В соответствии с пунктом 3.5 Порядка принятия решений о разработке областных (региональных) целевых программ, их формирования и реализации, утвержденного постановлением Правительства Амурской области от 07.12.2007 N 28 (в редакции постановления Правительства области от 11.11.2008 N 261), Правительство Амурской области
постановляет:
Долгосрочную целевую программу "Развитие физической культуры и спорта в Амурской области на 2009 - 2011 годы", утвержденную постановлением Правительства области от 15.11.2008 N 276, изложить в новой редакции согласно приложению.
Губернатор |
О.Н. Кожемяко |
Долгосрочная целевая программа
"Развитие физической культуры и спорта
в Амурской области на 2009-2011 годы"
(утв. постановлением Правительства Амурской области от 23 ноября 2008 г. N 283)
1. Паспорт
долгосрочной целевой программы "Развитие физической культуры
и спорта в Амурской области на 2009-2011 годы"
Наименование программы |
Долгосрочная целевая программа "Развитие физической культуры и спорта в Амурской области на 2009 - 2011 годы" |
Основание для разработки программы |
Статья 179 Бюджетного кодекса РФ; постановление Правительства Российской Федерации от 11 января 2006 г. N 7 "О федеральной целевой программе "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы" |
Государственные заказчики программы |
Управление по физической культуре и спорту Амурской области, министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Амурской области |
Основной разработчик программы |
Управление по физической культуре и спорту Амурской области |
Цель программы |
Создание условий для укрепления здоровья населения путем развития инфраструктуры спорта; популяризация массового спорта, спорта высших достижений и приобщение различных слоев общества к регулярным занятиям физической культурой и спортом; увеличение числа лиц, систематически занимающихся физической культурой и спортом |
Задачи программы |
Основными задачами программы являются: развитие организационно-управленческих структур; подготовка кадров в сфере физической культуры и спорта; развитие общественного физкультурно-спортивного движения; развитие детско-юношеского, массового спорта и спорта высших достижений; укрепление материально-технической базы спортивных учреждений; строительство и реконструкция спортивных сооружений; пропаганда здорового образа жизни |
Перечень программных мероприятий |
1. Стимулирование деятельности общественных и общественно-государственных объединений по привлечению широких масс населения к регулярным занятиям физической культурой и спортом. 2. Организация работы по развитию детско-юношеского спорта. 3. Организация работы по развитию массового спорта и спорта высших достижений. 4. Строительство и реконструкция спортивных сооружений, обеспечивающих проведение спортивных мероприятий, в том числе финалов спартакиад. 5. Организация и проведение областных мероприятий по пропаганде здорового образа жизни |
Сроки реализации программы |
2009-2011 годы |
Объемы и источники финансирования программы |
Общий объем финансирования составляет 83600 тыс.руб., в том числе: 2009 год - 38200 тыс.руб. 2010 год - 20000 тыс.руб., 2011 год - 25400 тыс.рублей. Программа финансируется за счет средств областного бюджета. Предусматривается также привлечение средств из федерального и местных бюджетов |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы |
В результате реализации программы к 2011 году предполагается: увеличение количества жителей области, систематически занимающихся физической культурой и спортом, до 15% от общего числа проживающих на территории; функционирование в поселениях организаторов физкультурно-массовой и спортивной работы; привлечение к участию в комплексных спортивных мероприятиях ежегодно до 15 тысяч человек; укрепление материально-технической базы спортивных учреждений; строительство 1 спортивного объекта и устройство не менее 4 футбольных полей с искусственным покрытием; стимулирование спортивной деятельности через средства массовой информации, информирование населения о спортивных мероприятиях, об участии спортсменов в различных массовых мероприятиях |
Исполнители программы |
Подведомственное управлению по физической культуре и спорту Амурской области государственное учреждение Амурской области "Областной центр развития спорта", юридические лица, определяемые в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" |
Система организации контроля за исполнением программы |
Государственные заказчики программы осуществляют текущий контроль за реализацией программы и в установленном порядке представляют в министерство экономического развития Амурской области информацию о выполнении программных мероприятий и целевом использовании финансовых средств |
2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программным методом
2.1. Анализ ситуации
В области сложилась и действует определенная система управления физической культурой и спортом, которая включает управление по физической культуре и спорту Амурской области, городские и районные органы управления физической культурой и спортом, областные общественные федерации по видам спорта, спортклубы "Буревестник", "Спартак", "Урожай", подведомственные спортивные организации "Динамо", "Юность России" и спортивные школы.
Идет процесс становления областного государственного учреждения "Областной центр развития спорта" с межмуниципальными филиалами на базе спорткомплексов в г.Райчихинск и г.Свободный. Задача центра - проведение областных и межмуниципальных соревнований, селекция, отбор и подготовка молодых и перспективных спортсменов в составе сборных команд области для участия в соревнованиях Дальневосточного федерального округа и Российской Федерации.
В области зарегистрировано 55 видов спорта, охватывающих более 96 тысяч человек, что составляет 11% населения области (средний показатель по Дальневосточному федеральному округу - 13,5%, в экономически развитых странах - до 60%).
Не развивается система муниципальных спортивных школ и клубов (детско-юношеских спортивных школ (далее - ДЮСШ), специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (далее - СДЮШОР), детско-юношеских клубов физической подготовки (далее - ДЮКФП). Их общее количество - 32 единицы. Причем в шести районных муниципальных образованиях они отсутствуют.
В спортивных школах занимается 12516 детей в возрасте 6-15 лет, или 13% от количества детей данной возрастной категории (социальная норма -20%), в спортивных секциях общеобразовательных школ - 32,4%, учреждений начального профессионального образования (далее - НПО) - 37,6%, средних специальных учебных заведений (далее - ссуз) - 33,4%, высших учебных заведений (далее - вуз) - 24,6%. Это связано с недостаточно развитой спортивной базой и ограничением в заработной плате учителей физической культуры за внеклассную работу (12-15% ставки).
Обеспеченность районов области физкультурными кадрами составляет 71% от социальной нормы, площадями спортивных залов - 42,6%. До 70% физкультурных кадров имеют возраст старше 45-55 лет. Практически 65% сельских поселений не имеют инструкторов-организаторов по спорту, а оплата их труда, как правило, договорная и крайне низкая.
В городах аналогичная ситуация. 82% спортивной базы (спортзалы) относятся к ведомственной закрытой сети (школы, НПО, ссузы, вузы), имеют ограниченный доступ, вместе с повышением стоимости аренды физкультурные и спортивные услуги стали практически недоступны для горожан.
Система управления физической культурой и спортом не является оптимальной как на областном (межведомственном), так и на муниципальном (городском, районном) уровне.
"Размытость" управленческих функций и структур объясняется слиянием органов управления физической культурой и спортом с другими органами в сфере образования, культуры, молодежи. В 29 городских округах и муниципальных районах действуют:
самостоятельные комитеты, отделы, управления по физической культуре и спорту - 15;
специалисты в составе смешанных структур - 8,
специалисты при администрациях - 6.
Недостаточно стимулируются и используются возможности общественных физкультурно-спортивных организаций в управленческой деятельности.
2.2. Описание проблемы
Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" разграничиваются полномочия и функции государственной и муниципальной спортивной политики, поэтому имеется целый ряд проблемных вопросов.
Один из таких вопросов связан с ошибочными приоритетами, когда на уровне городских и районных спорткомитетов одним из главных показателей является не приобщение населения к массовому физкультурно-спортивному движению, а подготовка группы спортсменов к выступлению на спартакиадах и чемпионатах разного уровня. В результате нарушаются пропорции в расходовании средств местных бюджетов в ущерб массовому спорту, развитию материально-технической, спортивной базы, обустройству спортивными сооружениями дворов, микрорайонов, содержанию методистов по спорту, поддержке объединений спортивной направленности.
Функциональные задачи и бюджетные средства государственных и муниципальных органов управления физической культурой и спортом предполагают формирование системы государственного заказа на деятельность по развитию физической культуры и видов спорта.
Массовыми видами спорта в области являются: волейбол (занимаются 13410 человек), баскетбол (11757 человек), футбол (8614 человек), легкая атлетика (6941 человек), настольный теннис (4541 человек), плавание (2191 человек). Такими видами спортивных единоборств, как бокс, борьба вольная, самбо, рукопашный бой, каратэ, занимаются более 7500 человек.
Ежегодно 23-27 спортсменам присваивается звание "Мастер спорта России", 17-20 человек занимают I-III места на первенствах и чемпионатах России, Азии, Европы и мира. Высшие достижения амурских спортсменов связаны, как правило, с неолимпийскими видами спорта (гиревой спорт, каратэ, самбо, пауэрлифтинг, бодибилдинг) и выступлениями наших ветеранов спорта.
Любительские команды по баскетболу, волейболу, футболу и хоккею участвуют в первенствах России среди команд высшей лиги, 1-2-3 лиг, а сборные команды области - в зимних и летних спартакиадах учащихся и молодежи России.
Бюджетное финансирование физической культуры в муниципальных районах и городских округах не обеспечивает развитие ни массового, ни детского спорта и едва покрывает расходы, связанные с проведением местных спартакиад и с участием в областных спартакиадах. Бюджетные расходы областного и муниципальных образований в среднем ежегодно составляют более 184 млн. руб., или 162 руб. на одного жителя. В среднем по ДФО данный показатель выше в 3 раза.
В целях реализации государственной политики в части развития физической культуры и спорта с 2002 по 2005 год действовала областная целевая программа "Развитие физической культуры и спорта на территории Амурской области". На реализацию данной программы из средств областного бюджета было выделено более 61 млн.руб. Денежные средства направлены на строительство и реконструкцию спортивных сооружений, на поддержку массового спорта и развитие спорта высших достижений, на укрепление материально-технической базы учреждений дополнительного образования детей спортивной направленности, на поддержку деятельности областных спортивных клубов.
Реализация программы позволила улучшить условия для занятий физической культурой и спортом. Построены стадионы в г.Тында и п.Серышево, спортивный зал к СПОШ N 4 в г.Благовещенск.
К финалам областных спартакиад реконструированы стадионы в городах Зея, Шимановск, Свободный, в п.Архара, в с.Поярково, Тамбовка, Константиновка. Около 3 млн.руб. израсходовано на приобретение спортинвентаря и оборудования для 18 детско-юношеских спортивных школ. Обеспечивалось участие амурских спортсменов в соревнованиях различного ранга, осуществлялась финансовая помощь областным спортивным клубам на организацию и проведение комплексных спартакиад среди различных групп населения.
В период с 2002 по 2005 год увеличилось число систематически занимающихся физической культурой и спортом с 9,6% до 10,2% от числа проживающих на территории. Обеспеченность спортивными сооружениями составила 40,8% от социальной нормы.
Реализация мероприятий областной целевой программы позволила привлечь средства муниципальных образований на укрепление материально-технической базы, организацию спортивно-массовой и оздоровительной работы.
2.3. Оценка мер социально-экономической политики в сфере действия программы
На территории Российской Федерации осуществляются мероприятия в рамках утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 11 января 2006г. N 7 федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы".
Цель указанной программы - создание условий для укрепления здоровья населения путем развития инфраструктуры спорта, популяризации массового и профессионального спорта (включая спорт высших достижений) и приобщения различных слоев общества к регулярным занятиям физической культурой и спортом.
Поэтапная реализация программы предполагает:
увеличение доли граждан Российской Федерации, систематически занимающихся физической культурой и спортом, до 30% общего числа граждан;
увеличение показателя обеспеченности спортивной инфраструктурой до 30 объектов на 100 тысяч жителей;
увеличение количества квалифицированных тренеров и тренеров-преподавателей физкультурно-спортивных организаций, работающих по специальности, до 300 тысяч человек;
прирост количества граждан, занимающихся в специализированных спортивных учреждениях, на 30% ежегодно.
Программой предусматривается финансовая поддержка из федерального бюджета строительства спортивных сооружений в территориях в размере 50% стоимости объекта при условии заключения с органами государственной власти субъектов Российской Федерации соглашений об участии в финансировании программы за счет средств бюджетов Российской Федерации.
Для эффективной реализации федеральной целевой программы, Концепции развития физической культуры и спорта в области на 2006-2009 годы, утвержденной постановлением губернатора области от 02.05.2006 N 203, необходим комплексный подход к решению задач и консолидация всех заинтересованных ведомств, органов государственной власти, местного самоуправления, что возможно только в рамках долгосрочной целевой программы, реализация которой будет направлена на развитие организационно-управленческих структур в сфере физической культуры и спорта, общественного физкультурно-спортивного движения, детско-юношеского спорта, укрепление материально-технической базы, строительство и реконструкцию спортивных сооружений, пропаганду здорового образа жизни.
Реализация настоящей программы основывается на следующих принципах:
взаимодействие исполнительных и законодательных органов государственной власти, общественных спортивных объединений в вопросах развития физической культуры и спорта;
доступность, непрерывность и преемственность процесса физического воспитания и образования для всех категорий и групп населения;
дифференцированный подход к организации мероприятий по развитию физической культуры и спорта с учетом специфики муниципальных образований и государственной целевой установки на развитие массовой физической культуры и спорта высших достижений.
3. Цель, задачи, сроки реализации программы
Целью программы является создание условий для укрепления здоровья населения путем развития инфраструктуры спорта, популяризация массового спорта и приобщение различных слоев общества к регулярным занятиям физической культурой и спортом; увеличение числа лиц, систематически занимающихся физической культурой и спортом.
Задачи, этапы и сроки реализации программы
Таблица 1
N п/п |
Наименование задачи |
Наименование проблемы |
Период реализации |
Ожидаемый результат |
|
Качественная характеристика |
Количественная характеристика |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Совершенствование работы с субъектами физкультурного движения |
Повышение статуса органа управления физической культурой и спортом, введение ставок организаторов физкультурно-спортивной работы в поселениях, повышение качества работы физкультурных кадров |
2010-2011гг. |
Совершенствование деятельности субъектов физкультурного движения |
Число занимающихся физической культурой и спортом в сельской местности достигнет 15 процентов от числа проживающих на территориях, во всех общеобразовательных учреждениях будут созданы спортивные клубы и команды, ежегодно не менее 10 специалистов будут повышать квалификацию |
2 |
Развитие общественного физкультурно-спортивного движения |
Организация спортивно-массовой, оздоровительной работы с различными группами населения, поддержка областных федераций по видам спорта, стимулирование деятельности муниципальных образований по подготовке спортивного резерва |
2009-2011 гг. |
Развитие инициативы и самостоятельности общественных физкультурно-спортивных объединений, совершенствование договорных отношений с ними |
Через областные спортивные клубы "Спартак", "Урожай", "Динамо", "Юность России", "Буревестник", Российское оборонное спортивно-техническое общество (РОСТО) к участию в комплексных спортивных мероприятиях будут привлекаться до 15 тыс.человек ежегодно |
3 |
Развитие детско- юношеского спорта |
Обеспечение участия команд области в зональных и финальных всероссийских соревнованиях; поощрение юных спортсменов за высокие результаты |
2010-2011 гг. |
Активизация спортивной деятельности детей и молодежи |
Ежегодно не менее 150 человек будут принимать участие в спартакиадах России; ежегодное награждение 25 лучших юных спортсменов премией губернатора области в размере 4000 руб. |
4 |
Проведение областных комплексных спартакиад |
Организация проведения финалов областных комплексных спартакиад |
2010-2011 гг. |
Повышение привлекательности и интереса к регулярным занятиям физической культурой и спортом |
Участие в финальных соревнованиях областных комплексных спартакиад не менее 1300 спортсменов |
5 |
Строительство спортивных сооружений |
Развитие инфраструктуры спорта |
2009-2011 гг. |
Выполнение современных требований, предъявляемых к содержанию спортивных объектов и проведению спортивно- массовых мероприятий |
Строительство комплекса для спортивно-зрелищных мероприятий в г.Благовещенск |
6 |
Пропаганда здорового образа жизни |
Обеспечение рекламы соревнований, проводимых в области; проведение смотров-конкурсов среди средств массовой информации и журналистов на лучшее освещение спортивной тематики; участие в проведении научно-практических конференций; пропаганда передового опыта; выпуск телевизионных передач "Стадион" |
2010-2011 гг. |
Улучшение работы по пропаганде здорового образа жизни |
В течение года освещение не менее 200 мероприятий; поощрение 5 лучших журналистов и 3 лучших коллективов печатных и электронных средств массовой информации; поощрение авторов лучших докладов в 5 номинациях; проведение не менее 6 мастер-классов ежегодно |
4. Система программных мероприятий и их технико-экономическое
обоснование
Мероприятия программы определены на основе анализа состояния дел в сфере физической культуры и спорта с учетом Концепции развития физической культуры и спорта в области на 2006-2009 годы.
Приоритетные направления программы представлены в приложении N 1 "Система программных мероприятий".
5. Механизм реализации программы
Механизм реализации программы включает заключение договоров, мероприятия, обеспечивающие планирование, реализацию предусмотренных программой работ, контроль за их исполнением, и предусматривает финансирование за счет средств областного бюджета в рамках и объемах утвержденных сумм, включенных в программу.
Средства областного бюджета на мероприятия по развитию зимних видов спорта и устройство футбольных полей с искусственным покрытием предоставляются бюджетам муниципальных районов и городских округов на условиях софинансирования.
Распределение субсидий муниципальным образованиям осуществляется в соответствии с методикой распределения согласно приложению N 2.
Субсидии профессиональным спортивным клубам, принимающим участие в чемпионатах и первенствах России, осуществляющим деятельность по подготовке профессиональных спортсменов и спортивного резерва, предоставляются на возмещение затрат и участие в официальных соревнованиях, на проведение учебно-тренировочных сборов, на оказание услуг по подготовке профессиональных спортсменов. Критерием отбора является наличие лицензии на право участия в официальных соревнованиях. Распределение субсидии осуществляется пропорционально количеству спортсменов, входящих в состав клубов.
Грантовая поддержка и единовременные выплаты спортсменам и тренерам за высокие спортивные достижения предоставляются в соответствии с положениями, утверждаемыми Правительством области.
Финансирование объектов в рамках программных мероприятий осуществляется на основе государственного заказа. Государственные заказчики на основе договоров (контрактов) с учетом объемов финансирования на очередной финансовый год обеспечивают реализацию мероприятий исполнителями программы.
При изменении объемов бюджетного финансирования по сравнению с объемами, предусмотренными программой, государственные заказчики - управление по физической культуре и спорту Амурской области, министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Амурской области проводят корректировку перечня основных мероприятий для реализации программы в порядке и сроки, установленные законодательством.
6. Ресурсное обеспечение программы
Таблица 1
Структура финансирования программы "Развитие физической культуры
и спорта в Амурской области на 2009-2011 годы"
(тыс.руб.)
Источник финансирования |
Итого |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
Всего |
83600 |
38200 |
20000 |
25400 |
Федеральный бюджет |
|
|
|
|
Областной бюджет |
79900 |
34500 |
20000 |
25400 |
Местный бюджет |
3700 |
3700 |
|
|
Итого |
83600 |
38200 |
20000 |
25400 |
Капитальные вложения |
|
|||
Федеральный бюджет |
|
|
|
|
Областной бюджет |
37800 |
5500 |
13700 |
18600 |
Местный бюджет |
3500 |
3500 |
|
|
Итого |
41300 |
9000 |
13700 |
18600 |
НИОКР |
|
|||
Федеральный бюджет |
|
|
|
|
Областной бюджет |
|
|
|
|
Другие источники |
|
|
|
|
Итого |
|
|
|
|
Прочие текущие расходы | ||||
Федеральный бюджет |
|
|
|
|
Областной бюджет |
42100 |
29000 |
6300 |
6800 |
Местный бюджет |
200 |
200 |
|
|
Итого |
42300 |
29200 |
6300 |
6800 |
Объемы и источники финансирования мероприятий указаны в приложении N 3.
Размеры финансирования мероприятий программы за счет средств федерального и муниципального бюджетов будут определяться в соответствии с договорами, заключенными между Правительством Амурской области и федеральным органом управления в сфере физической культуры и спорта и муниципальными органами власти, ежегодно.
7. Прогноз результатов, критерии результативности
и эффективности реализации программы
Эффективность реализации программы оценивается по показателям, характеризующим улучшение физического здоровья, физической подготовленности детей, подростков и молодежи, приобщение их к здоровому образу жизни, сохранение двигательной активности взрослого населения, в том числе лиц пожилого возраста и инвалидов. В целом ожидается положительная динамика основных показателей, которые должны составить в 2011 году:
количество лиц, систематически занимающихся физической культурой и спортом, - не менее 15% населения области;
количество детей, занимающихся в специализированных спортивных заведениях, - не менее 14% (социальный норматив - 20 %);
обеспеченность физкультурными кадрами - до 77%;
обеспеченность площадями спортивных сооружений всех типов - до 30% от социальных нормативов.
Снизятся показатели асоциального поведения молодежи, расширится перечень видов физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг, усовершенствуется система подготовки спортивного резерва и обеспечения спортивных команд, защищающих спортивную честь области, города, района, коллектива.
Предполагаемая социально-экономическая эффективность конкретных программных мероприятий отражена в приложении N 4.
8. Организация управления программой и контроль
за ходом ее реализации
Управление по физической культуре и спорту Амурской области и министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Амурской области являются государственными заказчиками и отвечают за реализацию программы в целом, обеспечивают согласованные действия по подготовке и реализации программных мероприятий, целевому и эффективному использованию средств областного бюджета, разрабатывают и представляют в установленном порядке сводную бюджетную заявку на финансирование из областного и федерального бюджетов на очередной финансовый год.
Государственные заказчики программы осуществляют текущий контроль за реализацией программы и в установленном порядке представляют в министерство экономического развития Амурской области информацию о выполнении программных мероприятий и целевом использовании финансовых средств.
Контроль за выполнением программы включает:
периодическую отчетность о реализации программных мероприятий;
контроль за рациональным использованием исполнителем финансовых средств;
контроль за сроками выполнения договоров, контрактов и соглашений;
контроль за качеством реализуемых программных мероприятий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В новой редакции изложена долгосрочная целевая программа "Развитие физической культуры и спорта в Амурской области на 2009 - 2011 годы".
Изменены показатели объемов финансирования программных мероприятий.
Установлено, что общий объем финансирования составляет 83600 тыс.руб. (ранее - 49400 тыс.руб.), в 2009 году программа будет профинансирована на 38200 тыс.руб. (ранее - 4000 тыс.руб.).
Постановление Губернатора Амурской области от 23 ноября 2008 г. N 283 "О внесении изменений в постановлении Правительства области от 15.11.2008 г. N 276"
Текст постановления опубликован в газете "Амурская правда" от 29 ноября 2008 г. N 222, от 2 декабря 2008 г. N 223, журнале "Вестник губернатора и Правительства Амурской области" от 28 ноября 2008 г. N 19