Амурским областным Советом народных депутатов 22 ноября 2007 года принят закон Амурской области N 426-ОЗ "Об областном бюджете на 2008 год". Данный правовой акт был опубликован в газете "Амурская правда" от 1 декабря 2007 г. N 225, от 4 декабря 2007 г. N 226, от 5 декабря 2007 г. N 227, от 8 декабря 2007 г. N 230. Отдельные положения указанного закона области не соответствуют требованиям федерального законодательства.
В соответствии с п.1 ст. 3 указанного закона области Амурским областным Советом народных депутатов утвержден перечень главных администраторов доходов областного бюджета и местных бюджетов - органов государственной власти области, а также закрепленные за ними коды видов (подвидов) доходов областного бюджета согласно приложению N 4 к настоящему Закону.
В соответствии с приложением N 4 к указанному закону области одним из главных администраторов доходов областного бюджета определено Управление внутренних дел Амурской области.
Однако, согласно п.1, п.5 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 19 июля 2004 г. N 927 с изменениями от 9 июня, 20 сентября 2006 г., 21 марта 2007 г.) Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России) является федеральным органом исполнительной власти. МВД России осуществляет свою деятельность непосредственно и через входящие в его систему управления внутренних дел по субъектам Российской Федерации.
Таким образом, Управление внутренних дел Амурской области является федеральным органом исполнительной власти. Амурский областным# Советом# народных депутатов в нарушение требований федерального законодательства определил УВД Амурской области как орган государственной власти области.
В соответствии с п.1 ст.10 указанного закона области субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным и муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ и услуг предоставляются в случае, если предоставление этих субсидий предусмотрено нормативными правовыми актами области, а также заключенными договорами (соглашениями), при соблюдении условий предоставления субсидий, предусмотренных нормативными правовыми актами Правительства Амурской области.
Между тем, в соответствии п.п.2 п.2 ст.78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Таким образом, нормативные правовые акты области, а также заключенные договоры (соглашения), не могут устанавливать случаи предоставления субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Случаи предоставления субсидий хозяйствующим субъектам должны быть определены законом области об областном бюджете, в соответствии с которым в последующем принимаются правовые акты области, заключаются соглашения.
Имеют место нарушения при предоставлении органам местного самоуправления субвенций на осуществление ими отдельных государственных полномочий, при распределении и определении объемов бюджетных ассигнований на исполнение бюджетных обязательств Амурской области.
Так, приложением N 20 к указанному закону области установлено распределение субвенции бюджетам муниципальных образований на реализацию Закона Амурской области "О порядке, размере и условиях выплаты вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных учреждений Амурской области" на 2008 год.
Приложением N 26 к оспариваемому закону области определено распределение субвенции бюджетам муниципальных образований на реализацию Закона Амурской области "О воспитании и обучении детей-инвалидов в Амурской области" на 2008 год.
Приложением N 29 к названному закону области установлено распределение субвенции бюджетам муниципальных образований на реализацию Закона Амурской области "О порядке, размере и условиях денежных выплат медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам скорой медицинской помощи" на 2008 год.
Государственные полномочия по осуществлению указанных выплат переданы органам местного самоуправления до 31 декабря 2007 года.
Так, в соответствии со ст.3 закона области от 28.08.2006 N 210-ОЗ "О порядке, размере и условиях выплаты вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных учреждений Амурской области" выплата вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных учреждений является государственным полномочием Амурской области, которое передано органам местного самоуправления с 1 января 2006 года по 31 декабря 2007 года.
В соответствии со ст.4 закона области от 28.11.2006 N 246-ОЗ "О воспитании и обучении детей-инвалидов в Амурской области" обеспечение воспитания и обучения детей-инвалидов в дошкольных образовательных учреждениях является государственным полномочием Амурской области, которое передано органам местного самоуправления с 1 января 2006 года по 31 декабря 2007 года.
Согласно ст.2 закона области от 31.10.2006 N 241-ОЗ "О порядке, размере и условиях денежных выплат медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам скорой медицинской помощи" осуществление денежных выплат медицинским работникам является государственным полномочием Амурской области, которое передано органам местного самоуправления до 31 декабря 2007 года.
В соответствии со ст. 140 БК РФ под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.
Таким образом, бюджетные ассигнования на предоставление субвенций органами местного самоуправления в связи с осуществлением ими указанных государственных полномочий, предусмотрено в законе области "Об областном бюджете на 2008 год" в нарушение требований федерального законодательства, так как указанные полномочия не переданы органам местного самоуправления на 2008 год.
Приложением N 21 к указанному закону области установлено распределение субвенции бюджетам муниципальных образований на реализацию Закона Амурской области "О финансовом обеспечении государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, общего образования в общеобразовательных учреждениях" на 2008 год.
Приложением N 27 к оспариваемому закону области определено распределение субвенции бюджетам муниципальных образований на обеспечение государственных полномочий по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству на 2008 год.
В соответствии со ст.140 БК РФ под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.
В соответствии со ст. 19 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации.
Амурским областным Советом народных депутатов (Законодательным Собранием Амурской области) не принят закон о наделении органов местного самоуправления полномочиями по финансовому обеспечению государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, общего образования в общеобразовательных учреждениях, организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству на 2008 год.
Таким образом, в связи с отсутствием законов области о передаче органам местного самоуправления указанных государственных полномочий Амурской области, бюджетные ассигнования на предоставление субвенций органам местного самоуправления в связи с реализацией ими указанных полномочий, предусмотрено в законе области "Об областном бюджете на 2008 год" в нарушение требований федерального законодательства.
Приложением N 9 к указанному закону области предусмотрены бюджетные ассигнования на реализацию областных целевых программ "Проведение капитального ремонта многоквартирных домов и переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2008-2011 годы", "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Амурской области на 2008-2010 годы", "Здоровое поколение на 2008-2010 годы", "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями на 2008-2010 годы".
Согласно ст. 14 БК РФ бюджет субъекта Российской Федерации предназначен для исполнения расходных обязательств субъекта Российской Федерации. В соответствии со ст.85 расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов.
Амурским областным Советом народных депутатов (Законодательным Собранием Амурской области) не приняты законы области об утверждении указанных целевых программ.
Таким образом, бюджетные ассигнования на реализацию названных областных целевых программ предусмотрены законом области "Об областном бюджете на 2008 год" в нарушение требований федерального законодательства.
Амурским областным советом народных депутатов приняты законы Амурской области от 02.11.2007 N 419-ОЗ "Об областной целевой программе "Развитие туризма и туристско-рекреационных зон в Амурской области на 2008-2012 годы", от 23 декабря 2005 г. N 137-ОЗ "Об утверждении областной целевой программы "Развитие образования Амурской области на 2006-2010 годы", от 23 декабря 2005 г. N 136-ОЗ "Об утверждении целевой программы на 2006-2008 годы "Безопасность образовательного учреждения", от 18 ноября 2005 г. N 93-ОЗ "Об областной целевой программе "Развитие минерально-сырьевой базы Амурской области на период с 2006 по 2010 год", от 20 февраля 2006 г. N 154-ОЗ "Об областной целевой программе "Поддержка негосударственных некоммерческих общественных объединений и молодежи на 2006-2008 гг.", от 30 марта 2007 г. N 320-ОЗ "Об областной целевой программе "Противодействие злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту на 2007-2009 годы", от 30.03.2007 N 314-ОЗ "Об областной целевой программе "Развитие физической культуры и спорта в Амурской области на 2007-2010 годы", от 29.12.2006 N 283-ОЗ "Об областной целевой программе на 2007-2009 годы "Профилактика правонарушений в Амурской области", от 15 сентября 2005 г. N 50-ОЗ "Об областной целевой программе "Капитальный ремонт объектов социально-культурного назначения на 2006-2010 годы", от 21.12.2006 N 264-ОЗ "Об областной целевой программе "Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2006-2010 годы", от 28.11.2006 N 249-ОЗ "Об областной целевой программе "Обеспечение безопасности дорожного движения в Амурской области на 2007-2012 годы", от 16 февраля 2005 г. N 442-ОЗ "Об областной целевой программе "Развитие земельного кадастра, землеустройства и мониторинга земель в Амурской области на 2005-2010 годы", от 19.12.2005 N 114-ОЗ "Об областной целевой программе "Развитие мировой юстиции в Амурской области на 2006-2010 годы", от 05.09.2005 N 47-ОЗ "Об областной целевой программе "Развитие информационного партнерства органов государственной власти Амурской области со средствами массовой информации на 2005-2008 годы", от 23 декабря 2005 г. N 138-ОЗ "Об утверждении областной программы "Патриотическое воспитание жителей Амурской области на 2006-2010 годы".
Названные областные целевые программы области продолжают действовать в 2008 году и предусматривают финансирование мероприятий за счет средств бюджета области. Однако, закон области "Об областном бюджете на 2008 год" не предусматривает бюджетные ассигнования на финансирование мероприятий в рамках реализации указанных областных целевых программ.
Согласно ст. 14 БК РФ бюджет субъекта Российской Федерации предназначен для исполнения расходных обязательств субъекта Российской Федерации. В соответствии со ст.85 расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов.
Таким образом, закон области "Об областном бюджете на 2008 год" в нарушение требований федерального законодательства не устанавливает бюджетные ассигнования на реализацию указанных целевых программ области.
В соответствии с приложением N 9 к указанному закону области главные распорядители средств бюджета области, в том числе Правительство Амурской области, Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Амурской области осуществляют централизованные расходы на приобретение основных средств, программное обеспечение, транспортных расходов.
Бюджетные полномочия главных распорядителей средств областного бюджета установлены ст. 158 БК РФ. Указанная правовая норма не предусматривает возможность централизации указанных расходов по главным распорядителям средств областного бюджета. В соответствии со ст.4 ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" планирование главному распорядителю бюджетных ассигнований с целью заключения государственных контрактов для обеспечения функций другого бюджетополучателя, не допускается.
Таким образом, средства бюджета на осуществление государственных закупок централизованы по главным распорядителям областного бюджета в нарушение требований федерального законодательства.
На основании изложенного, в соответствии со ст.23 ФЗ "О Прокуратуре Российской Федерации",
требую:
Рассмотреть настоящий протест на ближайшем заседании Законодательного Собрания Амурской области. О дне заседания сообщить прокурору области.
Привести в соответствие с требованиями федерального законодательства п.1 ст. 3, приложение N 4, в части определения УВД Амурской области как органа государственной власти области; п.1 ст. 10; приложения 9, 20, 21, 26, 27, 29 к закону области "Об областном бюджете на 2008 год".
Прокурор области |
В.Т. Чистов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Протест Прокурора Амурской области от 11 марта 2008 г. N 37-14-2008 "На п.1 ст. 3, приложение N 4, в части определения УВД Амурской области как органа государственной власти области; п.1 ст. 10; приложения 9, 20, 21, 26, 27, 29 к закону области "Об областном бюджете на 2008 год"
Текст Протеста официально опубликован не был