Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
избирательной комиссии
Амурской области
от 22 мая 2008 г. N 52/307-4
Информация
о выполнении Программы информационно-разъяснительной деятельности
избирательной комиссии Амурской области в период подготовки и проведения
федеральных избирательных кампаний в 2007-2008 годах
Постановлением избирательной комиссии Амурской области от 27 февраля 2007 года N 114/751-3 была утверждена Программа информационно-разъяснительной деятельности избирательной комиссии Амурской области в период подготовки и проведения федеральных избирательных кампаний в 2007-2008 годах. Данным документом предусматривался комплекс мероприятий информационно-разъяснительного характера, направленных на актуализацию положений избирательного законодательства, распространение сведений о ходе подготовки и проведения выборов, сроках и порядке совершения избирательных действий, деятельности политических партий и кандидатов, итогах голосования и результатах выборов.
С целью реализации вышеуказанного постановления, членами избирательной комиссии Амурской области при содействии членов территориальных и участковых избирательных комиссий в период избирательных кампаний по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва, Президента Российской Федерации были созданы благоприятные условия для эффективной реализации избирательных прав граждан, а также принципов свободных и открытых выборов. Это подтверждается результатами электоральной активности граждан: так, на выборах депутатов Государственной Думы в 2007 году приняли участие в выборах 67,87% избирателей, что на 16,66% выше аналогичного показателя 2003 года; на выборах Президента РФ в 2008 году активность избирателей возросла по сравнению с предыдущими выборами главы государства на 10,64%, и составила 69,95%.
С целью повышения электорально-правовой культуры избирателей и уровня участия избирателей в федеральных избирательных кампаний на территории региона была создана система информирования граждан об основных принципах и формах участия в выборах как одной из важнейших гарантий избирательных прав граждан РФ. Эта система предусматривала проведение следующих мероприятий (в соответствии с разделами Программы):
1. Организация социологических исследований
и их аналитического сопровождения
В соответствии с Приложениями N 1, N 2 к Программе информационно-разъяснительной деятельности избирательной комиссии Амурской области, с целью социологической диагностики электорального пространства региона избирательными комиссиями были организованы социологические исследования как с использованием собственных организационных ресурсов, так и путем обращения в специализированные учреждения опроса общественного мнения. Предметом мониторинга выступали вопросы мотивации электоральной активности избирателей, знания избирательного законодательства, доступности информации о кандидатах, политических партиях, участвующих в федеральных выборах, влияния публикаций в средствах массовой информации на готовность избирателей принять участие в выборах. При проведении социологических опросов использовались методы группового и индивидуального анкетирования, стандартизированного интервью, экспертного глубинного и свободного интервью, проведения фокус - групп, массового опроса на основе репрезентативной выборки.
Из профессиональных организаций для проведения социологических исследований привлекался Центр изучения общественного мнения ООО "Мониторинг". Социологические опросы были проведены во всех городах и районах области. Наиболее массовый мониторинг по числу опрошенных избирателей был организован в г. Благовещенске, г. Белогорске, г. Свободном, Константиновском, Белогорском районах. Было опрошено около 2,5 тыс. респондентов, 75,7% из которых выразили безусловное либо с указанием условия намерение участвовать в федеральных выборах; 45,6% опрошенных заявили о недопустимости отказа от участия в выборах ("это ничего не даст"); в качестве основного фактора, который мог помешать участвовать в голосовании, 43,9% респондентов назвали личные обстоятельства, 6,8% опрошенных заявили о неуверенности в честном подведении итогов голосования.
Эти результаты социологических опросов учитывались членами избирательных комиссий в планировании работы по обеспечению доступности и открытости информации о выборах. Отметим, что мониторинг электоральной активности, проведенный на начальных этапах избирательных кампаний, в основном соответствовал данным о количестве избирателей, принявших участие в голосовании на выборах депутатов Государственной Думы и Президента РФ.
2. Информирование избирателей с использованием
теле- и радиоканалов, печатных средств массовой информации, использование
наружных средств информирования, привлечение новых информационных
технологий
На территории Амурской области действует 107 периодических печатных изданий, 25 теле- и радиокомпаний. На основании данных Управления Росохранкультуры по Дальневосточному федеральному округу, на территории Амурской области зарегистрировано 29 муниципальных периодических печатных изданий, 4 региональные государственные и муниципальные организации телерадиовещания.
При проведении парламентских выборов 2007 года размещать агитационные материалы политических партий изъявили намерение 58 периодических печатных средств массовой информации (из них 21 средство массовой информации имело статус муниципального периодического печатного издания), 7 радиокомпаний, 23 телекомпании (из них 5 средств массовой информации являлись региональными государственными либо муниципальными). По данным Управления Росохранкультуры по Дальневосточному федеральному округу, из негосударственных СМИ, изъявивших намерение участвовать в освещение агитационных мероприятий политических партий, одна газета, одна радиостанция, одна телекомпания были зарегистрированы менее чем за один год до дня официального опубликования решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы пятого созыва. Управление Россвязьохранкультуры по Амурской области дополнило этот список еще тремя телерадиокомпаниями, не имевшими права участвовать в освещении агитационной деятельности избирательных объединений.
Учитывая, что пункт 2 статьи 54 закона относил к государственным организациям телерадиовещания и периодическим печатным изданиям в том числе и те СМИ, которым за год, предшествующий дню официального опубликования решения о назначении выборов, оказывалась государственная поддержка в форме субсидий и (или) субвенций на их функционирование за счет средств бюджета субъекта РФ, то к таким СМИ были отнесены помимо "ГТРК "Амур" телеканал "Регион", газеты "Дилижанс", "Амурец", "Завитинский вестник", "Михайловский вестник", "Заря Амура", "Победа", "Сельские новости".
При проведении выборов Президента РФ размещать агитационные материалы изъявили намерение 29 периодических печатных изданий (из них 15 имели статус муниципальных), 17 телерадиокомпаний (из них одна государственная и 3 муниципальных).
Столь значительное для Амурской области число средств массовой информации, участвующих в освещении агитационных материалов политических партий способствовало доступности и массовости информирования избирателей о содержании предвыборных программ участников избирательного процесса на выборах депутатов Государственной Думы пятого созыва. В то же время, отметим отсутствие фактов размещения в муниципальных и негосударственных средствах массовой информации агитационных материалов зарегистрированных кандидатов, выдвинувших их политических партий на выборах Президента РФ.
В соответствии с Приложениями N 1, N 2 к Программе информационно-разъяснительной деятельности, избирательная комиссия Амурской области регулярно информировала избирателей о сроках, порядке осуществления избирательных действий, выдвинутых и зарегистрированных кандидатах, списках кандидатов политических партий в ходе федеральных избирательных кампаний 2007-2008 годов, наиболее типичных нарушениях избирательного законодательства и способах их устранения. Информационные материалы избирательной комиссии области в форме заметок, ответов на вопросы избирателей, интервью, создания рубрик регулярно размещались на страницах газет "Амурская правда", "Благовещенск", "Телепорт", "АиФ Дальний Восток", "Город", в эфире телерадиокомпаний ГТРК "Амур", "Альфа-канал", "Губерния", "Город", "Европа Плюс", "Русское радио", "Авторадио", на интернет-портале "Амурполит.ру", официальном сайте избирательной комиссии Амурской области, а также в других средствах массовой информации. Учитывая требования действующего законодательства, избирательной комиссии Амурской области еженедельно представлялось не менее 10 минут бесплатного эфирного времени на каналах ГТРК "Амур" для выступлений по избирательной тематике.
Информация о дне голосования доводилась до избирателей посредством размещения в городах и районных центрах уличных "растяжек", билболдов, сити-форматов, листовок в транспортных средствах и в местах наибольшего посещения людей (вокзалы, рынки, торговые центры, отделения связи и т.д.). По заказу избирательной комиссии Амурской области изготавливались аудио и видеоролики с информацией о кандидатах, включенных в региональные группы кандидатов при проведении парламентских выборов, размещались ролики о времени голосования, порядке получения и заполнения избирательных бюллетеней, получения открепительных удостоверений и т.д. Неотъемлемым элементом информационно-разъяснительной деятельности избирательной комиссии Амурской области являлось проведение пресс-конференций с представителями СМИ в ходе и по итогам парламентских и президентских выборов.
На муниципальном уровне аналогичная работа велась территориальными избирательными комиссиями при содействии муниципальных средств массовой информации.
3. Обучение организаторов выборов
Взаимодействие с органами государственной власти и с органами
местного самоуправления
С целью эффективной организации и проведения федеральных выборов избирательная комиссия Амурской области в своей работе особое внимание уделяла взаимодействию с органами публичной власти и обучению организаторов выборов. Так, распоряжением губернатора Амурской области от 17 сентября 2007 года N 404-р была образована Рабочая группа по оказанию содействия избирательным комиссиям Амурской области в реализации их полномочий по подготовке и проведению выборов в федеральные и областные органы власти. Заседания рабочей группы проводились ежемесячно; обсуждались меры, принимаемые Правительством области, органами местного самоуправления, органами внутренних дел, управлениями МЧС, ФСБ, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной миграционной службы по Амурской области, Амурским филиалом ОАО "Дальсвязь" для разрешения проблемных вопросов, возникающих в работе избирательных комиссий по организации и проведению выборов.
Была продолжена и работа по обучению организаторов выборов.
В августе 2007 года по инициативе избирательной комиссии Амурской области был проведен семинар-совещание с председателями и секретарями избирательных комиссий Амурской области, посвященный подготовке и проведению выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ. В ходе мероприятия, помимо обсуждения новелл избирательного законодательства, был рассмотрен вопрос об организации работы органов внутренних дел Амурской области по обеспечению законности, правопорядка и общественной безопасности при подготовке парламентских выборов в России; определены основные направления деятельности подразделений Управления федеральной миграционной службы по Амурской области по обеспечению избирательных прав граждан РФ в ходе выборов 2007-2008 годов. На семинаре присутствовали представители УВД, УФМС Амурской области. С докладом о предупреждении нарушений прав и свобод граждан в ходе избирательных кампаний выступила Уполномоченный по правам человека в Амурской области. Значительное внимание было уделено также вопросам порядка информирования избирателей и предвыборной агитации при подготовке и проведении выборов на территории области, обеспечению избирательных прав граждан при составлении, уточнении и использовании списков избирателей, организации общественного наблюдения за реализацией и защитой избирательных прав граждан, а также задачам территориальных избирательных комиссий в избирательных кампаниях по выборам депутатов Государственной Думы и Президента РФ. Всего в рассмотренном мероприятии приняло участие 68 человек.
25-26 сентября 2007 года с членами избирательной комиссии Амурской области, председателями и секретарями территориальных избирательных комиссий, аппаратом избирательной комиссии области был проведен еще один двухдневный семинар, посвященный проводимой федеральной избирательной кампании. Его особенностью назовем тот факт, что в работе семинара приняли участие представители Амурского областного суда, рассказавшие о практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации. Помимо традиционных вопросов, в ходе совещания особое внимание было обращено на порядок расходования бюджетных средств на подготовку и проведение федеральных выборов, на требования, предъявляемые к финансовой отчетности. Заслушивались также вопросы проверки избирательной документации территориальных избирательных комиссий постоянного срока хранения.
Тема финансового контроля в период избирательных кампаний обсуждалась также на совещании с бухгалтерами территориальных избирательных комиссий, организованном избирательной комиссии Амурской области 23 октября 2007 года.
С 25 октября по 1 ноября 2007 года было проведено обучение личного состава органов внутренних дел по предупреждению и пресечению правонарушений в период подготовки и проведения выборов 2 декабря 2007 года. На встречах с начальниками отделений, старшими инспекторами, инспекторами подразделений обеспечения общественного порядка и профилактики правонарушений ОВД области члены избирательной комиссии области напомнили о наиболее распространенных видах правонарушений в электоральной сфере, а также об итогах их раскрываемости в 2005-2006 годах в Амурской области. Обращалось внимание на изменение как законодательства о выборах, так и административного и уголовного законодательства в вопросах избирательной тематики.
1 ноября 2007 года по инициативе избирательной комиссии Амурской области состоялась встреча членов избирательных комиссий с судьями городских и районных судов области. Обсуждались изменения действующего федерального законодательства, регламентирующего порядок проведения выборов депутатов Государственной Думы, модернизации избирательного законодательства Амурской области, в частности, по вопросам полномочий избирательных комиссий различного уровня, принятия избирательными комиссий решений об итогах голосования, результатах выборов, включения лиц в списки избирателей, проведения предвыборной агитации, полномочий должностных лиц соответствующих избирательных комиссий.
Учитывая, что в период подготовки и проведения выборов значительные функции по содействию избирательному процессу возлагаются на органы местного самоуправления, 8 ноября 2007 года избирательная комиссия Амурской области провела семинар-совещание для муниципальных служащих, возглавляющих организационную работу в городских округах и муниципальных районах области по теме: "Организационное обеспечение выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ пятого созыва". В работе семинара приняло участие 53 человека. Была отмечена хорошая готовность муниципальных образований к выборам депутатов Государственной Думы, обозначены проблемы отдельных территорий и намечен план их разрешения.
21 ноября 2007 года в ходе заседания палаты представительных органов Ассоциации совета муниципальных образований области были рассмотрены вопросы применения Избирательного кодекса Амурской области на выборах в представительные органы местного самоуправления, а также подготовки выборов в органы местного самоуправления и участия в выборах в органы государственной власти. В мероприятии приняло участие свыше 40 человек.
Территориальными избирательными комиссиями организовывалась аналогичная работа в муниципальных образованьях области. Например, по инициативе ТИК Бурейского района, организовавшей в районной администрации при проведении аттестации муниципальных служащих тестирование по избирательному законодательству, была разработана примерная программа аттестации для муниципальных служащих всех муниципальных образований области. На ее основе проводилась совместная учеба глав муниципальных образований и председателей муниципальных избирательных комиссий региона по теме "Образование избирательных округов. Назначение выборов".
22 ноября 2007 года на совещании с председателями территориальных избирательных комиссий были заслушаны выступления руководителей государственных органов, обеспечивающих оказание содействия избирательным комиссиям в реализации их полномочий. О мерах, принимаемых органами внутренних дел по обеспечению общественного порядка и безопасности при проведении голосования 2 декабря 2007 года, сообщил начальник УВД по Амурской области; о мерах, принимаемых Управлением МЧС России по обеспечению противопожарной безопасности и предупреждению чрезвычайных ситуаций, доложил начальник Главного управления МЧС России по Амурской области; о мерах, принимаемых министерством промышленности, топливно-энергетического комплекса и связи по обеспечению связью избирательных комиссий на парламентских выборах, сообщил министр промышленности, топливно-энергетического комплекса и связи Правительства Амурской области. Помимо проблем взаимодействия с государственными органами и органами местного самоуправления, на совещании обсуждались и текущие вопросы деятельности избирательных комиссий.
28 ноября 2007 года по инициативе избирательной комиссии Амурской области, Управления Федеральной регистрационной службы по Амурской области было проведено совещание с правоохранительными и исполнительными органами власти Амурской области в рамках Комплексной программы по координации, сотрудничеству и взаимодействию с правоохранительными органами Амурской области при осуществлении контроля за исполнением избирательного законодательства РФ, Федеральных законов "Об общественных объединениях", "О свободе совести и религиозных объединениях", "О политических партиях", "О противодействии экстремистской деятельности".
В период федеральных избирательных кампаний была продолжена работа по обучению системных администраторов территориальных избирательных комиссий Амурской области. Соответствующие мероприятия проводились 11-12 октября прошлого года. Обсуждались вопросы использования ГАС "Выборы" при подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы РФ, особенности проведения выборов местного уровня, совмещенных с днем голосования на парламентских выборах. Наибольшее внимание было уделено организации единого порядка установления итогов голосования, составления протоколов избирательных комиссий, определения результатов выборов, получения, передачи и обработки информации с использованием ГАС "Выборы" при подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ пятого созыва.
6 декабря 2007 года избирательной комиссией Амурской области было проведено совместное совещание с председателями, секретарями территориальных избирательных комиссий, главами городов и районов Амурской области по теме: "Обеспечение избирательных прав граждан территориальными избирательными комиссиями и главами городов и районов Амурской области при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального собрания РФ пятого созыва". В семинаре приняли участие 29 глав муниципальных образований, 58 членов территориальных избирательных комиссий, члены и работники аппарата избирательной комиссии Амурской области. Проанализировав итоги работы избирательных комиссий на местах, деятельность глав городов и районов по повышению активности избирателей в голосовании, полноты и достоверности сведений об избирателях, включенных в списки избирателей, организаторы семинара предложили ряд мер по устранению недостатков в регистрации избирателей, уточнению списков избирателей, совершенствованию взаимодействия по повышению активности избирателей в голосовании.
С августа 2007 года во всех 29 городах и районах области по инициативе избирательной комиссии Амурской области были проведены заседания рабочих групп по оказанию содействия избирательным комиссиям по подготовке и проведению выборов депутатов Государственной Думы и Президента РФ; ежемесячно проводились заседания рабочей группы при губернаторе Амурской области по координации деятельности государственных органов и органов местного самоуправления при осуществлении регистрации (учета) избирателей, участников референдума и установлении численности зарегистрированных избирателей, участников референдума, а также рабочей группы по оказанию содействия избирательным комиссиям Амурской области в реализации их полномочий по подготовке и проведению выборов в федеральные и областные органы власти.
С сентября 2007 года в связи с назначением федеральных и муниципальных выборов территориальные избирательные комиссии ежемесячно проводили обучение состава нижестоящих избирательных комиссий (окружных, участковых). Например, таких встреч было проведено при ТИК г. Благовещенска более 15, ТИК г. Зея - 23, ТИК Свободненского района - 35, ТИК Шимановского района - 12, ТИК Мазановского района - 14, ТИК Ромненского района - 13, ТИК г. Свободного - 8. В конце занятий осуществлялся контрольный опрос по избирательному законодательству с выставлением оценок, организовывалось компьютерное тестирование. Практиковались не только совещания при территориальных избирательных комиссиях, но и занятия с выездом "на места". Так, территориальной комиссией Свободненского района во втором полугодии 2007 года проводились выездные занятия с членами участковых избирательных комиссий по темам: "Организация делопроизводства в избирательных комиссиях", "Голосование, подсчет голосов избирателей", "Установление итогов голосования". При организации обучения членов участковых избирательных комиссий особое внимание уделялось практическим занятиям по составлению протоколов об итогах голосования.
Информационно-разъяснительная работа с представителями органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаторами выборов была продолжена и в период организации и проведения выборов Президента РФ. Так, 25 января 2008 года был проведен семинар-совещание с председателями территориальных избирательных комиссий, на котором особое внимание было обращено на порядок открытия и ведения счетов, учета, отчетности и перечисления денежных средств, выделенных на подготовку и проведение выборов 2 марта 2008 года; использование списков избирателей при проведении выборов; порядок оплаты труда членов избирательных комиссий, а также лиц, привлекаемых по гражданско-правовым договорам; итоги формирования участковых избирательных комиссий; порядок и практику рассмотрения обращений, поступающих в избирательные комиссии в период избирательных кампаний.
12 февраля 2008 года было организовано совещание с председателями и бухгалтерами территориальных избирательных комиссий, на котором рассматривались вопросы взаимодействия с государственными органами при проведении выборов, уточнялись полномочия территориальных избирательных комиссий по обеспечению контроля за соблюдением законодательства о выборах при проведении агитационных мероприятий кандидатами, политическими партиями, рассматривались проблемные аспекты голосования избирателей по месту их временного пребывания, изучался опыт формирования резерва кандидатов в состав участковых избирательных комиссий, проводился тренинг по составлению протоколов об итогах голосования и представления документов об итогах голосования в избирательную комиссию области. С бухгалтерами члены контрольно-ревизионной службы при избирательной комиссии Амурской области провели учебу по вопросам оформления и представления в избирательную комиссию области финансовой отчетности по выборам Президента РФ.
По итогам выборов Президента РФ было проведено итоговое совещание, на котором рассматривались вопросы информационного сопровождения действий и решений избирательных комиссий в ходе подготовки и проведения избирательной кампании; документационного оформления итогов голосования; работы регионального фрагмента ГАС "Выборы"; использования денежных средств территориальными избирательными комиссиями; обсуждались проблемы выполнения календарных планов мероприятий избирательных комиссий.
На все вышеперечисленные мероприятия приглашались средства массовой информации.
4. Мероприятия для представителей средств массовой
информации, политических партий
Работа с молодежью и иными категориями избирателей
Проведение выставочных мероприятий
Учитывая, что средства массовой информации являются основным информационным каналом при проведении федеральных избирательных кампаний, участвуют в размещении агитационных материалов кандидатов, политических партий, важной является обучающая работа со СМИ, а также их сотрудничество в вопросах освещения выборов с членами избирательных комиссий.
13 сентября 2007 года был проведен семинар о подготовке к парламентским выборам с представителями СМИ. Основное внимание было уделено обсуждению взаимодействия организаций телерадиовещания и периодических печатных изданий с избирательными комиссиями в ходе избирательной кампании. С докладом о соблюдении законодательства в сфере массовых коммуникаций в период избирательных кампаний выступила заместитель руководителя Управления Россвязьохранкультуры по Дальневосточному федеральному округу. Обобщив практику участия СМИ в выборах 2005-2006 годов на территории Амурской области, было обращено внимание на основные ошибки, допускаемые СМИ в период выборов, и пути их устранения.
24 декабря 2007 года был организован еще один семинар-совещание с представителями СМИ. Обсуждались вопросы представления в избирательную комиссию Амурской области организациями, осуществляющими выпуск СМИ, сведений об объеме и стоимости бесплатных и платных эфирного времени и печатной площади, предоставленным политическим партиям, зарегистрировавшим федеральные списки кандидатов при проведении выборов депутатов Государственной Думы пятого созыва. До представителей СМИ были доведены формы ведения организациями, осуществляющими выпуск СМИ, отдельного учета объемов и стоимости бесплатного и платного эфирного времени, бесплатной и платной печатной площади, предоставленных зарегистрированным кандидатам, а также отдельного учета объемов и стоимости бесплатного эфирного времени, бесплатной печатной площади, предоставленных политическим партиям, выдвинувшим зарегистрированных кандидатов при проведении выборов Президента РФ.
1 февраля 2008 года был проведен семинар с редакторами печатных изданий и руководителями электронных СМИ Амурской области на тему: "Информационное обеспечение выборов Президента РФ", организованный совместно избирательной комиссией Амурской области и Правительством области. На семинаре рассматривались вопросы подготовки и проведения федеральных выборов, разъяснялись правовые основы проведения предвыборной агитации в средствах массовой информации в период выборов, исследовались механизмы взаимодействия редакций телерадиовещания с избирательными комиссиями в период выборов.
21 февраля текущего года прошел обучающий семинар с представителями средств массовой информации, на котором, помимо ответов на текущие вопросы избирательных кампаний (а их на территории области было 400), детально был рассмотрен порядок организации учета предоставляемого кандидатам и избирательным объединениям эфирного времени и печатной площади, доведены до сведения участников совещания нарушения избирательного законодательства средствами массовой информации в период федеральных избирательных кампаний; обсуждался вопрос о задолженности ряда политических партий перед амурскими СМИ по итогам парламентских выборов.
Территориальные комиссии также проводили регулярную разъяснительную работу со средствами массовой информации. В качестве примера приведем опыт базовой территориальной избирательной комиссии г. Благовещенска, которая в 2007 году организовала серию занятий по теме: "Проведение предвыборной агитации в СМИ кандидатами с использованием бесплатного и платного эфирного времени, печатной площади в соответствии с избирательным законодательством". Территориальными избирательными комиссиями г. Благовещенска, г. Зеи с сентября прошлого года было проведено 8 мероприятий с участием представителей политических партий и средств массовой информации; Территориальной комиссией Бурейского района организована серия семинаров по теме "Многопартийность в России и формирование Российского парламента". К сожалению, в связи с слабой представленностью партий вне областного центра, не во всех муниципальных образованьях удалось организовать аналогичные мероприятия с участием членов местных отделений политических партий.
В Приложении N 1 к Программе информационно-разъяснительной деятельности избирательной комиссии Амурской области в период подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы РФ предусматривалось проведение конкурса на лучшую журналистскую работу в области освещения избирательного процесса. Однако с учетом объявления аналогичного конкурса Центральной избирательной комиссией РФ выполнение этого пункта Программы изменилось. Для обеспечения участия амурских организаций телерадиовещания, периодических печатных изданий в Всероссийском конкурсе на лучший материал в средствах массовой информации, освещающий выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва, Президента Российской Федерации, выборы в органы государственной власти, органы местного самоуправления в Российской Федерации и вопросы избирательного законодательства в 2007-2008 гг., объявленном Центральной избирательной комиссией РФ постановлением от 31 января 2008 г. N 94/723-5, избирательная комиссия Амурской области организовала серию консультаций по разъяснению порядка участия в конкурсе, а также актуализации тематики федеральных избирательных кампаний. Постановлением ЦИК РФ от 29 апреля 2008 г. N 111/858-5 авторскому коллективу телеканала "Регион" (г. Свободный) была присуждена поощрительная премия за представление серии телерепортажей о выборах. Редакция газеты "Телепорт" награждена благодарственным письмом ЦИК РФ за активное содействие и существенную помощь в организации и проведении выборов Президента РФ.
Учитывая, что политические партии в 2007-2008 годах стали основными участниками избирательного процесса, в Программе информационно-разъяснительной деятельности избирательной комиссии Амурской области был предусмотрен ряд мероприятий, направленных на взаимодействие с избирательными объединениями. 11 сентября 2007 года избирательной комиссией Амурской области был проведен семинар с представителями партий по теме: "Особенности участия региональных отделений политических партий в выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ". Помимо обобщения особенностей обновленного законодательства о выборах, на семинаре обсуждались вопросы об основаниях для приобретения региональными отделениями политических партий прав для участия в парламентских выборах, условиях доступа партий к средствам массовой информации при проведении выборов депутатов Государственной Думы. На мероприятии были оглашены итоги проверки сведений о поступлении и расходовании в I полугодии средств региональных отделений политических партий, зарегистрированных на территории области, проанализированы нормы законодательства о противодействии террористической и экстремистской деятельности. К сожалению, политические партии традиционно проявляют недостаточную активность в посещении такого рода мероприятий, организуемых избирательными комиссиями. Так, в рассматриваемом семинаре приняли участие представители менее 50% партий, имеющих региональные отделения в Амурской области. На семинаре также выступили с докладами представители управления Федеральной регистрационной службы по Амурской области, УФСБ по Амурской области.
25 октября 2007 года была организована консультативная встреча с представителями региональных групп кандидатов политических партий по выборам депутатов Государственной Думы. Обсуждались особенности проведения жеребьевки по распределению между региональными группами кандидатов эфирного времени на каналах телерадиовещания, а также правила участия СМИ и предприятий полиграфической отрасли в размещении заказов при проведении парламентских выборов.
20 ноября 2007 года на встрече с политическими партиями обсуждались вопросы проведения предвыборной агитации; было предложено самотестирование по вопросам на знание избирательного законодательства России и Амурской области.
25 декабря 2007 года избирательной комиссией Амурской области была проведена информационная встреча с представителями политических партий. Обсуждалась роль региональных отделений партий на выборах Президента РФ, обращалось внимание на недопустимость нарушений требования законодательства о представлении итоговой финансовой отчетности по итогам выборов (в частности, на сегодняшний момент одна партия, создававшая избирательный фонд при проведении выборов в Думу на территории Амурской области - ЛДПР - итоговый финансовый отчет так и не представила), а также до сведения представителей партий доводились все документы избирательной комиссии Амурской области, принятые в ходе подготовки к выборам в Законодательное Собрание области. На встрече присутствовали представители 6 из 11 региональных отделений политических партий.
14 февраля 2008 года члены избирательной комиссии Амурской области приняли участие в заседании Совета по взаимодействию с общественными объединениями при губернаторе Амурской области, на котором, в частности, обсуждался вопрос о выполнении общественными объединениями требований избирательного законодательства в период выборов.
Важным в работе избирательных комиссий всех уровней являлось информирование молодежи о федеральных избирательных кампаниях. Актуализация идеи выборов среди жителей области 18-30 лет и более раннего возраста проводилась в течение всего периода выборов, причем существенное значение в этом имела регулярная деятельность клубов молодых избирателей. Молодые граждане привлекались к работе избирательных комиссий; базовой территориальной избирательной комиссией г. Райчихинска была организована общественная молодежная избирательная комиссия. Детальный анализ этого направления деятельности избирательных комиссий будет представлен в полугодовом отчете о повышении правовой культуры избирателей, однако на примере Дня молодого избирателя перечислим наиболее распространенные направления информирования молодых избирателей о прошедших федеральных избирательных кампаниях.
Во исполнение постановления ЦИК РФ от 28 декабря 2007 года N 86/666-5 "О проведении Дня молодого избирателя", избирательная комиссия Амурской области утвердила Программу проведения Дня молодого избирателя в Амурской области (постановление от 15 января 2008 г. N 27/176-4). С целью реализации этой Программы, избирательными комиссиями всех уровней была организована серия обучающих мероприятий, направленных на повышение уровня информированности молодых избирателей о выборах. В 29 городах и районах области в период с 18 по 24 февраля 2008 года были проведены молодежные форумы, "круглые столы" с участием молодых избирателей 18-30 лет, теле- и радиовикторины по избирательному праву, организованы культурно-развлекательные и спортивные мероприятия под девизами "Молодежь выбирает будущее", "Голосуют молодые" и т.д. Эти и ряд других мероприятий, сопровождавшихся, как правило, "посвящением в избиратели", способствовали повышению электоральной активности молодежи на выборах 2 марта 2008 года. Так, например, в г. Белогорске процент молодежи от числа принявших участие в выборах, составил 43,03%, в п. Углегорск - 42,75%, в Магдагачинском районе - 36,96%, в г. Благовещенске - 34,02%. Это подтверждает результативность работы избирательных комиссий по привлечению молодежи к участию в выборах.
Немаловажное значение уделялось избирательными комиссиями и работе по разъяснению законодательства о выборах депутатов Государственной Думы, Президента РФ, а также обновленного Избирательного кодекса области среди иных участников избирательного процесса. Среди военнослужащих, пенсионеров, предпринимателей также проводилась работа по актуализации избирательной тематики. В воинских частях, подразделениях, в Дальневосточном высшем военном командном училище (ДВКУ) были организованы встречи представителей избирательных комиссий с военнослужащими, курсантами, на которых разъяснялись особенности участия военнослужащих в выборах, а также доводилась до сведения информация о ходе текущих избирательных кампаний. В ДВКУ была организован цикл лекций по избирательному праву. Информирование пенсионеров проводилось посредством средств массовой информации, а также путем непосредственного общения членов избирательных комиссий в домах инвалидов и престарелых с пожилыми гражданами. В крупных торговых центрах области на электронных таблоидах размещалась информация об этапах федеральных избирательных кампаний, что позволяло актуализировать идею выборов среди предпринимателей.
5. Проведение выставочных мероприятий
Организационно-методическое обеспечение выборов
При подготовке и проведении мероприятий по повышению правовой культуры избирателей использовались материалы, разработанные избирательной комиссией Амурской области в ходе участия в конкурсе, организованном Центральной избирательной комиссией РФ в соответствии с постановлением от 28.02.2006 года N 172/111-4 "О конкурсе среди избирательных комиссий субъектов Российской Федерации на лучшую организацию работы по повышению правовой культуры избирателей (участников референдума) и обучению организаторов выборов и референдумов". В работе применялись восемь блоков компьютерных тестов по вопросам избирательного законодательства Амурской области для различных категорий избирателей и организаторов выборов; слайдовый фильм, посвященный новой модели выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации; материалы издательской серии "Из опыта взаимодействия избирательных комиссий Амурской области с иными участниками избирательного процесса", представленной двумя сборниками - "Политические партии в избирательном процессе Амурской области", "Средства массовой информации в избирательном процессе Амурской области"; сборник "Выборы на территории Амурской области 2003-2006 (аналитический обзор)" с отражением вопросов взаимодействия избирательных комиссий с органами государственной власти и органами местного самоуправления на территории области; сборник методических материалов для школ "Правовое воспитание будущих избирателей"; учебные комплексы для высших и средних учебных заведений по курсам "Избирательное право", "Избирательный процесс"; презентационный фильм о работе избирательной комиссии Амурской области по повышению правовой культуры избирателей (участников референдума) и организаторов выборов; музыкальная карточка избирательной комиссии области - "Все на выборы!"; сборник стихов амурской молодежи о выборах; информационный буклет для проведения межрегиональной студенческой видеоконференции по теме: "Модели избирательных систем и их актуальность для регионов Дальнего Востока"; сборник по вопросам обобщения судебной практики по разрешению избирательных споров на территории области; брошюра "Организация работы с библиотеками, клубами молодых избирателей, выставочная деятельность на территории Амурской области".
Избирательными комиссиями на территории Амурской области издаются методические материалы в помощь организаторам выборов и иным участникам избирательного процесса. Это рабочие блокноты членов избирательных комиссий, памятки избирателям, наблюдателям, сотрудникам органов внутренних дел, календари избирательных действий, информационные плакаты. Только избирательной комиссией Амурской области за отчетный период было выпущено около 700 тысяч единиц информационной печатной продукции. Несомненную помощь избирательной комиссии области в этой работе оказывают базовые территориальные избирательные комиссии. Так, в г.Благовещенске совместно с администрацией города территориальной комиссией был выпущен специальный номер газеты "Благовещенск" с информацией для избирателей о парламентских выборах тиражом 50 тысяч экз. Газета распространялась среди жителей города бесплатно. По итогам деловой игры "Выборы в Молодежный Парламент второго созыва города Зеи" выпущено 10 методических пособий для молодежи по проведению выборов. В период с октября по декабрь 2007 года издано три выпуска информационного бюллетеня территориальных избирательных комиссий города Зеи, Зейского и Магдагачинского района.
Информационно-аналитические обзоры по отдельным этапам выборов депутатов Государственной Думы и Президента РФ регулярно размещались на стендах избирательных комиссий, что способствовало дополнительной гласности избирательного процесса.
В целом, запланированные мероприятия Программы информационно-разъяснительной деятельности избирательных комиссий в период подготовки и проведения федеральных выборов 2007-2008 годов были выполнены. Изменение ряда сроков реализации запланированных мероприятий было обусловлено особенностями прошедших избирательных кампаний и изменением планов работы иных организаций.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Избирательной комиссии Амурской области от 22 мая 2008 г. N 52/307-4 "О выполнении Программы информационно-разъяснительной... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.