Рассмотрев проект закона Амурской области "О социальном обслуживании населения в Амурской области", внесенный в порядке законодательной инициативы губернатором области, Законодательное Собрание
постановляет:
1. Принять в первом чтении проект закона Амурской области "О социальном обслуживании населения в Амурской области".
2. Направить указанный законопроект субъектам права законодательной инициативы для внесения поправок, в прокуратуру области, управление Минюста России по Амурской области для внесения замечаний и предложений до 21 ноября 2008 года.
3. Комитету Законодательного Собрания по вопросам социальной политики доработать указанный законопроект с учетом поступивших поправок и внести его на рассмотрение Законодательного Собрания во втором чтении.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Заместитель председателя
Законодательного Собрания |
А.Н. Башун |
Вносится губернатором
Амурской области
Проект
Закон
Амурской области
"О социальном обслуживании населения в Амурской области"
Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами области регулирует отношения в сфере социального обслуживания населения в области.
Статья 1. Основные понятия
В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:
социальное обслуживание - деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации;
социальные службы - предприятия и учреждения независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию без образования юридического лица;
стационарное учреждение (или стационарное отделение учреждения) - это учреждение (или отделение учреждения), которое осуществляет социальное обслуживание граждан (взрослых и детей) в стационарных условиях, т.е. в условиях постоянного, временного (сроком до 6 месяцев) и пятидневного в неделю проживания их в учреждении (отделении учреждения), путем предоставления социальных услуг всем гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном уходе, и обеспечивает создание соответствующих условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание и уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха, досуга и образования по специальным образовательным программам;
полустационарное учреждение (или отделение учреждения) - это учреждение (или отделение учреждения), которое обеспечивает предоставление социальных услуг гражданам в течение определенного времени суток, т.е. в условиях дневного или ночного пребывания в учреждении (или отделении учреждения);
нестационарное учреждение (или нестационарное отделение учреждения) - это учреждение (или отделение учреждения), которое обеспечивает предоставление социальных услуг гражданам без их проживания в указанном учреждении (или отделении учреждения);
учреждение (отделение) социального обслуживания на дому - это учреждение (или отделение учреждения), которое обеспечивает предоставление гражданам социальных услуг по месту их проживания;
трудная жизненная ситуация - ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно;
социальная реабилитация - система мероприятий, направленных на восстановление утраченных гражданином социальных связей, социального статуса, устранение или возможно полную компенсацию ограничений жизнедеятельности;
клиент социальной службы - гражданин, находящийся в трудной жизненной ситуации, которому в связи с этим предоставляются социальные услуги;
качество социальной услуги - совокупность свойств социальной услуги, определяющих ее возможность и способность удовлетворить потребности клиента социальной службы и осуществить его социальную реабилитацию или социальную адаптацию;
объем социальных услуг - перечень предоставляемых населению социальных услуг с указанием их видов;
одинокий гражданин - гражданин, не состоящий в браке, не имеющий родственников, обязанных по закону содержать его и оказывать ему необходимую помощь.
Статья 2. Система социального обслуживания в области
1. Система социального обслуживания основана на использовании и развитии всех форм собственности и состоит из государственного и негосударственного секторов социального обслуживания.
2. Государственный сектор социального обслуживания состоит из государственных предприятий и учреждений социального обслуживания, являющихся собственностью области и находящихся в ведении органов государственной власти области.
3. Негосударственный сектор социального обслуживания населения в области объединяет учреждения социального обслуживания, деятельность которых основана на негосударственной форме собственности, а также лиц, осуществляющих частную деятельность в сфере социального обслуживания.
К негосударственному сектору социального обслуживания относятся общественные объединения, в том числе профессиональные ассоциации, благотворительные и религиозные организации, деятельность которых связана с социальным обслуживанием.
Статья 3. Организация социального обслуживания
Организация социального обслуживания в области основывается на:
предоставлении гражданам различных видов социальных услуг, определенных федеральными и областными законами в порядке, установленном Правительством области;
установлении государственных стандартов социального обслуживания населения;
использовании и развитии системы социального обслуживания;
определении структуры органов управления государственным сектором социального обслуживания и организации их деятельности.
Статья 4. Государственные стандарты социального обслуживания и контроль за их исполнение
1. Социальное обслуживание должно соответствовать государственным стандартам, которые устанавливают:
1) основные требования к объемам и качеству предоставления социальных услуг населению;
2) требования к порядку и условиям оказания социальных услуг;
3) перечень гарантированных государством социальных услуг;
4) социальные нормы и нормативы обеспеченности населения социальными услугами в государственных учреждениях социального обслуживания населения;
5) социальные нормативы и натуральные нормы обеспечения деятельности государственных учреждений социального обслуживания населения;
6) нормативы и тарифы на гарантированные государством социальные услуги.
2. Государственные стандарты социального обслуживания населения используются при определении объемов финансирования из областного бюджета государственных учреждений социального обслуживания населения, а также объемов государственного заказа на предоставление социальных услуг в учреждениях негосударственного сектора социального обслуживания.
3. Контроль за исполнением государственных стандартов социального обслуживания в учреждениях социального обслуживания населения осуществляется органом исполнительной власти, осуществляющим функции управления в сфере социальной защиты населения (далее - уполномоченный орган).
Статья 5. Право граждан на социальное обслуживание
1. В области гражданам гарантируется право на социальное обслуживание в государственной системе социальных служб в порядке и на условиях, установленными законами и иными нормативными правовыми актами области.
2. При получении социальных услуг каждый гражданин или его законный представитель имеют право на:
1) уважительное и гуманное отношение со стороны работников учреждений социального обслуживания;
2) выбор учреждения и формы социального обслуживания в порядке, установленном уполномоченным органом;
3) получение в государственной системе социальных служб бесплатной информации о возможностях, видах, порядке и условиях социального обслуживания;
4) согласие на социальное обслуживание, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, когда согласия гражданина не требуется;
5) отказ от социального обслуживания;
6) конфиденциальность информации личного характера, ставшей известной работнику учреждения социального обслуживания при оказании социальных услуг;
7) защиту своих прав и законных интересов, в том числе в судебном порядке.
3. Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории области, а также беженцы имеют равные с гражданами Российской Федерации права на социальное обслуживание, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Статья 6. Основные виды социальных услуг
Основными видами социальных услуг в зависимости от их назначения являются:
1) социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности граждан в быту;
2) социально-медицинские, направленные на поддержание и улучшение здоровья граждан;
3) социально-психологические, предусматривающие коррекцию психологического состояния граждан с целью их социальной адаптации;
4) социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и аномалий личного развития клиентов социальных служб, формирование у них позитивных интересов, в том числе в сфере досуга, организацию их досуга, оказание содействия в семейном воспитание детей;
5) социально-экономические, направленные на поддержание и улучшение жизненного уровня;
6) социально-правовые, направленные на поддержание или изменение правового статуса, оказание юридической помощи, защиту законных прав и интересов граждан.
Статья 7. Основные формы социального обслуживания
1. Социальное обслуживание в области осуществляется в следующих формах:
1) социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания;
2) предоставление временного приюта;
3) реабилитационные услуги;
4) полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания;
5) социальное обслуживание на дому (включая социально-медицинское обслуживание);
6) организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания;
7) социально-консультационная помощь;
8) материальная помощь;
9) срочное социальное обслуживание;
10) предоставление жилого помещения в специальных домах для одиноких престарелых граждан.
Статья 8. Категории и группы населения, имеющие права на социальное обслуживание
К категориям граждан и группам населения, имеющим право на социальное обслуживание в государственном и негосударственном секторах системы социального обслуживания области, относятся:
1) дети (дети-сироты; оставшиеся без попечения родителей; беспризорные; дети-инвалиды; имеющие отклонения в умственном, психическом и физическом развитии; дети семей беженцев и вынужденных переселенцев; безнадзорные);
2) семьи (малообеспеченные; неполные; многодетные; имеющие в своем составе инвалидов, в том числе детей-инвалидов; с несовершеннолетними родителями);
3) отдельные граждане (безработные; бездомные; оказавшиеся в экстремальной ситуации (пострадавшие от стихийных бедствий или приравненных к ним, беженцы и вынужденные переселенцы);
4) женщины (подвергшиеся психофизическому насилию; одинокие матери с несовершеннолетними детьми; несовершеннолетние матери; беременные женщины; кормящие матери);
5) граждане пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет), оказавшиеся в трудной жизненной ситуации;
6) инвалиды различных категорий и групп инвалидности;
7) граждане без определенного места жительства и занятий;
8) другие категории граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию.
Статья 9. Учреждения и предприятия социального обслуживания
1. Учреждениями социального обслуживания независимо от форм собственности в области являются:
1) стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, специальные дома-интернаты (отделения) для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками);
2) специальные дома для одиноких престарелых граждан;
3) социальные приюты для детей;
4) социально-оздоровительные центры для граждан пожилого возраста и инвалидов;
5) комплексные центры социального обслуживания населения;
6) реабилитационные центры для детей с ограниченными возможностями;
7) центры социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий;
8) центры социальной помощи семье и детям;
9) социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;
10) геронтологические центры;
11) центры социально-психологической помощи населению;
12) центры социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов;
13) иные учреждения, предоставляющие социальные услуги.
2. К предприятиям социального обслуживания относятся предприятия, оказывающие населению социальные услуги.
3. Порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации учреждений и предприятий социального обслуживания регулируется гражданским законодательством Российской Федерации.
Статья 10. Плата за социальное обслуживание
1. Социальное обслуживание осуществляется социальными службами бесплатно, а также на условиях полной или частичной оплаты.
2. Порядок предоставления бесплатного социального обслуживания и порядок оказания платных социальных услуг в государственной системе социальных служб устанавливаются Правительством области.
3. Условия и порядок оплаты социальных услуг в учреждениях негосударственного сектора социального обслуживания устанавливаются ими самостоятельно.
4. Учреждения государственного сектора социального обслуживания вправе предоставлять населению, предприятиям, учреждениям и организациям платные дополнительные социальные услуги сверх установленных перечнем гарантированных государством социальных услуг.
Статья 11. Полномочия органов государственной власти области в сфере социального обслуживания
К полномочиям Законодательного Собрания области относится:
1) принятие законов и иных нормативных правовых актов в сфере социального обслуживания;
2) иные полномочия.
К полномочиям Правительства области относятся:
1) обеспечение реализации настоящего Закона на территории области;
2) утверждение и финансирование областных целевых (региональных) программ в сфере социального обслуживания;
3) утверждение порядка установления государственных стандартов социального обслуживания;
4) определение структуры органов управления государственной системой социального обслуживания;
5) установление порядка координации деятельности социальных служб;
6) принятие решений о создании, реорганизации, ликвидации государственных учреждений социального обслуживания;
7) иные полномочия.
К полномочиям исполнительного органа государственной власти области, осуществляющим функции управления в сфере социальной защиты населения, относятся:
1) разработка и реализация областных (региональных) целевых программ в области социального обслуживания;
2) разработка проектов нормативных правовых актов в части установления государственных стандартов социальных услуг, предоставляемых государственными учреждениями социального обслуживания;
3) управление и обеспечение деятельности подведомственных государственных учреждений социального обслуживания;
4) содействие развитию негосударственной системы социального обслуживания;
5) иные полномочия.
Статья 12. Меры социальной поддержки работников государственной системы социальных служб
1. Социальные работники государственной системы социальных служб имеют право на:
1) обеспечение специальной одеждой, обувью и инвентарем, а также бесплатным проездом на городском и пригородном транспорте общего пользования (кроме такси) или выплату им денежной компенсации.
Порядок обеспечения специальной одеждой, обувью и инвентарем, а также бесплатного проезда или выплаты им денежной компенсации устанавливается Правительством области;
2) меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в случае, если они проживают и работают в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках). Размер, условия и порядок предоставления социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг устанавливаются нормативными правовыми актами области.
2. Медицинским работникам государственной системы социальных служб, непосредственно занятым социально-медицинским обслуживанием, проживающим и работающим в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках), меры социальной поддержки устанавливаются нормативными правовыми актами области.
Работникам учреждений социального обслуживания государственной системы социальных служб, непосредственно осуществляющим социальную реабилитацию несовершеннолетних, меры социальной поддержки устанавливаются нормативными правовыми актами области.
3. Перечень должностей руководителей, специалистов и социальных работников государственных учреждений социального обслуживания, имеющих право на социальную поддержку по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, устанавливается Правительством области.
Статья 13. Финансовое обеспечение социального обслуживания
1. Финансовое обеспечение учреждений государственного сектора социального обслуживания осуществляется за счет средств областного бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и области.
2. Дополнительными внебюджетными источниками финансирования учреждений и предприятий государственного сектора социального обслуживания являются:
1) средства, поступающие из государственных внебюджетных социальных фондов;
2) благотворительные взносы и пожертвования;
3) другие источники, не запрещенные настоящим Законом.
3. Финансовое обеспечение учреждений негосударственного сектора социального обслуживания осуществляется за счет средств, предусмотренных их уставами либо иными учредительными документами.
4. Уполномоченный орган вправе размещать в соответствии с законодательством Российской Федерации заказы на предоставление социальных услуг путем заключения с учреждениями негосударственного сектора социального обслуживания государственных контрактов на предоставление социальных услуг.
Статья 14. Приведение нормативных правовых актов области в соответствие с настоящим Законом
1. Нормативные правовые акты органов государственной власти области подлежат приведению в соответствие с настоящим Законом в трехмесячный срок со дня его официального опубликования.
2. Со дня вступления в силу настоящего Закона и до момента истечения срока, определенного частью 1 настоящей статьи, нормативные правовые акты органов государственной власти области применяются в части, не противоречащей настоящему Закону.
Статья 15. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его первого официального опубликования.
Со дня вступления в силу настоящего Закона признать утратившим силу:
Закон Амурской области от 19.01.2005 N 409-ОЗ "Об обслуживании отдельных категорий граждан социальными службами Амурской области";
статью 9 Закона Амурской области от 23.12.2005 N 125-ОЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты области, регулирующие сроки наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями";
статью 7 Закона Амурской области от 28.12.2006 N 267-ОЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты области, регулирующие сроки наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями";
Закон Амурской области от 12.10.2007 N 408-ОЗ "О внесении изменений в Закон Амурской области "Об обслуживании отдельных категорий граждан социальными службами Амурской области";
часть 3 статьи 1 Закона Амурской области от 06.03.2008 N 13-ОЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты области".
Губернатор
Амурской области
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Законодательного Собрания Амурской области (пятый созыв) от 23 октября 2008 г. N 9/566 "О проекте закона Амурской области "О социальном обслуживании населения в Амурской области"
Текст постановления официально опубликован не был