Решение Арбитражного суда Амурской области
от 15 августа 2007 г. N А04-1320/07-9/155
Арбитражный суд Амурской области при участии в судебном заседании: от заявителя - Лаврушина С.А, дов. от 05.07.2007 г. N 6; Фетищева О.Н, дов. от 01.07.2007 г. N 12, рассмотрев в судебном заседании заявление Государственного унитарного предприятия Амурской области "Коммунальные системы БАМа" к Тунгалинскому сельскому Совету народных депутатов о признании нормативного правового акта недействующим,
установил:
Государственное унитарное предприятие Амурской области "Коммунальные системы БАМа" обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением к Тунгалинскому сельскому Совету народных депутатов о признании незаконным постановления от 04.11.2006 г. N 94 "Об утверждении нормативов водопотребления населением Тунгалинского сельсовета".
В процессе судебного разбирательства заявитель требования уточнил, просил признать п.1 решения Тунгалинского сельского Совета народных депутатов от 04.11.2006 г. N 94 "Об утверждении нормативов водопотребления населением Тунгалинского сельсовета", которым утвержден норматив потребления воды 250 литров в сутки на человека, не соответствующим постановлению Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" и недействующим.
Уточнение требований принято судом к рассмотрению в порядке ст.49 АПК РФ.
Представитель заявителя в судебном заседании на уточненном требовании настаивал, пояснив, в частности, что с заявлением на утверждение эксплуатационных норм водопотребления ответчику представлен отчет ООО "Дальневосточное предприятие Росводоканал" по установлению эксплуатационных норм водопотребления населением Зейского района Амурской области, обслуживаемых ГУП "Коммунальные системы БАМА". Согласно приведенному отчету, фактическое удельное средне-суточное водопотребление поселков Тунгала и Верхнезейск Зейского района составляет 276 л/сут/чел в домах первой степени благоустройства. Обратил внимание суда на то обстоятельство, что оспариваемый нормативный правовой акт затрагивает права и законные интересы предприятия в сфере осуществления предпринимательской деятельности, поскольку занижение норматива потребления воды непосредственно влияет на размер прибыли предприятия.
Тунгалинский сельский Совет народных депутатов о времени и месте судебного разбирательства уведомлен надлежащим образом, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил. В ранее представленном отзыве с требованиями заявителя не согласился, указав, в частности, что сельсоветом принято решение о принятии норматива водопотребления 250 л/чел/сут. (в размере, действовавшем в 2006 году). Согласно отчету по установлению эксплуатационных норм водопотребления населением Зейского района, обслуживаемых ГУП "Коммунальные системы БАМА", исполненного ООО "ДВП Росводоканал", таблица водопотребления по жилому фонду в п.Тунгала и п.Верхнезейск объединяет фактическое средне-суточное потребление двух поселков - 276 л/чел/сут. Но по п.Тунгала фактическое водопотребление - 243,66 л/чел/сут.
Администрация Зейского района, участвующая в рассмотрении дела в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, явку представителя в судебное заседание не обеспечила, просила рассмотреть дело без его участия. В ранее представленном отзыве с требованиями заявителя не согласилась, указав, в частности, что отчет ООО "Дальневосточное предприятие Росводоканал" не соответствует требованиям постановления Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг".
Суд считает возможным рассмотреть дело в порядке ст.156 АПК РФ без участия ответчика и третьего лица.
Исследовав доводы лиц, участвующих в деле, материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
Решением от 04.11.2006 г. N 94 "Об утверждении нормативов водопотребления населением Тунгалинского сельсовета" Тунгалинский сельский Совет народных депутатов утвердил, в частности, норматив потребления воды 250 литров в сутки на человека.
В преамбуле приведенного нормативного акта указано, что он принят с учетом анализа отчета ООО "Дальневосточное предприятие Росводоканал" по установлению эксплуатационных норм водопотребления населением Зейского района Амурской области.
В соответствии со статьей 34 Устава Тунгалинского сельсовета от 2006 года: нормативный правовой акт, принятый сельским Советом обнародуется в течение 14 календарных дней; Решения сельского Совета вступают в силу с момента их подписания и обнародования; правовые акты обнародуются путем размещения их на стендах объявлений в здании администрации сельсовета и других общедоступных местах; в целях опубликования (обнародования) нормативных правовых актов сельской администрацией может осуществляться в компьютерном исполнении выпуск "Информационных бюллетеней", "Информационных листков" с указанием даты выпуска и количества экземпляров.
Оспариваемый нормативный правовой акт опубликован в "Информационном бюллетене" от 04.11.2006 г. за N 1.
Не согласившись с приведенным решением в части утверждения норматива потребления воды (п.1 решения), заявитель оспорил его в арбитражный суд области.
Анализ исследованных судом доказательств в их совокупности свидетельствует о состоятельности заявленных требований по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 306 утверждены "Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг", которыми определены порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.
Согласно пункту 4 приведенных Правил нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются уполномоченными органами.
Статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопрос организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом отнесен к компетенции органа местного самоуправления.
В настоящем случае таким уполномоченным органом выступает Тунгалинский сельский Совет народных депутатов.
В соответствии с пп."а" п.5 Правил (утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 306), при определении нормативов потребления коммунальных услуг в отношении холодного и горячего водоснабжения учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома:
- этажность, износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования, вид системы теплоснабжения (открытая, закрытая).
Условия установления нормативов потребления коммунальных услуг указаны в разделе II Правил. При этом для установления нормативов потребления коммунальных услуг необходимо их определить либо рассчитать по формулам согласно приложению (п.14 Правил).
В соответствии с п.25 Правил при определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются нормативные технологические потери коммунальных ресурсов (технически неизбежные и обоснованные потери холодной и горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии, газа во внутридомовых инженерных коммуникациях и оборудовании многоквартирного дома) и не учитываются расходы коммунальных ресурсов, возникшие в результате нарушения требований технической эксплуатации внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования, правил пользования жилыми помещениями и содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 20 Правил при установлении нормативов потребления коммунальных услуг применяются следующие методы:
1) метод аналогов;
2) экспертный метод;
3) расчетный метод.
Доказательств использования при расчете норматива какого-либо из вышеприведенных методов суду не представлено.
Кроме того, из представленных участниками процесса пояснений, усматривается, что при определении данного норматива взят за основу норматив, утвержденный Зейским районным Советом народных депутатов на 2006 год.
При приятии решения суд принимает во внимание то обстоятельство, что обоснования и расчета ранее установленного норматива суду не представлено. Кроме того, оспариваемый норматив принят после утверждения Правительством РФ Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что при утверждении норматива потребления воды Тунгалинским сельским Советом народных депутатов не учитывались предписания постановления Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг".
Оспариваемый акт в приведенной части непосредственно затрагивает права заявителя, поскольку предприятие является поставщиком услуги в виде водоснабжения потребителей, и норматив потребления этой услуги непосредственно влияет на размер получаемой предприятием прибыли.
При изложенных обстоятельствах, суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению, а решение Тунгалинского сельского Совета народных депутатов от 04.11.2006 г. N 94 "Об утверждении нормативов водопотребления населением Тунгалинского сельсовета" в оспариваемой части - признанию недействующим.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, при подаче заявлений о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, государственная пошлина уплачивается организациями в размере 2 000 рублей.
При подаче заявления предприятием уплачена по платежному поручению от 13.03.2007 г. N 315 в федеральный бюджет государственная пошлина в сумме 2 000 руб.
Поскольку настоящий судебный акт принимается в пользу заявителя, в соответствии со ст.110 АПК РФ суд относит на ответчика расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 рублей, которые подлежат взысканию с последнего в пользу заявителя.
Решение в полном объеме изготовлено 15.08.2007 г. в соответствии с предписаниями ч.2 ст.176 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст.110, 167-170, 180, 195 Арбитражно-процессуального кодекса РФ, суд
решил:
требования удовлетворить частично.
Признать пункт 1 решения Тунгалинского сельского Совета народных депутатов от 04.11.2006 г. N 94 "Об утверждении нормативов водопотребления населением Тунгалинского сельсовета", которым утвержден норматив потребления воды 250 литров в сутки на человека, не соответствующим постановлению Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" и не действующим.
В остальной части в удовлетворении требований отказать.
Взыскать с Тунгалинского сельского Совета народных депутатов в пользу Государственного унитарного предприятия Амурской области "Коммунальные системы БАМа" расходы по государственной пошлине в сумме 2000 руб.
Решение может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа в течение месяца со дня вступления в законную силу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Амурской области от 15 августа 2007 г. N А04-1320/07-9/155
Текст Решения официально опубликован не был