В целях реализации государственной молодежной политики на территории Амурской области:
1. Утвердить Концепцию государственной молодежной политики Амурской области.
2. Министерству информационной и внутренней политики области (Е.Н.Великанов) принять меры по реализации Концепции государственной молодежной политики Амурской области.
3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возлагаю на первого вице-губернатора области В.В.Марценко.
Н.А. Колесов
Концепция
государственной молодежной политики Амурской области
(утв. распоряжением губернатора Амурской области от 18 июля 2008 г. N 332-р)
I. Введение
Концепция государственной молодежной политики Амурской области (далее - Концепция) определяет стратегию и приоритетные направления развития молодежной политики на 2008-2011 годы.
Концепция основывается на положениях Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации, законодательства Амурской области, на общепризнанных принципах и нормах международного права.
Концепция является основой для исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, участвующих в реализации государственной молодежной политики на территории Амурской области.
Закон Амурской области от 28.06.2005 N 26-ОЗ "О государственной молодежной политике в Амурской области" определяет цели, принципы, основные направления молодежной политики.
Настоящая Концепция:
служит основой для подготовки предложений по совершенствованию правового, методического, научного, кадрового и организационного обеспечения молодежной политики;
является базовым документом для разработки областных целевых программ и других нормативных правовых актов в сфере молодежной политики Амурской области.
Концепция исходит из:
признания исключительной роли молодежи как стратегического ресурса развивающегося общества;
понимания важности государственной поддержки молодых граждан в современных условиях;
необходимости повышения ответственности органов государственной власти, органов местного самоуправления, активизации их взаимодействия на принципах сотрудничества и партнерства с организациями и физическими лицами по вопросам защиты прав и законных интересов молодых граждан, стимулирования их самостоятельности и созидательной активности.
II. Подходы к формированию молодежной политики
на современном этапе
Молодежная политика осуществляется в отношении молодых граждан в возрасте от 14 до 30 лет. Это период активного социального становления, социализации, адаптации к различным формам социальных отношений, формирования гражданской позиции, личностной и профессиональной зрелости.
Молодежь является самостоятельной социально-демографической группой, неотъемлемой частью общества, инновационный потенциал и роль которой необходимо учитывать во всех сферах жизни общества.
Реализация государственной молодежной политики предполагает последовательную реализацию мер долгосрочного характера, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи.
На современном этапе нельзя рассматривать молодежную политику как средство, направленное преимущественно на создание специальных привилегированных условий для молодежи по сравнению с остальными социальными группами и обществом в целом. Молодежная политика должна формироваться с учетом специфических интересов и потребностей молодежи.
В настоящее время в молодежной среде наблюдается ряд негативных тенденций и явлений:
продолжается деформация духовно-нравственных ценностей, доминируют установки пренебрежения к моральным нормам на пути к достижению личного успеха;
медленно развиваются культура ответственного гражданского поведения, навыки общественной деятельности и самоуправления;
обостряются материальные и моральные проблемы молодой семьи, деформируются ценности отцовства, материнства;
ухудшается состояние физического и психического здоровья молодого поколения;
растет криминализация молодежной среды;
растет имущественное расслоение в молодежной среде;
происходит разрушение структуры занятости, мотивов трудовой деятельности - молодые люди стремятся преимущественно в сферу обмена и перераспределения.
С другой стороны, в молодежной среде укрепляется целый ряд позитивных тенденций:
развивается инновационный потенциал молодежи;
растет самостоятельность, мобильность и практичность, ответственность за свою судьбу, восприимчивость к новому;
возрастает престижность качественного образования и профессиональной подготовки;
растет заинтересованность в укреплении своего здоровья.
Развитие позитивных тенденций и использование потенциала инновационной активности молодежи в интересах созидания и гражданского служения может быть устойчивым лишь при создании эффективной системы участия органов государственной власти и общества в процессах социализации молодежи, формировании действенных механизмов партнерских взаимоотношений между "взрослым" обществом и входящими в него новыми поколениями.
III. Направления молодежной политики в Амурской области
Настоящая Концепция определяет следующие приоритетные направления молодежной политики Амурской области:
3.1. Создание условий для профессиональной востребованности и занятости молодых кадров, развитие инновационного потенциала и деловой активности молодежи.
Реализация данного направления предполагает:
выработку механизмов поощрения труда и инициативы молодых граждан в различных областях производства, науки, культуры, искусства, сферы обслуживания и других сферах деятельности, способствующих развитию общества и экономическому процветанию региона;
содействие трудоустройству молодых граждан по окончании учебных заведений;
содействие профессиональной ориентации молодежи, росту качества и эффективности профессионального обучения;
оказание адресной поддержки в трудоустройстве граждан, особо нуждающихся в социальной защите, внедрение эффективных программ развития социальной компетентности молодежи, необходимой для продвижения на рынке труда;
развитие взаимодействия субъектов рынка труда в решении вопросов трудоустройства молодых людей;
создание условий для максимально гибкого включения молодого человека в новые для себя виды деятельности и обеспечение его законных прав и интересов;
поддержка и популяризация инициатив и начинаний молодежи в социально-экономической сфере, сфере технологий и научно-промышленных разработок;
проведение конкурсов молодежных бизнес-идей и проектов, конкурсов на лучшую организацию в сфере бизнеса;
содействие формированию трудовых молодежных и студенческих отрядов.
Активное вовлечение молодежи в трудовую деятельность и поощрение ее предпринимательской активности будет способствовать приобретению молодыми людьми положительного жизненного опыта, росту материального благополучия, формированию позитивной общественной ориентации и социальной адаптации, препятствовать росту социально негативных явлений в молодежной среде.
Рост занятости молодежи обеспечит преемственность трудовых навыков в обществе, снизит уровень безработицы, будет стимулировать рост деловой активности и самоорганизации молодых людей.
3.2. Информационно-правовая поддержка молодежи.
Реализация данного направления предполагает:
информирование молодых граждан об их правах и обязанностях, о возможностях реализации прав на охрану здоровья, образование, социальное обслуживание, профессиональную подготовку и трудоустройство, отдых, социальную реабилитацию, помощь в преодолении трудных жизненных ситуаций;
осуществление мер по развитию региональной системы информационной помощи молодежи;
обеспечение доступа молодежи к информационным ресурсам, поддержку информационных центров для молодежи;
создание банка данных по основным направлениям молодежной политики.
Реализация мероприятий по информационному обеспечению молодежи будет способствовать духовно-нравственному и патриотическому воспитанию молодежи. Будет формироваться положительный образ героя нашего времени -патриота, труженика, законопослушного гражданина и честного человека. Молодежь получит доступ к информации по вопросам образования, трудоустройства, организации досуга, деятельности молодежных общественных организаций и другим интересующим ее темам.
3.3. Формирование условий для гражданского, патриотического и духовно-нравственного воспитания молодежи.
Реализация данного направления предполагает:
создание условий для развития системы физической культуры и спорта с целью массового вовлечения молодежи в регулярные физкультурно-спортивные занятия, занятия туризмом, техническими, военно-прикладными, народными видами спорта;
поддержку деятельности учреждений, общественных объединений, реализующих программы по гражданско-патриотическому воспитанию молодежи;
реализацию системы мер по формированию установок толерантного сознания и поведения молодых граждан;
проведение развернутых социологических опросов с целью выявления уровня и динамики патриотизма, толерантности в молодежной среде;
создание системы обучения специалистов, занимающихся патриотическим воспитанием молодежи;
разработку проектов социальной рекламы, направленной на формирование толерантного сознания в молодежной среде, приобщение молодежи к получению знаний по истории России, Амурской области.
Результатом реализации направления станет становление личности гражданина-патриота, заботящегося о защите интересов Отечества, о материальной и духовной устойчивости российского общества, о преемственности традиций и нравственных ценностей, гражданина, знающего и обогащающего отечественную историю и культуру, активно участвующего в государственной и общественной жизни, в функционировании институтов правового государства и гражданского общества, гражданина-труженика, имеющего образование, соответствующее потребностям современного материального и духовного производства, обладающего качествами предприимчивости, честности, добросовестности, ответственности, способного проявить себя квалифицированным специалистом, предпринимателем, грамотным потребителем, гражданина, ведущего здоровый образ жизни, семьянина, заботящегося о воспроизводстве и воспитании последующих поколений.
3.4. Пропаганда здорового образа жизни. Профилактика асоциальных явлений в молодежной среде.
Реализация данного направления предполагает:
поддержку программ по охране репродуктивного здоровья молодежи, сохранению психического здоровья молодых граждан;
реализацию мер по профилактической работе с молодыми гражданами группы социального риска, по предупреждению асоциального поведения среди молодежи;
поддержку программ, направленных на привлечение молодежи к систематическим занятиям физической культуры и спорта;
развитие индустрии отдыха и оздоровления молодежи;
пропаганду ценностей здоровья, здорового образа жизни в средствах массовой информации.
Результатом реализации данного направления станет создание системы развития у молодежи навыков здорового образа жизни, повышение уровня компетентности молодежи в вопросах тендерного просвещения и социальной гигиены, реализация социальными службами многообразных программ, ориентированных на включение самой молодежи в процессы освобождения от употребления психоактивных веществ.
3.5. Поддержка молодежных и студенческих инициатив.
Реализация данного направления предполагает:
создание экономических и организационных условий для развития молодежных, студенческих объединений, движений и общественно значимых инициатив и программ;
разработку и реализацию мер по информационному, научно-методическому обеспечению деятельности молодежных общественных объединений;
поддержку создания молодежных добровольческих дружин, молодежных добровольческих программ;
развитие студенческого самоуправления;
привлечение молодежи к участию в проектной, управленческой, исследовательской деятельности;
привлечение молодежи к участию в общественной и общественно-политической жизни, вовлечение молодых людей в деятельность органов самоуправления в различных сферах жизни общества.
Реализация мероприятий по данному направлению создаст условия для успешной социализации молодежи, включения ее в систему общественных отношений, формирования молодых граждан в качестве субъекта общественной жизни.
3.6. Создание молодежного регионального кадрового резерва. Развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров по работе с молодежью.
Реализация данного направления предполагает:
совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, работающих с молодежью;
стимулирование роста профессионального уровня специалистов;
организацию специализированных курсов, проведение "круглых столов", обучающих семинаров.
Реализация данного направления позволит усовершенствовать систему профессиональной переподготовки работников сферы молодежной политики, организацию практик и стажировок молодых специалистов, обеспечить специалистов по работе с молодежью в различных сферах специализированной научно-методической и информационной литературой.
3.7. Поддержка способной, талантливой и творческой молодежи.
Реализация данного направления предполагает:
поддержку способной, инициативной и талантливой молодежи;
поощрение молодежи за ее разработки и исследования проблем, имеющих значение для развития области и страны;
привлечение молодежи в творческие, научные и спортивные объединения;
внедрение системы развивающих, ролевых, спортивных игр, конкурсов и фестивалей по профилям деятельности и интересам молодежи;
вовлечение молодежи в инновационные международные проекты в сфере образования, науки, культуры, технологий;
популяризацию и пропаганду успехов амурской молодежи в мировом сообществе;
анализ и обобщение имеющегося позитивного опыта и подготовка его для дальнейшего тиражирования в форме технологий, проектов, методических рекомендаций;
разработку нормативно-правовой базы взаимодействия различных социальных институтов в распространении эффективных творческих практик участия молодежи в решении социально-экономических проблем и развития деловой активности молодежи;
разработку системы развития творческой и деловой активности молодежи;
поддержку действующих проектов и программ по направлениям: наука, производство, бизнес, политика, социальное творчество, искусство, спорт;
востребованность и поощрение участников проектов и программ по возрастным и социальным группам (включая молодых инвалидов): учащиеся, студенты, военные, работающие, сельская молодежь, молодые ученые и специалисты, молодые бизнесмены, лидеры и руководители молодежных общественных объединений, учителя и наставники, представители органов власти.
Реализация данного направления позволит увеличить интеллектуальный потенциал региона, поднять уровень социального оптимизма в молодежной среде, настроить молодых людей на поиск путей самореализации, будет способствовать их гражданскому становлению как свободных, динамично развивающихся, гуманистически ориентированных личностей.
3.8. Интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества.
Реализация данного направления предполагает:
проведение общественной экспертизы качества среды жизнедеятельности молодых людей, испытывающих трудности в интеграции и социализации;
развитие моделей и направлений адресной мобильной социальной работы с молодыми людьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации;
развитие групп самопомощи и взаимоподдержки молодежи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации;
распространение программ развития навыков и умений самостоятельной жизни для молодых людей, испытывающих трудности в интеграции и социализации;
поддержка молодежных проектов, направленных на вовлечение молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в общественную, социально-экономическую и культурную жизнь;
улучшение положения молодых людей в обществе.
Как приоритетные выделены следующие группы молодежи:
молодые люди с инвалидностью;
сироты и выпускники учреждений интернатного типа;
молодые люди, покидающие воспитательные колонии и специальные учебно-воспитательные учреждения (в том числе несовершеннолетние, состоящие на учете в органах внутренних дел);
молодые люди, живущие с ВИЧ-инфекцией;
молодые люди - мигранты, беженцы и вынужденные переселенцы;
молодые люди, злоупотребляющие психоактивными веществами;
молодые одинокие матери.
Реализация мероприятий данного направления позволит консолидировать усилия государственных и общественных организаций, работающих с находящейся в тяжелой жизненной ситуации молодежью; повысить качество их работы; осуществить постепенную интеграцию молодежи, находящейся в тяжелой жизненной ситуации, в жизнь общества; увеличить количество организаций и структур, которые способны оказывать ей мобильную социальную помощь по интеграции в общество; позволит молодежи, находящейся в тяжелой жизненной ситуации, реализовать потребности в создании семьи, построить индивидуальную траекторию образовательного, профессионального и карьерного роста, принять деятельное активное участие в социальном служении и процессах самоуправления.
3.9. Укрепление института молодой семьи.
Реализация данного направления предполагает:
популяризацию идей материнства и отцовства как высших духовно-нравственных ценностей социума;
формирование позитивной установки молодежи на брак, семью и ответственное родительство;
создание информационной базы данных о потребностях молодой семьи в юридических, психолого-педагогических, экономических и других консультационных услугах;
расширение сети консультативных центров по оказанию услуг в решении проблем молодой семьи;
содействие расширению инфраструктуры района, города, региона в решении бытовых проблем молодой семьи;
развитие и поддержку эффективной модели помощи молодой семье на всех уровнях государственного управления;
развитие досуговой сферы в местах проживания молодых семей и организация их семейного досуга;
привлечение общественных организаций к работе с молодыми семьями для развития их социальной активности.
Реализация данного направления позволит создать условия для поддержки и адаптации молодых семей, решения демографической проблемы в регионе, создать условия, в которых нормальная, здоровая семья смогла бы самостоятельно решать свои проблемы, выполнять свои важнейшие социальные функции.
Реализация Концепции в Амурской области осуществляется на основе системного проектно-программного подхода. В соответствии с девятью выделенными выше приоритетами разрабатывается система региональных проектов и основных направлений государственной молодежной политики, реализуемая в рамках целевых программ Амурской области.
Региональный проект - это средство и инструмент непосредственного вовлечения молодежи в решение собственных проблем и областных задач. Разработанные проекты будут обращены ко всей молодежи области, откроют возможности для равного участия в них всех молодых людей независимо от пола, национальности, вероисповедания, профессии, места жительства и социального статуса, предоставят молодежи выбор тех направлений деятельности, которые более всего соответствуют ее интересам.
IV. Механизм реализации Концепции
Механизм реализации Концепции включает использование комплекса организационных, нормативно-правовых, научно-методических и экономических мер, предусматривающих:
совершенствование нормативной правовой базы реализации молодежной политики;
расширение межведомственного взаимодействия в сфере реализации молодежной политики;
научно-методическое обеспечение молодежной политики;
активное привлечение общественных инициатив, осуществление широкого социального партнерства в молодежной сфере;
конкурсный отбор проектов, претендующих на использование средств областного бюджета, на принципах экономической и социальной эффективности;
системный мониторинг реализации молодежной политики на основе совокупности объективных показателей.
Механизм реализации Концепции предусматривает разработку следующих правовых актов и рабочих документов:
областная целевая программа "Молодежь Амурской области на 2009-2011 годы";
ежегодные координационные планы совместных действий исполнительных органов государственной власти Амурской области, органов местного самоуправления.
V. Ожидаемые результаты
Реализация настоящей Концепции позволит:
улучшить экономическое положение, социально-бытовые и жилищные условия молодых людей;
способствовать формированию у молодежи чувства гражданственности, патриотизма, уважения к истории и культурным традициям;
повысить общественно-политическую активность молодых граждан;
повысить духовно-нравственный, интеллектуальный и творческий потенциал молодых граждан;
укрепить институт молодой семьи, создать условия для преодоления демографического кризиса;
усовершенствовать систему социальной поддержки и правовой защиты молодежи;
сформировать у молодых граждан потребность в здоровом образе жизни;
повысить уровень информированности молодых граждан о своих правах и обязанностях, о возможностях реализации прав на охрану здоровья, образование, социальное обслуживание, профессиональную ориентацию, трудоустройство и отдых.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Концепция государственной молодежной политики Амурской области определяет стратегию и приоритетные направления развития молодежной политики на 2008-2011 годы.
Концепция основывается на положениях Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации, законодательства Амурской области, на общепризнанных принципах и нормах международного права; является основой для исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, участвующих в реализации государственной молодежной политики на территории Амурской области.
Концепцией определены подходы к формированию молодежной политики на современном этапе, направления молодежной политики, механизм реализации Концепции, ожидаемые результаты.
Распоряжение Губернатора Амурской области от 18 июля 2008 г. N 332-р "Об утверждении Концепции государственной молодежной политики Амурской области"
Текст Распоряжения официально опубликован не был