Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению
городской Думы
города Благовещенска
от 8 июня 2006 г. N 15/84
Городская целевая программа
"Обеспечение жильем молодых семей на 2003-2010 годы"
29 ноября 2007 г.
Решением городской Думы города Благовещенска Амурской области (четвертый созыв) от 29 ноября 2007 г. N 35/154 в раздел 1 настоящей программы внесены изменения
1. Паспорт городской целевой программы
"Обеспечение жильем молодых семей" на 2003-2010 годы
Наименование Городская целевая программа "Обеспечение жильем
программы молодых семей" на 2003 - 2010 годы
Основание для Подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей",
разработки входящая в состав федеральной целевой программы "Жилище"
программы на 2002-2010 годы, утвержденная Постановлением
Правительства РФ от 31.12.2005 N 865
Заказчик Мэр города Благовещенска
Основные Комитет по управлению имуществом муниципального
разработчики образования города Благовещенска
Программы
Цель Программы Создание системы поддержки решения жилищной
проблемы молодых семей, признанных в установленном
порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий
Основные задачи - предоставление молодым семьям
Программы субсидий на приобретение жилья или
строительство индивидуального жилого дома
- создание условий для привлечения молодыми семьями
собственных средств, дополнительных финансовых
средств банков и других организаций, предоставляющих
ипотечные жилищные кредиты и займы для приобретения
жилья или строительство индивидуального жилья
Срок реализации 2003 - 2010 годы:
Программы 1 этап - 2003-2005 годы
2 этап - 2006-2010 годы
Основные 1. Разработка нормативного правового и
мероприятия методологического обеспечения реализации программы;
Программы 2. Финансовое обеспечение программы из городского
бюджета;
3. Организационное обеспечение реализации программы:
- формирование банка данных молодых семей;
- организация в городских средствах массовой
информации работы, направленной на освещение целей и
задач программы;
- проведение мониторинга реализации Программы и
подготовка информационно-аналитических материалов
Объем и Общий объем финансирования программы в 2006-2010
источники годах составляет 458,5 миллионов рублей, в том числе:
финансирования - средства федерального бюджета - 45,8 миллионов рублей;
Программы - средства областного бюджет - 91,7 миллионов рублей;
- средства городского бюджета - 45,8 миллионов рублей;
- средства, привлеченные из внебюджетных источников
(личные средства граждан), - 275,2 миллионов рублей
Ожидаемые - создание условий для повышения уровня обеспеченности
конечные жильем молодых семей;
результаты - привлечение в жилищную сферу дополнительных
реализации финансовых средств банков и других организаций,
Программы предоставляющих ипотечные жилищные кредиты и займы;
- улучшение демографической ситуации на территории
города, укрепление семейных отношений
Система Заказчик осуществляет общее руководство и контроль за
организации реализацией программы.
контроля за Комитет по управлению имуществом муниципального
реализацией образования города Благовещенска направляет сведения о
Программы ходе реализации программы, эффективности использования
бюджетных средств в департамент архитектуры и
строительства администрации Амурской области.
2. Основные итоги реализации 1 этапа программы
С целью создания системы поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы на территории города Благовещенска администрацией города Благовещенска была разработана городская целевая программа "Обеспечение жильем молодых семей" на 2003-2010 годы, утвержденная решением городской Думы от 27.03.2003 N 32\32. Работа по реализации программы велась с 2003 года в соответствии с решением городской Думы от 20.11.2003 N 39\141 "О реализации городской целевой Программы "Обеспечение жильем молодых семей" на 2003-2010 годы".
На первом этапе реализации программы "Обеспечение жильем молодых семей" на 2003-2010 годы оказана помощь 124 молодым семьям для улучшения жилищных условий за счет бюджетов разных уровней, в том числе 24 семьи получили по 2 субсидии:
за счет средств федерального бюджета - 67 молодым семьям;
за счет средств областного бюджета - 38 молодым семья;
за счет средств местного бюджета - 43 молодым семьям.
Анализ результатов I этапа реализации программы показал, что ее участником могла быть молодая семья, в которой возраст каждого из супругов не превышает 30 лет, признанная в установленном порядке нуждающейся в улучшении жилищных условий, имеющая не менее 30% собственных средств для уплаты первоначального взноса. Возможность получить субсидию за счет средств бюджета была обусловлена только рождением (усыновлением) ребенка.
Участниками программы для приобретения (строительства) жилья на недостающую сумму привлекались средства банков и других организаций, средства родителей и др.
В современных условиях, когда большинство молодых семей не имеет возможности решить проблему самостоятельно, требуется продуманная и реалистичная политика в отношении оказания поддержки молодым семьям в приобретении или строительстве жилья.
3. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными методами
Городская целевая программа "Обеспечение жильем молодых семей на 2003-2010 годы" (далее - программа) базируется на подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей 2002-2010 годы", входящей в состав федеральной целевой Программы "Жилище" на 2002-2010 годы и предусматривает продолжение преобразований в жилищной сфере в рамках одного из направлений национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" путем создания условий для поддержки молодых семей - жителей города Благовещенска, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Программа ориентирована на такую социальную категорию населения, нуждающуюся в улучшении жилищных условий и требующую бюджетной поддержки, как молодые семьи, с учетом активного использования ипотечного жилищного кредитования.
По данным государственного статистического наблюдения, в городе молодежь в возрасте от 20 до 30 лет составляет 40 тыс.человек. Из них большая часть (примерно 15 тысяч молодых семей) нуждается в улучшении жилищных условий.
Как правило, молодые семьи не могут получить доступ на рынок жилья без бюджетной поддержки. Даже имея достаточный уровень дохода для получения ипотечного жилищного кредита, они не могут оплатить первоначальный взнос при получении кредита. Молодые семьи в основном являются приобретателями первого в своей жизни жилья, а значит, не имеют в собственности жилого помещения, которое можно было бы использовать в качестве обеспечения уплаты первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа. К тому же, как правило, они еще не имеют возможности накопить на эти цели необходимые средства. Однако данная категория населения имеет большие перспективы роста заработной платы по мере повышения квалификации, и государственная помощь в предоставлении средств на уплату первоначального взноса при получении ипотечных жилищных кредитов или займов будет являться для них стимулом дальнейшего профессионального роста.
Возможность решения жилищной проблемы, в том числе с привлечением средств ипотечного жилищного кредита или займа, создаст для молодежи стимул повышать качество трудовой деятельности, уровень квалификации в целях роста заработной платы. Решение жилищной проблемы молодых города Благовещенска позволит сформировать экономически активный слой населения.
Решением городской Думы города Благовещенска Амурской области (четвертый созыв) от 29 ноября 2007 г. N 35/154 в раздел 4 настоящей программы внесены изменения
4. Основные цели и задачи программы
Основной целью программы является создание системы адресной поддержки в решении жилищной проблемы молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Участником программы может быть молодая семья, постоянно проживающая в городе Благовещенске, возраст супругов в которой не превышает 30 лет, либо неполная семья, состоящая из одного молодого родителя, возраст которого не превышает 30 лет, и одного и более детей и нуждающаяся в улучшении жилищных условий (далее - молодая семья).
Молодые семьи, состоящие на учете при администрации г. Благовещенска, после достижения одним или каждым из супругов 30-летнего возраста сохраняют право на получение субсидии до момента приобретения жилья или строительства индивидуального жилья.
Для целей программы под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также другие молодые семьи, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющие доходы, достаточные для получения ипотечного жилищного кредита или займа на рыночных условиях.
Основными задачами программы являются:
обеспечение предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома;
создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, финансовых средств банков и других организаций, предоставляющих ипотечные жилищные кредиты и займы для приобретения жилья или строительства индивидуального жилья.
Основными принципами реализации программы являются:
добровольность участия в программе молодых семей;
признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством Российской Федерации;
возможность для молодых семей реализовать свое право на получение поддержки за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местного бюджетов при улучшении жилищных условий в рамках программы только один раз.
5. Срок и этапы реализации программы
На втором этапе реализации программы (2006-2010 годы) будут осуществляться:
разработка и формирование правовых, финансовых и организационных механизмов поддержки молодых семей-жителей города Благовещенска, нуждающихся в улучшении жилищных условий;
проведение практической работы по отработке финансовых и организационных механизмов и форм взаимодействия всех исполнителей программы;
создание системы мониторинга реализации программы;
совершенствование и развитие созданных и апробированных механизмов реализации программы, уточнение перечня намеченных мероприятий с учетом хода их выполнения на территории Амурской области.
Условиями прекращения реализации программы являются досрочное достижение целей и задач программы, а также изменение механизмов реализации государственной жилищной политики.
6. Мероприятия программы
Мероприятия программы предусматривают создание системы поддержки молодых семей - жителей города Благовещенска в решении ими жилищных проблем.
Программа включает в себя мероприятия по следующим направлениям:
- нормативное правовое и методологическое обеспечение реализации программы;
- финансовое обеспечение реализации программы;
-организационное обеспечение реализации программы.
Наиболее важные мероприятия по совершенствованию нормативной правовой базы включают в себя разработку нормативных правовых документов, связанных с механизмом реализации мероприятий программы. Перечень основных мероприятий по реализации программы приведен в приложении N 1.
Основными мероприятиями по финансовому обеспечению реализации программы являются разработка финансовых и экономических механизмов оказания поддержки молодым семьям в улучшении жилищных условий и подготовка необходимых технико-экономических обоснований и расчетов при разработке проектов городского бюджета на соответствующий год. Ежегодный объем средств на реализацию мероприятий программы прописывается в городском бюджете на очередной финансовый год отдельной строкой.
Организационные мероприятия предусматривают:
признание молодых семей нуждающимися в улучшении жилищных условий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
формирование списков молодых семей для участия в программе;
определение ежегодно объема средств, выделяемых из городского бюджета на реализацию мероприятий программы;
выдача молодым семьям в установленном порядке свидетельств на приобретение жилья исходя из объемов финансирования, предусмотренных на эти цели в городском бюджете, а также объемов софинансирования за счет средств областного и федерального бюджетов.
организация в городских средствах массовой информации работы, направленной на освещение целей и задач программы;
информирование молодых семей, состоящих на учете, об изменении механизма реализации программы.
Решением городской Думы города Благовещенска Амурской области (четвертый созыв) от 29 ноября 2007 г. N 35/154 в раздел 7 настоящей программы внесены изменения
7. Механизм реализации программы
Механизм реализации программы предполагает оказание поддержки молодым семьям в улучшении жилищных условий путем предоставления им субсидий.
Субсидия предоставляется на приобретение у любых физических и (или) юридических лиц одного (нескольких) жилого помещения (жилых помещений) или строительство индивидуального жилого дома, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенного применительно к условиям города Благовещенска, и может быть использована в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по этим ипотечным жилищным кредитам или займам, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий, пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам. Право использовать субсидию на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома предоставляется молодым семьям, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий на момент заключения соответствующего кредитного договора (договора займа).
Субсидия может быть использована молодой семьей, которая является членом жилищного накопительного кооператива и для которой кооперативом приобретено жилое помещение, для осуществления последнего платежа в счет уплаты паевого взноса в полном размере, после чего данное жилое помещение переходит в собственность молодой семьи.
Расчет размера субсидии производится исходя из нормы общей площади жилого помещения, установленной для семей разной численности, количества членов молодой семьи и норматива стоимости 1 кв. м общей площади жилья. Норматив стоимости 1 кв. м общей площади жилья в городе Благовещенске устанавливается равным средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья по Амурской области, определяемой уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Размер общей площади жилого помещения, с учетом которой определяется размер субсидии, составляет:
для семьи численностью 2 человека (молодые супруги или 1 молодой родитель и ребенок) - 42 кв. м;
для семьи численностью 3 и более человек, включающей помимо молодых супругов 1 и более детей (либо семьи, состоящей из 1 молодого родителя и 2 и более детей), - по 18 кв. м на каждого члена семьи.
Средняя стоимость жилья, принимаемая при расчете размера субсидии, определяется по формуле:
СтЖ = Н * РЖ,
где:
СтЖ - средняя стоимость жилья, принимаемая при расчете размера субсидии;
Н - норматив средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья по Амурской области, определяемый уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
РЖ - размер общей площади жилого помещения, определяемый в соответствии с требованиями программы.
Размер субсидии составляет не менее:
35 процентов расчетной (средней) стоимости жилья, определяемой в соответствии с требованиями программы, - для молодых семей и молодых семей после достижения одним или каждым из супругов 30-летнего возраста, не имеющих детей;
40 процентов расчетной (средней) стоимости жилья, определяемой в соответствии с требованиями программы, - для молодых семей и молодых семей после достижения одним или каждым из супругов 30-летнего возраста, имеющих 1 ребенка и более, а также для неполных молодых семей, состоящих из 1 молодого родителя и 1 ребенка и более (далее - неполные молодые семьи).
Доля средств федерального бюджета, направляемых на софинансирование мероприятий программы, определяется в соответствии с требованиями подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы.
Молодым семьям после достижения одним или каждым из супругов 30-летнего возраста субсидия выплачивается за счет средств областного и городского бюджетов.
Условием получения субсидии является наличие у молодой семьи дополнительных средств - собственных средств или средств ипотечного жилищного кредита или займа, необходимых для оплаты приобретаемого жилого помещения.
Общая площадь приобретаемого жилого помещения в расчете на каждого члена молодой семьи, учтенного при расчете размера субсидии, не может быть меньше учетной нормы общей площади жилого помещения, установленной администрацией города Благовещенска в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Приобретаемое жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов молодой семьи, которой предоставлена субсидия.
Молодым семьям предоставляется дополнительная субсидия за счет средств областного и (или) городского бюджетов в размере не менее 5 процентов средней стоимости жилья при рождении (усыновлении) 1 ребенка для погашения части кредита или займа либо для компенсации затраченных собственных средств на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья.
В качестве механизма доведения субсидии до молодой семьи используется свидетельство на приобретение жилья (далее - свидетельство).
Свидетельство является именным документом, удостоверяющим право молодой семьи на получение субсидии. Свидетельство не является ценной бумагой, не подлежит передаче другому лицу, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Срок действия свидетельства с даты его выдачи, указанной в свидетельстве, для молодых семей составляет 2 месяца, для банков, участвующих в реализации программы, - 9 месяцев.
Порядок предоставления молодым семьям субсидий (далее - порядок), устанавливается Правительством Российской Федерации.
Размер субсидии, предоставляемой молодой семье, рассчитывается администрацией города Благовещенска, осуществляющей выдачу свидетельства, указывается в свидетельстве и является неизменным на весь срок его действия. Расчет размера субсидии производится на дату выдачи свидетельства, указанную в бланке свидетельства.
Полученное свидетельство сдается его владельцем в банк, где на его имя открывается банковский счет, предназначенный для зачисления субсидии. Молодая семья - владелец свидетельства заключает договор банковского счета с банком. Жилое помещение, приобретенное или построенное молодой семьей, должно находиться на территории города Благовещенска.
Молодая семья - владелец свидетельства в течение срока его действия представляет для оплаты в банк договор, который является основанием для государственной регистрации права на приобретаемое жилое помещение, и правоустанавливающие документы на жилое помещение, приобретаемое посредством реализации такого договора.
Банк осуществляет проверку представленных документов и при соблюдении установленных условий принимает договор к оплате.
Перечисление средств с банковского счета лицу, участвующему в договоре, осуществляется в безналичной форме в течение 10 рабочих дней со дня принятия банком договора к оплате.
В случае приобретения жилого помещения или строительства индивидуального жилого дома молодой семьей за счет средств ипотечных жилищных кредитов или займов допускается перечисление средств субсидии в счет погашения основной суммы долга и уплаты процентов по ипотечному жилищному кредиту (займу). Перечисление средств субсидии на погашение иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по указанным кредитам или займам не допускается. Основаниями для перечисления средств субсидии в счет погашения основной суммы долга и уплаты процентов по ипотечному жилищному кредиту (займу) являются:
соответствующий кредитный договор (договор займа);
справка кредитора (заимодавца) о сумме остатка основного долга и процентов по ипотечному жилищному кредиту (займу);
свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, приобретенное (построенное) с использованием кредитных (заемных) средств;
договор строительного подряда либо иные документы, подтверждающие расходы по созданию объекта индивидуального жилищного строительства при незавершенном строительстве индивидуального жилого дома.
При этом размер предоставляемой субсидии ограничивается суммой остатка основного долга и начисленных процентов по ипотечному жилищному кредиту (займу)."
Существуют особенности использования субсидии на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на строительство индивидуального жилья. Условием перечисления средств, предоставляемых в качестве субсидии, на банковский счет в банке является заключение молодой семьей кредитного договора с банком на кредитование строительства индивидуального жилья. Банк открывает кредитную линию и поэтапно кредитует строительство индивидуального жилья.
После заключения договора купли-продажи жилья или кредитного договора с банком на кредитование строительства индивидуального жилья молодые семьи снимаются с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В случае если владелец свидетельства по какой-либо причине не смог решить свою жилищную проблему (приобрести жилое помещение в собственность, заключить договор кредитования индивидуального жилищного строительства) в установленный программой срок действия свидетельства и не воспользовался правом на получение выделенной ему субсидии, он сдает свидетельство в администрацию города Благовещенска, выдавшую свидетельство, и сохраняет право на улучшение жилищных условий, в том числе на дальнейшее участие в программе на условиях, определяемых в соответствии с порядком.
По мере осуществления страховыми организациями деятельности по страхованию ипотечных жилищных кредитов (страхованию ответственности заемщика за невозврат кредита, обеспеченного ипотекой жилого дома или квартиры) дополнительно может быть рассмотрена возможность оказания молодым семьям за счет средств федерального, областного и городского бюджетов поддержки в оплате страховых взносов по данному виду добровольного страхования, что также позволит снизить размер первоначального взноса при получении молодыми семьями ипотечных жилищных кредитов до 5-10 процентов стоимости жилья.
Заказчик программы осуществляет:
формирование необходимой для выполнения программы законодательной базы города Благовещенска в соответствии с законодательством Российской Федерации и Амурской области;
формирование списков молодых семей на территории города Благовещенска;
мониторинг реализации программы с целью анализа ситуации, обобщения и распространения положительного опыта;
определение объемов, форм и методов оказания поддержки молодым семьям за счет средств городского бюджета и привлеченных внебюджетных источников;
проведение информационной и разъяснительной работы среди населения по освещению целей и задач программы через городские средства массовой информации;
составление отчетов о расходовании бюджетных средств, направленных на реализацию программы.
8. Ресурсное обеспечение реализации программы
Основными источниками финансирования программы являются:
средства федерального бюджета;
средства областного бюджета
средства местного бюджета;
средства банков и других организаций, предоставляющих молодым семьям ипотечные жилищные кредиты и займы на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья;
средства молодых семей, используемые для частичной оплаты стоимости приобретаемого жилья или строящегося индивидуального жилья.
Общий объем средств, предусмотренных на реализацию программы, составит 458,5 миллионов рублей, в том числе за счет средств:
федерального бюджета - 45,8 миллионов рублей;
областного бюджета - 91,7 миллионов рублей;
городского бюджета - 45,8 миллионов рублей;
собственных и заемных средств молодых семей - 275,2 миллионов рублей.
Объемы финансирования программы на 2006-2010 годы приведены в приложении N 2.
9. Организация управления реализации программы
Заказчик программы:
осуществляет общее руководство и контроль за выполнением программы, определяет формы и методы управления реализацией программы;
осуществляет координацию и мониторинг работ;
подготавливает информацию (отчеты) о ходе выполнения программы;
разрабатывает предложения по совершенствованию отдельных механизмов ее реализации;
проводит в средствах массовой информации информационно-разъяснительной работы по вопросам реализации программы.
Контроль за реализацией программы осуществляется по следующим показателям:
количество свидетельств, выданных молодым семьям, и размер бюджетных средств, предусмотренных на их оплату;
количество оплаченных свидетельств и размер бюджетных средств (в том числе федеральных, областных и городских), направленных на их оплату.
10. Оценка социально-экономической эффективности
реализации программы
Эффективность реализации программы и использования выделенных на нее средств федерального, областного и городского бюджетов будет обеспечена за счет:
исключения возможности нецелевого использования бюджетных средств;
прозрачности использования бюджетных средств;
регулирования порядка расчета размера и предоставления субсидий;
адресного предоставления бюджетных средств;
привлечения молодыми семьями собственных, кредитных и заемных средств для приобретения жилья или строительства индивидуального жилья.
Оценка эффективности реализации мер по обеспечению жильем молодых семей будет осуществляться на основе следующих индикаторов:
количество молодых семей, улучшивших жилищные условия (в том числе с использованием ипотечных жилищных кредитов и займов) при оказании содействия за счет средств бюджетов всех уровней;
доля молодых семей, улучшивших жилищные условия (в том числе с использованием ипотечных жилищных кредитов и займов) при оказании содействия за счет средств бюджетов всех уровней, в общем количестве молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий;
доля оплаченных свидетельств в общем количестве свидетельств, выданных молодым семьям.
Успешное выполнение мероприятий программы позволит в 2006-2010 годах обеспечить жильем 491 молодую семью, нуждающуюся в улучшении жилищных условий, в том числе в 2006 году - 40 молодых семей, в 2007 году - 79 молодых семей, в 2008 году - 93 молодые семьи, в 2009 году - 136 молодых семей и в 2010 году - 143 молодых семей, а также позволит обеспечить:
привлечение в жилищную сферу дополнительных финансовых средств банков и других организаций, предоставляющих ипотечные жилищные кредиты и займы, собственных средств граждан;
развитие и закрепление положительных демографических тенденций в городе;
укрепление семейных отношений и снижение уровня социальной напряженности в городе;
развитие системы ипотечного жилищного кредитования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.