ресурсов, предусмотренных на выплату субвенции, является исполнительный орган государственной власти области, осуществляющий функции управления в сфере образования (далее - уполномоченный орган).
Контроль за расходованием финансовых средств и материальных ресурсов осуществляется уполномоченным органом.
4. Субвенция перечисляется в установленном для исполнения областного бюджета порядке на счета бюджетов муниципальных районов и городских округов.
Порядок расходования субвенции устанавливается губернатором области.
Средства на реализацию указанных полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
В случае использования средств не по целевому назначению губернатор области вправе осуществить изъятие средств в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
5. Перечень материальных средств, необходимых для исполнения полномочий (далее - перечень), формируется исполнительным органом государственной власти области, осуществляющим функции в сфере управления государственным имуществом, с учетом заявок органов местного самоуправления, наделенных полномочиями.
Перечень должен содержать наименование, адрес местонахождения, балансовую стоимость, а также иные индивидуализирующие характеристики имущества.
Перечень, а также формы документов, необходимых для его формирования, утверждаются губернатором области.
Статья 6. Права и обязанности органов местного самоуправления при осуществлении полномочий
1. Органы местного самоуправления при осуществлении полномочий имеют право:
1) вносить предложения по улучшению условий для исполнения полномочий;
2) получать в органах государственной власти области консультативную и методическую помощь;
3) дополнительно использовать собственные финансовые средства и материальные ресурсы для осуществления полномочий в случаях и в порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.
2. Органы местного самоуправления, должностные лица органов местного самоуправления при исполнении полномочий обязаны:
1) осуществлять полномочия надлежащим образом в соответствии с настоящим Законом и другими нормативными правовыми актами области;
2) обеспечивать реализацию прав граждан, указанных в статье 1 настоящего Закона, в пределах обеспечения полномочий;
3) обеспечивать целевое и эффективное использование средств, предоставленных на организацию и осуществление деятельности по опеке и попечительству;
4) перечислять финансовые средства в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и области;
5) заключать договоры о почтовом (банковском) обслуживании операций, связанных с реализацией полномочий;
6) вести обособленный учет средств, поступающих на организацию и осуществление деятельности по опеке и попечительству;
7) представлять уполномоченному органу отчеты о ходе осуществления полномочий и расходовании финансовых средств, полученных на эти цели;
8) в случае прекращения осуществления полномочий возвратить неиспользованные финансовые средства, а также материальные ресурсы.
Статья 7. Права и обязанности уполномоченного органа при осуществлении органами местного самоуправления полномочий
1. Уполномоченный орган имеет право:
1) разрабатывать проекты обязательных для исполнения нормативных правовых актов по вопросам осуществления полномочий и осуществлять контроль за их исполнением;
2) давать письменные предписания по устранению нарушений, допущенных органами местного самоуправления или их должностными лицами в ходе осуществления полномочий;
3) осуществлять координацию деятельности органов местного самоуправления по вопросам реализации полномочий;
4) проводить комплексные и выборочные проверки деятельности органов местного самоуправления по исполнению переданных полномочий, в том числе по жалобам населения;
5) запрашивать от органов местного самоуправления информацию, отчетность, материалы и документы, связанные с осуществлением ими полномочий.
2. Уполномоченный орган обязан:
1) своевременно доводить до органов местного самоуправления лимиты бюджетных обязательств, в пределах которых будет осуществляться финансовое обеспечение расходов на реализацию полномочий;
2) перечислять в установленном для исполнения областного бюджета порядке на счета бюджетов муниципальных районов и городских округов финансовые средства, необходимые для исполнения полномочий;
3) координировать деятельность органов местного самоуправления по вопросам осуществления полномочий, оказывать консультативную и методическую помощь;
4) осуществлять контроль за реализацией полномочий, а также за использованием финансовых средств и материальных ресурсов, предоставленных на эти цели;
5) обеспечивать передачу органам местного самоуправления материальных ресурсов, необходимых для осуществления полномочий;
6) выполнять иные обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации и области.
Статья 8. Отчетность органов местного самоуправления при осуществлении полномочий
Органы местного самоуправления при осуществлении полномочий ежеквартально и ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за отчетным, представляют в уполномоченный орган отчеты о ходе осуществления полномочий и расходовании финансовых средств и материальных ресурсов, полученных на эти цели, по форме, установленной постановлением губернатора области.
Статья 9. Порядок осуществления органами государственной власти области контроля за исполнением органами местного самоуправления полномочий
1. Уполномоченный орган контролирует осуществление органами местного самоуправления полномочий, а также использование предоставленных на эти цели финансовых средств и материальных ресурсов.
2. Органы местного самоуправления и их должностные лица обязаны представлять в уполномоченный орган документы, связанные с осуществлением полномочий.
3. Уполномоченный орган проводит комплексные и выборочные проверки, в том числе по жалобам населения, деятельности органов местного самоуправления по исполнению переданных полномочий.
4. В случае выявления нарушений требований нормативных правовых актов по вопросам осуществления органами местного самоуправления или должностными лицами органов местного самоуправления полномочий уполномоченный орган вправе давать письменные предписания по устранению таких нарушений, обязательные для исполнения органами местного самоуправления и должностными лицами органов местного самоуправления.
Указанные предписания могут быть обжалованы в судебном порядке.
Статья 10. Прекращение осуществления полномочий органами местного самоуправления
1. Осуществление полномочий органами местного самоуправления может быть прекращено в случае:
1) нарушения законодательства Российской Федерации и области;
2) неисполнения или ненадлежащего исполнения полномочий;
3) нецелесообразности осуществления полномочий органами местного самоуправления.
2. Прекращение исполнения полномочий органами местного самоуправления осуществляется законом области.
3. Прекращение осуществления полномочий органами местного самоуправления в соответствии с настоящей статьей влечет за собой прекращение финансирования полномочий.
Неиспользованные в установленные сроки финансовые средства, а также материальные ресурсы, выделенные органам местного самоуправления на осуществление полномочий, подлежат возврату в порядке, установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами области.
Статья 11. Организация деятельности органов опеки и попечительства
Полномочия и порядок организации деятельности подразделения исполнительного органа государственной власти области, выполняющего функции регионального оператора государственного банка данных о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, а также осуществляющего контроль в сфере организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству, органа местного самоуправления, непосредственно осуществляющего функции в сфере организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству в соответствии с переданными государственными полномочиями, определяются положениями о подразделении и органе соответственно, утверждаемыми соответствующими уполномоченными должностными лицами.
Статья 12. Норматив штатной численности специалистов по опеке и попечительству
Норматив численности работников подразделения исполнительного органа государственной власти области, выполняющего функции регионального оператора государственного банка данных о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, а также осуществляющего контроль в сфере организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству, определяется из расчета не менее 1 работника на 5 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на региональном учете.
Норматив численности работников органа местного самоуправления, непосредственно осуществляющего функции в сфере организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству в соответствии с переданными государственными полномочиями, определяется из расчета не менее 1 работника на орган местного самоуправления.
Статья 13. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу с 01 января 2008 года.
Статья 14. Признание утратившими силу отдельных законов области
Признать утратившими силу со дня вступления в силу настоящего Закона:
1) Закон Амурской области от 05.06.1998 N 75-ОЗ "Об органах опеки и попечительства на территории области";
2) Закон Амурской области от 06.06.2001 N 5-ОЗ "О внесении изменения и дополнения в Закон Амурской области "Об органах опеки и попечительства на территории области";
3) Закон Амурской области от 31.10.2005 N 76-ОЗ "О внесении изменения в статью 5 Закона Амурской области "Об органах опеки и попечительства на территории области".
Губернатор Амурской области |
Н.А.Колесов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Амурского областного Совета народных депутатов (четвертый созыв) от 22 ноября 2007 г. N 37/615 "О проекте закона Амурской области "Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству на территории Амурской области"
Текст Постановления официально опубликован не был